Нужно ли инструкции по охране труда согласовывать с профсоюзным комитетом

Обновлено: 17.05.2024

Если в организации создан профсоюз, это само по себе не означает необходимость учитывать его мнение при принятии локальных нормативных актов. Право выражать такое мнение предоставлено только тем первичным профсоюзным организациям, которые представляют интересы всех или большинства работников (то есть они должны объединять более 50 процентов работников организации). Поэтому запрашивать мнение профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, работодатель не обязан*.

Однако если в профсоюзе состоит большинство работников и он имеет право выражать свое мнение при принятии локальных нормативных актов, соблюдение установленной процедуры крайне важно, поскольку ее нарушение влечет негативные последствия для работодателя – соответствующий локальный нормативный акт будет считаться не подлежащим применению**.

Перечень локальных нормативных актов, принимаемых с учетом мнения профсоюза, установлен Трудовым кодексом. Но поскольку эти нормы содержатся в разных статьях, их поиск часто вызывает затруднения. В таблице на стр. 70 приведен полный перечень случаев, когда, согласно Трудовому кодексу, локальные нормативные акты принимаются с учетом мнения профсоюза.

С чего необходимо начать, чтобы получить мотивированное мнение профсоюза?

Порядок учета мнения профсоюза рассмотрим на конкретном примере.

Ситуация. Работодатель составляет график отпусков на 2011 год. В организации создан профсоюз, объединяющий более половины работников.

Какой-либо утвержденной формы мотивированного мнения не существует, поэтому профсоюзный комитет может представить его в виде любого письменного документа (выписки из протокола заседания, отдельного документа и т. д.). Дальнейшие действия работодателя зависят от того, какое мнение высказано профсоюзом.

Документы в тему

Документ

Поможет вам

Статьи 8, 74, 81, 101, 103, 105, 112, 116, 123, 135, 136, 147, 153, 154, 159, 162, 180, 190, 196, 212, 221, 297, 299, 301, 302, 325, 326, 3481, 372 ТК РФ

Разобраться, какие локальные нормативные акты принимаются с учетом мнения профсоюза, а также в порядке учета такого мнения

Уточнить унифицированную форму графика отпусков с отметкой об учете мотивированного мнения профсоюза

Случаи, когда учитывать мнение профсоюза обязательно

Случай

Статья Трудового кодекса

Введение режима неполного рабочего времени в случае, когда изменения определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, могут повлечь за собой массовое увольнение работников; отмена этого режима ранее установленного срока

Установление порядка проведения аттестации работников

Регулирование режима рабочего времени:

  • установление перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем;
  • составление графиков сменности;
  • разделение рабочего дня на части вследствие особого характера труда, при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены)

Статьи 101, 103, 105

Регулирование времени отдыха:

  • установление порядка и условий предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, установленных работодателем самостоятельно;
  • утверждение графика отпусков

Регулирование вопросов оплаты труда:

  • установление системы оплаты труда;
  • утверждение формы расчетного листка;
  • установление конкретных размеров повышения оплаты труда:
    • а) работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
    • б) за работу в выходной или нерабочий праздничный день;
    • в) за работу в ночное время;

    Статьи 112, 135, 136, 147, 153, 154

    Определение систем нормирования труда; введение, замена и пересмотр норм труда

    Принятие мер по предотвращению массовых увольнений

    Утверждение правил внутреннего трудового распорядка

    Определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечня необходимых профессий и специальностей

    Регулирование вопросов охраны труда:

    • разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников;
    • установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения

    Регулирование труда лиц, работающих вахтовым методом:

    • утверждение порядка применения вахтового метода;
    • увеличение продолжительности вахты до трех месяцев;
    • утверждение графика работы на вахте;
    • установление надбавки за вахтовый метод работы у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере

    Статьи 297, 299, 301 и 302

    Регулирование труда лиц, работающих у работодателей Крайнего Севера, не относящихся к бюджетной сфере:

    • установление размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно;
    • установление размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом

    Установление особенностей регулирования труда спортсменов, тренеров с учетом норм, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями

    Дополнительные случаи, предусмотренные коллективным договором, соглашением (при их наличии)

    Совет
    Чтобы доказать, что процедура учета мнения соблюдена, рекомендуем составить предложение о проведении консультаций в письменной форме и зафиксировать факт его передачи в профсоюз.

    Закон против практики
    На практике

    При принятии локального нормативного акта работодатель не учел мнение выборного органа первичной профсоюзной организации.

    В законе

    В соответствии со статьей 372 Трудового кодекса работодатель при принятии локального нормативного акта обязан учитывать мнение профсоюза, представляющего интересы всех или большинства работников.

    Что будет, если…

    Если со стороны работодателя, принявшего локальный нормативный акт без согласования с профсоюзом, будут обнаружены нарушения, ему выдадут предписание об отмене такого локального нормативного акта. Кроме того, профсоюз имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в установленном законодательством порядке (гл. 61 ТК РФ).

    Какое решение может принять профсоюз и как при этом быть работодателю?


    Вариант 1. Профсоюз полностью согласился с проектом графика отпусков либо предложил внести в него изменения, с которыми работодатель согласен.


    Мотивированное мнение рекомендуется хранить вместе с графиком отпусков.

    Вариант 2. Возможен и другой вариант.

    Профсоюз не согласился с предложенным проектом графика отпусков либо предложил внести в него изменения, неприемлемые для работодателя.

    В данном случае работодатель должен в течение трех календарных дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с профсоюзным комитетом (образец на стр. 73).

    Принятие работодателем управленческих решений

    Помимо учета мнения профсоюза при принятии локальных нормативных актов Трудовой кодекс содержит случаи учета его мнения при принятии управленческих решений ненормативного характера. Это привлечение работников к сверхурочной работе (ст. 99 ТК РФ) и к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК РФ), за исключением случаев, когда это обусловлено чрезвычайными ситуациями, перечисленными в частях второй и третьей статьи 99 и в частях второй-четвертой статьи 113 Трудового кодекса соответственно. Такие решения работодателя не являются локальными нормативными актами, поскольку адресованы конкретным работникам, а не широкому кругу лиц, и не направлены на установление правил длительного характера.

    Трудовой кодекс специальной процедуры учета мнения профсоюза при принятии таких решений не предлагает, поэтому представляется допустимым применять по аналогии порядок учета его мнения, рассмотренный выше. Однако во избежание разногласий применение такого порядка рекомендуется закрепить в коллективном договоре либо в локальном нормативном акте.


    Что делать работодателю после завершения консультации с профсоюзом?

    Если в результате консультаций стороны приходят к единому решению, работодатель принимает график отпусков в согласованной редакции.

    Формально составление протокола консультаций в такой ситуации не является обязательным, хотя, по нашему мнению, лучше зафиксировать проведение консультаций письменно.

    Если же стороны не достигнут согласия, разногласия обязательно оформляются протоколом (образец на стр. 74).

    После проведения консультаций и составления протокола разногласий работодатель имеет право принять локальный нормативный акт в первоначальной редакции. При этом профсоюз имеет право обжаловать принятый локальный нормативный акт в суд или государственную инспекцию труда.

    Запомните главное

    Отмечают эксперты, которые приняли участие в подготовке материала:

    Наталия КУЗЬМИНА,
    руководитель группы по кадрам ГК ЛАНИТ (Москва):

    – Если в вашей организации присутствует профсоюзный орган, то при принятии очередного локального нормативного акта нельзя пренебрегать учетом его мнения. Многие работодатели считают, что проведение этой процедуры – чистая формальность, от которой можно отказаться, сэкономив при этом время на утверждение документа. Результатом в этом случае, как правило, является признание такого локального акта недействительным.

    – После оформления протокола разногласий работодатель может принять локальный акт в своей редакции. В этом случае профсоюз имеет право обжаловать принятый локальный нормативный акт в суд или государственную инспекцию труда. Если будут обнаружены нарушения со стороны работодателя, ему выдадут предписание об отмене локального нормативного акта. Кроме того, профсоюз имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в установленном законодательством порядке.

    * Часть первая ст. 372 ТК РФ.

    ** Часть четвертая ст. 8 ТК РФ.

    *** Утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.

    Источник:
    Практический журнал по работе с персоналом "Кадровое дело" 4 апреля 2011г. №100

    Доброго времени суток. Подскажите, пожалуйста, новичку. Инструкции и программы должен согласовывать профсоюз или уполномоченный по охране труда, как я понимаю. А если в организации нет уполномоченного (совета трудового коллектива тоже нет, чтобы избрать уполномоченного по быстрому) и тем более профсоюза? Обычная частная организация (ООО). Можно ли утверждать инструкции и программы инструктажей без согласования с профсоюзом или уполномоченным? Просто время не ждет, необходимо утвердить хотя бы программу вводного для начала, чтобы принимаемых инструктировать. И браться за подразделения. Какой выход? Или создавать совет трудового коллектив и выбирать уполномоченного?

    Цитата
    Андрей Андреев написал:
    Или создавать совет трудового коллектив и выбирать уполномоченного?

    Это сделать не долго, но смысла в нем нет (по моему), мне еще никто из гос.инспекторов пальчиком не показал, что нет профкома и уполномоченного.

    Цитата
    Андрей Андреев написал:
    Можно ли утверждать инструкции и программы инструктажей без согласования с профсоюзом или уполномоченным?

    Можно! Утверждает инструкцию - руководитель организации;
    разрабатывается инструкция - руководителем структурного подразделения;
    согласовывается инструкция - со специалистом по ОТ.

    Цитата
    Андрей Андреев написал:
    необходимо утвердить хотя бы программу вводного для начала, чтобы принимаемых инструктировать.

    Программу\инструкцию вводного инструктажа по ОТ разрабатывает - специалист по ОТ (или лицо, ответственное за ОТ, приказом назначенное), а дальше инструктируйте принимаемых, без всяких профкомов.

    Тем более ООО. Профкомы актуальны на заводах, фабриках, у которых за 1000 человек, в основном гос.учреждения и вот эти (на мой счет) никому не нужные профсоюзы там и сидят. А уполномоченным может быть любой человек организации, из числа обычных работников, водитель к примеру!

    Цитата
    Андрей Андреев написал:
    Инструкции и программы должен согласовывать профсоюз или уполномоченный по охране труда, как я понимаю.

    Профсоюз согласовывает на титульном листе слева вверху! (справа вверху директор утверждает), своей печатью и подписью.
    О вот на последнем листе "согласовано" с уполномоченным по ОТ, но тут может быть нюанс, кого вы поставите уполномоченным. К примеру главного инженера, вот лично у меня главный инженер еще и руководитель структурного подразделения, т.е. он бы у меня разработал инструкцию и согласовал бы получается, сам с собой? Чушь какая то.
    Так что смотрите кого назначаете уполномоченным)))
    И самый главный вопрос, кто вам сказал про профсоюзы. Надо понимать у вас штат то не более 30 человек!?

    Коллега сказал что от него потребовал ГИТ, но у него профсоюзный комитет был, отстрелялся. Хотя у него 70 офисников и несколько водителей легковых. У ГИТа местного на обучении спрашивал, сказал обязательно, и даже как-то там обосновал, как они умеют.
    У меня 80 человек, основная масса - водители тракторов, грузовых авто и т.п.
    Если дословно о проблеме - предыдущий СОТ на словах назначил уполномоченным кадровика, заставил ее бумажки согласовывать. Никаких приказов, положений и протоколов заседаний совета трудового коллектива не было. Инструкции все просроченные, старые. Я решил все с нуля переделать. И до сегодняшнего дня не парился об уполномоченном, думал есть и хорошо, она мне даже программу и инструкцию вводного согласовала и положили директору на подпись. А тут решил спросить об этом, в итоге ничего не нашли. Позвонил предшественнику - "где то валялся акт что избрали и т.п. а может и нет, ну накидай заново если нет". Это полбеды. Он еще "повелевал" ей обучиться по ОТ для двух организаций, во второй ее даже в штате нет. (две организации - два юр.лица - многие во второй на 0,25, и я в т.ч. Во второй организации 70 человек. Занимаются обе вместе одним и тем же.). Вот и думаю теперь забить и переписать ИОТ без согласования с уполномоченным, и вообще в принципе сказать ей что не нужен нам уполномоченный. Или же оформить эти советы в обоих организациях задними числами.

    Цитата
    Андрей Андреев написал:
    Доброго времени суток. Подскажите, пожалуйста, новичку. Инструкции и программы должен согласовывать профсоюз или уполномоченный по охране труда, как я понимаю. А если в организации нет уполномоченного (совета трудового коллектива тоже нет, чтобы избрать уполномоченного по быстрому) и тем более профсоюза? Обычная частная организация (ООО). Можно ли утверждать инструкции и программы инструктажей без согласования с профсоюзом или уполномоченным? Просто время не ждет, необходимо утвердить хотя бы программу вводного для начала, чтобы принимаемых инструктировать. И браться за подразделения. Какой выход? Или создавать совет трудового коллектив и выбирать уполномоченного?

    Для полного понимания порядка утверждения локальных нормативных актов (ЛНА), а инструкция по охране труда есть ЛНА Вам желательно прочесть следующие статьи Трудового Кодекса РФ:
    - ст. 8;
    - ч. 2, абзац 23, ст. 212;
    - ст. 372.
    Из них Вы узнаете, в каких случаях надо учитывать (это не согласование) мнение представительного органа работников (профсоюза) при принятии ЛНА (ИОТ), в каких случаях ЛНА (ИОТ) согласовываются с представительным органом работников (профсоюзом). И, что учет мнения и согласование осуществляется, если есть в наличии представительный орган работников и даже при наличии профсоюза не всегда работодатель обязан учитывать его мнение.
    Также в соответствии с ч. 2, абзацем 10, ст. 22. ТК РФ Вы обязаны знакомить своих работников под роспись с принимаемыми инструкциями по ОТ.

    В соответствии с Постановлением Минтруда России от 17.12.2002 № 80 на оборотной стороне ИОТ рекомендуется ставить визу (что означает согласование) руководителя (специалиста) службы охраны труда.

    Цитата
    Андрей Андреев написал:
    Коллега сказал что от него потребовал ГИТ, но у него профсоюзный комитет был, отстрелялся. Хотя у него 70 офисников и несколько водителей легковых. У ГИТа местного на обучении спрашивал, сказал обязательно, и даже как-то там обосновал, как они умеют.

    Почему бы Вам не сформировать для решения вопросов ОТ представительный орган - комитет (комиссию) ОТ? Его создание предусмотрено ТК РФ, есть типовое положение. Процедуры создания простые и вполне выполнимые для любого работодателя.

    Я правильно понял, что мне можно забросить это гиблое дело с советом трудового коллектива и спокойно утверждать ИОТ без мнения уполномоченного (которого нет)?

    Цитата
    He-man написал:
    Почему бы Вам не сформировать для решения вопросов ОТ представительный орган - комитет (комиссию) ОТ? Его создание предусмотрено ТК РФ, есть типовое положение. Процедуры создания простые и вполне выполнимые для любого работодателя.

    Да, в принципе, в дальнейшем можно, если директор согласится. Сейчас просто основная задача это пересмотреть старые ИОТ, утвердить новые. и заняться программой обучения и комиссией по проверке знаний. короче все еще впереди. ОТ занимаюсь только я, и с горем пополам заставляю РСП. Директору нужен результат, и чем меньше заморочек на пути к результату будет, тем для него лучше. Поэтому хочу поставить работу "на рельсы", а потом "вагоны цеплять".

    Цитата
    Андрей Андреев написал:
    Я правильно понял, что мне можно забросить это гиблое дело с советом трудового коллектива и спокойно утверждать ИОТ без мнения уполномоченного (которого нет)?

    Да, Вы правильно поняли. При отсутствии в организации представительного органа работников,
    разработанные в организации ЛНА ни с кем не согласовывают. Само собой
    разумеется, если нет представительного органа не может быть и уполномоченных по
    ОТ. Уполномоченные по ОТ не назначаются приказом, а выбираются представительным
    органом работников. С уполномоченными по ОТ ни когда, ни каких ЛНА не
    согласовывали. Не тот уровень с кем согласовывают ЛНА.

    Цитата
    Андрей Андреев написал:
    Да, в принципе, в дальнейшем можно, если директор согласится

    Может быть лучшим будет не согласие директора? А его инициатива организовать взаимодействие с работниками? Которая будет документально оформлена.

    Читайте также: