Нормативно правовую базу по учету расчетов с персоналом по оплате труда

Обновлено: 31.05.2024

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Аудит – это независимая проверка и получение результатов оценки касательно деятельности предприятия. Аудит расчетов с сотрудниками по оплате работы – это трудоемкий процесс, предполагающий работу сразу с множеством типов операций. Однако такая процедура проводится в обязательном порядке в любой крупной организации.

Вопрос: Какие аналитические процедуры применяются для формирования аудиторской выборки в ходе проверки расчетов с персоналом по оплате труда?
Посмотреть ответ

Цели и задачи проверки

Главная цель аудита – определение соответствия используемой предприятием методики бухучета касательно оплаты труда законам страны. Производится сверка фактического положения дел в компании с нормативными бумагами, постановлениями, актами, внутренней документацией.

Рассмотрим задачи проверки:

  • Контроль над исполнением закона касательно начисления зарплат, удержаний платы, а также отражений всех операций в бухучете.
  • Установление достоверности проведенных операций по оплате труда и их фиксации в бухучете.
  • Сравнение сведений из аналитического и синтетического учета.
  • Установление законности оформления сотрудников на предприятии.

Аудиторский анализ основывается на таких документах, как:

  • Штатное расписание.
  • Бумаги, на основании которых распределяются прибыли.
  • Приказы.
  • Личные карточки сотрудников.
  • Трудовые договоры.
  • Табели по организации времени.
  • Документы, подтверждающие временную нетрудоспособность.
  • Расчетные и платежные ведомости.
  • Лицевые счета.
  • Бухгалтерский баланс.
  • Регистры для учета.

При проведении проверки могут использоваться все документы, связанные с трудовыми взаимоотношениями. Потребуется комплексный аналог бумаг. К примеру, сложно осуществить полноценный аудит на основании одних лишь трудовых договоров. Нужны бумаги, которые указывают на фактическую оплату труда.

Методика проведения

При осуществлении проверки проводится инспектирование бумаг:

  • Проверка законности учета рабочего дня.
  • Установление законности составления платежной документации.
  • Установление правомерности учета депонированной зарплаты.

Аудитором производится также проверка сумм выданных зарплат путем расчетов. В частности, осуществляются следующие мероприятия:

  • Установление обоснованности начислений. Все зарплаты должны быть выплачены в полном объеме. Сотрудникам производятся начисления за сверхурочную работу, труд в ночное время, выходные дни.
  • Проверяется полнота отчислений по дополнительным зарплатам: выплаты по листу о временной нетрудоспособности.
  • Проверяется полнота расчета общего дохода.

В рамки процедуры включена проверка обоснованности льгот по налогам. Проверяется законность налоговых вычетов, обоснованность использования ставок по налогам. Также аудитор устанавливает законность удержаний, произведенных по исполнительному листу. Одна из самых трудоемких задач – проверка соответствия показателей бухучета и регистров.

Нарушения, которые часто выявляются при аудите

В процессе проверок довольно часто выявляются нарушения. Это реалии функционирования российских компаний. Предприниматели говорят о том, что при работе практически невозможно обойтись без нарушений. Рассмотрим их перечень:

  • Сотрудники работают на предприятии неофициально. То есть отсутствуют трудовые договоры.
  • Нет коллективных договоров с сотрудниками.
  • Нет заявлений сотрудников о выдаче льгот по НДФЛ.
  • Предприятие необоснованно списывает средства с баланса на выплату налогов на обучение сотрудников. То есть вычеты были сделаны, однако требуемые учебные мероприятия не произведены.
  • Работодатель начисляет надбавки к зарплате сотрудников без оснований. То есть проведенные доплаты и премии не подтверждены внутренними документами предприятия и трудовыми договорами.
  • В ПФР и подобные органы не делаются выплаты, которые предприятие обязано делать: премия, оплата питания, различная финансовая помощь.
  • Предприятие игнорирует необходимость оформления отпускных, выдачу компенсаций работникам, которые осуществляют свою деятельность на основании договоров гражданско-правового типа.
  • Компания многократно заключает договор с одним работником на выполнение одной и той же услуги.

Во многих организациях сотрудники не оформлены официально. Такое нарушение объясняется тем, что работодатель не желает оплачивать налоги и прочие выплаты. Также распространенность проблемы вызвана небольшими компаниями при выявлении. Это грубое нарушение Трудового кодекса.

Основные этапы аудита расчетов с сотрудниками

Процедуру проверки предприятия можно подразделить на следующие этапы:

  1. Ознакомительный. Сначала аудитор осуществляет проверку правомерности оформления работников. У каждого из сотрудников должен быть трудовой договор или договор гражданско-правового типа. Аудитору нужно проверить правильность оформления документов. В них должны быть указаны все необходимые данные. Условия сотрудничества с предприятием не должны противоречить ТК.
  2. Основной. На данном этапе осуществляется соответствие сведений синтетического и аналитического учета. При этом проводится проверка сальдо, сопоставляются фактически выданные зарплаты и дебетовые обороты. Затем рассматривается законность начисления плат по кредитовому счету 70. Аудитор должен учесть порядок начисления зарплат: стандартный или сдельный. Сотрудников на предприятии обычно много, а потому проверить законность деятельности в отношении каждого работника невозможно. Выполняется выборочная проверка в отношении каждого из сотрудников. На этой стадии проводится обоснованность начисления доплат, премий. Аудитор должен проверить, что имеющийся долг перед сотрудниками отражен в строке 622 баланса. Важно подтвердить законность заполнения корреспонденции в бухучете.
  3. Заключительный. По завершении проверки составляется аудиторский отчет. Он должен быть подтвержден рабочей документацией, которая также составляется аудитором.

ВАЖНО! При осуществлении проверок нужно учесть особенности фиксирования выплат. Деньги считаются выплаченными работнику только после того, как они фактически получены им. Средства не считаются выплаченными в случае, если произошла отправка расчетных бумаг в банковское учреждение.

В данной статье рассматриваются основные нормативные акты, призванные урегулировать бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда. Основное внимание уделено представлению нормативно правовых актов в иерархическом порядке, способствующем решению проблем, связанных с организацией бухгалтерского учета на предприятиях.

Похожие материалы

Бухгалтерский учет труда и заработной платы занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии. Нормативное регулирование деятельности предприятий и организаций призвано обеспечить правильное и единообразное ведение бухгалтерского учета. При этом в нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет, происходят регулярные изменения, преимущественно направленные на приведение бухгалтерского учета в соответствии с другим законодательством. В данной статье будет рассмотрена актуальная нормативно-правовая база, регулирующая бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда.

Как известно к документам в области нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся:

  • федеральные стандарты;
  • отраслевые стандарты;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты экономического субъекта.

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.

Также к федеральным стандартам относится Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 и Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II, в части первой, которого законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе: наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи составления аудиторского заключения; порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица; раскрываются понятия чистых активов, дочерних и зависимых обществ [2].

Отраслевые стандарты — обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами и не должны противоречить федеральным стандартам. Устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

К данным стандартам можно отнести следующие нормативные документы:

Рекомендации в области бухгалтерского учета — принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Также они применяются на добровольной основе и не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам. Этот разряд составляют методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкции, указания и т. п. К нему можно отнести такие нормативно правовые документы, как:

Временная инструкция о порядке удержания алиментов по исполнительным документам, переданным для производства взыскания предприятиям, учреждениям и организациям;

Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н (ред. Приказом Минфина РФ от 07.05.2003г. №38н, от 18.09.2010г. №115н);

Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Утверждены приказом Минфина РФ от 21.12.1998 г. № 64н;

Постановление об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве. Утвержден Госкомстата РФ от 30.10.1997г. №71а (ред. от 29.12.2000 №136)

Стандарты экономического субъекта — предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам. Они носят добровольный характер, организация сама принимает решение устанавливать данные стандарты или нет. К ним можно отнести так называемые рабочие документы организаций, в которых на основе общеустановленных правил и принципов они формируют свою учетную политику, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям.

Для формирования системы нормативного регулирования, наиболее полно отвечающей задачам реформирования бухгалтерского учета в нашей стране, необходимы значительные усилия для ее наполнения. Речь идет в первую очередь о разработке отраслевых методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) и указаний об особенностях состава затрат в определенной отрасли, подотрасли и виде деятельности. В настоящее время насчитывается около 30 таких методических рекомендаций и отраслевых указаний.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Рассмотрев вопросы нормативного регулирования оплаты труда можно сделать следующие выводы:

  • государство законодательно регулирует общие вопросы оплаты труда и взаимоотношения между работником и работодателем в части оплаты труда;
  • конкретные вопросы оплаты труда регулируются между работником и работодателем путем заключением трудового договора и локальными нормативными актами;
  • налоговое законодательство определяет состав расходов на оплату труда в целях налогообложения;
  • положения по бухгалтерскому учету определяют порядок создания резервов на оплату труда, а также порядок отнесения расходов на оплату труда на стоимость активов.

Таким образом, порядок учета выплат по заработной плате регулируется множеством федеральных законов и законодательных актов. Каждый бухгалтер и руководитель предприятия должны самостоятельно следить за выходом новых нормативных документов о труде, за изменениями в учете заработной платы, изменениями в налоговом законодательстве выплатах за счет социального страхования.

Список литературы

Система нормативного регулирования в нашей стране представляет собой целостную, иерархично выстроенную совокупность нормативно-правовых актов, призванных упорядочить ту или иную область общественных отношений.

Учет расчетов с персоналом по оплате труда является ответственным и самым распространенным видом расчетов с физическими лицами, занимающим значительную часть организации бухгалтерского учета любой организации.

Основные требования к учету заработной платы работников в российской системе бухгалтерского учета регулируются следующими нормативными документами:

- Налоговый Кодекс Российской Федерации [3];

- Трудовой кодекс Российской Федерации [4];

При организации учета труда и его оплаты используются также следующие законодательные и нормативные документы:

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, устанавливает, с использованием какого синтетического бухгалтерского счета ведется учет расчетов с персоналом по оплате труда, а инструкция по применению плана счетов приводит характерную корреспонденцию этого счета [12];




Указанное Постановление предписывает распространение предложенных форм документации на все организации независимо от форм собственности, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации.

В настоящее время действуют следующие унифицированные формы по учету кадров:

Кроме того, Постановлением Госкомстата России N 1 утверждены унифицированные формы по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда:

Законодатель возлагает на работодателя обязанность вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Для учета времени, фактически отработанного и (или) не отработанного каждым работником, применяются: табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (форма N Т-12) и табель учета рабочего времени (форма N Т-13).

При ведении табеля учета использования рабочего времени целесообразно руководствоваться следующими правилами:

- учет использования рабочего времени может проводиться по организации в целом либо отдельно по структурным подразделениям;

- включение работника в табель и исключение из него производится на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя;

- табель составляется в одном экземпляре, подписывается руководителем структурного подразделения, работником кадровой службы и передается в бухгалтерию для расчета заработной платы;

- отметки в табеле о причинах неявки на работу, работе в режиме неполного рабочего времени или за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по инициативе работника или работодателя, сокращенной продолжительности рабочего времени и другие производятся только на основании надлежаще оформленных документов. Такими документами являются листки нетрудоспособности, справки о выполнении государственных или общественных обязанностей, письменное предупреждение о простое, заявление о совместительстве, письменное согласие работника на сверхурочную работу в случаях, установленных законодательством, и другие документы.

Затраты рабочего времени учитываются в табеле либо методом сплошной регистрации явок и неявок на работу, либо путем регистрации только отклонений, то есть неявок, опозданий, сверхурочных часов и тому подобного.

При отражении неявок на работу, учет которых ведется в днях (отпуск, дни временной нетрудоспособности, служебные командировки, отпуск в связи с обучением, время выполнения государственных или общественных обязанностей и другое), в табеле в верхней строке в графах проставляются только коды условных обозначений, а в нижней строке графы остаются пустыми.

В организациях в целях регулирования взаимоотношений между работодателем и работниками трудовой деятельности коллектива, оплаты труда и материального поощрения, работающих на основе законодательных актов разрабатывают и принимают внутренние нормативные документы. К важнейшим из них относятся: коллективный договор, трудовой договор (контракт), положение о системе оплаты труда, положение о премировании, положение о вознаграждении по итогам работы за год, положение о вознаграждении за выслугу лет, штатное расписание и должностные инструкции.

Таким образом, можно утверждать, что учет расчетов с персоналом по оплате труда регулируется во всех четырех уровнях нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Все эти нормативно-правовые источники позволяют предприятию грамотно и правильно вести бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате.

Центральное место в производственной деятельности любой организации занимают труд и результаты труда, поскольку только с помощью рабочей силы создается прибавочный продукт. Это обстоятельство предопределяет отношение к рациональному использованию трудовых ресурсов, так как без коллектива работников нет организации, и без необходимого количества людей определенных профессий и квалификации ни одна организация не сможет достичь своей цели.

Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии.

Учет труда и заработной платы должен обеспечить оперативный контроль над количеством и качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального характера.

В настоящее время, в связи с изменением политики в области оплаты труда также повышается контроль за соблюдением нормативного законодательства по операциям, связанными с расчетами по оплате труда.

Регулирование оплаты труда и социально-трудовых взаимоотношений между работодателем и работниками на уровне отдельно взятой организации осуществляется в соответствии с принятыми в ней внутренними нормативными документами – договорами о труде, которые разрабатываются администрацией организации с участием представителей трудового коллектива.

Учет труда и заработной платы должен обеспечить оперативный контроль за количеством и качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплатами социального характера. Кроме того, необходимо понимать, что за каждым расчетом подразумевается лицо, для которого заработная плата является основным и главным источником его жизнедеятельности, а для организации это суммы затрат, прямо влияющих на конечный финансовый результат ее деятельности.

Основной целью и задачей работы является изучение и оценка организации бухгалтерского учета оплаты труда на примере конкретной организации. А также – подробное ознакомление с экономической характеристикой данного предприятия, рассмотрение состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда, оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете, а также проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда.

Теоретические аспекты бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда

Нормативно-законодательные акты, регулирующие учет расчетов с персоналом по оплаты труда

Регулирование оплаты труда становится узловой проблемой в системе социально-экономических отношений, поскольку затрагивает интересы основной части населения страны и оказывает влияние на все параметры рынка: механизм спроса и предложения, качество рабочей силы, технический уровень производства и его эффективность, уровень занятости, динамику цен и инфляцию. Инструментом государственного регулирования отношений в сфере оплаты труда являются нормативно-законодательные акты.

Регулирование оплаты труда и её повышение во всех сферах и отраслях экономики, на предприятиях всех форм собственности должно быть увязано со всем комплексом преобразований в экономике.




Дальнейшее развитие экономики будет сопровождаться повышением уровня реальной заработной платы и, соответственно, увеличением доли заработной платы в доходах населения.

Регулирование оплаты труда осуществляется на основе сочетания мер государственного воздействия с системой договоров. Государственное регулирование оплаты труда включает:

- законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда в РФ;

- налоговое регулирование средств, направляемых на оплату труда предприятиями, а также доходов физических лиц;

- установление районных коэффициентов и процентов надбавок;

- установление государственных гарантий по оплате труда.

Регулирование оплаты труда на основе договоров и соглашений обеспечивается: генеральным, территориальным, коллективными договорами, индивидуальными договорами (контрактами).

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Первый уровень законодательный.

Государственное регулирование отношений в сфере оплаты труда, ровно, как и других элементов социально-трудовых отношений, проявляется в закреплении на законодательном уровне принципов правового регулирования трудовых отношений, которые содержатся в ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации. Содержание указанных принципов базируется на нормах международного права, положениях Конституции РФ и выражает сущность законодательства о труде, а также иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, основные направления политики государства в области регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Главный основополагающий законодательный документ нашей страны – Конституция Российской Федерации – имеет в своем составе статьи, полностью и вполне определенно посвященные труду в стране (право на труд и отдых, виды социальной защиты граждан и т.п.).

Данный закон имеет большое значение, так как он повышает юридический статус бухгалтерского учета организаций, закрепляет обязательство ведения бухгалтерского учета, повышает статус его норм до уровня статуса норм другого законодательства.

Налоговый Кодекс РФ – это федеральный закон с высокой степенью систематизации. Он призван регулировать экономический, правовой и организационный порядок функционирования налоговой системы.

Основным документом, регламентирующим вопросы организации и оплаты труда, является Трудовой Кодекс РФ (ТК), который регулирует трудовые отношения всех работников. ТК призван устанавливать уровень условий труда, и всемерную охрану трудовых прав работников, поэтому нужно обращать внимание на объяснения руководителей и бухгалтеров организаций своих решений при работе с коллективом.

Но одним ТК трудовое законодательство нашей страны не ограничивается – в дополнение и расширение к ТК РФ существует целый перечень документов, касающихся организации труда и его оплаты. К этому числу можно отнести и некоторые статьи Гражданского Кодекса РФ, которые касаются труда непосредственно.

Второй уровень – положения по бухгалтерскому учету и отчетности:

– Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. (с изменениями и дополнениями на 18 сентября 2006 года);

Третий уровень – рекомендации, инструкции и комментарии, письма.

В финансово-хозяйственной и социально-правовой деятельности предприятия особое значение имеет Коллективный договор, который утверждается учредителем, комиссией, созданной из числа сотрудников предприятия и Трудовой инспекцией. В коллективном договоре отдельную статью занимает Положение по оплате труда, которое разрабатывается соответствии с Уставом предприятия, Трудовым кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом и принятой учетной политикой по Управлению.

Положение вводится в целях регулирования системы оплаты труда работников Учреждения, обеспечения прямой зависимости заработной платы от личного вклада каждого работника, увеличения объемов выполняемых работ, в целях материального стимулирования высокопрофессионального и инициативного труда работников Учреждения.

Положение предусматривает единые принципы оплаты труда работников Учреждения, доплат, надбавок и выплат стимулирующего характера.

Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполняемой работы.

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании заключенного в письменной форме трудового договора. Условия трудового договора не могут ухудшать положение работника по сравнению с действующим законодательством о труде, коллективным договором.

Порядок приема, увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания регулируются Правилами внутреннего трудового распорядка.

Основными задачами учета труда и его оплаты являются: точный учет личного состава работников, отработанного ими времени и объема выполненных работ; правильное исчисление сумм оплаты труда и удержаний из нее; учет расчетов с работниками предприятия, бюджетом, органами социального страхования, фондами обязательного медицинского страхования и Пенсионным фондом РФ; контроль за рациональным использованием трудовых ресурсов, оплаты труда и фонда потребления; правильное отнесение начисленной оплаты труда и отчислений на социальные нужды на счета затрат производства и на счета целевых источников.

Трудовой кодекс РФ усиливает гарантии работников в области заработной платы. До 31 декабря 2008 года минимальный размер оплаты труда составляет 2300 рублей в месяц. И заработная плата трудоспособного человека не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Также вводится механизм компенсации работникам за задержку выплаты заработной платы. Так, в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до получения задержанной суммы. При этом за каждый день просрочки работодатель будет платить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Одним из элементов заработка работника является выплата за неотработанное время, оплачиваемое по среднему заработку в соответствии с трудовым законодательством. Применение и порядок исчисления среднего заработка устанавливаются в централизованном порядке. Постановлением Министерства труда РФ установлен расчетный период для исчисления среднего заработка 12 календарных месяцев, предшествующих событию, с которым связана соответствующая выплата.

Во всех случаях для исчисления среднего заработка используется средний дневной заработок. При суммированном учете рабочего времени исчисление среднего заработка следует производить исходя из часового заработка.

Учетным периодом при суммированном учете рабочего времени является календарный отрезок времени, в рамках которого должна быть в среднем соблюдена установленная законом для данной категории работников продолжительность рабочего дня и рабочей недели.

Средний заработок, кроме оплаты отпуска, определяется путем деления фактически выплаченных сумм в расчетном периоде на количество рабочих дней исходя из нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, установленной законодательством РФ.

После признания решением Верховного Суда РФ от 13.07.2002 NГКПИ06-637 абзаца 4 пункта 13 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 №213, недействующим исчисление средней заработной платы для оплаты отпусков, выплаты компенсации за неиспользованные отпуска работникам, в том числе тем, кому установлен суммированный учет рабочего времени, производится в общеустановленном порядке на основе среднего дневного заработка.

Согласно пункту 9 Положения (с учетом ст. 139 Трудового кодекса) средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплат компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней. Средний заработок работника для оплаты отпуска определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество календарных дней отпуска, подлежащих оплате. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат (ст. 139 ТК РФ). То есть при расчете среднего заработка учитываются все выплаты заработной платы, которые предусмотрены нормативными актами организации по оплате труда работников. Если, например, в организации в дополнение к системе оплаты труда по отдельным приказам выплачиваются единовременные премии за выполнение особо важных работ, несмотря на то, что это элемент заработной платы, такие премии не учитываются при исчислении среднего заработка.

В пункте 2 Положения о среднем заработке приведен примерный перечень этих выплат:

– основная заработная плата по тарифным ставкам (окладам), сдельным расценкам, в процентах от выручки и т.д.;

– стимулирующие надбавки и доплаты к тарифным ставкам, должностным окладам за профессиональное мастерство, квалификационный разряд, расширение зон обслуживания, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника и другие, предусмотренные положениями об оплате;

– компенсационные выплаты и доплаты, связанные с условиями труда, – выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (по коэффициентам и процентным надбавкам), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;

– премии и вознаграждения, предусмотренные положениями об оплате (премировании) работников организаций, и др.


В статье рассмотрены теоретические аспекты ведения бухгалтерского учета с персоналом по оплате труда. Приведены основные формы первичных документов, необходимых для учета оплаты труда, определен порядок начисления различных пособий. Рассмотрены виды удержаний из заработной платы. Обоснована необходимость достоверного учета расчетов по оплате труда.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, оплата труда, средний заработок, удержания из заработной платы.

Расчеты с персоналом по оплате труда являются важной составляющей бухгалтерского учета в любой компании. Оплата труда занимает значительную часть расходов организации, на основании которых определяется себестоимость продукции.

Согласно Трудового кодекса РФ оплата труда работников представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности и количества работы, компенсационные выплаты и доплаты.

Учет расчетов по оплате труда включает в себя следующие задачи: своевременная выплата заработной платы и удержаний из нее, расчет среднего заработка для начислений отпускных, пособий по временной нетрудоспособности, командировочных расходов; осуществление выплат социального характера; соблюдение трудового и налогового законодательства; своевременное предоставление отчетной документации.

Документация может составляться в бумажном или электронном виде. Формы первичных документов по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда представлены в таблице 1.

Унифицированные формы первичных документов по учету рабочего времени ирасчетов по оплате труда

Наименование

Форма

Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда

Табель учета рабочего времени

Журнал регистрации платежных ведомостей

Лицевой счет (свт)

Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику

Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)

Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы

Согласно ст. 139 Трудового кодекса РФ средний заработок рассчитывается при оплате больничных листов, отпускных, выходных пособий, командировочных расходов. Для расчета средней заработной платы компания не учитывает выплаты социального характера, а также выплаты, которые не относятся к оплате труда (материальная помощь, организация питания, обучение, проезд и т. д.).Трудовой кодекс РФ определяет следующий порядок оплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком: пособие определяется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за предыдущие 2 года, предшествующих наступлению временной нетрудоспособности, отпуска по уходу за ребенком, отпуска по беременности и родам; учитывается заработок за указанный период времени, начисленный другими страхователями при предоставлении справки с места работы; при отсутствии у застрахованного лица заработка пособие рассчитывается исходя из размера МРОТ; с целью увеличения размера пособия застрахованное лицо, которое находилось в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком в годы, предшествующие наступления указанных страховых случаев, вправе написать заявление о замене соответствующих календарных лет для расчета среднего заработка.

Оплата больничного листа положена и уволившимся сотрудникам, при условии, что страховой случай наступил в течение 30 календарных дней с момента увольнения. Больничный лист будет оплачен только в том случае, если застрахованное лицо не трудоустроилось в штат другой организации, и не состоит на учете в государственной службе занятости. Бывший сотрудник вправе обратиться за оплатой пособия в течение 6 месяцев с даты окончания срока действия больничного листа. Размер пособия в данной ситуации не зависит от страхового стажа сотрудника и составляет 60 % от его среднего заработка. В случае сокращения численности штата по инициативе работодателя факт наступления нетрудоспособности предполагает перенос срока его увольнения до окончания срока нетрудоспособности. Соответственно, дополнительные компенсации, которые предусмотрены ст. ст. 178, 180 ТК РФ в связи с расторжением трудового договора до истечения срока уведомления о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности, подлежит уменьшению.

Аналитический учет расчетов по оплате труда ведется по каждому работнику компании. На каждого работника открывается лицевой счет, налоговая карточка учета совокупного дохода физического лица, расчетные и расчетно-платежные ведомости.

Согласно законодательству из заработной платы работника могут производиться удержания, которые представляют собой вычеты, уменьшающие начисленную заработную плату. Страховые взносы не удерживаются из заработной платы работника. Рассчитываются страховые взносы на каждого работника и уплачиваются работодателем в фонд обязательного медицинского страхования (ставка составляет 5,1 %), фонд пенсионного страхования (22 %) и фонд социального страхования (2,9 %). В обязательном порядке из заработной платы работника удерживается налог на доходы физических лиц (НДФЛ), единая ставка которого составляет 13 процентов. Налоговым кодексом РФ также предусмотрены и другие ставки. Базой для начисления НДФЛ является доход физического лица за вычетом стандартных, социальных и имущественных вычетов. Также из заработной платы могут производиться вычеты по исполнительным листам (например, алименты).

Максимальное удержание из заработной платы работника не должно превышать 50 процентов от общей суммы заработка. Исключение составляют вычеты при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70 процентов [3].

В бухгалтерском учете необходимо не только отражать достоверные расчеты с персоналом по оплате труда, но также и безошибочно рассчитывать суммы выплат, в положенный срок производить вычеты различного рода, работать в соответствии с законодательством. Соблюдение всех норм и положений законодательства способствует отлаженной работе, а также сохранению позиций среди конкурентов. В Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности отмечено, что важнейшим условием обеспечения качества бухгалтерской отчетности является результативный контроль. Ядром системы контроля является аудит, который представляет собой оценку полноты отражения выполненных операций в бухгалтерском учете, проверку соблюдений компанией требований налогового и трудового законодательства. Следовательно, аудит в настоящее время становится одним из наиважнейших и необходимых инструментов повышения качества бухгалтерского учета.

Одной из важнейших задач дальнейшего развития учета расчетов с персоналом по оплате труда является его сближение с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), которое, как известно [7,8], положено в основу реформирования нормативного регулирования российского бухгалтерского учета. И в этом отношении большую роль может сыграть принятие нового положения по бухгалтерскому учету, посвященного вопросам учета расчетов по оплате труда, проект которого в настоящее время размещен на сайте Минфина РФ.

Основные термины (генерируются автоматически): оплата труда, бухгалтерский учет, заработная плата, заработная плата работника, персонал, рабочее время, больничный лист, лицевой счет, Трудовой кодекс РФ, бухгалтерская отчетность.

Читайте также: