Нужна ли подпись в трудовой книжке при увольнении об ознакомлении

Обновлено: 13.05.2024

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Трудовая книжка

Процесс увольнения всегда неприятен и требует четких действий. Особым моментом является выдача трудовой книжки при увольнении, так как в этот документ внесены все основные данные о сотруднике. Наниматель обязан выдать документ и не имеет никакого права удерживать его у себя во вред бывшему сотруднику. Иногда бывает, что руководитель угрожает тем, что не отдаст книжку или же работник отказывается забирать ее сам, так как не согласен с увольнением.

Трудовая книжка вмещает всю историю рабочего периода человека, она понадобится в будущем для расчета трудового стажа в ПФР. Пока не прекратились трудовые отношения, работодатель должен хранить ее у себя, а по расторжении трудового договора обязан выдать документ беспрепятственно в последний рабочий день.

Увольнение подразумевает под собой расторжение всех трудовых отношений работника с компанией и ее руководством. Сотрудник имеет право забрать свои вещи и документы и закончить работу в данной организации.

Законодательные регламентации по трудовой книжке

Образец трудовой книжки является законодательно закрепленным. Правила, согласно которым ведутся, хранятся и выдаются трудовые книжки, регламентируются федеральными органами исполнительной власти, которые уполномочены на это Правительством РФ.

Законодательные основы обращения с трудовыми книжками содержатся в следующих актах:

Что происходит с трудовой книжкой при увольнении

Законодательные акты требуют выдачи трудовой книжки с внесенной в нее записью о прекращении трудового договора увольняемому сотруднику в последний его рабочий день у данного работодателя.

В некоторых предусмотренных законом случаях датой увольнения считается не последний проведенный на службе день, а другая дата. Это возможно, если, например, сотруднику перед увольнением предоставлен неиспользованный ранее отпуск, по окончании которого он и будет считаться уволенным. В этой ситуации последний рабочий день перед отпуском станет днем расчета и выдачи трудовой книжки, тогда как датой увольнения будет значиться последний отпускной день.

Записи, вносимые в трудовую книжку

Выдать сотруднику трудовую книжку работодатель обязан правильно оформленной. При увольнении стоит проверить следующие моменты заполнения на соответствие Правилам ведения и хранения трудовых книжек:

  • каждая запись, внесенная в книжку за время работы у данного работодателя, должна быть заверена подписью начальства (ответственного лица);
  • на каждой подписи должна стоять печать организации или ее отдела кадров;
  • должна наличествовать и подпись самого сотрудника (кроме тех случаев, когда книжка выдается не ему либо он отказывается ее получить);
  • записи формулируются в установленной законом форме;
  • последней должна стоять запись об увольнении из данной организации;
  • если книжка велась не только на государственном языке, но и на региональном (республики, которая находится в составе РФ), то соответствующим образом должны быть заверены оба текста.

Кто может получить трудовую книжку

Обычно при увольнении трудовую книжку отдают на руки непосредственно работнику. На практике встречаются разрешенные законом обстоятельства, когда книжка может быть:

  • выдана лицу, получившему от работника доверенность на получение документа;
  • отдана родственнику увольняемого;
  • переслана с помощью почты;
  • сохранена работодателем в установленном законом порядке.

Особенности личной выдачи

Процедура получения трудовой книжки для работодателя более трудоемкая, чем для увольняющегося. Она состоит из нескольких этапов.

  1. Заполнение. Оно должно быть полностью завершено ко дню увольнения, и заключается в двух важных процедурах:
    • заверение подписями и печатями всех записей, сделанных в период работы в данной организации;
    • вписывание формулировки об увольнении.
  2. Получение подписи сотрудника в нужной графе личной карточки (в том, что он получил книжку на руки).

Работник не получил книжку, что делать?

Если в день увольнения сотрудник не явился в отдел кадров или на свое рабочее место либо отказывается получить трудовую книжку, работодателю необходимо подстраховаться. Ситуацию нельзя пускать на самотек, иначе возможно судебное разбирательство по причине задержки выдачи трудовой. Работодателю необходимо:

Трудовая книжка – почтой

Пересылать столь важный документ можно только с письменного согласия его собственника, то есть сотрудника. Такое согласие может быть выражено:

  • заблаговременно, когда сотрудник в письменном виде просит переслать ему его трудовую по указанному адресу ввиду невозможности вовремя явиться за ней лично;
  • в ответ на посланное работодателем уведомление.

Когда книжку отдадут родственникам?

Близкие люди сотрудника могут получить его трудовую книжку только в одном весьма печальном случае – увольнении в связи со смертью. Для этого необходимо:

  • внести в книжку запись о прекращении трудовых отношений;
  • убедиться в близких родственных связях с умершим, подтвержденных документально (паспортом, свидетельством о браке, о рождении и пр.);
  • получить от родственника расписку в получении трудовой (в простой форме).

По письменному согласию родственников можно воспользоваться услугами почты.

Порядок выдачи трудовой книжки при увольнении работника по ТК РФ

Работодатель не имеет права отпускать бывшего подчиненного с книжкой, в которой не сделаны соответствующие записи. Согласно ст. 66 ТК РФ он обязан вносить записи, связанные с изменениями в должности или личных данных работника. Без этих сведений не будет никакого смысла в самой книжке и ее хранении на рабочем месте. Также при отсутствии этой информации могут возникнуть проблемы с расчетом и начислением пенсии сотруднику.

Порядок увольнения и получения книжки следующий:

  1. Составление заявления подчиненным, если он увольняется по собственному желанию.
  2. Если увольнение происходит по инициативе руководителя, то составляется специальный акт.
  3. Начальство обязано прочитать заявление, одобрить решение работника.
  4. Далее после написания заявления должна следовать двухнедельная отработка.
  5. В последний рабочий день в журнале учета трудовых книжек руководитель или уполномоченное лицо (обычно кадровый работник) делает запись и визирует ее своей подписью и печатью компании.
  6. Работник может получить свой документ вместе со всеми выплатами, которые положены при увольнении.

Итак, запись об увольнении в трудовую книжку вносится в последний рабочий день (Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 №225). Она должна содержать в себе такие пункты:

  • Порядковый номер записи.
  • Дату увольнения в формате дд.мм.гггг.
  • Основания расторжения договора. Помним, что слова пишутся полностью, без использования каких-либо сокращений. Ссылка на номер, пункт, часть статьи ТК РФ обязательна.
  • Реквизиты приказа без сокращений.
  • Подписи уполномоченного сотрудника или руководителя и увольняемого работника. Печать компании, заверяющая внесенную запись.

Пока запись в трудовую не будет внесена, выдавать ее увольняемому сотруднику нельзя.

Сроки выдачи книжки

Согласно ст. 84.1 ТК РФ расчет и выдача трудовой происходит в последний рабочий день сотрудника. Бывают ситуации, когда работник в день увольнения не вышел на работу, например, если он заболел или отказался в этот день прийти и забрать трудовую.

В таком случае уволенному работнику направляется уведомление с просьбой забрать документ или дать согласие на отправку книжки по почте. С момента отправки уведомления руководитель перестает нести ответственность за задержку книжки.

Если работник, получив уведомление, обратился за трудовой книжкой, то работодатель должен вернуть ее не позднее 3 рабочих дней.

Документ можно отослать уволенному сотруднику по почте, если тот дал на то свое согласие и написал заявление на пересылку документа.

В случае смерти сотрудника трудовую могут получить его родственники, предоставив документы для подтверждения родства. Если за книжкой никто не обратился, то руководитель обязан хранить его до востребования.

Выдача трудовой книжки по доверенности

Трудовая книжка, как и многие другие документы, может быть выдана не только лично, но и доверенному лицу, если соответствующие полномочия оформлены должным образом. Это подразумевает надлежащее оформление доверенности – документа, делегирующего определенные полномочия, в данном случае, получение трудовой книжки, указанному лицу. Это бывает в случаях, например, когда сотрудник физически не может забрать документ.

Доверенность должна быть написана в установленной законом форме и заверена у нотариуса.

Важно! Доверенность может считаться недействительной, если на ней не стоит дата ее составления.

Без даты невозможно выявить, имеет ли документ юридическую силу. Если доверенность написана без указания срока ее действия, то считается, что он составляет 1 год.

Правильно оформленная доверенность должна содержать в себе следующие сведения:

  1. Дату создания, а также место составления, чтобы было понятно, где и как будет действовать доверенность, когда кончаются сроки ее полномочий.
  2. Вписанные паспортные данные хозяина трудовой. Инициалы, дата рождения и место проживания должны быть указаны без ошибок. Этот пункт строго проверяется при выдаче трудовой книжки на месте работы.
  3. Данные доверенного лица согласно его паспорту. Информация также будет проверяться, и в компании сделают запись о том, кто именно забрал трудовую книжку бывшего сотрудника.
  4. Полномочия доверенного лица. Важно указать, на что оно имеет право, например: проверить наличие всех нужных записей в документе, забрать трудовую книжку с собой, забрать зарплату и т.д.
  5. Образец подписи лица, которое будет действовать от имени бывшего рабочего.
  6. Доверитель должен подписать данный документ, чтобы заверить его подлинность.

После получения трудовой книжки поверенный должен написать сотруднику отдела кадров или другому уполномоченному лицу расписку о получении документа.

ВАЖНО! При получении трудовой книжки по доверенности кадровик, выдавший документ, должен сделать отметку со ссылкой на доверенность в личной карточке и ведомости динамики трудовых книжек.

Не все работодатели соглашаются выдавать трудовую по доверенности, поскольку в законодательстве не указан такой способ применительно к данному виду документа. Можно сослаться на ст. 185 ГК РФ, где указаны общие положения о доверенности. Если не удается получить согласие руководителя, тогда можно согласиться получить трудовую книжку по почте.

Пример доверенности

ДОВЕРЕННОСТЬ
на получение трудовой книжки

одиннадцатое февраля две тысячи семнадцатого года

Я, Перестукина Антонина Ростиславовна, 14 октября 1978 года рождения, паспорт 20 11 № 452678, выданный отделом УМФС России по Московской области в г. Пушкино 14 июля 2000 года, проживающая по адресу: г. Екатеринбург, ул. Академика Постовского, 18, кв. 134, настоящей доверенностью

Железнякова Максима Анатольевича, 18 августа 1980 года рождения, паспорт 20 11 № 967389, выданный отделом УМФС России по Московской области в г. Коломна 29 января 2004 года, проживающего по адресу: г. Екатеринбург, ул. Баумана, 24, кв. 91:

Настоящая доверенность выдана сроком на три месяца без права передоверия.

Доверитель /Перестукина/ Перестукина Антонина Ростиславовна

Одиннадцатого февраля две тысячи семнадцатого года настоящая доверенность удостоверена мной, Добродеевым Антоном Степановичем, нотариусом г. Екатеринбурга. Настоящая доверенность подписана доверителем в моем присутствии. Личность гр. Перестукиной А.Р. установлена, дееспособность проверена.

Нотариус /Добродеев/ А.С.Добродеев

Ответственность при задержке выдачи трудовой

Есть недобросовестные и не соблюдающие закон работодатели, которые шантажируют подчиненных, запугивают невыдачей трудовой книжки и удерживают важный документ у себя, не имея на то никаких прав. Эти действия приведут к тому, что увольняющийся гражданин потеряет документ, в котором выписан его стаж. Также у него могут возникнуть трудности при устройстве на новую работу.

Пострадавший от таких действий сотрудник имеет право подать заявление в суд на работодателя, куда может внести сам факт угроз с его стороны по поводу удержания документа без веских оснований. По рассмотрении жалобы, руководителя вынудят вернуть документ с соответствующими записями. Кроме того, могут признать, что увольнение было вне рамок закона, если работник не по своей воле уходил с должности. Тогда его восстановят на работе в той компании, где он и числился. Руководитель должен будет компенсировать сотруднику материальный и моральный вред, а также возместить все судебные расходы, если суд примет такое решение.

Внимание! Если работодатель надолго задержал выдачу трудовой, то в таком случае законодательством установлена административная ответственность.

Чем дольше руководитель задерживает выдачу документа, тем больше ему придется заплатить. Согласно ст. 5.27 КоАП штраф может быть установлен в таких размерах:

/upl/Screenshot_1_53.jpg

Директор является особым сотрудником организации хотя бы потому, что оформление с ним отношений производится в специальном порядке. Рассмотрим, какова процедура увольнения директора (генерального директора) в ООО.

Основания увольнения директора ООО

Сразу ска­жем, что в от­но­ше­нии ру­ко­во­ди­те­ля (ди­рек­то­ра) дей­ству­ют все те же ос­но­ва­ния для уволь­не­ния, что и для обыч­но­го ра­бот­ни­ка. Это уволь­не­ние по со­гла­ше­нию сто­рон, по соб­ствен­но­му же­ла­нию, уволь­не­ние в связи с ис­те­че­ни­ем тру­до­во­го до­го­во­ра, рас­тор­же­ние до­го­во­ра по ини­ци­а­ти­ве ра­бо­то­да­те­ля и т.д. (ст. 77 ТК РФ).

В то же время есть до­пол­ни­тель­ные ос­но­ва­ния для уволь­не­ния ру­ко­во­ди­те­ля (ст. 278 ТК РФ):

  • в связи с от­стра­не­ни­ем от долж­но­сти ру­ко­во­ди­те­ля ор­га­ни­за­ции — долж­ни­ка в со­от­вет­ствии с за­ко­но­да­тель­ством о несо­сто­я­тель­но­сти (банк­рот­стве);
  • в связи с при­ня­ти­ем упол­но­мо­чен­ным ор­га­ном юри­ди­че­ско­го лица, либо соб­ствен­ни­ком иму­ще­ства ор­га­ни­за­ции, либо упол­но­мо­чен­ным соб­ствен­ни­ком лицом (ор­га­ном) ре­ше­ния о пре­кра­ще­нии тру­до­во­го до­го­во­ра;
  • иные ос­но­ва­ния, преду­смот­рен­ные тру­до­вым до­го­во­ром.

Таким об­ра­зом, ини­ци­и­ро­вать уволь­не­ние ди­рек­то­ра может как он сам, так и соб­ствен­ни­ки ор­га­ни­за­ции. Ре­ше­ние о смене ди­рек­то­ра при­ни­ма­ет либо общее со­бра­ние участ­ни­ков ООО, либо совет ди­рек­то­ров. Это за­ви­сит от по­ло­же­ний уста­ва ООО (подп. 4 п. 2 ст. 33, п. 1 ст. 40 За­ко­на от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Если в ООО несколь­ко участ­ни­ков, то со­став­ля­ет­ся про­то­кол, в ко­то­ром фик­си­ру­ет­ся ре­ше­ние – пре­кра­тить пол­но­мо­чия еди­но­лич­но­го ис­пол­ни­тель­но­го ор­га­на в лице та­ко­го-то (ф.и.о. ди­рек­то­ра). Об­ра­зец та­ко­го про­то­ко­ла вы мо­же­те по­смот­реть здесь.

Если в ООО один участ­ник, то он при­ни­ма­ет еди­но­лич­ное ре­ше­ние (ст. 39 За­ко­на от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Особенности увольнения директора по собственному желанию

В от­ли­чие от обыч­ных ра­бот­ни­ков в общем слу­чае ди­рек­тор дол­жен от­ра­бо­тать в ор­га­ни­за­ции не менее ме­ся­ца после по­да­чи за­яв­ле­ния об уволь­не­нии по соб­ствен­но­му же­ла­нию (ст. 280 ТК РФ). В то же время ди­рек­тор может со­гла­со­вать с общим со­бра­ни­ем участ­ни­ков или с со­ве­том ди­рек­то­ров и мень­ший срок от­ра­бот­ки.

Од­на­ко из вы­ше­при­ве­ден­но­го пра­ви­ла есть ис­клю­че­ния:

  • при уволь­не­нии ди­рек­то­ра в связи с вы­хо­дом на пен­сию уволь­не­ние долж­но про­из­во­дить­ся в день, ука­зан­ный ди­рек­то­ром в за­яв­ле­нии (ст. 80 ТК РФ);
  • при уволь­не­нии ди­рек­то­ра во время ис­пы­та­тель­но­го срока ди­рек­тор впра­ве уво­лить­ся, уве­до­мив об этом не позд­нее чем за 3 ка­лен­дар­ных дня (ст. 71 ТК РФ).

За­яв­ле­ние об уволь­не­нии по соб­ствен­но­му же­ла­нию может быть со­став­ле­но на имя самой ор­га­ни­за­ции или же на имя того пред­ста­ви­те­ля ор­га­ни­за­ции, кто ранее под­пи­сал тру­до­вой до­го­вор с ди­рек­то­ром (п. 1 ст. 40 За­ко­на от 08.02.1998 № 14-ФЗ). Если же в ор­га­ни­за­ции один соб­ствен­ник (учре­ди­тель), то за­яв­ле­ние можно на­пи­сать на его имя.

При уволь­не­нии ди­рек­то­ра по его ини­ци­а­ти­ве тоже со­би­ра­ет­ся вне­оче­ред­ное общее со­бра­ние участ­ни­ков или за­се­да­ние со­ве­та ди­рек­то­ров. И рас­смат­ри­ва­ет­ся во­прос о пре­кра­ще­нии пол­но­мо­чий ди­рек­то­ра. При­чем даже если со­бра­ние не при­мет ре­ше­ние об уволь­не­нии ди­рек­то­ра, это не ме­ша­ет ему уйти после от­ра­бот­ки по­ло­жен­но­го срока. На таком со­бра­нии может быть сразу при­ня­то ре­ше­ние о на­зна­че­нии но­во­го ди­рек­то­ра.

Особенности увольнения директора по срочному трудовому договору

Если с ди­рек­то­ром был за­клю­чен сроч­ный тру­до­вой до­го­вор, то по ис­те­че­нии срока этого до­го­во­ра ди­рек­то­ра надо уво­лить. По общим пра­ви­лам нужно пись­мен­но уве­до­мить ген­ди­рек­то­ра об ис­те­че­нии сроч­но­го тру­до­во­го до­го­во­ра за 3 ка­лен­дар­ных дня до уволь­не­ния (ст. 79, 84.1 ТК РФ). И уже даль­ше уволь­не­ние оформ­ля­ет­ся в обыч­ном по­ряд­ке.

В тру­до­вой книж­ке де­ла­ет­ся за­пись: Тру­до­вой до­го­вор пре­кра­щен в связи с ис­те­че­ни­ем срока тру­до­во­го до­го­во­ра, пункт 2 части пер­вой ста­тьи 77 Тру­до­во­го ко­дек­са Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

Если же к мо­мен­ту ис­те­че­ния срока тру­до­во­го до­го­во­ра сто­ро­ны до­го­во­рят­ся о пе­ре­из­бра­нии ди­рек­то­ра и срок тру­до­во­го до­го­во­ра был менее 5 лет, то можно офор­мить про­дле­ние срока тру­до­во­го до­го­во­ра. По­дроб­нее об этом – в нашей ста­тье.

Дальнейший порядок увольнения генерального директора

После при­ня­тия ре­ше­ния о смене ди­рек­то­ра участ­ни­ка­ми об­ще­ства или со­ве­том ди­рек­то­ров уволь­не­ние оформ­ля­ет­ся в общем по­ряд­ке.

В част­но­сти, если это уволь­не­ние по со­гла­ше­нию сто­рон, то оформ­ля­ет­ся со­гла­ше­ние о рас­тор­же­нии тру­до­во­го до­го­во­ра, в ко­то­ром про­пи­сы­ва­ют­ся дата и ос­но­ва­ние уволь­не­ния, усло­вие о вы­пла­те вы­ход­но­го по­со­бия и т.д. Такое со­гла­ше­ние под­пи­сы­ва­ет участ­ник об­ще­ства, упол­но­мо­чен­ный на это общим со­бра­ни­ем, либо пред­се­да­тель со­ве­та ди­рек­то­ров (лицо, упол­но­мо­чен­ное со­ве­том ди­рек­то­ров) (ст. 40 За­ко­на от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

В общем по­ряд­ке (как и по обыч­но­му ра­бот­ни­ку) оформ­ля­ет­ся при­каз об уволь­не­нии ди­рек­то­ра, ука­зы­ва­ет­ся ос­но­ва­ние уволь­не­ния из ст. 77 ТК РФ. При­каз может под­пи­сать как сам ди­рек­тор (если его пол­но­мо­чия все еще дей­ству­ют), так и упол­но­мо­чен­ное им лицо (Пись­мо Ро­стру­да от 11.03.2009 № 1143-ТЗ).

О по­да­че формы СЗВ-ТД на ди­рек­то­ра-един­ствен­но­го учре­ди­те­ля чи­тай­те в нашей ста­тье.

В тру­до­вой книж­ке ди­рек­то­ра в графу 4 впи­сы­ва­ют­ся рек­ви­зи­ты до­ку­мен­та, со­дер­жа­ще­го ре­ше­ние о пре­кра­ще­нии пол­но­мо­чий (про­то­ко­ла или ре­ше­ния един­ствен­но­го учре­ди­те­ля) или при­ка­за об уволь­не­нии.

Об­ра­ща­ем вни­ма­ние, при смене ди­рек­то­ра необ­хо­ди­мо пра­виль­но офор­мить пе­ре­да­чу всех до­ку­мен­тов от ста­ро­го ди­рек­то­ра но­во­му. Об этом мы по­дроб­но рас­ска­за­ли здесь. Там же при­ве­ден об­ра­зец акта при­е­ма-пе­ре­да­чи дел от од­но­го ди­рек­то­ра дру­го­му.

Со­об­щать в на­ло­го­вую ин­спек­цию имен­но об уволь­не­нии ди­рек­то­ра в прин­ци­пе не тре­бу­ет­ся. Есть обя­зан­ность со­об­щить об из­бра­нии но­во­го ди­рек­то­ра в те­че­ние 3 ра­бо­чих дней со дня при­ня­тия ре­ше­ния (ст. 17 За­ко­на от 08.08.2001 № 129-ФЗ). За­яв­ле­ние со­став­ля­ет­ся по форме № Р13014 (утв. При­ка­зом ФНС от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@).

О том, как уве­до­мить о смене ди­рек­то­ра контр­аген­тов, чи­тай­те здесь. Там же вы най­де­те об­ра­зец пись­ма о смене ди­рек­то­ра.

От­ме­тим, что по­дать в ПФР све­де­ния на уволь­ня­е­мо­го ди­рек­то­ра по форме СЗВ-ТД нужно не позд­нее сле­ду­ю­ще­го ра­бо­че­го дня после из­да­ния при­ка­за об уволь­не­нии, даже если све­де­ния о смене ди­рек­то­ра для вне­се­ния за­пи­си в ЕГРЮЛ еще не по­да­ны в ИФНС. Эти до­ку­мен­ты по­да­ют­ся неза­ви­си­мо друг от друга.

Расчеты с увольняемым директором

В любом слу­чае ди­рек­то­ру вы­пла­чи­ва­ют­ся все те же вы­пла­ты, что и обыч­но­му ра­бот­ни­ку – зар­пла­та за от­ра­бо­тан­ное время, ком­пен­са­ция за неис­поль­зо­ван­ный от­пуск, за­ра­бо­тан­ная к мо­мен­ту уволь­не­ния пре­мия. Плюс тру­до­вым (кол­лек­тив­ным) до­го­во­ром может быть преду­смот­ре­на вы­пла­та уволь­ня­ю­ще­му­ся ди­рек­то­ру до­пол­ни­тель­но­го вы­ход­но­го по­со­бия (ст. 178 ТК РФ).

Вы­ход­ное по­со­бие, вы­пла­чи­ва­е­мое при уволь­не­нии, не об­ла­га­ет­ся НДФЛ и стра­хо­вы­ми взно­са­ми, если оно не пре­вы­ша­ет (п. 1 ст. 217, подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ):

  • трёх­крат­но­го раз­ме­ра сред­не­го ме­сяч­но­го за­ра­бот­ка уволь­ня­ю­ще­го­ся ди­рек­то­ра в общем слу­чае;
  • ше­сти­крат­но­го раз­ме­ра сред­не­го ме­сяч­но­го за­ра­бот­ка уволь­ня­ю­ще­го­ся ди­рек­то­ра при уволь­не­нии из ор­га­ни­за­ций, рас­по­ло­жен­ных в рай­о­нах Край­не­го Се­ве­ра и при­рав­нен­ных к ним мест­но­стях.

С суммы пре­вы­ше­ния нужно за­пла­тить НДФЛ и взно­сы в общем по­ряд­ке.

От­ме­тим, что в обя­за­тель­ном по­ряд­ке ди­рек­то­ру вы­пла­чи­ва­ет­ся вы­ход­ное по­со­бие в раз­ме­ре, опре­де­ля­е­мом тру­до­вым до­го­во­ром, но не ниже трех­крат­но­го сред­не­го ме­сяч­но­го за­ра­бот­ка, в слу­чае уволь­не­ния ди­рек­то­ра в связи с при­ня­ти­ем упол­но­мо­чен­ным ор­га­ном юри­ди­че­ско­го лица, либо соб­ствен­ни­ком иму­ще­ства ор­га­ни­за­ции, либо упол­но­мо­чен­ным соб­ствен­ни­ком лицом (ор­га­ном) ре­ше­ния о пре­кра­ще­нии тру­до­во­го до­го­во­ра (ст. 279 ТК РФ).

С 2020 года начался переход к электронным трудовым книжкам. При переходе к ЭТК могут возникать сложности как у работников, так и у работодателей. В этой статье мы собрали ответы ведомств на самые распространённые вопросы.


С какой даты вводятся электронные трудовые книжки на территории Российской Федерации?

Какие сведения вносятся в электронную трудовую книжку?

При этом информация, содержащаяся в сведениях, в основном повторяет информацию, содержащуюся в трудовой книжке.

В трудовую книжку в бумажной форме сведения о награждении вносятся, а в ЭТК — нет. Почему?

Что должен сделать работодатель в связи с введением электронной трудовой книжки?

  • принять или изменить локальные нормативные акты с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии);
  • подготовить и обсудить с уполномоченными представителями работников изменения в соглашения и коллективные договоры в порядке, установленном ТК РФ;
  • обеспечить техническую готовность к представлению сведений о трудовой деятельности для хранения в информационных ресурсах ПФР;
  • до 31 октября 2020 года включительно уведомить каждого работника в письменной форме об изменениях в трудовом законодательстве по формированию сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника сделать выбор, подав письменно одно из заявлений о сохранении бумажной трудовой книжки или о ведении трудовой книжки в электронном виде.

Нужно ли рассылать уведомление о формировании сведений о трудовой деятельности в электронном виде внешним совместителям, если трудовые книжки на них ведут на основной работе? Необходимо ли от них получать заявления на ведение бумажных трудовых книжек, если книжки ведутся в основной организации?

Уведомления о переходе на электронные трудовые книжки с подписью работника об ознакомлении нужно хранить в личных делах? Подшивать ли их к делу при увольнении сотрудника? Хранить ли их в отдельных папках?

Разъясните порядок действий работодателя с заявлениями о выборе способа ведения трудовой книжки. После выдачи трудовой книжки на руки работнику заявление о выборе ЭТК вкладывается в трудовую книжку или хранится у работодателя, которому подано заявление? Какой срок и порядок хранения такого заявления? Где хранится заявление о выборе бумажной трудовой книжки? Если оно остается у прежнего работодателя, то как новый работодатель узнает о том, что работник уже сделал выбор о продолжении ведения бумажной трудовой книжки и дату этого заявления, ведь в данном случае СТД-Р работник не предоставляет?

Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения утверждён Приказом Росархива от 20.12.2019 № 23. В настоящее время заявления о выборе способа ведения трудовой книжки в этот перечень не внесены. Вероятно, работодателю следует определить срок хранения указанных заявлений самостоятельно — не менее 5 лет.

Что делать, если работник в отпуске или на больничном и поэтому не успевает обратиться к работодателю с заявлением о сохранении бумажной трудовой книжки?

Если работник не подаст до 31 декабря 2020 года заявление о выборе формата трудовой книжки и не подпадёт под категорию лиц, имеющих право написать заявление в любое время (ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ), означает ли это, что он в дальнейшем не сможет отказаться от ведения бумажной трудовой книжки?

В случае если работник до 31.12.2020 не подал работодателю заявление о продолжении ведения бумажной трудовой или о предоставлении сведений о трудовой деятельности, работодатель продолжает вести его трудовую книжку в соответствии со статьёй 66 ТК РФ.

Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 439-ФЗ прямо предусмотрено, что для работника, воспользовавшегося своим правом на дальнейшее ведение работодателем трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям (пункт 4 статьи 2 Федерального закона № 439-ФЗ).

При этом работник, подавший письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки, имеет право в последующем подать работодателю письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности (пункт 5 статьи 2 Федерального закона № 439-ФЗ).

Источник: Письмо Минтруда РФ от 11.02.2020 № 14-2/В-141

Если работник решил перейти на электронную трудовую книжку и подал соответствующее заявление, может ли он впоследствии вернуться к бумажной версии?

Вправе ли работник отозвать такое заявление в срок до 31 декабря 2020 года? Или выбор в пользу ЭТК уже нельзя изменить, даже несмотря на установленный в законе срок?

В какие сроки нужно выдать работнику бумажную трудовую книжку, если он выбрал ЭТК?

В случае выбора работником предоставления ему сведений о трудовой деятельности для выдачи трудовой книжки допустимо применение части 1 статьи 62 ТК РФ, согласно которой по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трёх рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой.

При выдаче трудовой книжки в неё вносится запись о подаче работником заявления о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьёй 66.1 ТК РФ.

Какую запись нужно сделать в бумажной трудовой книжке при её выдаче работнику при переходе работника на ЭТК?

Кроме того, для целей инвентаризации рекомендуем издать приказ о прекращении ведения и хранения трудовой книжки и о выдаче её работнику. Реквизиты этого приказа в трудовой книжке указывать не нужно.

Как правильно внести запись в трудовую книжку о том, что подано заявление о ведении сведений о трудовой деятельности в электронном виде?

Информация о поданном работником заявлении включается в сведения о трудовой деятельности, представляемые работодателем для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.

Документом, подтверждающим выдачу трудовой книжки на руки, является заявление работника.

При выдаче трудовой книжки в неё вносится запись о подаче работником заявления о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьёй 66.1 Трудового кодекса.

В трудовой книжке записи осуществляются в следующем порядке:

Заявление о выбранном способе подается работником только после выдачи работодателем уведомления.

Источник: Письма Минтруда России от 12.02.2020 № 14-2/В-150, от 16 марта 2020 г. № 14-2/В-267

Как отразить в журнале учёта трудовых книжек и вкладышей в них выдачу бумажной трудовой книжки работнику на руки, если он пожелал перейти на электронную трудовую книжку?

Нужно ли заводить новый журнал учёта выдачи трудовых книжек для выдачи СТД-Р? Каким документом работодатель должен подтверждать выдачу СТД-Р работнику?

Должен ли работодатель вносить в электронную трудовую книжку сведения о работе по внутреннему совместительству?

Как работнику получить сведения из своей электронной трудовой книжки?

В какой срок работник имеет право получить у работодателя сведения ЭТК за период работы у данного работодателя?

Что делать, если работодатель указал неправильную информацию в электронной трудовой книжке?

До какого года работник имеет право на сохранение бумажной трудовой книжки?

Если работник не подал заявление, сохраняется ли за ним право пользоваться трудовой книжкой при смене работы? Вправе ли новый работодатель отказать в ведении трудовой книжки?

За работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение работодателем трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

При этом работник, подавший письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки, имеет право в последующем подать работодателю письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Источник: Письмо Минтруда РФ от 10.02.2020 г. № 14-2/В-136

Как оформлять трудовые книжки работникам, которые устраиваются впервые?

В том случае если работник, проработавший у работодателя свыше пяти дней, не сделает такой выбор, работодатель обязан оформить ему трудовую книжку в порядке ст. 66 ТК РФ.

Должен ли работодатель вносить в электронную трудовую книжку сведения о работе по совместительству?

При приёме на работу работодателю нужно предъявлять трудовую книжку в бумажном виде или только в электронном виде? Ведь работодатель освобождается от ответственности за её ведение и хранение.

Если на работника велась ЭТК, то что он должен предъявить новому работодателю при устройстве на новую работу?

Я бы хотела, чтобы на новом рабочем месте у меня уже велась электронная трудовая. Должна ли я предоставлять на новую работу старую трудовую в бумажном виде?

В соответствии со ст. 66 ТК РФ работодатель ведёт трудовые книжки на сотрудников, проработавших свыше 5 дней. Нужно ли вносить информацию в ЭТК на сотрудника, который проработал 2 дня и уволился? Ведь получается, что в бумажную трудовую мы не вносим информацию об этом?

Если работник решил сохранить бумажную трудовую, а потом поменял работу, нужно ли ему писать новому работодателю ещё одно заявление о сохранении трудовой книжки?

Что делать с книгой учёта движения бумажных трудовых книжек и вкладышей в них после перехода всех сотрудников на ЭТК?

Порядок оформления прекращения ведения книги учёта законом не регламентирован. По мнению ведомства, для корректного оформления прекращения ведения книги учёта лицу, ответственному за учёт и хранение трудовых книжек, необходимо выполнить следующее:

  • сделать отметку о прекращении её ведения (проставив на обложке дату первой записи (начало) и дату последней записи (окончание) с указанием срока и места хранения книги);
  • сделать итоговую заверительную надпись на последнем заполненном листе книги (всего записей на … листах), которую сопроводить штампом отдела кадров (при наличии). В архиве организации книга учёта должна храниться в течение 50/75 лет.

Работник выбрал бумажную версию трудовой книжки. Он увольняется. Обязан ли работодатель выдать СТД-Р такому работнику? Или СТД-Р выдаётся только при увольнении работнику, который отказался от бумажной трудовой и перешёл на электронную?

После сокращения для выплаты пособия за второй и последующий месяцы бывший работник предоставлял трудовую книжку без записи о трудоустройстве. Как бывший работник, в связи с переходом на ЭТК, будет подтверждать свой статус безработного, если он может устроиться на работу без записи в трудовой книжке, оформив её электронно?

Увольняемому в связи с сокращением работнику работодатель должен выплатить:

  • выходное пособие в размере среднего месячного заработка;
  • средний заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачётом выходного пособия);
  • средний заработок за третий месяц при представлении работником справки из службы занятости, подтверждающей, что он в течение двух недель после увольнения обратился туда и не был трудоустроен.

Для получения сохранённого среднего заработка (выходного пособия за второй месяц) требуется подтверждение, что вы не трудоустроены. В этом случае вы должны представить работодателю соответствующее письменно оформленное заявление и трудовую книжку, в которой отсутствует запись о трудоустройстве.

В случае представления решения службы занятости о сохранении среднего заработка за третий месяц у работодателя возникает обязанность выплатить вам этот заработок. Выплата среднего заработка за третий месяц производится только при условии, что вы встали на учёт в службу занятости в течение двух недель с момента увольнения.

В случае отказа работника от ведения трудовой книжки в бумажном формате в данном случае работник должен представить сведения о трудовой деятельности.

Трудовая книжка является важнейшим документом, подтверждающим факт трудовой деятельности каждого работающего человека. Именно поэтому так важно, чтобы все записи, содержащиеся в ней, были корректными и правильно оформленными. Проверить данный факт может сам владелец. Подтверждением этому является подпись работника в трудовой книжке.

Подпись работника в трудовой книжке

Такая подпись ставится собственноручно работником предприятия только после того, как все внесенные сведения были им тщательно проверены. Это делается для того, чтобы не допустить неточностей в совершенных записях со стороны организации-работодателя, обезопасить себя от будущей бумажной волокиты в случае, если выяснится, что запись сделана неверно либо вообще отсутствует, а также исключить возникновение других проблемных ситуаций.

Почему так важно проверять все данные?

Как правило, на неправильно совершенные записи либо их полноту лицо обращает внимание только при выходе на пенсию, во время оформления заграничного паспорта для выезда за рубеж или при сборе необходимой документации для получения банковского кредита. Некорректное заполнение основного трудового документа лица может повлечь отрицательные последствия, которые необходимо немедленно устранить. Однако не всегда это возможно сделать быстро и без существенных временных затрат, ведь организация – бывший работодатель может быть реорганизована, сменить свое фактическое место нахождения, поменять руководителя либо вообще быть ликвидирована. В этом случае потребуется не один день на восстановление правильной записи в трудовой книжке.

Именно поэтому так важно, перед тем как собственноручно завизировать имеющиеся сведения о трудовой деятельности, ознакомиться с ними и тщательно проверить все данные.

Когда работник должен ставить личную подпись в трудовой

Отечественным законодательством предусмотрено несколько случаев, когда работник обязан поставить свою подпись в основном документе о своей трудовой деятельности и профессиональном стаже. Среди них выделяют следующие:

  1. на титульном листе трудовой книжки после того, как ответственный за ее ведение и хранение заполнит все основные сведения о конкретном сотруднике (фамилия, имя, отчество, день, месяц и гор рождения, записи о полученном образовании (полном или неполном), профессия, специальность или специализация с указанием уровня квалификации)>
  2. на титульном листе после совершения всех записей, отраженных в пункте 1, при выдаче работнику дубликата трудовой книжки>
  3. при выдаче вкладыша к трудовой книжке подпись ставится также на титульном листе, после заполнения всех необходимых полей (вкладыш имеет юридическую силу только в совокупности с трудовой книжкой)>
  4. после ознакомления со всеми внесенными в трудовую книжку записями, реквизитами, а также после проверки наличия подписи и печати организации-работодателя или уполномоченного лица.

Совершение каждой новой записи, которая вносится сотрудником отдела кадров в трудовую книжку или в ее вкладыш, связанная с переводом в другое подразделение, назначение на другую должность, увольнение работника, должно сопровождаться оповещением работника. При этом само лицо, в отношении которого вносились соответствующие изменения, должно расписаться в личной карточке о том, что оно ознакомлено с данным фактом.

Например, в случае увольнения при вручении документа о трудовой деятельности сотруднику лично в руки, работник ставит подпись в трудовой книжке, а также в двух других документах, в частности:

  • в личной карточке>
  • в книге учета движения трудовых книжек.

Личная карточка – это документ установленного образца, который должен быть оформлен на каждого работника, трудоустроенного в конкретной организации. Она состоит из 11 разделов, в том числе общих сведений, информации о воинском учете, прием на работу и соответствующие переводы, аттестация, окончание курсов повышения квалификации, переподготовка.

Книга учета представляет собой комплексный документ, в котором регистрируется любое движение трудовых книжек внутри и вне организации-работодателя.

Цель внесения подписи работника в трудовую книжку

Некоторые считают, что подпись работника, проставляемая в указанных случаях в трудовой книжке, не несет в себе никакой смысловой и юридической нагрузки. Однако это мнение ошибочно.

Основные цели совершения подписи сводятся к следующему:

  • проставление образца подписи на титуле трудовой книжки, чтобы в дальнейшем можно было сличить вновь совершаемые подписи в сведениях о работе>
  • свидетельство того, что работник ознакомился с внесенными данными и подтверждает их корректное содержание>
  • исключение возможности наступления предусмотренной законодательством ответственности.

Требования, предъявляемые к подписи работника

Ни Трудовой кодекс, ни законодательство, регулирующее порядок ведения и хранения трудовых книжек, не содержат прямых предписаний, касающихся постановки подписи работника. Однако практические работники накопили достаточно богатый опыт по данному вопросу. В этой связи подпись работника должна соответствовать следующим рекомендациям.

  • название должности работника, который поставил свою подпись>
  • личная подпись>
  • расшифровка подписи с указанием фамилии и инициалов.

Вместе с тем, в государственном стандарте закреплен перечень документов, на которые распространяются все его требования. Трудовая книжка в этом списке не числится, поэтому в отношении нее положения ГОСТа носят рекомендательный характер и не требуют обязательного соблюдения всех требований.

Место для подписи работника в трудовой книжке

Многолетняя практика свидетельствует о том, что личные подписи самого работника и сотрудника кадровой службы, ответственного за ведение трудовых книжек, должны располагаться строго в графе 3. При этом подпись работника должна быть проставлена четко под подписью кадровика без пропуска строк. Данный факт свидетельствует о недопустимости размещения подписей обоих сотрудников на одной строке.

Кроме того, установлена очередность совершения подобных записей, которая сводится к следующему:

  • ставится подпись ответственного лица с указанием расшифровки>
  • делается оттиск печати организации-работодателя>
  • совершается подпись работника и производится расшифровка фамилии и инициалов.

Печать должна располагаться так, чтобы не скрывать подписи, совершенные кадровиком и увольняемым работником. Не рекомендуется ставить ее таким образом, чтобы ее оттиск закрывал часть текста. Поэтому лучше, если печать будет захватывать лишь часть подписи работника и кадровика и нижние пустые строки.

Таким образом, нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения между работником и работодателем, а также основные правила заполнения трудовых книжек содержат лишь положения о том, где должен расписаться сотрудник в трудовой книжке. Все остальные моменты вырабатывались практическими работниками в течение профессиональной деятельности.

Читайте также: