Музейный смотритель обязанности зарплата

Обновлено: 15.05.2024

— Как вы стали смотрителем?

— Надоело сидеть дома. Я 13 лет воспитывала внуков, а потом решила пойти работать. У меня здесь трудится подруга: правда, бухгалтером. Она и предложила пойти в смотрители. Было страшно, всё-таки уже солидный возраст – 65, а ведь это большая ответственность. На собеседовании меня строго принимали: спрашивали, могу ли, — ведь каждый день передо мной будут мелькать туристы, дети. Решила, что попробую — большое количество людей меня не пугает, а даже нравится, я по характеру болтлива. Очень люблю, когда мне задают вопросы, хотя мы особо не должны разговаривать с посетителями — наша работа смотреть за порядком в зале. Но всегда охотно отвечаю людям, которые интересуются и восхищаются картинами. И мне нравится работать в центре города. Я ведь родилась недалеко от Летнего сада, но сейчас живу в Купчино. Так что наслаждаюсь каждым утром, когда приезжаю на площадь Искусств.

— Как отреагировала семья на ваше решение выйти на работу в музей?

— Сказали — хорошо, бабушка, походи, поработай! Не думали, что я так надолго задержусь. Но вот работаю уже пять лет и делаю всё с удовольствием. До этого я много где трудилась, но не была связана с искусством. Разве что, когда преподавала на курсах кройки и шитья, где учила и детей, и взрослых.

Когда я только пришла сюда, один опытный смотритель мне сказал, что существует три стадии работы в музее: эйфория, безразличие и третья, когда начинаешь сердиться на всех и на всё. Сейчас первая стадия у меня уже прошла, безразличие не наступило, да и сердиться я не сержусь. Единственное, что вызывает недовольство, когда люди делают селфи. Если просто фотографируются — это нормально, но некоторые позволяют себе какие-то кривляния, особенно часто на фоне портрета Николая II: это неуважительно. А в остальном всё прекрасно. Я даже заметила за собой, что стала много читать о художниках, совете, музее и вообще заниматься самообразованием.

Русский музей смотрители картина Ильи Репина Заседание государственного совета
Русский музей смотрители

— Вы чувствуете на себе взгляд людей, когда они осматривают зал? Как к этому относитесь?

— Да, частенько чувствую на себе взгляд посетителей. Столько комплиментов не получала никогда и нигде! Люди говорят, что мне очень подходит этот зал, а девушки — что хотели бы в моем возрасте выглядеть так же. Иногда во вторник, когда у нас в музее выходной, мы дежурим на посту, смотрим за залами. В эти дни картины перевешивают, тишина, посетителей нет. Надо сказать, что сидеть в пустом зале — печально. Всё-таки он должен быть полон людьми, детьми.

— Вы любите свой зал?

— Да, очень. Мне кажется, что здесь всё здорово организовано: светящийся потолок, большое полотно от стены до стены. Благодаря этому все входящие сюда в удивлении отступают назад, видя картину собрания. Даже дети так реагируют. В зале есть ещё интерактивный экран, где можно что-то почитать и узнать о деталях картины. Если маленькие посетители капризничают, я их часто подвожу к нему, это мой помощник. Им нравится, что можно прикоснуться — и всплывёт новое изображение или информация. Я сама, когда есть свободная минутка, читаю биографии членов совета. Хотя сейчас я на восьмом десятке, когда в одно ухо влетает, а в другое вылетает.

— Встречались ли посетители, которые открывали для вас картины заново и побуждали узнавать всё новые и новые факты?

— Случалось, что посетители удивляли вас своим поведением в музее или взглядами на картины?

картина, Русский музей
картина, Русский музей, Николай Второй
картина, портрет, Русский музей

— Портрет кого из членов совета вам наиболее интересен и почему?

— После стольких лет службы смотрителем вы всё ещё прислушиваетесь к рассказам экскурсоводов?

— Часто вам приходится вот так – сдерживаться?

Узнать об истории становления профессии музейного смотрителя — можно в нашем материале.

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, раздела "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. N 251н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Музейный смотритель относится к категории служащих и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность музейного смотрителя принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (гуманитарное, культуры и искусства), без предъявления требований к стажу.

1.3. Музейный смотритель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

1.4. Музейный смотритель должен знать:

- законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности музейных фондов;

- порядок использования технических средств безопасности;

- правила поведения посетителей в музее;

- основы законодательства о труде и охране труда Российской Федерации;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- правила и нормы техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

2. Должностные обязанности

2.1. Осуществляет контроль за соблюдением посетителями правил поведения в музее, за целостностью и неприкосновенностью экспозиционного и выставочного оборудования, в котором находятся музейные предметы, за наличием в экспозиционном и выставочном зале музейных предметов, включенных в топографическую опись данного зала.

2.2. При возникновении угрозы повреждения или кражи музейных предметов вызывает при помощи технических средств представителей охраны музея, оперативно информирует руководство музея о случаях нарушения посетителями правил поведения в музее, создающих угрозу музейным экспонатам, о фактах обнаружения отсутствия музейного предмета (предметов) в экспозиционном или выставочном зале, об угрозе возгорания в зале, об иных нештатных ситуациях.

2.3. Принимает участие в проводимых в музее инструктажах и учениях по пожарной безопасности.

2.4. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Музейный смотритель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.4. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.6. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Музейный смотритель несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Самый революционный материал, всплывший за последнее время, это, безусловно, зарплатные ведомости руководителей всех значимых учреждений культуры. Вы меня извините, но эти люди ох***ли. Просто напросто ох***ли.


За зарплату свыше 350 тыс. всех представителей руководства первого ряда музеев, институтов и театров нужно подвергать остракизму и конфискации. Среди руководителей учреждений федерального уровня, но второго ряда, ценз должен быть в 250 тыс. Провинциалов из занюханных театров и академий за зарплату в более, чем 150 тысяч, нужно бить батогами. Это невероятно! Вы посмотрите! Ректоры вшивых Тюменского, Челябинского или Восточно-Сибирского институтов культуры имеют зарплаты в 240-290 тыс. рублей, это в два раза больше, чем у ректора Московского института культуры.

Еще несколько цифр. Зарплата гендиректора Кремля - почти миллион в месяц. Четыре ее зама и главный бухгалтер зарабатывают 500-600 тысяч. С копейками. Директор музея "Херсонес Таврический" выписал себе зарплату в 221 тыс. рублей. А второй директор получает 80 тысяч. Директор музея-усадьбы "Абрамцево" получает 338 тыс. рублей, Архангельского музея зодчества - 236 тыс. рублей.

В музее "Ленинские горки" у директора и заместителей зарплаты 200-270 тыс. рублей. В Центральном музее ВОВ зарплаты директора, пяти его замов и бухгалтера 350-420 тысяч. В месяц. В музее Петергофа вот такой штат управленцев: генеральный директор, президент, шесть заместителей директора, начальник экспозиционной службы, начальник службы сохранения и изучения памятников культурного наследия, главный архитектор, заведующий филиалом и главный бухгалтер. У всех, кроме заведующего филиалом и заместителя по технической части, зарплаты от 300 тыс. У этих двоих - 280-290 тыс.

Есть музей, академии и театры, где заместители или главные бухгалтеры получают в разы больше директора.

Есть Кехман в Новосибирском театре, который зарабатывал почти полмиллиона в месяц. И непонятно сколько еще заработал в Михайловском.

Есть Юрий Соломин, который обходится нам в 746 тыс. в месяц, Олег Табаков — в 956 тыс.,

Татьяна Доронина — почти в полмиллиона.

Андрей Могучий знаете, сколько получал в прошлом году? Больше 600 тысяч в месяц (Додин, для сравнения, чуть больше ста).

Римас Туминас в Театре Вахтангова — 600 тысяч.

Миронов в Театре наций — 458 тыс. руб. в месяц. Такой знаменитый, бл…, театр, и такой непревзойденный худрук! Субсидий в 2015 году получил театр больше 400 млн.

Директор Московской филармонии зарабатывал каждый месяц полмиллиона.

Худрук ансамбля им. Моисеева — 425 тысяч. Особенно тяжело в Петербурге.

Цискаридце - почти 600 тысяч в месяц.

Пиотровский — больше 800 тысяч. Директор петербургской филармонии — 976 тыс. В месяц!

Гергиев — 12 млн! А выписывает ему такую зарплату главный бухгалтер, получающий больше 600 тысяч.

Климат в Петербурге располагает, что ли? Помню, как на мои упреки в бесчеловечности высказываний Пиотровского о том, что россиянам пора перестать быть жлобами и начать платить за вход в Эрмитаж, как иностранцы, Эрмитаж посоветовал ходить в музей в бесплатные дни. Я тогда пошла. Беременная, отстояла зимой очередь, была обматерена охраной за просьбу пустить хотя бы погреться и в Эрмитаж не попала.

Если бы я тогда знала, какая зарплата у господина Пиотровского, мои приключения были бы описаны куда жестче. Нам говорят — у них конкурентные зарплаты. Сопоставимые с европейскими. Ну хорошо.

Нам говорят - если будем платить меньше, специалисты уедут за рубеж.

Кехман, что ли, уедет, верхом на банане? Евгений Миронов? Или ректор Тюменского института культуры Шишкин?

Может, очень ждут там наших бухгалтеров и театральных завхозов, навыписывавших себе зарплат в полмиллиона? Даже если и ждут, пускай отправляется — потеря будет невелика…

Всю эту дотационную культуру надо на хер разгонять. Только так.

Разгонять и оставлять голыми, один на один с конкурентами. Ох***ли! Просто ох****ли!

Смотрители музеев, как правило, пенсионеры. Активная молодежь считает такую работу скучной, да и зарплата у нас маленькая — у меня выходит 9000 руб. в месяц. Хотя сейчас в музеи нередко приходят трудоустраиваться относительно молодые люди с высшим образованием.

Я по профессии швея. Работы у меня всегда было много: встречи с клиентами, примерки, пошив одежды, заказы на дом. А вот когда вышла на пенсию, стало не хватать привычного ритма жизни. Однажды прочитала объявление о вакансии смотрителя и решила попробовать. Думала, немного поработаю, а там как сложится. Уже пятый год как на посту.


Когда в музей устраивалась, специального образования не требовалось. Я сказала, что люблю искусство и посетила много музеев, в итоге меня взяли. Это спровоцировало еще больший интерес и желание глубже изучить искусство.

Нам запрещено читать, вязать, разговаривать по телефону во время рабочего дня. Если гости обращаются — можем показать, рассказать, что и где находится, на какую экспозицию пойти.

Главная задача — это сохранность экспонатов и порядок в зале. Если человеку стало плохо — звоню администратору. У него есть аптечка. На случай хулиганства или попытки воровства есть сигнальные кнопки, с помощью которых мы вызываем полицию. На моей практике, слава богу, краж не было. Да и хорошая система защиты стоит.

Старушка лет 70, дремлющая на стуле, — стереотип из прошлой жизни. Злых смотрителей лично я не встречала, может, это только в крупных музеях, где поток туристов большой. (Смеется.) Музейные смотрители — доброжелательные, приятные и интеллигентные женщины. Да, мы не разрешаем трогать экспонаты руками и иной раз можем сделать замечание посетителям, но лишь потому, что это наша работа. И мы всего лишь выполняем должностную инструкцию.

Давать пояснения и рассказывать посетителям об экспонатах не входит в наши обязанности — для этого есть научный сотрудник. Рассказывают экскурсоводы, но на какие-то вопросы и мы можем ответить, чтобы не показаться невежливыми. Главное, что от нас требуют, — знать точное местонахождение экспоната.

Тянет ли в сон? Бывает. Особенно когда в залах тихо и нет посетителей. Тогда стараюсь взбодриться: встану, постою или по залам пройдусь. Смотрю на картины и замечаю, что каждая из них каждый раз открывается мне по-новому: замечаю какую-то деталь, которую раньше не видела. Когда народ есть, работа не утомляет и время проходит быстро.


Присесть, конечно, можем, когда посетителей нет. А когда большой наплыв, ходим и ходим — устаю, не без этого.

Посетителям нельзя сидеть на стульчике для смотрителя. Для этого в залах есть специальные банкетки для гостей. Но если людей много в зале, то делаем исключение. У нас сажают экскурсантов, а научный сотрудник рассказывает. В больших музеях посетители попросту садятся на пол и слушают экскурсию, особенно если экскурсия многочасовая.

Сумки и рюкзаки в зал проносить нельзя. Их нужно оставлять в гардеробе. Но так как их все носят, я разрешаю их брать в руки. На плече и за спиной нельзя — заденет картину. Небольшую сумочку можно, но ее опускают вниз. Также не разрешаю пить воду в зале: влажность для картин вредна, а еще воду могут пролить и нанести тем самым ущерб музею.

Заходят к нам и иностранцы. Недавно были туристы из Польши и парочка из Италии. И китайцы — всегда в хорошем настроении и с хорошими фотоаппаратами.

Общество за последние десять лет изменилось, стало интереснее, что ли. Многие увлекаются живописью, графикой, стрит-артом. Молодежь сейчас продвинутая, смелая и открытая всему новому. Мне это импонирует. Иной раз задают такие вопросы, что впадаешь в ступор, тогда на помощь приходит научный сотрудник. Или, наоборот, совсем глупость спрашивают.

Мой любимый зал — где представлены картины в пейзажном жанре в работах И. К. Айвазовского, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина, И. И. Левитана. Они вдохновляют. Природа не может не вдохновлять! Смотришь на них — как будто живые, и вот ты уже на берегу моря или в лесу под раскидистой елью…


Мне нравится моя работа. Я получаю эстетическое наслаждение от созерцания картин, от общения с прекрасным. К тому же мы участвуем в мастер-классах, выставках и выездных мероприятиях. А еще нам предусмотрено бесплатное посещение любых музеев России как работникам музея — при предъявлении удостоверения.

Свободное время провожу с детьми и внуками. Летом на дачу уезжаю. Стараюсь больше путешествовать: то на море уеду, то к родственникам в Санкт-Петербург. Этой зимой в Финляндию ездила.

Жизнь меняется, планы тоже. Думаю, еще года два-три поработать, а там время покажет. Что буду делать, если уйду с работы — однозначно, приобщать внуков к искусству. (Смеется.)

Dtj_FSgFOTU

Валентина Чернова рассказывает о необычной профессии музейного смотрителя.

Мне захотелось написать о них после того, как я увидела фотосерию американца Энди Фриберга о смотрительницах художественных музеев. Во время посещения российских музеев он обратил внимание на то, что сотрудницы, сидящие в залах, удивительным образом соответствуют картинам, даже дополняют их, становясь сами экспонатами. После беседы с ними он узнал: зачастую они сами выбирают зал, где бы им хотелось сидеть.

Всего в рамках проекта было сделано 36 снимков в четырех крупнейших музеях. Фотографии были оформлены в книгу под названием Guardians.

Дело в том, что в ряде европейских музеев существует государственная униформа, обезличивающая все. В Лувре работают лишь мужчины в форме, внешне похожие на железнодорожников. Отсюда ясен интерес Фриберга к нашим смотрителям.

Malevich

Wallenskold

1360370400973.cached

Kugach.jpg.CROP.article920-large

dlyakota.ru_fotopodborki_endi-friberg-smotritelnicy-muzeev_15

Верхний ряд: Т.А. Петрова (зам.директора), В.И. Ващенко (старший научный сотрудник),
А.В. Краснов (завхоз). Ближний ряд: Е.А. Евсейчева (научный сотрудник),
А.Н. Горина (тетя Шура), Н.М. Горобец (шофер Митрофаныч),
В.А. Чернова и Е.Ф. Титова (научные сотрудники).

Сама тетя Шура тоже была отменная певунья. Во время ночной вахты вязала пуховые платки, а утром принималась за помывку окон. Мы, приходя на работу, всегда заставали ее жизнерадостно поющей.

Прасковья Васильевна Тюлькина в годы войны служила вахтенным матросом, вывозили на баржах раненых из Сталинграда. Сестры Филатовы детьми в годы войны работали на оборонных заводах. Стен еще не было, под ногами деревянный помост, чтобы ноги не зябли, а они, малолетки, стояли за станками, делали оружие для армии. И мы, живя рядом с ними, слушали их, осознавали свою причастность к этому героическому поколению…

А еще была глухая Нюрочка, она могла читать по губам. Маленькая, худенькая, с приветливым лицом. Имела чудесный дар — ускорять рост цветов. Их было изобилие на первом этаже, возле кассы и гардероба. Нюрочка всегда беседовала с ними, и они откликались на заботу.

Это послевоенное поколение смотрителей отличалось невероятным дружелюбием, открытостью. Когда приезжали гости из других музеев, пекли пироги. Вкуснее тети-Шуриных пирогов ничего не было. А Клавдия Ивановна Коротенко научила всех печь медовый торт. Замечательная хозяйка делилась опытом хозяйствования с молодыми женщинами. На еврейскую пасху мы ели мацу, на православную — угощались куличами.

Надолго запомнилась выставка Александра Павловича Васильева, театрального художника, действительного члена Академии художеств (отца Александра Васильева, историка моды). Накануне открытия, после работы, он попросил накрыть в вестибюле музея столы со всевозможной снедью. Специально для рабочих, смотрителей, вахтеров, всех незаметных зрителю тружеников музея. Так он благодарил за хорошую работу.

Второе поколение музейных служителей застойных лет пришло в музей в середине 80-х. Когда в штате появились люди по уборке залов, сменились качественно и смотрители. Они пришли после выхода на пенсию, музей — их вторая или даже третья профессия. Среди них были учителя, кандидаты наук, завлабораториями, медики, бухгалтеры, инженеры…

Елизавета Мироновна Штольман всю жизнь работала инженером по стеклу, а потом оказалась в музее, да еще в зале иконы. Она словно ребенок, впервые пришедший в школу, кинулась выяснять про Бога, Библию. Мы ее послали образоваться в синагогу, она стала задавать там неудобные вопросы и все никак не могла остановить любознательность, позднее стала читать книги А. Меня. Уехав в Израиль, она звонила мне оттуда по телефону и предлагала найти книги некоего питерского гуру. Приятно сознавать, что жизнь в музее пробудила ее от прозаической жизни.

Не в последнюю очередь эти смотрители сформировали репутацию музея, его облик в глазах общества. Равнодушные люди просто не смогли бы охранять шедевры. Поэтому смотрителями становятся, как правило, исключительно преданные своему делу, любящие музей люди.

С другой стороны, в музейные служители приходили и художники, творчески одаренные люди. И самое главное — это люди, неравнодушные к культурной и музейной жизни, испытывающие интерес к выставкам и другим событиям.

В ночь, когда он умер в больнице, сотрудник ночной охраны пошел ночью в музее руки помыть и увидел Анатолия стоящим у окна. Охранника буквально пронизал ужас, он помчался к напарнику, тот пошел на осмотр залов и узрел, как Толя поднимался на третий этаж в залы Востока. Всю ночь охрана перезванивалась со своими, еле ночь переночевали. Оказывается, в городе существует несколько мест, где водятся привидения.

Среди музейных служителей встречались и бывшие журналисты, и любители животных, и пишущие стихи, а один служитель, я знаю, дружит много лет с известной эстрадной звездой. Многие путешествуют, неизменно посещая музеи в других городах и странах. В деле охраны нашего национального достояния эти сотрудники стоят на переднем крае — от их профессионализма, внимания, бдительности зависит сохранность бесценных музейных экспонатов.

Валентина Чернова
Фото из архива автора

Читайте также: