Нужно ли делать доп соглашение к трудовому договору при смене прописки

Обновлено: 13.05.2024

Когда сотрудник меняет фамилию или получает новый паспорт, достаточно внести изменения в учетные документы. Для этого издайте приказ. Также вы можете оформить с работником дополнительное соглашение к трудовому договору. Закон это не предусматривает, но и не запрещает. Укажите в допсоглашении полностью новое Ф. И. О. работника и реквизиты документа, который удостоверяет его личность: серию, номер, когда и кем выдан, код подразделения.

Вы вправе внести новые сведения непосредственно в текст трудового договора (ч. 3 ст. 57 ТК). Старые данные зачеркните, а рядом напишите новые. Делайте так, если в договоре есть свободное место. Если места нет, целесообразно оформить дополнительное соглашение к трудовому договору.

Компания вправе не указывать в трудовом договоре адрес регистрации работника. Поэтому новый штамп в паспорте о регистрации — не повод изменять трудовой договор. Изменения нужно внести, только если адрес изначально указали в договоре и работник сменил прописку.

Не вносите изменения в договор, если сменился директор

Указывать ли реквизиты сторон в дополнительном соглашении к трудовому договору?

Указывайте в дополнительном соглашении реквизиты сторон, которые прописали в договоре.

Дополнительное соглашение — часть договора. Реквизиты — это информация о работнике и работодателе, которая должна быть в трудовом договоре (ч. 1 ст. 57 ТК).

Обязательные реквизиты: Ф. И. О. работника и его паспортные данные, ИНН работодателя и др. (ст. 57 ТК). Стороны сами решают, какие еще реквизиты указать в договоре, например, адрес регистрации работника и ОГРН организации. Печать компании в трудовом договоре — необязательный реквизит. Поэтому договор действителен и без печати.

Не указывайте в трудовом договоре реквизиты счета для зарплаты

Сотрудники вправе получать зарплату на руки либо на счет в банке (ч. 3 ст. 136 ТК). Условия выплаты зарплаты можете отразить в трудовом договоре. Но реквизиты счета, куда будут поступать деньги, не указывайте.

Если зарплатный банк нужно будет поменять, придется вносить изменения в договор. Будете оформлять дополнительные соглашения к каждому договору, а это лишняя работа. Достаточно, если реквизиты для перечисления зарплаты сотрудник укажет письменно в заявлении. Тогда не нужно будет изменять договор.

Как правильно нумеровать трудовые договоры и дополнительные соглашения?

Компания сама решает, нумеровать договоры и допсоглашения или нет.

Порядок нумерации пропишите в ЛНА. Минтруд советует ставить номера в порядке возрастания, например, начинать нумерацию трудового договора с каждого нового года (письмо от 21.03.2018 № 14-2/В-191).

Оформите журнал учета договоров, он необязателен, но поможет систематизировать учет (образец ниже). Укажите номер договора и год, когда его заключили. Ведите нумерацию соглашений для каждого трудового договора начиная с № 1.

Исправляйте опечатки и орфографические ошибки в трудовом договоре, если они искажают данные (образец ниже). Например, с ошибкой указали название компании, фамилию работника или опечатка в наименовании трудовой функции.

Как прописать оклад при неполной ставке, чтобы избежать споров с ГИТ и работниками?

Пропишите в трудовом договоре всю сумму оклада по должности.

Информация об оплате труда — обязательное условие трудового договора (ч. 1 ст. 57 ТК). Сделайте оговорку, что зарплату начисляют в зависимости от отработанного времени.

Оклад — это фиксированная сумма оплаты труда за месяц. Оклад платят за то, что сотрудник выполняет трудовые обязанности определенной сложности (ст. 129 ТК). Сотрудники с неполным рабочим временем норму за месяц не вырабатывают. Поэтому получают только часть оклада пропорционально отработанному времени.

Что делать, если потеряли экземпляр трудового договора?

Если потеряли или испортили экземпляр трудового договора работодателя, оформите дубликат с экземпляра сотрудника. В каком порядке оформлять дубликат трудового договора, закон не устанавливает.

Если сотрудник тоже потерял свой экземпляр, то заключите новый трудовой договор. Информацию для договора берите из приказа о приеме, трудовой книжки и личной карточки сотрудника. Датой оформления договора укажите текущее число. Но датой приема на работу указывайте дату, когда сотрудник фактически начал выполнять свои обязанности.

Содержание дубликатов должно соответствовать содержанию утерянного трудового договора. Пропишите в дубликате те же сведения, что были в подлиннике. Обязательные сведения и условия трудового договора указаны в статье 57 Трудового кодекса.

Обязательно ли ставить подписи сторон на каждой странице трудового договора?

Подписи сотрудника и директора на каждой странице трудового договора защитят документ от подделки.

При конфликтах сотрудник может подменить лист договора с размером заработка и потребовать недоплату за время работы. В суде будете доказывать, что фактически работник получал меньше. Документ гораздо сложнее сфальсифицировать, если в нем есть подпись. Эксперт почерковед установит, что подпись поддельная, и работник проиграет суд.

Предусмотрите в шаблонах ваших трудовых договоров место для подписей сторон на каждой странице. Пропишите в локальном акте о ведении делопроизводства правило, что и работник, и директор должны расписаться на каждой странице договора.

Директор должен первым подписать трудовой договор

Трудовой договор вступает в силу после того, как его подпишут и работник, и представитель работодателя (ч. 1 ст. 61 ТК).

Закон не устанавливает, кто должен первым поставить подпись. Целесообразно, чтобы первым это сделал директор. Работник ставит в договоре две подписи. Первый раз он подписывает договор. Второй раз расписывается за то, что получил свой экземпляр договора (ч. 1 ст. 67 ТК).

Работник получит свой экземпляр, только если в нем будет подпись директора. Поэтому сначала подпишите документ у директора, а затем несите работнику на подпись.

Можно ли с пенсионером заключить срочный договор, если характер работы позволяет оформить бессрочный?

Вы вправе оформить срочный трудовой договор, если впервые принимаете пенсионера на работу.

Бессрочный трудовой договор нельзя заменить на срочный

Срок — это не только условие, но еще и вид трудового договора. Закон не позволяет изменить бессрочный трудовой договор на срочный. В таком случае менять вид трудового договора нельзя даже по соглашению сторон.

Например, работнику предложили перейти на должность, по которой возможно оформить только срочные отношения. Оформлять при этом временный перевод сотрудник не хочет.

Вы можете расторгнуть бессрочный трудовой договор и заключить срочный договор. Только заранее предупредите работника, что отношения с ним будут носить срочный характер.

Как отразить условия труда на новом рабочем месте, если спецоценку еще не провели?

Если вводите новые рабочие места, то у вас есть год, чтобы провести спецоценку. При вредных или опасных воздействиях на сотрудников — полгода (ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Однако в трудовом договоре должна быть формулировка об условиях труда на рабочем месте (ч. 2 ст. 57 ТК). Поэтому пропишите в договорах условия, в которых работает сотрудник (письмо Минтруда от 14.07.2016 № 15-1/ООГ-2516).

Когда проведете спецоценку, заключите с работниками дополнительные соглашения к договорам. Отразите в документах условия труда, отметьте в допсоглашении гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Главные темы месяца

Добрый день!
Один сотрудник принес копию нового паспорта (сменил по возрасту, фамилия осталась та же), второй сменил прописку и то же принес копию паспорта.
Подскажите, пожалуйста, как правильно офомить эти изменения.
1. Нужно ли составлять допсоглашение?
2. Нужен ли приказ, если нужен, то какой:
- по основной деятельности
- или с нумерацией как прием, увольнение , перевод - они у меня проходят как 1лс, 2лс итд?
Может еще нужно что-то?
огромное спасибо!

Т.к. Это внесение изменений в документы содержащие персональные данные, необходимо взять с сотрудников заявление, издать приказ по л/с, зарегистрировать и внести изменения

О чем приказ и куда вносить? В личную карточку - зачеркнули старую запись, внесли новую. В программу - перебили и все. Может я и не права, но считаю совершенно лишним издавать какие-то приказы. Даже не понимаю их смысла. Когда фамилию (имя, отчество) меняет - вопросов нет - обязательно нужно. При смене паспорта, прописки - нет.

Цитата
Дюймовочка пишет:
сотрудник принес копию нового паспорта (сменил по возрасту, фамилия осталась та
же), второй сменил прописку

Нужно ли вносить изменения в трудовой договор, если изменились паспортные данные: прописка, фамилия?

Вопрос о внесении изменений в трудовой договор при изменении персональных данных работника законодательством не урегулирован.
Прямо предусмотрена обязанность работодателя в случае изменения сведений о работнике внести изменения только в трудовую книжку и личную карточку работника, а также поменять страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (п. 2.3 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69, Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1, а также ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Однако считаем, что для приведения всех документов работника в соответствие друг с другом внести изменения в трудовой договор в случае изменения сведений о работнике все же стоит. Такие изменения окажутся очень кстати в тот момент, когда понадобится заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, ведь в нем будут указаны уже изменившиеся сведения о работнике.
По вопросу о процедуре внесения таких изменений существует два мнения. Одни утверждают, что следует вносить изменения в первоначальный текст трудового договора, а другие говорят о необходимости заключения дополнительного соглашения к нему.
В силу части первой ст. 57 ТК РФ фамилия, имя и отчество работника и сведения о документах, удостоверяющих личность работника, должны быть указаны в трудовом договоре. Причем эти данные относятся к сведениям и не являются условиями трудового договора. Согласно же ст. 72 ТК РФ отдельное соглашение сторон оформляется при изменении именно условий трудового договора.
В соответствии с частью третьей ст. 57 ТК РФ недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, в отличие от недостающих условий, которые должны определяться приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме.
По нашему мнению, более корректно действовать по аналогии с нормой ст. 57 ТК РФ и в случае изменения фамилии работника и (или) его паспортных данных поправки вносить непосредственно в текст трудового договора, заверяя новую информацию подписями работника и работодателя.
Однако на практике многие работодатели в случае изменения сведений о работнике подписывают с ним дополнительное соглашение к трудовому договору.
На наш взгляд, сам вопрос о том, заключать или нет дополнительное соглашение к трудовому договору в связи с тем, что работник изменил фамилию или поменял паспорт, не является принципиальным.
Что касается данных о регистрации работника по месту жительства, то такие сведения в трудовом договоре вообще не указываются (часть первая ст. 57 ТК РФ). Поэтому необходимости вносить изменения в трудовой договор при смене работником места жительства не возникает.

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кикинская Анна

15 августа 2008 г.

Я делаю доп. соглашение. (можно прям в договор вносить изменения, но так как все равно подписывать с обоих сторон и в 2-х экз., лучше доп. т.к. на практике сложно найти экз. сотрудника (вечно не допросишься))
Сначало заявление от работника с копией документа, потом приказ на основе этого заявления, и доп.

А я вот что нашла:


Вопрос: Каким образом вносятся изменения в трудовой договор, если изменились только паспортные данные, прописка или фамилия работника?


Ответ: Основные требования к содержанию трудового договора изложены в ст. 57 Трудового кодекса РФ.

С принятием новой редакции ТК РФ эти требования были существенно дополнены. Например, помимо включения фамилии, имени и отчества работника, теперь ст. 57 ТК РФ устанавливает обязательность включения сведений о документах, удостоверяющих личность работника, т.е. сведений, позволяющих идентифицировать сторону трудового договора.

Такими документами для граждан РФ являются общегражданский паспорт, удостоверение личности, паспорт моряка, справка установленной формы и иные документы (см., например, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";).

В сведениях о документах необходимо указать наименование документа, орган, выдавший этот документ, номер документа и дату его выдачи.

Адрес места жительства и дату рождения работника стороны могут вносить по взаимному согласию, законодательством внесение этих сведений не регулируется.

Соответственно, поскольку при смене фамилии работника или замене паспорта по возрасту изменяются и сведения о документе, удостоверяющем личность, стороны трудового договора должны внести измененные сведения во все учетные документы работника.

Процедура внесения измененных сведений в трудовой договор трудовым законодательством не регулируется.

Существует мнение, что данные сведения необходимо вносить в текст трудового договора по аналогии с внесением недостающих сведений ( ч. 3 ст. 57 ТК РФ).

Данное мнение кажется нам спорным, поскольку в законе прямо указано на внесение именно недостающих сведений, а не измененной информации.

Существует точка зрения, что с работником необходимо заключить дополнительное соглашение о внесении изменений в трудовой договор по аналогии со ст. 72 ТК РФ.

Данная точка зрения также небесспорна, поскольку ст. 72 ТК РФ устанавливает необходимость заключения дополнительного соглашения при изменении условий трудового договора, а не информации о стороне договора.

Поскольку законодатель не урегулировал данный вопрос, полагаем, что стороны вправе самостоятельно определить, каким образом внести изменения в сведения о работнике.

Обращаем внимание, что при внесении изменений (как путем составления соглашения, так и путем внесения изменений в текст договора) необходимо изменить только сведения о документе, удостоверяющем личность работника, и сведения об имени, фамилии и отчестве. Изменения, касающиеся адреса регистрации по месту жительства, в трудовом договоре указывать не обязательно.

Рекомендуем произвести следующие действия:

1) работник, изменивший фамилию или заменивший паспорт по иным причинам, должен подать работодателю соответствующее заявление, составленное в произвольной форме, с указанием причины произошедших изменений. К заявлению необходимо приложить копии документов, подтверждающих изменение персональных данных;

2) на основании заявления работодатель должен издать приказ о внесении изменений в документы, содержащие персональные данные работника. С приказом работника следует ознакомить под роспись;

3) после издания приказа внести изменения во все учетные документы.

При смене фамилии работника изменения должны вноситься не только в трудовой договор.

Например, изменение фамилии должно быть отражено в личной карточке (унифицированная форма N Т-2 , утвержденная Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1), трудовой книжке ( Инструкция по заполнению трудовых книжек, утвержденная Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69), страховом свидетельстве ПФР ( п. 4 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";).

Если фамилию изменил руководитель организации, об этом нужно сообщить также и в налоговую инспекцию по месту регистрации организации в трехдневный срок. Такое правило установлено п. п. 1 и 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Исходя из изложенного полагаем, что стороны должны внести измененные сведения во все соответствующие документы. Порядок внесения изменений в трудовой договор стороны вправе установить самостоятельно.

Предлагаем воспользоваться аналогией с внесением изменений в трудовые книжки. Прежние сведения аккуратно зачеркиваются одной чертой, сверху пишутся новые сведения, ниже указываются документы, служащие основанием для внесения изменений. Изменения заверяются подписями работодателя и работника, скрепляются печатью работодателя.


О.Г.Кондратьева

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

09.02.2011

image_pdf
image_print

Первый документ, который следует оформить — заявление о смене фамилии при вступлении в брак. Без него не будет оснований для выпуска приказа и изменения кадровых документов. Составить заявление можно в свободной форме, поскольку закон специальных бланков для этого не предусматривает.

В заявлении сотрудница должна привести старую и новую фамилии и изложить просьбу о замене. Также нужно указать, какие подтверждающие документы прилагаются. Обычно это копии свидетельства о заключении брака и паспорта.

Обратите внимание! Наличие подтверждающих документов обязательно! Без них принимать заявление не следует!

Вот примерный образец такого заявления:

от менеджера
Петровой (Сидоровой) М.И.

Прошу изменить мои персональные данные в документах в связи с изменением фамилии по причине вступления в брак. Моя прежняя фамилия – Сидорова, новая фамилия – Петрова.
К заявлению прилагаю подтверждающие документы, а именно:

  • копию свидетельства о заключении брака Х-ХХ № 123456 от 15.01.2018, выданного Тушинским отделом ЗАГС г. Москвы;
  • копию паспорта РФ серии 1234 № 123456, выданного 01 февраля 2018 г. паспортно-визовым отделением ОВД района Митино УВД СЗАО г. Москвы, код подразделения ХХХ-ХХХ

СНИЛС

Также при смене фамилии придется поменять страховое пенсионное свидетельство, то есть СНИЛС. На нем указаны персональные данные гражданина, поэтому документ нужно обновить. Речь идет о самой карточке — номер лицевого счета останется прежним.

Получить новый СНИЛС сотрудница может, самостоятельно обратившись в отделение ПФР, либо через работодателя. При обращении в орган ПФР старое свидетельство изымут, а взамен выдадут новое.

Теперь пришла пора издать приказ о смене фамилии сотрудницы. Опять же, закон не устанавливает для этого приказа какой-то определенный формы, поэтому его можно составить на собственное усмотрение. Вместе с тем в статье 9 закона 402-ФЗ приведены обязательные реквизиты, которые должны содержаться в приказе. Не углубляясь в детали, предлагаем примерную форму такого документа:

о внесении изменений в учетные документы в связи со сменой фамилии сотрудника

г. Москва 12.02.2018

На основании свидетельства о браке Х-ХХ № 123456 от 15.01.2018, выданного Тушинским отделом ЗАГС г. Москвы, паспорта гражданина РФ и личного заявления работника

изменить в учетных документах фамилию менеджера Сидоровой Марии Ивановны на фамилию Петрова.

Генеральный директор /И.И. Иванов/

В приказе можно дополнительно указать, кому из сотрудников кадровой службы поручается его исполнение, и кто должен за этим проследить. Сотрудницу следует ознакомить с документом под подпись.

Исправление фамилии в трудовой книжке

В трудовую книжку сотруднице также следует внести изменение. Порядок таков:

  • старая фамилия перечеркивается одной чертой;
  • рядом вносится новая;
  • на форзаце поясняется причина исправления со ссылкой на документ-основание.

Такой порядок установлен пунктом 2.3 Инструкции из постановления Минтруда России от 10 октября 2003 года № 69 и пунктом 26 Правил, утвержденных постановлением Правительства № 225 от 16 апреля 2003 года.

Страничка с измененными данными сотрудницы будет выглядеть так:

Запись о смене фамилии на внутренней стороне обложки следует удостоверить подписью специалиста, который внес изменения, и печатью (при наличии).

Немного об ответственности

С одной стороны, страхователи обязаны представлять достоверные сведения о своих работниках. С другой стороны, самих работников закон прямо не обязывает сообщать работодателю об изменении персональных данных. Чтобы не попадать в неприятности, связанные с этим казусом, рекомендуется заранее предпринять определенные действия:

  1. Закрепить в должностных инструкциях, трудовом договоре или локальном акте обязанность работников сообщать о смене фамилии и других персональных данных. Например, можно издать Положение о работе с персональными данными.
  2. В документах из пункта 1 указать конкретный срок, в течение которого работник обязан уведомить работодателя об изменении персональных данных.
  3. Ознакомить работника с этими документами под подпись.

Если соблюсти эти три условия, то работника можно будет привлечь к ответственности за неисполнение обязанности информировать работодателя об изменении персональных данных.

Когда в организацию приходит новый сотрудник, нужно получить с него достоверную информацию об имени, адресе, паспортных данных и образовании. Также желательно обязать его сообщать работодателю об изменении этих данных, например, в пятидневный срок.

Нужно ли делать доп. соглашение к трудовому договору, если работник сменил фамилию и паспортные данные в связи с вступлением в брак?

Ответы на вопрос:

Нет, не нужно делать дополнительное соглашение, достаточно просто приложить соответствующие документы к личному делу сотрудника. Всего доброго!

Нет, не нужно делать. Законодательство не возлагает такой обязанности на работодателя. Делать дополнительное соглашение нет необходимости.

Нужно ли делать доп. соглашение к трудовому договору, если работник сменил фамилию и паспортные данные в связи с вступлением в брак?

Здравствуйте, да, небоходимо, так как реквизиты работника (его паспортные данные) сменились.

Обязательств, таких нет, но вы обязательно должны прописать в его трудовой книжке, что произошла смена фамилии и на основании чего.

Похожие вопросы

Как правильно составить дополнительное соглашение к трудовому договору по причине изменения фамилии работника. Приказ издали, в трудовой книжке изменили фамилию, а что делать с трудовым договором? Понимаю, что это должно быть Доп. соглашение, но что менять в трудовом договоре, ведь фамилия работника в самом начале и конце ТД?

Заключили договор на аренду оборудования. Составляли к договору много доп. соглашений: доп соглашение №1 об изменении размера арендной платы и пунктов договора, №2 об изменении других условий (пунктов) договора, №3 (о добавлении пунктов и приложений в договор), №4 о продлении срока договора. Теперь нужно снова составить очередное Доп соглашение (об изменении размера арендной платы). Если размер арендной платы, установленной доп. соглашением №1 к договору меняется доп. соглашением №5, как написать, что доп. соглашение №1 не действует? Правильно ли, если в доп. соглашении №5 написано, что стороны пришли к соглашению признать утратившим силу Дополнительное соглашение №1 к Договору? Если стороны подписывают новое доп. соглашение к договору, отменяет ли это предыдущие договорённости, указанные в предыдущих доп. соглашениях, если много доп. соглашений и каждое меняет или вводит новые пункты в договор, как правильно прописать, какие доп. соглашения к договору остаются в силе, а какие доп. соглашения нет? Спасибо!

Договор долевого участия заключен до вступления в брак. Нужно ли нотариальное согласие супруга на регистрацию дополнительного соглашения к этому договору. (Покупка квартиры не за совместно нажитые деньги). Текст доп. соглашения как раз о смене фамилии и паспортных данных. Заранее спасибо.

Оформила работнику трудовой договор, далее работника перевели, сделала доп соглашение № 1 к ТД и изменила наименование должности, график работы и оклад. Сейчас работника опять переводят, но оклад и график не меняется (остается как в доп. соглашении № 1). Надо ли прописывать в доп. соглашении № 2 снова оклад и график работы, или только указать должность, на которую переводится работник. Запуталась, т.к. доп соглашения мы делаем к Трудовому договору, где вообще первоначальный график работы и оклад, на который принимался работник другие, и опять же допник № 2 не отменят действие первого дополнительного соглашения.

У моей невесты это будет второй брак, девичья фамилия — Виноградова, сейчас — Егорова, она хочет вернуть девичью фамилию, регистрация брака состоится скоро, сменить фамилию до регистрации она не успеет. В заявлении о вступлении в брак указана фамилия жены — Андреева. При регистрации она оставит фамилию Егорова, и если после вступления в брак моя жена поменяет фамилию на девичью, какие проблемы возникнут в документах?

У жены в трудовой книжке, после смены фамилии (вступление в брак) Допустили подчистки при записи фамилии. Сейчас, при подготовке документов на пенсию, сказали, что нужно подавать в суд, для установления "факта принадлежности трудовой книжки". Какие документы будут являться доказательством подтверждающим, что трудовая книжка принадлежит заявителю? Свидетельств о разводе (Первая фамилия в трудовой книжке) и о вступлении в брак (фамилия на которую изменили фамилию в ТК) будет достаточно или нужно еще что то?

Помогите пожалуйста разобраться, в свидетельстве о браке указана фамилия по мужу, при разводе я оставила его фамилию, но через четыре года я решила сменить фамилию на девичью т.к забеременела и хотела дать ребенку свою фамилию. Я пошла в паспортный стол написала заявление на смену фамилии по расторжению брака, оплатила в банке мне выдали паспорт, ничего не сказали что надо все через загс делать. Получается в загсе фамилия по мужу, в паспорте девичья. Не знаю что делать в загсе тоже.

Читайте также: