Можно ли заранее устроиться на работу

Обновлено: 18.05.2024

Год назад в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях был запущен эксперимент по налогу для самозанятых. Теперь его распространили ещё на 19 регионов. Журналист Евгения Корытина рассказала, как зарегистрировалась в качестве самозанятой, завербовала в это людей и почему теперь жалеет о содеянном.

Эксперимент удался: налог на профессиональный доход принёс в бюджет за 2019 год больше миллиарда рублей, самозанятыми зарегистрировались 330 тысяч человек. Я — одна из них.

Почему я стала самозанятой

Я стала самозанятой, потому что люблю платить налоги. Да, у каждого свои странности. Я вовремя оплачиваю счета и штрафы, гашу кредиты (вру, я их просто не беру), делаю взносы в пенсионный и благотворительный фонд и вообще внимательно отношусь к счетам. Отчасти — это воспитание, в чём-то — мистическое сознание (долги портят карму, ребята!), и во многом — гражданская позиция: я плачу налоги и могу легально возмущаться, что их не туда потратили.

Поэтому мне всегда было некомфортно получать деньги за свою работу в конверте. Надо признать, такое бывало крайне редко — давала пару-тройку медиаконсультаций в год, а весь остальной фриланс был на серьёзные организации — с договором, всеми налогами и отчислениями.

Как это делается


Оба приложения похожи, интуитивно понятны, разобраться в них просто, самое трудное — выбрать сферу деятельности. Это не то что код ОКВЭД, как у настоящих предпринимателей, если ошибётесь — ничего за это вам не будет, в основном это нужно для статистики.


За год существования этого налога написана добрая сотня инструкций, самая исчерпывающая — на сайте налоговой , я пользовалась именно ей.

Нюансы

Так как моему опыту самозанятости уже полгода, возможно, он уже устарел, как кнопочный телефон. Пока я писала эту заметку, нашла в сети множество историй, публикаций и видеоинструкций с ответами на возникшие тогда вопросы. А вопросы были вот такие:

1. Когда выдавать чек — до или после платежа? С одной стороны, логично делать это после получения денег, как в магазине. Но с другой — некоторые просят выставить счёт. Чек — это счёт? Нет, чек — это чек. Утром деньги — вечером чек. Налог придётся платить с суммы, указанной в чеке. Если деньги не придут, то заплатите из своих, как некоторые.

2. Что делать, если выдал чек, а клиент не заплатил? Правильный ответ — аннулировать чек. Во всех приложениях есть такая кнопка. Но сделать это нужно быстро, а не ждать, вдруг всё-таки клиент опомнится. Опомнится — дадите новый чек, ошиблись — сразу отмените. А не как некоторые.

3. Откуда такая сумма налога? Автоматически при регистрации самозанятому выдаётся налоговый бонус в 10 000 ₽ . Сначала кажется, что пока не наберётся налогов на эту сумму — платить не нужно. На самом деле всё устроено иначе.

Стандартная ставка налога на самозанятость — 4% с доходов от физлиц, 6% с доходов от юрлиц и ИП. Первое время, пока действует налоговый вычет, вы фактически платите вместо 4% — 3%, а ставка 6% уменьшается до 4%.

Например, вы только что зарегистрировались самозанятым и в этом месяце заработали 100 000 ₽ от физлица. Должны были заплатить налог 4% (4000), а заплатите 3% (3000), то есть вычет составит 1000 ₽ . И так будет до тех пор, пока суммарно не набежит налоговых вычетов на 10 000 ₽ , а после этого начнёте платить по полной.


4. Что будет, если не выдать чек? Это сейчас на сайте Налоговой написано про санкцию в 20% от суммы, но тогда я этого не знала, и в договоре с клиентом у меня указана неустойка в 30%. Мотивирует!

В итоге сошлись на моей цене, хотя каждый остался при своём мнении. В этот момент я кое-что поняла про предпринимательство: если ты не учил математику, не знаешь правил пропорции и не умеешь считать проценты — просто закладывай нормальную маржу в тело контракта. Хочешь получить 10 000 ₽ — выставляй цену в 15 000, а лучше 20 000, и тогда уже неважно, кто и по какой формуле считает.

6. Как [потратить] использовать деньги? Здесь оказалось всё просто, в отличие от ИП, самозанятые считаются по-прежнему физическими лицами, а значит, могут распоряжаться своими деньгами как угодно, без комиссий и переплат: можно легко переводить деньги с карты на карту или расплачиваться карточкой, привязанной к счёту самозанятого.

Кстати, то, что самозанятый — физлицо и его счёт значится в банках в соответствующей категории, стало для моих контрагентов неприятным сюрпризом. Один мой приятель-ИП решил сэкономить на налогах и комиссиях, заключил договор с самозанятым и разорился (по крайней мере так он мне объясняет, почему не возвращает долг). Действительно, в Сбербанке, Альфа-Банке и ВТБ мне подтвердили, что за перевод со счёта ИП на счёт самозанятого взымается такая же комиссия, как при переводе на счёт физлица. Между юрлицами и ИП никаких комиссий нет.

Эмоции

Моё восприятие самозанятости замутнено тем, что мне не заплатили, я досрочно вышла из проекта и уже больше трёх месяцев пытаюсь добиться исполнения договора со стороны заказчика. Видимо, придётся идти в суд. Возможно, самозанятость тут ни при чём, но осадочек остался.

Самозанятость не позволила мне чётко осознать свою роль в проекте: вот я работаю как главный редактор, собираю команду, руковожу долгосрочным проектом, но при этом я не сотрудник, а сама по себе. Или, может быть, я предприниматель, малюсенький, но настоящий? Тогда почему мне кто-то диктует, во сколько я должна быть в офисе и сколько дней отпуска могу себе позволить?

Людей, которых я собирала в команду, тоже нужно было убедить регистрироваться самозанятыми или ИП — с разовыми авторами было довольно просто, но тех, кто работал с 9 до 19 (на самом деле — до 22 и более), оформиться по такой схеме пришлось уговаривать. Я рада, что приняла решение не сдёргивать с насиженных мест тех, кто работал по трудовому договору. Мне было бы сейчас ужасно стыдно, если бы они, как и я, оформляли иск в суд в попытках получить обещанное. Самозанятость — не тот журавль, ради которого в данном случае надо было отпускать синицу.

Ожидания vs. реальность

Самозанятость — возможность выйти из тени для фрилансеров — и мне это было приятно. Конверты и серые схемы — это не моё.

Самозанятость — возможность уйти в тень для опытных предпринимателей. Говорят — это и есть бизнес, детка. Налоговая оптимизация, нужно уметь вертеться. Наверное, суммы моих налогов были не такими большими, чтобы я завертелась, поэтому я многого не осознала. Но я точно почувствовала себя частью схемы налоговой оптимизации, и это было очень некомфортно.

Налоговый эксперимент организован просто отлично: приложение удобное, сервис развивается, банки подхватили тему и стали развивать собственные пакеты услуг для самозанятых. Думаю, это большой шаг в сторону развития предпринимательства как такового, простой и удобный способ попробовать начать своё дело, оказаться в шкуре бизнесмена. Те, кому понравится — пойдут дальше. Мне также кажется, что самозанятость — хорошая возможность для микропредпринимателей сделать шаг назад: вот был ты ИП, старался, вертелся, но зарабатывал мало, а деклараций и отчётов сдавал много. Устал. Но вместо того чтобы плюнуть на всё, перерегистрировался самозанятым, и стало легче, можно отдышаться и набраться сил для рывка.

Самозанятость я использую сейчас в случае, когда работаю с надёжными проверенными клиентами на коротких проектах, особенно если они связаны с социалкой и благотворительностью — в таком случае мне совершенно не жалко облегчить их налоговое бремя.

Главное, я поняла, что люблю платить налоги, но ещё больше я люблю, когда за меня их платит работодатель.

С 1 января 2020 года налог на профессиональный доход можно будет платить на территории 23 регионов России (а было всего 4). Вот их список:


Переход на электронные трудовые книжки начался в 2020 году. Работники писали заявления, выбирая форму ведения трудовой книжки. На тех, кто не подал соответствующее заявление, в 2021 году работодатели продолжают вести бумажные трудовые[1], а на работников, выбравших электронный вариант или впервые устраивающихся на работу, бумажную трудовую работодатели уже не заполняют.

Принимаем работника на работу в 2021 году

С января 2021 года несколько изменился алгоритм приема на работу.


Работники, которые выбрали предоставление сведений о трудовой деятельности (далее — СТД), при трудоустройстве, чтобы подтвердить свой стаж, кроме бумажной трудовой книжки должны будут предъявлять справку по форме СТД-ПФР или СТД-Р.

Таким образом, в 2021 году оформление работника на работу должно начинаться с проверки способа ведения его трудовой книжки. Трудоустраиваясь, новый работник предоставляет работодателю следующие документы:

  • только трудовую книжку — если он ранее не отказался от ее ведения, либо
  • трудовую книжку и СТД.


Необходимо проверить последнюю запись в трудовой книжке работника. Она может быть:

  • об увольнении с работы либо
  • о подаче заявление на СТД.


В предоставляемой работником справке по форме СТД-ПФР надо проверить отметку об отказе от ведения бумажной трудовой книжки:

  • если она есть — СТД ведутся только в электронном виде;
  • если отметки нет — работодатель продолжает вести и СТД, и бумажную трудовую книжку.


Далее прием на работу оформляется, как и прежде: заключается трудовой договор с работником и издается приказ о приеме на работу. Но перед этим работник под роспись должен быть ознакомлен с Правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными нормативными актами работодателя, касающимися выполнения его должностных обязанностей.


Не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа о принятии нового работника, работодатель обязан предоставить по нему отчет по форме СЗВ-ТД в Пенсионный фонд РФ.


Назначаем ответственного за ведение трудовых книжек в электронном и бумажном виде

С 2020 года в связи с введением электронной трудовой книжки у кадровиков появилась дополнительная работа: им нужно не только вести бумажные трудовые книжки работников, но и сдавать отчетность в Пенсионный фонд РФ.

Ответственного за ведение электронных и бумажных трудовых книжек назначает руководитель организации. Согласно Правилам ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей[2] ответственных за ведение и хранение бумажных трудовых книжек работодатель назначает соответствующим приказом. Тот же работник (или другой) аналогичным приказом может быть назначен ответственным и за передачу СТД в ПФР (пример 1).


Как заверить копию бумажной трудовой книжки в 2021 году

Правила заверения копии трудовой книжки в 2021 году не изменились. Напомним, что необходимо сделать, чтобы верно заверить копию трудовой книжки:

1. Отсканировать и распечатать (либо сделать ксерокопии) страницы трудовой книжки.

2. Пронумеровать страницы и сшить их.

3. Проставить на каждой странице штамп или сделать соответствующие записи вручную.

4. Заверить каждую страницу не только подписью ответственного работника, но и печатью организации (при наличии) (пример 2) .


Категории работников, которые могут перейти на электронную трудовую книжку в 2021 году

Работники, у которых по объективным причинам не было возможности подать заявление о переходе на СТД до 31 декабря 2020 года включительно[3], вправе сделать это в любое время, подав работодателю по основному месту работы, в т. ч. при трудоустройстве, соответствующее письменное заявление[4].

К числу таких работников относятся:

  • лица, которые не были трудоустроены в 2020 году;
  • были на больничном, в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, т. е. не исполняли свои трудовые обязанности, но за ними было сохранено место работы.

Обратите внимание, что данный список является открытым.


[1] Письмо Минтруда России от 10.02.2020 № 14-2/В-136.

[4] Письмо Минтруда России от 12.08.2020 № 14-2/ООГ-12933.

И. И. Наделяева,
заместитель директора по управлению персоналом

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции.

Я долго не решалась уволиться с предыдущего места работы.

В 2020 году все было отлично: зарплата была больше, чем в прошлом году, несмотря на ковид и прочее. А в начале 2021 года, сразу после новогодних праздников, руководство решило пересмотреть нашу систему премирования — и началось.

Сначала нам занижали показатели либо просто не платили по какому-либо пункту премирования. Спорить бесполезно: начальство просто на тебя наорет. Нашему супервизору доставалось больше всего: один раз ее так довели, что она даже легла в больницу. У меня же начались панические атаки: были и другие моменты в жизни. В итоге моя нервная система начала чудить, пришлось обратиться за медицинской помощью, мне даже выписали антидепрессанты.

Дальше — хуже. Новая система премирования, из-за которой невозможно не только добиться той же зарплаты, что и в прошлом году, но и даже получить хоть какую-то премию. Ребята либо упахивались, либо просто махали рукой и уходили в другие отделы, либо вовсе увольнялись. За последние пять месяцев работы я сидела на окладе четыре из них. В один вышла на премию, но половину месяца провела на больничном с ковидом. В итоге списали премию, и за месяц я получила еще меньше.

Почему не ушла раньше? Я часто задавала себе этот вопрос. Причиной может быть что угодно. Начиная с того, что я не уверена в себе и своих силах, боялась что-то менять. Или из-за панических атак, которые вводили меня в ступор, когда нужно было кому-то позвонить даже по личным вопросам. Или из-за того, что работа сильно изменила мое самоощущение в сторону того, что я полная никчемность… Я не знаю.

В итоге я уволилась в никуда. Пара недель эйфории — и все. Сейчас два с половиной месяца сижу без денег и работы. Копилки пусты. Я в долгах — пока небольших, но все же . Платить по обязательствам нечем.

Я была менеджером по продажам, но поняла, что не смогу вернуться на эту должность: панические атаки напоминают о себе (см. пункт про звонки). На прошлой работе пару раз в выходные у меня даже были истерики, чего со мной никогда не случалось. А больше я ничего не умею. Плюс каждый второй работодатель хочет трудоустроить официально только после праздников / через два месяца / через полгода.

Хотела найти работу за месяц — в итоге скоро Новый год, а перспективы найти хоть что-то за это время тают быстрее, чем мороженое на солнцепеке.

Совет могу дать такой: нужно иметь вариант работы, куда можно перейти сразу после увольнения. Да, возможно, ситуация наладится, но все равно лучше иметь пути отступления. Если у кого-то есть возможность достучаться до своего руководства — вперед, у нас такой возможности, увы, не было. Поэтому и уволилась половина отдела.

Финансовые провалы. Здесь делятся историями о финансовых поражениях



Я вам могу немного поднять настроение, но перед самым Новым годом РЕАЛЬНО найти работу (hr-менеджеры должны в конце года закрыть все открытые вакансии, у них свои планы и т.д.). Плюс много историй знаю от знакомых и из Интернета, что оффер делают чуть ли не 29 декабря (плюс/минус подобная дата). Как мне говорила одна знакомая hr - надо откликаться на вакансию, даже если ты подходишь на неё на 80%. Дерзайте. Откликайтесь, пишите под каждую вакансию индивидуальное сопроводительное письмо, и ваша работа найдётся! Главное, продолжать верить и прикладывать к этому усилия. Я в вас верю!

Виалетта, "надо откликаться на вакансию, даже если ты подходишь на неё на 80%"
Абсолютно верно, может даже меньше 80%, несколько раз так откликался и в половине случаев приходило приглашение на собеседование, пару раз устраивался в итоге на работу после них.

Павел, если вакансия приглянулась, то надо откликаться, даже если гораздо меньше 80%

Системный, в прошлом году так и делала — откликалась, даже когда не сильно подходила, но очень хотела поработать с ними. Это я искала основную работу, но в итоге просто перешла в другой отдел своей компании и все наладилось. Нашла несколько классных подработок.

Виалетта, это верно, я пару лет назад, 27 было первое собеседование, а 30 уже офер. Причём всё прошло очень легко и быстро

Виалетта, по моему опыту проще после нового года найти работу. многие в загуле и работодателю хороший повод наконец-то избавиться от балласта.

Виалетта, большое спасибо!


Пройдя курсы, вы пополните армию безработных, прошедших курсы. Если деньги поджимают, идите курьером или продавцом, а по ходу дела решайте, как быть дальше.

Артем, неплохой совет. С такой работы и уволиться бывает проще, а денег хотя бы на текущие расходы подзаработает.

Во врем жесткого карантина тоже осталась без работы (общепит сильно пострадал). Нашла подработку в ларьке с бытовой химией.

После работы на престижной должности в стильном тёплом офисе, даже ни на минутку не было стыдно копаться в коробках с мылом. Деньги не пахнут


Артем, да вот, кстати курьером можно. Пока не найдёте что-то стоящее.

Я проработала в продажах более 12 лет. Могу продавать все в сегменте B2B. Куча сертификатов, рекомендаций. Но я перегорела. Это было почти 3 года назад, когда с очень хлебосольного места меня внезапно попросили. Причины я узнала только спустя пару месяцев - компанию начали распускать. И крупный холдинг с миллиардными оборотами закрылся буквально в течении 3 месяцев.
После этого у меня началась РЕАЛЬНО паническая атака длинной в пол-года - ипотека, ремонт, нет никаких нз.

В таком случае посоветовать могу только одно - хватайтесь за любые возможности всеми руками, собирайте подушку безопасности и продолжайте рассылать резюме.
Администратором, репетитором, няней. Главное - не влезать в долги.
Идеально найти вариант с удаленкой. Сейчас много компаний предлагают такой формат. Плюс - если вы из региона - есть возможность поискать вакансии в Москве.

Копите как не в себя деньги, откладывайте месяца на 2-3 и после уже делайте передышку, если вариант, куда устроились - вам не подходит.

Кстати, буквально недавно я устроилась на новое место (как раз почти перед новым годом)) именно в ту сферу и на ту зп, что рассчитывала. Главное - запастись временем и терпением. Хорошее трудоустройство занимают 2-3 месяца АКТИВНОГО ПОИСКА. Это значит в день должно быть минимум 2 собеседования и задел в виде 4-5 на неделю. Это около 40-50 разосланных резюме в день. Общайтесь, не стесняйтесь просить обратную связь сразу же после собеседования - что понравилось в вас, что не понравилось.
Некоторые мне честно отвечали, что смущает низкие запросы по зп. Кто-то наоборот - слишком высокие. Умейте собирать отказы, анализировать их, подбирать заранее ответы, чтобы вставлять в самопрезентацию + определитесь, что нужно вам в первую очередь.
Работодатели предпочитают соискателей с четко сформированным пулом требований и аргументов. Когда ты говоришь "не знаю, что хочу, но вот так и так я точно не хочу" - большая вероятность, что обратной связи ты не получишь.

Можно ли быть самозанятым и официально работать?

Налоговый режим для самозанятых распространяется на всю территорию РФ. Это прекрасная возможность легализовать свой небольшой бизнес по оказанию услуг или выполнению работ. Но если заниматься этим в качестве подработки, то возникает вопрос – можно ли быть самозанятым и официально работать?

Статус самозанятого лица

Самозанятость подразумевает, что человек сам находит дополнительный источник дохода, лично предлагая свои услуги. Наверняка многие из вас заказывали торты домашней выпечки, обращались к репетитору, ремонтировали машину или приглашали домработницу для уборки квартиры.

С точки зрения закона это и есть самозанятые лица, большинство из которых до сих пор находятся вне правового поля. И дело не только в том, что они не декларируют свои доходы и не платят налоги. Проблема ещё и в том, что если услуга оказана некачественно или работа не выполнена, то взыскать ущерб с такого исполнителя трудно. Даже сам факт оплаты его услуг не фиксируется документально, поэтому в такой сделке рискует, прежде всего, заказчик.

Однако это не означает, что запрещено совмещать работу по трудовому договору и регистрацию в качестве плательщика налога на профессиональный доход. Просто нельзя работать по трудовой книжке и быть самозанятым у одного и того же работодателя.

Почему самозанятый не может оказывать услуги своему работодателю

Работающий по трудовому договору человек обходится своему работодателю достаточно дорого. Работнику, принятому в штат, надо платить зарплату не менее двух раз в месяц, перечислять за него страховые взносы по ставке до 30% от выплаченных сумм, оплачивать ежегодный отпуск и больничный. Кроме того, необходимо организовать безопасное рабочее место и обеспечить работника всем необходимым для выполнения должностных функций.

Трудовой кодекс защищает права работников, в частности, строго регламентирует процедуру увольнения. Трудовой договор, в общем случае, должен быть бессрочным, заключать его на определённый срок можно только при наличии оснований.

Чтобы снизить свою финансовую и административную нагрузку, некоторые работодатели предпочитают не брать человека в штат, а заключать с ним гражданско-правовой договор на выполнение какого-то объёма работ. Однако ФНС и Роструд следят за тем, чтобы работодатели не подменяли реальные трудовые отношения гражданско-правовыми, наказывая их штрафами.

По сравнению с работником, с которым заключён трудовой договор, самозанятый обходится намного дешевле. За него не надо перечислять страховые взносы, оплачивать ему отпуск, создавать рабочее место и т.д.

Чтобы у работодателей не возникало соблазна уволить своих работников, но пользоваться их услугами в качестве самозанятых, законом N 422-ФЗ установлена запретительная норма. В соответствии со статьёй 6 заказчиками услуг (работ) не могут выступать нынешние работодатели самозанятых, а также те, с кем трудовые отношения закончились менее двух лет назад.

Вот как ФНС на своём сайте отвечает на вопрос, можно ли работать официально и стать самозанятым.

Может ли самозанятый быть официально трудоустроенным?

Как следует из вопроса, штатный юрист банка хочет быть самозанятым одновременно с официальной работой. Причём, профиль своей деятельности он не меняет и планирует оказывать юридические услуги в свободное от основной работы время. ФНС подтверждает, что такой вариант возможен, главное, чтобы заказчиком его услуг не становился действующий или бывший работодатель.

Однако если речь идёт о госслужащих, то для них возможность подработать в свободное время запрещена. Они могут стать плательщиками НПД только для сдачи в аренду жилых помещений.

Вы можете стать самозанятыми со Сбербанком прямо сейчас. Оставьте заявку в сервисе и получите все достоинства приложения от ФНС, плюс дополнительные преимущества от Сбербанка.

Может ли самозанятый устроиться на работу

Теперь посмотрим на вопрос с другой стороны – может ли самозанятый работать по трудовому договору? Предположим, вы уже зарегистрировались в качестве плательщика налога на профессиональный налог, а теперь хотите устроиться на работу в штат. Можно ли официально совмещать два статуса – плательщика НПД и наёмного работника?

Как мы уже разобрались, можно. Однако надо учесть, что некоторые работодатели требуют сообщать о дополнительных источниках дохода. А если окажется, что в качестве самозанятого вы оказываете услуги конкурентам будущего работодателя, придётся выбрать что-то одно – либо самостоятельный доход, либо работу по найму.

И хотя закон не обязывает при приёме на работу сообщать о своем статусе самозанятого, работодатель может легко проверить эту информацию на сайте ФНС по ИНН работника.

Выводы

Бесплатная консультация по налогообложению

Спасибо!

Ваша заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Читайте также: