Нужен ли приказ на выплату пособия на погребение сотрудника

Обновлено: 19.05.2024

Какие пособия ФСС будет перечислять напрямую?

Территориальные органы ФСС в 2021 году будут назначать и выплачивать работающим гражданам следующие виды социальных пособий:

по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с несчастным случаем на производстве и (или) профессиональным заболеванием);

по беременности и родам;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

Также по системе прямых выплат будет оплачиваться дополнительный отпуск (сверх ежегодного оплачиваемого) работнику, пострадавшему на производстве.

Обратите внимание

В 2021 году назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности по-прежнему будут осуществляться на основании листка нетрудоспособности в бумажной или электронной форме. Это следует из нового порядка выдачи и оформления больничных листов, утвержденного Приказом Минздрава России от 01.09.2020 №925н (применяется с 14 декабря 2020 года). То есть бумажный и электронный больничные являются равнозначными документами, бумажные больничные в 2021 году продолжают использоваться.

Бумажные больничные листы будут выдаваться при предъявлении документа, удостоверяющего личность, а электронные – при предъявлении документа, удостоверяющего личность, а также номера СНИЛС.

Какие выплаты будет осуществлять работодатель?

Работодатели продолжат в 2021 году назначать и выплачивать следующие пособия по социальному обеспечению:

оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами. Данная выплата обусловлена требованиями ст. 262 ТК РФ;

пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни работника. Оплата этих дней осуществляется исходя из среднедневного заработка, на основании совокупного заработка работника за расчетный период – два года, предшествующих периоду наступления нетрудоспособности (пп. 1 п. 2 ст. 3 Закона №255-ФЗ[2] и п. 6 Положения о страховых выплатах по ВНиМ[3]);

пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни, выплаченное сверх норм тем работникам, которые имеют право на повышенное пособие (п. 5 ст. 3 Закона №255-ФЗ).

Обратите внимание

Предельная величина базы по стразовым взносам в ФСС на 2019 год равна 865 000 руб., на 2020 – 912 000 руб. Соответственно, максимальный размер среднего дневного заработка для оплаты больничного в 2021 году составит 2 434,25 руб. ((865 000 + 912 000) / 730).

В свою очередь, минимальный средний заработок за день болезни с учетом МРОТ составит 407,41 руб. (12 392 х 24 / 730).

После принятия Федерального закона от 29.12.2020 № 473-ФЗ МРОТ на 2021 год составит 12 792 руб., и тогда минимальный средний заработок за день болезни составит 420,56 руб. (12 792 х 24 / 730).

Выплаченные работодателем в 2021 году социальные пособия в дальнейшем будут ему возмещены за счет средств ФСС. Но не во всех случаях. Так, возмещению подлежат пособие на погребение, оплата дополнительных выходных по уходу за детьми-инвалидами и пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня больничного, выплаченное сверх норм льготникам (п. 6, 10 и 11 Положения о страховых выплатах по ВНиМ).

Пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня больничного возмещаться работодателям не будет.

Нормативное регулирование прямых выплат пособий в 2021 году

В законах №125-ФЗ[4] и 255-ФЗ, определяющих условия обеспечения пособиями на случай временной нетрудоспособности (в том числе по травматизму) и в связи с материнством застрахованных лиц, порядок назначения и выплаты указанных пособий, до сих пор говорится о том, что назначение таких пособий производит страхователь (то есть работодатель). Это следует, например, из действующей редакции ст. 13 Закона №255-ФЗ.

Обратите внимание

Пункт 2 ст. 431 НК РФ, которым установлен зачетный принцип уплаты страховых взносов, с 1 января 2021 года утратил силу. То есть в текущем году всем работодателям придется уплачивать страховые взносы в начисленном размере, возможности уменьшить их на сумму расходов по выплате социальных пособий больше нет.

Обязанности работодателя при назначении пособий в 2021 году.

В 2021 году социальные пособия, выплачиваемые напрямую ФСС, по-прежнему будут оформляться через работодателя (страхователя). Алгоритм его действий в таком случае состоит из двух этапов.

Этап 1. Для назначения и выплаты социального пособия страховщиком (то есть ФСС) работодателю следует получить от работника:

заявление (оно подается по форме, утвержденной Приказом ФСС России от 24.11.2017 №578);

документы, необходимые для назначения и выплаты пособия (их перечень зависит от вида назначаемого пособия).

Этап 2. Работодатель не позднее пяти календарных дней[6] после получения от работника заявления и необходимых документов должен передать их в территориальный орган ФСС, дополнив их своими документами (в зависимости от вида выплаты). Об этом сказано в п. 3 Положения о страховых выплатах по ВНиМ, п. 3 Положения о страховых выплатах по НСПиПЗ[7].

Сведения, необходимые для назначения пособий по социальному страхованию, работодатель должен представить в ФСС в виде реестра (по формам, утвержденным Приказом ФСС России от 24.11.2017 №579), который подается (п. 4 и 4(1) Положения о страховых выплатах по ВНиМ):

на бумажном носителе – если среднесписочная численность работников составляет 25 человек и менее;

в электронном виде в соответствии со Спецификацией на обмен данными, утвержденной ФСС России 16.11.2018, – если среднесписочная численность работников у страхователя превышает 25 человек.

Обратите внимание

Если работодатель представит неполный пакет документов для назначения пособия или передаст документы, оформленные с погрешностями, ФСС направит ему извещение о необходимости исправления указанных недочетов. Порядок действий страховщика и страхователя в этом случае регламентирован в п. 7, 8 Положения о страховых выплатах по ВНиМ и п. 6, 7 Положения о страховых выплатах по НСПиПЗ.

Следует также иметь в виду, что убытки в виде излишне начисленных и выплаченных сумм пособий, которые возникнут по вине работодателя, ФСС взыщет не с застрахованного лица, а со страхователя. Это предусмотрено п. 16 Положения о страховых выплатах по ВНиМ и п. 15 Положения о страховых выплатах по НСПиПЗ. Кроме того, должностные лица страхователя – юридического лица могут быть привлечены к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 15.33 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 300 до 500 руб.

К сведению

Срок выплаты пособия территориальным органом ФСС – десять календарных дней со дня получения им от работодателя заявления и документов (сведений), которые необходимы для назначения и выплаты пособия (см. п. 9 Положения о страховых выплатах по ВНиМ, п. 7, 9 Положения о страховых выплатах по НСПиПЗ).

Что еще нужно учесть работодателю?

Обязанности налогового агента по НДФЛ

Перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ, содержится в ст. 217 НК РФ. Так, согласно п. 1 названной статьи не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (в том числе пособия по уходу за больным ребенком).

Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке (см. также Письмо Минфина России от 24.04.2020 №03-04-05/33283). Поэтому при выплате пособий по временной нетрудоспособности работодатели как налоговые агенты обязаны рассчитать и удержать НДФЛ с получаемых работниками сумм. Перечислить в НДФЛ бюджет работодатель должен не позднее последнего числа месяца, в котором работнику выплачено пособие (п. 6 ст. 226 НК РФ).

В случае прямых выплат пособие работнику выплачивает не работодатель, а территориальный орган ФСС. Поэтому обязанностей налогового агента у работодателя не возникает. Ведь в роли налогового агента в такой ситуации выступает ФСС, который и должен рассчитывать, удерживать и перечислять НДФЛ с выплачиваемых работникам пособий. Работодатель при этом не обязан вести учет удержанных и перечисленных страховщиком сумм НДФЛ (данная обязанность не предусмотрена гл. 23 НК РФ).

Но поскольку НДФЛ подлежит удержанию со всей суммы выплачиваемого пособия, за работодателем по-прежнему сохраняются обязанности налогового агента в части пособия, выплачиваемого работнику за первые три дня нетрудоспособности.

Удержание алиментов.

В силу п. 3 ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ[8] лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Перевод и перечисление денежных средств осуществляются за счет должника.

Пособия по временной нетрудоспособности согласно Постановлению Правительства РФ от 18.07.1996 №841 признаются доходом, на который может быть обращено взыскание.

При этом если работник предъявляет исполнительный лист, на основании которого взыскиваются алименты, непосредственно работодателю, то за работодателем сохраняется обязанность по удержанию алиментов с выплат за первые три дня временной нетрудоспособности работника.

С учетом изменений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 25.06.2020 №920, Письмом Банка России от 18.12.2020 №ИН-04-45/175, такое требование начинает действовать с 1 июля 2021 года.

В то же время в Перечне поименованы выплаты гражданам, подвергшимся радиации вследствие:

катастрофы на Чернобыльской АЭС;

сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

А указанным лицам, пострадавшим от радиации, наряду с прочими социальными выплатами положено пособие по нетрудоспособности в размере 100 % среднего заработка, причем независимо от страхового стажа (п. 6 ст. 14, п. 2 ст. 15, п. 13 ст. 18 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1). Это пособие выплачивается по правилам, установленным п. 2 ст. 3 Закона №255-ФЗ:

за первые три дня нетрудоспособности – за счет средств работодателя;

за оставшийся период нетрудоспособности – за счет средств ФСС.

[3] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294.

[5] На момент подготовки данного материала в печать ни один из этих вариантов еще не был реализован.

[6] Для соблюдения указанного срока, полагаем, работодателю имеет смысл вести журнал регистрации полученных от работников заявлений для назначения и выплаты пособий.

[7] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294.


Материальная помощь в связи со смертью сотрудника — акт доброй воли работодателя или его обязанность? В статье мы рассмотрим, когда он обязан оказать помощь, какие для этого нужны документы и каковы особенности обложения подобных выплат обязательными платежами.

Обязан ли работодатель оказывать матпомощь родственникам умершего сотрудника?

В остальном работодатели обязаны оказывать матпомощь в рассматриваемой ситуации, только если это закреплено в одном из следующих документов:

При этом допускается установление условий для осуществления выплат: определенный стаж работы сотрудника на предприятии, наличие у работодателя свободных денежных средств и т. д.

Соответствующие обязательства компания может на себя официально и не брать. Но это не значит, что члены семьи ее умершего сотрудника не могут рассчитывать на матпомощь в столь трудной ситуации: при согласии на то работодателя это возможно.

Важно! Рекомендация от "КонсультантПлюс"
Оформляя прекращение трудового договора в связи со смертью работника, учтите следующие особенности. Рекомендуем оформить все документы (приказ, трудовую книжку в случае ее ведения и др.), а также заполнить сведения о трудовой деятельности днем, когда. (все подробности — в Готовом решении от К+).

Лица, имеющие право получить матпомощь при смерти сотрудника. Документы для получения выплаты

Желательно, чтобы в документах, закрепляющих возможность получения выплаты, был определен круг имеющих на то право. Например, это могут быть не любые родственники, а только члены семьи. К ним семейное законодательство относит родителей, детей и супруга. Кстати, от того, кто именно является получателем выплат, зависит обложение их НДФЛ и страховыми взносами (см. ниже).

Если же соответствующая обязанность работодателя в документах не установлена, то он решает, кому перечислить деньги, по своему усмотрению.

Для оформления выплат потребуется письменное заявление заинтересованного лица (в свободной форме), а также копия свидетельства о смерти. Отсутствие этих документов обязательно заинтересует налоговые органы в случае проверки.

Можно ли учесть материальную помощь в связи со смертью работника при расчете налога на прибыль? Ответ на этот вопрос вы найдете в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Уплата страховых взносов с сумм помощи в связи со смертью работника

Страховые взносы уплачиваются работодателем в отношении подлежащих страхованию физлиц. Он не выступает страхователем лиц, получающих матпомощь в связи со смертью работника (как правило, это члены семьи последнего). Таким образом, страховые взносы с сумм помощи родным умершего работника платить не нужно, так как отсутствует объект обложения (ст. 420 НК РФ).

С другой стороны, возможна ситуация, когда родные умершего трудятся у того же работодателя. В этом случае также отсутствует объект обложения взносами, так как выплаты производятся не в рамках трудовых отношений.

А вот помощь работнику в связи со смертью его родственников не будет облагаться страховыми взносами только при соблюдении следующих условий:

  1. Единовременность. Единовременной является матпомощь, выплачиваемая не более 1 раза в течение отчетного периода. Таким образом, с выплачиваемой частями (к примеру, ежемесячно) помощи нужно платить страховые взносы.
  2. Умершим является член семьи работника, к которым относят супруга, детей и родителей. Суммы помощи в связи со смертью иных родственников взносами облагаются.

Удержание НДФЛ из материальной помощи по случаю смерти работника или члена его семьи

НК РФ установил перечень получаемых физлицами сумм, не облагаемых НДФЛ. Среди них и ряд разновидностей матпомощи. Так, этим налогом не облагаются суммы следующих видов матпомощи (п. 8 ст. 217 НК РФ):

  • членам семьи умершего сотрудника / бывшего сотрудника по поводу его смерти;
  • сотруднику / бывшему сотруднику в связи со смертью члена его семьи.

Для правомерной неуплаты НДФЛ важно соблюдение таких условий:

  1. Помощь является единовременной.
  2. Помощь оказывается супругу, ребенку или родителю умершего сотрудника либо сотруднику в связи со смертью кого-либо именно из этих, а не любых родственников.
  3. Если помощь получает бывший работник или его родственники, то важно основание увольнения этого работника. В качестве такового должен выступать выход на пенсию.

Итоги

Работодатели изначально не обязаны оказывать материальную поддержку родным умерших сотрудников. Однако они могут взять на себя такое обязательство, закрепив это документально. Для надлежащего оформления выплат необходимо заявление получателя помощи и свидетельство о смерти.

  • Налоговый кодекс РФ
  • Трудовой кодекс РФ

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

personal photo

Начисление и выплата зарплаты умершего сотрудника в программе ЗУП 3

Сотрудник умер 05 апреля 2021 года. Родственник покойного обратился в бухгалтерию о выплате ему неполученной зарплаты. Необходимо заработную плату за май (не полученную сотрудником) и компенсацию за неиспользованный отпуск выплатить члену его семьи.

1. Документ Увольнение

Трудовой договор прекращается в связи со смертью сотрудника. Создайте и рассчитайте документ Увольнение (раздел Кадры – Приемы, переводы, увольнения – кнопка Создать – Увольнение или раздел Кадры – Увольнение, или раздел Зарплата – Все начисления – кнопка Создать – Увольнение). В поле Основание увольнения укажите - п. 6 ч. 1 ст. 83. При указании данного основания, НДФЛ и страховые взносы с начисленных сумм рассчитаны не будут.

Выплата родственникам в связи со смертью сотрудника

Выплата родственникам в связи со смертью сотрудника

Выплата родственникам в связи со смертью сотрудника

2. Настройка - Удержания

Так как расчет при увольнении умершего сотрудника будут получать его родственники необходимо создать новый вид удержания (Настройка – Удержания) для последующей регистрации удержания в пользу родственника.

Зарегистрируйте удержание в пользу родственника в необходимой сумме с помощью документа Постоянное удержание в пользу третьих лиц (Зарплата – Алименты и другие удержания –Создать – Постоянное удержание в пользу третьих лиц). В поле Контрагент укажите родственника, который получает расчет за покойного сотрудника.

Сумму удержания можно как рассчитать самостоятельно (в этом случае выбираем в поле Расчет и показатели вариант Фиксированная сумма и затем руками указываем ее в удержании), либо автоматизировать процесс. Рассмотрим эту настройку:

Указываем Результат рассчитывается, затем проходим по ссылке Редактировать формулу, двойным кликом добавляем один единственный показатель РасчетнаяБаза, нажимаем Ок.

Выплата родственникам в связи со смертью сотрудника

Выплата родственникам в связи со смертью сотрудника

На ставшей после этого активной вкладке Расчет базы добавляем начисления, которые сотруднику причитаются в этом месяце (не забываем про компенсацию отпуска при увольнении и.т.д.)

Выплата родственникам в связи со смертью сотрудника

3. Документ Зарплата – Алименты и другие удержания - Удержание в пользу третьих лиц

Выплата родственникам в связи со смертью сотрудника

4. Документ Начисление зарплаты и взносов за последний месяц работы

В результате автоматического заполнения вся сумма, которая положена к выплате, попадет в удержание и не попадет в документ на выплату в последующем. Вкладки Начислено, НДФЛ и Взносы по сотруднику пусты. Выплата расчета при увольнении умершего сотрудника производится в бухгалтерской программе.

Выплата родственникам в связи со смертью сотрудника

Выплата родственникам в связи со смертью сотрудника

Выплата родственникам в связи со смертью сотрудника

Выплата родственникам в связи со смертью сотрудника

1. В результате произведенных действий:

в документе Отражение зарплаты в бухучете (раздел Зарплата – Отражение зарплаты в бухучете) появится удержание в пользу родственника, при синхронизации с бухгалтерской программой этот документ сформирует проводку Дт 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и Кт 76.49 "Расчеты по прочим удержаниям из заработной платы работников".

Сумма к выплате сотруднику будет равна нулю.

Выплата родственникам в связи со смертью сотрудника

Выплата родственникам в связи со смертью сотрудника

Выплата родственникам в связи со смертью сотрудника

2. В бухгалтерской программе необходимо будет зарегистрировать выплату денежных средств родственнику покойного сотрудника, указав счет дебета 76.49 "Расчеты по прочим удержаниям из заработной платы работников". В отчетности по страховым взносам и НДФЛ эти доходы не отражаются, поскольку они не признаются объектом обложения.

Для кадровика

Прекращение трудового договора в связи со смертью работника является одним из оснований увольнения по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 6 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

От кадровика требуется выполнение следующих действий:

1. Получить от родственников умершего работника свидетельство о смерти.

Как правило, свидетельство о смерти работодатель получает от родственников умершего работника. С этого свидетельства отдел кадров снимает копию. Оригинал свидетельства остается у родственников работника.

Если получить свидетельство о смерти от родственников не удается, работник отдела кадров может обратиться в отдел ЗАГС с письменным запросом и получить повторное свидетельство о смерти работника, содержащее сведения, необходимые для прекращения трудовых отношений с умершим работником (абз. 3 п. 2, п. 7 ст. 9 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", п. 1, 5 Перечня документов, утв. приказом Минюста России от 19.08.2016 № 194.).

2. Издать и зарегистрировать приказ о прекращении трудового договора с работником.

Приказ об увольнении можно издать по форме, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 (форма № Т-8 и форма № Т-8а) или по самостоятельно разработанной форме.

В графе Основание прекращения (расторжения) трудового договора (увольнения) указывается смерть работника, пункт 6 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.

В строке "Документ, номер и дата" указываются реквизиты свидетельства о смерти (письмо Роструда от 05.09.2006 № 1552-6).

Строка "Мотивированное мнение выборного профсоюзного органа" в рассматриваемом случае не заполняется (ч. 1 ст. 373 ТК РФ).

Днем прекращения трудового договора с работником в данной ситуации является дата его смерти, указанная в свидетельстве о смерти. Эта дата указывается в приказе независимо от того, когда именно умер работник (после работы или на работе, на больничном или в отпуске, в выходной или нерабочий праздничный день, приступал или нет работник к работе в этот день). Поскольку наступление именно этого события повлекло невозможность выполнения работником лично своей трудовой функции (ст. 15, 56 ТК РФ).

Дата смерти указывается датой прекращения трудового договор независимо от того, когда работодатель получил от родственников умершего работника копию свидетельства о смерти по установленной форме. То есть дата приказа о прекращении трудового договора может быть позже даты прекращения трудовых отношений и будет совпадать с датой представления свидетельства о смерти.

На приказе о прекращении трудового договора не будет подписи работника. В приказе не могут расписаться и родственники умершего работника. На приказе следует сделать соответствующую запись об этом (например, "С приказом невозможно ознакомить по причине смерти работника" (ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ). Подпись заверяется кадровым работником, уполномоченным вести кадровый учет, или руководителем.

Приказ о расторжении трудового договора необходимо зарегистрировать в Журнале регистрации приказов (распоряжений) либо в ином порядке, установленном работодателем.

3. Подать СЗВ-ТД об увольнении работника

Вне зависимости от способа ведения трудовой книжки уволенного работника работодатель обязан представить в ПФР сведения о его увольнении по форме СЗВ-ТД, утв. постановлением Правления ПФ РФ от 25.12.2019 № 730п (п. 2.4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Сведения необходимо представить не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа об увольнении (пп. 2 п. 2.5 ст. 11 Закона № 27-ФЗ).

4. Внести запись в личную карточку работника

Унифицированные формы личной карточки утверждены постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1. Форма № Т-2 предназначена для коммерческих организаций, форма № Т-2ГС(МС) – для государственных и муниципальных служащих.

В строке Основание прекращения трудового договора (увольнения) Раздела XI личной карточки производится запись в соответствии с приказом об увольнении. В рассматриваемом случае необходимо указать: Трудовой договор прекращен в связи со смертью работника, пункт 6 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.

Негосударственные организации могут пользоваться самостоятельно разработанной формой (см. письмо Роструда от 14.02.2013 № ПГ/1487-6-1.

Строка об ознакомлении с этой записью работника остается незаполненной.

5. Внести запись о прекращении трудового договора в трудовую книжку и выдать ее родственникам работника.

Данный пункт необходимо выполнять только в том случае, если трудовая книжка работника ведется на бумажном носителе (ст. 66 ТК РФ). В случае если трудовая книжка ведется в электронной форме (ст. 66.1 ТК РФ) запись об увольнении не вносится, поскольку трудовая книжка находится у работника. В этом случае сведения об увольнении отражаются только в отчете по форме СЗВ-ТД.

Форма трудовой книжки утверждена постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, а порядок ее заполнения – постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69.

Запись об основании и причине прекращения трудового договора следует вносить в точном соответствии с формулировками ТК РФ или иного федерального закона и со ссылкой на необходимую статью, пункт, часть.

Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона)

Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись


Рассмотрим ситуацию, когда во время пандемии умер официально устроенный работник предприятия. В таких случаях организация, чтобы избежать неприятностей со стороны проверяющих органов, должна уметь увольнять умершего работника компании.

Это не сложная процедура, но она требует определенных знаний от сотрудников отдела кадров, бухгалтерии и самого руководителя.

Так как это событие фактически произошло в нерабочее время, то выяснение причин смерти происходит без участия руководства предприятия.

Родственники после получения свидетельства о смерти из ЗАГСа приносят этот документ на место работы умершего сотрудника, где производится стандартная процедура увольнения умершего работника фирмы, согласно нормам Трудового кодекса.

Документальное оформление Процедуры увольнения умершего работника

Поводом для увольнения работника предприятия является заявление.

Поскольку умерший сотрудник компании естественно никак не сможет его написать, то руководитель организации должен издать приказ об увольнения работника фирмы без наличия такового заявления.

Основанием для прекращения трудовых отношений в таком случае является свидетельство о смерти работника из ЗАГСа.

Порядок увольнения умершего сотрудника довольно простой и заключается в выполнении следующих действий:

1. На основании свидетельства о смерти из ЗАГСа руководителем издается приказ об увольнении. К этому приказу прикладывают копию свидетельства о смерти из ЗАГСа.

2. Приказ об увольнении регистрируют в Журнале регистрации приказов.

3. Далее заполняется личная карточка умершего работника и делается запись в трудовую книжку, после чего она выдается родственникам.

4. В Журнале учета движения трудовых книжек делается соответствующая запись, где лицо, получившее документ ставит подпись.

5. Бухгалтерия начисляет и производит необходимые выплаты.

Очень важно знать. каким число увольнять умершего работника.

В законодательстве четко прописано, что последним рабочим днем является день, предшествующий дню смерти.

То есть, если работник умер 6 марта, тогда последний рабочий день будет считаться 5 марта. А дата увольнения будет являться день 6 марта.

Приказ же составляется в тот день, когда родственники погибшего предъявили официальный документ, подтверждающий смерть сотрудника.

При этом дата смерти работника предприятия и дата приказа об увольнении, как правило, чаще всего не совпадают.

Порядок начисления выплат работодателем родственникам умершего работника

При­чи­та­ю­щи­е­ся ра­бот­ни­ку предприятия день­ги (зар­пла­та, ком­пен­са­ция за неиспользованный от­пуск и т.д.) ра­бо­то­да­тель дол­жен вы­пла­тить чле­нам семьи умер­ше­го ра­бот­ни­ка или лицам, на­хо­див­шим­ся на его ижди­ве­нии (ст. 141 ТК РФ).

Напомним, что к чле­нам семьи от­но­сят­ся (ст. 2 Се­мей­но­го ко­дек­са):

  • су­пру­ги;
  • ро­ди­те­ли/усы­но­ви­те­ли;
  • дети, в т.ч. усы­нов­лен­ные.

Если претендентов на выплаты несколько, то вся сумма выдается первому обратившемуся.

При возникновении спорной ситуации, можно предложить родственникам договориться или обратиться в суд.

Виды выплат

После издания приказа об увольнении, бухгалтерия должна начислить соответствующие выплаты.

Умершему сотруднику полагаются выплаты как при обычном увольнении:

  • Оклад;
  • Больничный;
  • Все необходимые надбавки;
  • Премии;
  • Компенсация за неиспользованный отпуск.

Помимо этих выплат, кол­лек­тив­ным/тру­до­вым до­го­во­ром или локально-нормативным актом (ЛНА) может быть преду­смот­ре­на выплата материальной по­мощи род­ствен­ни­кам умер­ше­го ра­бот­ни­ка. При этом ра­бо­то­да­тель может вы­пла­тить ма­те­ри­аль­ную по­мощь по соб­ствен­ной инициативе, даже если она не преду­смот­ре­на вы­ше­ука­зан­ны­ми до­ку­мен­та­ми.

Кроме этого, род­ствен­ни­ки, по­хо­ро­нив­шие умер­ше­го ра­бот­ни­ка за свой счет, могут об­ра­тить­ся к ра­бо­то­да­те­лю за по­лу­че­ни­ем со­ци­аль­но­го по­со­бия на по­гре­бе­ние, ко­то­рое вы­пла­чи­ва­ет­ся за счет средств ФСС.

Порядок начисления всех выплат рассмотрим в таблице.

п/п

Наименование выплат

Порядок начисления

Особенности

Начисление заработной платы происходит до дня смерти.

Согласно табелю, рассчитываются отработанные дни, и начисляется зарплата.

При этом учитываются все надбавки, премии и т. д.

День смерти не оплачивается

Компенсация за отпуск

Предприятие обязано выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск.

Начисления производятся согласно действующему законодательству.

Если на момент смерти работник уже находился в отпуске, который ему предоставили авансом, тогда назад деньги никто не возвращает.

Если человек умер во время своей

болезни, тогда бюллетень

закрывается в день смерти.

День смерти не оплачивается

Компенсация за погребение

Начисляется на основании

предоставленных квитанций и

Данную выплату может получить

любой человек, который потратил

свои личные сбережения на

Сроки осуществления выплат

Выплатить начисленную сумму предприятие может в течение 4 месяцев со дня смерти сотрудника.

То есть, на об­ра­ще­ние к ра­бо­то­да­те­лю за по­лу­че­ни­ем при­чи­тав­ших­ся умер­ше­му работ­ни­ку предприятия сумм у родственников, супругов и лиц, которые находились на иждивении умершего есть 4 ме­ся­ца со дня смер­ти этого работ­ни­ка (п. 2 ст. 1183 ГК РФ).

Если за этот период родственники не обратились, тогда вся сумма плюсуется к наследству.

В случае если наследства нет, тогда деньги остаются у работодателя.

А если день­ги для вы­пла­ты были сняты со счета ра­бо­то­да­те­ля, но за ними никто не об­ра­тил­ся в те­че­ние 5 ра­бо­чих дней, то их нужно де­по­ни­ро­вать (п. 6.5 Ука­за­ния Банка Рос­сии от 11.03.2014 N 3210-У).

Предприятие должно выплатить всю сумму в течение одной недели после обращения родственников.

То есть на вы­пла­ту у ра­бо­то­да­те­ля есть одна неде­ля со дня, когда член семьи/иждиве­нец обратился за получением выплаты (ст. 141 ТК РФ).

Необ­хо­ди­мые до­ку­мен­ты родственников для получения выплат

Родственники (член семьи/иждиве­нец), которые претендуют на получение выплаты у ра­бо­то­да­те­ля и изъявили желание забрать трудовую книжку умершего работника предприятия, должны при себе иметь и пред­ста­вить работодателю необ­хо­ди­мые документы:

То есть, чтобы получить вы­пла­ту родственники должны предъявить работодателю следующие доку­мен­ты:

  • Свидетельство о смерти из ЗАГСа его копия;
  • Заявления, составленные в произвольной форме для выплаты остатка заработной платы, материальной помощи, компенсаций и т. д.;
  • Пас­порт за­яви­те­ля, который будет получать выплаты и трудовую книжку;
  • До­ку­мент, под­твер­жда­ю­щий род­ство;
  • Больничный лист (если смерть работника предприятия произошла во время болезни);
  • Счета или квитанции, подтверждающие расходы, связанные с погребением (если родственники претендуют на выплату пособий);

Налогообложение выплат в связи со смертью работника: НДФЛ и страховые взносы

Суммы, при­чи­тав­ши­е­ся умер­ше­му ра­бот­ни­ку и вы­пла­чен­ные его род­ствен­ни­кам, НДФЛ не об­ла­га­ют­ся (п. 18 ст. 217 НК РФ).

То есть род­ствен­ни­кам нужно вы­пла­тить пол­ную сумму, без удер­жа­ния из нее данного налога.

Кроме того, дан­ные суммы выплат не об­ла­га­ют­ся стра­хо­вы­ми взно­са­ми.

Что же ка­са­ет­ся ма­те­ри­аль­ной по­мо­щи, ока­зан­ной род­ствен­ни­кам, то стра­хо­вы­ми взно­са­ми она тоже не об­ла­га­ет­ся.

А НДФЛ с ма­те­ри­аль­ной по­мо­щи не нужно удер­жи­вать при усло­вии, что она выплачена чле­нам семьи (п. 8 ст. 217 НК РФ).

Кроме этого, НДФЛ с ма­те­ри­аль­ной по­мо­щи не нужно удер­жи­вать при усло­вии, что она выплачена род­ствен­ни­кам, про­жи­вав­шим вме­сте с умер­шим работником (п. 8 ст. 217 НК РФ, Пись­мо Мин­фи­на Рос­сии от 14.11.2012 N 03-04-06/4-318).

Системное толкование положений Семейного кодекса позволяет включить в понятие члена семьи лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.

При этом под семьей понимается локализованная социальная группа, в которой предполагаются совместное проживание, ведение хозяйства и т.п.

С учетом изложенного, специалисты финансового ведомства сделали вывод о том, что если брат (сестра) работника проживал(а) совместно с работником, при осуществлении работодателем единовременных выплат работнику в связи со смертью его брата (сестры) налог на доходы физических лиц не удерживается.

Таким образом, получается, что выплаченная ма­те­ри­аль­ная по­мо­щь родственникам, про­жи­вав­шим вместе с умер­шим работником предприятия, НДФЛ не облагается.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Читайте также: