На работу дворником требуются лица имеющие гражданство россии имеется ли дискриминация

Обновлено: 16.05.2024

Это кажется диким, но именно так сотни людей из-за чиновничьей неразберихи лишались доступа к медицине, работе, пенсиям и к свободному проживанию в РФ. Наконец-то Верховный суд запретил эту практику.

Источник: кассационные определения ВС от 9.08.2019 № 4-КА19-4 , № 77-КА19-3

Как становились гражданами РФ до 1 июля 2002 года

Первый закон о гражданстве РФ автоматически присвоил российское подданство всем, кто был постоянно прописан в стране на 6 февраля 1992 года и не имел иностранного гражданства, а также гражданам бывшего СССР, которые:

  1. Родились в РСФСР.
  2. На 6.02.1992 проживали в другом государстве, например в одной из стран СНГ.
  3. Не имели иностранного подданства.

Остальные люди до 1 июля 2002 года, когда вступил в силу новый закон о гражданстве, получали его по рождению, в порядке регистрации, принимали либо восстанавливали. Внутри России за процедуру отвечало МВД, а за ее пределами — МИД. Наличие российского гражданства сначала подтверждалось вкладышем в советский паспорт либо справкой к нему, а потом и привычным внутренним паспортом РФ.

Кто мог превратиться в негражданина на ровном месте

В чехарде девяностых годов прошлого века и начала нулевых нынешнего при оформлении гражданства и после этого могло случиться что угодно. Чиновники не вникали в суть представленных документов и выдавали вкладыши, справки либо паспорта походя, хотя оснований для этого не было. Либо с документами было все в порядке, но их копии и подлинники терялись — и получалось, что подтвердить законность выдачи вкладыша или паспорта нечем.

Вот пример из судебной практики. Мужчина в 45 лет пришел менять внутренний паспорт. Старый у него изъяли, а новый оформлять отказались: заявили, что прежний документ ему взамен паспорта СССР выдали по ошибке, из-за неопытности чиновницы. Нашлась даже ее объяснительная. Подтвердить факт проживания в РФ на 6 февраля 1992 года нечем: домовая книга утрачена. В итоге суд мужчине в иске отказал.

Отдельная боль — электронные базы данных о гражданстве. Сначала их вообще не было, а когда появились, базы были разрозненными и в них попали далеко не все сведения. Часть данных потерялась при объединении баз. Наконец, усугубляло неразбериху то, что у МВД и МИД были разные базы. В результате человека могли оставить без российского паспорта просто потому, что он не значился в этих базах.

Случай из жизни. Мужчина в 45 лет обменял паспорт, а через два года получил заключение из полиции: документ недействителен. Мол, когда этот мужчина получал российский паспорт взамен советского, гражданства РФ он не имел. Данных о регистрации в России на 6.02.1992 нет, записей в базах МВД и МИД — тоже. Правда, в суде все кончилось хорошо, потому что мужчина родился в РСФСР.

Особенно уязвимы были люди, которые получили гражданство за рубежом через российское посольство или консульство, а также их дети. Все бумаги по процедуре оставались за границей и благополучно растворялись в недрах архивов без каких-либо электронных следов.

Грустная столичная история. В 2004 году одна женщина стала гражданкой РФ через посольство. Ей выдали загранпаспорт, поскольку внутренние паспорта за рубежом не оформляют. В 2006 году по этому загранпаспорту в Москве ей выписали внутренний паспорт, в 2008 году она зарегистрировала ИП, а позже получила новый загран.

И вдруг в 2017 году полиция сообщает: все документы недействительны, поскольку нет концов по самому первому загранпаспорту. В базе МИД данные отсутствуют, в посольстве записи не сохранились, а документы оттуда уничтожены, потому что закончился срок хранения. Суд, к сожалению, поддержал полицейских.

Без гражданства жизнь рушилась: нельзя ни на работу устроиться, ни в поликлинику сходить, ни жить спокойно там, где провел много лет, — ведь у иностранцев и лиц без гражданства свои правила пребывания в РФ.

Что сказал Верховный суд

ВС рассмотрел два эпизода. В первом случае мужчина оформил гражданство РФ в российском посольстве, но документы об этом потерялись, а в базах МВД и МИД сведений о нем не было. В 45 лет он обменял паспорт, а спустя два года ему сообщили, что он, вообще-то , негражданин.

Во второй ситуации женщина получила российское подданство за рубежом вместе с родителями. Потом она вернулась в РФ, оформила один внутренний паспорт, потом, в связи со сменой фамилии, второй и, наконец, третий — в 45 лет. И вдруг после этого всего она получает уведомление из полиции: все неверно, поскольку родителей женщины в базу МИД внесли, а ее саму — нет. Значит, и гражданства РФ у нее нет.

Промежуточный итог обоих эпизодов одинаковый: люди, десятки лет прожившие в РФ, оказались лицами без гражданства с недействительными российскими паспортами. Хотя все это время претензий к документам не было, мужчина и женщина спокойно жили и работали. Нижестоящие суды сочли действия полиции правомерными. Но не Верховный суд, который указал вот на что.

Во-первых, когда человеку выдают российский паспорт впервые, полиция обязана проверить, есть ли у него гражданство РФ. Если паспорт выдан, человек вправе считать себя полноценным российским гражданином. Тем более он может быть уверен в этом, когда неоднократно обменивал документ, пользовался всеми правами россиянина и исполнял присущие этому обязанности.

Во-вторых, люди не должны отвечать за ошибки чиновников. Нет документов в архиве? Нет отметок в базах? Это прежде всего говорит о халатности бюрократов, на которую человек повлиять не в силах.

В-третьих, по закону оставить заявителя без гражданства можно, только если полиция на суде четко докажет, что тот изначально представил подложные документы. Либо сговорился с конкретным чиновником, а тот втихую заведомо незаконно оформил подданство.

Пришел менять паспорт или получать загранпаспорт и узнал, что я негражданин. Что делать?

Если вы еще не судились по этому поводу, то нужно обратиться в отделение Главного управления по вопросам миграции МВД — ГУВМ, в народе его называют паспортным столом. Получите оригинал либо копию заключения по результатам проверки и изучите, что там написано. Если из документа следует, что гражданство вам предоставили по ошибке либо нет отметок в базах о наличии у вас гражданства, смело обжалуйте заключение через портал МВД. Или лично обратитесь с этим в управление ГУВМ по региону.

Если в полиции добиться справедливости не удалось, то дальше дорога одна — в районный суд. Подавать нужно административный иск о признании незаконным заключения об отсутствии гражданства. В иске помимо прочего обязательно сошлитесь на решения Верховного суда и приведите аргументацию оттуда. Остальные подробности о том, как подать иск, — в отдельной инструкции Т⁠—⁠Ж .

У нас, конечно, не прецедентное право, но суды обязаны прислушиваться к Верховному суду, если он уже рассмотрел сходное дело. Так что вероятность выиграть суд высокая. После этого отделение ГУВМ обязано будет выдать вам паспорт либо отменить заключение о его недействительности, если документ оставался у вас на руках.

Если вы проиграли в районном или региональном суде и сроки обжалования решения не вышли, используйте аргументацию ВС и ссылки на его решения при обжаловании. Скорее всего, вам улыбнется удача и вы получите новый российский паспорт взамен старого или загранпаспорт.

Если вы проиграли во всех судебных инстанциях и сроки обжалования прошли — увы, новая позиция Верховного суда этого не изменит. Так, к сожалению, решил Конституционный суд. Остается либо приобретать гражданство в соответствии с действующим законом, либо подавать жалобу в сам Конституционный суд. И уже пусть он разбирается, насколько соответствует Конституции вольное толкование ГУВМ норм, позволяющее оставить человека без гражданства из-за ошибок чиновников или из-за отсутствия отметок в базах. При удачном исходе гражданство вам вернут по мотивам постановления КС.

Трудовые мигранты востребованы во многих сферах малого бизнеса: от курьерских служб до ресторанов высокой кухни. Иностранцев ценят за высокую квалификацию, а в некоторых случаях — за более низкие требования к зарплате. Но за неправильное трудоустройство зарубежного специалиста государство может оштрафовать. Рассказываем, как оформить иностранца на работу и не потерять деньги.

Три варианта устроить иностранца на работу

Принять на работу иностранного гражданина могут юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП). Они должны заключить со специалистом трудовой договор. Для этого иностранцу нужно получить документ, который даёт право работать в России.

Какой именно это документ и насколько сложно его оформить — зависит от статуса иностранца. Например, для граждан Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и иностранных студентов российских вузов действует упрощённый порядок оформления на работу, он наиболее быстрый. Выходцам из стран СНГ нужно оформить патент. А иностранцам, которым требуется виза для въезда в Россию, придётся получать разрешение на работу — это самый сложный и дорогой вариант, оформление документов может затянуться на несколько месяцев, и госпошлины здесь самые большие.

Трудоустройство иностранных граждан в России регулируют четыре основных закона:

Упрощённый порядок трудоустройства иностранцев

Есть четыре категории граждан, которых нанять проще всего — им для трудоустройства нужно собрать минимум документов. Вот эти категории и необходимые документы:

  • иностранцы с разрешением на временное проживание или видом на жительство — предоставляют РВП или ВНЖ;
  • студенты очных отделений российских вузов — предоставляют справку об обучении в вузе;
  • иностранцы с действующей срочной трудовой визой — предоставляют визу;
  • граждане стран ЕАЭС (Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии) — предоставляют загранпаспорт.

Если иностранец относится к одной из этих четырёх групп, он приносит работодателю необходимые документы, и с ним заключают трудовой договор.

Работа по патенту

Некоторым иностранцам для трудоустройства нужно предоставить патент. Это документ, который даёт право работать в России. Оформляет его МВД на срок до 12 месяцев. Получить патент могут иностранцы, которым не требуется виза для въезда в Россию. Это жители Азербайджана, Украины, Узбекистана, Македонии, ЮАР, Перу, Аргентины и других стран из списка на Консульском информационном портале.


Как получить патент

Чтобы получить патент, иностранец должен соблюсти следующие условия:

На оформление патента даётся месяц с момента въезда в страну. За это время потребуется:

  • Подтвердить знания русского языка, истории и законодательства России. Пройти экзамен можно в одном из 13 утверждённых институтов и университетов, например в Московском государственном университете или Санкт-Петербургском государственном университете либо в партнёрских организациях вузов.
  • Пройти медосмотр.
  • Сдать отпечатки пальцев.
  • Оплатить подоходный налог (НДФЛ) за один месяц действия патента.
  • Оформить полис добровольного медицинского страхования (ДМС) на весь период работы в России или договор о предоставлении платных медицинских услуг.
  • Подготовить пакет документов: заявление на выдачу патента, удостоверение личности и его нотариально заверенный перевод, миграционную карту, медицинский полис, результаты медкомиссии и экзаменов, фотографии. Все документы направляются в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России или МФЦ.

Если иностранный гражданин подаёт заявку с опозданием (позже чем через 30 дней после въезда в страну), он дополнительно направляет в МВД квитанцию об оплате штрафа — 10–15 тысяч ₽.

Патент выдаётся в течение десяти рабочих дней. После этого у иностранца есть два месяца, чтобы заключить трудовой договор с работодателем и передать его копию в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД. Это можно сделать лично либо заказным письмом.

Трудоустройство иностранца по разрешению на работу

Сложнее всего нанять иностранцев, если им для въезда в Россию нужна виза — например, граждан США, Германии, Франции. В этом случае процедура предполагает следующие три шага.

Шаг 1.

Компания получает разрешение на наём сотрудника-иностранца. Его выдает территориальный отдел по вопросам трудовой миграции Управления по вопросам миграции ГУ МВД России.

Чтобы получить разрешение, работодателю нужно:

  • составить заявление, указав в нём информацию об иностранце, которого планируется трудоустроить;
  • оплатить госпошлину с расчётного счёта компании или ИП. Она составляет 10 тысяч ₽ за каждого иностранца;
  • подать заявление и квитанцию в миграционную службу МВД. Это можно сделать лично, по почте или через сайт Госуслуг.

Заявление рассматривается месяц.

Шаг 2.

Компания получает приглашение для иностранного сотрудника. Для этого нужно предоставить в МВД следующие документы:

  • ходатайство по форме, утверждённой приказом МВД России;
  • копию паспорта будущего работника;
  • гарантийные письма, где работодатель обязуется предоставить иностранному сотруднику материальное, медицинское и жилищное обеспечение;
  • квитанцию об оплате госпошлины — 800 ₽.

МВД рассматривает документы 20 дней и после этого выдаёт компании приглашение для иностранного сотрудника. С ним иностранец может оформить визу в консульстве РФ за рубежом.

Шаг 3.

По прибытии в Россию сотрудник получает разрешение на работу в МВД. Оно выдаётся на срок до трёх лет. Для этого соискатель должен подать в МВД следующие документы:

  • заявление по форме, утверждённой Приказом МВД №637 от 14.08.2017;
  • медсправку об отсутствии у иностранца ВИЧ и инфекционных заболеваний;
  • фото соискателя и копию его паспорта.

Потребуется также оплатить госпошлину — 3500 ₽. Заявку рассмотрят за 15 рабочих дней.

Шаг 4.

После этого компания может заключить со специалистом трудовой договор.

Памятка

Какие документы нужны для заключения трудового договора с иностранным сотрудником.

1. Общие документы для всех иностранных сотрудников

    по месту пребывания;
  • ИНН — его можно получить в районном отделении налоговой по паспорту и временной регистрации,
  • медицинский полис или договор на обслуживание с медицинской организацией — его заключает работодатель,
  • СНИЛС — если у сотрудника его нет, то оформляет работодатель.

2. Различающиеся документы, которые зависят от гражданства сотрудника

Договор составляется на русском языке, но его можно продублировать на родном языке работника.

За что компания может получить штраф

Имя иностранца в трудовом договоре и разрешении на работу или патенте должны совпадать. Иначе в МВД расценят несоответствие как нелегальный наём человека на работу. Размер штрафа за такое нарушение достигает 1 миллиона ₽.

Патент и разрешение на работу действуют только в одном регионе — для работы, например, и в Москве, и в Московской области придётся оформлять документы дважды.

Чуднова Елена

Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. № 182-ФЗ Закон о гражданстве был дополнен новой гл. YIII.1, предусматривающей право получения российского гражданства в упрощенном порядке для двух категорий лиц: первая – лица, которые имели гражданство СССР и прибыли в Россию для проживания до 1 ноября 2002 г., но не приобрели российское гражданство, при этом не имели другого гражданства (или вида на жительство); вторая – те, кто получил паспорт РФ до 1 июля 2002 г. на законном бланке в уполномоченных органах, но их гражданство поставлено под сомнение. Для этих лиц до 1 января 2020 г. действовал упрощенный порядок получения российского гражданства, согласно которому не требовалось получения вида на жительство, сдачи экзамена по русскому языку, а также предъявления данных об источнике средств к существованию.

Основными сведениями о принадлежности к гражданству РФ является запись в базе данных АС ЦБДУИГ МВД России и МИД или прописка на 6 февраля 1992 г. на территории России для бывших граждан СССР. При этом если система постоянной прописки, созданная еще в советские времена, еще как-то работает, то базы данных, которые системно начали формироваться только в конце 90-х гг., зачастую не имеют полных и достоверных сведений о гражданах, получивших гражданство вплоть до середины 1990-х.

Критериев, согласно которым сотрудники уполномоченных органов могут поставить под сомнение российское гражданство лица или законность получения российского паспорта, до сих пор не существует. Согласно сложившейся практике это могут быть только обоснованные сомнения в подлинности документов, предъявленных лицом для получения гражданства или паспорта гражданина России, иные его незаконные или умышленные виновные действия либо незаконные действия сотрудников уполномоченных органов, выдавших документ. Однако в этом случае лишение гражданства происходит только в судебном порядке, в состязательном процессе, причем обязанность доказать неправомерность получения лицом российского гражданства возложена на уполномоченный орган.

Возникает вопрос: если лицо лишается паспорта гражданина России в результате внесения уполномоченным органом в соответствующую базу данных сведений о его недействительности, лишается ли данное лицо одновременно гражданства? Формально нет: ведь соответствующее решение в отношении этого лица не принималось. Именно такую позицию заняло УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в споре об изъятии российского паспорта.

Моя доверительница приехала в Россию в 1992 г. из Киргизии для получения образования. Закончив обучение в педагогическом техникуме, она решила остаться в России, для чего по месту своего жительства подала документы на получение российского гражданства. В 1997 г. она переехала в Западную Сибирь, поступила на обучение в Сургутский государственный педагогический институт, устроилась на работу в среднюю школу, а в 1999 г. заключила брак с гражданином России, в связи с чем обменяла паспорт на новый. Впоследствии она получила и заграничный паспорт гражданина РФ. Женщина постоянно проживает в г. Когалыме и имеет здесь непрерывный трудовой стаж 24 года. За это время в семье доверительницы родились двое детей – граждан России.

По достижении возраста 45 лет доверительница обратилась в ОВМ ОМВД России по г. Когалыму для замены паспорта и получила его. После этого специалисты УВМ УМВД России по ХМАО-Югре инициировали проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у доверительницы российского гражданства. Из заключения служебной проверки об обстоятельствах, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у лица гражданства РФ и законности выдачи ей паспорта, следовало, что изначально она прибыла в Россию из Киргизии, впервые подала документы для получения российского гражданства в 1995 г., ей был выдан паспорт гражданина СССР образца 1974 г., однако, как следовало из ответа УМВД ГУ МВД России по Иркутской области, представить форму № 1 на указанный паспорт не представляется возможным в связи с уничтожением данных документов в результате пожара. В базе данных АС ЦБДУИГ МВД России среди лиц, обратившихся за получением гражданства в консульские учреждения и дипломатические представительства РФ, доверительница не значилась, в базе данных УВМ УМВД России по ХМАО-Югре сведения о получении ею гражданства отсутствовали (замечу, что их и не могло быть в этой базе – за получением гражданства доверительница обращалась по месту жительства в Иркутской области).

Действовавшие на момент проверки нормативные акты, регламентировавшие порядок обмена паспорта, прямо указывали, что по результатам служебной проверки принимается одно из решений: о выдаче паспорта либо об отказе в его выдаче по основаниям, предусмотренным законом.

Так, п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 (далее – Положение), установлен исчерпывающий перечень документов, удостоверяющих наличие российского гражданства, а именно: паспорт гражданина РФ, в том числе заграничный, дипломатический, служебный; удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ; свидетельство о рождении, в которое внесены сведения о российском гражданстве родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных п. 45.3 Положения); свидетельство о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства РФ, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных п. 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 Положения).

В п. 51 Положения определено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство России (утеря, кража, порча и т.п.), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица российского гражданства, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

После получения необходимой информации уполномоченный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства РФ. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного госоргана с учетом ч. 7 ст. 4 и ст. 42 Закона о гражданстве. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с запросом (п. 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

В то же время в п. 7 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828, утвердившего Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, предусмотрено, что паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке, подлежит изъятию органом внутренних дел, выявившим такой документ.

В случае с моей доверительницей выданный паспорт не был даже изъят у нее, однако его аннулировали после выдачи.

Те факты, что женщина уже дважды обменивала российский паспорт, кроме того, имеет загранпаспорт гражданина России, проживает в России почти 25 лет, имеет семью, члены которой – граждане России, владеет недвижимостью, работает учителем российской начальной школы, получила соответствующее образование в России, а также имеет непрерывный трудовой стаж, не повлияли на заключение проверяющего органа. Причем данный орган по факту признал незаконность выдачи им же выданного документа!

Это действительно могло стать опасным прецедентом в нашей юридической практике (по крайней мере, региональной).

Закон о гражданстве определяет, что документом, удостоверяющим гражданство, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство. При этом какой-либо специальный документ, подтверждающий принадлежность к российскому гражданству, помимо паспорта, законом не предусмотрен. Официально документ об отмене решения о получении лицом гражданства в отношении моей доверительницы не принимался, но главное – исходя из перечисленных норм – законных оснований как для проведения проверки, так и для заключения об отсутствии у доверительницы гражданства ГУ УМВД России по ХМАО-Югре не имело, они также не были указаны во врученном доверительнице уведомлении.

Приобрести гражданство России в упрощенном порядке путем подачи заявления до 31 декабря 2019 г., конечно, можно было, однако кто вернет доверительнице социально значимые гарантии, которые она приобрела за 20 лет законного проживания в качестве гражданина России, – например, льготный трудовой стаж педагога и право на досрочную пенсию?

Лишение лица права на получение паспорта не может рассматриваться иначе, как ограничение прав и свобод человека и гражданина. Произвольное толкование закона недопустимо. Паспорт гражданина РФ или загранпаспорт гражданина РФ являются легальным подтверждением принадлежности к российскому гражданству. Однако в случае сомнений в гражданстве бремя доказывания законности его получения миграционный орган возлагает на гражданина, что само по себе является нарушением прав последнего. Миграционные органы, изымая паспорт, не проводят тщательную и всестороннюю проверку обстоятельств в каждом отдельном случае, как до изъятия паспорта, так и после, ограничиваясь отсутствием сведений, подтверждающих получение гражданства, в базе данных МИД или МВД.

Сегодня Государственная Дума приняла в окончательном третьем чтении законопроекты, внесенные Президентом во исполнение обновленных положений Конституции. Принятыми законами предусматриваются запреты на наличие иностранного гражданства и вида на жительство за рубежом для государственных служащих, в т.ч. военнослужащих, муниципальных служащих и других категорий должностей:

Официальный представитель Президента при рассмотрении законопроектов палатами Федерального Собрания, председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников напомнил, что такие запреты в соответствии с Конституцией уже установлены для ряда должностей, в том числе для членов Правительства, депутатов ГД, сенаторов РФ, судей, прокуроров и других. Конституцией предусмотрена возможность установления таких запретов и для других категорий должностей. Люди, исполняющие особые государственные функции и полномочия, должны быть защищены от возможного негативного влияния извне. При этом указанные ограничения не лишают человека права выбора: принимать эти условия или не связывать себя с государственной или муниципальной деятельностью.

1. Предусмотрен запрет на иностранное гражданство либо вид на жительство или иное право на постоянное проживание на территории иностранного государства для ряда государственных, муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы.

Изменения вносятся в 25 федеральных законов.

Запрет на иностранное гражданство и вид на жительство за рубежом распространяется на:

1) военную службу (в том числе в Вооруженных Силах РФ, в войсках национальной гвардии, в спасательных воинских формированиях МЧС, СВР, органах ФСБ, ФСО,органах военной прокуратуры, военных следственных органахи т.д.) – иностранное гражданство или вид на жительство допускается для военной службы по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин.

2) государственную гражданскую службу, в том числе дипломатическую службу;

3) службу в органах государственной охраны, таможенных органах, Следственном комитете, в органах внутренних дел, в федеральной противопожарной службе, в уголовно-исполнительной системе, в органах принудительного исполнения;

3) муниципальную службу;

4) должности Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ в иностранном государстве и Постоянного представителя РФ при международной организации;

5) должности Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты РФ; должность Председателя Центрального банка РФ и его заместителей;

6) должность высшего должностного лица (губернатора) субъекта РФ;

7) должности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, Уполномоченного при Президенте по правам ребенка и уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, Уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей и уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ, уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг;

8) иные государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, в том числе заместители губернаторов, депутаты региональных законодательных (представительных) органов государственной власти, председатели и члены избирательных комиссий; главы муниципальных образований, главы местных администраций; муниципальные депутаты, должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований;

9) членов региональных общественных наблюдательных комиссий за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания;

10) должности капитана морского порта и должностей службы капитана морского порта.

11) Помимо этого, к кандидатам на должность губернатора, депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ, а также уполномоченных (Уполномоченного при Президенте по правам ребенка и соответствующих уполномоченных в субъектах РФ; Уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей и уполномоченных в субъектах РФ; уполномоченного по правам человека в субъекте РФ, уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг) вносится требование о постоянном проживании в Российской Федерации.

Устанавливается обязанность государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц уведомить свое руководство о прекращении российского гражданства, равно как и о приобретении иностранного гражданства, либо о получении вида на жительство за рубежом.

Так, государственные и муниципальные служащие, другие должностные лица и работники, для которых предусматриваются соответствующие ограничения, и которые на день вступления в силу новых норм имеют иностранное гражданство либо право на постоянное проживание на территории иностранного государства, должны сообщить об этом в течение 10 дней со дня вступления в силу данного федерального закона.

Такие лица смогут продолжить службу или работу на своих должностях, при условии подачи ими документов, свидетельствующих о намерении прекратить гражданство иностранного государства. По истечении 6 месяцев лица, не представившие документы, подтверждающие прекращение иностранного гражданства или права на постоянное проживание гражданина РФ за рубежом, подлежат освобождению от замещаемых должностей и увольнению со службы, работы.

Вместе с тем гражданин РФ, имеющий иностранное гражданство, которое не прекращено по не зависящим от него причинам, в исключительных случаях может быть принят на государственную или муниципальную службу и назначен на должность, при замещении которой не требуется оформление допуска к государственной тайне. Это будет возможно в порядке, определенном Президентом. Предусматривается, что эти нормы не относятся к жителям Республики Крым и города Севастополя, которые были признаны российскими гражданами в результате воссоединения Крыма с Россией в 2014 году, и подали заявление об отказе от гражданства Украины, но не смогли его прекратить. Такие лица признаются гражданами России без иностранного гражданства и могут претендовать на замещение должностей государственной или муниципальной службы.

2. Трудовой кодекс дополняется новой статьей 349.6.

Указывается, что лица, не имеющие гражданства РФ, или российские граждане, имеющие иностранное гражданство либо вид на жительство за рубежом, не допускаются к замещению в госорганах или органах местного самоуправления должностей, не являющихся должностями государственной или муниципальной службы, но для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне.

Речь, прежде всего, идет об обеспечивающим персонале (например, переводчики, программисты, бухгалтеры, инженеры, секретари) . Конкретный перечень должностей таких работников утверждается государственным органом или органом местного самоуправления.

Также устанавливается обязанность таких работников сообщать о прекращении российского гражданства или о приобретении иностранного гражданства либо права на постоянное проживание на территории иностранного государства. И определяется порядок прекращения с ними трудового договора, если их невозможно перевести на другую работу у данного работодателя.

Изменения, предусмотренные принятыми законами вступят в силу с 1 июля 2021 года.

Читайте также: