Можно ли после курсов устроиться на работу

Обновлено: 08.05.2024

Больше половины россиян проходили или проходят онлайн-курсы

19 % учатся для себя, 15 % – расширяют кругозор и знания, стремятся к творческой реализации 5 %, стремятся к хорошей физической форме – 5 %, хотят разбираться в себе – 3 %. Еще 1 % не имел цели для обучения

Интересно, что эксперты называют текущий период развития рынка онлайн-образования развивающимся: пользователи только знакомятся с системой обучения через интернет, а курсы и школы только адаптируются под запросы пользователей.

Если в нашей студии открыта вакансия дизайнера, то у 70 % соискателей в резюме есть строчка о прохождении тех или иных онлайн-курсов. Таких людей стало больше с развитием сферы онлайн-образования в целом, плюс тренд на такой формат обучения существенно усилился за последний год.

Основной потребитель онлайн-курсов – женщина 25 лет

Она бизнесвумен, руководитель или специалист, которая хочет получить новую профессию, разобраться в себе и людях или вести здоровый образ жизни.

Источник: Talent Tech

Возрастная категория наших студентов – от 25 до 40 лет. Так выходит, потому что молодые люди еще не видят в дополнительном образовании какой-то ценности: они еще учатся в университетах, не видят реальной ситуации на рынках труда и не до конца понимают, чем действительно хотят заниматься.

Средний чек на дополнительное профессиональное образование – 32 700 р.

Это стоимость курсов по маркетингу. Для сравнения, средний чек за языковой курс – 9 874 р.

Среди россиян популярны курсы в сфере финансов и медицины, живописи, красоты и личностного роста.

71,1 % выпускников онлайн-курсов находят работу по специальности

И половина трудоустройств происходит в первые 2 месяца. Часть студентов устраивается на работу еще до окончания курса.

По моим наблюдениям, большинство студентов изначально уже заинтересованы в развитии конкретного проекта либо в личностном росте. Чаще всего это владельцы малого бизнеса, эксперты, которые хотят работать на себя, или наемные сотрудники.

Например, на технические курсы, подразумевающие монотонную работу (я говорю преимущественно о SEO и создании сайтов) редко попадают случайно. В основном студенты этих направлений – люди с техническим образованием программиста или аналитика. Те, кто проходит эти курсы, в основном заранее знают, как будут применять полученные навыки в работе. Поэтому процент трудоустройств после курсов высок.

Мы проводили опрос выпускников школы и сформировали статистику трудоустройства студентов направлений профессионального компьютерного образования, которые учатся 2,5 года:

  • 90 % студентов к моменту защиты диплома уже работают по выбранному профилю;
  • 54 % студентов находит свою первую работу еще в процессе обучения.

Средняя зарплата выпускников – 66 000 р. в месяц

Больше всего выпускники зарабатывают в Москве, что вполне ожидаемо: здесь медианная зарплата составляет 80 000 рублей. В регионах она достигает 50 000 р.

Больше всего зарабатывают аналитики – 80 000 р.

Дальше идут веб-разработчики (78 500 р.), специалисты по Data Science (72 500 р.), тестировщики (60 000 р.) и фронтенд-разработчики (50 000 р.).

Войти в IT можно без опыта

70,4 % выпускников находят работу, не имея специального опыта, а 78 % начинают карьеру в IT, даже не имея технического образования.

Кстати, женщины находят работу в IT даже чаще мужчин: 81,1 % респонденток смогли похвастаться такими результатами. 74,1 % мужчин тоже смогли устроиться IT.

Повезло людям разных возрастных категорий:

  • до 29 лет – 81,7 %;
  • 30-39 лет – 76,3 %;
  • 40 и более лет – 60,7 %.

Уже проходили онлайн-курсы? Поделитесь опытом!


С развитием онлайн-образования получить новую профессию стало легче — это можно сделать не выходя из дома, в свободное от работы время.

В результате на рынке труда появляется все больше свитчеров — людей, которые решились кардинально поменять род деятельности. Они оставляют сферу, где им все известно и знакомо, и отправляются навстречу новым возможностям и перспективам, вооружившись полученными знаниями.

Мы расспросили экспертов о том, как правильно взаимодействовать с такими кандидатами, какие у них плюсы и минусы, на что обращать внимание на интервью. А чтобы рассмотреть эту тему со всех сторон, поговорили с фронтенд-разработчиком, который раньше был журналистом.

Вероника Ильина, Employment Manager в Яндекс.Практикуме

Кроме выпускников курсов, на позиции начального уровня претендуют вчерашние студенты профильных вузов, самоучки и стажеры.

По сравнению с кандидатами, изучающими профессию по книгам, блогам или с каким-то одним ментором, ребята с курсов получают концентрированные знания и кругозор вместо мнения одного наставника или автора.

Из моих слов кажется, будто бы ребята с курсов лучше всех. Конечно, это не всегда так: в работе с ними есть специфика, которую некоторые работодатели относят к негативным факторам.

Например, такие кандидаты отличаются амбициями и повышенным интересом к перспективам. Чаще всего это взрослые люди с финансовыми обязательствами, семьями, ипотеками. Они знают о карьерном росте, изучают доступные возможности и думают об этом заранее. Это вчерашний студент может по полтора года работать на одной и той же зарплате, уже давно став мидлом по компетенциям, и не замечать проблемы.

Люди, которые меняют жизнь и приходят в новую профессию с резким понижением дохода, более осознанны и чувствительны к дисбалансу между своими навыками и уровнем вознаграждения.

Еще взрослых кандидатов опасаются из-за их жизненного опыта, более высоких способностей к тому, чтобы договориться или даже обхитрить кого-то — в том числе и своего начальника. Вы бы знали, как много компаний не смотрят кандидатов, которые пусть даже всего на год, но старше руководителя.

Курсы бывают разными, поэтому другой момент касается качества и глубины полученных знаний. Вот основные риски:

Чтобы защититься от рисков, обсуждайте с кандидатом на интервью:

  • что он делал сам во время учебы;
  • как решал проблемы;
  • где искал информацию;
  • помогал ли кому-то — например, отвечал на вопросы сокурсников;
  • помогал ли кто-то ему;
  • делал ли он дополнительные проекты;
  • что знает вне программы курса и чем интересуется;
  • какие планы развития строит;
  • в какой компании хочет работать.

Андрей Виноградов, руководитель направления развития карьеры в Skillbox

У кандидатов, совершивших радикальную переквалификацию, есть два основных плюса: мотивация и уровень подготовки.

Например, наем недавнего выпускника вуза — рискованная инвестиция. Не исключено, он быстро поймет, что хочет чего-то другого, и уйдет. У него, как правило, имеется много возможностей на рынке и желание все попробовать.

С каким уровнем кандидаты выходят с курсов

Все зависит от качества и продолжительности обучения, а также готовности конкретного человека усваивать знания. Например, в Skillbox есть:

Вряд ли за месяц можно качественно прокачаться в новой области, поэтому на выходе в обычных курсах получается стажер. Работодателю придется серьезно вкладываться в него, чтобы довести до уровня, достаточного для самостоятельной работы.

А вот ребята, которые осваивали профессию, выходят полноценными джунами. Они в течение длительного времени делают практические работы и курсовые, выполняют дипломный проект в условиях, приближенных к боевым. Например, начинающие разработчики делятся на команды и под руководством опытного ментора спринтами пишут код. При этом они еще и взаимодействуют с дизайнерами, чтобы вместе создавать полноценный проект.

О чем важно спросить на интервью

Вот какие вопросы я бы рекомендовал задать кандидату:

  1. Какой курс проходил? Сколько длилось обучение?
  2. Зачем учился? Какие цели ставил перед собой, когда решил пойти в онлайн-университет?
  3. Какие проекты выполнял в рамках обучения? Сколько их было?
  4. Делал ли что-то сверх того, что требовалось?
  5. Как давно учился?
  6. Как и в какую сторону намерен развиваться дальше?
  7. Что будет делать, если у него не получится работать в новой сфере?

Ответы на эти вопросы дают более или менее цельную картину того, как человек планирует дальнейшую карьеру, насколько свежи его знания, как много внимания он инвестировал в развитие, мотивирован ли на работу.

Никита Евдокимов, фронтенд-разработчик компании Nethouse

Однажды я понял, что выгорел. Стал размышлять, чем мне вообще нравится заниматься, от чего получаю кайф. Вспомнил, как начиная с 2015 года пытался научиться программировать во фронтенде. Но из-за плотного графика эти попытки заканчивались провалом — все мое время уходило на работу. Я решил действовать радикально: уволился и поступил на онлайн-курсы.

Как выглядит учебный процесс

Курс разбит на модули, в каждом из которых нужно выполнить проектную работу. Есть система дедлайнов: если не укладываешься в сроки, отправляешься в академический отпуск. За все время обучения можно побывать только в двух отпусках, на третий раз — отчисление.

Поначалу проектные работы простые: нужно сверстать простенький макет сайта. Постепенно задачи усложняются — например, сделать интерфейс приложения и запрограммировать всю его логику: получить данные от сервера, вывести их на страницу, настроить обработку действий пользователя. А в конце курса предстоит дипломный проект; что в нем будет, пока не знаю, так как еще не прошел все модули.

Как я трудоустроился в стартап, но потом уволился

Моя воронка найма:

  1. За пару дней оставил 16 откликов.
  2. Ответили 5 компаний — пригласили на интервью или предложили тестовое задание.
  3. Получил 2 оффера.

В результате я устроился в стартап, который разрабатывал дейтинг-сервис. Все произошло быстро: работодатель ответил, что получил мое резюме, и предложил пообщаться. В тот же день мы провели онлайн-интервью.

Думал, это будет стандартный созвон с рекрутером. Но когда включилась камера, я увидел трех серьезных молодых людей: основателя компании, финансового директора и бэкенд-разработчика. Сначала я растерялся, но потом разработчик начал задавать вопросы — не очень сложные, это придало уверенности.

В итоге я понял: если останусь здесь, то буду вариться в собственном соку и развиваться очень медленно. Поэтому решил поискать другое место работы.

Как меня приняли на работу в Nethouse

Я ни секунды не жалел, что решил поменять жизнь и перешел из одной сферы в другую. Считаю, мне повезло с работодателем: в одном месте сошлось мое желание найти работу и профессионально прокачиваться, классный вдохновляющий продукт и хорошие люди, которые его делают.

Ольга Ермолаева, Head of QA в ИнтТерре

Я нанимаю ребят в том числе и с QA-факультета Яндекс.Практикума, поэтому могу поделиться опытом. Выпускники курсов, проработав менее полугода на реальных проектах, уже берутся за такие задачи, как:

  • обучение новых сотрудников,
  • менторство других джунов,
  • автоматизацию и настройку непрерывной интеграции.

Видно, что им страшно, но интересно — они двигаются вперед быстро и без оглядки.

Представьте: человек сменил сферу деятельности, выбрав именно то, что ему интересно. Он приложил усилия, чтобы научиться, совмещая учебу с работой и семьей. Скорее всего, такой кандидат умеет планировать время, у него есть желание развиваться в новой для себя области.

Однако пройденные курсы, даже самые лучшие, не гарантия того, что человек усвоил знания и освоил навыки. Поэтому необходимо давать тестовые задания и обсуждать их решения. Кроме того, на интервью я обязательно проверяю общие знания по тестированию и теорию, исходя из проекта. Узнаю, что именно при обучении давалось тяжелее и легче всего. Смотрю на общую адекватность общения и задаю ситуационные вопросы, чтобы оценить уровень софт-скиллз. Очень круто, когда кандидат тоже что-то спрашивает и интересуется задачами.

По моему мнению, после курсов и без реального опыта специалист не может считаться полноценным джуном. Это скорее уровень trainee.

Важно понимать, что выполнение дипломного проекта — лишь эмуляция настоящей работы. Как и в любой эмуляции, здесь есть масса допущений и послаблений, например быстрая и безболезненная обратная связь с возможностью доработать решение, четко очерченные границы заданий. В реальных проектах обычно так не бывает.

Марк Кандауров, IT-рекрутер в oneFactor

Все плюсы свитчеров — это отражение их же минусов. И наоборот.

Это правда, что работодатель может вырастить свитчера под себя, но на это требуются дополнительные ресурсы. Кому-то из опытных сотрудников придется отвлекаться от своей работы, тратить время и силы на обучение новичка. Причем надо понимать: свитчер — это не вчерашний студент, жадно ловящий каждое слово наставника, а человек со сложившимся жизненным опытом и мировоззрением. Рискну предположить, что он хуже поддается воздействию.

Бывает так, что свитчер значительно старше остальной команды. Тогда вполне вероятны проблемы в коммуникациях, например, когда 25-летнему тимлиду нужно обучить 45-летнего джуна. Людям разных поколений порой сложно понимать друг друга.

Но эти же факторы можно считать положительными: в компанию приходит человек с уникальным культурным и жизненным бэкграундом, что способствует повышению diversity.

Важно осознавать, что выпускник курсов обладает опытом учебы, а не работы. Нанимая его, никогда не знаешь наверняка, будет ли он успешен в новой для себя сфере. Не спорю, многие онлайн-университеты пытаются сделать образовательный процесс более практическим и приближенным к реальной работе. Но поставить знак равенства между учебными и боевыми задачами все же нельзя.

Как рекрутеру работать со свитчерами

Попросите кандидата рассказать и показать, что именно он делал во время обучения. Будет интересно сравнить его проекты с работами других студентов этих же курсов. Это позволит понять, насколько человек был вовлечен в учебу: привнес ли что-то свое или просто выполнял все по шаблону.

Уточните, как изначально выглядела задача на дипломный проект, какие пути решения он выбрал, с кем коммуницировал, использовал ли референсы.

Сделайте акцент на мотивации. Надо разобраться, чем кандидат занимался раньше и почему решил перейти в новую сферу. Выясните, как он встроил курсы в свою жизнь: совмещал ли их с работой или сначала уволился, сколько времени тратил на образование и где его брал, изучал ли параллельно что-то помимо стандартной программы.

Можно попросить рекомендации у тех, кто учил кандидата. Но есть проблема: онлайн-университеты заинтересованы в трудоустройстве воспитанников, поэтому могут слегка приукрашивать реальность. Чтобы получить более объективную оценку, действуйте хитрее: запрашивайте информацию сразу по нескольким выпускникам, среди которых будет тот, кто вам интересен. Если же рекомендатель рассказывает обо всех примерно одно и то же, такой отзыв стоит считать невалидным.

Проверьте свой процесс интервью — подходит ли он для выпускников курсов. Допустим, некая компания привыкла набирать джунов из конкретного вуза, например МФТИ. Рекрутер прекрасно знает, что именно изучают студенты, и задает вопросы, которые позволяют оценить университетские знания. Но у свитчеров совсем другой бэкграунд и программа обучения — в этом случае рекрутинговый процесс требует корректировки.

На позиции какого уровня можно рассматривать свитчеров

Многие курсы длятся больше года: за это время человек получает большой и концентрированный объем знаний. После обучения он может претендовать на джуновские позиции, но не выше.

Допускаю, что некоторые выпускники, которые были вовлечены в учебу и делали что-то сверх программы, владеют теорией на уровне мидл. Но я не представляю, чтобы какой-то работодатель рискнул сразу взять их на серьезные позиции. Все-таки мидл — не про теорию, а про практику. На этом уровне кандидату нужен подтвержденный опыт как гарантия способности самостоятельно решать задачи средней сложности. Но у человека, который лишь проходил курсы, априори не может быть такого опыта.

Чтобы выбрать образовательный сервис, важно знать, каких результатов добиваются его выпускники. Институт образования НИУ ВШЭ опубликовал исследование трудоустройства выпускников Яндекс.Практикума, чтобы в принятии решения можно было опираться на достоверные данные.

Исследование показало, что 71,1% студентов трудоустраивается по выбранной специальности. Больше половины выпускников находят работу в первые два месяца после обучения. Это первое публичное исследование на рынке онлайн-образования в России.


Яндекс.Практикум открыл свои данные внешней экспертизе, чтобы любой человек, принимая решение о дополнительном профессиональном образовании, мог опираться на реальные и подтверждённые цифры. Это поможет потенциальным студентам принимать более взвешенное решение при выборе площадки для обучения.

Мы верим, что для рынка онлайн-образования такой отчёт может стать отправной точкой совместной работы над прозрачностью результатов обучения. Чтобы проценту трудоустройств можно было доверять, важно ещё рассказывать, сколько студентов доходят до конца обучения и сколько всего трудоустроенных. Мы эту информацию также говорим открыто: 1000+ трудоустроенных выпускников за год и 69,3% студентов заканчивают платные программы Практикума. Это позволяет нам уверенно использовать процент трудоустройств как результат своей работы и ориентир для будущих студентов.

Михаил Янович, руководитель Яндекс.Практикума

Половина трудоустройств происходит меньше чем за два месяца

Результаты проведенного исследования показали, что 71,1% выпускников Яндекс.Практикума, которые хотели сменить работу, трудоустраиваются по выбранной специальности. Большая часть выпускников находит работу в пределах четырёх месяцев.


Какие зарплаты у выпускников разных профессий



Выпускники с техническим образованием получают чуть больше, чем респонденты с другим образовательным профилем, но разница небольшая — 70 тысяч рублей против 65 тысячи рублей соответственно.

Медианная зарплата зависит от региона: в Москве это 80 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге — 62,5 тысячи рублей, а в регионах — 50 тысяч рублей.


Можно ли найти работу в ИТ без технического образования и после 40 лет

Среди людей, которые хотели бы сменить профессию, есть много предубеждений. Например, что с возрастом тяжелее найти работу в ИТ или что никуда не возьмут без опыта. Исследование показало, что это не так.

Прошлый опыт работы в IT не сильно влияет на трудоустройство выпускников Практикума: среди тех, у кого прежде не было релевантного опыта работы, 70,4% нашли работу, а среди тех, у кого он был, — 73,2%.


Возраст также не является барьером, как принято считать: 60,7% выпускников старше 40 лет находят работу, а самому старшему трудоустроенному выпускнику 52 года.

Как проходило исследование

База респондентов — это 796 выпускников, которые закончили учёбу в Практикуме с 1 января до 30 июня 2020 года. Чтобы достоверно оценить сроки трудоустройства, опрашивали только тех, кто выпустился больше чем за полгода до исследования.

Яндекс.Практикум и НИУ ВШЭ договорились сделать методологию открытой, и каждый может присоединиться к регулярным замерам. Этот шаг важен для развития в России цивилизованного рынка дополнительного профессионального онлайн-образования, где на данный момент не существует никакой официальной статистики, подтверждающей рекламные обещания о трудоустройстве и зарплатах выпускников онлайн-курсов.


Почему программирование

В соцсетях и на сайтах регулярно публикуют информацию о том, как онлайн-курсы помогут обучиться новой специальности, популярной у работодателей, и приведут к росту зарплаты. В первую очередь рекомендуется обратить внимание на программирование.

В массовом сознании программирование считается простой работой, которая обеспечивает высокий уровень дохода. При этом единственным ограничением считают лишь отсутствие специализированного образования.

Курсы отличаются своим разнообразием и готовят людей к самого разного рода профессиям.

Похожая ситуация и на многих других русскоязычных сервисах. Например, Skillbox предлагает 42 краткосрочных курса и 29 более длительных, которые, по словам авторов, позволяют говорить о получении профессиональных навыков, необходимых для работы по специальности.

Противоречивые мнения

Во многих случаях более позитивные отзывы составляют те, кто уже хоть немного, но знаком с IT-сферой и отдаленно, но представляет, как устроено получение знаний и их отработка на практике.

Скольким людям это помогает при смене работы, там уточнить не смогли. В отзывах сообщают, что благодаря новым знаниям повысилась продуктивность на работе, а вместе с ней зарплата, должность и востребованность на рынке труда.


Практика превыше всего

Он призвал желающих обратиться за онлайн-курсами трезво оценивать сам процесс обучения и возможность попадания на работу, отказавшись считать это чем-то простым и не требующим трудолюбия.

Почему курсы — не панацея

Леонов посоветовал выбрать курсы, основываясь не на представляющей ее компании, а на определенном учителе.

По его мнению, подойдет именно тот учитель-программист, который не только имеет опыт, но и интересно рассказывает на вебинаре. Разработчик предложил сначала сходить на вебинар, лучше даже на несколько, а после уже принимать окончательное решение.

По словам специалиста, объективной причиной долгой продолжительности может быть стоимость: месячный курс не может стоить 100-200 тыс. руб., а вот годовой — вполне.

Другой проблемой курсов Голобурдин назвал то, что для больших образовательных платформ важно агрессивно расти и выпускать курсы на потоке — по десятке, сотне в год.

Он согласен с Леоновым в том, что основа курса — хороший преподаватель, и констатировал, что невозможно на потоке находить сотни хороших преподавателей, которые еще и готовы вести титаническую работу по подготовке и ведению курса, коммуникации со студентами.

«Я видел, как менторов на курс, который стоит 130 тыс. руб., искали рекламой в Instagram. Ментору предлагается почасовая небольшая ставка — опытный разработчик в час стоит весомо больше — и нагрузка несколько часов в неделю.

Голобурдин сформулировал, что большинство курсов по итогу — низкокачественный продукт из-за невозможности на потоке находить хороших преподавателей, а зачастую и отсутствие цели сделать обучение более качественным. Он уточнил, что компаниям проще вложить ресурсы в маркетинг и получить понятные бизнес-показатели вместо долгого процесса работы над созданием качественной образовательной программы.

По ее словам, среди трудоустроившихся выпускников аналитики данных, веб-разработчики, фронтенд-разработчики, тестировщики и специалисты по Data Science.

По словам Платонова, на собеседовании сразу станет очевидно, на что способен кандидат.

При этом глава отдела добавил, что они могут принять кандидата, имеющего в активе всего лишь курсы, если имеется время на обучение для дальнейшей работы в проекте, и согласие на невысокую оплату труда.

По словам Адылина, есть люди, способные быстро обучаться и легко осваивать языки программирования, но это исключение из общего правила. Он также заметил, что их компании важно не само образование, а наличие у потенциального сотрудника базовых компетенций, которые можно будет усовершенствовать за время обучения по внутренней программе.

Онлайн-курсы как отражение современных реалий

Сейчас традиционная система образования себя уже изжила, считает эксперт.

По этой причине и появляются альтернативные образовательные возможности, считает эксперт. Это позволяет в более сжатые сроки получить необходимые знания.

По его мнению, современная система образования умерла лет 30 назад, и продвинутые руководители вузов это понимают: просто непонятно, как это по-новому построить.

IT-специалист без диплома может в среднем зарабатывать около 108 тыс. руб. в месяц, а с высшим образованием — на две тыс. больше, около 110 тыс. руб., рассказал эксперт.

Также есть специальности, в которых рассматривают кандидатов без диплома, но на более низкую зарплату. Некоторые компании рассматривают кандидатов без опыта и профильного образования, но с возможностью переподготовки. В этом случае перед трудоустройством соискатели проходят обучение на базе компании, либо для них оплачивают курсы в другой организации.

При этом практика, при которой компании постоянно обучают своих сотрудников, в последнее время стала популярна, особенно у крупных компаний, отметил Корицкий.

Читайте также: