На что ориентирована профессия учитель культура профессиональной речи педагога

Обновлено: 18.04.2024

Система высшего образования преследует цель достичь самостоятельной, социальной и профессиональной компетенции на основе полученных в стенах университета знаний, навыков и умений. Решение этой цели упирается в содержательное, аргументированное, впечатляющее выражение с использованием различных языковых средств изображения полученных студентом базовых знаний. Поэтому знания в сфере казахского язка в высшей школе, получаемые студентами, дают свои результаты в применении их в ходе работе, способствующей развитию письменной, устной и красивой речи. В таком случае большое внимание необходимо уделять доказательству того, что речевая культура студентов является основным показателем их профессиональной квалификации. Вместе с тем большое значение уделяется подготовке специалистов нового формата, быстро адаптирующихся в условиях быстроменяющихся производства и рынка в сфере высшего образования. Поэтому в ходе организации обучения применение различных способов и приемов, способствующих повышению речевой активности, развитию выражать открыть свое мнение, обмениваться мыслями приводит к созданию условий для верного решения проблемы речевой культуры обучающихся. Для этого в ходе занятия необходимо уделять внимание коммуникативным свойствам слов, языковым нормам. Если студент, способный выявлять языковые нормы, овладеет всеми возможностями, установленными законами родного языка, не станет употреблять слова как попало, очевидно, что он будет стремиться к устному, письменному, культурному и систематическому выражению своих мыслей.


3.Ксенофонтова А.Н. Речевая деятельность, речевая культура и культура речи. К определению понятий // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, Т. 12. № 3(3). 2010. С. 633-637.

6. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр "Академия", 2011. -256 с.

7. Жаксылыкова К. Способы эффективного применения фразеологизмов в обучении студентов профессиональному казахскому языку. / Язык специалиста и профессиональная художественная речь. Сб.научных статей.2014. с. 29-32.

9.Калимукашева Б. Методика обучения студентов в ораторской речи: автореф. канд.пед.наук. -Алматы, 2000.

11. Кыдыршаев А., Шакуова Д., Газиз Н. Риторическая личность педагога в контексте профессиональной культуры. / Материалы международной научно-методической конференции "Актуальные проблемы казахского языкознания. ІІ том, Кокчетав, 2017, с. 221-227.

21. Алимов А. Как составить план успешного урока. - Алматы: Научно-исследовательский центр образования и информационных технологий, 2018.-47 с.

Введение. Студенты высших учебных заведений в соответствии с требованиями современности должны стать специалистами, глубоко понимающие суть своей будущей специальности, умеющие содержательно, аргументировано, на литературном языке мастерски передавать свои знания, владеющие обильным словарным запасом. Поэтому, пробуждая интерес у студентов к возможностям языка через обучение вузовских дисциплин, формирование будущих учителей мастерства речи и привитие навыков процесса искусной обдуманной речи являются одной из важнейших задач. С этой точки зрения будущий специалист казахского языка должен быть личностью, наряду с глубокими знаниями обладающей большими способностями к творческому мышлению, умеющей систематизировано донести свои мысли, с формировавшимися навыками искусной речи. Поскольку будущий педагог-языковед должен обладать таким способностями, как выступать с речью перед аудиторией, участвовать в различных диспутах, свободно выражать свое мнение культурной речью. Будущий учитель должен придать значение уверенности, эффективности своей речи, а также ясности и точности. Поэтому вопрос формирования речевой культуры на профессиональном языке у студентов на сегодняшний день находится в центре внимания у лингвистов.

Цель исследования. Студент, освоивший и качественно анализирующий грамматические свойства слов, модели формы слов, то есть проявляющий результаты полученннх знаний, сможет выразить свои мысли ясно, четко и донести их до слушателя. Вопрос развития речевой культуры обучающихся должен рассматриваться как при проведении аудиторных и внеаудиторных работ, так и при самостоятельных работах студентов.

А М.Балакаев утверждал: «Овладение богатством языка – это действие человека, который уважает родной язык, тянется к вершине культуры речи. Основной целью науки по культуре речи является верный отбор имеющихся слов в литературном языке, говорить со вкусом, научить письму, грамоте, поднять на должный уровень качество культуры речи [2, 28].

С.Д. Якушева утверждает, что педагог-мастер — это специалист высокой культуры, мастер своего дела, он в совершенстве владеет преподаваемой дисциплиной, методикой обучения и воспитания, обладает психологическими знаниями, а также знаниями в различных отраслях науки и искусства [6, 5].

К.Жаксылыкова, отмечая, что качественное и осознанное овладение профессиональным казахским языком в высших учебных заведениях зависит от различных факторов, особое внимание уделяет обучению фразеологизмов, которые считаются ядром слова в обогащении профессионального словарного запаса студентов. По мнению исследователя, фразеологизмы подпитывают речь, способствуют красивому изложению мысли, также они могут явиться показателем обозначения степени богатства речи у студентов[7, 29].

К тому же к специалистам казахского языка и литературы в школах предъявляются весьма высокие требования. Многие ждут от них художественной речи на литературном языке. И это вполне уместное требование, поскольку учителей обязывает к этому не только их профессия, но и работа в школе. Именно поэтому учитель казахского языка и литературы должен не только сам владеть искусством красноречия, но и научить этому своих учеников. Поэтому специалисты по языку и литературе просто обязаны уметь говорить культурно на литературном языке.

Совершенствование словарного запаса студентов обучение их его умелому использованию - клячевой вопрос в развитии речи, так как письмо и разговорная речь студента, имеющегобогатый словарный запас, будут всегда содержательны, понятны. Нужно обращать особое внимание на степень исползования новых слов в процессе развития речи студентов.Таким образом, для совершенствования навыков речевого общения студентов необходимо уделять внимание обогащению их словарного запаса.

Будущий учитель может достичь определенных результатов только в том случае, если поймет глубину значения речевой культуры, будет пополнять знания по культуре речи, развивать свою речевую культуру. Б.Калимукашева, рассматривавшая методику обучения студентов ораторскому искусству, в ходе проведения эксперимента по выявлению речевых способностей студентов, пришла к следующим выводам и результатам:

– наблюдается формирование мышления студентов только в одной структуре при малом выполнении видов специальных заданий;

– выявлено, что при составлении диалога не учитываются стилистические особенности свободной беседы в дискуссии, использование полных и неполных простых предложений, также многократное использование полных предложений, не учтены возможности применения перемены местами слов в предложениях;

– поскольку студенты не заучивали примеры из речи ораторов, во многих случаях было выявлено формирование без учета особенностей ораторского искусства;

– наблюдается недостаточное владение методами в написании рецензии, отзыва, изобразительного выражения мысли;

Среди студентов распространено такое явление, когда они на семинарских, практических занятиях и даже на экзаменах не могут в полной мере выразить свои мысли, запинаются, думают, не могут подобрать нужное слово. Очевидно, что в высших школах не уделяют должное внимание развитию речи, совершенствованию речевой культуры студентов.

Такая ситуация является результатом того, что в вузах не проводится работа по развитию речи, речевой культуры студентов.

Для недопущения подобных недостатков в вузах на всех специальностях необходимо внедрить в учебные планы предмет культура речи. Это будет способствовать осуществлению подготовки грамотных, культурных специалистов, умеющего говорить на литературном языке, отвечающего требованиям современности.

Культура речи требует, в первую очередь, правильное применение в соответствии с нормами литературного языка. Поэтому по какой бы специальности не обучался будущий педагог, он должен овладеть нормами литературного языка. Для этого на занятиях необходимо ознакомить студентов с суждениями ученых, проводить анализ, проводить систематическую работу по видам языковых норм, объяснять на конкретных примерах их особенности.

Преподаватель как риторическая личность, педагог-ритор в качестве воздействующего на свою аудиторию и устанавливающего аудиторную связь, одновременно своими словами, своеобразным человеческим обычаем, манерой разговора, содержательностью, при помощи обучающей учебной дисциплины готовит личность студента к подготовке совместных выводов, подготавливает глубокому пониманию и осознанию основного главного обекта, в результате воспитывает через обучение, адаптирует к жизни [11, 221].

«Для сохранения точности языка, слова необходимо учитывать следующее:

- знать предмет, его основные признаки, о которых будет идти речь;

- знать язык и его возможности;

- уметь применять языковы средства и приемы в соответствии с признаками этого предмета;

- уметь отбирать ерный вариант слова из синонимического ряда для выражения мыслей;

- уметь выбирать однокоренные слова в соответствии со значением слова;

Таким образом, умение уместно, точно применять слова, правильно выделять значение слова, точно передать свою мысль слушателю являются признаком культурности. Поэтому будущий педагог в стенах университета должен уяснить особенности точности слов, являющейся одним из коммуникативных качеств слова, научиться культурной речи.

В заключение хочется отмемтить, что развитие речевой культуры будущих специалистов – требование современности. Поскольку у культурного человека цивилизованного государства речь должна быть культурной, соответствующей литературным нормам. Поэтому в формировании личности обучающихся в вузах как будущего педагога главным фактором является высокое развитие речевой культуры. Каждый специалист должен владеть навыками убеждения, чтобы заинтересовать широкий круг своих читателей. Важно стремиться научитсься выступать ярко, открыто, увлекательно, говорить образно, стремиться к формированию собственного стиля в речи, вырабатывать чувство уверенности в себе[19,9].

Вооружение студентов высших учебных заведений основами теоретических знаний, развитие их творческого потенциала, повышение активности в результате всестороннего поиска, соответственно и развитие культуры речи тесно связаны с эффективным применением различных инновационных методов и средств обучения. В процессе обучения в вузе при приучении студентов к профессиональной речи, умении заинтересовать их преподаватель играет важную роль. Поэтому по мнению ученых, все положительные изменения в системе профессионального образования зависят от психологических особенностей, средств мышления, творческой активности, благого отношения к себе и другим, личностных ценностей [20,142], а также успешно составленного плана уроков [21].

Культура речи учителя: коммуникативная культура педагога, типы языковых культур учителей и требования к культуре речи педагога. Четкая дикция – обязательное условие хорошей речи, исправления дефектов дикции. Способы повышения мастерства речи педагога.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.03.2014
Размер файла 28,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования республики Казахстан

Костанайский государственный педагогический институт

Факультет заочного обучения

Зачетная книжка № 8148

Дисциплина «Основы педагогического мастерства «

Проверил: ст. преподаватель Иванова Е. Н..

Дата выполнения - 17. 11. 2013.

Дата подачи на проверку _____

1. Культура речи учителя

1.1 Коммуникативная культура педагога

1.2 Типы языковых культур учителей

1.3 Требования к культуре речи педагога

2. Техника речи педагога

2.1 Четкая дикция - обязательное условие хорошей речи

2.2 Пути исправления дефектов дикции

3. Способы повышения мастерства речи педагога

Список использованной литературы

культура речь учитель

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи - это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не Учитель обязан владеть культурой речи.

Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

И культура общения, и культура речи обеспечивают достижение цели общения наиболее эффективными средствами. Для этого не только педагогу, но и каждому государственному служащему, да и вообще современному человеку, очень нужно, с одной стороны, овладеть хотя бы важнейшими риторическими навыками, а с другой - избежать коммуникативных неудач, связанных как с нарушениями этикета, так и с игнорированием различий устной и письменной форм речи, нечеткостью, небрежностью речи.

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- Рассмотреть требования к культуре речи педагога;

- Рассмотреть природу общения педагога;

- Изложить возможности решения проблем, связанных с деятельностью педагога.

1. Культура речи учителя

1.1 Коммуникативная культура педагога

Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня речевой культуры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания.

Стихийное формирование коммуникативной культуры педагога приводит нередко к авторитарному стилю общения, возникновению частых межличностных конфликтов, напряженности в отношениях между учителем и учениками (группой или целым классом), к падению дисциплины, снижению успеваемости, нежеланию учиться, психическим травмам и невосполнимым потерям в нравственном воспитании и, как следствие этого, в ряде случаев к отклоняющемуся от социальных норм поведению школьников.

К коммуникативным качествам личности, которые составляют основу педагогического общения, относятся:

o четкая дикция;

o умение слушать и чувствовать людей.

Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как:

коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса

социальное родство - желание находиться в обществе, среди других

альтруистические тенденции - эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека.

Серьезные препятствия во взаимодействии учителя и ученика создают:

дефекты речи (особенно при объяснении нового материала) ;

погруженность в себя (при установлении контакта с учеником, нахождении индивидуального подхода к нему).

Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.

1.2 Типы языковых культур учителей

Через всю свою жизнь проносим и мы образ того, кто первый раз встречал нас у школьного порога и вел в новый мир. Шли годы, мы росли, менялось наше мироощущение, набирался бесценный багаж знаний. Жизнь сталкивала нас на своих дорогах с разными учителями.

В современной школе мы видим три типа языковых культур учителей:

Носители элитарной речевой культуры;

Учителя с литературно-разговорным типом речевого поведения

Начнем с характеристики представителей элитарной речевой культуры. Это идеальный тип речевого поведения педагога, к сожалению, в современной школе, встречающийся крайне редко.

Носители элитарной речевой культуры владеют всей системой функционально-стилевой дифференциации литературного языка, и каждый функциональный стиль используют в соответствии с ситуацией. При этом переключение с одного стиля на другой происходит как бы автоматически, без особых усилий со стороны говорящего. В их речи нет нарушения норм литературного языка в произношении, ударении, образовании грамматических форм, словоупотреблении.

Одним из признаков элитарной речевой культуры является безусловное соблюдение всех этических норм, в частности, норм национального русского этикета, требующих разграничения ты- и вы - общения. Ты-общение используется только в неофициальной обстановке. Никогда не допускается одностороннее ты-общение. Они пользуются языком творчески, их речь обычно индивидуальна, в ней нет привычной заштампованности, а в разговорной речи - стремления к книжности.

Эмоциональной, громкой, четкой, насыщенной эпитетами и сравнениями.

Уверенной, для чего необходимо знание материала.

Подготовленной: должны быть продуманы любые случаи незапланированного развития беседы. Доброжелательный ответ на все.

На мой взгляд, учитель должен иметь философское, невраждебное чувство юмора. В большинстве случаев такой педагог представляется детям образцом для подражания. Именно поэтому ему необходимо тщательнейшим образом следить за своей речью, так как дети не прощают ошибок тем, кто их учит.

Как следствие всего этого - речевое поведение, которое характеризуется:

Монотонностью в голосе, отсутствием эмоциональности.

Раздражением: когда ученик задает вопрос, а учитель не знает на него

Грубость в голосе.

Отсутствием жестикуляции, которое, как правило, не ведет к контакту.

Незнанием цитат из художественных произведений (для учителя

литературы), т. к. это не ведет к восприятию изучаемого материала.

Неправильной постановкой ударений, что недопустимо для учителя-словесника. О невысоком общекультурном уровне таких педагогов говорит их излишняя самоуверенность: например, делая неправильное ударение в слове, многие из них доказывают, что это правильно, что существуют различные варианты произносительной нормы.

Скупостью на синонимы, сравнения, эпитеты.

Частой повторяемостью одного и того же слова в процессе объяснения,

за исключением терминологии.

Недостаточное уважение к адресату. Как правило, это выражается в

неполном следовании именно нормам устной речи - стремление говорить длинными, сложными фразами с деепричастными и причастными оборотами. Таким образом, ведется политика устрашения собеседника, подавления его желания говорить, отстаивание своей, даже неверной, точки зрения.

1.3 Требования к культуре речи педагога

«Умение говорить -- это кратчайший путь к известности. Почти любой может говорить так, что будет приятен и желанен в обществе, если он обладает верой в себя и людей. «.

«Речь - это форма существования языка, его воплощение, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна.

Выделяют следующие формы речи:

Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия собеседников.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз (“Разум человека проявляется в ясности его речи”). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи.

Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др. ; разделительные звуки - это кашель; нулевые звуки- это паузы, а также звуки назализации -“хм-хм”, ”э-э-э” и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие-53% (“говорим голосом, беседуем всем телом”).

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам:

? речевой - вербальный от лат. verbalis - устный, словесный;

Речь, как средство общения, одновременно выступает как:

? способ взаимодействия собеседников.

В структуру речевого общения входят:

? значение слова, фраз;

? смысл слов, фраз;

? речевые звуковые явления:

модуляция высоты голоса:

? выразительные качества голоса:

характерные специфические звуки, возникающие при общении:

В речевом общении также играют важную роль:

? точность употребления слова;

? правильность построения фразы;

? правильность произношения звуков, слов, выразительность;

Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является: плавная, спокойная, размеренная манера речи.

Существует 10 основных категорий информации о говорящем, которые в рамках невербального канала акустическим путем передаются слушателю, независимо от того, что говорит человек:

пространственная и другие.

Чтобы выступать перед аудиторией, учитель должен обладать рядом специальных навыков. К ним относится навыки:

написания текста речи;

самообладания перед слушателями;

ориентации во времени.

Требования к культуре речи педагога

правильность богатство чистота

Речь - объективный мир:

Речь - ее обстановка, содержание, назначение:

образность выразительность благозвучие

2. Техника речи педагога

2.1 Четкая дикция - обязательное условие хорошей речи

Дикция - это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи.

Ясность и чистота звучания речи зависит от правильной и активной работы артикуляционного аппарата.

В курсе техники речи уделяется внимание менее резко выраженным, но тем не менее гораздо более распространенным недостаткам: нечеткости, невнятности произношения гласных и согласных звуков. Специальные упражнения должны способствовать совершенствованию дикции. Однако успеха можно достичь лишь при условии систематической работы.

2.2 Пути исправления дефектов дикции

Исправлением таких недостатков дикции, как картавость, шепелявость, гнусавость, занимается логопедия.

Для тренировки артикуляционного аппарата можно выполнять следующие упражнения:

Пластическая гимнастика органов речи.

Энергично, но плавно опустите нижнюю челюсть -- откройте рот. Поднимите нижнюю челюсть и сомкните рот. Заметьте, что подвижной является нижняя челюсть. Повторите 5-6 раз.

Выдвиньте нижнюю челюсть вперед, верните ее и в первоначальное положение. Повторите 5-6 раз.

Отодвиньте язык как можно глубже, а затем распрямите и коснитесь его корней нижних зубов; вновь отодвиньте язык вглубь и, распрямляя его, коснитесь кончиком языка корней верхних зубов.

Двигая язык внутри рта, коснитесь кончиком языка сперва левой щеки, потом правой.

Все упражнения вначале желательно делать с зеркальцем, движения должны быть медленными и плавными. Повторите 5-6 раз.

3. Способы повышения мастерства речи педагога

Каждый учитель знает: чтобы воздействие словом было максимально эффективным, необходимо научиться владеть своим голосом, речевым аппаратом.

Голос способен передавать малейшее движение внутренней жизни, просто и красиво выражать наши мысли и чувства.

Выступление с лекцией, докладом, выразительное чтение литературного произведения учителем в аудитории, а также речь учителя в процессе его общения с учениками в школе и вне школы должны быть действенным. Речь должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умение пользоваться им в различных условиях. Умение владеть голосом связано с развитием фонационного (звукового), или так называемого речевого, дыхания. Вместе с тем качество звучания речи зависит от яркости, отчетливости произношения - дикции и от соответствия речи нормам русского литературного произношения. Это дает возможность передавать эстетическое и эмоциональное богатство лекции, речь учителя поможет ему в общении с учениками воздействовать на их чувства, мысли, поведение и поступки.

Овладеть техникой речи - значит уметь проявлять речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение. Разнообразный комплекс упражнений в дыхании, в совершенствовании голоса и дикции и составляет работу над техникой речи.

Воспитание речевого голоса - работа очень кропотливая, осторожная, настойчивая, а главное - повседневная. Воспитанием голоса нельзя заниматься от случая к случаю.

Помимо постоянной тренировки, необходимо следить за своей бытовой речью.

Не говорите при расслабленном дыхании, не напрягайте мышцы шеи. Если в области гортани возникает чрезмерное мышечное напряжение - зажим, его можно убрать, вызвав сознательно ощущение зевка. Зевок этот следует делать, не открывая рта, по возможности незаметно для окружающих.

Высокий уровень речевой культуры - неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь - задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении. Нужно постоянно обогащать свои словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.

Можно сказать, что общество имеет такую речь, какую общество создало, и использует речь так, как умеет и может. Влияние речи на общество усиливается вместе с развитием самого общества - это влияние возрастает по мере развития производства, техники, науки, культуры и государства. Речь участвует в организации труда, в управлении общественным производством, деятельностью учреждении, в осуществлении процесса образования и воспитания членов общества, в развитии литературы и науки.

Общество влияет на речь, но и речь, в свою очередь, влияет на общество, участвуя в раз личных областях жизни и деятельности людей.

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься, так как от уровня и качества его общения зависят успехи в личной, производственной и общественной сферах жизни.

В заключение надо сказать, что важно понимать, что с детьми разного возраста необходимо иметь разную тактику ведения беседы. Мы не можем себе позволить одинаково разговаривать с учеником третьего и восьмого класса. Необходимо помнить, что именно возможность заинтересовать учащихся собой и своим предметом ведет к полноценному диалогу.

Детская психика - самое дорогое, что есть у преподавателя, он должен её беречь, а соответственно, следить за тем, какое зерно он посеет в неокрепших душах учеников. Это задача настоящего учителя.

Список использованной литературы

Крылова Н. Б. Культурология образования. - М. : Народное образование, 2000. - 272 с.

Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. - М. : ВЛАДОС, 1998, 274 с.

Степин В. С. Культура // Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко и др. - Мн. : Книжный дом, 2003. - 1312 с.

Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. Мн. : Университетское, 2000. 348 с.

Подобные документы

Понятие о культуре и стилях речи. Особенности официально-делового, научного и художественного стилей. Требования к речи педагога. Речевая культура воспитателя как условие повышения развития речи дошкольника. Тренинг как метод активного обучения.

курсовая работа [45,8 K], добавлен 25.11.2014

Общие задачи педагогической деятельности. Оценка совместимости учебной и воспитательной деятельности учителя. Анализ профессиональных и личностных качеств педагога. Значение культуры речи в педагогической деятельности, личностно-гуманная модель общения.

курсовая работа [41,3 K], добавлен 31.05.2014

Содержание понятия монологическая речь, ее лингвистические особенности, коммуникативные функции, психологические характеристики. Требования к речи педагога. Методики выявления уровня монологической речи. Исследования разнообразия и нормированности речи.

курсовая работа [99,3 K], добавлен 19.09.2009

Общение как механизм взаимодействия людей и социума, понятие культуры речи. Культура речи в профессиональной деятельности. Аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический. Составные профессиональной культуры речи и качества личности.

реферат [16,1 K], добавлен 02.06.2008

Создание условий для правильного развития речи детей раннего возраста. Культурные и методические требования к качеству речи педагога. Развитие эмоционального общения со взрослым детей раннего возраста. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи.

Культура речи педагога – это одно из его важнейших профессиональных качеств.

Понятие культуры речи педагога и ее компоненты

Общая культура человека, наиболее ярко проявляется в его речи. Манера выражать собственные чувства и мысли, в определенном смысле является визитной карточкой каждого человека, а также характеризует его как профессионала в конкретном виде деятельности. Именно речь формирует первое впечатление о человеке. Поэтому каждому педагогу крайне важно развивать и совершенствовать собственную речь еще с момента обучения в ВУЗе.

В профессиональной культуре речи педагога принято выделять три основных профессиональных компонента:

  • Нормативный компонент – определяет речевую правильность произношения слов.
  • Коммуникативный компонент – представляет собой способность воспринимать и понимать речь собеседника.
  • Этический компонент – представлен уместностью и правомерностью высказываний в соответствии с ситуацией

Должностное положение педагога довольно часто не позволяет ему заниматься непосредственно развитием собственной профессиональной речи. Это связано с большой загруженностью и дефицитом свободного времени. Уверенность в том, что учащиеся в силу своего положения, в любом случае обязаны выслушать речь педагога и постараться понять ее содержание, приводит к тому, что некоторые учителя имеют низкий уровень культуры речи. Впоследствии такая речь входит в привычку, что негативно сказывается на авторитете педагога и эффективности преподавания. Не все педагоги понимают, что их речь является мощным средством управления учащимися и их основным профессиональным инструментом.

Таким образом, культура речи педагога представляет собой культуру мыслей педагога, уровень его профессионализма и нравственных качеств.

Нормы и правила культуры речи педагога

Высокая культура речи педагога представлена умением правильно, выразительно и точно излагать собственные мысли посредством языка.

Готовые работы на аналогичную тему

Для того, чтобы речь педагога была достаточно культурна и в то же время насыщена, необходимо придерживаться следующих правил и норм:

  1. Содержательность – речь педагога, должна быть продуманной, сжатой, но при этом максимально информативной. В том случае, если речь педагога немногословна, но при этом содержательна, то это свидетельствует о высокой культуре и развитости мышления.
  2. Логичность – педагог должен уметь излагать собственные мысли логично и обоснованно, высказываемые положения обоснованы, последовательны, взаимосвязаны и непротиворечивы.
  3. Доказательность – приводимые педагогом в разговоре довод должны быть обоснованы, достоверны и по существу, всё, о чем говорится носить реальный и объективный характер.
  4. Убедительность – цель речи педагога заключается в том, чтобы убедить собеседника в правильность тех сведений, которые он сообщает. Данное убеждение необходимо закрепить и укоренить в сознании каждого ученика. Для этого следует учитывать психологические характеристики учащихся, их системы ценностей и взглядов, уметь обращаться не только к разуму, но и к совести, иллюстрировать собственную речь яркими и доступными практическими (жизненными) примерами.
  5. Ясность – речь педагога должна быть четкой, спокойной, сдержанной и иметь умеренный тон. В том случае, если речь слишком быстрая или напротив медленная, то ее сложно воспринимать собеседникам. Тусклая и невыразительная речь, не способна качественно передать идеи и мысли, их содержание и значимость.
  6. Понятность – в процесс разговора необходимо использовать только понятные собеседнику термины и слова. Также следует убеждаться в том, что речь понятна учащимся, и они понимают именно тот смысл, который вкладывает в нее педагог.
  7. Чистота речи – выражается отсутствие в ней чуждых литературному языку элементов и тех, которые отвергаются нормами нравственности.

Факторы, оказывающие негативное влияние на культуру речи педагога

Негативное влияние на культуру речи оказывают:

  • Диалектизмы – это слова, представленные местными или территориальными говорами и диалектами.
  • Варваризмы – иностранные слова, которые включаются в речь без необходимости и тем самым нарушают смысл сказанного.
  • Жаргонизмы – слова, присущие конкретным социальным или профессиональным группам.
  • Вульгаризмы – представлены бранными и ругательными словами, которые унижают честь и достоинство человека.
  • Слова-паразиты – часто повторяемы слова, которые заслоняют общий смысл сказанного.
  • Междометия – различные неуместные звуки и слоги.
  • Канцеляризмы – слова и обороты, которые являются типичными для делового стиля общения и неуместными в профессиональной речи педагога.
  • Штампы – шаблонные и избитые фразы, которые часто употребляются, иногда и не к месту.
  • Малоизвестные слова, словосочетания, термины и т.д. – их использование не позволяет понять суть и содержание сказанного. В том случае, если избежать их применения невозможно, то после употребления необходимо дать им полное и понятное объяснение.

Для того, чтобы избежать данных факторов, необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Говорящий должен соблюдать самостоятельность мышления, то есть излагаемый педагогом материал должен быть понятен и педагогу, и учащимся.
  2. Неравнодушие к тому материалу, который педагог излагает перед учащимися.
  3. Хорошее знание языка, богатый словарный запас, развитые коммуникативные навыки.

Таким образом, педагогу, для овладения культурой речи необходимо проведение систематических речевых тренировок. Для этого следует как можно чаще выступать перед аудиторией, а также посещать выступления других ораторов (открытые занятия, семинары, конференции и т.д.), с целью получения от них опыта. Кроме того, следует сформировать психологическую целевую установку на выразительность своей речи. Речь педагога должна свидетельствовать о его уважительном отношении к окружающим. Только при этих условиях он сможет в совершенстве владеть культурой речи - одним из важнейших профессиональных качеств.

Автор: Туркина Тамара Григорьевна

Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар

Введение

Речь - это форма существования языка, его воплощение, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна.

Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия собеседников.

Согласно требованиям современных ФГОС педагоги ДОУ должны создавать условия для речевого развития воспитанников, которое включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи и пр.

В исследованиях Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина и других основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых[1].

Таким образом, качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

I . Культура речи педагога

Речевая культура в современном понимании – это область лингвистики и риторики, которая изучает осознанную речевую деятельность как целенаправленную, целесообразную и этически корректную. Речевая культура – это основной инструмент культуры в целом.

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи.

Культура речи педагога охватывает все компоненты речевой деятельности и их составляющие. Определенные нормы существуют для всех компонентов речевой культуры и проявляются они, прежде всего, как нормы общения: когнитивная (восприятие других и их понимание), аффективная (отношение к другому), поведенческая (выбор поведения в конкретной ситуации). Наиболее значимыми нормами общения являются этические и коммуникативные.

Коммуникативные и этические нормы представляют собой конкретные правила, помогающие осуществлять оптимальное общение, создавать благоприятный эмоциональный климат и раскрывать личность каждого партнера по общению. Они обеспечивают выбор средств общения и действуют на всех этапах речевой деятельности.

Коммуникативные качества речи – это свойства, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность, правильность.

Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Однозначного понимания термина не существует.

Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей.

Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.

II. Компоненты профессиональной речи педагога

Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к его речи ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные речевые качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.

Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:

  • Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.
  • Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
  • Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.
  • С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.
  • Голос педагога должен быть достаточно вынослив.

Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, полетностью, выносливостью.

Следующим компонентом речи является дикция. Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.

Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

III . Требования к речи воспитателя ДОУ

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи воспитателя ДОУ, работающего с детьми дошкольного возраста.

Речь воспитателя должна строго соответствовать по содержанию возрасту детей, на которых она направлена, их развитию, запасу представлений об окружающем, опираться на их опыт.

Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения с дошкольниками и другими людьми.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

  • Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
  • Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
  • Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться речевым этикетом, ориентироваться на ситуацию общения и др.).
  • Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
  • Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
  • Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
  • Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов- паразитов, диалектных и жаргонных слов.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – это залог успешности работы воспитателя по речевому развитию детей в ДОУ.

Заключение

Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Культура речи, как наука о языке, может и должна:

  • помочь детям овладеть нормами литературного языка,
  • привить любовь к родному языку,
  • научить отличать литературную речь от примитивной разговорной,
  • помочь освободиться от "сорных" слов.

Чтобы выступать перед детской аудиторией, педагог должен обладать рядом специальных навыков. К ним относится навыки:

  • отбора литературы;
  • изучения литературы;
  • составления плана;
  • написания конспекта;
  • ориентации во времени.

Эти навыки должны использоваться комплексно, иначе речь будет неэффективной. Например, вы хорошо пишете текст речи, но не умеете просто и ясно излагать. Или убедительно, интересно говорите, но не укладываетесь во времени. Успех во многом зависит и от того, как выступающий знает предмет речи. Для этого он должен быть человеком начитанным, эрудированным.

Современная педагогика призвана создавать условия для развития и саморазвития личности ребенка. Особая роль отводится позиции педагога в общении, которая характеризует признание ребенка как равного партнера в условиях сотрудничества, ориентацией на его интересы и перспективы его развития, где немаловажную роль играет культура речи педагога.

Список использованной литературы

[1] Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. – С. 23.

Читайте также: