Нужна ли подпись в трудовой книжке при приеме на работу
Обновлено: 17.05.2024
С 1 сентября 2021 года информацию в бумажные трудовые можно вносить, используя штампы. Также с этого периода не требуется заверять записи о расторжении трудовых договоров подписями работников.
Дополнительно работодатели самостоятельно разрабатывают журналы учета трудовых книжек и вкладышей к ним. Скорректированные положения законодательства установлены Приказом Минтруда от 19.05.2021 г. № 320н.
Законодательная база по трудовым книжкам
До сентября форма и порядок работы с трудовыми регламентировались разными законодательными документами. Но с 1 сентября введен один документ — Приказ Минтруда от 19.05.2021 г. № 320н, который включил в себя все положения по работе с трудовыми книжками.
О дистанционных сотрудниках
В комментариях к приказу сказано, что в трудовую книжку требуется включать информацию о профессиональной деятельности удаленного сотрудника. Для этого он направляет работодателю трудовую, к примеру, по почте заказным письмом с уведомлением.
О применении штампов и печатей
С 1 сентября записи в трудовую книжку разрешено вносить не только вручную, но и с применением технических средств через перенос красителей или в виде оттиска штампа (печати).
Соответственно, для заполнения трудовой можно использовать штампы или печати. Но, кроме того, как считает Минтруд, для этого можно использовать и принтер, о чем ведомство указало в Письме от 29.06.2021 г. № 14-6/ООГ-5976.
О сроке внесения записей
Все отражаемые в трудовой книжке записи, например, о выполняемой работе, переводах, повышении квалификации и т.д., требуется вносить в течение 5-ти рабочих дней. Раньше на это действие отводилась неделя.
О заверении записей при увольнении
Сведения об увольнении сотрудника нужно, как и раньше, вносить в трудовую книжку в день расторжения трудовых отношений. Но теперь не требуется заверение записи подписью увольняемого сотрудника.
Об оформлении вкладыша
О внешнем совместительстве
Запись о совместительстве вносится работодателем по основной работе по документу, который подтверждает совместительство (ч. 5 ст. 66 ТК). В Приказе № 320н сказано, что если нужно внести запись о совместительстве, но на данный момент человек не работает, то он может обратиться к работодателю, у которого работал совместителем.
О выдаче бумажной трудовой при выборе электронного формата
Если сотрудник выбрал электронный формат трудовой, то работодатель выдает ему на руки бумажный вариант этого документа. Но раньше не было указано срока, в течение которого это нужно сделать.
В Приказе № 320н указано, что в данной ситуации бумажную трудовую требуется выдать в течение 3-х рабочих дней с момента подачи заявления на ЭТК.
О том, как внести запись в трудовую в данном случае, сказано в п. 35 приказа.
Об учете трудовых книжек
На основании введенного в действие приказа аннулировали требование о заполнении приходно-расходной книги по учету бланков трудовых книжек и книгу учета движения трудовых книжек по Постановлению Минтруда от 10.10.2003 г. № 69.
Однако требуется вести учет:
- бланков трудовой книжки и ее вкладышей;
- трудовых книжек и их вкладышей.
Формы журналов или книг по учету разрабатываются работодателями самостоятельно. Они нумеруются, прошнуровываются, заверяются подписью директора компании или ИП и печатью (при ее использовании). При этом данные документы не нужно скреплять сургучной печатью или пломбировать.
О новой форме трудовой книжки
Минтруд внес корректировки в форму трудовой книжки, которая изначально планировалась к применению с 1 сентября 2021 года. Но позже чиновники перенесли срок использования — новую форму нужно будет применять в отношении новых трудовых книжек с 2023 года.
Соответственно, с 1 сентября работодатели применяют старые бланки трудовых книжек. Однако заполнять их нужно все же по скорректированным правилам.
Внимание! Для обеспечения мобильного взаимодействия сотрудников и бухгалтерии по кадровым вопросам был запущен сервис 1С:Кабинет сотрудника.
Трудовая книжка в коммерческом процессе каждой фирмы или ИП, который является работодателем — вещь неотъемлемая, прописанная на законодательном уровне. Каждому сотруднику, проработавшему хотя бы пять дней такую книжку нужно оформлять. И не имеет значения, по какому принципу идёт наём сотрудника — будь он штатным, будь он временным или сезонным, всё равно нужна будет трудовая.
Не попадают под эти правила лишь те, кто устраивается по гражданско-правовому договору.
А в том случае, если для человека это будет первое место занятости, и книжки у него не было, работодатель должен взять пустой бланк и заполнить его при сотруднике после семи дней его работы.
Но обо всём по порядку.
Законодательная база
Такой документ как трудовая имеет одну основную цель — отображать и подтверждать имеющийся у человека трудовой стаж. Поэтому она обязательная для каждого работающего человека.
Также во время назначения пенсии в пенсионном фонде её нужно предъявлять вместе с остальными документами.
Итак, какие законодательные акты и предписания регламентируют обращение работодателя с этим важным документом:
- ТК РФ. 255 от 16.04.2003, где прописаны нормативы её ведения. 10.10.2003, где содержится инструктаж.
Также каждому важно знать следующие моменты:
- Трудовая будет храниться (а работодатель соответственно обеспечивать хранение) весь период работы сотрудника — от поступления на должность, до увольнения.
- Ошибка в составлении записи об увольнении работника в трудовой книжке может стать причиной проблем при последующем устройстве на работу.
- Тот работодатель, кто принимает человека на должность впервые (если до этого книжки у работника не было) несёт ответственность за то, как в трудовой будет заполнена первая страница.
Кто заполняет трудовую книжку, ведёт и хранит
Обозначим главный тезис — вся ответственность за то, как будет храниться, вестись и заполняться трудовая книжка работника лежит на работодателе.
Другое дело, то, что личным приказом или поручением руководитель может назначить ответственного внутри своей фирмы. То дать конкретному работнику полномочия и делегировать свои обязанности.
Тот же сотрудник, назначенный руководителем и получит полномочия, получает право подписывать документ.
Получается ответственность лежит и на начальнике, и на назначенном им работнике.
Примечание: приказ о назначении ответственного лица также будет объектом внимания во время проверки со стороны государственных органов.
Правила по которым заполняется трудовая книжка
Первый шаг — оформление титульного листа. Какие указываются на титульной странице:
- Паспортные данные.
- Полученное образование.
- Специальность (образовательная информация берётся из документов, которые предоставляет работник при устройстве на должность).
- Дата заполнения.
- Подписи сторон.
- Печать фирмы.
Второй этап — иформация о приёме на должность.
Заполнение проводится одним цветом чернил, и не важно — синим, либо же чёрным (можно даже фиолетовым).
Все данные записываются в полноценном объёме. Сокращать нельзя.
Обязательным требованием считается заполнение страниц с информацией о фирме. Также нельзя забывать ставить число заполнения и номера записей.
Третий этап — сотрудник, несущий обязанности по заполнению, создаёт записи о достижениях принимаемого на должность. Речь идёт о званиях и наградах, которые должны быть подтверждены документально — приказом, дипломом, либо иной бумагой. Отмечается, за что присвоена заслуга, и кто производил награждение.
Важно! В трудовой книжке не содержатся данные денежных поощрениях.
Как заполнить страницу сведений о сотруднике в трудовой книжке. Пример.
- Записываем ФИО работника, его дату рождения. Все сведения, включая даты, записываются без сокращений. Основанием служит паспорт.
- Записываем данные об образовании сотрудника. Делается запись исключительно в случае предоставления человеком документов — диплома об образовании, аттестата или иной бумаги.
- Когда сотрудник предоставляет бумаги, подтверждающие незавершённый процесс образования, также можно сделать на их основе запись в трудовой.
- Когда речь идёт об информации о профессиональном опыте сотрудника, или его специальности, переписывайте полностью с тех документов, которые он предоставил, ничего не меняя. Даже если речь идёт о дополнительных курсах улучшения квалификационных навыков.
- После всех перечисленных шагов, нужно ознакомить работника с заполнением, чтобы он проверил записи на ошибки и поставил собственную подпись. Подпись сотрудника приравнивается к его согласию с данными трудовой. Последним шагом будет — поставить печать фирмы.
Как заполнить страницу сведений о работе в трудовой книжке. Пример.
В этом разделе ставится полное наименование фирмы, которая принимает на работу сотрудника. Если у фирмы есть сокращённое название, также записываем и его.
Далее ответственным работником прописывается факт принятия человека на работу. Необходимо указать также подразделение или отдел, в который поступает на должность новый сотрудник. И обязательно указываем его должность в полном наименовании.
После этого вносим данные о документе, который может подтвердить приём сотрудника на должность. Конкретно — дата и номер документа, название.
В случае, если работник совмещает работу или должности, эту запись также можно внести в книгу, но не обязательно. И опять же, если вносите, должен иметься документ, это подтверждающий. Чтобы оформить всё верно — пишем порядковый номер записи, саму запись о том, что работник назначается совместителем. Потом прописываем название структуры, профессии и данные о квалификации.
Особенности заполнения трудовой книжки в разных ситуациях
Когда заполняется дубликат
Повторный экземпляр книжки заполняется тогда, когда документ либо потерян, либо пришёл в негодное состояние. Ещё один вариант — когда одна из записей признаётся не действительной. Это могут быть данные о зачислении на работу, увольнении, восстановлении и т.д.
Если вы оформляете дубликат трудовой книжки, нужно на титульном листе об этом сделать приписку. Ставится она в верхнем правом уголке.
Также в дубликат книжки вписывается непрерывный стаж сотрудника до конкретной организации в общем подсчёте — имеется ввиду общее количество лет, месяцев и дней. Но опять же требуются документы. Однако не требуется указывать ни фирмы, ни периоды занятости на их должностях.
Следующий шаг в этой главе — записать информацию о поощрениях, которые были отображены в первой книжке по местам прошлых занятостей.
После всего этого делается градация общего стажа на конкретные периоды с названиями компаний, на чьих должностях числился работник.
Копия трудовой книжки
Ксерокопируют стандартно те страницы трудовой книжки, где располагается информация. Качество снимаемых копий должно быть приемлемым — не меняйте масштаб и лучше не распечатывайте скан.
Заверка копий остаётся за кадровиками.
Что нужно предоставлять водителям, чтобы оформить трудовую книжку
- Паспорт
- СНИЛС
- Прошлую трудовую.
- Военный.
- Водительское удостоверение.
- Документы, подтверждающие образование.
Помимо вышеперечисленных документов, вам потребуется иметь на руках справку по медосмотру. Требуется она для того, чтобы можно было обозначить медицинские противопоказания к работе. Но в трудовой такие записи не делаются. По процессам заполнения всё делается также.
Как вносить изменения в трудовую книжку
Естественно, от ошибок никто не застрахован, особенно учитывая, что трудовая заполняется вручную.
В случае, когда ошибка выявляется при заполнении новой книжки (с нуля), то исправления не допускаются. Книжка просто уничтожается, а параллельно составляется акт о том, что документ уничтожается.
Аннулировать запись
Если же неточность допускается в других данных, не относящихся к личным, можно запись зачеркнуть, сделать новую и подписать её на основе нужных бумаг.
НО! В информации о работе зачёркивать нельзя.
Если ошибка именно в этом разделе, то потребуется сделать запись о том, что предыдущая — ошибочна, и что её нужно считать недействительной. Далее уже делается нужная запись. Порядковый номер также обновляется.
Если же неверным признаётся информация об увольнении работника, то:
Можно создать новую отметку о приёме на работу, а после неё сделать запись о том, что та — недействительна.
Можно написать, что запись неверная, а сотрудник отдела кадров напишет новую причину увольнения. (То есть в зависимости от того, почему данные об увольнении работника должны быть признаны недействительными).
Возможно вас заинтересует следующий материал: "Среднесписочная численность ИП без наёмных работников", "Выплаты при сокращении работника 2017: пример расчёта".
В этой статье будем говорить о бумажных трудовых. Этот материал пригодится, если принимаете на работу человека, который на предыдущем месте решил сохранить бумажную трудовую книжку и не перешёл на электронную.
Если сотрудник устраивается на работу впервые, заводить бумажную книжку не нужно. По таким работникам достаточно передать сведения в пенсионный фонд по форме СЗВ-ТД, то есть нужно сразу вести электронную трудовую книжку (ЭТК). Подробнее о ней мы написали в другой статье.
Трудовая книжка — основной документ о стаже сотрудника. И с ней много вопросов. Расскажем, как заполнять, хранить и учитывать бумажные трудовые книжки.
Когда не надо вести трудовую книжку
- Заключаете договор подряда (ГПХ) или ученический договор. Такие отношения регламентирует гражданское законодательство, а не трудовое, поэтому запись не нужна.
- Заключаете трудовой договор о дистанционной работе. По соглашению сторон можно не вести трудовую книжку. Об этом написано в статье 312.2 Трудового кодекса.
Предприниматели не отражают в трудовой книжке свой предпринимательский стаж. Пенсионный фонд рассчитает его по уплаченным страховым взносам.
Где брать трудовую книжку
Работодатель ведет трудовые книжки на всех сотрудников, которые проработали у него более 5 дней. Когда человек устраивается на работу, он приносит свою трудовую книжку.
Если сотрудник потерял трудовую книжку или она испорчена, подготовьте для него новую.
Чтобы не купить поддельный бланк, запросите у продавца разрешение и договор. Лучше потратить время на поиск надежного поставщика, чем получить штраф за нарушение трудового законодательства.
Кто оплачивает бланки трудовой книжки и вкладышей
Работодатель покупает бланки трудовых книжек, а сотрудник возмещает затраты. Так говорится в Правилах ведения и хранения трудовых книжек. Просто вычесть стоимость бланка из зарплаты нельзя. Сотрудник должен написать заявление на удержание.
Если выдаете трудовые бесплатно, пропишите это в локальных нормативных актах, например, в правилах трудового распорядка. Так можно. По сути вы дарите сотруднику трудовую книжку. Подарки дешевле 4000 рублей не облагаются НДФЛ.
Как заполнять трудовую книжку
Какие сведения вносить
- о сотруднике;
- о выполняемой работе;
- о переводах на другую постоянную работу и об увольнении;
- основания прекращения трудового договора;
- сведения о награждениях за успехи в работе;
- о совместительстве — по желанию сотрудника.
Каждая запись в трудовой книжке о выполняемой работе, переводе и увольнении дублируется в личной карточке сотрудника.
Как заполнить титульный лист
При оформлении новой трудовой книжки заполните титульный лист.
Образование: высшее профессиональное
Профессия, специальность: бухгалтер
- Укажите дату заполнения и попросите владельца поставить подпись.
Ответственный за ведение трудовых книжек должен расписаться на титульном листе. Ответственным может быть сам ИП, бухгалтер, а в больших организациях — инспектор по кадрам или начальник отдела кадров. Здесь же поставьте печать организации, если она есть.
Как сделать запись о приёме на работу
- В столбце 3 в виде заголовка полное и сокращенное название компании, если оно есть. Вместо рукописного названия можно использовать штамп с наименованием организации. Роструд подтвердил это в Письме от 19.08.2015 N 1922-6-1.
- Ниже заголовка сделайте запись о том, что приняли сотрудника и напишите должность. Должность, как правило, соответствует штатному расписанию. Исключение — когда федеральные законы дают льготы или накладывают ограничения по определенным профессиям. Тогда названия этих профессий должны соответствовать наименованиям и требованиям из квалификационных справочников. Это редкая ситуация, и мы надеемся, что вы с ней не столкнетесь.
- В столбце 1 поставьте порядковый номер записи, в столбце 2 — дату приема на работу.
- В столбце 4 напишите дату и номер приказа, по которому сотрудник принят на работу.
Как сделать запись об изменении должности сотрудника
Как сделать запись об увольнении
- В столбце 1 поставьте порядковый номер записи.
- В столбце 2 — дату увольнения.
- В столбце 3 сделайте запись о причине увольнения с обязательной ссылкой на пункт статьи Трудового кодекса.
- В столбце 4 укажите документ-основание, его дату и номер.
- Выдайте трудовую книжку с записью об увольнении в последний день работы.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Как изменить ФИО сотрудника в трудовой
Если сотрудник сменил ФИО, исправьте запись на титульном листе. Одной чертой зачеркните прежнюю фамилию, имя или отчество, после — запишите новые данные.
Исправлять со слов сотрудника нельзя. Изменения можно делать только на основании паспорта, свидетельств о браке или расторжении, и других документов. Ссылаться на их номер и дату — обязательно. На внутренней стороне обложки трудовой книжки напишите документ-основание, поставьте подпись ответственного и печать работодателя, если есть.
Как изменить сведения об образовании или профессии
Если сотрудник получил образование или новую профессию, впишите их в титульный лист. Прежние данные зачеркивать не нужно, перечислите новые сведения через запятую:
Образование: высшее профессиональное
Профессия, специальность: бухгалтер, инженер-программист
Как изменить название организации
Если изменили название организации в ЕГРЮЛ, столбцы 1 и 2 заполнять не нужно.
- Попросить сотрудника обратиться за исправлением к прошлому работодателю. Трудовую книжку выдайте сотруднику под расписку.
- Сделать запрос предыдущему работодателю самим. На основании официального ответа внести в трудовую книжку исправления. Основанием будут копии приказов о приеме на работу, переводе и увольнении.
Зачеркивать неточные или неправильные записи в этом разделе нельзя. Внесите исправление отдельной строкой.
Если ошиблись в наименовании организации, то указывать следующий порядковый номер не нужно.
Когда нужен вкладыш в трудовую книжку
Если все страницы раздела заполнены, вшейте вкладыш. Оформляйте и ведите его так же, как трудовую.
Как учитывать и хранить трудовые книжки
Работодатель хранит и учитывает трудовые книжки. Если в организации нет отдела кадров, назначьте ответственного с помощью приказа. При смене ответственного передавайте трудовые книжки по акту приема-передачи дел. В акте нужно прописать количество и фактический состав трудовых книжек и вкладышей в них.
Трудовые книжки и вкладыши — это бланки строгой отчетности. Хранить их нужно в сейфах, металлических шкафах или в помещениях, куда нет доступа посторонним. Выдавать бланки можно только ответственному за ведение трудовых книжек, по заявке. Если ответственный сам ИП, он свободно распоряжается бланками и не пишет заявку самому себе.
В остальном для предпринимателей и малого бизнеса поблажек нет: вести учет нужно по всем правилам.
Для учета понадобятся:
В приходно-расходную книгу записывайте, от кого получили и кому выдали бланки. Указывайте фамилию ответственного сотрудника или название организации. Записывайте серию и номера каждого бланка.
В книге учета движения регистрируйте все трудовые книжки: принятые от сотрудников и выданные вновь.
Когда сотрудник увольняется, попросите его расписаться в книге учета движения трудовых книжек и в личной карточке.
Обе книги должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации или ИП, а также скреплены сургучной печатью или опломбированы. Об этом говорит пункт 41 Постановление Правительства.
В конце месяца ответственный обязан отчитаться в бухгалтерию организации о наличии бланков и о суммах, полученных за оформленные трудовые книжки и вкладыши в них, с приложением приходного ордера кассы организации. Испорченные бланки нужно уничтожить и составить акт списания. Если бухгалтерии нет — значит, и отчитываться не надо.
Работодатели должны всегда хранить запасные бланки трудовой книжки и вкладыши в неё.
Как заверить копию трудовой
Обычно сотрудники просят копию, чтобы получить кредит или сделать визу.
Поставьте подпись ответственного и штамп организации так, чтобы они не перекрывали друг друга.
Выдайте копию в течение трех рабочих дней с момента получения заявления от сотрудника.
Ответственность
За отсутствие книг учета или их неправильное оформление предусмотрен штраф:
- для ИП — от 1000 до 5000 руб;
- для организаций — от 30 000 до 50 000 руб.
При повторном нарушении:
- для ИП — от 10 000 до 20 000 руб;
- для организаций — от 50 000 до 70 000 руб.
Статья актуальна на 11.02.2021
Общие правила внесения записей
Правила внесения в трудовую книжку сведений о работе
Сведения о работе в той или иной организации начинаются с данных о приеме на работу. Рассмотрим основные правила внесения этой информации.
Какие сведения вносятся при приеме на работу?
При поступлении работника на основное место работы на срок более чем 5 дней работодатель обязан внести в его трудовую книжку (представленную работником или оформленную тем же работодателем при приеме на работу сотрудника, для которого это основное место работы является первым) запись о приеме на работу.
При внесении записи о приеме на работу нужно придерживаться такой последовательности:
В больших компаниях зачастую в целях облегчения работы по многократному внесению записей о приеме на работу используется следующий подход. Заказывается специальный штамп с наборным текстом, содержащим наименование - полное и сокращенное - организации. Оттиск такого штампа в трудовой книжке заменяет внесенную от руки запись. Это целесообразно делать и в тех случаях, когда указание в трудовой книжке двух вариантов наименования организации (полного и сокращенного) от руки занимает много строк.
4. Потом в 3-й графе делается запись о принятии или назначении в структурное подразделение организации с указанием его конкретного наименования 2 , наименования должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации.
Как правило, наименование должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации производится в соответствии со штатным расписанием - документом, который должен быть в каждой организации в обязательном порядке. Однако если в соответствии с федеральным законом с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, предусмотренным соответствующими квалификационными справочниками, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством РФ. В настоящее время действуют:
- Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37, и
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, отдельные выпуски которого ранее в разное время утверждались постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС, а общие положения были утверждены постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 № 31/3-30.
Обратите внимание! При игнорировании этих правил у работника могут возникнуть трудности при назначении пенсии, в том числе в отношении зачета периода работы на должностях (по профессиям или специальностям), связанных с вредностью: сотрудники территориального отделения пенсионного фонда могут отказать работнику в зачете соответствующего периода в качестве льготного со ссылкой на то, что в списках должностей, специальностей и профессий, согласно которым предоставляют право на льготное начисление, данной должности (специальности или профессии) нет.
При внесении записей в трудовую книжку о приеме на работу часто неправильно толкуют требование о точном соответствии записей о приеме на работу приказу (распоряжению) работодателя, воспроизводя текст приказа (распоряжения) в трудовой книжке с указанием, например:
Несмотря на то, что все эти подробности действительно установлены приказом (распоряжением) о приеме на работу, их указание в трудовой книжке недопустимо, поскольку противоречит Инструкции и означает нарушение правил внесения записей в трудовую книжку. Анализ текста Инструкции позволяет сделать вывод, что запись в трудовой книжке о приеме на работу должна включать в себя лишь указание, куда и кем принят человек, исключая особенности характера работы и другие условия трудоустройства у данного работодателя.
5. Наконец, в 4-й графе указывается наименование организационно-распорядительного документа, на основании которого в трудовую книжку внесена запись о приеме на работу - приказа (распоряжения) или иного решения работодателя - с указанием его даты (сначала) и номера (после даты).
Читайте также: