Назовите условия законного использования чужих фотографий из интернет для учебных работ студентов

Обновлено: 15.05.2024

Можно ли цитировать фотографии и всегда ли обязательно указывать автора при заимствовании чужих фото для новостной публикации? Год спустя после повернувшего практику спора блогера Ильи Варламова и "Архи.ру" Верховному суду пришлось вернуться к этому вопросу. Заявитель не поменялся – на этот раз Варламов судился с региональным СМИ, которое позаимствовало фото из его репортажа без указания авторства.

Илья Варламов борется против нарушения прав на свои фотографии систематично и сравнительно успешно. "Сравнительно" – потому что, с одной стороны, большая часть исков Варламова удовлетворена частично, но с другой – суммы компенсаций, полученных за нарушение прав, примерно в 2–3 раза меньше, чем заявлял истец. В картотеке арбитражных дел отражается порядка 40 таких споров, по которым Илья Варламов выступает в качестве истца, говорит Александр Ермоленко, партнёр "ФБК Право". Аргументация исковых требований сводится к тому, что фотографии использовались ответчиками (в основном это информационные агентства и СМИ) в отсутствие согласия истца и, зачастую, без указания автора, что является нарушением ст. 1270 и 1300 ГК. Ответчики же в большинстве случаев доказывают, что цитировали фотографии исключительно в информационных целях, то есть использовали их свободно без согласия правообладателя на основании п. 1 ст. 1274 ГК.


Если, по мнению суда, объем цитирования являлся допустимым и оправданным целям публикаций, при этом при цитировании был указан автор фотографий и дана ссылка на источник заимствования (сайт предпринимателя), суд в удовлетворении требований отказывает, как в деле Варламов vs АО "Первый канал" (№ А40-5830/17) или Варламов vs "Архи.ру" (№ А40-142345/2015). Если же информационная цель доказана, но указание на авторство было удалено, суд взыскивает в пользу истца компенсацию за нарушение прав – например, дело Варламов vs ПАО "РБК" (№ А40-119913/2016), Варламов vs ООО "ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО "НОРД МЕДИА КОМПАНИ" (№ А05-6151/2016).

Александр Ермоленко, партнер "ФБК Право"

При определении компенсации суд учитывает целый ряд факторов: характер допущенного нарушения, срок незаконного использования фото, степень вины, наличие ранее совершенных нарушений исключительного права этого правообладателя и его вероятные убытки. "Как показывает практика, разумной и справедливой суд считает компенсацию не более 100 000–200 000 руб. Плюс к этому взыскиваются судебные расходы", – замечает Ермоленко.

Очередным подобным спором стало разбирательство между Варламовым и ООО "Бизнес Медия Холдинг". Варламов рассчитывал взыскать с компании около 1,16 млн руб. за незаконное воспроизведение фотографий в материалах и публикацию изображений без указания автора (дело № А65-12234/2016).

Суть спора

"Бизнес Медия Холдинг" – учредитель онлайн-СМИ "БИЗНЕС Online", в котором и появились спорные публикации. Изображения были размещены в материалах, большинство из которых касались внешнего вида городов и происходящих в них событий.

Претензии было две. Первая касалась того, что сайт использовал изображения без разрешения и выплаты вознаграждения. Вторая заключалась в том, что имя автора вообще не было указано на части фото. Сам заявитель отмечал: издание давало ссылку на блог. Однако это не означало признание авторства, а как раз наоборот. Ответчик знал, кто правообладатель, и мог обратиться к автору за разрешением, но сознательно пошел на нарушение его прав, указал представитель Варламова. В жалобе в суд Варламов указывал, что он профессиональный фотограф и "идентификация его как автора фотографий является едва ли не единственным способом показать его навыки, умения и профессионализм". Ущерб от использования фото и справедливое вознаграждение блогер оценил в 1,16 млн руб. – по 20 000 руб. за каждую из отдельных фото (всего 58 фото) и 70 000 руб. за удаление имени автора с ряда изображений.

Суды не определились

Первая инстанция, АС Татарстана, отклонила иск заявителя. В решении судьи указали, что Варламов – известный блогер и общественный деятель, в блоге размещена общедоступная и социально значимая информация и на нее распространяется действие ст. 1274 ГК. В статье оговорены случаи свободного использования произведений в информационных, научных, учебных или культурных целях. П. 1 ст. 1274 допускает использование произведения без согласия правообладателя и без вознаграждения, однако имя автора и источник заимствования должны быть указаны обязательно. Варламов настаивал, что цитирование фотографий невозможно, однако такая позиция уже была опровергнута Верховным судом ранее.

Речь идет об аналогичном споре блогера с интернет-порталом "Архи.ру", в рамках которого ВС однозначно признал такую возможность, сославшись в том числе на положения ст. 10 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, которые допускают их цитирование с соблюдением ряда условий. Эта позиция носила поворотный характер в судебной практике и изменила практику арбитражных судов (в частности, Суда по интеллектуальным правам), которые до этого исходили из возможности цитирования текста, но не фотографий, напоминает Павел Садовский, руководитель практики интеллектуальной собственности/ТМТ АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры".

Согласно сформированной позиции (дело попало в Обзор судебной практики по авторским правам), графические произведения могут быть процитированы иными лицами именно для иллюстрации, подтверждения или опровержения высказываний автора при соблюдении необходимых условий.

Есть четыре условия для цитирования:

Фотография должна использоваться в информационных, научных, учебных или культурных целях;

Необходимо указать автора;

Надо указать источник заимствования;

"Если один из этих критериев отсутствует, то и нет цитирования", – замечает Екатерина Тиллинг, старший партнер компании "Тиллинг Петерс". В итоге в первой инстанции признали возможность цитирования и то, что его объём соответствовал цели материалов.

В апелляции, 11-м ААС, иск Варламова частично удовлетворили. С компании постановили взыскать 580 000 руб. компенсации за незаконное воспроизведение фото (по 10 000 руб. за каждую из неподписанных фотографий), а также 70 000 руб. за нарушение исключительных прав. В СИП сочли решение в части взыскания 580 000 руб. неверным, и дело в этой части снова направили на новое рассмотрение, в остальной части, касающейся взыскания 70 000 руб., постановление апелляции осталось без изменения.

Когда дело ушло на второй круг, апелляция и согласившаяся с ней кассация СИП указали, что решение первой инстанции в части взыскания 580 000 руб. надо оставить без изменения – то есть эти деньги ответчик выплачивать не должен. Эту отмену и оспорил Илья Варламов в ВС. Юлия Андреева, руководитель проектов АБ "S&K Вертикаль", выделила довод заявителя: то, что суды ранее согласились, что издание использовало ряд фото без указания авторства, а значит, применительно к этим изображениям (речь шла уже только о семи снимках) использовать п. 1 ст. 1274 ГК нельзя.

В ходе непродолжительного заседания в ВС стороны в очередной раз изложили свои аргументы. Представитель истца настаивал на том, что издание взяло значительно больше фотографий, чем требовалось, а авторство не было указано, значит, о цитировании говорить нельзя. Представитель ответчика подчеркивал, что истец – общественно-политический деятель, опубликовавший материал по общественно значимому вопросу. Используемые фото были частью трех больших репортажей, и как измерить объем цитирования применительно к фото – непонятно, указал он. Ссылки на источник же были в публикации.

Верховный суд отменил постановления апелляции и кассации в части взыскания компенсации – дело отправилось на третий круг рассмотрения. "Верховный суд идет дальше в формировании правовых позиций относительно пределов свободного использования фотографий в целях цитирования", – замечает Павел Садовский. Однако пока неясно, готовы ли сами участники спора на очередное рассмотрение дела судом. Не исключено, что вопрос будет урегулирован в рамках мирового соглашения.

Похожие споры

Спор с "БИЗНЕС Online" по иску Варламова – не первое подобное разбирательство. Помимо уже упомянутого дела "Архи.ру", в котором как раз рассматривался вопрос о возможности цитирования фотографий, в недавней практике известны случаи рассмотрения вопросов о возможности цитирования таких объектов авторского права, как аудиовизуальные произведения и объекты дизайна.

ПОЛУЧИТЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И АВТОРСКИХ ПРАВ В СОВРЕМЕННОМ ФОРМАТЕ ОНЛАЙН-КУРСА ОТ "ПРАВО.RU" "АВТОРСКОЕ ПРАВО: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ"

В споре по иску издательства "Просвещение" к издательству "Экзамен" о нарушении прав на дизайны обложек учебников (дело № А40-105558/2017) ответчик также ссылался на цитирование как на случай свободного использования произведений в порядке ст. 1274 ГК, напоминает Екатерина Тиллинг, представлявшая "Просвещение". Суды первой и апелляционной инстанций (от кассационной жалобы ответчик отказался) применили подход ВС о соблюдении всех четырех условий для установления цитирования. Они также указали, что цитирование предполагает использование произведения в неизмененном виде, тогда как в деле имела место переработка оригиналов. Аргументом послужило и то, что "Экзамен" использовал оригинальные обложки "Просвещения" в коммерческих целях, так как учебники поступили в продажу. В итоге суд признал правоту заявителя. Ответчику запретили использовать спорные обложки. Его обязали изъять из оборота и уничтожить контрафактные учебники, удалить из сети предложения об их продаже. Компенсация истцу составила 63,4 млн руб.

Суд: Тамбовский районный суд Тамбовской области

При исследовании доказательств, подтверждающих авторство спорного фотоизображения суд установил:

  • Во всех современных цифровых фотоаппаратах существует встроенная система конвертации файлов RAW в файлы формата JPG.
  • При конвертации сам файл RAW никак не изменяется, а служит исходным материалом для создания файла JPG, пригодного для визуализации и печати. То есть конвертация файлов RAW в данном фотоаппарате происходит встроенным в камеру штатным конвертером, генерирующим "на лету" снимки форматов JPG. В данном случае исходные файлы RAW не сохраняются на карте памяти фотоаппарата, поскольку занимают дополнительный объём.
  • Согласно устному объяснению автора , для сохранения большего объема на карте памяти фотоаппарата функция сохранения файлов формата RAW была им отключена.
  • При отключении функции сохранения файлов в формате RAW подтвердить оригинальность снимка возможно представлением фотографии более высокого качества, что и было сделано Истцом.
  • При этом, фотографии в формате RAW не могут являться единственным и определяющим доказательством наличия права на спорную фотографию, ни одно доказательство не является определяющим, рассматриваются и все другие доказательства по делу в их общей совокупности

Поскольку материалами дела подтверждены факты нарушения ответчиком исключительных прав истца на произведение (фотографию), то в данном случае указанное право подлежит защите избранным истцом путем - взысканием компенсации.

Суд: Серовский районный суд Свердловской области

Суд установил, что в публикации на сайте, администрируемом Ответчиком была размещена фотография автором которой является Истец. При размещении спорной фотографии на ней была удалена информация об авторском праве.

Данная фотография была создана истцом в период исполнения служебных обязанностей по трудовому договору.

Суд посчитал, что справедливый размер денежной компенсации за удаление информации об авторе фотографии с учетом обстоятельств дела, характера и тяжести нарушения прав истца составляет 5 000 рублей.

Таким образом, спорная фотография, исключительное право на которую принадлежит истцу, была размещены с нарушением требований статьи 1274 ГК РФ, что подтверждается протоколом осмотра сайта. Кроме того, спорная фотография использована на сайте ответчика, как сопровождение новостной ленты. Доказательств того, что использованные фотографические произведения отражают сведения, увиденные и услышанные в ходе событий, о которых сообщается в новостной статье, ответчиком не представлено.

Факт размещения спорного изображения на вышеуказанном сайте ответчиком не оспаривается. Однако Ответчик полагает, что им соблюдено требование об указании имени автора и источника заимствования в связи с чем факт нарушения отсутствует.

Суд отклонил указанный довод Ответчика, поскольку на электронном носителе, представленном ответчиком, содержится запись просмотра страницы от 12 мая 2021 года (т.е. после принятия иска к производству), однако, ответчиком не доказано, что на момент фиксации истцом нарушения (23 октября 2020 года) требования статьи 1274 ГК ответчиком были соблюдены

Довод ответчика о том, что спорное изображение находится в месте, открытом для свободного посещения, в связи с чем ответчик считает, что у него были все основания полагать, что используемая фотография была обнародована правомерно,
судом отклонен.

Закон не ограничивает правообладателя в доказывании авторства в отношении произведения. В данном деле авторство на фотографию было подтверждено следующим:

  • фототаблицей с приложением файла изображения в высоком разрешении;
  • сведениями метаданных EXIF;
  • распечаткой (скриншотом) публикации в блоге (сайте) автора

В целях лицензирования, поиска нарушений и защиты авторских прав, автор вправе передавать права на фотографии в доверительное управление. В настоящем деле автор передал свои права в управление Федерального агентства по защите прав фотографов "ПЕЙЗАЖ".

В ходе мониторинга сети Интернет ООО ФАПФ "ПЕЙЗАЖ" стало известно о нарушении ответчиком исключительного права путем незаконного воспроизведения и доведения до всеобщего сведения указанного фотоизображения на сайте.

Лицо, являющееся фактическим владельцем сайта, несёт ответственность за нарушение исключительных прав в сети Интернет наравне с администратором доменного имени. Ответчик является лицом, фактически использующим сайт, где допущено нарушение, что подтверждается информацией, размещенной на сайте Ответчика.

Компенсация, заявленная Истцом с учетом способа использования и характера нарушения составила 110 000 рублей.

Оценив все представленные сторонами доказательства и фактические обстоятельства дела о нарушении исключительных прав на фотографию, суд решил удовлетворить требования Истца в полном объеме.

Разрешение на использование спорной фотографии ответчик не получал. В связи с чем использование чужого результата интеллектуальной деятельности, даже если на нем отсутствовала информация об авторском праве, является незаконным.

Ответчиком не доказано, что им были предприняты все необходимые меры и проявлена разумная осмотрительность с тем, чтобы избежать незаконного использования права, принадлежащего другому лицу – автору, правообладателю.

Кроме этого, на фотографии, опубликованной на странице ответчика, отсутствует указание, кто является автором размещенного в публикации фотографического произведения, а также не указан источник цитирования.

При этом, ответчиком не представлено пояснений и доказательств, свидетельствующих о заимствовании спорного фотоизображения из источника, в котором оно было размещено без указания автора.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ответчик при использовании на своем сайте спорного фотографического изображения, также совершил действия по удалению информации об авторском праве, которая имеется в открытом доступе в сети интернет.

Статьей 1274 РФ установлены требования к правомерности цитирования произведений. Данные требования закона Ответчиком выполнены не были, а именно, при использовании не было указано имя автора (правообладатель), а указанные источники заимствования не являются сетевыми адресами правообладателя, что зафиксировано в Протоколе осмотра доказательств.

Из протокола осмотра сайта следует, что спорная фотография использована на сайте ответчика, как сопровождение ленты новостей. Использованное Ответчиком фотографические произведения не отражают сведения, увиденные и услышанные в ходе событий, о которых сообщается в его новостных статьях.

Поскольку при публикации спорных фотографий ответчик не указал имени автора (правообладателя) и источник заимствования (адрес интернет-сайта правообладателя), а также с учетом того, что в силу п. 13 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом ВС РФ 23.09.2015, в соответствии с которой сеть Интернет не является местом, открытым для свободного посещения по смыслу ст. 1276 ГК РФ, то иллюстрировать (цитировать) содержащиеся на сайте Ответчика новостные статьи с фотографиями Истца можно лишь на общих основаниях, предполагающих получение разрешения правообладателя и выплату ему вознаграждения.

В связи с неправомерным использованием фотографии в тот же день в адрес ответчика была направлена претензия, в которой предлагалось удалить спорную фотографию . Однако, претензия была оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения.

В результате последовательные действия Истца по повторной фиксации нарушения после направления претензии, подтвердившие отсутствие реакции Ответчика на предъявленные к нему требования, позволили суду с учетом существа и обстоятельств нарушения, прийти к выводу о необходимости взыскания компенсации за нарушения прав на 1 фото в заявленном истцом размере 30 тысяч рублей и удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Истец вправе нотариально не заверять доказательства в интернет, а использовать сервис автофиксации "Вебджастис"

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы истца, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене на основании пунктов 3,4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса .

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда с Ответчика взыскана компенсацию в заявленном истцом размере.

Ответчиком по иску о защите исключительных прав является владелец сайта, даже если он не является администратором домена

В обоснование исключительного права на фотографическое произведение и его использование ответчиком истец представил в материалы дела копии трудового договора с приложением и дополнительного соглашения к нему, CD-диск (запись автоматизированного осмотра сайта, скриншоты с сайта ответчика и сайта истца, оригинал фотографии), копию протокола N 1565159128404 автоматизированного осмотра информации в сети интернет

С учетом представленных доказательств арбитражный суд сделал вывод о том, что факт использования ответчиком фотографического произведения подтвержден материалами дела и им не оспорен.

Отказывая Ответчику в удовлетворении кассационной жалобы Суд по интеллектуальным правам в своем Постановлении от 20.02.2020 года указал следующее:

Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, отклонив доводы ответчика о необходимости документального оформления передачи служебного произведения от автора к работодателю и о недоказанности принадлежности истцу исключительного права на спорное произведение.

Необходимость исследования иных доказательств может возникнуть в случае, если авторство лица на произведение оспаривается путем представления соответствующих доказательств.

При этом отсутствует исчерпывающий перечень доказательств авторства. Например, об авторстве конкретного лица на фотографию может свидетельствовать в числе прочего представление этим лицом необработанной фотографии.

Правообладателем, получившим исключительное право на основании договора об отчуждении исключительного права, считается лицо, указанное в представленном в суд договоре.

Необходимость исследования обстоятельств возникновения авторского права и перехода этого права к правопредшественнику истца отсутствует, если право истца не оспаривается при представлении ответчиком соответствующих доказательств (пункт 110 постановления от 23.04.2019 № 10).

Факты принадлежности сайта ответчику и размещения на нем спорной фотографии материалами дела подтверждены и ответчиком по существу не оспариваются:

Таким образом, подтверждается факт нарушения ответчиком исключительных прав истца, как правообладателя произведения, в связи с чем истец имеет право на получение компенсации в соответствии со статьей 1301 ГК РФ.

17-й арбитражный апелляционный суд​: видеозапись и протокол осмотра нарушений, позволяют установить дату их совершения, точный адрес и содержание осматриваемого материала.

Оставляя в силе Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 сентября 2019г., Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в своем постановлении указал:

Обстоятельства действительного использования ответчиком принадлежащего истцу фотографического произведения путем его опубликования в режиме всеобщего доступа на администрируемом сайте подтверждены видеозаписью процесса осмотра сайта *.info, а также протоколом автоматизированного осмотра информации в сети интернет.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные истцом доказательства (видеозапись, протокол, скриншоты), суд апелляционной инстанции оснований для сомнений в их относимости, допустимости и достоверности не усматривает.

Для признания аудио- или видеозаписи допустимым доказательством согласия на проведение аудиозаписи или видеосъемки того лица, в отношении которого они производятся, не требуется.

АС Санкт-Петербурга и Ленобласти подтвердил правомерность применения WEBJUSTICE для фиксации доказательств

Решением Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области установлено следующее:

Действующее законодательство не содержит требований об обязательном нотариальном удостоверении доказательств, в частности фиксирующих соответствующие правонарушения в сети Интернет, а потому доводы ответчика о недоказанности истцом факта правонарушения на его стороне со ссылкой на отсутствие в деле нотариально заверенного протокола осмотра спорного сайте также отклоняются судом как несостоятельные.

СИП РФ 20.12.2019: протоколы "ВЕБДЖАСТИС" являются допустимыми доказательствами наличия события правонарушения

Доказательствами нарушения администрацией исключительного права истца на фотографию были признаны следующие документы:

Суд по интеллектуальным правам отказывая Ответчику в удовлетворении кассационной жалобы, указал, что требование подтверждения факта нарушения исключительных прав конкретным видом доказательств в законе отсутствует.

В абзаце втором пункта 55 Постановления Пленума № 10 разъяснено, что допустимыми доказательствами являются, в том числе сделанные и заверенные лицами, участвующими в деле, распечатки материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети (скриншот), с указанием адреса интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точного времени ее получения. Такие распечатки подлежат оценке судом при рассмотрении дела наравне с прочими доказательствами (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, суды нижестоящих инстанций правомерно приняли во внимание представленные истцом письменные документы в качестве доказательств наличия события правонарушения.

СИП подтвердил, что правообладатели могут использовать сервис фиксации доказательств вместо нотариуса

Оставляя в силе решение Седьмого арбитражного апелляционного суда, Суд по интеллектуальным правам отметил следующее:

Ссылка ответчика на то, что протокол №1531200885 автоматизированного осмотра информации в сети интернет, с помощью которого была закреплена информация, находившаяся на веб-сайте ответчика, является недопустимым доказательством размещения спорной фотографии на сайте ответчика, не может быть принята во внимание судебной коллегией.

Благодаря практике, создаваемой СИПом, региональные арбитражные суды начинают принимать LegalTech технологии как неотъемлемую часть юридического мира

Истец обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к ГУ МЧС по Республике Бурятия о взыскании компенсации за неправомерное использование объектов авторского права и нарушение исключительных прав правообладателя в сумме 60 000 рублей.

Отклоняя доводы Ответчика, арбитражный суд отметил, что интернет сайт, принадлежащий ответчику, является открытым местом для общего посещения, кроме того, законодательством не предусмотрен особый порядок фиксации факта нарушения исключительных прав правообладателя и обязательное требование заверения доказательств именно нотариальным способом.

Судом доказательства оцениваются в совокупности, каждое доказательство подлежит оценке с другими доказательствами.

На основании вышеизложенного, видеозапись и скриншоты страниц Интернет-сайтов отвечают признакам относимости, допустимости и достоверности доказательств.

Факт использования ответчиком спорного фотографического произведения в рамках настоящего дела суд признал доказанным.

Таким образом, со стороны ответчика были нарушены исключительные права Истца, являющегося правообладателем фотографического произведения. Ответчик без разрешения правообладателя воспроизвел и довел до всеобщего сведения указанное фотографическое произведение, тем самым нарушил исключительные авторские права истца.

При этом Арбитражный суд обратил внимание на следующее:

Доказательства, свидетельствующие о неправомерном использовании ответчиком спорной фотографии собраны истцом самостоятельно в рамках действующего федерального законодательства Российской Федерации и закреплены с помощью технических средств и бесплатного лицензионного программного обеспечения, в связи с чем, довод ответчика о том, что протокол осмотра интернет-сайта созданный работником истца не является надлежащим доказательством отклоняется судом.

Арбитражный суд не согласился с доводами Ответчика о том, что протоколы автоматизированного осмотра доказательств в сети Интернет, представленные истцом, подлежат обязательному нотариальному заверению и без такового не являются допустимым доказательством.

В мотивировочной части решения арбитражный суд сослался на разъяснения, содержащиеся в п.55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о защите нарушенных интеллектуальных прав, указав, что законом не установлен перечень допустимых доказательств, на основании которых устанавливается факт нарушения (статья 55 ГПК РФ, статья 64 АПК РФ). Поэтому при разрешении вопроса о том, имел ли место такой факт, суд в силу статей 55 и 60 ГПК РФ, статей 64 и 68 АПК РФ вправе принять любые средства доказывания, предусмотренные процессуальным законодательством, в том числе полученные с использованием информационнотелекоммуникационных сетей, в частности сети "Интернет".

Допустимыми доказательствами являются в том числе сделанные и заверенные лицами, участвующими в деле, распечатки материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети (скриншот), с указанием адреса интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точного времени ее получения. Такие распечатки подлежат оценке судом при рассмотрении дела наравне с прочими доказательствами (статья 67 ГПК РФ, статья 71 АПК РФ).

Таким образом, исходя из представленных в материалы дела письменных доказательств, арбитражный суд пришел к выводу о доказанности истцом факта размещения ответчиком спорных фотографических произведений в сети Интернет.

Обстоятельство нарушения прав на фотографические произведения установлено при проведении мониторинга сети Интернет на предмет соблюдения авторских прав компании, что подтверждается протоколом № 1541065738 автоматизированного осмотра информации в сети интернет с приложениями и протоколом №1547114206 автоматизированного осмотра информации в сети интернет с приложениями . Данные доказательства были приняты судом и иск был удовлетворен.

Бывает, предпринимателю нужны фотографии для сайта, листовок или чтобы напечатать на сувенирах. Он втихаря скачивает картинки из интернета, использует для рекламы, а спустя несколько месяцев получает повестку в суд. Фотографии охраняются авторским правом. Те, кто использует их без разрешения, рискуют попасть на штрафы в десятки, а иногда сотни тысяч рублей.

Рассказываем, что такое авторское право, как его не нарушить и где взять фотографию для бизнеса.

Что такое авторское право

Труд фотографов, художников, музыкантов, писателей и других создателей охраняется авторским правом. Оно начинает работать, когда создатель впервые показал публике свое произведение: опубликовал работу в интернете или поучаствовал в выставке. С этого момента создатель официально становится автором — никто не может использовать его произведение без спроса (ст. 1257 ГК РФ).

Где законно взять фотографию для бизнеса

Найти в Гугле фото с лицензией на свободное использование. Поисковик позволяет найти фото с разными типами лицензий: на использование, на использование и изменение, на использование в некоммерческих целях. Для бизнеса подходят фото с лицензией на использование и на использование и изменение.

Поиск картинки в гугл

Чтобы найти нужную картинку,

Правила использования рядом с фото

Проверьте, действительно ли ее можно использовать для бизнеса бесплатно — ищите правила использования рядом с фото

Поиск картинки в гугл

Чтобы найти нужную картинку,

Правила использования рядом с фото

Проверьте, действительно ли ее можно использовать для бизнеса бесплатно — ищите правила использования рядом с фото

Использовать фотографии общественного достояния. Фотографии, автор которых умер минимум 70 лет назад, можно использовать бесплатно и без разрешения (ст. 1282 ГК РФ). Найти такие изображения можно в старых книгах, журналах и газетах. Главное — указать имя автора и не фотошопить.

Договориться с фотографом использовать фотографию бесплатно. Часто фотографы, особенно начинающие, не против, чтобы их снимки публиковали со ссылкой на автора. Им — реклама, вам — решение проблемы. Попробуйте договориться с автором на словах. Но учтите: в этом случае у предпринимателя нет юридических гарантий. Если фотограф вдруг подаст в суд, он наверняка выиграет дело.

Заказать или купить готовую фотографию. Чтобы избежать проблем, заключите с фотографом договор. Если хотите:

  • заказать съёмку фотографу, заключите договор авторского заказа;
  • купить готовую фотографию только для публикации, заключите договор о купле-продаже;
  • купить готовую фотографию для публикации, редактирования и продажи, чтобы фотограф больше никому не смог её продать, заключите договор о передаче исключительных прав.

Сфотографировать самостоятельно. Это бесплатно и безопасно. Но если вы снимаете скульптуру или памятник, узнайте годы жизни автора. Если не прошло 70 лет после смерти автора, произведение еще не стало общественным достоянием. Использовать такие фотографии для бизнеса без разрешения автора нельзя.

Если сомневаетесь, узнайте в местной администрации, охраняется ли памятник авторским правом. За это отвечают отделы по архитектуре, культуре или туризму — в разных городах по-разному. Если произведение защищено авторским правом, договоритесь со скульптором или архитектором: на словах или заключите с ним договор.

Что нельзя делать с фотографией

Если предприниматель возьмёт фото без разрешения, опубликует без имени автора или отредактирует, автор может подать на бизнесмена в суд (ст. 1255 ГК РФ).

Брать фото без разрешения. Прежде чем использовать чужую фотографию, договоритесь с автором. Автор имеет исключительное право на своё произведение (ст. 1270 ГК РФ). Это значит, что он распоряжается им как захочет: публикует, корректирует и разрешает другим использовать его за деньги или бесплатно.

Автор может передать исключительное право другому человеку, индивидуальному предпринимателю или организации — правообладателю (ст. 1285 ГК РФ). Тогда произведением будет распоряжаться правообладатель. Чтобы использовать фотографию, придётся договариваться с ним.

Исключительное право на произведение действует, пока автор жив, и еще 70 лет после его смерти. Если автор работал или воевал во время Великой Отечественной войны — 74 года после смерти. Если автора репрессировали, а после смерти реабилитировали — 70 лет после реабилитации. После смерти автора исключительным правом пользуются его законные наследники — договариваться нужно с ними (ст. 1281 ГК РФ).

Авторское право охраняет все произведения искусства и их изображения. Если вы собираетесь заработать на фотографиях известного памятника, заключите договор об использовании произведения со скульптором. Иначе вы нарушаете авторское право — скульптор может подать на вас в суд и наверняка выиграет дело.

История с магнитиками

Скульптор подал в суд на продавщицу сувенирки. Суд признал, что предпринимательница нарушила авторское право и обязал ее выплатить скульптору 40 000 ₽ компенсации.

Умалчивать имя автора. Если вы купили фотографию или получили её бесплатно, всегда указывайте имя автора (ст. 1265 ГК РФ).

Создатель имеет право быть автором своего произведения и подписывать его своим именем. Эти права бессрочные, их нельзя передать или продать. Даже если автор передал исключительное право на своё произведение или оно стало общественным достоянием, право авторства сохраняется.

Фотография на туристическом сайте с указанием автора

Фотография на туристическом сайте с указанием автора

Фотография на туристическом сайте с указанием автора

Фотография на туристическом сайте с указанием автора

Изменять фотографию. Нельзя отзеркалить фотографию, дорисовать что-то в Фотошопе без ведома автора и использовать для бизнеса как новое фото. Автор имеет право на неприкосновенность своего произведения (ст. 1266 ГК РФ). Фотограф может подать в суд на предпринимателя за то, что тот без разрешения отредактировал изображение и зарабатывает на нём. Скорее всего, придётся выплатить автору компенсацию — несколько тысяч или десятков тысяч рублей.

Право на изменение авторской фотографии

Да — использовать фотографию без изменений, автор Эллина Балиоз

Можно ли изменять автроское фото

Нет — изменить фотографию и использовать как новое изображение

Право на изменение авторской фотографии

Да — использовать фотографию без изменений, автор Эллина Балиоз

Можно ли изменять автроское фото

Нет — изменить фотографию и использовать как новое изображение

История с Путиным

Автор фотографии — журналист местной газеты — подал на предпринимателя в суд. Он сфотографировал Путина во время служебной командировки по заданию редакции местной газеты. Суд обязал бизнесмена выплатить журналисту 50 000 ₽ компенсации.

Что будет, если незаконно использовать фотографию

Суд учтет десяток факторов: как долго предприниматель использует фото, сколько денег успел заработать, впервые нарушает авторское право или нет.

Автор может потребовать компенсацию (ст. 1301 ГК РФ):

  • от 10 000 ₽ до 5 000 000 ₽;
  • в два раза больше, чем стоит право использовать фотографию.

Предприниматели, о которых мы рассказали, заплатили авторам произведений 40 000 ₽ и 50 000 ₽ компенсации и возместили им расходы на суд.

Если бизнесмен намеренно нарушит авторские права несколько раз, его бизнес могут закрыть по решению суда (ст. 1253 ГК РФ).

Памятка: как законно использовать фотографии

Шесть способов получить фотографию для бизнеса:

  • найти в Гугле фото с лицензией на свободное использование;
  • использовать фотографии общественного достояния;
  • скачать на фотостоках в интернете;
  • договориться с фотографом использовать фотографию бесплатно;
  • заказать или купить готовую фотографию у фотографа;
  • сфотографировать самостоятельно.

Не нарушайте авторские права. Если используете чужую фотографию, договоритесь с автором — на словах или заключите договор, указывайте имя автора и не редактируйте изображение без разрешения.

Чтобы использовать фотографии памятников, заключите договор со скульптором. Чтобы использовать изображения музейных предметов — спросите разрешения у музея.

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

6) публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях;

7) запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.

2. Создание экземпляров правомерно обнародованных произведений в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами) (специальных форматах), а также воспроизведение и распространение таких экземпляров без цели извлечения прибыли допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Библиотеки могут предоставлять слепым и слабовидящим экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети. Перечень специальных форматов, а также перечень библиотек, предоставляющих доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в специальных форматах, и порядок предоставления такого доступа определяются Правительством Российской Федерации.

Не допускается любое дальнейшее воспроизведение или доведение до всеобщего сведения в ином формате экземпляра произведения, предназначенного исключительно для использования слепыми и слабовидящими.

Положения настоящего пункта не применяются в отношении произведений, созданных в целях использования в специальных форматах, а также в отношении фонограмм, состоящих в основном из музыкальных произведений.

3. Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения тифлокомментирование, снабжение произведения сурдопереводом в целях облегчения восприятия произведения лицами с ограниченными физическими возможностями.

4. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

Комментарий к ст. 1274 ГК РФ

1. Во всех случаях, приведенных в ст. 1274, обязательно указание имени автора и источника заимствования (т.е. должна быть указана работа, из которой взята цитата). Это не обязательно должно быть исходное произведение; не запрещается цитировать по иным работам, поскольку часто это просто неизбежно (например, если исходное произведение погибло или труднодоступно). Несоблюдение данного условия будет означать как нарушение личных неимущественных прав автора, так и одновременно - исключительного права на произведение.

Способ указания источника заимствования должен позволять однозначно установить его.

2. Указанные в комментируемой статье условия, касающиеся целей и объема разрешенного использования, характера произведения и т.д., применяются, пока действует исключительное право на произведение. После перехода произведения в общественное достояние их можно не соблюдать. Однако и в этом случае действует охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения.

3. Во всех случаях, указанных в ст. 1274, разрешается не только воспроизведение, прямо указанное в соответствующем пункте, но и последующее распространение изготовленных экземпляров произведения.

Цитирование - разрешенный случай воспроизведения, допускаемый при выполнении указанных в законе условий. Если эти условия не выполнены, то налицо воспроизведение, осуществленное с нарушением исключительного права на произведение.

Цитирование является разрешенным только при его осуществлении в указанных в комментируемой статье целях. С 01.10.2014 список этих целей вырос: сюда были добавлены учебные цели и цели раскрытия художественного замысла автора.

Цитировать произведение до его обнародования нельзя. Интересно заметить, что в отношении авторефератов диссертаций цитирование на практике признается допустимым, несмотря на слова "на правах рукописи", помещаемые на автореферат. Это связано с тем, что подобное указание является скорее данью традиции, в действительности же рассылка автореферата по вузам и библиотекам позволяет рассматривать его как обнародованное произведение. При этом обнародование должно быть произведено правомерно, т.е. с согласия автора.

Объем цитирования должен быть оправдан его целью. Критический разбор стихотворения может предполагать его полное повторение, в научной работе для точной передачи мысли оппонента может потребоваться большая цитата и т.д. Учитываться должны и размер цитируемого произведения, и то произведение, в котором используется цитата.

Цитирование может относиться ко всем видам произведений. Хотя наиболее распространены цитаты письменных произведений, иногда встречается и цитирование произведений живописи, музыкальных произведений.

При указании в рассматриваемой статье обзоров печати имеется в виду не случай изложения существа произведения, а включение в обзор фрагментов соответствующих статей. Обзор печати нередко состоит преимущественно из фрагментов чужих произведений. Чтобы предупредить возможные споры, и введено данное уточнение.

4. Учебная цель второй формы использования произведения, указанной в ст. 1274, предопределяет и условия использования:

основная работа также должна носить учебный характер. При этом ее форма никак не ограничивается - это может быть и книга, и учебный фильм, и радио- или телепередача и т.д., посвященная любой области человеческой деятельности;

используемое произведение должно применяться в качестве иллюстрации, т.е. материала, поясняющего какие-то положения, раскрытые в учебной работе, или являющегося примером и т.д.;

объем использования произведения ограничивается именно его вовлеченностью в учебный процесс.

5. Использование статей в информационных целях должно осуществляться с соблюдением следующих условий:

Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющие постоянное наименование (название), текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год (ст. 2 Закона о СМИ).

перечень произведений ограничен статьями, поэтому сюда не будут относиться, например, повесть, публикуемая в журнале, фоторепортаж. Иллюстрации, графики, схемы могут использоваться в случае, если они являются составной частью статьи, а не добавлены в качестве "иллюстрации на тему";

тематика используемых статей ограничена - только статьи по экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам;

основной темой статьи должны быть текущие вопросы, т.е. связанные с происходящими событиями, процессами и т.д. Поэтому публикация архивного материала, пусть даже и по той же теме, в рамках данного ограничения исключительного права является неправомерной;

такое использование не должно быть запрещено правообладателем. Запрещение может быть выражено как непосредственно в статье, так и в отношении номера журнала или даже средства массовой информации, ресурса в Интернете и т.д. Исходя из сложившейся практики в последнем случае в запрете должно быть ясно выражено, что он касается не только совокупности статей, опубликованных в данном номере журнала в целом, но и каждой статьи отдельно.

Подобное использование предполагает использование статьи полностью. Использование фрагментов статьи возможно в рамках правил цитирования произведения.

6. Близок к рассмотренному и случай свободного использования публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений. Обязательно соблюдение требования публичности произнесения речи: если речь произнесена в частном кругу, на закрытом мероприятии и т.д., ее воспроизведение допустимо только с согласия правообладателя.

Любые речи, обращения, интервью и т.п., не имеющие политического характера, не будут подпадать под данный случай свободного использования произведений.

Подпункт 4 п. 1 не допускает свободного использования произведения полностью для всех случаев - объем использования определяется информационными целями.

7. Подпункт 5 п. 1 ст. 1274 разрешает включать в состав репортажа, посвященного определенному событию, целиком или частично произведения, которые можно увидеть или услышать в ходе этого события. Например, в репортаже с фестиваля зрители услышат фрагменты исполнявшихся музыкальных произведений и т.д., в репортаже об открытии выставки - увидят какие-то из картин, представленных на ней.

Репортаж должен быть посвящен событию, происходящему в настоящее время. Рассказ о событиях прошлого (пусть и недавнего) не может рассматриваться как обзор текущих событий.

В отличие от ст. 1276 ГК, здесь нет запрета делать соответствующее произведение основным объектом использования. В репортаже о выставке можно уделить определенное внимание представленным там экспонатам, а не показывать лишь общий план выставки, однако при этом основной темой репортажа все же остается выставка, а не экспонаты. Показ таких экспонатов должен быть в каждом случае оправдан информационными целями.

8. В подпункте 6 п. 1 ст. 1274 предусматривается специальное исключение для сотрудников и лиц, обслуживаемых или содержащихся в определенных организациях, выполняющих общественно значимые функции.

К таким организациям относятся:

- образовательные организации (независимо от типа и принадлежности);

- медицинские организации (в том числе частные);

- учреждения социального обслуживания;

- учреждения уголовно-исполнительной системы.

Данное ограничение касается только одной формы использования - исполнения произведений, причем ни воспроизведение, ни распространение здесь не указаны, следовательно, запись произведенного исполнения произведения не является разрешенной (если она не подпадает под другие прямо разрешенные случаи).

Исполнение разрешается, только если оно осуществляется самими сотрудниками и обслуживаемыми лицами/содержащимися лицами, поэтому привлечение внешних исполнителей в рамках данного исключения невозможно.

10. Особые правила предусмотрены для произведений, предназначенных для слепых и слабовидящих лиц. Создание экземпляров произведений для слепых и его последующее воспроизведение разрешается, если речь идет именно о специальных способах (например, об использовании рельефно-точечного шрифта) или специальных форматах (ограничивающих возможности использования экземпляра); сюда не должно включаться воспроизведение аудиокниг. Распространение экземпляров произведений будет подпадать под это исключение, только если экземпляр произведения отвечает указанным требованиям.

При этом необходимо соблюдать три условия: эти действия должны осуществляться без извлечения прибыли (цена, по которой будут распространяться изготовленные экземпляры, может лишь покрывать расходы на их изготовление и распространение или быть ниже); не должны также свободно использоваться произведения, специально созданные для воспроизведения специальными способами для слепых; должны быть указаны имя автора и источник заимствования.

Кроме того, если произведение было создано в целях использования в специальных форматах (например, специальный учебник для слабовидящих), то данное исключение в отношении него не применяется. В связи с этим, до того как воспользоваться данным исключением, нужно проверить, в каких целях произведение изначально создавалось.

Если фонограмма в основном состоит из музыкальных произведений, то на него рассматриваемое ограничение не распространяется. В таком случае утрачивается специальное предназначение экземпляра произведения, поскольку для восприятия музыкального произведения не слепыми и слабовидящими лицами не требуется применение специальных способов или форматов.

11. Дополнительные средства облегчения восприятия произведения лицами с ограниченными физическими возможностями - это тифлокомментирование и сурдоперевод.

Тифлокомментирование - это краткое описание объекта, действия, пространства, призванное дать лицу представление о происходящем. Сурдоперевод - перевод на жестовый язык выражений на каком-либо национальном языке или наоборот.

В данном случае речь идет не о специальном случае разрешения использования произведения, а лишь об особенностях использования, предполагающего внесение в произведение несогласованных с автором изменений. При этом следует иметь в виду, что тифлокомментарий может сопровождать не только, например, аудиовизуальное произведение, но и статичное изображение (картину, фотографию и т.д.). В то же время данное исключение само по себе не разрешает использование произведения - оно должно осуществляться на общих основаниях.

Сопровождение произведения тифлокомментарием и сурдопереводом должно всегда иметь определенную цель - облегчение восприятия произведения лицами с ограниченными физическими возможностями. Поэтому осуществление указанных действий в иных целях (например, в качестве художественной акции) не будет охватываться данным исключением. В то же время указание этой цели означает, что сурдоперевод должен осуществляться на общепринятый жестовый язык, а не на иную систему жестов, предложенную данным лицом, в противном случае данная цель будет невыполнима.

12. Гражданский кодекс разрешает создавать и использовать пародии и карикатуры на другие произведения без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Имеется в виду случай переработки произведения, когда создается особый его вариант, показывающий произведение в комичном виде. Наличие в п. 4 ст. 1274 одновременно слов "создание" и "использование" позволяет ограничить как исключительное право на произведение, так и право на неприкосновенность. Автор оригинального произведения не может запрещать создание пародии на том основании, что меняется текст произведения и, возможно, наносится определенный ущерб репутации этого лица.

Создание и использование пародии или карикатуры на чужое произведение требует соблюдения только одного условия: оригинальное произведение должно быть обнародовано с согласия автора. Ни объем использования, ни вид пародии законом не ограничиваются. В то же время пародия не должна носить характер оскорбления.

Отв. ред. Л.А. Трахтенгерц "КОММЕНТАРИЙ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ) (ПОСТАТЕЙНЫЙ) В 2 Т. Т. 1 И 2"

Горленко С.А., Калятин В.О., Кирий Л.Л., Козырь О.М., Корчагин А.Д., Орлова В.В., Павлова Е.А., Синельникова В.Н., Степанов П.В., Трахтенгерц Л.А., Шилохвост О.Ю., 2016. Издательство "Инфра-М"

Читайте также: