Можно ли заранее устроиться на работу
Обновлено: 18.05.2024
Год назад в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях был запущен эксперимент по налогу для самозанятых. Теперь его распространили ещё на 19 регионов. Журналист Евгения Корытина рассказала, как зарегистрировалась в качестве самозанятой, завербовала в это людей и почему теперь жалеет о содеянном.
Эксперимент удался: налог на профессиональный доход принёс в бюджет за 2019 год больше миллиарда рублей, самозанятыми зарегистрировались 330 тысяч человек. Я — одна из них.
Почему я стала самозанятой
Я стала самозанятой, потому что люблю платить налоги. Да, у каждого свои странности. Я вовремя оплачиваю счета и штрафы, гашу кредиты (вру, я их просто не беру), делаю взносы в пенсионный и благотворительный фонд и вообще внимательно отношусь к счетам. Отчасти — это воспитание, в чём-то — мистическое сознание (долги портят карму, ребята!), и во многом — гражданская позиция: я плачу налоги и могу легально возмущаться, что их не туда потратили.
Поэтому мне всегда было некомфортно получать деньги за свою работу в конверте. Надо признать, такое бывало крайне редко — давала пару-тройку медиаконсультаций в год, а весь остальной фриланс был на серьёзные организации — с договором, всеми налогами и отчислениями.
Как это делается
Оба приложения похожи, интуитивно понятны, разобраться в них просто, самое трудное — выбрать сферу деятельности. Это не то что код ОКВЭД, как у настоящих предпринимателей, если ошибётесь — ничего за это вам не будет, в основном это нужно для статистики.
За год существования этого налога написана добрая сотня инструкций, самая исчерпывающая — на сайте налоговой , я пользовалась именно ей.
Нюансы
Так как моему опыту самозанятости уже полгода, возможно, он уже устарел, как кнопочный телефон. Пока я писала эту заметку, нашла в сети множество историй, публикаций и видеоинструкций с ответами на возникшие тогда вопросы. А вопросы были вот такие:
1. Когда выдавать чек — до или после платежа? С одной стороны, логично делать это после получения денег, как в магазине. Но с другой — некоторые просят выставить счёт. Чек — это счёт? Нет, чек — это чек. Утром деньги — вечером чек. Налог придётся платить с суммы, указанной в чеке. Если деньги не придут, то заплатите из своих, как некоторые.
2. Что делать, если выдал чек, а клиент не заплатил? Правильный ответ — аннулировать чек. Во всех приложениях есть такая кнопка. Но сделать это нужно быстро, а не ждать, вдруг всё-таки клиент опомнится. Опомнится — дадите новый чек, ошиблись — сразу отмените. А не как некоторые.
3. Откуда такая сумма налога? Автоматически при регистрации самозанятому выдаётся налоговый бонус в 10 000 ₽ . Сначала кажется, что пока не наберётся налогов на эту сумму — платить не нужно. На самом деле всё устроено иначе.
Стандартная ставка налога на самозанятость — 4% с доходов от физлиц, 6% с доходов от юрлиц и ИП. Первое время, пока действует налоговый вычет, вы фактически платите вместо 4% — 3%, а ставка 6% уменьшается до 4%.
Например, вы только что зарегистрировались самозанятым и в этом месяце заработали 100 000 ₽ от физлица. Должны были заплатить налог 4% (4000), а заплатите 3% (3000), то есть вычет составит 1000 ₽ . И так будет до тех пор, пока суммарно не набежит налоговых вычетов на 10 000 ₽ , а после этого начнёте платить по полной.
4. Что будет, если не выдать чек? Это сейчас на сайте Налоговой написано про санкцию в 20% от суммы, но тогда я этого не знала, и в договоре с клиентом у меня указана неустойка в 30%. Мотивирует!
В итоге сошлись на моей цене, хотя каждый остался при своём мнении. В этот момент я кое-что поняла про предпринимательство: если ты не учил математику, не знаешь правил пропорции и не умеешь считать проценты — просто закладывай нормальную маржу в тело контракта. Хочешь получить 10 000 ₽ — выставляй цену в 15 000, а лучше 20 000, и тогда уже неважно, кто и по какой формуле считает.
6. Как [потратить] использовать деньги? Здесь оказалось всё просто, в отличие от ИП, самозанятые считаются по-прежнему физическими лицами, а значит, могут распоряжаться своими деньгами как угодно, без комиссий и переплат: можно легко переводить деньги с карты на карту или расплачиваться карточкой, привязанной к счёту самозанятого.
Кстати, то, что самозанятый — физлицо и его счёт значится в банках в соответствующей категории, стало для моих контрагентов неприятным сюрпризом. Один мой приятель-ИП решил сэкономить на налогах и комиссиях, заключил договор с самозанятым и разорился (по крайней мере так он мне объясняет, почему не возвращает долг). Действительно, в Сбербанке, Альфа-Банке и ВТБ мне подтвердили, что за перевод со счёта ИП на счёт самозанятого взымается такая же комиссия, как при переводе на счёт физлица. Между юрлицами и ИП никаких комиссий нет.
Эмоции
Моё восприятие самозанятости замутнено тем, что мне не заплатили, я досрочно вышла из проекта и уже больше трёх месяцев пытаюсь добиться исполнения договора со стороны заказчика. Видимо, придётся идти в суд. Возможно, самозанятость тут ни при чём, но осадочек остался.
Самозанятость не позволила мне чётко осознать свою роль в проекте: вот я работаю как главный редактор, собираю команду, руковожу долгосрочным проектом, но при этом я не сотрудник, а сама по себе. Или, может быть, я предприниматель, малюсенький, но настоящий? Тогда почему мне кто-то диктует, во сколько я должна быть в офисе и сколько дней отпуска могу себе позволить?
Людей, которых я собирала в команду, тоже нужно было убедить регистрироваться самозанятыми или ИП — с разовыми авторами было довольно просто, но тех, кто работал с 9 до 19 (на самом деле — до 22 и более), оформиться по такой схеме пришлось уговаривать. Я рада, что приняла решение не сдёргивать с насиженных мест тех, кто работал по трудовому договору. Мне было бы сейчас ужасно стыдно, если бы они, как и я, оформляли иск в суд в попытках получить обещанное. Самозанятость — не тот журавль, ради которого в данном случае надо было отпускать синицу.
Ожидания vs. реальность
Самозанятость — возможность выйти из тени для фрилансеров — и мне это было приятно. Конверты и серые схемы — это не моё.
Самозанятость — возможность уйти в тень для опытных предпринимателей. Говорят — это и есть бизнес, детка. Налоговая оптимизация, нужно уметь вертеться. Наверное, суммы моих налогов были не такими большими, чтобы я завертелась, поэтому я многого не осознала. Но я точно почувствовала себя частью схемы налоговой оптимизации, и это было очень некомфортно.
Налоговый эксперимент организован просто отлично: приложение удобное, сервис развивается, банки подхватили тему и стали развивать собственные пакеты услуг для самозанятых. Думаю, это большой шаг в сторону развития предпринимательства как такового, простой и удобный способ попробовать начать своё дело, оказаться в шкуре бизнесмена. Те, кому понравится — пойдут дальше. Мне также кажется, что самозанятость — хорошая возможность для микропредпринимателей сделать шаг назад: вот был ты ИП, старался, вертелся, но зарабатывал мало, а деклараций и отчётов сдавал много. Устал. Но вместо того чтобы плюнуть на всё, перерегистрировался самозанятым, и стало легче, можно отдышаться и набраться сил для рывка.
Самозанятость я использую сейчас в случае, когда работаю с надёжными проверенными клиентами на коротких проектах, особенно если они связаны с социалкой и благотворительностью — в таком случае мне совершенно не жалко облегчить их налоговое бремя.
Главное, я поняла, что люблю платить налоги, но ещё больше я люблю, когда за меня их платит работодатель.
С 1 января 2020 года налог на профессиональный доход можно будет платить на территории 23 регионов России (а было всего 4). Вот их список:
Переход на электронные трудовые книжки начался в 2020 году. Работники писали заявления, выбирая форму ведения трудовой книжки. На тех, кто не подал соответствующее заявление, в 2021 году работодатели продолжают вести бумажные трудовые[1], а на работников, выбравших электронный вариант или впервые устраивающихся на работу, бумажную трудовую работодатели уже не заполняют.
Принимаем работника на работу в 2021 году
С января 2021 года несколько изменился алгоритм приема на работу.
Работники, которые выбрали предоставление сведений о трудовой деятельности (далее — СТД), при трудоустройстве, чтобы подтвердить свой стаж, кроме бумажной трудовой книжки должны будут предъявлять справку по форме СТД-ПФР или СТД-Р.
Таким образом, в 2021 году оформление работника на работу должно начинаться с проверки способа ведения его трудовой книжки. Трудоустраиваясь, новый работник предоставляет работодателю следующие документы:
- только трудовую книжку — если он ранее не отказался от ее ведения, либо
- трудовую книжку и СТД.
Необходимо проверить последнюю запись в трудовой книжке работника. Она может быть:
- об увольнении с работы либо
- о подаче заявление на СТД.
В предоставляемой работником справке по форме СТД-ПФР надо проверить отметку об отказе от ведения бумажной трудовой книжки:
- если она есть — СТД ведутся только в электронном виде;
- если отметки нет — работодатель продолжает вести и СТД, и бумажную трудовую книжку.
Далее прием на работу оформляется, как и прежде: заключается трудовой договор с работником и издается приказ о приеме на работу. Но перед этим работник под роспись должен быть ознакомлен с Правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными нормативными актами работодателя, касающимися выполнения его должностных обязанностей.
Не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа о принятии нового работника, работодатель обязан предоставить по нему отчет по форме СЗВ-ТД в Пенсионный фонд РФ.
Назначаем ответственного за ведение трудовых книжек в электронном и бумажном виде
С 2020 года в связи с введением электронной трудовой книжки у кадровиков появилась дополнительная работа: им нужно не только вести бумажные трудовые книжки работников, но и сдавать отчетность в Пенсионный фонд РФ.
Ответственного за ведение электронных и бумажных трудовых книжек назначает руководитель организации. Согласно Правилам ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей[2] ответственных за ведение и хранение бумажных трудовых книжек работодатель назначает соответствующим приказом. Тот же работник (или другой) аналогичным приказом может быть назначен ответственным и за передачу СТД в ПФР (пример 1).
Как заверить копию бумажной трудовой книжки в 2021 году
Правила заверения копии трудовой книжки в 2021 году не изменились. Напомним, что необходимо сделать, чтобы верно заверить копию трудовой книжки:
1. Отсканировать и распечатать (либо сделать ксерокопии) страницы трудовой книжки.
2. Пронумеровать страницы и сшить их.
3. Проставить на каждой странице штамп или сделать соответствующие записи вручную.
4. Заверить каждую страницу не только подписью ответственного работника, но и печатью организации (при наличии) (пример 2) .
Категории работников, которые могут перейти на электронную трудовую книжку в 2021 году
Работники, у которых по объективным причинам не было возможности подать заявление о переходе на СТД до 31 декабря 2020 года включительно[3], вправе сделать это в любое время, подав работодателю по основному месту работы, в т. ч. при трудоустройстве, соответствующее письменное заявление[4].
К числу таких работников относятся:
- лица, которые не были трудоустроены в 2020 году;
- были на больничном, в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, т. е. не исполняли свои трудовые обязанности, но за ними было сохранено место работы.
Обратите внимание, что данный список является открытым.
[1] Письмо Минтруда России от 10.02.2020 № 14-2/В-136.
[4] Письмо Минтруда России от 12.08.2020 № 14-2/ООГ-12933.
И. И. Наделяева,
заместитель директора по управлению персоналом
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции.
Я долго не решалась уволиться с предыдущего места работы.
В 2020 году все было отлично: зарплата была больше, чем в прошлом году, несмотря на ковид и прочее. А в начале 2021 года, сразу после новогодних праздников, руководство решило пересмотреть нашу систему премирования — и началось.
Сначала нам занижали показатели либо просто не платили по какому-либо пункту премирования. Спорить бесполезно: начальство просто на тебя наорет. Нашему супервизору доставалось больше всего: один раз ее так довели, что она даже легла в больницу. У меня же начались панические атаки: были и другие моменты в жизни. В итоге моя нервная система начала чудить, пришлось обратиться за медицинской помощью, мне даже выписали антидепрессанты.
Дальше — хуже. Новая система премирования, из-за которой невозможно не только добиться той же зарплаты, что и в прошлом году, но и даже получить хоть какую-то премию. Ребята либо упахивались, либо просто махали рукой и уходили в другие отделы, либо вовсе увольнялись. За последние пять месяцев работы я сидела на окладе четыре из них. В один вышла на премию, но половину месяца провела на больничном с ковидом. В итоге списали премию, и за месяц я получила еще меньше.
Почему не ушла раньше? Я часто задавала себе этот вопрос. Причиной может быть что угодно. Начиная с того, что я не уверена в себе и своих силах, боялась что-то менять. Или из-за панических атак, которые вводили меня в ступор, когда нужно было кому-то позвонить даже по личным вопросам. Или из-за того, что работа сильно изменила мое самоощущение в сторону того, что я полная никчемность… Я не знаю.
В итоге я уволилась в никуда. Пара недель эйфории — и все. Сейчас два с половиной месяца сижу без денег и работы. Копилки пусты. Я в долгах — пока небольших, но все же . Платить по обязательствам нечем.
Я была менеджером по продажам, но поняла, что не смогу вернуться на эту должность: панические атаки напоминают о себе (см. пункт про звонки). На прошлой работе пару раз в выходные у меня даже были истерики, чего со мной никогда не случалось. А больше я ничего не умею. Плюс каждый второй работодатель хочет трудоустроить официально только после праздников / через два месяца / через полгода.
Хотела найти работу за месяц — в итоге скоро Новый год, а перспективы найти хоть что-то за это время тают быстрее, чем мороженое на солнцепеке.
Совет могу дать такой: нужно иметь вариант работы, куда можно перейти сразу после увольнения. Да, возможно, ситуация наладится, но все равно лучше иметь пути отступления. Если у кого-то есть возможность достучаться до своего руководства — вперед, у нас такой возможности, увы, не было. Поэтому и уволилась половина отдела.
Финансовые провалы. Здесь делятся историями о финансовых поражениях
Я вам могу немного поднять настроение, но перед самым Новым годом РЕАЛЬНО найти работу (hr-менеджеры должны в конце года закрыть все открытые вакансии, у них свои планы и т.д.). Плюс много историй знаю от знакомых и из Интернета, что оффер делают чуть ли не 29 декабря (плюс/минус подобная дата). Как мне говорила одна знакомая hr - надо откликаться на вакансию, даже если ты подходишь на неё на 80%. Дерзайте. Откликайтесь, пишите под каждую вакансию индивидуальное сопроводительное письмо, и ваша работа найдётся! Главное, продолжать верить и прикладывать к этому усилия. Я в вас верю!
Виалетта, "надо откликаться на вакансию, даже если ты подходишь на неё на 80%"
Абсолютно верно, может даже меньше 80%, несколько раз так откликался и в половине случаев приходило приглашение на собеседование, пару раз устраивался в итоге на работу после них.
Павел, если вакансия приглянулась, то надо откликаться, даже если гораздо меньше 80%
Системный, в прошлом году так и делала — откликалась, даже когда не сильно подходила, но очень хотела поработать с ними. Это я искала основную работу, но в итоге просто перешла в другой отдел своей компании и все наладилось. Нашла несколько классных подработок.
Виалетта, это верно, я пару лет назад, 27 было первое собеседование, а 30 уже офер. Причём всё прошло очень легко и быстро
Виалетта, по моему опыту проще после нового года найти работу. многие в загуле и работодателю хороший повод наконец-то избавиться от балласта.
Виалетта, большое спасибо!
Пройдя курсы, вы пополните армию безработных, прошедших курсы. Если деньги поджимают, идите курьером или продавцом, а по ходу дела решайте, как быть дальше.
Артем, неплохой совет. С такой работы и уволиться бывает проще, а денег хотя бы на текущие расходы подзаработает.
Во врем жесткого карантина тоже осталась без работы (общепит сильно пострадал). Нашла подработку в ларьке с бытовой химией.
После работы на престижной должности в стильном тёплом офисе, даже ни на минутку не было стыдно копаться в коробках с мылом. Деньги не пахнут
Артем, да вот, кстати курьером можно. Пока не найдёте что-то стоящее.
Я проработала в продажах более 12 лет. Могу продавать все в сегменте B2B. Куча сертификатов, рекомендаций. Но я перегорела. Это было почти 3 года назад, когда с очень хлебосольного места меня внезапно попросили. Причины я узнала только спустя пару месяцев - компанию начали распускать. И крупный холдинг с миллиардными оборотами закрылся буквально в течении 3 месяцев.
После этого у меня началась РЕАЛЬНО паническая атака длинной в пол-года - ипотека, ремонт, нет никаких нз.
В таком случае посоветовать могу только одно - хватайтесь за любые возможности всеми руками, собирайте подушку безопасности и продолжайте рассылать резюме.
Администратором, репетитором, няней. Главное - не влезать в долги.
Идеально найти вариант с удаленкой. Сейчас много компаний предлагают такой формат. Плюс - если вы из региона - есть возможность поискать вакансии в Москве.
Копите как не в себя деньги, откладывайте месяца на 2-3 и после уже делайте передышку, если вариант, куда устроились - вам не подходит.
Кстати, буквально недавно я устроилась на новое место (как раз почти перед новым годом)) именно в ту сферу и на ту зп, что рассчитывала. Главное - запастись временем и терпением. Хорошее трудоустройство занимают 2-3 месяца АКТИВНОГО ПОИСКА. Это значит в день должно быть минимум 2 собеседования и задел в виде 4-5 на неделю. Это около 40-50 разосланных резюме в день. Общайтесь, не стесняйтесь просить обратную связь сразу же после собеседования - что понравилось в вас, что не понравилось.
Некоторые мне честно отвечали, что смущает низкие запросы по зп. Кто-то наоборот - слишком высокие. Умейте собирать отказы, анализировать их, подбирать заранее ответы, чтобы вставлять в самопрезентацию + определитесь, что нужно вам в первую очередь.
Работодатели предпочитают соискателей с четко сформированным пулом требований и аргументов. Когда ты говоришь "не знаю, что хочу, но вот так и так я точно не хочу" - большая вероятность, что обратной связи ты не получишь.
Налоговый режим для самозанятых распространяется на всю территорию РФ. Это прекрасная возможность легализовать свой небольшой бизнес по оказанию услуг или выполнению работ. Но если заниматься этим в качестве подработки, то возникает вопрос – можно ли быть самозанятым и официально работать?
Статус самозанятого лица
Самозанятость подразумевает, что человек сам находит дополнительный источник дохода, лично предлагая свои услуги. Наверняка многие из вас заказывали торты домашней выпечки, обращались к репетитору, ремонтировали машину или приглашали домработницу для уборки квартиры.
С точки зрения закона это и есть самозанятые лица, большинство из которых до сих пор находятся вне правового поля. И дело не только в том, что они не декларируют свои доходы и не платят налоги. Проблема ещё и в том, что если услуга оказана некачественно или работа не выполнена, то взыскать ущерб с такого исполнителя трудно. Даже сам факт оплаты его услуг не фиксируется документально, поэтому в такой сделке рискует, прежде всего, заказчик.
Однако это не означает, что запрещено совмещать работу по трудовому договору и регистрацию в качестве плательщика налога на профессиональный доход. Просто нельзя работать по трудовой книжке и быть самозанятым у одного и того же работодателя.
Почему самозанятый не может оказывать услуги своему работодателю
Работающий по трудовому договору человек обходится своему работодателю достаточно дорого. Работнику, принятому в штат, надо платить зарплату не менее двух раз в месяц, перечислять за него страховые взносы по ставке до 30% от выплаченных сумм, оплачивать ежегодный отпуск и больничный. Кроме того, необходимо организовать безопасное рабочее место и обеспечить работника всем необходимым для выполнения должностных функций.
Трудовой кодекс защищает права работников, в частности, строго регламентирует процедуру увольнения. Трудовой договор, в общем случае, должен быть бессрочным, заключать его на определённый срок можно только при наличии оснований.
Чтобы снизить свою финансовую и административную нагрузку, некоторые работодатели предпочитают не брать человека в штат, а заключать с ним гражданско-правовой договор на выполнение какого-то объёма работ. Однако ФНС и Роструд следят за тем, чтобы работодатели не подменяли реальные трудовые отношения гражданско-правовыми, наказывая их штрафами.
По сравнению с работником, с которым заключён трудовой договор, самозанятый обходится намного дешевле. За него не надо перечислять страховые взносы, оплачивать ему отпуск, создавать рабочее место и т.д.
Чтобы у работодателей не возникало соблазна уволить своих работников, но пользоваться их услугами в качестве самозанятых, законом N 422-ФЗ установлена запретительная норма. В соответствии со статьёй 6 заказчиками услуг (работ) не могут выступать нынешние работодатели самозанятых, а также те, с кем трудовые отношения закончились менее двух лет назад.
Вот как ФНС на своём сайте отвечает на вопрос, можно ли работать официально и стать самозанятым.
Как следует из вопроса, штатный юрист банка хочет быть самозанятым одновременно с официальной работой. Причём, профиль своей деятельности он не меняет и планирует оказывать юридические услуги в свободное от основной работы время. ФНС подтверждает, что такой вариант возможен, главное, чтобы заказчиком его услуг не становился действующий или бывший работодатель.
Однако если речь идёт о госслужащих, то для них возможность подработать в свободное время запрещена. Они могут стать плательщиками НПД только для сдачи в аренду жилых помещений.
Вы можете стать самозанятыми со Сбербанком прямо сейчас. Оставьте заявку в сервисе и получите все достоинства приложения от ФНС, плюс дополнительные преимущества от Сбербанка.
Может ли самозанятый устроиться на работу
Теперь посмотрим на вопрос с другой стороны – может ли самозанятый работать по трудовому договору? Предположим, вы уже зарегистрировались в качестве плательщика налога на профессиональный налог, а теперь хотите устроиться на работу в штат. Можно ли официально совмещать два статуса – плательщика НПД и наёмного работника?
Как мы уже разобрались, можно. Однако надо учесть, что некоторые работодатели требуют сообщать о дополнительных источниках дохода. А если окажется, что в качестве самозанятого вы оказываете услуги конкурентам будущего работодателя, придётся выбрать что-то одно – либо самостоятельный доход, либо работу по найму.
И хотя закон не обязывает при приёме на работу сообщать о своем статусе самозанятого, работодатель может легко проверить эту информацию на сайте ФНС по ИНН работника.
Выводы
Бесплатная консультация по налогообложению
Спасибо!
Ваша заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Читайте также: