Нормы информационного права в трудовом кодексе

Обновлено: 18.05.2024

Информационное право как институт отрасли трудового права

При этом, если информация приобрела высокую значимость и актуальность в современном постиндустриальном обществе, труд составлял основу жизнедеятельности на всем протяжении исторического развития человека.

В этой связи, в настоящее время актуализировался вопрос о месте и роли информации в трудовом праве, как вопрос о соотношении двух особо значимых для человека сфер.

В процессе осмысления роли информации в трудовом праве, в доктрине рассматриваемой отрасли формируется точка зрения о необходимости выделения в структуре общей части трудового права нового института, условно обозначаемого как информационное трудовое право. При этом в качестве одного из аргументов в поддержку данного выделения называется то, что основной источник рассматриваемой отрасли – Трудовой кодекс РФ По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Российское законодательство о труде подробнее относительно недавно был дополнен новой главой, посвященной вопросам защиты персональных данных работника.

Структурными элементами информационного института в трудовом праве предлагается называть:

  • Право на получение информации в трудовом праве;
  • Защита информации в трудовом праве.

Так, право на получение информации в трудовом праве, исследователями предлагается понимать как совокупность ряда правомочий, раскрывающих право на получение информации как элемент правового статуса стороны трудового правоотношения.

Такими правомочиями называются:

  1. Возможность стороны трудового правоотношения получать информацию, характер и объем которой определяются индивидуально в каждом конкретном случае;
  2. Правомочие доступа к уже имеющейся у ее носителя или держателя информации;
  3. Возможность обработки информации, путем ее хранения, объединения, передачи и т.д.

Субъекты и виды информационных прав в трудовом праве

В соответствии с действующим трудовым законодательством информационными правами и обязанностями наделены все субъекты трудовых и тесно с ними связанных отношений, в том числе:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Работодатель – для него характерно осуществление всех вышеперечисленных правомочий в порядке и на условиях устанавливаемых федеральным законом;
  2. Работник – преимущественно наделен правомочиями на доступ к информации;
  3. Претенденты на вступление в трудовые правоотношения – объем правомочий схож с аналогичными показателями работника, но ограничен перечнем информации, необходимым для получения сведений о будущем работодателе и отдельных условиях труда;
  4. Бывшие работники.

Рассмотрим подробнее конкретные права и обязанности в сфере информационного трудового права, закрепленные действующим трудовым законодательством:

  • Право работника на получение полной и достоверной информации об условиях и охране труда, реализация которой обеспечивается посредством существования корреспондирующей обязанности работодателя предоставлять соответствующие сведения, информирую работника;
  • Право работодателя на получение от работника документов, в порядке и объеме устанавливаемом законодательством и подзаконными нормативно-правовыми актами, при условии обеспечения сохранения конфиденциальности соответствующей информации;
  • Право работодателя требовать от работников сохранения в тайне информации, касающейся отдельных аспектов производственной и иной экономической деятельности, которая подпадает под характеристику охраняемой законом тайны;
  • Информационные права органов, чья деятельность направлена на разрешение трудовых споров, содержание которых представлено возможностью истребовать необходимые для урегулирования спорных трудовых моментов сведений.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 05 10 2017

Сергей Анатольевич Хилимов

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

организации труда и управлению трудом;

трудоустройству у данного работодателя;

подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (В редакции Федеральных законов от 30.06.2006 № 90-ФЗ; от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

разрешению трудовых споров;

обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. (Абзац введен - Федеральный закон от 30.06.2006 № 90-ФЗ)

Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

равенство прав и возможностей работников;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; (В редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ)

обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. (В редакции Федеральных законов от 30.06.2006 № 90-ФЗ; от 02.07.2013 № 162-ФЗ)

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. (В редакции Федеральных законов от 23.07.2013 № 204-ФЗ; от 01.12.2014 № 409-ФЗ)

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. (В редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ)

Статья 4. Запрещение принудительного труда

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания трудовой дисциплины;

в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

(Часть в редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ)

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

(Часть в редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ)

Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу осуществляется отдельными федеральными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования. (Часть введена - Федеральный закон от 29.07.2017 № 255-ФЗ)

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ)

Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности); (В редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ)

обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (В редакции федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 28.06.2021 № 220-ФЗ)

порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ)

порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом бо

Информационное право как институт отрасли трудового права

При этом, если информация приобрела высокую значимость и актуальность в современном постиндустриальном обществе, труд составлял основу жизнедеятельности на всем протяжении исторического развития человека.

В этой связи, в настоящее время актуализировался вопрос о месте и роли информации в трудовом праве, как вопрос о соотношении двух особо значимых для человека сфер.

В процессе осмысления роли информации в трудовом праве, в доктрине рассматриваемой отрасли формируется точка зрения о необходимости выделения в структуре общей части трудового права нового института, условно обозначаемого как информационное трудовое право. При этом в качестве одного из аргументов в поддержку данного выделения называется то, что основной источник рассматриваемой отрасли – Трудовой кодекс РФ По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Российское законодательство о труде подробнее относительно недавно был дополнен новой главой, посвященной вопросам защиты персональных данных работника.

Структурными элементами информационного института в трудовом праве предлагается называть:

  • Право на получение информации в трудовом праве;
  • Защита информации в трудовом праве.

Так, право на получение информации в трудовом праве, исследователями предлагается понимать как совокупность ряда правомочий, раскрывающих право на получение информации как элемент правового статуса стороны трудового правоотношения.

Такими правомочиями называются:

  1. Возможность стороны трудового правоотношения получать информацию, характер и объем которой определяются индивидуально в каждом конкретном случае;
  2. Правомочие доступа к уже имеющейся у ее носителя или держателя информации;
  3. Возможность обработки информации, путем ее хранения, объединения, передачи и т.д.

Субъекты и виды информационных прав в трудовом праве

В соответствии с действующим трудовым законодательством информационными правами и обязанностями наделены все субъекты трудовых и тесно с ними связанных отношений, в том числе:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Работодатель – для него характерно осуществление всех вышеперечисленных правомочий в порядке и на условиях устанавливаемых федеральным законом;
  2. Работник – преимущественно наделен правомочиями на доступ к информации;
  3. Претенденты на вступление в трудовые правоотношения – объем правомочий схож с аналогичными показателями работника, но ограничен перечнем информации, необходимым для получения сведений о будущем работодателе и отдельных условиях труда;
  4. Бывшие работники.

Рассмотрим подробнее конкретные права и обязанности в сфере информационного трудового права, закрепленные действующим трудовым законодательством:

  • Право работника на получение полной и достоверной информации об условиях и охране труда, реализация которой обеспечивается посредством существования корреспондирующей обязанности работодателя предоставлять соответствующие сведения, информирую работника;
  • Право работодателя на получение от работника документов, в порядке и объеме устанавливаемом законодательством и подзаконными нормативно-правовыми актами, при условии обеспечения сохранения конфиденциальности соответствующей информации;
  • Право работодателя требовать от работников сохранения в тайне информации, касающейся отдельных аспектов производственной и иной экономической деятельности, которая подпадает под характеристику охраняемой законом тайны;
  • Информационные права органов, чья деятельность направлена на разрешение трудовых споров, содержание которых представлено возможностью истребовать необходимые для урегулирования спорных трудовых моментов сведений.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 05 10 2017

Сергей Анатольевич Хилимов

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Андреев Павел

Адвокат по трудовым спорам (АП г. Москвы), председатель комиссии по социально-трудовым спорам Московского отделения Ассоциации юристов России, член Экспертного совета Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы РФ, член Экспертно-консультативного совета при Комитете Совета Федерации по законодательству, член Комитета РСПП по рынку труда и социальному партнерству, член экспертной группы Комиссии при Президенте РФ по вопросам госслужбы

В 2021 г. вступили в действие ряд нормативных правовых актов, существенно изменяющих регулирование социально-трудовых отношений. Кроме того, в течение года в соответствии с уже принятыми актами и планами законопроектной деятельности Госдумы и Правительства РФ планируется принять несколько новых законодательных поправок, затрагивающих подавляющее большинство работников и работодателей.

В первую очередь хотелось бы обратить внимание на три основные тенденции развития трудового законодательства в 2021 г., неразрывно взаимосвязанные.

Поэтапный перевод всех видов кадрового делопроизводства на электронный документооборот

Из трех входящих в пакет поправок законопроектов Госдума приняла два, отложив рассмотрение включения в КоАП положения об административной ответственности работодателей на весеннюю сессию

С 1 января 2021 г. в полном объеме вступили в силу поправки в ТК РФ в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде (Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ). В соответствии с ними работникам, трудовые отношения с которыми оформляются впервые, заводятся только электронные трудовые книжки, а заключившие трудовой договор до 2021 г. работники уже реализовали право на выбор электронного или бумажного формата трудовой книжки – с правом отказа от бумажного в дальнейшем. При этом работодатели с 2021 г. передают в ПФР сведения о работниках (независимо от способа ведения их трудовой книжки) именно в электронном виде и отражают в них все аспекты трудовых отношений в режиме реального времени (прием на работу, увольнение, перевод).

В Госдуму внесен законопроект, регулирующий вопросы коммуникации между работодателем и работником с использованием электронных и иных технических средств

Вместе с тем законодатель, к сожалению, предпочел разделить внедрение электронных трудовых книжек и ведение всего кадрового документооборота в электронном виде на два этапа. То есть с 1 января при электронных трудовых книжках нет электронных приказов по кадрам, за исключением организаций, участвующих в кадровом эксперименте. Более того, ряд законопроектов о введении электронного кадрового документооборота с 2019 г. остаются в Госдуме в стадии первого или нулевого чтения 2 .

Позитивным правовым фактором представляется то, что правительство включило в план законопроектной деятельности на 2021 г. п. 107 3 , предусматривающий разработку к апрелю и внесение в Госдуму к июлю с. г. проекта поправок в ТК в части всеобщего перехода на электронный кадровый документооборот. Планируется, что данные изменения вступят в силу не позднее 1 января 2022 г. в отношении всего кадрового делопроизводства и всех видов работодателей и работников, что, на мой взгляд, соответствует международной тенденции в трудовом праве и много лет успешно применяется (например, в Азербайджане).

Развитие цифровизации взаимодействия госорганов с работниками и работодателями

С первой тенденцией развития трудового законодательства неразрывно связана вторая –развитие цифровизации всех видов госуслуг в социально-трудовой сфере, причем пандемия только ускорила этот процесс. Наметилась четкая тенденция, предполагающая, что поэтапный перевод кадрового делопроизводства в электронную форму должен корреспондироваться с электронным взаимодействием работников и работодателей с госорганами социально-трудовой сферы (госинспекции труда, службы занятости, ПФР).

Законопроекты регулируют создание и функционирование систем цифрового профиля, включая идентификацию и аутентификацию, а также предусматривают меры по совершенствованию норм об электронной цифровой подписи

Основной нерешенной проблемой цифровизации взаимодействия работников и работодателей с органами власти остается электронный доступ к рассмотрению трудовых споров в судах общей юрисдикции – по аналогии с взаимодействием с госинспекцией труда и службой занятости, но с личным онлайн-присутствием. И если подача и получение документов в электронном виде через систему ГАС Правосудие успешно реализованы, и в 2020 г. наметился взрывной рост подачи документов в такой форме, то возможность участия в судебном заседании по трудовому спору удаленно из любой точки через Интернет в большинстве судов общей юрисдикции отсутствует.

В ст.155.1 ГПК РФ еще с 2013 г. закреплена возможность участия в судебных заседаниях, в том числе по трудовым спорам, посредством ВКС, но это все равно предполагает присутствие стороны спора в конкретном суде с функцией ВКС. При этом в районных судах регионов страны количество таких точек доступа ограничено. Решить данную проблему, на мой взгляд, помогло бы использование в судах общей юрисдикции при рассмотрении трудовых споров механизма, аналогичного используемому арбитражными судами, в которых стороны спора с регистрацией на сайте суда через личный кабинет участвуют в заседании удаленно из любой точки доступа при наличии подключения к Интернету. Можно предложить также рассмотреть возможность такого рода участия через специальные порталы доступа на порталах ГАС Правосудие или Госуслуги с идентификацией участника спора посредством портала Госуслуг и ЭЦП.

ВС РФ и Совет судей призывают разрешать споры в таком порядке при наличии технической возможности и с учетом мнения участников процесса

Совершенствование правового регулирования дистанционного труда

1 января вступила в силу новая редакция гл. 49.1 ТК, регулирующей дистанционный труд, которая призвана в первую очередь решить проблемы актуальных в пандемию временных и постоянных форм удаленной занятости. Важно отметить, что для дистанционных работников уже с 2021 г., по сути, применяется полноценный электронный кадровый документооборот, и даже трудовой договор можно заключить и расторгнуть в электронной форме с использованием механизма усиленной ЭЦП.

Это, на мой взгляд, ставит сотрудников, работающих в офисе, в неравное с дистанционными правовое положение в части доступности использования электронных сервисов в кадровом делопроизводстве. К сожалению, законодатель не ввел электронный кадровый документооборот одновременно для всех категорий работников.

Новая редакция гл. 49.1 ТК предполагает, что организации, применяющие труд дистанционных работников, должны принять локальные акты регулирования удаленного труда в соответствии с новой редакцией данной нормы и подробно регламентировать в них процедуры электронного взаимодействия с работниками с соблюдением защиты персональных данных, коммерческой и (или) служебной тайны. Совершенно очевидно, что независимо от срока дистанционной работы (временная до 6 месяцев или постоянная) одним из основных вопросов, которые будут оценивать суды и надзорные органы, станет оформление работодателями фактов ненадлежащего исполнения или неисполнения работниками их обязанностей. Очень важную роль приобретает совместная работа служб безопасности, юридических служб и служб персонала организаций в связи с необходимостью соблюдения в установленных процедурах защиты персональных данных, коммерческой и служебной тайны, чтобы фиксировать любые аспекты нарушений работников по аудио- и видеоканалам.

Участники конференции в Совете Федерации обсудили правовые аспекты защиты гражданских прав и свобод в связи с развитием информационных технологий

Важно подчеркнуть и признать позитивным фактором, что, принимая новую редакцию гл. 49.1 ТК, Госдума утвердила специальное постановление о создании постоянно действующей рабочей группы при Комитете по труду и социальной политике по мониторингу применения трудового законодательства. Данная рабочая группа уже в первом квартале 2021 г. оценит опыт применения Закона об электронном кадровом эксперименте и в течение года – практику применения новой редакции гл. 49.1 ТК о дистанционной занятости.

Таким образом, все три законодательные тенденции развития трудового и социального законодательства неразрывно взаимосвязаны и представляют собой необратимый международный вектор на цифровизацию всех сторон жизни человека и общества.

2 См., например законопроекты о внесении изменений в ТК РФ № 736455-7 и № 967986.

3 Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 3683-р.

4 Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 1911.

5 См., например, постановления Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. № 460 (ред. от 29 декабря) и от 12 февраля 2020 г. № 486 (ред. от 31 декабря).

Читайте также: