На какие профессии можно поступить после коррекционной школы

Обновлено: 18.05.2024

Рано или поздно перед всеми выпускниками встает вопрос: "Куда пойти учиться после окончания школы?" Данная информация поможет Вам определиться с учебным заведением, в котором можно получить профессиональное обучение.

Необходимые документы при поступлении:

  • Заявление от одного из родителей, опекунов либо других законных представителей интересов ребенка.
  • Копия свидетельства о рождении ребенка.
  • Медицинское заключение(справка) о состоянии здоровья ребенка. О медицинской комиссии будет написано немного позже.
  • Ксерокопия паспорта родителя или опекуна, который подает заявление о приеме ребенка в школу.
  • Копия медицинского полиса ребенка.
  • В том случае, если будущий ученик имеет иногороднюю прописку, документы для записи в школу включают в себя также копию регистрации о временном пребывании в том городе, в котором находится школа для поступления.

Для иностранных граждан и лиц без гражданства также необходимо сделать копию документа, подтверждающего законное нахождение гражданина на территории Российской Федерации. УСЛОВИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ

Список документов для поступления в профессиональное училище:

  • Аттестат и его ксерокопия.
  • Свидетельство о рождении (копия)
  • Паспорт (копия).
  • Медицинская справка форма 086 У
  • Карта и сертификат прививок
  • Справка с места жительства
  • Шесть фотографий 3х4
  • Характеристика из школы
  • ИНН (копия)
  • Страховое свидетельство (копия)
  • Медицинский полис (копия)
  • Папка
  • Файл
  • Заявление

ПАМЯТКА, ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю.

Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все "за" и "против".

• Разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях и физических возможностях.

• Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

• Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям.

• Побеседуй с представителями избираемых Профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически — и действуй!

• Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

• Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.

• Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ

1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну).

2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться).

3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, поступление в учебное заведение).

4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия).

5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).

ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК, ВЫБИРАЮЩИЙ ПРОФЕССИЮ

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ: правильно выбрать профессию может человек четко осознавший:

• Что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации)

• Что он есть (знающий особенности)

• Что он может (знающий свои склонности, способности, дарования)

• Что от него потребует работа и трудовой коллектив.

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ: выбираемая профессия должна соответствовать интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ: профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: занятия в кружках, секциях, чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, самостоятельное обращение к психологу.

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ: отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, выдержка, настойчивость.

ВЫБИРАЯ ПРОФЕССИЮ, ВАЖНО :

1. Определить свои способности и возможности, интересы и склонности, которые помогут в обучении и работе.

2. Получить информацию об интересующих профессиях: содержании работы, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку.

3. Желательно побывать на рабочих местах, побеседовать со специалистами, работающими по интересующей профессии.

4. Узнать в каких учебных заведениях и на каких условиях можно получить интересующую специальность.

5. Выяснить возможности трудоустройства.

ВЫБИРАЯ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ :

1. Узнайте все об учебных заведениях, где можно получить выбранную вами специальность.

2. Убедитесь в том, что Вы соответствуете требованиям, предъявляемым к поступающим.

Доброго времени суток всем. Предстоит нелегкий выбор образовательного маршрута. думаю попробовать массу или сразу идти в коррекцию. Некоторые пугают, что после коррекионной школы не очень хотят брать в другие учебные заведения. Напишите, пожалуйста, как сложилась судьба у ваших деток, кто заканчивал ( а может удавалось перевестись в массу) коррекционную школу.

я бы попробовала массу, в коррекцию всегда успеете. Но смотрите разумно, если четко понимаете что ребенок не сможет учится в массе ( может даже одно то что в массе в классе 30 человек а в коррекции 15 вас определит с местом) после 7 вида вариантов устроить жизнь много. Важно выбрать сильную школу с хорошим учителем. это я про 7 вид. Масса может либо закрыть ребенка, либо открыть его с новой стороны. Смотрите на учителя, чтоб не беременная была, или собирающаяся за ребеночком. Договаривайтесь с учителем. постоянно заниматься. В массе много детей которым коррекция светила, но пришли в массу. пусть на 3 но учатся, стремятся.

Спасибо большое! Вот примерно в таком ключе и думаем. Очень подкупает количество детей в коррекционном классе и, конечно, ребенку будет удобнее и комфортнее в ней. При этом таких, как мой ребенок, по словам родителей и специалистов, которые с ним работают - достаточное количество.

У нас девочка приемная не потянула массу. Учимся в коррекционном с прошлого года, сейчас 4 класс. Думала, что может быть опять переведу после 4, если догонит, но склоняюсь оставить. Проходят материал по такой же программе " Школа России", но сидят на отдельных темах подольше, на контрольных дают больше времени. А это то, что ей как раз нужно - больше времени для освоения темы, для выполнения работы. В массе очень быстро бежали, ей никак не угнаться. И совершенно не может писать тесты. Здесь не в 4, ни в 9 классе нет такого ГиА сложного, как в массе, а аттестат такой же выдают. То есть оценки для поступления в техникум будут реально выше. Нет такой нервотрепки, как в массе и не задают так много уроков. ( В массе мы по 3-5 часов ежедневно только уроки делали). Это дает возможность заниматься еще чем-то после школы, или подзаниматься по темам, которые вызывают затруднения. Из минусов - да детей меньше в классе, но дети тяжелые, много " буйных", от которых дочка реально устает, и приходит с головной болью часто, а также склоняющих на асоциальное поведение. Это для меня большой минус.

Доброго времени суток всем. Предстоит нелегкий выбор образовательного маршрута. думаю попробовать массу или сразу идти в коррекцию. Некоторые пугают, что после коррекионной школы не очень хотят брать в другие учебные заведения. Напишите, пожалуйста, как сложилась судьба у ваших деток, кто заканчивал ( а может удавалось перевестись в массу) коррекционную школу.

У нас один знакомый после 9 класса школы 7 вида пошёл в массовую в 10 класс, учится без троек, четверка только одна. Другого держали в массе ( по блату), еле тройки натягивали, соответственно, поступить смог в самый затрапезный колледж. И все школьные года проблемы с одноклассниками были, не принимали его

Парадокс: :сначала детей учат ходить и говорить, а потом сидеть и молчать!
Человек рожден для счастья, а не для того, "чтобы слушаться". Василиса(4 года)

Коррекционные классы тоже разные бывают. Тоже металась в массу или в 7 вид. Решила в 7 вид. Но у нас если в массу попал, то уже в корррекциооный класс в нашей же школе нереально перевестись. Только возить на другой конец города в другую школу, а для меня это не реально, решили не рисковать. Учимся по ШР. Да, детей всего 7 человек, сейчас стало 10. С плохим поведением нет деток, 5-ро посложнее, остальные 5-ро могли учиться в обычном классе. Моего ребенка учитель к этой пятерке относит. В 5 класс мы 5-ро пойдем в массу. Да, в нашем классе никого не держать, хотите на комиссию - и все велкам в простой класс. Но и совсем отстающих откровенно не гонят, есть девочка, которая за 1 класс так и не зачитала и не записала. С ребенком много занимаются. Сейчас на втором году обучения у нее все стало в разы лучше. Комиссия в прошлом году рекомендовала школу на краю города, но нет, девочка и в этом году учится с нами. Видимо дали шанс ребенку.

Я бы смотрела что за школа, что за классы, что за учитель. Моему ребенку нереально находиться в гвалте из 35 человек. Да, и не забывайте, что 7 вид есть 7.1 и 7.2. 7.2 - это пятилетнее начальное образование. 1 класс, 1 дополнительный класс, 2 класс.
7.1 - это 4-х летняя начальная школа. Оба варианта по ШР.
Специально перед поступлением интересовалась, куда потом поступать можно если учиться в нашем отделении индивидуального развития все 9 классов. Заведующая сказала, что дети поступают в колледжи (училища) и техникумы. Про институты конечно речи не было. Спортивные, кулинарные, по ремонту автомобилей, сельскохозяйственный назывались.

Коррекционные классы тоже разные бывают. Тоже металась в массу или в 7 вид. Решила в 7 вид. Но у нас если в массу попал, то уже в корррекциооный класс в нашей же школе нереально перевестись. Только возить на другой конец города в другую школу, а для меня это не реально, решили не рисковать. Учимся по ШР. Да, детей всего 7 человек, сейчас стало 10. С плохим поведением нет деток, 5-ро посложнее, остальные 5-ро могли учиться в обычном классе. Моего ребенка учитель к этой пятерке относит. В 5 класс мы 5-ро пойдем в массу. Да, в нашем классе никого не держать, хотите на комиссию - и все велкам в простой класс. Но и совсем отстающих откровенно не гонят, есть девочка, которая за 1 класс так и не зачитала и не записала. С ребенком много занимаются. Сейчас на втором году обучения у нее все стало в разы лучше. Комиссия в прошлом году рекомендовала школу на краю города, но нет, девочка и в этом году учится с нами. Видимо дали шанс ребенку.

Я бы смотрела что за школа, что за классы, что за учитель. Моему ребенку нереально находиться в гвалте из 35 человек. Да, и не забывайте, что 7 вид есть 7.1 и 7.2. 7.2 - это пятилетнее начальное образование. 1 класс, 1 дополнительный класс, 2 класс.
7.1 - это 4-х летняя начальная школа. Оба варианта по ШР.
Специально перед поступлением интересовалась, куда потом поступать можно если учиться в нашем отделении индивидуального развития все 9 классов. Заведующая сказала, что дети поступают в колледжи (училища) и техникумы. Про институты конечно речи не было. Спортивные, кулинарные, по ремонту автомобилей, сельскохозяйственный назывались.

Про институты речи не было, наверно, потому, что в школах 7 вида нет 10-11 классов? После 9 нужно будет в другую школу переводиться и к институту готовиться

Парадокс: :сначала детей учат ходить и говорить, а потом сидеть и молчать!
Человек рожден для счастья, а не для того, "чтобы слушаться". Василиса(4 года)

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Куда пойти учиться ? (после коррекционной школы)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Куда пойти учиться ? (после коррекционной школы)

1 слайд

Куда пойти учиться ? (после коррекционной школы)

«Если ты не знаешь, в какую гавань держать свой путь, то ни один ветер не бу

2 слайд

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челяби

3 слайд

Специальности: 15594 Оператор заправочных станций Деятельность оператора ЗС п

4 слайд

Специальности: 15594 Оператор заправочных станций Деятельность оператора ЗС представляет собой работу на автомобильных заправочных станциях. Оператор ЗС осуществляет прием, хранение, отпуск топлива, учетно-отчетная деятельность, проверка погрешности на аппаратах, слив топлива в резервуар, поддержка чистоты на территории АЗС, проверка наличия средств пожаротушения и многое другое. Средняя заработная плата 15 — 20 тыс. руб.


5 слайд

12680 Каменщик Каменщиком называют строительного рабочего, выполняющего кладк

6 слайд

12680 Каменщик Каменщиком называют строительного рабочего, выполняющего кладку и ремонт каменных конструкций из строительных материалов природного или искусственного происхождения. Каменщики строят жилые дома, высотные здания, промышленные комплексы, мосты и гидротехнические сооружения. В настоящее время технические условия сооружения зданий изменились, появились монолитные каркасы, ускорились темпы строительства. Но это все не вытеснило ручную каменную кладку. Сегодня многие хотят придать своим домам, офисам и общественным зданиям уникальный вид, которого невозможно добиться без использования труда каменщиков. Каменщики пользуются высоким спросом на рынке труда. Этим объясняются такие же высокие заработки специалиста 20−30 тыс. Нашими социальными партнерами являются: ООО Рассвет; ООО Южуралстройсервис; ООО Стройкомфорт.


7 слайд


8 слайд

16671 Плотник Деятельность плотника представляет собой работу на стройках гор

9 слайд


10 слайд

19727 Штукатур Штукатур — это специалист, который выполняет такую работу. Шт

11 слайд

19727 Штукатур Штукатур — это специалист, который выполняет такую работу. Штукатур готовит растворы для различных видов штукатурки, размечает поверхности и подготавливает их для оштукатуривания, наносит штукатурку вручную и механизированными инструментами, отделывает оштукатуренную поверхность. Штукатуры работают как в помещениях, так и на открытом воздухе. Люди с такой профессией работают в разных организациях. Ведь не только строительные компании содержат бригады штукатуров. Такие специалисты работают ещё и в крупных организациях с большим объёмом своих помещений, которые нужно постоянно ремонтировать и перестраивать. Строители этой профессии должны быть физически выносливы и не иметь аллергии на пыль. При наличии соответствующего образования штукатур может со временем стать мастером отделочных работ.

Производственные предприятия, заводы, строительные объекты — основные места

12 слайд

Производственные предприятия, заводы, строительные объекты — основные места работы штукатуров. Возможна работа на высоте. Работа штукатура имеет коллективный характер, что требует от человека коммуникабельности и ответственного отношения к осуществляемой деятельности. Штукатуры пользуются высоким спросом на рынке труда. Этим объясняются такие же высокие заработки специалиста 20−30 тыс. Нашими социальными партнерами являются: ООО Строй, ООО отделочные работы в строительстве; ООО Южуралэлектромонтаж; ООО Стройкомфорт.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Челяби

13 слайд

Специальности: Швея(срок обучения -1 год, 10 месяцев) Штукатур (срок обучени

14 слайд

Специальности: Швея(срок обучения -1 год, 10 месяцев) Штукатур (срок обучения -1 год, 10 месяцев)

Обучение ведется по следующим профессиям: обувщик по ремонту обуви портной шв

16 слайд

Обучение ведется по следующим профессиям: обувщик по ремонту обуви портной швея слесарь токарь фрезеровщик Срок обучения - 2 года.

Обувщик по ремонту обуви Обувщик по ремонту обуви это специалист, который вып

17 слайд

Обувщик по ремонту обуви Обувщик по ремонту обуви это специалист, который выполняет восстановление и улучшение всех видов обуви из разных материалов. В зависимости от разряда обувщик по ремонту обуви может выполнять простые или более сложные работы: Распарывание по швам заготовки обуви на отдельные детали и выпаривание ножом задника. Очистка деталей от оставшихся ниток. Рассортировка полученных деталей с отбором пригодных для дальнейшего использования. Растяжка новой обуви на колодках. Удлинение или укорачивание ремней летней обуви. Ушивка верха кожаной обуви. Ремонт резиновой обуви.


18 слайд

Выпускники специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VII - VIII вида могут поступать не в любые профессиональные училища, а только в те, в которых открыты для них специальные группы. Наиболее часто таких выпускников обучают малярному, штукатурному делу, обучают на столяра или плотника. Конкретнее о возможности дальнейшего обучения выпускников специальных общеобразовательных школ лучше выяснять в местном органе управления образованием.

ВложениеРазмер
Куда может поступить выпускник коррекционной школы 8 вида? 412.6 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Куда может поступить выпускник коррекционной школы 8 типа? Выпускники специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VII - VIII вида могут поступать не в любые профессиональные училища, а только в те, в которых открыты для них специальные группы. Наиболее часто таких выпускников обучают молярному, штукатурному делу, обучают на столяра или плотника. Можно одновременно поступить в вечернюю школу и окончив 9 классов, поступить в техникум. Конкретнее о возможности дальнейшего обучения выпускников специальных общеобразовательных школ лучше выяснять в местном органе управления образованием.

№ п / п Наименование профессий На базе основного общего образования На базе среднего (полного) общего образования Количество Срок обучения Количество Срок обучения 1 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорт 30 3г. 10 мес. 2 Тракторист-машинист с/х производства 25 2г. 5 мес. 3 Автомеханик 25 10 мес. 4 Повар, кондитер 25 2г. 5 мес. 5 Штукатур, каменщик 15 профессиональная подготовка 6 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (заочная форма обучения) 15 3 г. 10 мес.

Для подготовки специалистов техникум располагает: - учебные кабинеты - 31 – учебно мастерские и лаборатории – 18 земельный участок – 370 га – автотрктородром – тракторов – 18 – автомобилей – 14 – комбайнов – 2 – компьютерный класс – 1

На базе 9 классов со сроком обучения 10 месяцев : Портной, Изготовитель художественных изделий из дерева. Учащиеся обеспечиваются: стипендией, двухразовым питанием, льготными проездными билетами.

АУ НПО ПУ №4 г.Чебоксары Министерства образования Чувашии На базе специальных (коррекционных) школ со сроком 1 год: штукатур Обучение, питание, общежитие – бесплатно. Есть стипендия.

АУ НПО УЧИЛИЩЕ №11 Минобразования Чувашии 1.Мастер отделочных строительных работ 2. Портной 3.Столяр строительный (на базе основного общего образования 9 классов, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы со сроком 10 месяцев) У чащиеся обеспечиваются: бесплатным питанием общежитием стипендией льготными проездными билетами адрес: 429579,Марпосад, ул.Котовского, 3 6

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Курсовая работа "Проблемы социальной реабилитации и адаптации выпускников специальной(коррекционной) школы VIII вида". х)

Цель : показать проблемы ребилитации и адаптации выпускников специальной(коррекционной) школы VIII вида. .

Профориентация и трудоустройство выпускников специальной (коррекционной) школы
Модель выпускника коррекционной школы

В настоящее время как никогда остро стоит вопрос о важности и значимости воспитания детей, находящихся в условиях коррекционной школы. Такая ситуация обусловлена рядом причин: Потребность общества.

Модель выпускника коррекционной школы

Презентация к выступлению.

Торжественное вручение свидетельств об образовании выпускникам коррекционной школы VIII вида

Сценарий вручения свидетельств об образовании выпускникам коррекционной школы VIII вида.


Куда пойти учиться и работать выпускнику художественной школы.

Вы не знаете, в какой сфере проявить свой талант? Вы не можете определиться, с какой профессией связать вашу жизнь? Или вы вообще не представляете, где могут пригодиться знания и умения, полученные в .


Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в развитии всегда было сложной задачей для государства. А для людей этой категории получение профессии, трудовая деятельность и служит одним из методо.

Профориентация и работа для подростка с УО после колледжа или коррекционной школы

Екатерина Мурашова семейный психолог, автор книг, проводит лекции для родителей

Реально ли найти работу для подростка с умственной отсталостью? Что делать, когда он закончит образование в школе или колледже, — просто сидеть дома? Эта тема часто обсуждается в конференции "Усыновление" — там много активных мам и детей с отставанием в развитии. Красивую историю о профориентации подростка после коррекционной школы рассказала психолог Екатерина Мурашова.

Профориентация подростка. Какие есть ресурсы?

Пришла женщина с сыном. Сын уже большой, старший подросток. И явно какие-то нарушения в развитии у парня. Существенные. Что называется, "на лице написано".

Я от такого всегда расстраиваюсь. Помочь ведь вроде бы и должна (к кому же им еще и идти-то, как не к психологу!), и хочется, но, как правило, ничем не могу.

Что тут может быть? Как его развивать — вряд ли она у меня спросит, поздновато уже. Скорее всего, начались гормональные перестройки, стал агрессивным или по учебе (если учится в какой-нибудь вспомогательной школе) регресс пошел, отказывается заниматься.

Ну что я ей скажу? Особенно если она мама-одиночка (а из семей с такими детьми отцы, увы, часто уходят). Отстаньте от него? Вон он какой большой, не дай бог что вам сделает. Держи́те его в ежовых рукавицах? Дрессуру никто не отменял, а он ведь у вас всяко умнее собаки. Всё плохо, всё не с руки, что бы я ни сказала.

Умственная отсталость, коррекционная школа. Что дальше?

Мама и парень тем временем разместились в креслах.

— Представься, — велела мать.

— Здравствуйте, — сказал парень. — Меня зовут Вася. Мне семнадцать лет. Я учусь в девятом классе.

У него и в речи имелся какой-то логопедический дефект, но пониманию он не мешал. Да и сам дефект был совершенно не противный, что-то вроде грассирования.

— Очень приятно, Вася, — ответила я. — Меня зовут Екатерина Вадимовна.

— У нас диагноз — органическое поражение головного мозга, — сообщила мать. — По-человечески — слабоумие. Но при этом как человек наш Вася очень хороший: добрый, отзывчивый, всегда всем помочь готов, если понимает как. "Застревает" иногда, учителя жалуются. Но если ему напомнить, что он делал, и дать небольшого пинка — всё снова двигается. У нас полная семья, есть младшая девочка. Мы к вам пришли насчет профориентации.

— Кого профориентации? — тупо осведомилась я, судорожно перестраивая сложившуюся у меня (и, очевидно, высосанную из пальца, теперь я не могла этого не признать) семейную картину.

— Васи, конечно, — удивилась женщина. — Сестренке-то его недавно семь исполнилось, рано ей еще.

— Простите, — искренне извиняюсь я. — Я не сообразила сразу.

— Да это уж понятно, — женщина грустно улыбнулась. — Их ведь таких — как? Пока маленькие — учат-учат, и коррекция, и развитие, и льготы всякие, и концерты, и в лагерь мы три раза, считай, бесплатно ездили. А школа у них какая замечательная! Учителя — просто ангелы, возятся с такими сложными детьми, что я бы умерла сразу, наверное.

А вот потом всё это сразу кончается, и сидят они по домам перед телевизором или, вот, перед компьютером теперь и всё, чему научились, постепенно забывают. Сколько я таких историй знаю, увы.

Можно в училище, конечно, — нам говорили, есть такое. Но там специальности такие, для которых нужно концентрироваться, и терпение, и долго однообразно, и руки хорошие с тонкой моторикой, а с этим всем у нашего Василия полный швах.

Но вот мы с мужем подумали: а может, и не обязательно так-то? Есть же простые работы, где не обязательно сидеть и что-то там тюх-тюх-тюх, каждый день одно и то же. Ну надо же попробовать поискать, во всяком случае! Вот и пришли посоветоваться.

Умственная отсталость, коррекционная школа. Что дальше?

Профориентация подростка. Какие есть ресурсы?

Так. Профориентировать медицински слабоумных ребят мне, кажется, еще не доводилось. Ну что ж, тем интереснее. Есть ли у Васи ресурсы? Впрочем, один я уже знаю: любит помогать. Это значит, сфера обслуживания. Но в каком состоянии интеллект? Тестировать его по Векслеру? Долго и муторно. Но, может быть, кто-то уже сделал это до меня?

Ура! Сделали, для какой-то комиссии. Не очень-то я им доверяю — они часто используют сокращенный вариант теста, а выводы делают почти навскидку, — но нам навскидку и нужно. Общий коэффициент — семьдесят восемь. Очень неплохо на самом деле.

Что у нас есть еще?

Вася рассказывает о себе, очень адекватно реагирует на мои уточняющие вопросы. Говорит короткими, но понятными фразами: подлежащее, сказуемое, дополнение. Я уверена, что его этому специально научили. И правильно сделали. Столько я вижу вполне нормальных детей и подростков с мутной, неструктурированной, захлебывающейся речью.

Более того, я подозреваю, что мать меня "просчитала" (я явно не первый психолог на ее жизненном пути) и ответы на мои вопросы с сыном заранее подготовила и разучила. Ну и что? Он может в изменившихся условиях воспроизвести заученный алгоритм, и это уже здо́рово.

Вася любит помогать. Он любит детей, женщин, стариков и животных. Взрослых мужчин он побаивается, в их присутствии теряется (это относится даже к родному отцу) и выглядит более слабоумным, чем на самом деле. Еще боится крови и до паники — пауков.

Вася физически сильный и почти здоровый (при нарушении несложной диеты и обжорстве, к которому он склонен, у него заболевает живот и бывают поносы). У Васи очень истощаемое внимание. Он категорически не любит никакой спорт, но любит гулять и вообще много ходить. Любит кино и театр, особенно детский и кукольный, но может высидеть и взрослый спектакль, в котором почти ничего не понимает.

Крупная моторика вполне удовлетворительная, мелкая — между плохо и очень плохо (хорошо умеет читать, но очень плохо пишет и даже с трудом попадает в нужные клавиши компьютера). Странный ресурс — очень любит арифметику, обожает цифры как сущность, любит их писать, рисовать, раскрашивать, решать примеры в пределах сотни. Знает понятие отрицательных чисел, умеет ими оперировать.

— Удивительно! — говорю я.

— Да, — с улыбкой соглашается мать. — Он, когда меньше был, даже комплименты такие говорил: "Какая вы добрая, красивая тетя! Совсем как цифра три!". Все очень удивлялись.

— Я хочу работать! — говорит Вася. — Не хочу дома сидеть. Дома скучно. Хочу ходить много, делать что-то полезное, как взрослый человек. И денежки зарабатывать, и маме их отдавать, чтобы она могла нам покушать купить.

Работа для подростка с УО

Мы долго всё обсуждали. Уход за животными — опасно. Уход за тяжелыми больными — боится крови, исключено. Что-то на компьютере — невозможно из-за моторики. Сфера обслуживания? Торговля? Для того чтобы расставлять по полкам продукцию, у него явно не хватит объема и концентрации внимания. Но есть же и другие рабочие места в больших магазинах, например грузчики — носить корзинки, составлять тележки.

— О, мне очень нравятся магазинные тележки! — с воодушевлением воскликнул Вася.

— Хорошо, мы попробуем, — сказала мать. — Можно мы потом еще придем, расскажем?

— Ничего у нас не вышло, — женщина пришла одна. — Он сколько-то носил эти корзинки в магазине, а потом ему надоело, и он просто ушел домой. Никому ничего не сказал. Да еще и бутылку кефира с собой унес, не заплатив. Очень неудобно.

— А как вам объяснил, почему ушел?

— Сказал: мне скучно, ходить некуда, уйти нельзя, никто со мной не разговаривает. И делать нечего, когда корзинок нет.

— Вы хотите продолжать попытки?

— Да, однозначно. Вася сам очень хочет. На самом деле идея работы ему очень нравится. Он сам очень расстроился, что ничего не вышло, и переживал из-за кефира: он потом понял, что получилось, как будто он его украл.

— Вася любит много ходить. И умеет читать. Может быть, курьером? Это сдельная работа. Он сможет ходить столько, сколько захочет.

— Да, точно, вы правы, это ему может подойти.

— Ему даже не столько ума, сколько выдержки не хватило! — Вася — вместе с отцом, высоким мужчиной с седыми висками. — Два, почти три месяца все шло хорошо. А потом он неправильно понял сложный адрес, два часа бегал кругами вокруг большого здания, вломился в две чужие конторы, напугал там девушек, позвонил отправителям, пытался уточнить, а там какой-то клерк повторил тот же адрес и сказал: это ваша работа!

Он пытался позвонить матери, она не услышала звонка, я был на совещании, тогда он психанул, выбросил пакет в урну и побежал на вокзал — уехать со стыда куда подальше и никогда больше домой не возвращаться. Хорошо, позвонил перед тем сестре — проститься. Она сразу перезвонила нам, и мы перехватили его на вокзале.

— Мне очень стыдно, я поступил неправильно, — понуро сказал Вася, крутя на пальце номерок от гардероба.

— Но я все равно хочу! — Вася вскинул голову, погладил пальцами цифру на номерке и плотно сжал толстые губы. Тут стало видно, что сын с отцом похожи. — Я очень хочу работать! Мне понравилось на самом деле! Я себя так хорошо чувствовал! И сестре котенка игрушечного купил. А маме — конфет.

— О да, — подтвердил отец. — Он действительно очень прямо вырос за эти два месяца. Мы все заметили. Поэтому мы хотим продолжать попытки.

Я преисполнилась уважения к их упрямой и позитивной семейной воле. Но что же им еще предложить?

— Мы как-то никак пока не задействовали его арифметическое хобби, — вспомнила я.

— Увы! — невесело усмехнулся отец. — В эпоху электронно-вычислительных машин это будет трудновато использовать.

Но тут мой взгляд снова упал на номерок.

— Гардероб! — воскликнула я. — Цифры. Понятное дело, огороженное стоечкой. И, кажется, в соседней взрослой поликлинике опять уволился гардеробщик.

— Мы идем туда прямо сейчас! — решительно заявил отец. Вася с готовностью вскочил.

Как сделать карьеру. в гардеробе

Прошел. год? Два? Три? Опять Вася с мамой. Круг замыкается? У них опять не вышло? Бедные они, бедные.

Но мать улыбается.

— Мы не про профориентацию в этот раз. Мы про карьеру.

Осторожно возвращаю пальцем уползшие под челку брови.

— Мы с третьего раза так удивительно попали, что это просто чудо! — объясняет женщина. — Он эти номерки разве что себе под подушку не кладет, у него там какие-то сложные системы, как что куда вешать и вообще. И старичкам он пальто подавал, и улыбался всем, и любили его, и даже (в поликлинике-то!) чаевые давали. Или конфетку, там.

Ему сестра-хозяйка в поликлинике сказала: Вась, да у тебя просто призвание какое-то к этому гардеробному делу, первый раз такое вижу! Ты явно нашу-то поликлинику перерос. Сейчас лето настанет, все равно увольняться, и надо тебе дальше двигаться, гардеробную карьеру делать.

Он ее-то постеснялся, пришел домой и меня спрашивает: мам, что такое гардероб — я знаю, а что такое карьера? Ну, я ему, как могла, объяснила, он воодушевился и говорит: так там еще больше номерков будет? Тогда я хочу ее делать!

Ну что ж, я его к себе в техническую библиотеку в гардероб устроила. Новые номерки, новые вешалки — он был в полном восторге. Полгода у него ушло только на то, чтобы со всеми с ними познакомиться (это он так про номерки говорит) и выработать свою систему, куда что и в каком порядке вешать. Потом чисто наслаждался. Одна проблема: когда номерок теряется, он плачет. Но я уж его научила в каморку уходить. А так — всё отлично, мы, сами понимаете, рады донельзя.

Но тут вот летом он ко мне приходит и говорит: что ж, мам, пора мне двигаться дальше. Мы с отцом так и сели. В каком смысле, спрашиваем. Ну, отвечает, с новыми номерками знакомиться, карьеру делать. Мы ему: Вась, от добра добра не ищут, надо же понимать. но он уперся.

— Отлично! — воскликнула я, неожиданно воодушевившись. — Вася, ты абсолютно прав! Человек должен расти, пока это возможно. У тебя же явно есть резерв. Ты еще не достиг своего максимального объема номерков и предельной скорости взаимодействия с ними. Вася, сейчас я скажу тебе, где находится вершина гардеробной карьеры! И куда тебе надо стремиться. — Мать смотрела на меня с тревогой. ("Остапа понесло", — подумала я трезвой частью своего сознания.) — Это театральный гардероб, Вася! Гардероб в театре, понимаешь? — Вася истово закивал. — Там очень много номерков и, когда кончается спектакль, надо моментально обслужить много-много народу. И номерки там очень красивые.

— А знаешь, что сказал самый известный русский режиссер Станиславский? — Я сделала торжествующую и насквозь театральную паузу. Мать Васи округлила глаза. — Он сказал: театр начинается с гардероба! То есть гардероб — это чуть ли не самое главное в театре!

— Неужели прямо так и сказал?! — Вася от восторга даже захлопал в ладоши.

— Именно! Хоть у мамы спроси, хоть у интернета.

— Спасибо. Я понял. Я буду дальше делать карьеру. И я стану гардеробщиком в театре. Я видел там номерки. Они прекрасны.

Мама без Васи. С конфетами и слезами. Прошло много времени, я ее не помню. Она напоминает: театр начинается с вешалки! Слабоумный юноша, любящий номерки.

— Спасибо, спасибо. Вы знаете, нам не сразу, но удалось — в театр, в большой, в настоящий. И его там все знают. Он чуть ли не знаменитостью стал. И однажды — это правда, мне другие служащие подтвердили, — известный режиссер привел к нему в гардероб своих студийцев, попросил Васю рассказать о себе, а потом сказал: вот смотрите, вот это — призвание! Вот так надо служить театру! У всех ли у вас есть такое же — сильное, красивое — к профессии актера? У кого нету — уходите, пока не поздно, и ищите свое, как Василий нашел. Спасибо вам.

— Да мне-то за что? — удивилась я. — Это же вы всё сами сделали. Вся ваша семья, включая маленькую сестренку. И Вася, конечно. А режиссер прав: у всех есть призвание, главное — его вовремя найти.

Читайте также: