Можно ли во время больничного по беременности и родам перевести работника на другую должность

Обновлено: 13.05.2024

Вопрос: Какой порядок приема на работу работника на период нахождения основного работника в трудовом отпуске, после окончания которого последнему будет предоставлен отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет? Можно ли продлевать срочный трудовой договор, заключенный на период нахождения основного работника в трудовом отпуске, на другие периоды? Если нет, то требуется ли производить увольнение работника по истечении срока каждого трудового договора?

Ответ: При приеме на работу на период выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс) сохраняются место работы, должность служащего (профессия рабочего), следует руководствоваться пунктом 3 части третьей статьи 17 Трудового кодекса. В этом случае с работником заключается срочный трудовой договор.

Для заключения трудового договора на время исполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с Трудовым кодексом сохраняются место работы, должность служащего (профессия рабочего), необходимо соблюдать следующее условие.

Заключение срочного трудового договора на указанных условиях возможно только в случаях, обусловленных временным отсутствием работника, состоящего в штате нанимателя. Это означает, что рабочее место (должность служащего, профессия рабочего) не должно быть вакантным, поскольку в таком случае должен заключаться трудовой договор на неопределенный срок либо контракт.

На практике срочный договор на время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы, заключается, как правило, в случаях длительного (свыше 4 месяцев) отсутствия работника (вследствие временной нетрудоспособности, нахождения в социальном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, переподготовки и др.).

Трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей временно отсутствующего работника, прекращается в день, предшествующий дню выхода этого работника на работу (часть третья статьи 38 Трудового кодекса).

В случае, когда работник принимается на период нахождения основного работника в трудовом отпуске, который предшествует отпуску по беременности и родам, далее – отпуску по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет основного работника, заключается отдельный срочный трудовой договор на каждый период, обусловленный соответствующей причиной отсутствия основного работника. При этом, если между этими периодами нет перерывов, в т.ч. включая выходные дни, то увольнение работника, принятого по срочному трудовому договору, в связи с его окончанием не производится.

Таким образом, в приведенной ситуации следует заключать три срочных трудовых договора: на период трудового отпуска основного работника; на период нахождения основного работника в отпуске по беременности и родам; на период нахождения основного работника в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Следовательно, по окончании одного срочного трудового договора со следующего дня заключается следующий срочный трудовой договор.

После заключения нового срочного трудового договора наниматель издает приказ о продолжении трудовых отношений на основании срочного трудового договора. Увольнение работника и окончательный расчет с ним не производятся.

Вопрос: Обязан ли наниматель при приеме на работу и заключении контракта ознакомить работника с должностной инструкцией?

Ответ: При приеме на работу наниматель в соответствии со статьей 54 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) обязан:

1) потребовать от работника документы, необходимые для заключения трудового договора в соответствии с законодательством;

2) ознакомить работника под роспись с порученной работой, условиями и оплатой труда и разъяснить его права и обязанности;

3) ознакомить работника под роспись с коллективным договором, соглашением и документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок;

5) заключить трудовой договор в письменной форме, оформить заключение трудового договора приказом (распоряжением) и объявить его работнику под подпись;

Порученная работнику работа должна быть оговорена в должностной инструкции (для специалистов, служащих), в рабочей инструкции (для рабочих). В указанных документах определяются права и обязанности работников по конкретной должности служащего или профессии рабочего. С данными документами наниматель обязан ознакомить работников при приеме на работу под подпись.

Вопрос: С временным работником заключен трудовой договор сроком на два месяца. Можно ли с ним после истечения срока трудового договора заключить контракт по той же профессии рабочего на постоянной основе? Можно ли избежать увольнения работника по истечении срока трудового договора?

Ответ: Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовые договоры на срок до двух месяцев, установлены главой 23 Трудового кодекса.

Согласно статье 292 Трудового кодекса временными признаются работники, принятые на работу на срок до двух месяцев, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы (должность), - до четырех месяцев.

В определении временных работников содержится важнейший отличительный признак, который позволяет признавать работника временным, - это срок, на который заключается трудовой договор: как правило, на срок до двух месяцев, а для замещения временно отсутствующего работника - на срок до четырех месяцев.

Следовательно, работник будет признаваться временным, если он принимается на вакантное рабочее место на срок до двух месяцев. Если же на вакантное рабочее место принят работник, и с ним заключен трудовой договор на срок до четырех месяцев, такой работник не может быть признан временным, поскольку нет определяющего условия - трудовой договор на срок до четырех месяцев может быть заключен для замещения временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы, должность служащего (профессия рабочего), либо на вакантное рабочее место на срок не более двух месяцев.

При временном отсутствии основного работника, за которым сохраняется рабочее место (например, в связи с нетрудоспособностью, пребыванием в социальном отпуске и т.п.), допускается заключение трудового договора с временным работником на срок до четырех месяцев.

В соответствии с частью первой статьи 293 Трудового кодекса условия о временном характере работы должны быть указаны в трудовом договоре.

2) с работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, срочный трудовой договор;

Так, если в период трудовых отношений, основанных на срочном трудовом договоре, стороны (работник и наниматель) приходят к соглашению о заключении контракта, то на основании письменного заявления работника о заключении контракта наниматель должен издать приказ о заключении контракта с соблюдением срока, установленного частью первой статьи 261-3 Трудового кодекса (не менее одного года и не более пяти лет).

Таким образом, в период действия срочного трудового договора, а также в связи с истечением срока его действия стороны вправе продолжить трудовые отношения путем заключения контракта по соглашению сторон на срок не менее одного года. Увольнение работника в такой ситуации не потребуется.

Вопрос: Можно ли при заключении с работниками трудовых договоров на неопределенный срок и контрактов определить срок выплаты заработной платы один раз в месяц с 10 по 25 число? Какая ответственность предусмотрена за нарушение сроков выплаты заработной платы?

Ответ: Согласно части первой статьи 73 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) выплата заработной платы производится регулярно в дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре, но не реже двух раз в месяц.

В отношении работников, с которыми заключены контракты, пунктом 1 части первой статьи 261-2 ТК установлено, что контракт должен сдержать, в частности, дни и периодичность (не реже одного раза в месяц) выплаты заработной платы.

Таким образом, работникам, с которыми заключены контракты, наниматель вправе производить выплату заработной платы один раз в месяц, если коллективным договором, соглашением или условиями контрактов не предусмотрено иное, а работникам, с которыми заключены трудовые договоры на неопределенный сок, заработная плата должна выплачиваться не реже двух раз в месяц.

Помимо периодичности выплаты заработной платы законодательство о труде предусматривает, что заработная плата должна выплачиваться в определенные дни.

Так, в соответствии со статьей 73 ТК выплата заработной платы производится регулярно в дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре, но не реже двух раз в месяц, если иная периодичность не определена контрактом.

В приведенных нормах речь идет об установлении конкретных дат (указано "регулярно в дни") месяца, а не периода времени, в течение которого должна быть выплачена заработная плата.

Таким образом, устанавливать "плавающие" сроки выплаты заработной платы недопустимо. Наниматель должен установить в трудовом договоре (контракте) конкретные дни (день) выплаты заработной платы.

За нарушение законодательства о труде статьей 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) установлена административная ответственность.

Так, согласно части первой статьи 9.19. КоАП нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо – до ста базовых величин.

Вопрос: В связи с отменой использования печатей субъектами хозяйствования является ли правомерным ее проставление нанимателями на трудовых договорах (контрактах)?

В целях реализации положений Декрета Правительством Республики Беларусь были проведены мероприятия по корректировке нормативных правовых актов, закреплявших обязательное использование печати субъектами хозяйствования.

- Примерную форму контракта руководителя государственного органа (организации) с лицом, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Республики Беларусь, утвержденную постановлением Совета Министров от 5 августа 2002 г. № 1055;

- Примерную форму контракта с государственным служащим, утвержденную постановлением Совета Министров от 7 октября 2003 г. № 1271;

- примерную форму контракта с временным управляющим, утвержденную постановлением Совета Министров от 6 мая 2013 г. № 344 (далее – постановление № 344);

Вопрос: Я гражданин Республики Беларусь с паспортом серии РР. Есть ли какие-либо ограничения при трудоустройстве на работу в организацию Республики Беларусь, которая находится в г. Минске, с таким паспортом?

Ответ: Документы, предъявляемые при заключении трудового договора, приведены в статье 26 Трудового кодекса Республики Беларусь. Так, согласно нормам названной статьей при заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю:

1) документ, удостоверяющий личность; документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);

3) документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы;

4) направление на работу в счет брони для отдельных категорий работников в соответствии с законодательством;

6) декларацию о доходах и имуществе, страховое свидетельство, медицинскую справку о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами.

Наниматель вправе при приеме на работу гражданина запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы, которая выдается в течение пяти календарных дней со дня получения соответствующего запроса.

Запрещается требовать при заключении трудового договора документы, не предусмотренные законодательством.

Документом, удостоверяющим личность, при заключении трудового договора является, в том числе паспорт серии РР.

Вопрос: На работу принимается лицо, не имеющее квалификационного разряда по профессии рабочего, необходимой организации. Вправе ли наниматель принять его в качестве ученика?

Ответ: В соответствии с частью второй пункта 2 Положения о гарантиях работникам, направляемым нанимателем на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.01.2008 № 101 (далее - Положение), работникам, направленным на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации в очной (дневной) форме получения образования, не имеющим квалификации (разряда) по профессии рабочего, необходимой организации, принятым на работу по данной профессии рабочего без указания разряда или с его указанием, в течение периода обучения за счет средств нанимателя осуществляется выплата заработной платы из расчета не менее 0,15 бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, сохраняется денежное довольствие.

Лицо, принятое на работу, в тот же день направляется на обучение для получения необходимой квалификации по соответствующей профессии рабочего, в период которого ему выплачивается заработная плата согласно пункту 2 Положения.

В соответствии с частью второй пункта 29 Инструкции после прохождения работником обучения наниматель вносит в трудовую книжку работника запись о присвоении соответствующего квалификационного разряда.

Условия жизни и условия работы, особенно если они вредные, оказывают влияние на состояние здоровья работников. Получив то или иное заболевание, работник, возможно, уже не сумеет трудиться на своей должности. Выход, конечно же, есть – поменять работу. Причем работнику не надо увольняться – предложить другую работу в таком случае обязан работодатель. Как оформляется перевод работника по медицинским показаниям, представим в виде пошаговой процедуры.

Общие положения

Согласно ч. 1 ст. 73 ТК РФ сотрудника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся у него работу, не противопоказанную сотруднику по состоянию здоровья.

При отказе сотрудника от перевода либо отсутствии у работодателя подходящей работы трудовой договор расторгается по основанию п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ – отказ от перевода на другую работу, необходимого в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы.

Шаг 1. Получение медицинского заключения

В качестве основания для перевода на другую должность работник предоставляет медицинское заключение, выданное в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в соответствии с которым он признан нуждающимся в переводе на другую работу. В зависимости от заболевания перевод может быть временным на срок до четырех месяцев или постоянным, что должно указываться в медицинском заключении.

Заключение при этом может быть выдано как в результате обязательного медицинского обследования, так и в результате обращения работника за медпомощью по своей инициативе.

подписываются врачами-специалистами, участвующими в вынесении медзаключения, руководителем медицинской организации;

подписываются членами и руководителем комиссии, если заключение выносится врачебной комиссией;

заверяются личными печатями врачей-специалистов и печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано ее полное наименование.

Если работник принес медицинское заключение о необходимости перевода, изучите его, поскольку дальнейшие ваши действия будут зависеть от того, на какой срок рекомендован перевод.

Заключение зарегистрируйте в установленном в вашей организации порядке, например, в соответствующем журнале регистрации.

Шаг 2. Предложение работнику перевода на другую должность

Выяснив, в каком переводе нуждается работник, временном или постоянном, определите, какие должности, не противопоказанные ему по состоянию его здоровья, имеются в организации, и предложите их работнику.

Предложение оформите письменно в двух экземплярах. Зарегистрируйте его в установленном порядке, например, в журнале регистрации уведомлений и предложений работникам. Один экземпляр предложения вручите работнику под подпись. Кроме отметки о получении, на вашем экземпляре работник может отразить свое согласие или несогласие с переводом. С принятием решения о переводе работнику лучше не затягивать, поскольку он после получения медицинского заключения уже не может трудиться на своей должности.

Приведем образец предложения.

Шаг 3. Отстранение работника при его отказе от временного перевода

Если сотруднику полагается временный перевод, но он от него отказался либо соответствующая работа у вас отсутствует, отстраните его на весь срок, указанный в медицинском заключении, с сохранением за ним места работы (должности).

Об отстранении издается приказ в произвольной форме, в котором отражают причину и период, на который сотрудник освобождается от выполнения работы.

Если сотруднику давали время на принятие решения о переводе, после получения его медзаключения нужно также отстранить сотрудника, не дожидаясь его согласия или отказа от перевода.

Приказ в этом случае может выглядеть так.

Если от работы отстраняют руководителя организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), его заместителя или главного бухгалтера, срок отстранения определяется соглашением сторон.

Шаг 4. Ознакомление работника с должностной инструкцией и локальными актами

Если работник согласился на перевод, то прежде, чем все оформить, ознакомьте его с должностной инструкцией по новой должности ииными локальными нормативными правовыми актами, непосредственно связанными с его новой трудовой деятельностью.

Ознакомление может осуществляться путем подписания работником ознакомительного листа, прикрепленного к локальным актам, либо проставления работником подписи в журнале ознакомления с локальными нормативными актами с указанием даты ознакомления.

Порядок ознакомления с локальными нормативными актами может быть закреплен в самом таком акте.

Шаг 5. Подписание соглашения о переводе

После ознакомления с должностной инструкцией и локальными актами оформите с работником соглашение к трудовому договору о переводе на другую должность.

В соглашении пропишите условия временного перевода, должность, размер оплаты труда, режим работы и пр. При этом, устанавливая условия оплаты труда, учтите положение ст. 182 ТК РФ, согласно которому при переводе сотрудника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением, в предоставлении другой работы, на другую нижеоплачиваемую работу у данного работодателя за сотрудником сохраняется средний заработок по прежней работе в течение месяца со дня перевода, а при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, – до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления.

См. выдержку из такого соглашения:

1. Работник в соответствии с медицинским заключением временно переводится на должность медицинского регистратора на один месяц.

2. За Работником на период временного перевода сохраняется должностной оклад по должности рентгенлаборанта, предусмотренный штатным расписанием, в размере 30 000 руб.

3. На период перевода Работнику устанавливается режим рабочего времени с 8.00 до 17.00 с перерывом для принятия пищи и отдыха с 12.30 до 13.30.

4. Права и обязанности Работника устанавливаются в соответствии с должностной инструкцией медицинского регистратора на весь срок временного перевода.

5. Остальные условия трудового договора от 15.08.2015 № 15/08 не изменяются.

Соглашение составьте в двух экземплярах. Один отдайте работнику под подпись (он проставляет ее на вашем экземпляре).

При наличии оснований заключите с работником договор о полной материальной ответственности либо соглашение об изменении действующего договора о полной материальной ответственности.

Шаг 6. Издание приказа о переводе работника на другую работу

На основании соглашения издайте приказ о переводе по унифицированной форме Т-5 и ознакомьте с ним работника под подпись.

В приказе укажите срок перевода, новую должность и размер оплаты труда. В качестве основания – реквизиты соглашения и медицинского заключения.

Зарегистрируйте приказ в журнале регистрации приказов.

Шаг 7. Внесение записи о постоянном переводе в трудовую книжку

Запись о временном переводе в трудовую книжку не вносится.

Шаг 8. Внесение записи в личную карточку

С внесенной в трудовую книжку записью о переводе на другую постоянную работу ознакомьте работника под подпись в его личной карточке, где повторяется запись, внесенная в трудовую книжку.

Шаг 9. Уведомление об окончании временного перевода

Если по окончании срока временного перевода прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает трудиться на временной должности, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным (ст. 72.2 ТК РФ).

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Жизненные обстоятельства и Трудовой кодекс нередко предусматривают возможность законного отсутствия сотрудника на работе в течение длительного времени. Например, работник пребывает в очередном отпуске, проходит плановое обучение, надолго заболел или уехал в долгую командировку – все это время он не может выполнять свои основные обязанности. Однако, далеко не всегда работа может быть просто оставлена на означенное время, чаще ее прекращение нерентабельно, и тогда сотруднику необходима временная замена.

  • Как оформить ВРИО ­– временное исполнение обязанностей отсутствующего на законных основаниях работника?
  • Каким образом оплачивается такая деятельность?
  • Какие моменты не стоит упускать из виду?

Рассмотрим ниже все эти вопросы, а также поможем в составлении соответствующего приказа.

ВРИО по Трудовому кодексу РФ

Трудовой Кодекс Российской Федерации в ст. 60.2 говорит о совмещении профессий, увеличении количества возлагаемых трудовых функций, расширении зоны влияния, а также отдельно отмечает вопросы, касающиеся исполнения обязанностей работника, который временно отсутствует, но не освобожден от работы по трудовому договору. Эта статья введена в ТК на основании Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ.

Ст. 151 ТК РФ позволяет сотрудникам соглашаться на предложенную им дополнительную работу в придачу к основным обязанностям за прибавку к оплате.

Кадровики обычно понимают под ВРИО исполнение дополнительных трудовых функций вместе с основными обязанностями согласно подписанного трудового договора как по той же, так и по иной должности, предусматривающее дополнительное вознаграждение.

Поводы для введения сотрудника для ВРИО

Отсутствие сотрудника на работе, когда потребуется его временная замена, может быть вызвано различными причинами:

  • любой отпуск (ежегодный, декретный, за свой счет, для обучения и т.п.);
  • командировка;
  • больничный лист;
  • возложение общественных или государственных обязанностей (избирательная комиссия, занятость в качестве присяжного и пр.);
  • любые другие обстоятельства неявки на работу, в том числе и не выясненные.

Три вещи, без которых невозможно ВРИО

Для того, чтобы замена работника была законной, нужно одновременное соблюдение трех условий.

  1. Письменное соглашение сторон. Без письменно оформленного согласия сотрудника (допсоглашения) работодатель не может привлечь его к замене другого работника.
  2. Приказ по организации. Любой вариант замены должен быть оформлен приказом руководителя по учреждению, проведенного обычным порядком.
  3. Назначение доплаты за дополнительный труд. Временная замена должна быть оплачена сверх обычного вознаграждения занятого сотрудника. Размер законом не оговаривается, он может рассчитываться любым способом, удобным работодателю, на который согласен работник.

К СВЕДЕНИЮ! Подпись работника об ознакомлении с приказом не является законодательным обоснованием оформления замены. Необходим и дополнительный документ, специально оформляющий согласие обеих сторон, то есть и п.1, и п.2 должны быть в наличии, не исключая и не заменяя друг друга.

Варианты временной замены

ТК РФ предоставляет работодателю выбор из нескольких возможных способов привлечения сотрудника к временному исполнению дополнительных обязанностей.

  1. Своими силами. Используя собственные ресурсы фирмы, можно возложить дополнительные трудовые функции на согласного и подходящего для этой цели постоянного сотрудника. При этом следует учитывать важный нюанс:
    • если работнику поручили выполнять в дополнение к своей должности точно такие же, но дополнительные обязанности, такая замена будет проведена в рамках расширения зоны обслуживания или увеличения объема работы;
    • если сотрудник берет на себя обязанности, связанные с другой должностью, речь пойдет о внутреннем совмещении.

ВАЖНО! Работодателю следует трезво оценивать возможности сотрудника выполнять дополнительную работу вне своей основной должности.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В обычных ситуациях срок такого перевода в рамках одной организации обычно не превышает годичный срок. Но в оговоренных законом случаях, например, при переводе на декретное место, этот срок может быть увеличен.

ПРОВЕРЬТЕ! Если в трудовом договоре четко сформулировано структурное подразделение, где должен трудиться сотрудник, то перевести его в другое даже на идентичную должность без его согласия уже нельзя, так как меняются условия договора.

ВРИО – это не совместительство!

Путаница может возникнуть, так как у временной замены работника и совместительства есть общая черта – оба эти вида дополнительной загруженности выполняются работником, который при этом должен обеспечить обязательное выполнение и основной своей работы.

Отличия состоят в следующем:

  • Трудовой Кодекс регулирует эти виды дополнительной занятости разными статьями: совместительство рассматривается в ст. 44 ТК РФ, а ВРИО – ст. 60;
  • при совместительстве дополнительные обязанности нужно исполнять во время, не занятое основным трудом, а при ВРИО это происходит параллельно в рамках того же самого рабочего дня или смены;
  • для совместительства нужен новый трудовой договор, для ВРИО достаточно письменно оформленного согласия;
  • прекращение совместительства происходит только с расторжением соответствующего договора или истечением его срока, а для ВРИО возможна отмена в любое время (с предупреждением за 3 дня), как со стороны работодателя, так и занятого сотрудника.

Как составить приказ на ВРИО

ВАЖНО! Образец допсоглашения к трудовому договору на ВРИО от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Особенности формулировок в приказе зависят от выбранного способа замещения. В целом, приказ по предприятию обязательно должен содержать такие данные:

  • названия основной должности и той, что принимается в рамках замещения;
  • сроки выполнения дополнительной работы;
  • причину отсутствия замещаемого работника, если она установлена;
  • основание для оформления замещения (номер заключенного допсоглашения);
  • сумму назначенной доплаты;
  • подписи сторон об ознакомлении и согласии с приказом.

Пример приказа о временном замещении отсутствующего наемного работника

от 12 февраля 2017 г.

О поручении дополнительных обязанностей в порядке совмещения должностей

В связи с отсутствием старшего экономиста Зарубиной Э.Л. по причине прохождения дополнительного обучения с отрывом от производства на основании ст. 60.2 и 151 ТК РФ

  1. Поручить экономисту Рубинштейну О.Д. выполнение во время установленного рабочего дня наряду с его основными обязанностями, определенными пудовым договором, дополнительной трудовой функции по участку Зарубиной Э.Л. в рамках расширения зоны обслуживания.
  2. Установить для Рубинштейна О.Д. дополнительное ежемесячное вознаграждение за выполнения обязанностей сверх основных в порядке совмещения в размере 75% оклада Зарубиной Э.Л.
  3. Определить срок увеличения объема работ Рубинштейна О.Д. с 13.02.2017 до 25.03.2017 г.

ОСНОВАНИЕ: дополнительное соглашение к трудовому договору от 11.02.2017 с Рубинштейном О.Д. от 10.05.2015 г.

Случается так, что за время отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком должность работника сократили. Разберемся, как в этом случае действовать работодателю, чтобы не нарушить закон и права сотрудницы.

Трудовым законодательством установлен запрет на увольнение женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, а также работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (далее — отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком).

Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске*(1).

На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность)*(2).
Таким образом, работодатель не имеет права не только уволить по сокращению штата работника, находящегося в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, но и сократить должность такого работника.

Заметки на полях. При сокращении численности или штата организации работодатель не имеет права сократить должность работника, находящегося в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет без письменного согласия работника.

Что делать, если должности находящихся в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком работников подлежат сокращению? Как соблюсти интересы работодателя и не нарушить закон?

Порядок сокращения должности

Уволить работника, находящегося в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, на основании сокращения численности или штата организации*(3) нельзя. Что же делать, если в организации идет сокращение?

При этом закон не устанавливает ограничений по максимальному сроку уведомления работников.
Вместе с тем суды по-разному разрешают вопрос о допустимости заблаговременного уведомления работника о предстоящем увольнении по сокращению штата.

Так, одни суды признают законным увольнение работника по прекращении отпуска по уходу за ребенком и достижении ребенком возраста трех лет с учетом заранее дважды направленного работнику уведомления: за два года и за два месяца до увольнения*(4).

Поэтому, принимая решение о моменте уведомления работника о сокращении его должности после достижения ребенком возраста трех лет, работодателю необходимо учитывать отсутствие единообразия судебной практики по данному вопросу.

Вместе с тем, учитывая требования закона о недопустимости расторжения трудового договора по сокращению штата с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет*(6), гарантии сохранения за ней должности на период отпуска и право женщины вернуться на работу после окончания отпуска, наиболее правильным будет осуществление увольнения работника в связи с сокращением должности спустя два месяца после возвращения его на работу по достижении ребенком возраста трех лет и получении им уведомления о предстоящем увольнении.

Таким образом, в момент начала осуществления мероприятий по сокращению штата работника, находящегося в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, можно уведомить о сокращении должности по достижении его ребенком возраста трех лет. При этом обязательно необходимо предложить имеющиеся вакантные должности. Такое уведомление должно быть вручено работнику обязательно под роспись.

Возможно несколько вариантов развития событий. После получения уведомления о сокращении должности работник может игнорировать предложение о занятии вакантных должностей или согласиться занять другую должность.

Если работник согласился занять вакантную должность, необходимо составить дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении условий трудового договора: наименования должности работника, условий оплаты труда и прочее, а также внести в трудовую книжку запись о переводе на другую работу (должность) у прежнего работодателя. После окончания отпуска работник приступает к работе по новой должности.

Заметки на полях. При сокращении должности работодатель должен предложить работнице перевод на работу по другой должности по окончании отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком. Данный перевод осуществляется только с письменного согласия работника. При этом к трудовому договору обязательно оформляется дополнительное соглашение.

Если работник не согласился перейти на одну из предложенных должностей, принудить его к этому нельзя. Мы рекомендуем в день выхода работника из отпуска уведомить его под роспись о сокращении его должности через два месяца и предложить имеющиеся на этот момент у работодателя вакантные должности.

Обратите внимание: отказ работника от предложенных вакансий лучше получить в письменной форме, особенно если работнику предлагается только одна вакансия. Так как в случае спора отсутствие доказательств отказа работника от предложенных должностей суд может расценить как подтверждение согласия работника занять предложенную должность*(7).

Заметки на полях. Отказ работника от предложенных вакансий необходимо оформить в письменной форме. Так как в случае спора отсутствие доказательств отказа сотрудника от предложенных должностей суд может расценить как подтверждение согласия работника занять предложенную должность.

Нужно иметь в виду, что работник, находящийся в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, может не проживать по известному работодателю адресу или не получать корреспонденцию. Поэтому, если вручить под роспись уведомление такому работнику не удалось, процедуру уведомления о сокращении должности следует отложить до выхода сотрудника на работу. В день выхода на работу после окончания отпуска по уходу за ребенком сотрудника следует уведомить о предстоящем через два месяца увольнении в связи с сокращением должности. При этом обязательно предложить имеющиеся на данный момент вакансии. Если работник не изъявит согласия на увольнение до истечения срока предупреждения об увольнении, на следующие два месяца работодатель обязан обеспечить вышедшего из отпуска сотрудника работой по его трудовой функции (должности).

Стоит отметить, что все установленные законом в отношении работника, находящегося в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, гарантии распространяются как на основных работников, так и работников по совместительству*(8).

Перевод работника на другую должность

Часто работодатели исключают из штатного расписания должности, занимаемые работниками, находящимися в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, считая, что если работника не уволили, то требования закона соблюдены. Такой подход является ошибочным и может привести не только к конфликту с работником, когда он выйдет на работу по окончании отпуска, но и повлечь административную ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о труде*(9).

Работники имеют право вернуться к работе на прежних условиях, досрочно прервав отпуск, или по достижении ребенком возраста трех лет. Это означает, что место работы, должность, условия оплаты и прочие условия трудового договора должны остаться прежними и не могут быть изменены работодателем в одностороннем порядке.

Иногда в практике встречается мнение о том, что в случае если должность работника была сокращена в период его нахождения в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, то после выхода сотрудника на работу ему может быть предложен перевод на другую должность на основании статьи 74 Трудового кодекса (по инициативе работодателя в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора). При этом, если сотрудник отказывается работать в новых условиях, он может быть уволен. А причиной увольнения в данной ситуации будет отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора*(10).

Мы не можем согласиться с данной точкой зрения.

Согласно части 1 статьи 74 Трудового кодекса допускается изменение определенных сторонами условий трудового договора по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
Трудовая функция — работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работы*(11).

Таким образом, если работник не согласен с предложением работодателя продолжить работу по другой должности (выполнять другую трудовую функцию) после окончания отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, уволить такого работника на основании отказа от продолжения работы*(12) нельзя. Такое увольнение будет признано судом незаконным.

Как мы указывали выше, в случае сокращения должности работника работодатель может предложить работнику перевод на работу по другой должности по окончании отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. Такой перевод возможен только с письменного согласия работника с оформлением дополнительного соглашения к трудовому договору*(13). При этом новая работа не должна быть противопоказана работнику по состоянию здоровья.

Реорганизация

По общему правилу, смена собственника имущества организации, изменение ее подведомственности (подчиненности), реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не могут являться основанием для расторжения трудового договора с работниками организации*(14). То есть, условия трудового договора с работником остаются прежними, несмотря на то, что изменился собственник имущества или произошла реорганизация.

Закон не требует уведомлять работников о реорганизации. Однако мы рекомендуем ставить работников в известность о предстоящей реорганизации либо смене собственника имущества организации, поскольку работники имеют право отказаться от продолжения работы у нового собственника имущества либо в реорганизованной организации. Чтобы иметь возможность реализовать свое право, работники должны быть проинформированы об изменениях. При этом часто изменяется наименование работодателя, что должно быть отражено как в трудовой книжке работника, так и в трудовом договоре.

Работники, находящиеся в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, также должны быть проинформированы о предстоящих изменениях.

Реорганизация компании, смена собственника ее имущества не влекут прекращения выплаты либо изменения размера назначенных пособий, трудовых договоров с работниками либо изменения их условий (кроме наименования работодателя).

Для случаев смены собственника организации прямо установлено, что сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности*(15).
При реорганизации либо изменении ее подведомственности всегда имеется правопреемник ее обязательств, в том числе по отношению к работникам.

Реорганизация путем присоединения означает, что одна организация присоединяется к другой. При этом с момента государственной регистрации прекращения деятельности присоединившейся организации все ее работники становятся работниками присоединившей организации. Записи об изменении наименования работодателя в связи с реорганизацией в форме присоединения вносятся в трудовые книжки таких работников.

С работниками подписываются дополнительные соглашения к трудовым договорам об изменении наименования работодателя. Только с этого момента могут начаться процедуры по изменению организационной структуры организации, в том числе по сокращению штата, с соблюдением установленного законом порядка. При этом должности работников, находящихся в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, не могут быть сокращены, и такие работники не могут быть уволены на основании сокращения численности или штата организации*(16). Без их письменного согласия они не могут быть переведены на другие должности.
В случае слияния нескольких организаций в одну работники, находящиеся в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, становятся работниками вновь образованной организации. Их должности не могут быть исключены из нового штатного расписания такой организации.

В случае выделения из организации одной или нескольких организаций работники, находящиеся в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, не могут быть переведены в штат новой организации без их письменного согласия, их должности не могут быть изменены работодателем в одностороннем порядке.
Таким образом, осуществляя мероприятия по сокращению численности или штата организации, работодатель не может сократить должность работника, находящегося в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет без письменного согласия работника.

Если работник согласен занять другую должность, с ним заключается дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении должности (трудовой функции).

Если работник не дал своего письменного согласия на занятие предложенной ему вакантной должности, после прекращения отпуска по уходу за ребенком по достижении последним возраста трех лет работника следует уведомить о предстоящем через два месяца увольнении по сокращению штата. Ему также необходимо предложить имеющиеся вакансии, соблюсти другие установленные законом для осуществления сокращения численности или штата работников процедуры.

Экспертиза статьи:
Б. Чижов,
заместитель начальника отдела делопроизводства
Управления делами Федеральной службы
по труду и занятости, государственный советник РФ 2 класса

*(1) ч. 6 ст. 81 ТК РФ
*(2) ч. 4 ст. 256 ТК РФ
*(3) п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ
*(4) определение Ростовского областного суда от 14.06.2012 N 33-6680
*(5) Судебная коллегия Саратовского областного суда в кассационном определении от 20.10.2011 N 33-5406
*(6) ч. 4 ст. 261 ТК РФ
*(7) определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.02.2012 N 33-2190/2012
*(8) определение Нижегородского областного суда от 07.12.2010 N 33-10721
*(9) ст. 5.27 КоАП РФ
*(10) п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ
*(11) ст. 15 ТК РФ
*(12) п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ
*(13) ст. 72, ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ
*(14) ст. 75 ТК РФ
*(15) ч. 4 ст. 75 ТК РФ
*(16) п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ

Читайте также: