Нужен ли белорусский язык в профессии проводника

Обновлено: 17.04.2024

Надо ли россиянам знать белорусский, чтобы выжить в стране, и как они к нему относятся – спросили у, не поверите, россиян.

Надо ли россиянам знать белорусский, чтобы выжить в стране, и как они к нему относятся – спросили у, не поверите, россиян.


ИРИНА
литератор, журналистка

– Я живу в Беларуси уже 7 лет и заметила, что обычно это норма, когда человек говорит по-русски, а ему отвечают по-белорусски, и наоборот. По-моему, в стране с двумя государственными языками эта ситуация вполне гармонична и никого не смущает. Языки родственные, поэтому мне многое интуитивно понятно, а если значение особо заковыристого слова не знаю, то не стесняюсь спросить или заглянуть в словарь.

Белорусский язык очень мелодичный, певучий, само построение фраз мне невероятно нравится. Несколько фраз по-белорусски могу произнести, но затягивает трасянка. В ней, кстати, есть своя прелесть: получается на редкость живая речь. На белорусском мне проще писать, чем говорить, но на слух понимаю практически на сто процентов.

Как и в любом языке, в белорусском есть своя безэквивалентная лексика – очаровательные емкие словечки. Они меня восхищают, некоторые в моей речи прописались уже навсегда. Впрочем, я легко заимствую слова из любых славянских языков, так как в школе учила чешский и болгарский.

Думаю, если человек, который получил гражданство в Беларуси, знает хотя бы один государственный язык, этого достаточно. Для большинства речевые навыки все-таки не главное, они требуются людям определенных профессий. Не так важно, знаeт ли пекарь или столяр какой-либо язык: они не болтают – они работают.

Меня больше беспокоит то, что белорусы отказываются от своих народных инструментов: дудок, жалеек и окарин. Например, в Минске есть только один класс в одной-единственной музыкальной школе, где эти инструменты можно освоить. Плачевная ситуация и с народными танцами, а я белорусский танец нахожу безумно красивым. Возможно, кто-то со мной поспорит, но культура не ограничивается мовoй, драниками и вышиванкой.


ТАТЬЯНА
студентка

Со временем мой словарный запас рос, мне даже доверили вести вечер белорусского языка. К этому мероприятию я подошла очень ответственно. Было интересно изучать мову. Иногда я даже просила друзей разговаривать со мной по-белорусски.

Мне стыдно, что я недостаточно хорошо владею белорусским языком. Но я обязательно это исправлю! Сейчас я учусь на филологическом факультете, и белорусский у нас начинается со следующего семестра.


ИЛЬЯ
звукооператор и звукорежиссер

– В Беларуси бывал очень много раз, в ближайшее время планирую к вам переехать. Трудностей, связанных с языковым барьером, здесь никогда не испытывал. Правда, я не сразу начал понимать диктора в общественном транспорте, некоторые вывески и указатели. Но я быстро освоился, наловчился. Сейчас более или менее владею белорусским языком: понимаю хорошо, но разговорная практика отсутствует. Читать на нем могу, но мой акцент ужасен. Мне бы очень хотелось выучить белорусский, этот язык такой красивый и мелодичный. Жаль, что он постепенно уходит из обихода.

Я считаю, что каждый гражданин страны должен владеть своим родным языком. Не обязательно использовать его в повседневной речи, это уже дело каждого, но важно знать хотя бы минимально. Мне кажется, одна из проблем в том, что кроме чисто белорусского языка у вас есть трасянка и тарашкевица. Иногда одно и то же слово может иметь несколько вариантов написания: сцяг – сьцяг, Мінск – Менск. Как я понял, оппозиционеры используют тарашкевицу, из-за чего возникает много споров.

Думаю, язык стоит в первую очередь воспринимать как средство коммуникации, поэтому положительно отношусь к двуязычию в Беларуси. Ведь именно благодаря этому мы и понимаем друг друга. Если кому-то удобно говорить на русском – пожалуйста, калі па-беларуску – таксама калі ласка.


ВИКТОРИЯ
студентка

– Я переехала в Беларусь в 2010 году и испытывала большие трудности на уроках белорусского в школе, так как мне пришлось изучать язык с нуля. Сейчас я немного владею мовой, могу понять, что говорят люди. Конечно, нужно уважать традиции и обычаи страны, в которой живешь. Но так как я не сталкиваюсь тут с языковым барьером, то и углубляться в изучение белорусского языка не собираюсь. Хотя мне нравится белорусский своей мелодичностью и некоторой простотой в орфографии. Однако, по сравнению с русским, в нем меньше синонимов, поэтому в школе мне не всегда хватало слов при написании сочинений.

Я считаю, что наличие в Беларуси двух государственных языков объединяет людей, не позволяет развить языковой конфликт. Но в то же время меня огорчает, что крайне мало белорусов разговаривают на родном языке.




Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.


Фото: из личного архива героев.

Сіцідог час ад часу накідвае. З усяго тэксту для назвы атыкула выбраў, так бы мовіць, самую негатыўную фразу, ды й то вырваўшы з кантэксту. Ды і побач фота Тацяны, якая як раз такі сказала адваротае: "Мне стыдно, что я недостаточно хорошо владею белорусским языком". Шчыра кажучы, тут троху і ком да горла падступіў.
Дзе б яшчэ беларусаў такіх знайсці, калі гэтыя расіяне былі шчырымі ў сваіх адказах?
Не так даўно на НН было відыа, дзе беларусы адказвалі на падобнае пытанне і адказы там.
Большаць наогул не адупляюць зачэм эта нада знаць беларускі язык, і так жа ш усе нармальна

в комментарриях как всегда срач змагаров и русскоговорящих людей. Белорусский язык при всех его достоинствах не более чем хобби небольшой националистически настроенной группы людей куда входят помимо оппозиции еще различные субкультурные маргиналы. Я не представляю сколько средств и времени нужно инвестировать, чтобы белорусский язык можно было бы услышать на улицах города как разговорный.

ava

Паважаны спадар. что значит - "адупляюць" ?

Что-то сомнительно с первых строк, за 30 лет в Беларуси не могу припомнить, чтобы мне ктото отвечал пабелуруску, не считая уроков Беларуского в школе.

Дайте-ка угадаю. Учишься в хабзе и подрабатываешь дворником? По вечерам предпочитаешь провести время в компании за бокальчиков водяры? Тогда да, в такой компании мову не услышишь. В наше время она стала атрибутом привелегированного общества и интеллигенции

Ахаха. Типичная псевдоинтеллигенция. Даже сложное слово написать не может.

Хожу по самым дорогим заведениям Минска, закончил гимназию и БГУ, мову не слышал ни от кого, кроме грантососов в Интернете. Естественно, чем образованнее и богаче человек, тем у него лучше русский язык и меньше сельских вкраплений.

Беларусь это не двуязычная страна, а русскоговорящая страна. Распилите все гранты мира, сделайте Киноконги бесплатными — и это не изменится.

как раз против мовы ничего против не имею - отличный помник беларуской культуры. и я как раз против всех этих статей где о беларускай мове говорится в ключе противопоставления ее русскому языку. все эти статьи направлены на разжигание межнациональной розни. наши оппозиционеры преврати беларуский в пахабное средство пропаганды ненависти. красивый язык, мы все на нем говорим (в той или иной степени) и все его понимаем, но в качестве основного его использовать неудобно, т.к в нем недостаточно слов.

>мы все на нем говорим

Кто мы все? Я не говорю. Мои знакомые не говорят. Ни в какой степени. Он административно навязывается в схемах (метро и т.д.), табличках с адресами, начали заставлять бизнес рекламу делать на нем, пиарят усиленно, а толку ноль.

И мова это не наследие культуры, а совковой белорусизации 20-ых годов.

я написал "в той или иной степени" имея ввиду, что каждый родившийся и учившийся в беларуси человек понимает беларуский и может на нем чтото сказать. и в первом своем комментарии я как раз сказал, что не помню за всю свою жизнь людей которые говорят по беларуски, они несомненно есть, но это люди которые просто в какойто момент решили, что они буду говорить по беларуски и, как правило, они этим хотят чтото доказать. а в изучении беларуского как части фолклера нет ничего плохого, каждому нравится свое.

Приятно читать об адекватном отношении. Это не то, что Навальный в 2008 - охарактеризовал мову как "смесь языка хачиков и жаргона подонков".

Вам стыдно, что выбрали не ту гимназию? Или стыдно, что допустили, что в нее принимали не таких правильных, как сама? Или стыдно, что не заметили вовремя, что в вашей гимназии кто-то только притворялся, что он как все, а на самом деле еще имел собственное мнение?
В "гимназии гордились и уважали свою мову". Вот было время, когда у нас в гимназии. Или "да как вы смеете оскорблять нашу гимназию! не было у нас такого, не учились у нас такие!"? За себя отвечайте - этого уже много для каждого. И "своя мова" - она на то и СВОЯ, а не ВАША, что у каждого может быть СВОЕЙ, а не той, которой положено быть, потому, что сказали "надо". "Своя мова" или "родная мова" - ее нельзя выбрать. Язык, на котором вы учились думать, на котором познавали мир, особенно в самые первые годы жизни, когда строилось ваше мышление и ваша личность - только этот язык и будет для вас по-настоящему родным. И ничего с этим не поделать. Все остальное - политика. Это вы уже потом узнали, какой язык "нужно" называть родным, чтобы выглядеть патриотом. Уловите этот момент - вас ведь могли убедить (и могут до сих пор!), что патриотично говорить на эфиопском - есть же такая теория, что все человечество родом из Африки. Это уже вопрос доверчивости и политической повестки. У человека может быть второй родной язык - "этот язык стал для меня родным". Но "стал", а не "был". Поэтому любить "родную мову" - ее нельзя не любить, потому, что это часть вас, вашей личности, но только эта "мова" у всех разная, а не "та, что решили на родине принять государственной". И у 90% белорусов (как минимум) это русский, а не белорусский. Что ж поделать. Нам это навязали? Ну ведь нам навязали и то, что мы люди, а не, скажем, птицы. Так уж сложилось, что ли. Это данность. А все остальное - как должно быть, как не должно быть - вымысел. Разумный или не очень, полезный или вредный.
"Клялись быть годными людьми"? Жутко, конечно, что до сих пор "клянутся при поступлении". Но "годными" в смысле "достойными"? А "достойными" от слова "достоинство" или "достойными продолжателями" кого-то - чего-то? Что недостойного в том, что человек сказал, что не разговаривал в вашей гимназии по-белорусски? Или все же он оказался именно "негодным"?
Ну и по поводу числа слов. Помилуйте. Но вы же должны отдавать себе отчет, что большинство областей знаний белорусский язык не охватывал никогда, потому, что этих знаний никогда на белорусском не развивалось? Русский язык заимствует множество иностранных слов, а вот белорусский - ну что вы, он же такой богатый и самодостаточный! :)

все эти понятные реверансы от новоприбывших граждан в адрес мовы, которая вообщем не нужна ни им ни местным

ava

Всё просто же.
Стоит инвестировать в язык если он приносит ништяки.
С белорусским можно найти хорошую высокооплачиваемую работу? Нет!
Как нащот бесплатного лечения для россиян в РБ? Болт! Или в два раза дороже. Проще учить немецкий.
Как нащот бесплатного образования на белорусском? Для бесплатного лучше учить немецкий, чешский, польский.
Современные книги по бизнесу, технике на английском. На местных языках один outdated crap.
Скажите ну и вали? Дак мы уже в Чехию визу ждем)

Но в дороге иногда случаются нестандартные ситуации. И необходимость использовать периодически типовые фразы не отменяет умение грамотно импровизировать. Иногда проводникам вагонов для пассажиров приходится быть и психологами и даже участвовать в принятии родов в вагоне.


Светлана — одна из лучших проводниц Белорусской железной дороги. В конце прошлого года она была награждена Почётной грамотой Совета Министров Республики Беларусь за двадцатилетнюю безупречную профессиональную работу на железнодорожном транспорте. Последний год она — проводник пассажирского вагона в направлении Витебск — Брест.

— Мне было 18 лет, к тому моменту закончила колледж по профессии швея-закройщик. Но трудиться по этой специальности не пришлось. Моя подруга заинтересовалась профессией проводника вагона. Она пошла на курсы и рассказала, как это интересно, что есть возможность посещать разные города и страны, в общем, работа в путешествиях. И я решила вслед за ней попробовать.

Работа проводника — это всё же работа, а не путешествия

— Отучилась на пятимесячных курсах по подготовке проводников пассажирских вагонов при Витебской дирекции по обслуживанию пассажиров (так раньше называлось наше предприятие). Затем было пять ученических поездок, когда меня закрепляли за поездной бригадой. И ещё три рейса в качестве практиканта-помощника проводника. После уже приступила к самостоятельной работе. Кстати, такая же система подготовки проводников применяется и сегодня.

— Был поезд на Вильнюс. Запомнилось сплошное волнение. Уже в первом рейсе я поняла: проводнику в пути не приходится отдыхать. Важно уметь находить общий язык с людьми, не допускать конфликтных ситуаций в вагоне. Проводник вагона — это не обслуживающий персонал, который только проверяет билеты, предлагает купить чай и взять постель. В вагоне надо следить за исправностью оборудования и чистотой в салоне и туалетах, зимой — очищать от снега и льда подвагонное оборудование. Словом, работа проводника — это не путешествия в привычном понимании слова.

— Объездила все направления из Витебска. Например, много ездила на Украину, была в Челябинске, в Караганде, в Саратове. Но посмотреть города у нас почти не получается, так как нет времени. В лучшем случае удаётся прогуляться неподалеку от вокзала. В пункте оборота (на конечной станции) нужно подготовить свой вагон к предстоящей поездке в обратном направлении.

И по стуку, и по скрежету. Когда всё нормально, стандартное звучание колес, если неполадки — сбиваются такт и ритм. Когда слышен неправильный стук, надо сразу жать на стоп-кран. Состав останавливается, осматривается вагон и подвагонное оборудование.

В моей практике такого не было. И в целом на дороге подобные ситуации бывают нечасто. Ведь поезд — самый безопасный вид транспорта.

— На стоянках продолжительностью более 10 минут ощупываем под вагоном буксовые узлы, чтобы не было их перегрева. Если обнаруживаем дефект, сообщаем начальнику поезда. И только он принимает решение о дальнейшем следовании поезда. В крайнем случае могут даже заменить вагон, попросив пассажиров пересесть в другой. Это всё для безопасности.

— Нет. Мы закреплены за составами поездов и за определёнными бригадами, начальники поездов составляют график на месяц, и знакомят нас с предстоящей работой. Пожелания не учитываются. Моя бригада в последние годы ездит только по Беларуси. Обычно два дня провожу в дороге, потом у меня столько же выходных.

— Мы тоже берём с собой. Да, можно сходить в столовую на станции в пункте оборота поезда, но обычно никто не ходит. Ведь в вагоне есть и холодильник, и микроволновая печь.

— Раньше люди больше общались между собой и с проводниками. Они могли рассказать и про свои беды, и про свои радости. А теперь такое происходит редко. В основном, пассажиры сидят, уткнувшись в телефоны и планшеты.

Однажды ехали на Мариуполь. В Витебске села женщина с девочкой и маленькой собачкой. Они ехали на море отдыхать и всю дорогу наряжали животное в разные костюмы. Девочка с собачкой прогуливались по вагону. Собака подходила к другим пассажирам и стала всеобщей любимицей. Ну а женщина всё время волновалась, сможет ли она провезти собачку через таможню. Её подбадривал весь вагон, все полюбили этого пёсика и ждали таможню. И вот мы проехали белорусскую границу, прибываем на украинскую. И естественно я сообщаю пограничникам, что в вагоне собака.

— Регулярно. В поездах запрещено распитие спиртного. Некоторые с этим не считаются, и это — самая распространённая причина вызова милиции. Если другие пассажиры жалуются на пьющих в вагоне, или пьяный докучает нашей работе, тогда вызываем.

— Часто парни, провожающие девушек, не хотят с ними расставаться, даже когда просишь покинуть вагон. Был случай на посадке в поезд Минск — Витебск, который через Полоцк. Парень долго не хотел отпускать девушку, ехавшую в Витебск. И что вы думаете: приехали мы в Полоцк, а он уже на перроне стоял с цветами и ждал поезд. Её удивлению не было предела. Он на машине перегнал поезд и встретил ее.

— Это бывает регулярно. Обращаются пассажиры, что соседям по купе плохо. Например, в этом году в соседнем вагоне у мужчины случился приступ эпилепсии. В таких ситуациях проводник сообщает начальнику поезда, тот связывается с машинистом. И когда приезжаем на станцию, медики нас уже ждут. При необходимости мы сами можем оказать доврачебную помощь, нас этому учат. Плюс проводник бесплатно выдаст лекарства из аптечки. Но мне, к счастью, применять медицинские знания в рейсах не приходилось. Все доезжают в целости и сохранности. Но бывают ситуации, когда надо не то, что скорая, а ускоренная помощь.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.

Сердцеед для юных девушек: в Витебске состоялся первый сольный концерт Егора Крида

Гастрофест в Витебске: день седьмой. Бар Euphoria

Carte.by — теперь и в футболе: история одного клуба

"Плюс проводник бесплатно выдаст лекарства из аптечки" Пару лет назад ехала из Минска в Витебск (поезд Гродно-Витебск), ночью проснулась от дикой головной боли и высокой температуры, до Витебска было еще часа 3-4 езды. Я подошла к проводнику и спросила нет ли у них аспирина, на что мне ответили что у них нет аптечек. Правда через какое то время мне принесли таблетку, где взяли не знаю.

Всё равно такая романтичная профессия )) Жаль только, что люди перестали общаться, а только в гаджетах сидят.

Профессия проводника с точки зрения обычного пассажира выглядит достаточно примитивной, однако этот работник обладает достаточно широким спектром знаний и умений. Обучение на проводника пассажирского вагона проводится для того, чтобы подготовить специалиста к работе с техническим оборудованием, а также дать необходимые навыки для дальнейшего трудоустройства.

Обучение на проводника пассажирского вагона

Кто такой проводник пассажирского вагона: что нужно знать о профессии?

Проводник поезда – это работник в системе железных дорог, который обслуживает пассажиров в процессе следования вагонов по маршруту. Эти специалисты обеспечивают комфортность поездки для пассажиров, поэтому именно эти специалисты являются лицом РЖД.

Профессия предполагает не только общение с людьми, но и работу с водоснабжением, отоплением, вентиляцией, электроснабжением, поддержание санитарной чистоты в вагоне.

Проводник поезда – это администратор вагона, который всецело обязан обеспечить комфортное пребывание в нем пассажиров.

Задачи и обязанности

Работа проводника осуществляется не только по маршруту следования транспортного средства, она начинается за несколько часов до отправления поезда и включает в себя следующие действия:

  • участие в планерке и общем собрании;
  • получение постельного белья, моющих средств, чая, кофе, сахара;
  • уборку вагона.

Основные обязанности работника в пути следования включают:

  • размещение пассажиров согласно купленным билетам;
  • контроль технического оборудования;
  • обеспечение пассажиров постельным бельем, чаем;
  • оповещение пассажиров о прибытии поезда на станцию;
  • оказание медицинской помощи в случае необходимости;
  • выполнение влажной и сухой уборки;
  • контроль состояния хвостовых сигнальных фонарей (при работе в последнем вагоне).

Работа и зарплата

Профессия проводника чрезвычайно востребована, поэтому проблем с трудоустройством у молодых специалистов возникать не должно. Учебные заведения обычно сразу направляют выпускников на маршруты в паре с опытным специалистом.

Заработная плата работника зависит от количества накатанных часов за месяц. Кроме оклада начисляются премиальные надбавки, коэффициенты и прочие бонусы. Зарплата также будет зависеть от сезона – в осенне-зимний период она составит 15 000 рублей, летом до 25 000 рублей в связи с увеличением пассажиропотока. Зарплата обычно выше в фирменных поездах.

Данная профессия допускает карьерный рост. Отработав несколько лет в поездах дальнего следования, а также получив среднее техническое или высшее образование, специалист может стать начальником смены, а затем начальником поезда.

Плюсы и минусы профессии

У профессии проводника существуют свои достоинства и недостатки. К плюсам данной специальности можно отнести:

  • постоянную востребованность;
  • достаточно высокую оплату труда в фирменных поездах и на определенных маршрутах перевозок;
  • отсутствие возрастного ценза;
  • бесплатный проезд в железнодорожном транспорте и другие льготы.

Минусами работы является:

  • разъездной характер работы;
  • высокий уровень травматизма на железной дороге;
  • высокая ответственность за людей, материальная ответственность;
  • сменный график;
  • плохие условия работы на старых поездах устаревшего парка передвижного состава.

Как выучиться на проводника?

Проводником пассажирского поезда может стать любой совершеннолетний гражданин, окончивший курсы. Кроме того, поскольку к таким работникам предъявляются высокие требования по состоянию здоровья, перед началом работы необходимо будет пройти специальную медкомиссию.

Какие навыки нужны?

Профессия проводника широко распространена как среди мужчин, так и среди женщин. Для того чтобы обслуживать пассажиров поезда, необходимо быть совершеннолетним, иметь крепкое здоровье и сертификат об окончании курсов.

Хорошему специалисту в этой области присуща дисциплинированность, организованность, рассудительность и стрессоустойчивость. Такой специалист должен уметь работать с разными категориями людей, быть способным быстро находить выход из нестандартных ситуаций.

Какое образование необходимо, и куда можно поступать?

Какие экзамены нужно сдавать?

Прием в техникум или колледж на основе общего основного образования после 9 или 11 класса происходит в соответствии с результатами вступительных испытаний, которые проводятся образовательным учреждением с целью определения возможностей абитуриентов осваивать основные профессиональные программы. Образовательное учреждение может в виде вступительных испытаний принимать результаты ЕГЭ по русскому языку, истории или обществознанию.

Сколько учиться на проводника после 9 и 11 класса?

Срок обучения после 9 класса в колледже или техникуме составляет 3-4 года, после 11 класса – 2-3 года в зависимости от особенностей направления.

Людям с высшим образованием для начала работы будет достаточно пройти краткосрочные курсы (1-3 месяца). Кроме того, для выпускников ВУЗов предлагается широкий спектр вакансий с обучением по данной специализации. В таких местах работы требуется в будущем пройти курсы повышения квалификации, обучение на которых может осуществляться дистанционно в течение 1-2 месяцев.

Возможно ли дистанционное обучение?

Поскольку программа предполагает освоение знаний по оказанию первой медицинской помощи, правилам технической эксплуатации и безопасности трудовой деятельности, устройству и эксплуатации механического оборудования, практика для успешной работы в этой сфере необходима. Дистанционное обучение для специалистов предполагается с целью повышения квалификации или для освоения теоретической части.

Где учиться на проводника поезда?

На данный момент предлагается немало курсов, на которых можно освоить данную специальность.

В Москве

В Санкт-Петербурге

Таким образом, получить вакансию проводника пассажирского вагона возможно лишь при присутствии соответствующего диплома. У претендующего на эту должность человека должны быть профильные знания и навыки, определенные личные качества.

Мы едем, едем, едем: главное о профессии проводника

Размеренно стучат по рельсам колеса поезда, вагон, покачиваясь, мчится вдаль, а в окне мелькают живописные просторы родной страны. Романтика, да и только. Если вы хотите наслаждаться ей практически каждый день и готовы к длительным поездкам, не мыслите своей жизни без путешествий, перемены мест и постоянного общения с самыми разными людьми, стремитесь помогать окружающим и не боитесь брать на себя ответственность, то вам вполне может подойти профессия проводника пассажирского вагона. Об ее особенностях, плюсах и минусах, а также о том, где и сколько нужно учиться на проводника поезда, читайте в этой статье ФАН.

Проводник поезда: описание профессии и круг обязанностей

  • Участие в планерках;
  • Приемка и проверка питания и постельных принадлежностей перед выездом;
  • Санитарно-гигиеническая обработка вагона перед рейсом и в пути;
  • Встреча пассажиров, проверка билетов и документов, размещение в вагоне согласно приобретенным местам;
  • Создание комфортных условий на протяжении всего пути следования поезда, обеспечение пассажиров питанием и чаем по требованию;
  • Контроль за безопасностью в пути и на остановочных пунктах;
  • Работа с документацией;
  • Контроль за исправностью оборудования;
  • Общение с пассажирами, разрешение конфликтных ситуаций в случае их возникновения;
  • Оказание первой медицинской помощи при необходимости.

С полным перечнем обязанностей проводника пассажирского вагона во всех подробностях можно ознакомиться в должностной инструкции.

Само собой, такая ответственная и не совсем типичная профессия имеют ряд требований, которым должны соответствовать кандидаты, желающие работать в поездах дальнего следования:

  • Готовность отсутствовать дома по несколько дней, а то и недель. Об обычной пятидневке и стандартных государственных праздниках придется забыть. Порой проводники работают вахтами, например с графиком 16/16. По словам самих проводников, случается, что в пик сезона отправляют несколько рейсов подряд, правда, такие переработки оплачиваются дополнительно.
  • Коммуникабельность и умение находить общий язык с разными людьми. Не стоит рассчитывать, что среди пассажиров будут сплошь милые интеллигенты.
  • Умение сглаживать конфликты. Соседи по купе усадили ребенка на горшок прямо во время ужина? Нахальный пассажир занял чужое законное место на нижней полке? Молодые люди в плацкарте слишком бурно веселятся посреди ночи и курят в тамбуре? Проводник обязан следить за порядком в вагоне, а значит, именно ему предстоит решать подобные проблемы.
  • Хорошая дикция, грамотная речь, способность понятно доносить информацию до других.
  • Стремление к чистоте, аккуратность, трудолюбие.
  • Пунктуальность, внимание к деталям, способность быстро реагировать в нестандартных и чрезвычайных ситуациях.
  • Крепкое здоровье. Его состояние специалисты оценят при прохождении медицинской комиссии.

У проводника много обязанностей

Где и сколько учиться на проводника

Никаких особых фундаментальных знаний профессия не требует, поэтому диплом о высшем образовании у кандидата на должность проводника никто не спросит. Здесь будет достаточно среднего специального, полученного после 9-го или 11-го класса в профильном учебном заведении.

Если желание сопровождать поезда появилось в более старшем возрасте — не беда. Имея диплом ссуза по любой специальности, можно закончить курсы, которые длятся всего пару месяцев и зачастую оплачиваются самой компанией-перевозчиком, которая заинтересована в притоке новых кадров. По окончании кандидаты в проводники должны будут пройти тестирование, вводный инструктаж и практику — пробный рейс под руководством опытного наставника, который будет контролировать и оценивать работу новичка.

Но, конечно, основные навыки и умения придут уже в процессе самостоятельной трудовой деятельности. При желании можно дослужиться и до начальника поезда, но для этого уже потребуется высшее образование. Тем, кто хочет сопровождать международные рейсы, придется также выучить английский язык.

Профессия проводника подразумевает постоянные разъезды

Плюсы и минусы профессии

Как видите, быть проводником интересно, но не так-то и просто. У этой профессии есть свои достоинства и недостатки. Начнем, пожалуй, с хорошего:

  • Увлекательная работа, которая дает возможность много путешествовать;
  • Высокая востребованность на рынке труда;
  • Обеспечение сотрудников бесплатной форменной одеждой;
  • Доступное образование (часто за счет компании);
  • Есть возможность карьерного роста.

А теперь перечислим минусы, к которым тоже нужно быть готовым будущему проводнику:

Читайте также: