Нотариус как субъект трудового права

Обновлено: 02.05.2024

Все материалы сайта доступны по лицензии:

азанные обязательства не связаны с осуществлением компенсационных выплат, предусмотренных настоящей статьей.

Размещение средств компенсационного фонда в целях их сохранения и прироста, их инвестирование осуществляются по решению собрания представителей нотариальных палат:

1) управляющей компанией на основании договора доверительного управления средствами компенсационного фонда;

2) Федеральной нотариальной палатой путем размещения денежных средств в рублях на счетах в российских кредитных организациях, в том числе в депозиты.

Выбор управляющей компании осуществляется на основании открытого конкурса.

Средства компенсационного фонда допускается размещать исключительно в:

1) государственные ценные бумаги Российской Федерации;

2) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;

3) облигации российских эмитентов наряду с указанными в абзацах втором и третьем настоящей части ценными бумагами;

4) акции российских эмитентов, созданных в форме публичных акционерных обществ;

5) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;

6) денежные средства в рублях на счетах в российских кредитных организациях, в том числе в депозиты;

7) иностранную валюту на счетах в российских кредитных организациях, в том числе в депозиты.

Управляющие компании обязаны соблюдать следующие ограничения при размещении средств компенсационного фонда:

1) средства компенсационного фонда могут быть размещены в активы, указанные в пунктах 1 - 5 части четырнадцатой настоящей статьи, только в случае, если они обращаются на организованном рынке ценных бумаг;

2) активы, указанные в пунктах 2, 3 и 6 части четырнадцатой настоящей статьи, могут составлять в совокупности не более чем тридцать процентов средств компенсационного фонда;

3) ценные бумаги одного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации, могут составлять не более чем пять процентов средств компенсационного фонда;

4) активы, указанные в пункте 1 части четырнадцатой настоящей статьи, должны составлять не менее чем двадцать процентов средств компенсационного фонда.

Контроль за составом и структурой имущества, составляющего компенсационный фонд, осуществляется ежеквартально путем направления в Федеральную нотариальную палату управляющей компанией отчета. Копия отчета направляется управляющей компанией в федеральный орган юстиции. В случае принятия решения об обособлении средств компенсационного фонда на отдельном счете Федеральная нотариальная палата размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ежегодный отчет о составе и структуре имущества, составляющего компенсационный фонд.

Полученные от инвестирования средств компенсационного фонда доходы направляются на пополнение компенсационного фонда, оплату услуг управляющей компании, уплату налогов и других платежей, обязательства по уплате которых возникают в связи с получением дохода от размещения указанных средств.

(Статья введена - Федеральный закон от 29.12.2014 № 457-ФЗ)

Глава IV. СТАЖЕР, ПОМОЩНИК НОТАРИУСА И ЛИЦА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОТАРИУСА. ПОРЯДОК ЗАМЕЩЕНИЯ НОТАРИУСА, ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ ЧАСТНОЙ ПРАКТИКОЙ

(Наименование в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 457-ФЗ)

Статья 19. Стажер нотариуса

Стажером нотариуса может быть гражданин Российской Федерации, получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования.

Стажировка проводится в целях подготовки данного гражданина к сдаче квалификационного экзамена. Порядок прохождения стажировки утверждается федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Количество стажеров ежегодно определяется нотариальной палатой по согласованию с территориальным органом юстиции.

Стажировка проводится в течение одного года у нотариуса, занимающегося частной практикой и имеющего стаж нотариальной деятельности не менее чем три года. Срок стажировки может быть сокращен в порядке, установленном федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой, но не может быть менее чем шесть месяцев.

Время отсутствия стажера в период прохождения им стажировки не засчитывается в срок стажировки.

Нотариальная палата осуществляет организацию стажировки и контроль за ее проведением.

(Статья в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 457-ФЗ)

Статья 191. Помощник нотариуса

Помощником нотариуса может быть гражданин Российской Федерации, сдавший квалификационный экзамен и соответствующий требованиям частей первой и второй статьи 2 настоящих Основ (за исключением требований о достижении возраста двадцати пяти лет и наличии стажа работы по юридической специальности).

Права и обязанности помощника нотариуса определяются настоящими Основами, трудовым законодательством и трудовым договором между нотариусом и помощником нотариуса.

Помощник нотариуса по поручению и под ответственность нотариуса вправе участвовать в подготовке совершения нотариальных действий, составлять проекты нотариально оформляемых документов, давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий, а также совершать иные предусмотренные законом действия, в том числе действия, указанные в части четвертой статьи 192 настоящих Основ.

В случаях и в порядке, которые установлены настоящими Основами, помощник нотариуса замещает временно отсутствующего нотариуса.

Назначение на должность помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе осуществляется в порядке, установленном федеральным органом юстиции.

Прекращение трудового договора с помощником нотариуса осуществляется по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством, а также по основаниям прекращения полномочий нотариуса в соответствии с настоящими Основами. Трудовой договор с помощником нотариуса также должен быть прекращен по решению суда о лишении его права нотариальной деятельности по основаниям и в порядке, которые установлены частью пятой статьи 12 настоящих Основ.

(Статья введена - Федеральный закон от 29.12.2014 № 457-ФЗ)

Статья 192. Лица, обеспечивающие деятельность нотариуса

Нотариус для обеспечения своей деятельности имеет право нанимать работников, в отношении которых он осуществляет права и несет обязанности работодателя.

Правовой статус работников, которые обеспечивают деятельность нотариуса, устанавливается настоящими Основами, трудовым законодательством и трудовым договором с нотариусом.

Нотариус самостоятельно определяет количество работников, необходимых для обеспечения его деятельности.

(Статья введена - Федеральный закон от 29.12.2014 № 457-ФЗ)

Статья 20. Замещение временно отсутствующего нотариуса

Замещение временно отсутствующего нотариуса представляет собой передачу его полномочий по осуществлению нотариальной деятельности в случае временного отсутствия нотариуса или временной невозможности исполнения им своих обязанностей по уважительной причине. Перечень причин, признаваемых уважительными, устанавливается Федеральной нотариальной палатой. Период замещения временно отсутствующего нотариуса исчисляется в днях или часах. Порядок замещения временно отсутствующего нотариуса определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Временно отсутствующего нотариуса замещает, как правило, помощник нотариуса, который соответствует требованиям частей первой и второй статьи 2 настоящих Основ, за исключением требования о наличии стажа работы по юридической специальности. Помощник нотариуса, замещающий временно отсутствующего нотариуса, должен иметь стаж работы по юридической специальности не менее одного года. При наличии у нотариуса нескольких помощников нотариус должен определить порядок замещения ими в свое временное отсутствие. (В редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 391-ФЗ)

При невозможности замещения нотариуса его помощником или при отсутствии у нотариуса помощника замещение временно отсутствующего нотариуса может осуществляться иным соответствующим требованиям частей первой и второй статьи 2 настоящих Основ лицом. Наделение такого лица полномочиями по замещению временно отсутствующего нотариуса осуществляется территориальным органом юстиции совместно с нотариальной палатой в порядке, установленном федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Не допускается одновременное исполнение обязанностей нотариуса нотариусом и лицом, его временно замещающим, исполнение одним лицом обязанностей двух и более временно отсутствующих нотариусов или замещение временно отсутствующего нотариуса двумя и более лицами, его замещающими, одновременно.

Нотариус, занимающийся частной практикой, обязан извещать нотариальную палату о своем отсутствии и (или) о прекращении приема граждан на срок более чем пять рабочих дней.

В случае отсутствия лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, другой нотариус того же нотариального округа по предложению нотариальной палаты наделяется территориальным органом юстиции полномочиями по совершению нотариальных действий, требующих использования нотариального архива временно отсутствующего нотариуса, а также нотариальных действий, совершение которых отнесено к исключительной компетенции временно отсутствующего нотариуса. Нотариус другого нотариального округа может наделяться этими полномочиями в порядке, установленном настоящими Основами для изменения территории деятельности нотариуса.

Нотариальные действия, требующие использования нотариального архива временно отсутствующего нотариуса, могут совершаться по месту нахождения нотариальной конторы временно отсутствующего нотариуса.

Факт замещения временно отсутствующего нотариуса другим нотариусом отражается в удостоверительной надписи.

(Статья в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 457-ФЗ)

Статья 21. Оплата труда лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой

За исполнение обязанностей нотариуса помощник нотариуса получает плату, обусловленную трудовым договором или отдельным соглашением с нотариусом, иное лицо, замещающее нотариуса, - плату, обусловленную соглашением с нотариусом. (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 457-ФЗ)

ГЛАВА V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИУСОВ

Статья 22. Оплата нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности

(Наименование в редакции Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

За совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, взимают государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. (В редакции Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

За совершение действий, указанных в части первой настоящей статьи, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 221 настоящих Основ. (В редакции Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

Льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой.

При выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы заинтересованные физические и юридические лица возмещают ему фактические транспортные расходы.

За совершение нотариального действия, предусмотренного статьей 531 настоящих Основ, нотариальный тариф взимается каждым нотариусом. (Часть введена - Федеральный закон от 27.12.2019 № 480-ФЗ)

Отношения, связанные с оплатой нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства. (Часть введена - Федеральный закон от 21.12.2013 № 379-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 02.11.2004 № 127-ФЗ)

Статья 221. Размеры нотариального тарифа

1. Нотариальный тариф за совершение указанных в настоящей статье действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, взимается в следующих размерах:

1) за удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества:

супругу, родителям, детям, внукам в зависимости от суммы сделки: (В редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 391-ФЗ)

до 10 000 000 рублей включительно - 3 000 рублей плюс 0,2 процента оценки недвижимого имущества (суммы сделки); (Абзац введен - Федеральный закон от 29.12.2015 № 391-ФЗ)

свыше 10 000 000 рублей - 23 000 рублей плюс 0,1 процента суммы сделки, превышающей 10 000 000 рублей, но не более 50 000 рублей; (Абзац введен - Федеральный закон от 29.12.2015 № 391-ФЗ)

другим лицам в зависимости от суммы сделки:

до 1 000 000 рублей включительно - 3 000 рублей плюс 0,4 процента суммы сделки;

свыше 1 000 000 рублей до 10 000 000 рублей включительно - 7 000 рублей плюс 0,2 процента суммы сделки, превышающей 1 000 000 рублей;

свыше 10 000 000 рублей - 25 000 рублей плюс 0,1 процента суммы сделки, превышающей 10 000 000 рублей, а в случае отчуждения жилых помещений (квартир, комнат, жилых домов) и земельных участков, занятых жилыми домами, - не более 100 000 рублей;

(Пункт в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 457-ФЗ)

2) за удостоверение договоров дарения, за исключением договоров дарения недвижимого имущества:

детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам - 0,3 процента суммы договора, но не менее 200 рублей;

другим лицам - 1 процент суммы договора, но не менее 300 рублей;

3) за удостоверение договоров финансовой аренды (лизинга) воздушных, речных и морских судов - 0,5 процента суммы договора;

4) за удостоверение прочих сделок, предмет которых подлежит оценке, в зависимости от суммы сделки:

до 1 000 000 рублей включительно - 2 000 рублей плюс 0,3 процента суммы сделки;

свыше 1 000 000 рублей до 10 000 000 рублей включительно - 5 000 рублей плюс 0,2 процента суммы договора, превышающей 1 000 000 рублей;

свыше 10 000 000 рублей - 23 000 рублей плюс 0,1 процента суммы договора, превышающей 10 000 000 рублей, но не более 500 000 рублей;

(Пункт в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 457-ФЗ)

5) за удостоверение сделок, предмет которых не подлежит оценке, - 500 рублей;

6) за удостоверение доверенностей, нотариальная форма которых не обязательна в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 200 рублей;

7) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 21.12.2013 № 379-ФЗ)

8) за принятие в депозит нотариуса денежных сумм или ценных бумаг, за исключением случая, указанного в пункте 81 настоящей части, - 0,5 процента принятой денежной суммы или рыночной стоимости ценных бумаг, но не менее 1 000 рублей; (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 457-ФЗ)

81) за принятие в депозит нотариуса, удостоверившего сделку, денежных сумм в целях исполнения обязательств по такой сделке - 1 500 рублей; (Пункт введен - Федеральный закон от 29.12.2014 № 457-ФЗ)

82) за принятие на депонирование нотариусом на основании статьи 881 настоящих Основ указанных в этой статье объектов, за исключением денежных средств, предусмотренных пунктом 83 настоящей части, - 0,5 п

Все материалы сайта доступны по лицензии:

азанные обязательства не связаны с осуществлением компенсационных выплат, предусмотренных настоящей статьей.

Размещение средств компенсационного фонда в целях их сохранения и прироста, их инвестирование осуществляются по решению собрания представителей нотариальных палат:

1) управляющей компанией на основании договора доверительного управления средствами компенсационного фонда;

2) Федеральной нотариальной палатой путем размещения денежных средств в рублях на счетах в российских кредитных организациях, в том числе в депозиты.

Выбор управляющей компании осуществляется на основании открытого конкурса.

Средства компенсационного фонда допускается размещать исключительно в:

1) государственные ценные бумаги Российской Федерации;

2) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;

3) облигации российских эмитентов наряду с указанными в абзацах втором и третьем настоящей части ценными бумагами;

4) акции российских эмитентов, созданных в форме публичных акционерных обществ;

5) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;

6) денежные средства в рублях на счетах в российских кредитных организациях, в том числе в депозиты;

7) иностранную валюту на счетах в российских кредитных организациях, в том числе в депозиты.

Управляющие компании обязаны соблюдать следующие ограничения при размещении средств компенсационного фонда:

1) средства компенсационного фонда могут быть размещены в активы, указанные в пунктах 1 - 5 части четырнадцатой настоящей статьи, только в случае, если они обращаются на организованном рынке ценных бумаг;

2) активы, указанные в пунктах 2, 3 и 6 части четырнадцатой настоящей статьи, могут составлять в совокупности не более чем тридцать процентов средств компенсационного фонда;

3) ценные бумаги одного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации, могут составлять не более чем пять процентов средств компенсационного фонда;

4) активы, указанные в пункте 1 части четырнадцатой настоящей статьи, должны составлять не менее чем двадцать процентов средств компенсационного фонда.

Контроль за составом и структурой имущества, составляющего компенсационный фонд, осуществляется ежеквартально путем направления в Федеральную нотариальную палату управляющей компанией отчета. Копия отчета направляется управляющей компанией в федеральный орган юстиции. В случае принятия решения об обособлении средств компенсационного фонда на отдельном счете Федеральная нотариальная палата размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ежегодный отчет о составе и структуре имущества, составляющего компенсационный фонд.

Полученные от инвестирования средств компенсационного фонда доходы направляются на пополнение компенсационного фонда, оплату услуг управляющей компании, уплату налогов и других платежей, обязательства по уплате которых возникают в связи с получением дохода от размещения указанных средств.

(Статья введена - Федеральный закон от 29.12.2014 № 457-ФЗ)

Глава IV. СТАЖЕР, ПОМОЩНИК НОТАРИУСА И ЛИЦА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОТАРИУСА. ПОРЯДОК ЗАМЕЩЕНИЯ НОТАРИУСА, ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ ЧАСТНОЙ ПРАКТИКОЙ

(Наименование в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 457-ФЗ)

Статья 19. Стажер нотариуса

Стажером нотариуса может быть гражданин Российской Федерации, получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования.

Стажировка проводится в целях подготовки данного гражданина к сдаче квалификационного экзамена. Порядок прохождения стажировки утверждается федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Количество стажеров ежегодно определяется нотариальной палатой по согласованию с территориальным органом юстиции.

Стажировка проводится в течение одного года у нотариуса, занимающегося частной практикой и имеющего стаж нотариальной деятельности не менее чем три года. Срок стажировки может быть сокращен в порядке, установленном федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой, но не может быть менее чем шесть месяцев.

Время отсутствия стажера в период прохождения им стажировки не засчитывается в срок стажировки.

Нотариальная палата осуществляет организацию стажировки и контроль за ее проведением.

(Статья в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 457-ФЗ)

Статья 191. Помощник нотариуса

Помощником нотариуса может быть гражданин Российской Федерации, сдавший квалификационный экзамен и соответствующий требованиям частей первой и второй статьи 2 настоящих Основ (за исключением требований о достижении возраста двадцати пяти лет и наличии стажа работы по юридической специальности).

Права и обязанности помощника нотариуса определяются настоящими Основами, трудовым законодательством и трудовым договором между нотариусом и помощником нотариуса.

Помощник нотариуса по поручению и под ответственность нотариуса вправе участвовать в подготовке совершения нотариальных действий, составлять проекты нотариально оформляемых документов, давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий, а также совершать иные предусмотренные законом действия, в том числе действия, указанные в части четвертой статьи 192 настоящих Основ.

В случаях и в порядке, которые установлены настоящими Основами, помощник нотариуса замещает временно отсутствующего нотариуса.

Назначение на должность помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе осуществляется в порядке, установленном федеральным органом юстиции.

Прекращение трудового договора с помощником нотариуса осуществляется по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством, а также по основаниям прекращения полномочий нотариуса в соответствии с настоящими Основами. Трудовой договор с помощником нотариуса также должен быть прекращен по решению суда о лишении его права нотариальной деятельности по основаниям и в порядке, которые установлены частью пятой статьи 12 настоящих Основ.

(Статья введена - Федеральный закон от 29.12.2014 № 457-ФЗ)

Статья 192. Лица, обеспечивающие деятельность нотариуса

Нотариус для обеспечения своей деятельности имеет право нанимать работников, в отношении которых он осуществляет права и несет обязанности работодателя.

Правовой статус работников, которые обеспечивают деятельность нотариуса, устанавливается настоящими Основами, трудовым законодательством и трудовым договором с нотариусом.

Нотариус самостоятельно определяет количество работников, необходимых для обеспечения его деятельности.

(Статья введена - Федеральный закон от 29.12.2014 № 457-ФЗ)

Статья 20. Замещение временно отсутствующего нотариуса

Замещение временно отсутствующего нотариуса представляет собой передачу его полномочий по осуществлению нотариальной деятельности в случае временного отсутствия нотариуса или временной невозможности исполнения им своих обязанностей по уважительной причине. Перечень причин, признаваемых уважительными, устанавливается Федеральной нотариальной палатой. Период замещения временно отсутствующего нотариуса исчисляется в днях или часах. Порядок замещения временно отсутствующего нотариуса определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Временно отсутствующего нотариуса замещает, как правило, помощник нотариуса, который соответствует требованиям частей первой и второй статьи 2 настоящих Основ, за исключением требования о наличии стажа работы по юридической специальности. Помощник нотариуса, замещающий временно отсутствующего нотариуса, должен иметь стаж работы по юридической специальности не менее одного года. При наличии у нотариуса нескольких помощников нотариус должен определить порядок замещения ими в свое временное отсутствие. (В редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 391-ФЗ)

При невозможности замещения нотариуса его помощником или при отсутствии у нотариуса помощника замещение временно отсутствующего нотариуса может осуществляться иным соответствующим требованиям частей первой и второй статьи 2 настоящих Основ лицом. Наделение такого лица полномочиями по замещению временно отсутствующего нотариуса осуществляется территориальным органом юстиции совместно с нотариальной палатой в порядке, установленном федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Не допускается одновременное исполнение обязанностей нотариуса нотариусом и лицом, его временно замещающим, исполнение одним лицом обязанностей двух и более временно отсутствующих нотариусов или замещение временно отсутствующего нотариуса двумя и более лицами, его замещающими, одновременно.

Нотариус, занимающийся частной практикой, обязан извещать нотариальную палату о своем отсутствии и (или) о прекращении приема граждан на срок более чем пять рабочих дней.

В случае отсутствия лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, другой нотариус того же нотариального округа по предложению нотариальной палаты наделяется территориальным органом юстиции полномочиями по совершению нотариальных действий, требующих использования нотариального архива временно отсутствующего нотариуса, а также нотариальных действий, совершение которых отнесено к исключительной компетенции временно отсутствующего нотариуса. Нотариус другого нотариального округа может наделяться этими полномочиями в порядке, установленном настоящими Основами для изменения территории деятельности нотариуса.

Нотариальные действия, требующие использования нотариального архива временно отсутствующего нотариуса, могут совершаться по месту нахождения нотариальной конторы временно отсутствующего нотариуса.

Факт замещения временно отсутствующего нотариуса другим нотариусом отражается в удостоверительной надписи.

(Статья в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 457-ФЗ)

Статья 21. Оплата труда лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой

За исполнение обязанностей нотариуса помощник нотариуса получает плату, обусловленную трудовым договором или отдельным соглашением с нотариусом, иное лицо, замещающее нотариуса, - плату, обусловленную соглашением с нотариусом. (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 457-ФЗ)

ГЛАВА V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИУСОВ

Статья 22. Оплата нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности

(Наименование в редакции Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

За совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, взимают государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. (В редакции Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

За совершение действий, указанных в части первой настоящей статьи, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 221 настоящих Основ. (В редакции Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

Льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой.

При выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы заинтересованные физические и юридические лица возмещают ему фактические транспортные расходы.

За совершение нотариального действия, предусмотренного статьей 531 настоящих Основ, нотариальный тариф взимается каждым нотариусом. (Часть введена - Федеральный закон от 27.12.2019 № 480-ФЗ)

Отношения, связанные с оплатой нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства. (Часть введена - Федеральный закон от 21.12.2013 № 379-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 02.11.2004 № 127-ФЗ)

Статья 221. Размеры нотариального тарифа

1. Нотариальный тариф за совершение указанных в настоящей статье действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, взимается в следующих размерах:

1) за удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества:

супругу, родителям, детям, внукам в зависимости от суммы сделки: (В редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 391-ФЗ)

до 10 000 000 рублей включительно - 3 000 рублей плюс 0,2 процента оценки недвижимого имущества (суммы сделки); (Абзац введен - Федеральный закон от 29.12.2015 № 391-ФЗ)

свыше 10 000 000 рублей - 23 000 рублей плюс 0,1 процента суммы сделки, превышающей 10 000 000 рублей, но не более 50 000 рублей; (Абзац введен - Федеральный закон от 29.12.2015 № 391-ФЗ)

другим лицам в зависимости от суммы сделки:

до 1 000 000 рублей включительно - 3 000 рублей плюс 0,4 процента суммы сделки;

свыше 1 000 000 рублей до 10 000 000 рублей включительно - 7 000 рублей плюс 0,2 процента суммы сделки, превышающей 1 000 000 рублей;

свыше 10 000 000 рублей - 25 000 рублей плюс 0,1 процента суммы сделки, превышающей 10 000 000 рублей, а в случае отчуждения жилых помещений (квартир, комнат, жилых домов) и земельных участков, занятых жилыми домами, - не более 100 000 рублей;

(Пункт в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 457-ФЗ)

2) за удостоверение договоров дарения, за исключением договоров дарения недвижимого имущества:

детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам - 0,3 процента суммы договора, но не менее 200 рублей;

другим лицам - 1 процент суммы договора, но не менее 300 рублей;

3) за удостоверение договоров финансовой аренды (лизинга) воздушных, речных и морских судов - 0,5 процента суммы договора;

4) за удостоверение прочих сделок, предмет которых подлежит оценке, в зависимости от суммы сделки:

до 1 000 000 рублей включительно - 2 000 рублей плюс 0,3 процента суммы сделки;

свыше 1 000 000 рублей до 10 000 000 рублей включительно - 5 000 рублей плюс 0,2 процента суммы договора, превышающей 1 000 000 рублей;

свыше 10 000 000 рублей - 23 000 рублей плюс 0,1 процента суммы договора, превышающей 10 000 000 рублей, но не более 500 000 рублей;

(Пункт в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 457-ФЗ)

5) за удостоверение сделок, предмет которых не подлежит оценке, - 500 рублей;

6) за удостоверение доверенностей, нотариальная форма которых не обязательна в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 200 рублей;

7) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 21.12.2013 № 379-ФЗ)

8) за принятие в депозит нотариуса денежных сумм или ценных бумаг, за исключением случая, указанного в пункте 81 настоящей части, - 0,5 процента принятой денежной суммы или рыночной стоимости ценных бумаг, но не менее 1 000 рублей; (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 457-ФЗ)

81) за принятие в депозит нотариуса, удостоверившего сделку, денежных сумм в целях исполнения обязательств по такой сделке - 1 500 рублей; (Пункт введен - Федеральный закон от 29.12.2014 № 457-ФЗ)

82) за принятие на депонирование нотариусом на основании статьи 881 настоящих Основ указанных в этой статье объектов, за исключением денежных средств, предусмотренных пунктом 83 настоящей части, - 0,5 п

К вопросу о дисциплинарной ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой

В статье анализируются правила привлечения нотариусов к дисциплинарной ответственности на основе современного законодательства и судебной практики выделяются основные противоречия действующего правового механизма. Авторами обосновывается вывод о невозможности привлечения частного нотариуса к дисциплинарной ответственности в соответствии с основами трудового права.

Сложная правовая природа статуса нотариуса, сочетающего в себе как публичные, так и частные начала, вызывает определенные особенности, а иногда и сложности в правовом регулировании отдельных элементов этого статуса. Так, достаточно противоречивым и неопределенным элементом представляется ответственность нотариуса. Если основы гражданско-правовой, уголовной, административной ответственности закреплены на уровне федерального законодательства и не вызывают вопросов с точки зрения их правоприменения, то с дисциплинарной ответственностью все не так однозначно. При этом речь идет о частнопрактикующих нотариусах, обладающих сложным трудоправовым статусом, в то время как нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, имеют статус работника и несут дисциплинарную ответственность в соответствии с трудовым законодательством. Для уяснения и правильного понимания такого феномена, как дисциплинарная ответственность нотариуса, занимающегося частной практикой, следует прежде всего определиться с основными понятиями.

Несмотря на различные подходы в понимании и трактовке юридической ответственности, в целом она понимается как наступление негативных последствий для нарушителя за совершение противоправного действия путем применения мер государственного принуждения.

Виды правонарушений, за которые наступает юридическая ответственность, перечень мер принуждения (в виде ограничений личного или имущественного характера) определяются государством, применяются государственными органами в установленном государством порядке. Юридическая ответственность - это отрицательная реакция государства на противоправное действие, содержащая неблагоприятные последствия для правонарушителя, установленные правом.

Дисциплинарная ответственность как один из видов юридической ответственности наступает за совершение наемным работником дисциплинарного проступка и заключается в обязанности работника претерпеть отрицательные организационно-правовые последствия за совершение дисциплинарного проступка.

Определение феномена дисциплинарной ответственности в рамках отрасли трудового права связано с именем Л.С. Таля, который обосновывал право работодателя привлекать работника к дисциплинарной ответственности организационным признаком трудовых отношений и сутью хозяйской (работодательской) власти, а также обязанностью работника подчиняться внутреннему распорядку предприятия и хозяйской власти. К работнику за нарушение трудовой дисциплины может быть применено дисциплинарное взыскание, определяющее как его личностный статус (например, объявлен выговор), так и организационный (увольнение).

В различные исторические периоды правовые нормы, опосредующие привлечение к дисциплинарной ответственности, претерпевали существенные изменения, однако основные признаки остались неизменными. Прежде всего привлечение к дисциплинарной ответственности по нормам трудового права возможно при сочетании следующих взаимосвязанных обстоятельств:

-привлечь к ответственности можно только субъекта трудового права (только физическое лицо, заключившее трудовой договор с работодателем и обязавшееся добросовестно выполнять свои трудовые обязанности и подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка);

-привлечь к ответственности можно лицо, совершившее дисциплинарный проступок (умышленно или неосторожно не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее трудовые обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и/или трудовым договором);

-властными полномочиями по привлечению работника к дисциплинарной ответственности (ст. 20 ТК РФ) обладает работодатель, соответственно, лицо, привлекающееся к дисциплинарной ответственности, должно находиться в подчиненном отношении к лицу, привлекающему его к ответственности.

Нотариус как субъект дисциплинарной ответственности

В последние годы в результате изменений в политической, экономической жизни, в общественной сфере, совершенствования законодательства возможность привлечения к дисциплинарной ответственности появилась в отношении таких категорий лиц, которые выполняют особые, ответственные функции, зачастую от имени государства (судьи, нотариусы, работники прокуратуры, полиции, адвокаты). И в одних случаях привлечение к дисциплинарной ответственности вопросов не вызывает, поскольку происходит в соответствии с нормами ТК РФ или иного федерального закона в отношении гражданина, являющегося работником. В других же случаях привлечение таких лиц вызывает много вопросов и противоречий. Показательным примером как раз является нотариус, занимающийся частной практикой, который согласно ТК РФ выступает работодателем - физическим лицом, а его привлекают к дисциплинарной ответственности.

Учитывая особый статус нотариуса, иногда на практике встает вопрос о правомерности привлечения его к дисциплинарной ответственности в определенных случаях. Возможно ли это? Статья 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы) гласит, что нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе (следует отметить, что таких нотариусов достаточно мало), состоит в трудовых отношениях, то есть является работником. Увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в исключительных, установленных законом случаях.

Таким образом, безусловно, мы можем говорить о возможности привлечения к дисциплинарной ответственности лишь нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе.

Для привлечения к дисциплинарной ответственности необходимы субъект дисциплинарной власти (работодатель), уполномоченный применять дисциплинарные взыскания во внесудебном порядке; особые санкции, предусмотренные трудовым законодательством или иными федеральными законами; субъект дисциплинарного проступка - работник, каковым частный нотариус не является.

Основной для привлечения частного нотариуса к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьями 6.1 и 17 Основ выступает Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, правомерность применения которого не так безусловна и однозначна, с точки зрения трудового права.

Основные противоречия связаны со следующим:

Действие Кодекса профессиональной этики нотариусов и позиции российских судов

Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 19.05.1998 № 15-П, наделение государством нотариальных палат в соответствии с законом отдельными управленческими и контрольными полномочиями в целях обеспечения в нотариальной деятельности гарантий прав и свобод граждан не противоречит Конституции РФ; предусмотренные Основами способы контроля со стороны нотариальных палат за деятельностью нотариусов, занимающихся частной практикой, согласуются с международной практикой: резолюция Европейского парламента от 18.01.1994 характеризует профессию нотариуса как публичную службу, контролируемую государством или органом, действующим на основании устава и наделенным соответствующими полномочиями от имени государства.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ, наделяя нотариальные палаты контрольными полномочиями в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, законодатель тем самым признает, что именно нотариальные палаты должны оценивать степень и характер нарушений, допущенных нотариусом, и определять в пределах своих полномочий меру дисциплинарной ответственности или инициировать в суде процедуру лишения нотариуса права нотариальной деятельности.

Можем ли мы расценивать Кодекс профессиональной этики нотариусов как нормативный акт, содержащий правовые нормы, позволяющие привлечь нотариуса к дисциплинарной ответственности? Полагаем, что нет. В ответах на вопросы о применении Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, утвержденных решением Правления Федеральной нотариальной палаты (протокол от 15.02.2016 № 02/16), говорится, что Кодекс профессиональной этики нотариусов является правовым актом, действующим с 19 января 2016 года.

На современном этапе развития трудового права и правовой регламентации отношений в сфере труда в обществе во многих сферах деятельности принимаются кодексы профессиональной этики (и в организациях высшего профессионального образования тоже), однако их значение и место в системе источников трудового права еще не до конца определены. Отношение к положениям кодексов профессиональной этики как к нормам права как со стороны судей судов общей юрисдикции, так и со стороны Конституционного Суда РФ вряд ли можно признать юридически верным. Следует согласиться с некоторыми авторами в том, что принятие Кодекса профессиональной этики нотариусов профессиональным сообществом и подписание его заместителем министра юстиции РФ не придают ему силы законодательного акта. Кроме того, кодекс профессиональной этики, даже исходя из названия, должен содержать нормы этики и морали, которые не являются правовыми нормами, соблюдение которых обеспечивается лишь общественным отношением (одобрением или порицанием) и за нарушение которых не может наступать дисциплинарная ответственность. Включение в кодекс этики перечная видов дисциплинарных взысканий и закрепление порядка их применения вообще является неправомерным.


Во многих кодекса отражается также и возможность увольнения работника по пункту 5 статьи 81 ТК РФ в случае неоднократного нарушения положений этих кодексов. Это совершенно не вписывается в парадигму ТК РФ, что подтверждается и судебной практикой. Хотя в некоторых публикациях встречаются позиции, положительно оценивающие такой подход.

На сегодняшний день в судебной практике нет единого подхода к понимаю природы таких норм, во-первых, в силу их новизны (стали появляться в основном в последнее десятилетие), во-вторых, в силу недостаточной теоретической разработанности и отсутствия единообразия подходов в понимании системы и видов источников права (некоторыми авторами предлагается рассматривать кодексы профессиональной этики в качестве локальных нормативных актов, принимаемых работодателем). Кроме того, недостаточно обоснованным представляется придание статуса правовых норм включенным в кодексы профессиональной этики моральным и этическим нормам. К соблюдению этических норм и учету моральных ценностей можно лишь призывать, но не принуждать. Полагаем, что кодексы профессиональной этики в настоящее время не могут являться источником, содержащим положения, в соответствии с которыми возможно привлечение нотариуса к дисциплинарной ответственности.

-отсутствие у частнопрактикующего нотариуса статуса работника, а у нотариальных палат - статуса работодателя;

-наличие в Кодексе профессиональной этики нотариусов норм не только о морали и этике, но еще и о дисциплинарных проступках и ответственности за них.

Авторы:
Н.М. Саликова - профессор кафедры трудового права, доктор юридических наук
Е.М. Батухтина - доцент кафедры гражданского процесса, кандидат юридических наук

Согласно ст. 5 "Основ законодательства РФ о нотариате" - о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия - то есть все сведения, которые стали известны нотариусу в процессе совершения нотариального действия составляют "Нотариальную тайну".

Что же такое "нотариальная тайна"?

Различные источники предлагают массу различных вариантов толкования данной правовой конструкции, а именно:

Источник №1

Тайну личной жизни можно определить как сведения (информацию) о различных сторонах индивидуальной жизнедеятельности человека, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб гражданину.

Она охватывает различные стороны индивидуальной жизнедеятельности человека (интимные стороны, привычки и наклонности, здоровье, физические и физиологические особенности, средства личного общения, совершаемые человеком юридически значимые действия, финансовые дела и т.п.).

В связи с этим право на тайну личной жизни включает в себя тайну:

- нотариальных действий;

- иных действий юрисдикционных органов;

При всем многообразии проявлений личной жизни граждан применительно к охране тайны личной жизни всех их объединяет то, что речь идет об информации конфиденциального характера, доступ посторонних лиц к которой возможен только в силу прямого указания закона, но со строгим и тщательным соблюдением оснований, условий и порядка ее получения и использования.

Источник №2

Нотариус, помощник нотариуса, работники нотариальной конторы несут ответственность за разглашение и обязаны сохранять в тайне следующие сведения:
1. Сведения, которые содержатся в удостоверяемом документе
2. Сведения, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий.

Не допускается разглашение самого факта обращения гражданина к нотариусу. Для сохранения тайны нотариального действия в момент его совершения не должны присутствовать посторонние лица (не являющиеся лицом, от имени или по поручению которого осуществляется нотариальное действие).

Источник №3

Предметом данного общественно опасного деяния являются конфиденциальная информация о содержании нотариальных действий и иные сведения, полученные нотариусом в процессе исполнения своих профессиональных обязанностей.

При этом анализ соответствующих положений Основ законодательства о нотариате позволяет сделать вывод о том, что неразглашению подлежат не только сведения, составляющие личную (семейную) или коммерческую тайну клиента, но и та информация, которая не рассматривается обращающимися за профессиональной помощью лицами как подлежащая сохранению в тайне от посторонних лиц.

Источник №4

Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением профессиональной деятельности, например:
1) Содержание завещаний;
2) Содержание доверенностей;
3) Сведения об отказе от наследства;
4) Содержание договора купли-продажи недвижимости и др.,
поскольку разглашение конфиденциальной информации, может привести к серьезным правовым конфликтам.

Требование оберегать тайну нотариальных действий означает, что их надлежит выполнить в присутствии только непосредственно заинтересованных лиц и по мере необходимости тех, кто оказывает им помощь: переводчиков, граждан, подписывающих документы за больных или неграмотных, и т. д.

Никто из посторонних лиц наблюдать за ходом совершения нотариального действия не должен, и обеспечивать выполнение этого условия обязан нотариус, независимо от того, совершается ли нотариальное действие на его рабочем месте или вне его.

Требование сохранения тайны распространяется не только на содержание нотариального действия, но и на факт обращения с просьбой о его совершении.

Источник №5

Основы законодательства РФ о нотариате содержат положения, согласно которым нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения.

Следует обратить внимание, что нотариус обязан хранить в тайне не только документированную информацию. Часто сведения, получаемые при общении с клиентом, более информационно насыщены, чем задокументированные данные, и, следовательно, необходимо тщательно соблюсти все процедурные и технические требования, чтобы сохранить их тайну, в частности освободить помещение от посторонних лиц, исключить возможность прослушивания и т.д.

Источник №6

При совершении нотариальных действий, консультировании, выполнении иных видов нотариальной деятельности нотариусу и работающим в нотариальных конторах лицам становятся известными различные сведения и документы, касающиеся личных интересов граждан или деятельности юридических лиц. Такие сведения, как правило, имеют конфиденциальный характер.

В целях защиты прав и интересов клиентов нотариуса частью 2 статьи 5 установлен запрет на разглашение сведений, оглашение документов, ставших известными нотариусу в связи с выполнением своих служебных обязанностей. К таким сведениям относятся не только сведения о содержании нотариального действия, но и иные сведения, например сведения о лицах, в отношении которых совершено нотариальное действие, сведения о деятельности юридического лица, информация о стоимости продаваемого или покупаемого имущества и т.д.

Источник №7

Нотариальная тайна - базирующееся на требовании ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате правоотношение, согласно которому нотариусу, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается допускать посторонних лиц к нотариальному производству, разглашать сведения и оглашать документы, которые стали известны в связи с совершением нотариальных действий, каковыми являются действия по удостоверению бесспорных прав граждан (например, завещать наследство, отчуждать свое имущество), по удостоверению бесспорных фактов, имеющих юридическое значение (например, инвалидность, нахождение на иждивении), по свидетельствованию документов (например, доверенность), по приданию документам (например, завещанию, договору займа) исполнительной силы, а также охранительные действия (например, принятие мер по охране наследственного имущества или наложение запрета на отчуждение имущества).

Источник №8

В свете ранее действовавшего законодательства присутствие при удостоверении документа посторонних лиц всегда вызывало определенные сомнения. К таким документам достаточно негативно относились суды, полагая, что это является нарушением тайны совершения нотариального действия и влечет его недействительность, поскольку присутствие посторонних лиц может оказать прямое либо косвенное воздействие на формирование воли обратившегося лица.

Источник №9

Нотариус и сотрудники нотариальной конторы также должны соблюдать тайну совершения нотариального действия, если по их вине будет разглашено содержание нотариальных действий или содержание документов станет известно посторонним лицам, то ответственность за это несет непосредственно нотариус.

Источник № 10

Такое правило поведения нотариуса гарантировано Конституцией РФ (пункт 1 статьи 23) о неразглашении тайны личной жизни, семейных взаимоотношений. То есть для гражданина, заключающего, например, брачный договор, тайна его заключения относится к личной его тайне, а для нотариуса, удостоверяющего такой брачный договор, это будет профессиональная тайна.

Обязанность по сохранению тайны возлагается и на помощника нотариуса, и на работников, контролирующих деятельность нотариусов.

Для гарантий сохранения тайны нотариального действия при его совершении не должны присутствовать посторонние лица, а документы могут быть выданы только на основании специального запроса уполномоченным на то органам (органы суда, прокуратуры, следствия и другие).

В случае если нотариус умышленно разгласит сведения о нотариальном действии, на него возлагается обязанность возместить причиненный им ущерб, а в зависимости от обстоятельств разглашения возможно и привлечение к уголовной ответственности по статье 137 УК РФ "Нарушение неприкосновенности частной жизни".

Источник №11

Письмо Федеральной Нотариальной Палаты от 10 февраля 2012 г. N 230/06-10 "Об удостоверении доверенностей"

Условия соблюдения тайны совершения нотариального действия при удостоверении доверенности. Обращается внимание на то, что лица, на имя которых выдается доверенность (представители), при нотариальном удостоверении доверенности не присутствуют, поскольку они не являются участниками рассматриваемого нотариального действия.

То же относится и к иным нотариальным действиям, в которых представители не являются участниками.

Источник №12

Важно: Нотариальная тайна, наравне с врачебной, входит в перечень конфиденциальной информации. Поэтому обязывает не разглашать детали документов или сделок.

Источник №13

Круг вопросов, задаваемых нотариусу во время допроса, определяется обстоятельствами расследуемого преступления. Тактика допроса определяется самим следователем. Обзор практических рекомендаций по подготовке к допросу нотариуса позволяет выделить несколько блоков вопросов, выясняемых во время его допроса:

3) вопросы, направленные на выяснение обстоятельств конкретного нотариального действия, включая:

- какие документы представлялись для совершения нотариального действия, кто их представлял, кем был представлен проект документа, каким образом подписывались документы и присутствовали ли посторонние лица во время совершения нотариального действия.

Источник №14

При рассмотрении дела в Железнодорожном суде г. Екатеринбурга А. утверждала, что со стороны нотариуса не было каких-либо нарушений, в кассационной жалобе она также указала, что суд необоснованно критически отнесся к показаниям свидетеля - нотариуса П.

Решением Железнодорожного суда от 3 июня 1996 г. договор купли-продажи спорной квартиры признан недействительным как совершенный О. под воздействием насилия и угрозы. Законность и обоснованность данного решения суда подтверждена кассационной и надзорной инстанциями Свердловского областного суда. Одним из оснований признания договора купли-продажи недействительным суд указал, что во время совершения нотариального действия имело место присутствие посторонних лиц, что является нарушением законодательства.

Соответственно - любые данные (начиная от посещение нотариальной конторы вами и заканчивая выходом из помещения нотариальной конторы) являются "сведениями, составляющими нотариальную тайну". И нотариус обязан обеспечить соблюдение и неразглашение данных сведений.

Однако, очень часто на практике можно столкнуться с такими её нарушениями и несоблюдениями, как:

1. У нотариуса есть 3-4-5 помощников - к каждому из которых подсаживается свой клиент и излагает суть своего обращения - и все остальные это слышат, видят и получают сведения, которые, согласно закону не должны быть им известны.

2. К нотариусу обращается человек с сопровождающим лицом и всё что нужно говорить сопровождающий, заместо обратившегося лица и нотариус делате документ - опять же, нарушение нотариальной тайны.

Можно выявить массу других примеров, но не об этом сейчас речь.

В связи с чем возникает вопрос: почему данный аспект нотариальной деятельности многие юристы (адвокаты) не любят афишировать и заострять на нём своё внимание, вместо того, чтобы тратить время и сила на бессмысленные споры по поводу "оплаты УПТХ"?

Читайте также: