Назовите элементы духовной культуры 1 здания 2 нормы морали нормы права 1 орудия труда

Обновлено: 18.05.2024

Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.
Диффузия культуры- специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Материальная культура- совокупность принимаемых личностью ценностей.
Духовная культура- вид культуры, представленный материальными предметами в виде различных технических сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и проч.
Язык- вид культуры, включающий в себя знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, устанавливаемые и усваиваемые людьми.
Ценностная ориентация- понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов.
Культура- одобряемые и разделяемые большинством общества убеждения относительно поставленных перед человеком целей и основных средств их достижения.
Народная культура- наиболее типичный способ существования культуры в современном обществе, сознательно ориентируемый на усредненный уровень развития потребителей культурных ценностей.
Массовая культура- коллективное творчество народа на основе преемственности и традиций.
Ценности- теоретически сформулированная система взглядов.
Культурное воспроизводство-совокупность проявлений народного творчества.
Субкультура- культура, рассчитанная на восприятие ограниченным кругом людей, обладающих особой художественной восприимчивостью.
Идеология- система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но связанная с ней.
Фольклор- культура, которая не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте.
Контркультура- взаимное проникновение элементов культуры из одного общества в другое при их соприкосновении.
Элитарная культура-процесс эволюционного развития культуры, включающий ее преемственность, изменение и развитие.

Задание 2.Дополните недостающие понятия.
1.Выделяют два основных вида культуры:
………………;
духовная культура.
2.Основными элементами культуры являются:
……………….;
ценности.
……………….;
3.Различают ценности нескольких видов:
………………..;
ценности отдельных социальных общностей, классов, групп.
4.Выделяют несколько функций культуры:
регулятивная функция
………………..;
воспитательная функция;
………………..;
…………………
5.Различают несколько форм культуры:
……………….;
………………..;
массовая культура.
6.Образцами народной культуры являются:
сказки;
………………..;
………………..;
одежда;
…………………;
орудия труда и быта и т.д.
7.Фольклор принято делить на виды:
…………………;
комплекс музыкальных, игровых и хореографических видов творчества;
…………………

Задание 3.Исправьте ошибки в предложениях.

  1. Разделение культуры на материальную и духовную не соответствует двум основным видам производства: материальному и духовному.
  2. Массовая культура развивается как коллективное творчество народа на основе преемственности и традиции. Она представляет собой одновременно синтез материальных и духовных ценностей.
  3. Народная культура рассчитана на ее восприятие ограниченным кругом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью.
  4. Элитарная культура сознательно ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей ее произведений. Средствами ее распространения являются книги, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т.е. те объекты, которые могут многократно тиражироваться с помощью современных технических средств.
  5. Если представители контркультур, хотя своеобразно и не полностью, но все же воспринимают базисные ценности и нормы общества, то представители субкультур отказываются от этих ценностей и противопоставляют себя обществу.

Задание 4. Составьте схему, используя приведенные понятия.
Культура; элементы культуры; функции культуры; формы культуры; материальная культура; духовная культура; язык; ценности; нормы; регулятивная функция; образовательная функция; воспитательная функция; интегративная функция; ретранслирующая функция; народная культура; элитарная культура; массовая культура.

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Диффузия культуры — это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отно­шений людей к природе, между собой и к самим себе.

Духовная культура — это вид культуры, который представлен материальными предметами в виде сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихо­да и т.д.

Язык — это вид культуры, который включает в себя знания, верования, убеждения, ценности, идеологию, мораль, язык, за­коны, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми, характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Ценностная ориентация — это понятийный, знаково-символи- ческий элемент культуры, система коммуникации, осуществляе­мая с помощью звуков и символов.

Культура — одобряемые и разделяемые большинством обще­ства убеждения относительно поставленных перед человеком це­лей и основных средств их достижения.

Материальная культура — это совокупность принимаемых лич­ностью ценностей.

Ценности — это теоретически сформулированная система взгля­дов.

Субкультура — это совокупность проявлений народного твор­чества.

Идеология — это система ценностей, установок, способов по­ведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но свя­занная с ней.

Фольклор — это культура, которая не просто отличается от доми­нирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте.

Контркультура — это взаимное проникновение элементов куль­туры из одного общества в другое при их соприкосновении.

Культурное воспроизводство — это процесс эволюционного раз­вития культуры, включающий ее преемственность, изменениеиразвитие.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• Выделяют два основных вида культуры:

• Основными элементами культуры являются:

• Различают ценности нескольких видов:

ценности отдельных социальных общностей, классов, групп.

• Выделяют функции культуры:

• Различают формы культуры:

• Образцами народной культуры являются:

орудия труда и быта и т.д.

• Фольклор принято делить на виды:

комплекс музыкальных, игровых и хореографических видов творчества;

Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.

• Разделение культуры на материальную и духовную не соот­ветствует двум основным видам производства: материальному и духовному.

• Массовая культура развивается как коллективное творчество народа на основе преемственности и традиции. Она представляет собой одновременно синтез материальных и духовных ценностей.

• Народная культура рассчитана на ее восприятие ограничен­ным кругом людей, которые обладают особой художественной иосприимчивостью.

• Элитарная культура сознательно ориентирует распространяе­мые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей сс произведений; средствами ее распространения являются кни- ш, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т.е. гс объекты, которые могут многократно тиражироваться с по­мощью современных технических средств.

• Если представители контркультур хотя своеобразно и не пол­ностью, но все же воспринимают базисные ценности и нормы общества, то представители субкультур отказываются от этих цен­ностей и противопоставляют себя обществу.

Задание 4. Составьте схему, используя следующие понятия.




Мораль

Задание 1. Подберите под определения соответствующие им понятия.

. — это правила, основанные на представлениях людей о пред­принимательской деятельности.

. — это правила, установленные общественными организаци­ями.

. — это правила взаимоотношений в политической сфере.

. — это правила, которые,- передаваясь из поколения в поко­ление, вошли в привычку и стали необходимой жизненной по­требностью людей.

. — это правила взаимоотношений между членами семьи.

. — это правила при проведении каких-либо обрядов.

. — это правила, основанные на нормах религии.

. — это правила, установленные и охраняемые государством.

. — это правила, основанные на представлениях людей о доб­ре и зле, чести, долге, справедливости.

Задание 3. Прочитайте высказывания. Какой смысл вкладыва­ют авторы в понятие долга?

И.Гёте: «Долг — это любовь к тому, что сам приказываешь

Задание 4. Ниже приведены высказывания о различных мо­ральных качествах. Охарактеризуйте позицию каждого автора. Мож­но ли обойтись без указанных качеств? Как они влияют на отно­шения между людьми?

Задание 5. Одной из категорий морали является дружба. Это качество ценилось во все времена. Прочитайте высказывание. Как вы думаете, что такое дружба? Может ли человек жить без друзей? Кого вы можете назвать другом? Почему?

Наука

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Технические науки — это вид деятельности, целью которого является познание мира, получение новых знаний и рациональ­ное их осмысление.

Естественные науки — это науки, которые изучают человека, общество, взаимоотношения людей, социальных групп в различ­ных областях жизни общества.

Наука — это науки, которые исследуют явления материально­го мира.

Гуманитарные науки — это науки, которые непосредственно обслуживают практическую деятельность, создавая основу для совершенствования процесса производства.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• Наука отличается от обыденного познания тем, что она имеет:

особый объект изучения;

особые цели, обусловленные поиском истины.

• Наука выполняет ряд функций:

• Научную деятельность осуществляют:

• Ступенями послевузовского образования являются:

учеба в аспирантуре и защита диссертации на соискание уче­ной степени кандидата наук;

• В России присваиваются ученые звания:

• В настоящее время выделяют науки:

• К гуманитарным наукам относятся:

политология и т.д.

• В число естественных наук входят:

астрономия и др.

▪Нормы научной этики включают в себя:

бескорыстный поиск и отстаивание истины.

• Английский социолог науки Р. Мертон выделил ряд ценно­стей, на которых основаны нормы науки:

Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.

•Наука возникла исторически раньше других видов человечес­кой деятельности.

•В XX в. замедлился процесс дифференциации наук. Чем даль­ше развивается наука, тем меньше отраслевых наук выделяется из ранее единых научных дисциплин.

• Наука не связана с практической деятельностью, поэтому маловажными являются отношения науки в целом и ученого и частности с обществом.

• Вопрос о социальной ответственности ученого не играет су­щественной роли ни в одной из областей науки.

Задание 4. Заполните таблицу.

Наука Предмет изучения
Социология
Психология
Философия
Антропология
Социальная антропология
Социальная психология
Педагогика
Психоанализ
Экономика
Политология
Юриспруденция
Культурология
История

Задание 5. Прочитайте текст. Сделайте вывод о соотношении науки и морали.

О. Г.Дробницкий: «Уже достаточно было сказано о том, что мораль и наука — различные формы общественного сознания, име­ющие каждая свою логику и специфический способ осмысления социальной реальности человека и его практической деятельности.

Но у науки и морали есть нечто общее. Нам представляется, что аналогию между той или другой можно проводить только в одном отношении. Нравственность, как и научное мышление, есть определенный способ понимания человеком своего историческо­го бытия. Если это и не теоретическое знание, то, по крайней мере, определенное представление о действительности, выража­ющее своим особым языком ее объективные законы.

Сомнение в том, что мораль дает определенное знание дей­ствительности, появляется именно потому, что требования нрав­ственности часто выступают разительно отличными от того, что фактически имеет место. Ведь именно к этому сводится действи-

Задание 6. Прочитайте высказывания. Что такое наука? Почему она является наиболее важным из всех видов знания? В чем состо­ит значение науки?

Религия

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Культ — это способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее внутреннее состояние человека.

Религия — это система утвердившихся ритуалов, обрядов, ре­лигиозных специфических действий, догматов.

Вера — это совокупность взглядов, теорий, представлений, ре­лигиозных чувств, традиций, верований, отражающих отноше­ние верующих к сверхъестественным силам.

Секта — это широкое объединение, принадлежность к кото­рому определяется, как правило, не свободным выбором индиви­да, а традицией.

Прозелитизм — это оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям.

Шариат — это одна из ранних форм религии, суть которой — вера в сверхъестественное родство между человеческими группа­ми (родами), животным и растительным миром, иногда явления­ми природы и неодушевленными предметами.

Анимизм — это растение или животное, воспринимаемые как реальный предок, от которого магическим образом зависели жизнь и благополучие рода в целом и каждого его члена в отдель­ности.

Тотемизм — это действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, живот­ных или человека.

Тотем — это поклонение неодушевленным предметам, кото­рым приписываются сверхъестественные свойства; объектами по­клонения могут быть любые предметы естественного или ис­кусственного происхождения.

Магия — это вера в духовные сущности, заключенные в пред­метах или существующие отдельно от них.

Фетишизм — это обожествление сил природы.

Религиозное сознание — это стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания, горячая преданность вновь принятой вере и пропагандистская активность.

Язычество — это свод норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ритуалов, призванный охватить всю жизнь мусульманина от рождения до могилы.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• Общеобязательными элементами религии являются:

признание духовного надмирового Начала — Бога, являю­щегося причиной бытия всего существующего, в том числе и человека;

• В традиционных религиях выделяют две основные организации:

• В решении проблемы происхождения религии можно выде- пить два противоположных подхода:

• Ранними формами религии были:

• Мировыми религиями являются:

• Идеи Будды были сформулированы в виде четырех положе­ний:

причина страданий — желания, привязанности, страсти;

необходимо вести добродетельную жизнь.

• В буддистском вероучении существует идея о двух путях спа­сения:

• Разновидностями христианства являются:

• Протестантизм имеет ряд течений:

• Основными направлениями ислама являются:

Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях. • Материалистическая теория установила, что человек был со­творен Богом и изначально находился с ним в полном единении,

после грехопадения, совершенного первыми людьми Адамом и Евой, этот непосредственный контакт нарушился, стремление и действия человека по восстановлению единения, контакта с Бо«| гом и есть религия.

• Согласно богословско-теологическому подходу, первые ре­лигиозные нормы возникли в эпоху каменного века на относи­тельно высокой ступени развития первобытного общества, од­нако низкий уровень развития производительных сил в этот пе­риод обусловил постоянную зависимость людей от природы, та­ким образом, религиозные первобытные верования возникли м связи с практическим бессилием людей перед природой, их не­способностью найти реальные средства улучшения своего поло­жения.

• Основой ислама является учение о богочеловеке Иисусе Хри­сте, сыне Божьем, который сошел с неба на землю, принял стра­дание и смерть для искупления людей от первородного греха, вос­крес и вознесся на небо, в будущем произойдет второе прише­ствие Христа для суда над живыми и мертвыми.

• В буддизме наиболее последовательно проводится принцип монотеизма, чем в других мировых религиях, вера в единого бога Аллаха является основой этого вероучения. Аллах сотворил все сущее, он — высший, всемогущий, мудрый верховный су­дья.

• Согласно учению христианства, жизнь есть дар природы, а бесценным даром природы является сознание, поэтому жаль че­ловека, который из-за своего незнания тратит жизнь на преодо­ление трудностей и обстоятельств, им же созданных, на погоню за излишними материальными благами.

• В отличие от католицизма, который признает решения толь­ко первых семи Вселенских Соборов, православие продолжало раз­вивать свою догматику на последующих Соборах, поэтому основу его вероучения составляет не только Священное Писание, но и Священное Предание, которое образуют постановления 21-го Собора, а также официальные документы Римского папы.

Задание 4. Заполните таблицу.

Религия Основы вероучения
Православие
Католицизм
Протестантизм
Буддизм
Ислам

Задание 5. Прочитайте высказывания. Чем отличаются взгляды шпоров на религию? С чем вы согласны, а с чем нет? Почему? оп Р е "делений, которые дают авторы экономике как науке. Что в них общего? В чем состоит значение экономической науки? Какое меСТ0 она занимает среди других наук?

Р.Л.Хайлбронер: экономика «превратилась в царицу социальных наук. Это единственная отрасль социальной науки, по которой присуждается Нобелевская премия. Она удостоилась издания ФУ Н - даментального четырехтомного энциклопедического словаря* на ' считывающего 4 млн слов, через которые, как нить Ариадны, проходит мысль о том, что экономическая наука наконец вышла за узкие рамки ее прежнего царства — царства произвоД ства и распределения — и может теперь заявить свои права на обширную

Собственность

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Пользование — это форма присвоения экономических ресурсов и предметов потребления, а также отношения в этой сфере между субъектами экономической деятельности.

Объект собственности — это конкретный человек, объедине­ние людей, государство, в собственности которого находится объект собственности.

Собственность — это какая-либо вещь.

Субъект собственности — это возможность присвоения и от­чуждения средств производства и результатов производственной деятельности.

Форма собственности — это экономическое отношение между субъектами, при котором нельзя воздействовать на объект, не вступая в отношение с собственником.

Присвоение — это экономическое отношение, в результате ко- трого субъект лишается права воздействия на объект.

Распоряжение — это обладание вещью, проявляющееся в ее фактическом присвоении либо юридическом закреплении прав на нее.

Владение — это эксплуатация вещи, способность воздейство- нать на нее и извлекать пользу.

Отчуждение — это право определять юридическую судьбу вещи, мозможность ее отчуждения, передачи другому владельцу или унич­тожения.

Экономическое содержание собственности — это принадлежность вещи, чаще всего средств производства, определенному виду вла­дельцев.

Приватизация — это переход собственности из частных рук к государству.

Национализация — это процесс перехода собственности от го­сударства в частные руки.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• Различают виды прав на имущество:

• В рыночной экономике можно выделить две основные формы собственности: частную;

• Статья 8 Конституции Российской Федерации закрепила су­ществование форм собственности:

иных форм собственности.

•Субъектами государственной собственности в Российской Фе­дерации являются:

государство в целом;

субъекты Российской Федерации.

• Различают способы приобретения и прекращения права соб­ственности:

• К первоначальным способам приобретения права собствен­ности относятся:

• К производным способам приобретения права собственности

получение по наследству и др.

Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.

• В административно-командной экономической системе эко­номика была многоукладной и отличалась многообразием форм собственности — собственность общины, частная собственность отдельных крестьянских хозяйств и ремесленников, храмовая и государственная собственность, которая представляла собой со­четание собственности государства как организации с личной соб­ственностью монарха.

• В рыночной экономической системе важнейшие производ­ственные ресурсы были в собственности государства и функцио­нировавших в сельском хозяйстве колхозов; частная собственность, связанная с возможностью извлечения прибыли, отсутствовала; допускалось существование личной собственности граждан, к ко­торой относилось имущество, необходимое для поддержания нор­мального уровня жизни.

• В традиционной экономике преобладает частная собствен­ность, которая делится на индивидуальную и корпоративную.

• Законодательство ограничивает количество и стоимость иму­щества, находящегося в частной собственности.

• О производных способах приобретения права собственности говорят в тех случаях, когда возникновение права собственности не связано с правом другого лица, при первоначальных способах права на имущество нового собственника производны от прав прежнего собственника.

Задание 4. Заполните таблицу.

Первоначальные способы приобретения права собственности Краткая характеристика
Хозяйственная и трудовая деятельность
Находка
Сбор общедоступных вещей
Обнаружение клада
Приобретательная давность

(адание 5. Прочитайте выдержки из Конституции РФ и Граж- I пи кого кодекса РФ. Какие формы собственности существуют в Гик ии? В чем состоит содержание права собственности? Какие ц> ионания приобретения и прекращения права собственности вы |мнсте?

В социологии – науке о человеческом обществе и системах, которые его составляют, закономерностях развития общества – понятие культуры являет собой центральный образующий элемент. Культура с точки зрения социологии – это не что иное, как особенный уклад общества, под которым понимаются все достижения человечества в духовном, производственном или общественном отношении.

Социология и культурология изучаются студентами многих специальностей как общие дисциплины. Особое внимание уделяется этим наукам на гуманитарных направлениях:

основные элементы культуры

Введение: что такое культура и как она соотносится с другими науками

Культура – это понятие очень многозначное, до сих пор не имеющее единого четкого определения. Основные элементы и функции культуры настолько взаимосвязаны, что создают единое целое. Термин обозначает совокупность общего развития человеческого общества в процессе эволюции и становления, от древних времен до настоящего времени, понятие прекрасного и отношение к искусству. В упрощенном понимании культурой можно назвать общие привычки и обычая, традиции, язык и представления людей, живущих в одной местности и в одном историческом промежутке.

Понятие включает в себя совокупность материальных и духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития как общества в целом, так и отдельного человека. В более узком смысле культура – это только духовные ценности. Именно она является одним из основных свойств, которые присущи любому устойчивому объединению людей, постоянной группе, будь то семья, племенная община, род, городское и сельское поселение, государство, союз.

Культура является предметом изучения не одной только культурологии. Основные элементы культуры, ценности и нормы, достижения человечества в духовном, производственном и нравственном отношениях изучают также:

  • литература;
  • социология;
  • география;
  • искусствознание;
  • философия;
  • этнография;
  • психология.

основными элементами культуры являются

Задачи культуры: векторное развитие, социализация, формирование социокультурной среды

Чтобы осознать истинную роль культуры в жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом, нужно проанализировать ее специфические функции. В обобщенном смысле ее задача состоит в том, чтобы связывать отдельных людей в единое человечество, обеспечивать связь и преемственность поколений. Каждая функция предназначена для решения определенной задачи, но все их множество можно свести к трем сверхзадачам культуры:

  1. Векторное развитие человечества. Культура определяет ценности, направления и цели дальнейшего развития человеческого общества с целью совершенствования созданного материального и духовного мира.
  2. Социализация отдельного индивидуума в обществе, той или иной социальной группе. Культура обеспечивает социальную организацию, как уже было сказано, связывает людей в единое человечество или другую мелкую социальную группу (семью, трудовой коллектив, нацию).
  3. Формирование социокультурной среды и создание средств для наилучшей реализации и отражения происходящего культурного процесса. Имеется в виду создание материальных и духовных средств, ценностей и понятий, условий, которые затем включаются в культурный процесс.

понятия культуры основные элементы

Функции культуры, обеспечивающие реализацию задач

Таким образом, именно культура выступает средством накопления, хранения и передачи человеческого опыта от поколения к поколению. Эти задачи реализуются через ряд функций:

  1. Воспитательно-образовательная функция. Культура делает человека личностью, ведь именно по мере социализации индивид становится полноправным членом общества. Социализация же включает в себя процесс освоения норм поведения, языка, символов и ценностей, обычаев и традиций своего народа. Культура развития отдельной личности ассоциируется с эрудицией, уровнем приобщения к культурному наследию, пониманием произведений искусства, творческими способностями, аккуратностью, вежливостью, свободным владением родным и иностранными языками, самообладанием, высокой нравственностью.
  2. Интегративная и дезинтегративная функции. Они определяет то, что культура создает у людей, составляющих ту или иную группу, чувство общности, принадлежности к одной нации, религии, народу и так далее. Культура обеспечивает целостность, но и, объединяя членов одной группы, отделяет их от другого сообщества. Вследствие этого могут возникать культурные конфликты – так культура выполняет еще и дезинтегративную функцию.
  3. Регулирующая функция. Ценности, нормы и идеалы формулируют поведение личности в обществе. Культура определяет рамки, в которых может и должен действовать человек, регулирует поведение в семье, на работе, в школьном коллективе и так далее.
  4. Функция трансляции социального опыта. Информационная, или функция исторической преемственности, позволяет передавать определенный социальный опыт от поколения к поколению. Человеческое общество, кроме культуры, не располагает другими механизмами сосредоточения и передачи накопленного опыта. Именно поэтому ее называют социальной памятью человечества.
  5. Познавательная, или гносеологическая, функция. Культура концентрирует лучший социальный опыт множества поколений и накапливает богатейшие знания, что создает уникальные возможности для познания и освоения.
  6. Нормативная, или регулятивная, функция. Во всех сферах общественной жизни культура тем или иным образом влияет на межличностные отношения, взаимодействие людей. Эта функция поддерживается нормативными системами, например нравом и моралью.
  7. Знаковая функция культуры. Культура представляет собой определенную систему знаков, без изучения которой овладеть культурными ценностями не представляется возможным. Язык (тоже система знаков), например, является средством взаимодействия людей между собой, выступает важнейшим средством овладения национальной культурой. Познавать мир живописи, музыки и театра позволяют специфические знаковые системы.
  8. Целостная, или аксиологическая, функция. Культура формирует ценностные потребности, выступает фактором, который позволяет определять культурность того или иного человека.
  9. Социальные функции: интеграция, организация и регуляция совместной деятельности людей, обеспечение средств жизнедеятельности (познание, накопление опыта и так далее), регуляция отдельных сфер жизни.
  10. Адаптивная функция. Культура обеспечивает приспособление людей к среде обитания и является необходимым условием эволюции, развития человеческого общества.

основные элементы и функции культуры

Таким образом, система культуры не только многообразна, но и чрезвычайно подвижна.

Виды и типы культуры: краткий обзор и перечисление

Культура имеет довольно-таки сложное строение. Раздел науки культурологии, который изучает культуру как систему, ее структурные элементы, строение и особенные черты, называется морфологией культуры. Последняя разделяется на экономическую, технологическую, художественную, правовую, профессиональную, бытовую, коммуникативную, поведенческую, религиозную и так далее.

Художественная решает задачи чувственного отражения бытия в образах. Центральное место в этом виде культуры занимает собственно искусство, то есть литература, живопись, архитектура, музыка, танец, кино, цирк.

Бытовая определяет традиционные производства и домашний быт, промыслы, народные ремесла, национальный костюм, обряды, традиции и верования, прикладное искусство и так далее. Этот вид культуры очень близок к этнической.

Экономическая культура и ее элементы

Экономической культурой называют уважительное отношение к частной собственности и коммерческому успеху, создание и развитие подходящей социальной среды для предпринимательства, система ценностей в хозяйственной (предпринимательской, рабочей) деятельности. Каковы основные элементы экономической культуры? Все то, что тем или иным образом связано с хозяйственной деятельностью человека и соотносится с культурой. Так, основными элементами экономической культуры являются определенные знания и практические умения, способы организации хозяйственной деятельности и нормы, которые регулируют отношения, экономическая направленность личности.

какие основные элементы культуры

Политическая культура, ее характеристика и элементы

Организационная (профессиональная, деловая, корпоративная) культура

Организационная культура по своей сути близка к профессиональной, ее часто называют деловой, корпоративной или социокультурой организации. Этим термином обозначают нормы, ценности и правила, принятые большинством членов какой-либо организации или предприятия. Внешнее проявление ее называется организационным поведением. Основными элементами организационной культуры являются правила, которых придерживаются сотрудники организации, корпоративные ценности, символика. Также элементами являются дресс-код, установленные стандартны обслуживания или качества продукции, моральные нормы.

Моральная и духовная культура

Знаки и символы, правила поведения в обществе, ценности, привычки и обычаи – это все элементы культуры. Также элементами являются духовные и социальные ценности, произведения искусства. Классифицировать все эти отдельные составляющие можно по-разному.

В самом общем смысле основными элементами культуры являются материальная и духовная составляющие. Материальная отожествляет вещественную (материальную) сторону любой культурной деятельности или процесса. Элементами материальной составляющей являются здания и сооружения (архитектура), орудия производства и труда, транспортные средства, различные коммуникации и дороги, сельскохозяйственные угодья, предметы быта, все, что принято называть искусственной средой обитания человека.

характеристика основных элементов культуры

Основные элементы культуры духовной включают в себя совокупность определенных идей и представлений, которые отражают существующую действительность, идеалы и ценности человечества, творческую, интеллектуальную, эстетическую и эмоциональную деятельность людей, ее результаты (духовные ценности). Составляющими духовной культуры являются ценности, правила, привычки, манеры, обычаи и традиции.

Показателем духовной культуры является общественное сознание, а ядром – духовные ценности. Духовные ценности, то есть мировоззрение, эстетические и научные представления, моральные нормы, произведения искусства, культурные традиции, выражаются в предметной, поведенческой и вербальной форме.

Краткая характеристика основных элементов культуры

Понятие культуры, основные элементы культуры, ее виды и типы составляют общность, целостность самого этого понятия. Морфология ее, то есть структурные элементы как системы, является даже отдельным, довольно-таки обширным разделом культурологи. Исследование всего многообразия осуществляется на основе изучения основных элементов культуры. Все, что было создано человеком в процессе духовного, исторического развития, подлежит рассмотрению. Так, основными элементами культуры являются:

  1. Знаки и символы, то есть предметы, которые служат для обозначения других предметов.
  2. Язык как класс знаковых систем и как отдельная знаковая система, используемая конкретной группой людей.
  3. Социальные ценности, то есть те предпочтения, которым отдают приоритет различные социальные группы.
  4. Правила, которые определяют поведение членов группы, задают рамки в соответствии с ценностями.
  5. Привычки как постоянные схемы поведения.
  6. Манеры, основанные на привычках.
  7. Этикет как принятая обществом система правил поведения, которая присуща отдельным индивидуумам.
  8. Обычаи, то есть традиционный порядок поведения, присущий широким массам.
  9. Традиции, передающиеся из поколения в поколение.
  10. Ритуалы или обряды как совокупность коллективных действий, которые воплощают те или иные идеи, нормы и ценности, представления.
  11. Религия как способ осмысления и познания мира и так далее.

Основные элементы культуры рассматриваются в аспекте, который связан с функционированием общества в целом, а также в связке с регулированием поведения конкретного человека и определенных социальных групп. Перечисленные элементы обязательно присутствуют как в малых, так и в больших, как в современных, так и в традиционных обществах, в каждой социальной культуре.

основные элементы политической культуры

Какие основные элементы культуры являются наиболее устойчивыми? Постоянством отличаются язык, традиции и обряды, социальные ценности, а также определенные нормы. Эти основные элементы культуры отличают одну социальную группу от другой, объединяют членов одной семьи, коллектива, родовой, городской или сельской общины, государства, союза государств и так далее.


Данная методическая разработка создана с учетом ФГОС СПО для студентов 1 курса. В данной теме рассматриваются, следующие вопросы: 1. Мораль, как элемент духовной культуры. 2. Религия, как элемент духовной культуры. 3. Искусство, как элемент, духовной культуры.

Содержимое разработки

Обществознание

Тема: Мораль, искусство и религия, как элементы духовной культуры.

Цели занятия:

- образовательная: дать учащимся представление о морали, религии, и искусстве, как основным элементам духовной культуры;

- развивающая: развивать умения осуществлять информационный поиск, анализировать, делать выводы;

- воспитательная: воспитать уважения к нормам мораль и нравственности.

Тип урока: Комбинированный урок

Организационный момент. (3 минуты)

Проверка домашнего задания. (10 минут)

1. Понятие образования и его функции.

2. Задачи научной деятельности.

3. Этапы развития науки. (50 минут)

III. Изучение нового материала.

1. Мораль, как элемент духовной культуры.

2. Религия, как элемент духовной культуры.

3. Искусство, как элемент, духовной культуры.

№1. Духовная культура – это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.

Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке. Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Мораль – это система норм и правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов. В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.

Принципы морали: гуманизма, патриотизма, оптимизма, толерантность.

Нравственность – система ценностей, существующих в форме всеобщих безусловно принципов человеческого бытия; система неписанных законов, в которых находят отражение общепринятые нормы и оценки человеческих поступков.

Нравственность проявляется в отношении человека к друзьям, к семье, коллективу, родине, народу в целом, к самому себе.

Основным критерием нравственности является чувство ответственности перед коллективом, обществом, самим собой, родиной и т.д.

Мораль – должное, а нравственность – сущее. Категории нравственности: добро, зло, честь, совесть, достоинство, ответственность, свобода, добросовестность, Совесть – внутренний регулятор всех наших поступков.

Нормы морали – правила поведения, предписывающие человеку какие поступки он должен или не должен совершать.

Мораль – это принятые в обществе нормы поведения, основанные на представлении о добре и зле, справедливом и несправедливом.

Функции морали:

-Регулятивная - регулирует поведение человека во всех сферах деятельности

-Мотивационная - моральные принципы мотивируют человеческое поведение

Нравственность – это внутренние (духовные) индивидуальные убеждения и принципы поведения (совесть, честь, достоинство).

Перед вами Аркадий, какими качествами он должен обладать, чтобы стать, высоконравственным человеком? (добро, искренность, справедливость честность).

Мораль - это правила поведения, но есть правила поведения - право. Чем эти два термина отличаются друг от друга?

Предлагается выполнить индивидуальную работу:

Кто обеспечивает соблюдение

Общественное мнение, закон

Мораль основывается на добре и зле (2 столбика солнышко и тучка). Распределите по столбикам: Истина, ревность, зависть, сожаление, надежда, эгоизм, амбиции, верность, мир, гнев, ложь, любовь.

№2. Религия – это мировоззрение, мироощущение и определяемая ими поведение людей. На основе веры в существование сверхъестественной сферы.

Религиоведение – специальная наука, изучающая религию как особую сферу культуры человека. Мировые религии: Буддизм, Христианство, Ислам

Национальные религии: Конфуцианство (Китай), Иудоизм (Полестина), Синтаизм.

Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует успехи познающего ума человека.

В ценностях духовной культуры (нравственных, эстетических, религиозных) воплощается и реализуется общественная природа и творческая активность самого человека, воспроизводятся условия его специфически человеческого бытия.

Мораль выступает, как правило, в качестве "неписаного закона", реализуя свою регулятивную функцию, в первую очередь, посредством обыденного сознания.

Религия (благочестие, набожность, святыня) - мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей и формы его концептуализации, определяемые верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах.

Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе.

Религия отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами). Это идеологический механизм, обеспечивающий солидаризацию людей и целостность общества через сакрализацию базовых общественных связей. В этике и ритуале религия раскрывает перед людьми широкий горизонт понятий, объясняет ему смысл жизни, гарантирует высшие ценности и нормы, делает человека членом духовного сообщества, наделяет его духовной родиной, дает обоснование для протеста и сопротивления всему неправедному.

№3. Истоки искусства уходят в глубокую древность. Проблема происхождения искусства на протяжении многих столетий волнует лучшие философские умы, но о художественной деятельности человечества на ранних стадиях развития известно не слишком много. Многочисленные произведения изобразительного искусства (наскальные росписи, скульптурные изображения из камня и кости) появились значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление человека о художественном творчестве. Зарождение искусства восходит к первобытной эпохе, когда человек впервые попытался отразить свои представления об окружающем мире в искусстве, что способствовало закреплению и передаче знаний и навыков, возникновению еще одной формы общения между людьми. Согласно данным археологов уже в эпоху палеолита (древнекаменного века) около 35-10 тыс. до н. э. появились основные виды изобразительного искусства (скульптура, живопись, графика).

В первобытном обществе художественная деятельность человека была неразрывно связана со всеми существовавшими формами духовной и материальной культуры: мифологией, религией, бытовым укладом. Художественная, духовная культура существует в тесном единстве с материальной, образуя первобытный синкретический, т. е. единый, культурный комплекс, который лишь спустя столетия распадется на самостоятельные сферы культуры: религию, искусство (во всем разнообразии его форм), спорт, науку. Изображения, воспроизведенные рукой первобытного человека, являются звеном единой цепи художественно-религиозно-театрального магического действа, отражающего синтез материальной и духовной культуры человека той далекой эпохи. Ранние рисунки примитивны; это контурное изображение голов животных, оттиски человеческой руки, волнистые линии, выдавленные в сырой глине пальцами руки (так называемые "макароны"). Более поздние изображения эпохи палеолита — это рисунки животных того времени (оленей, лошадей, бизонов, мамонтов), выполненные на стенах и потолках пещер. Древнейшие статуэтки животных отличаются точным изображением, жизнь заставляла человека-охотника подробно изучать характер животного, его повадки. Эти знания представляли собой практическую ценность. Себя же человек еще не познал, поэтому скульптурные изображения человека очень схематичны, условны. Таковы первобытные "венеры" (Венера из Вил-лендорфа), простейшие женские фигуры с непропорциональными конечностями, гипертрофированными материнскими чертами и отсутствием черт человеческого лица. Правильно воспринимая отдельные предметы, человек еще не охватил общую картину мира и не осознал в ней свое место.

Живописные изображения мезолитической поры (среднекаменная эпоха) 10-6 тыс. до н. э. стали более красочными. Появились многофигурные композиции, отражающие динамические сцены охоты, сражений между племенами, бытовой деятельности. Человек делает первые попытки раскрыть взаимосвязи мироздания, освоить общие закономерности жизни.

Неолит (новокаменный век), 6-2 тыс. до н. э., обогатил изобразительное искусство созданием произведений монументальной антропоморфной (человекообразной) скульптуры (например, так называемые "каменные бабы" Северного Причерноморья).

Характерная черта культуры неолита — распространение мелкой пластики, художественных ремесел, которые положили начало декоративному искусству.

В эпоху бронзы, около 2 тыс. лет до н. э. преобладающее значение получает архитектура, названная мегалитической (т. е. архитектура больших камней: от греческих корней "мег" — большой и "лит" — камень). К мегалитическим сооружениям относятся: менгиры, дольмены, кромлехи. Возникновение их связано с развитием религиозных представлений. Каменные столбы — менгиры — высотой до 20 м (находящиеся в Бретани, Франции; Закавказье, Армении) несут в себе черты архитектуры и скульптуры.

Читайте также: