Народное художественное творчество что это за профессия

Обновлено: 27.03.2024

В национальной доктрине развития образования в россии, утвержденной президентом В. В. Путиным в 2000 г., подчеркивается значимость отечественного культурно-исторического и национально-культурного наследия как основы всего современного образовательного пространства нашей страны.

Изучение данного курса на всех факультетах челябинской государственной академии культуры и искусств обеспечено различными учебными, научными, методическими изданиями, в перечне которых необходимо отметить следующее:

В академии ведется последовательная работа по созданию учебников, учебных пособий, монографий, учебно-справочных изданий, учебно-методических комплексов, примерных и рабочих программ.

Эту своеобразную трилогию можно считать итогом всей творческой жизни автора; в определенном отношении это и поучительный опыт для фольклористов. Широко тиражированный, трехтомник с энтузиазмом воспринят педагогической общественностью страны. Фольклорно-педагоги-
ческая трилогия а. И. Лазарева посвящена таким коренным понятиям, как отчий дом, семья, обрядность, труд. Насыщенный разнообразным фольклорным материалом, образцами разных фольклорных жанров, учебник настраивает педагогов и учащихся на объединение в жизнедеятельности детей и подростков познания, игры и творчества [3].

А. И. Лазарев – фольклорист не в привычном, филологическом значении. Он творчески воспринял традиции российского краеведения и наследие в. П. Бирюкова, продолжил опыт воссоединения фольклористики и народоведения.

Автор данной статьи, обучающий студентов выше названным предметам:

В ходе практики студенты, получают уникальную возможность:

  • встретиться с руководителями учреждений и их сотрудниками;
  • присутствовать на занятиях кружков, студий, коллективов;
  • получать практические навыки в ходе работы мастер-классов;
  • знакомиться с видеоматериалами о ходе проведения праздников, концертов, фестивалей народного художественного творчества, проводимыми учреждениями культуры;
  • посещать концерты, фестивали, конкурсы художественно творческих коллективов, выставки мастеров изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
  • пользоваться методическими, сценарными, учебными, архивными и иными источниками учреждений культуры;
  • фотографировать, снимать на видео и иные цифровые носители;
  • приобретать сувенирную, методическую и иную продукцию.

Практические занятия способствуют формированию у студентов живого интереса к изучению традиционной народной культуры, углубляет их знания и позволяет по-новому взглянуть на истоки культуры, традиции, обряды, обычаи, праздники, почувствовать себя участниками процесса по возрождению народной художественной культуры.

Деятельность специалиста по народному художественному творчеству носит, прежде всего, практический, прикладной характер, имеет конкретную цель и подчиняется жестким параметрам эффективности.

Подготовка будущего выпускника в вузе может быть более эффективной, при решении следующих проблем:

  • внедрение интеграции в образовательные процессы, предполагающей включение не только творческих кафедр: хореографического, театрального, хорового, инструментального, прикладного искусства, но и кафедры: экономики, информатики, истории, литературы и др.;
  • внедрение в учебный процесс новейших технологий;
  • восстановление междисциплинарных связей;
  • поиск синтетических форм в обучении;
  • разработка стратегической программы по подготовке современного, конкурентоспособного специалиста, в сфере народно художественной культуры объединяющей совместные усилия факультетов, кафедр, преподавателей и студентов;
  • выстраивание прочных внешних связей с учреждениями культуры и др.

Реализация вышеобозначенных проблем позволит будущим специалистам народного художественного творчества включаться в различные виды деятельности:

  • культурнотворческую, направленную на изучение, сохранение, восстановление и использование культурных ценностей современного многонационального общества;
  • образовательную, профессионально-ориентированную;
  • исследовательскую, направленную на сбор информации, выявление и анализ актуальных проблем;
  • инновационную, предполагающую освоение и внедрение различных технологий;
  • коммуникативную, состоящую из межличностного и межгруппового общения в сфере народного искусства;
  • этнонаправленную, связанную с развитием толерантности, освоением и сохранением этнокультурных ценностей, воплощенных в художественной форме.

В заключении необходимо отметить, что подготовка специалиста народного художественного творчества предполагает не только наличие профессиональных знаний и умений, но и формирование творчески мыслящего высоконравственного человека с богатым духовным миром, способного возрождать, сохранять, развивать и совершенствовать достижения предшествующих поколений.

  1. Бакланова, т. И. Народное художественное творчество: сб-к программ, ч.1. – м.: мгуки – 2002. – с. 7.
  2. Гост впо в области культуры и искусства. – м.: мин. Образования рф, 2003 г.
  3. Гусев, в. Е. Александр иванович лазарев (23.02.1928 – 24.03.2001) // живая старина. – 2002. – №1. – с. 62.

Читайте также: