Нравственное и правовое воспитание личности сотрудника овд как элемент профессиональной подготовки

Обновлено: 02.05.2024

Метод убеждения располагает богатым арсеналом средств и приемов. Однако следует отметить, что успех его применения зависит от определенных условий, которые облегчают процесс превращения знаний в личные убеждения сотрудников.

К основным условиям, влияющим на эффективность применения метода убеждения, следует отнести такие, как:

глубокая личная убежденность самого руководителя в справедливости, истинности того, вчем он убеждает подчиненных;

безупречная логика обоснования высказываемых положений и принципов, научность аргументов;

правдивость, честность и искренность руководителя, его готовность и умение отвечать наострые и злободневные вопросы. Искренний, откровенный разговор позволяет завоевать доверие подчиненных и обеспечить этим благожелательное отношение к словам, идеям.

- - широкий кругозор, образованность и эрудиция руководителя, его жизненный и служебный опыт;

- умение выслушать подчиненного, исключение высокомерия, назидательного тона, грубости,насмешек, упреков;

- единство слова и дела, четкая организация повседневной жизни и деятельности личного состава, авторитет руководителя среди подчиненных и др.

- Таким образом, метод убеждения является ведущим методом воспитания.

Большое место в воспитании сотрудников принадлежит примерам опосредованного влияния (через устное слово, литературу, кинофильмы, театр и др.). К ним относятся: примеры жизни и деятельности исторических личностей; выдающиеся примеры индивидуального и массового героизма. Вся система воспитания на положительном примере должна

содействовать тому, чтобы в сознании сотрудников сложился четкий образ идеального специалиста МВД России, появилось стремление постоянно совершенствовать себя. В ходе применения метода примера в воспитании важно учитывать основные условия его действенности, а именно:

- обеспечение высокой личной примерности руководителя в выполнении служебных задач, своих функциональных обязанностей, соблюдение нравственных норм;

- - знание особенностей воспитуемых (в чем им нужен пример?);

- - общественная ценность примера;

- - реальность достижения образца;

- - создание обстановки, способствующей достижению образца;

- - широкая пропаганда опыта деятельности сотрудников ОВД;

- - яркость, эмоциональность, заразительность примера и др.

- Поведение сотрудника определяется не только сознанием, но и жизненным опытом, укоренившимися привычками. Ему необходимо не только разъяснить, показать на примере, как надо действовать, его надо еще и научить поступать правильно.

Принуждение — очень сильное средство воздействия, требующее от воспитателя не только твердой принципиальности, бескомпромиссности, но и известного такта, педагогической мудрости. Пользоваться им следует разумно, не увлекаясь и не злоупотребляя.

Принуждение осуществляется применением таких мер, как категорическое требование, запрет, создание осуждающего общественного мнения, предупреждение о привлечении к ответственности, взыскание и др. Метод принуждения эффективен при соблюдении следующих условий:

- применение принуждения лишь после того, как все другие методы и средства воздействия не дали положительного результата;

- - применение метода принуждения на основе убеждения и в соответствии с требованиями принципов воспитания;

- - индивидуальный подход в применении мер принуждения к сотрудникам с учетом уровня их подготовки, жизненного опыта, способностей, характера поступка и условий;

- - справедливость наказания, обстоятельное выяснение причин проступка;

- - своевременность применения мер принуждения;

- - исключение со стороны воспитателей элементов предвзятости, грубости.

- Умелое использование метода принуждения в сочетании с другими методами способствует успеху воспитательной деятельности руководителя.

- Таким образом, методы воспитания, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются руководителем в зависимости от целей, содержания и реализуемых функций. Высокого уровня педагогического мастерства в результатах воспитания добивается тот руководитель, который ищет и находит оптимальное соответствие методов закономерностям обучения и воспитания.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Этапы нравственного формирования личности сотрудника органов внутренних дел.

Этапы нравственного формирования личности сотрудника органов внутренних дел.

Этапы нравственного формирования личности сотрудника органов внутренних дел.

Мораль – это центральная категория этики; это основные нравы и обычаи людей, принятые в том или ином обществе. Мораль часто ассоциируется с понятием нравственности.
Понимание морали претерпевало изменения с течением времени. Разные общества формировали свои понятия о морали и нравственности, свои этические ценности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ЮРИСТА. 5
2. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ЭТИКИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С БУДУЩИМИ СОТРУДНИКАМИ ОВД 9
3. НРАВСТВЕННОЕ САМОВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 14
4. ОСОБЕННОСТИ СЛУЖЕБНОГО ЭТИКЕТА СОТРУДНИКОВ ОГРАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

Сущность, особенности и задачи нравственного воспитания сотруднико -1.docx

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Мораль – это центральная категория этики; это основные нравы и обычаи людей, принятые в том или ином обществе. Мораль часто ассоциируется с понятием нравственности.

Понимание морали претерпевало изменения с течением времени. Разные общества формировали свои понятия о морали и нравственности, свои этические ценности.

Основные категории этики – это добро, зло, долг, честь, совесть, достоинство, равенство, справедливость и др. Категории – это понятия, в которых наука этика раскрывает сущность морали и моральной деятельности человека.

Профессиональная этика представляет собой важный раздел общей этики. Выделение профессиональной этики в самостоятельную область знания было необходимо с ростом профессий и осознанием необходимости их этического регулирования.

Цель данного реферата – раскрыть сущность, особенности и задачи нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел.

Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько исследовательских задач:

- изучить специфику профессиональной этики юриста;

- выявить сущность и задачи этики в системе воспитательной работы с будущими сотрудниками ОВД;

- исследовать возможности нравственного самовоспитания сотрудников ОВД;

- рассмотреть особенности служебного этикета сотрудников органов внутренних дел.

Структура работы включает в себя введение, четыре основных параграфа, заключение и список литературы.

Во введении ставится цель и задачи работы, определяется объект и предмет. В основной части раскрывается основное содержание работы. В заключении делаются выводы по всей работе и подводится ее итог.

Юридическая этика – это один из видов профессиональной этики, она обусловлена спецификой деятельности юриста, особенностями его нравственного и социального положения. Как и для ряда других профессий (врачей, учителей, ученых и т.д.) для юристов и сотрудников органов внутренних дел завышены моральные требования, так как их деятельность затрагивает права и интересы людей.

Так как профессиональная деятельность сотрудников ОВД затрагивает права и интересы граждан, она должна соответствовать принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее представителей. Поэтому к людям, находящимся на страже закона предъявляются повышенные требования в сфере морали, чести и достоинства. Вся служебная деятельность юристов регламентирована законом, их деятельность и решения всегда должны строго соответствовать закону. Для профессиональной этики юриста характерна особо тесная связь правовых и моральных норм, регулирующих его профессиональную деятельность.

Таким образом, в профессиональной этике юриста формируется определенный кодекс поведения на службе, основанный на доминировании правовых и нравственных принципов.

Представители профессии юриста, будь то судья или прокурор, должны являть собой пример высокоэтичного поведения и строжайшего соблюдения законов. Нарушение же закона его защитниками может подорвать веру в его авторитет. Поэтому этика юриста во многом созвучна этике учителей, от которых также зависит судьба и интересы людей.

При принятии решений юристы несут за них личную моральную ответственность перед государством, обществом и людьми, а также перед своей совестью. Юрист всегда опирается на закон. Поэтому соотношение правовой и нравственной составляющей в кодексе поведения каждого юриста должно быть полностью сбалансированным. Любое отступлении или обход закона по сути своей не этичны и безнравственны. Это нарушение не только противоречит правовым нормам, но и неприемлемо с точки зрения норм морали и сформированной веками профессиональной этики юриста.

Таким образом, в профессиональной этике юриста формируется определенный кодекс поведения на службе, основанный на доминировании правовых и нравственных принципов. Представители профессии юриста должны являть собой пример высокоэтичного поведения и строжайшего соблюдения законов. Нарушение же закона его защитниками может подорвать веру в его авторитет. Поэтому этика юриста во многом созвучна этике учителей, от которых также зависит судьба и интересы людей. Этический кодекс обязывает юриста и сотрудника МВД быть:

- компетентным;

- добросовестным;

- пунктуальным;

- ответственным;

- старательным;

- доброжелательным.

Конституция устанавливает, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом6.

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел предназначена для разрешения разного рода социальных конфликтов. В ведении юриста находится восстановление нарушенной справедливости и определение меры наказания за произведенное нарушение закона.

Деятельность сотрудников органов внутренних дел связана со сложными, порой быстро меняющимися ситуациями, она всегда связана с риском для здоровья и даже жизни. Этические нормы и их соблюдение позволяют с легкостью выходить из затруднительных ситуаций.

Таким образом, особенности профессии юриста и сотрудника органов внутренних дел обусловливают необходимость существования юридической этики.

СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ЭТИКИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С БУДУЩИМИ СОТРУДНИКАМИ ОВД

Нравственный облик сотрудника ОВД регулируется специальным документом – Кодексом профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Во время обучения в вузе у курсантов развивают не только профессиональные навыки, но и нравственно-значимых качеств личности.

Статьи Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации убеждают нас в том, что речь должна идти о профессионально-нравственном воспитании курсантов и слушателей вузов МВД России.

Среди основных задач профессионально-нравственного воспитания можно выделить следующие:

  1. привитие курсантам и слушателям верности Конституции Российской Федерации, законам, присяге сотрудника органов внутренних дел;
  2. формирование гордости и уважения к своей профессии, понимания ее общественной значимости;
  3. воспитание преданности служебному долгу, честного и добросовестного отношения к выполнению своих профессиональных обязанностей, проявления инициативы, самостоятельности;
  4. формирование позитивного отношения к высоким требованиям, предъявляемым к результативности работы, личной ответственности за порученную работу;
  5. привитие убежденности и потребности в систематическом повышении профессионального мастерства и самовоспитании, поддержании личной готовности к выполнению оперативно-служебных задач в экстремальной обстановке, соблюдению профессиональной бдительности;
  6. развитие здоровой потребности в служебном росте;
  7. воспитание устойчивых нравственных чувств и качеств (гуманизма, справедливости, честности, доброжелательности, принципиальности и т. п.);
  8. формирование убежденности в правоте и внутренней потребности в необходимости строгого соблюдения профессионально-нравственных норм Кодекса;
  9. создание здорового морально-психологического климата в учебных группах и коллективах вуза МВД России;
  10. привитие будущим сотрудникам чувства коллективизма, готовности к взаимопомощи и непримиримости к фактам нарушений правовых и нравственных норм, недобросовестного отношения к служебным обязанностям;
  11. предупреждение профессиональной деформации сотрудников, профилактика грубости, хамства, черствости и бездушия9.

Таким образом, главной целью профессионально-нравственного воспитания будущих сотрудников ОВД заключается в формировании у них таких моральных и деловых качеств, которые необходимы для эффективного выполнения учебно-профессиональной деятельности и служебного долга.

Реализация поставленных задач воспитания входит в сферу деятельности нескольких структур. Во-первых, это профессорско-преподавательский состав вузов структуры МВД России. Во-вторых, начальствующий состав. В-третьих, СМИ курсанты и слушатели. В-четвертых, все остальные сотрудники соответствующих учебных заведений.

Поскольку в вузы поступают люди еще не до конца сформировавшиеся, вчерашние школьники, то процесс их нравственного воспитания крайне важен. Задача всех участников образовательного и воспитательного процесса – помочь молодым людям определиться со своими жизненными принципами и морально-нравственными ориентирами.

Важным моментом является – дать курсанту возможность раскрыться, проявить свой творческий потенциал и свою активность. То есть воспитание должно быть направлено к личностным, внутренним силам студента. Тогда он сможет правильно понять и воспринять то, что педагоги стремятся донести до него. При подобном подходе внешнее воспитывающее воздействие эффективно влияет на личность курсанта, причем только проходя через ее внутреннюю сферу, ее активность и, реализуясь в ней.

Можно сказать, что основные требования профессионально-нравственного воспитания сводятся к освоению профессии, формированию чувства долга, чести, нравственных основ, невосприимчивости к профессиональной деформации.

Теоретической базой для профессионально-нравственного воспитания является четко выстроенная система фундаментальных знаний, которая обязательно включает не только профессиональную этику, но и другие науки философского цикла. Это будет способствовать всестороннему развитию личности курсанта, становлению его как самостоятельного члена общества.

Бесспорно, что нравственная составляющая деятельности сотрудников ОВД имеет более важное значения, чем для представителей других профессий. С этим связано гораздо более пристальное внимание руководителей ОВД и исследователей, работающих в системе МВД, к профессионально-этическим и теоретическим основам воспитательной работы.

Рассмотрена специфика профессионально-нравственного воспитания курсанта в вузе МВД России, выделены особенности деятельности курсанта, связанные с распорядком жизни и спецификой учебно - воспитательного процесса в вузе МВД России, выявлена закономерность ее влияния на формирование профессионально-нравственной позиции курсанта. Дается характеристика понятий экстремальная ситуация и кризисные ситуации жизнедеятельности курсанта. Обосновывается деятельность педагога-наставника как субъекта профессионально-нравственного воспитания курсанта. Профессионально-нравственная позиция курсанта рассматривается как внутренний регулятив преодоления экстремальности и кризисности в профессионально-личностном становлении сотрудника ОВД.


1. Анциферов, В.В. Методика воспитательной работы сотрудников факультетов, курсов образовательных учреждений МВД России: учеб.- метод. пособ. / В.В. Анциферов.- М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.- 128 с.

2. Бородавко, Л. Т. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России: автореф. дис. . докт. пед. наук Санкт-Петербург – 2005.

3. Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: учеб-методич. пособие / Н.М. Борытко; науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. 120 с.

4. Василюк Ф. Е. Проблема критической ситуации // Психология экстремальных ситуаций: хрестоматия / сост. Тарас А. Е., Сельченок К. В. – Мн.: Харвест, 1999. – 480 с.

5. Власюк И.В. Аксиологические основания исследования семьи как социокультурной ценности // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2011. № 4(58). С.11-14.

6. Грозная Т. А. Психологическое сопровождение жизнедеятельности курсантов образовательных учреждений МВД России в кризисных ситуациях : автореф. дис. …канд. псих. наук/Т.А. Грозная. – СПб. – 2012. – 23 с.

7. Егоренков Д.В. Сущностные характеристики психологической готовности личности к преодолению экстремальных ситуаций /Д.В. Егоренков//Вестник ВА МВД России.-2013.-№1(24).-С.118.

8. Лебеденко, И.М. Воспитательная среда образовательного учреждения МВД России: автореф дис. … кан. пед. наук: 13.00.08 / И.М. Лебеденко. – Москва, 2011. - 24 с.

11. Семенова Е.В. Формирование профессионально-нравственной устойчивости курсантов и слушателей вузов МВД России. [Текст] автореф. диссерт. к.п.н. Тула -2011. С.24.

12. Солдатова И. Ф. Психологическое обеспечение курсантов образовательных учреждений МВД России, нуждающихся в повышенном внимании психолога: автореф дисс. …канд. психол. наук. – Санкт-Петербург, 2007. – 29с.

13. Черниговский В.Н. Профессионально-нравственная позиция курсанта как образовательный результат подготовки в вузе МВД России// Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2014. № 6(91). С.99-103.

Профессиональное воспитание курсанта в высших учебных заведениях МВД России, по мнению В.В. Анциферова, «это специально организованная целенаправленная совместная деятельность руководителей факультетов, курсов, других субъектов и курсантов (слушателей) с учетом влияния общества, государства, их институтов и учреждений, обеспечивающая создание условий для развития и саморазвития личности, отвечающей потребностям будущей профессии и общества [1].

Составными элементами профессионально-нравственного воспитания сотрудников ОВД, как отмечает В.С. Олейников, являются: воспитание граждан правового и демократического государства; воспитание конкретных сотрудников ОВД как составной части их профессиональной подготовки к различным видам деятельности; воспитание и сплочение коллективов сотрудников ОВД. Регламентируют воспитание сотрудников ОВД требования Конституции РФ, Указы и распоряжения Президента, Постановления Правительства РФ, Законы РФ, Уставы, Приказы (директивы) МВД, Квалификационные характеристики специалиста (по направлениям), Концепции воспитательной работы с кадрами, Планы воспитательной работы в подразделении [9].

В качестве внутренних регулятивов профессионального поведения и деятельности курсанта как высококвалифицированного специалиста выступают сформированные морально-нравственные качества (профессионально-нравственная позиция) [13]. Профессионально-нравственная позиция курсанта представляется как сложная система установок, мотивов и отношений, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности, целей и ценностей на которые направлена правоохранительной деятельность.

Профессионально-нравственная позиция курсанта вуза МВД России это система доминирующих ценностно-смысловых отношений к самому себе, сослуживцам и профессиональной деятельности, основой которой выступает индивидуальная специфическая система смыслов, как мотивационное ядро (гуманистические мировоззренческие установки и нравственно-ценностные качества личности курсанта) определяющее его познавательную, гуманистически - мировоззренческую и квалификационную составляющую профессионально-личностного становления [13]. Сформированная профессионально-нравственная позиция будет способствовать преодолению экстремальности и кризисности в профессионально-личностном становлении сотрудника ОВД.

Готовность сотрудников ОВД к преодолению экстремальных, кризисных ситуаций можно обозначить как целостное, многоуровневое и многокомпонентное образование, определяющее профессионально-нравственную позицию личности курсанта в условиях экстремальной ситуации. Оно отражается в ценностной установке на совершение организованных действий по защите не только себя, но и окружающих, в умении предвидеть опасность, соблюдать определенные правила, чтобы не оказаться в ситуации опасности; в устойчивом стремлении и умении обучать других такому поведению посредством собственного примера; в способности преодолевать и контролировать свое эмоциональное состояние на основе знаний о способах действия и тренировок по их применению [7].

Субъектами профессионально-нравственного воспитания в вузе МВД России являются все сотрудники (руководящий, командный, профессорско-преподавательский состав, педагоги-наставники, сотрудники отделов, служб и подразделений, гражданский персонал, курсанты и слушатели). Особую значимость в этих условиях приобретает деятельность педагога-наставника.

Деятельность педагога-наставника социализирует курсанта в новой системе обучения, ориентирует в правах и обязанностях, духовном и физическом самосовершенствовании, налаживании доверительных отношений между участниками воспитательного процесса; знакомит курсанта с организацией учебно-воспитательного процесса вуза и документами, регламентирующими его жизнедеятельность (распорядком дня, приказами, распоряжениями, учебным планом по специальности и др.); оказывает помощь командирам подразделений в контроле посещаемости занятий, текущей и семестровой успеваемости курсанта, а также анализе причин отставания отдельных из них; направляет на принятие мер по выявлению и разрешению конфликтных, экстремальных ситуаций, исходя из индивидуального подхода к каждому курсанту.

Педагог-наставник это офицер профессорско-преподавательского состава, прикрепленный к конкретной учебной группе или подразделению, задачей, которого является наблюдение и контроль над ходом учебной и внеучебной деятельности курсантов, сопровождение на протяжении всех видов учебно-производственных практик, а также оказание им в случае необходимости индивидуальной информационно-организационной и педагогической помощи в процессе преодоления экстремальных, кризисных ситуаций. Особенно сложным периодом для курсанта является преддипломная практика, в процессе которой они лицом к лицу сталкиваются с реалиями профессиональной деятельности, возникают внутренние противоречия в правильности выбранного пути. Деятельность педагога-наставника сориентирована на оказание помощи и поддержки в преодолении возникших кризисных, экстремальных ситуаций, осознании причины успехов и неудач в достижении поставленных целей, создании благоприятных условий для дальнейшего развития курсанта как квалифицированного специалиста.

Рецензенты:

Борытко Н.М., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград;

Сахарчук Е.И., д.п.н., профессор, зам. зав. кафедрой педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград.

Читайте также: