Можно ли штрафовать за опоздание на работу

Обновлено: 09.05.2024

Первоначально, чтобы определиться может ли быть назначен штраф необходимо определиться, что является опозданием. Для этого законодательство отсылает к трудовому договору и внутренним актам работодателя. Само опоздание подразумевает отсутствие на рабочем месте в определенное время. Рабочее время устанавливается в самом договоре с сотрудником либо в внутренних правилах распорядка.

Немаловажно знать, где место, которое является для сотрудника рабочим. Особо актуален данный вопрос для разъездного характера работы. Как правило, это юридический адрес предприятия. Иное место должно быть также закреплено в трудовом договоре либо локальных документах фирмы. Кстати, работник вполне может лишиться данного рабочего места за систематическое опоздание на работу (по ссылке подробнее в дополнительном материале на сайте).

При направлении в командировку такое место сменяется на конечный пункт командировки и закрепляется в соответствующем приказе руководителя. Вывод – отсутствие в офисе (условно) с 09.00 до 18.00 не всегда является опозданием.

Дисциплинарное взыскание за опоздание на работу

Какое возможно наказание за опоздание на работу?

Опоздание на работу является одним из видов нарушения трудового законодательства. Соответственно, виды наказания предусмотрены в самом законе. С учетом времени, причин опоздания, наличие иных поощрений и взысканий за предыдущий период работы работодатель вправе избрать следующие виды наказаний:

  1. Замечание
  2. Выговор
  3. Увольнение

Стоит отметить, что последний вид является самым суровым и в практике применяется только в случае прогула – опоздание сверх 4 часов. Также, практика показывает, что каждое наказание должно применять последовательно – то есть за первое опоздание работодателю следует ограничиться замечанием. Читайте, как обжаловать дисциплинарное взыскание, если в отношении Вас применены меры, несоответствующие проступку.

Важно: за одно опоздание может быть применено только одно наказание.

Вне зависимости от вида санкции у работника должно быть запрошено письменное объяснение и издан соответствующий приказ руководителем. С учетом того, что наличие наказания зачастую влияет на размер премии, а иногда и служит причиной увольнения, каждый такой приказ работодателя может быть оспорен в суде.

Может ли работодатель штрафовать за опоздания?

Штраф за опоздание на работу

Законны ли штрафы за опоздание? В части назначения штрафа за опоздание важно отметить исчерпывающий перечень видов наказания работника. Наказывать сотрудника работодатель может только прямо предусмотренными в кодексе способами.

При этом, такая мера как штраф законом не предусмотрена. Таким образом, напрямую штрафовать за опоздание работника нельзя.

Вместе с тем, поскольку выплата премии отнесена исключительно на усмотрение работодателя, а зарплата зависит от выработки часов – руководитель в полной мере может пересчитать размер итоговой зарплаты. Иными словами – за опоздание директор может насчитать меньше премии или же не выплачивать ее вообще. Также, в зависимости от срока опоздания работодатель вправе пересчитать и основной размер зарплаты – ведь установленная договором сумма, например, 10 000 рублей установлена за (также, например) за 40 часов работы.

В результате, каждое опоздание уменьшает итоговую месячную выработку часов и может повлиять на доход работника…

На сколько можно опоздать на работу?

Ситуации бывают разные и работник может опоздать на работу по уважительным причинам или по причинам, которые от него не зависели.

Уважительными причинами может являться поломка общественного транспорта, погодные условия, ДТП и т.п. Насколько причина является уважительной, оценивать будет все равно работодатель с учетом предоставленных работником объяснений и доказательств, если они имеются. В случае привлечения к дисциплинарной ответственности с работника для начала должно быть взято объяснение, в котором он имеет возможность указать на причины своего опоздания. Решение о привлечении к дисцплинарке работник может обжаловать в суде, а суд уже будет со своей стороны оценивать уважительность опоздания работника.

Как доказать опоздание на работу?

Если работники опаздывают на работу, то у работодателя возникает вопрос, как зафиксировать такое опоздание, чтобы при необходимости доказать соответствующий факт.

Фиксация опозданий может быть произведена разными способами.

  1. Если в организации существует электронная пропускная система, соответственно, время, когда работник пройдет через турникет по своей карточке, будет зафиксировано автоматизированной системой, из которой можно затем распечатать информацию
  2. Кадровик, иное лицо или несколько лиц (в идеале 3) могут прейти на работу немного раньше и встречать на входе работников. На тех работников, которые пришли на работу с опозданием, составить акт об опоздании работника в произвольной форме. Соответствующий документ будет являться доказательством. Можно сразу же ознакомить работника с данным актом по подпись на нем
  3. Для работников в организации может быть заведен журнал выдачи им ключей, в котором работником проставляется время получения ключа. В данном случае необходимо отслеживать лицу, которое выдает ключи, чтобы время было проставлено фактическое, либо выдающее ключи лицо должно его само проставить, а работник только расписаться за получение ключа в указанное время
  4. В случае наличия камер видеонаблюдения как снаружи здания, так и внутри, по которым можно проследить время прихода на работу работников, соответствующие видеозаписи будут являться доказательствами опозданий конкретного работника, если таковые факты будут иметь место

В организации могут быть предусмотрены свои правила фиксация опозданий на работу.

Как оформить опоздание сотрудника на работу?

Оформлено опоздание сотрудника на работу может быть с помощью акта об опоздании. Форма такого акта является произвольной, главное в нем указать, кто опоздал на работу, в какое время он пришел на работу, кем данный факт зафиксирован, т.е., кто составил акт.

Акт об опоздании может быть оформлен как на входе в организацию, так и на основании данных журналов, видеозаписей и т.п.

В некоторых организациях, где существует система прохода по пропускам, на специальных стендах вывешиваются списки опоздавших, на основании данных соответствующих пропускных систем.

Если встает вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности за опоздание, тогда необходимо составлять акт об опоздании, собирать иные доказательства, подтверждающие опоздание, запрашивать объяснения с работника по факту опоздания и т.п. Работнику может быть вынесено замечание за опоздание или применено иное дисциплинарное наказание, предусмотренное законодательством. Совокупность всех указанных документов, которые подлежат оформлению, также сыграют свою роль при защите работодателя, в случае, например, не начисления работнику премии или начисление ее в меньшем размере, чем иным работникам на аналогичных должностях.

Есть сферы бизнеса, где свободный график для сотрудников допустим или даже приветствуется ⏤ например, в разработке программного обеспечения и во многих творческих профессиях. Однако в подавляющем большинстве случаев от сотрудников все же требуется дисциплина и пунктуальность. Но иногда несоблюдение рабочего графика становится не просто единичными случаями, а системой. И тогда с этим точно надо что-то делать.

Содержание статьи

Существует 2 типа мер для борьбы с опозданиями сотрудников:

Наказания эффективнее, но негативно влияют на лояльность и не работают с некоторыми типами личности. Поощрительные меры намного лучше оцениваются сотрудниками, но действуют слабее и их эффект не долгосрочен (к хорошему, как известно, быстро привыкают).

Иногда тот факт, что в компании не принято опаздывать, не сразу укладывается в голове у некоторых сотрудников. В этом случае бывает достаточно просто поговорить с нарушителем дисциплины и попросить его не опаздывать.

Виктория Демидова, директор по развитию Adamos Logistic:

Найдите причину опозданий сотрудников

Если вам мешают систематические опоздания, оптимальным будет начать с выяснения причин. Иногда такое поведение свидетельствует о профессиональном выгорании или сильном переутомлении. В этом случае поможет отправка сотрудника в отпуск или пересмотр его нагрузки и обязанностей.

Также часто опаздывают те сотрудники, которым сложно и долго добираться до рабочего места. Здесь снова может помочь перенос рабочего графика на чуть более позднее время или договоренность отработать упущенное ввиду опоздания время.

Как бороться с опозданиями сотрудников

1. Денежные штрафы

Это один из самых популярных в России методов. Причем он может иметь как прямую форму, когда сотрудник платит за каждое опоздание или по итогам месяца из зарплаты удерживается сумма за все опоздания, так и косвенную. Например, непунктуальный коллега угощает обедом всех остальных или делает взнос в общий фонд, который потом может использоваться для поощрения более собранных сотрудников.

Как бороться с опозданиями сотрудников - денежные штрафы

Главный принцип метода: опоздания в конечном итоге сказываются на финансах.

Но есть и минусы: налагать штраф за опоздание в России незаконно. Придется искать способы легализации штрафов. Например, вычитать сумму штрафа из премии или 13-й зарплаты, если она есть. Часто штрафные санкции отрицательно сказываются на лояльности и не всем подходят (некоторые сотрудники готовы в прямом смысле платить за свои опоздания, и это не исправит ситуацию и точно не улучшит дисциплину в коллективе).

Александр Иванов, системный администратор кафе-магазина LavkaLavka:

2. Отработка опозданий

Еще один популярный способ: обеспечить выработку нужного количества часов ⏤ обговорить с сотрудником отработку опозданий. Тут есть юридические нюансы: чтобы сотрудник не пытался представить это неоплаченной переработкой, лучше обезопасить себя, прописав такую возможность в трудовом договоре.

Сотрудник должен оставаться на своем рабочем месте после окончания рабочего дня столько же, на сколько он опоздал. Но есть примеры, когда работодатель использует своего рода прогрессирующую отработку, то есть в случае первого опоздания, скажем, на 5 минут, сотрудник остается также на 5 минут. В случае второго нарушения на 5 минут ⏤ остается уже на 10 минут и так далее.

Как бороться с опозданиями сотрудников - отработка

Из плюсов можно отметить, что есть люди, для которых такое смещение графика будет удобным, и, хотя вы возможно не добьетесь пунктуальности, свое время по факту сотрудник отработает.

3. Объяснительные о причинах опоздания

Как бороться с опозданиями сотрудников - объяснительная

Плюсы метода в том, что он довольно прост и дешев, но при этом действенен.

Минус ⏤ как и вся негативная мотивация, он вызывает протест и снижает лояльность сотрудников, но если не публиковать объяснительные, то этот отрицательный момент не так велик.

4. Социальный фактор

Некоторые работодатели вывешивают на доске с полезной информацией объяснительные опоздавших сотрудников для усиления эффекта.

Как бороться с опозданиями сотрудников - общественное мнение

Еще один вариант ⏤ сделать опоздание даже одного сотрудника проблемой для всего отдела, чтобы коллектив самостоятельно отрегулировал трудовую дисциплину.

Похожий метод ⏤ соревнования в пунктуальности с другими отделами. Кроме того, можно попробовать налагать санкции на руководителей за опоздания их подчиненных.

Плюс в том, что человек существо социальное, поэтому подобный метод обычно хорошо действует. Тем не менее находятся те, кто умеет игнорировать даже такое воздействие.

Социальные методы работают недолго ⏤ это минус, через несколько месяцев их придется обновлять. Кроме того, такое публичное порицание крайне негативно сказывается на лояльности сотрудников и на климате в коллективе. А в случае, если вы сделаете ответственными за опоздания всю команду, существует риск, что весь коллектив будет играть против вас, покрывая друг друга.

5. Бесплатные завтраки незадолго до начала рабочего дня

Если рабочий день начинается в 10:00, можно ввести бесплатные завтраки для сотрудников с 9:00 до 9:45. Это не только простимулирует сотрудников приходить пораньше, но и станет бонусом в соцпакете компании. Есть более скромный по затратам аналог: можно выкладывать в общем доступе бесплатные фрукты, соки и сладкие угощения и убирать их ровно к началу рабочего дня.

Плюсы: это повышает лояльность сотрудников.

Минусы: такой метод может стать для компании дополнительным видом расходов. Всех приходить на завтраки не заставишь, а значит, кто-то может продолжить опаздывать.

6. Премии и грамоты для пунктуальных

В противовес денежным штрафом и переходящим позорным кубкам, можно ввести небольшие поощрительные меры для тех сотрудников, которые приходят вовремя. Поощрение может выражаться в небольшой денежной премии, почетной грамоте, разрешении уходить по пятницам на час раньше, даже в подарочном сертификате на вкусный ужин в хорошем ресторане или в дополнительном отгуле.

Плюсы: хорошо сказывается на климате в коллективе, не сильно затратный метод.

Минус: не поможет в борьбе с вечно опаздывающими.

7. Планерки

В самом начале рабочего дня (или за 10-15 минут до начала) можно проводить десятиминутную встречу с непосредственным руководителем опаздывающего. На встрече можно обсудить рабочие вопросы, предстоящие задачи или текущие договоренности. Такие мини-совещания обычно положительно влияют на мотивацию и укрепляют отношения сотрудника и руководителя.

Как бороться с опозданиями сотрудников - утренняя планерка

Плюсы: это не только простимулирует сотрудников не опаздывать, но и поможет всему коллективу лучше спланировать свой рабочий день и сразу настроиться на рабочий лад.

Минусы: такие совещания не всем по душе и руководителю самому важно будет соблюдать дисциплину.

8. Гибкий и индивидуальный график рабочего дня

Если на работу можно прийти в любое время с 08:00 до 11:00, то и конец рабочего дня должен сдвигаться в соответствии с этим ⏤ с 17:00 до 20:00. Такой вариант подходит не для всех компаний, но для обычных офисных сотрудников, как правило, хорошо работает.

Для ценных сотрудников можно разработать индивидуальный график, если у них есть в этом потребность. Помимо снижения количества опозданий, такая практика может простимулировать других сотрудников и новичков лучше работать, чтобы получить те же привилегии.

Плюс: хорошая мотивация.

Минус: метод подойдет только для некоторых видов бизнеса.

9. Корпоративный транспорт и оплата парковки

Если офис находится далеко от общественного транспорта, можно запустить корпоративный автобус от ближайшей остановки/метро до предприятия. Если около офиса есть платные парковки, можно оплачивать их тем сотрудникам, которые приехали за 15-30 минут до начала рабочего дня.

Плюсы и минусы тут примерно как с завтраками: с одной стороны, хорошо работает, но не для всех, и для компании может влететь в копеечку.

Заключение

Соблюдение трудовой дисциплины должно быть частью корпоративной культуры и поддерживаться на всех уровнях, включая владельцев бизнеса ⏤ только тогда получится снизить количество опозданий. Поэтому для начала стоит избавиться от вредного убеждения, что начальство задерживается, а не опаздывает. Если вы сами склонны к опозданиям, вряд ли вам удастся заставить сотрудников приходить вовремя.

Важно бороться не с сотрудниками, а с опозданиями, чтобы избежать лишней конфронтации и проблем с лояльностью коллектива. Самый эффективный метод ⏤ устранение причин опозданий и создание условий для соблюдения трудовой дисциплины.

Прежде чем решать, как бороться с опозданиями сотрудников, можно провести анализ, чьи опоздания критичны, а чьи допустимы. Опоздание продавца или менеджера, который открывает магазин, негативно скажется на деле, а опоздание маркетолога не повлечет таких последствий.


Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ) императивно установлено, что работодатель вправе привлечь работника в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами, к двум видам ответственности — дисциплинарной и материальной (часть первая статьи 22 ТК РФ). Применять к работнику иные меры ответственности работодатель не вправе.

В соответствии со статьей 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Нормативных правовых актов, устанавливающих дисциплинарное взыскание в виде штрафа, нет. Следовательно, возложение на работника дисциплинарного взыскания в виде штрафа за совершение какого-либо проступка противоречит действующему законодательству.

Может сложиться впечатление, что назначение работодателем штрафа работнику является разновидностью материальной ответственности.

Однако, как следует из положений части первой статьи 238 ТК РФ, материальная ответственность работника заключается в обязанности работника возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

Прямой действительный ущерб — это реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного третьим лицам.

Следовательно, материальная ответственность может наступить только в том случае, если, например, работник повредил имущество работодателя, однако, для применения такой меры необходимо соблюсти законодательно установленный порядок.

Таким образом, штраф — как не дисциплинарная, так и не материальная ответственность.

Согласно части 1 статьи 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Согласно частям 2 и 4 статьи 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться:

  1. для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;
  2. для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;
  3. для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда или простое;
  4. при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска.

Таким образом, взыскание работодателем с работника штрафа как меры ответственности за какой-либо дисциплинарный проступок не предусмотрено законодательством, следовательно, является незаконным.

Однако, может возникнуть вопрос, если работник не соблюдает трудовую дисциплину, а введение штрафов будет прямым нарушением действующего законодательства, как работодатель может воздействовать на такого работника?

Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

Частью 1 статьи 135 ТК РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Локальные нормативные акты, в которых установлены системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в случае, если такой орган создан (часть 4 статьи 135 ТК РФ).

Согласно статье 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдаёт премию, награждает ценным подарком, почётной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

Необходимо учитывать, что в локальном нормативном акте организации, касающемся выплаты премий работникам, необходимо зафиксировать, за какие показатели премия может быть начислена (условия премирования) и за какие — снижена. Либо работник лишается ее в полном размере. Одним из условий снижения премии может быть, например, опоздание на работу, зафиксированное тем или иным способом.

Следует иметь ввиду, что премия — дополнительная часть заработной платы, которая выплачивается за труд. Таким образом, если работник допустил нарушение трудовой дисциплины, но при этом полностью выполнил требуемый от него объем работы в соответствии с требованиями по количеству и качеству, вряд ли можно признать правомерным невыплату ему премии, поскольку показатели премирования им достигнуты.

В судебных спорах между работником и работодателем, касающихся снижения размера премии (лишения премии), анализируются положения трудового договора либо локального нормативного акта, в зависимости от того, где закреплены положения о выплате и лишении премии.

Так, если в трудовом договоре премия обозначена в качестве части заработной платы, которая в фиксированном размере выплачивается работнику ежемесячно, то в таком случае суд признает невыплату премии незаконной, так как премия носит постоянный, а не разовый характер. Следовательно, исходя из условий трудового, договора ежемесячное премирование работника является не правом работодателя, а его обязанностью.

Во избежание подобных ситуаций работодателю следует указывать в трудовом договоре, что премия является дополнительной выплатой к основной сумме заработной платы, которая выплачивается работодателем в соответствии с локальным нормативным актом.

В ситуации, когда условия выплаты премии и основания для снижения размера премии установлены в локальном нормативном акте организации, лишение работника премии будет являться правомерным.

Судебные споры при лишении премии возникают также по такому основанию, как несоразмерность наказания (лишение премии) совершенному проступку. При принятии решения основания лишения премии должны отвечать принципу соразмерности (Определение Приморского краевого суда по делу № 33-11182/2014).

Подводя итог всему вышесказанному, можем сделать вывод о том, что финансовые отношения с работником — сфера достаточно сложная и пристально контролируемая надзорными органами, в связи с чем перед принятием решения о лишении премии работника необходимо проверить локальные акты предприятия на наличие оснований как для премирования, так и для лишения премии.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Опоздание: что это, как зафиксировать, как воздействовать на сотрудников и когда за них можно уволить.

Опоздание или прогул

Опозданием называется отсутствие работника на рабочем месте в установленное рабочее время. Нижней границы у этого понятия нет, а вот отсутствие на рабочем месте дольше четырех часов за день считается прогулом.

В отличие от опоздания, прогул считается грубым нарушением трудовых обязанностей. Этот факт дает работодателю право расторгнуть трудовой договор с нарушителем согласно статье 81 ТК .

Уволить или нет

Согласно той же статье кодекса, можно беспрепятственно уволить сотрудника, опоздавшего на работу дважды.

По ТК работник обязан добросовестно исполнять трудовой договор и соблюдать трудовую дисциплину. Работодатель вправе привлекать нарушителей к ответственности, но эта процедура также должна соответствовать кодексу. Разберемся, как правильно уволить работника за опоздания.

Во-первых, в компании должны быть приняты локальные акты, утверждающие внутренний трудовой распорядок. До того, как работник подпишет трудовой договор, он должен прочесть эти акты. И только подпись работника свидетельствует о том, что он принял на себя обязанность их соблюдать. Если одно из этих условий нарушено, работодатель не имеет права увольнять за опоздание.

Во-вторых, уволить за второе или последующие опоздания можно только в том случае, если у сотрудника есть зафиксированное непогашенное дисциплинарное взыскание.

Важно: если человек получил официальное замечание или выговор за нарушение более года назад, новое нарушение будет считаться первичным.

Как увольняют за опоздания:

  • руководство составляет акт об отсутствии работника на рабочем месте в рабочее время. Документ нужно составлять в присутствии двух или более свидетелей. В акте нужно указать, на сколько именно человек опоздал;
  • работодатель требует у работника письменное объяснение, которое он должен предоставить в течение двух рабочих дней;
  • работодатель рассматривает объяснение работника либо составляет акт о непредоставлении объяснения;
  • работодатель издает приказ о применении дисциплинарного взыскания;
  • документ предоставляется работнику для ознакомления под роспись. Приказ нужно передать сотруднику в течение трех рабочих дней, не считая времени отсутствия работника на работе;
  • если работник отказывается подписать приказ, работодатель составляет соответствующий акт.

Если процедура соблюдена, то опоздание зафиксировано, а повторное опоздание дает работодателю право уволить работника при соблюдении тех же формальностей. Однако, есть и другие тонкости.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не позднее шести месяцев со дня совершения проступка, гласит статья 193 ТК .

Из этого срока исключается время болезни работника, пребывания его во всех видах отпусков и время, необходимое на учет мнения представительного органа работников. Не прерывают течение срока отгулы, а также нерабочие праздничные дни.

Принимая решение о дисциплинарном взыскании, работодатель должен установить, являются ли причины опоздания уважительными. К уважительным причинам принято относить болезнь, стихийное бедствие, коммунальную аварию, смерть близкого родственника и подобные обстоятельства. Работнику нужно суметь доказать их справками, которые он прилагает к объяснительной.

Если работодатель зафиксировал опоздание по уважительной причине, оно не может повлечь дисциплинарного взыскания.

Также нужно оценить, насколько проступок повлиял на работу компании, учесть предшествующее поведение работника и то, какой вклад он делает в прибыльность компании.

Наказать или договориться

Если фирме нужен сотрудник, но на проступок нельзя не отреагировать, можно лишить опаздывающего части премии. Или условиться, что каждую минуту опоздания он отработает после окончания установленного рабочего времени. Такие меры называются мерами дисциплинарного воздействия.

Меры воздействия нужно устанавливать в локальных нормативных актах. Они не могут быть оскорбительными для работника, причинять ущерб его чести и достоинству.

Однако за нарушения дисциплины работодатель имеет право:

  • лишить полностью или частично премии за период, в котором совершен проступок;
  • ограничить доступ к объектам социально-культурного назначения, которые ему принадлежат;
  • уменьшить размер или не выплатить вознаграждения по итогам работы организации за год.

Важно: по ТК за опоздания нельзя штрафовать, нельзя вычитать из оклада оплату того времени, которое сотрудник отсутствовал. Работодатель может менять только размер премии.

Также важно, что один проступок влечет одну санкцию. Либо сотрудник получит замечание или выговор от руководства, либо лишится премии.

Кроме того, в некоторых сферах деятельности с работниками можно договориться об удобном им графике. Если нет необходимости в том, чтобы человек был на месте работы в конкретное время, можно сдвинуть график. На практике специалисты сфер IT и дизайна нацелены на результат, но бывают не пунктуальны. Если при этом они выкладываются и по своей воле задерживаются на работе, работодатели могут закрыть глаза на опоздания.

Читайте также: