Может ли сотрудник быть привлечен к уголовной ответственности за нарушения правил информационной

Обновлено: 18.05.2024

Действительно, такой вопрос возникает иногда у руководителей организаций, если инспектор ГИТ приходит с проверкой и находит нарушения. Штраф, предусмотренный для должностного лица, значительно меньше. Однако руководителям компаний следует знать, что занимать какую-то должность не означает быть должностным лицом. Давайте разбираться.

Действительно, такой вопрос возникает иногда у руководителей организаций, если инспектор ГИТ приходит с проверкой и находит нарушения. Штраф, предусмотренный для должностного лица, значительно меньше. Однако руководителям компаний следует знать, что занимать какую-то должность не означает быть должностным лицом. Давайте разбираться.


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ


Ответственность за нарушения трудового законодательства предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ. Напомним, что по общему правилу за нарушение нормативных правовых актов в сфере трудового законодательства должностное лицо организации или индивидуального предпринимателя могут привлечь к ответственности в виде административного штрафа в размере от 1 000 до 5 000 руб., а организацию – от 30 000 до 50 000 руб.

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, согласно ст. 5.27.1 КоАП РФ может повлечь административный штраф для должностного лица до 40 000 руб., а для компании – до 200 000 руб.

Если обратить внимание на иные основания привлечения к ответственности, практически в каждой статье Кодекса обнаружится наказание для должностного лица. Кто же является таковым? Тот, кто занимает определенную должность?


Меры ответственности в КоАП РФ дифференцированы в зависимости от вида нарушения и совершившего нарушения лица. В частности, согласно ст. 2.4 Кодекса административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Чтобы пояснить, кто же является должностным лицом, к статье сделано примечание.


В нем написано, что таковым считается лицо:

– постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него;
– выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Однако руководители и другие работники иных организаций, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица, если совершили административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Как видим, руководители и другие работники (в том числе специалисты по кадрам, по охране труда) могут признаваться должностными лицами, только если они выполняют указанные функции.


ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ И
АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Согласно п. 5 Постановления № 19 как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, контролю движения материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Теперь задайте себе вопрос: осуществляет ли специалист отдела кадров или специалист по охране труда что-то из названного выше? Нет, конечно же, нет.



Минтруд в Письме от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698 разъяснял, что специалист по охране труда в своей деятельности не осуществляет организационно-распорядительные функции или административно-хозяйственные функции и не может рассматриваться как должностное лицо, которое может быть привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА


Суды при рассмотрении исков об отмене постановлений о привлечении к административной ответственности единодушны во мнении – штраф может быть наложен либо на руководителя организации, либо на саму организацию.

Суд, рассмотрев дело, решил, что инспектор правильно выбрал лицо, привлекаемое к ответственности.

В силу ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. По правилам абз. 1 ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, определенном Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29. Исходя из названных норм во всех организациях любой организационно-правовой формы за счет работодателя должно проводиться обучение по охране труда, а ответственность за обеспечение и своевременность этого обучения и проверку знаний требований охраны труда работников организации несет работодатель.

Сославшись на невыполнение должностных обязанностей начальником кадров, хотел освободить организацию от ответственности и директор одного ООО. Но суд указал, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. А несоблюдение начальником отдела кадров должностных инструкций не является основанием для освобождения от ответственности организации (Решение ВС Республики Карелия от 16.07.2015 № 21-253/2015).

Итак, трудовая инспекция не может применить меры административной ответственности к специалисту отдела кадров или специалисту по охране труда, поскольку они не выполняют организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций.

Тем не менее. руководитель компании по итогам проверочных мероприятий ГИТ с учетом выявленных нарушений может применить к работникам, допустившим их, меры дисциплинарной ответственности, например объявить выговор. Помните, что при применении дисциплинарного взыскания нужно соблюдать правила ст. 192, 193 ТК РФ.


Данный материал был включен в информационный банк СПС КонсультантПлюс .

Финатова М. С.

Тема охраны персональных данных касается всех, кто работает с кадровыми документами. В этой статье разберем, какие требования установлены на законодательном уровне и что может стать объектом проверки Роскомнадзора

На какие документы опираться работодателю

Шпаргалку с основными нормативными актами, которые определяют работу с персональными данными и регулируют проведение проверок, вы можете скачать в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

К владельцам персональных данных относятся:

  • работники;
  • соискатели;
  • члены семьи и родственники работников;
  • третьи лица, с кем заключаются гражданско-правовые договоры;
  • иные физические лица, чьи данные вы обрабатываете как оператор персональных данных.

Важна и сама обрабатываемая информация. Например, вы имеете дело с биометрическими данными: дактилоскопическими отпечатками пальцев, радужной оболочкой глаза, размером обуви и одежды, фото- или видеоизображениями, — вам придется изучить дополнительные нормативные акты, которые определяют порядок работы с биометрией: как их хранить, на каких носителях, как их защищать и пр.

Что проверяет Роскомнадзор

Постановка на учет

Каждая новая организация должна подать в органы Роскомнадзора информацию о том, чем она занимается, какие данные обрабатывает и кто из сотрудников несет ответственность за эту сферу (ст. 22 Закона от 27.07.2006 № 153-ФЗ). Таким образом, Роскомнадзор на начальном этапе уже имеет представление о том, какие данные вы обрабатываете, и исходя из этого, ведомство принимает решение, когда к вам прийти с проверкой.

Ответственный за организацию работы с персональными данными

В крупных компаниях таких сотрудников может быть несколько. В небольших компаниях работу с персональными данными может вести руководитель службы безопасности или директор по персоналу. Это решает сам работодатель. Зависимости от формы собственности организации или количества сотрудников нет. Важно определить, что конкретно делает этот человек исходя из требований законодательства. Именно он и будет представлять интересы компании при проверках Роскомнадзора.

О том, как работать с персональными данными, читайте в интервью Марии Финатовой

Внутренняя политика по персональным данным

Внутренняя политика по организации обработки персональных данных — обязательный документ для всех работодателей как операторов персональных данных (ст. 18.1 Закона № ФЗ-152). Политика описывает общий порядок: какие категории персональных данных обрабатываете, что вы с ними делаете и кому передаете.

  • Ключевое условие — разместить документ на сайте компании, если у компании есть сайт. Если сайта нет, то в открытом доступе, например при входе в офис, чтобы любой желающий мог прочитать.

Локальные нормативные акты

Это те документы, которые содержат конкретные правила и условия работы:

  • какие данные обрабатываются и с какой целью,
  • кто субъекты персональных данных в компании,
  • куда персональные данные передаются,
  • какие информационные системы используются,
  • как обеспечивается защита информационных систем,
  • какой класс присваивается информационной системе,
  • как хранятся документы, содержащие персональные данные,
  • как осуществляется сбор персональных данных,
  • как уничтожаются персональные данные и пр.

Таких документов может быть несколько, например, для каждого вида информации — свой. Все зависит от внутренней системы документооборота. Главное, чтобы все эти ЛНА определяли порядок и обозначали цель обработки информации. Ознакомьте сотрудников с теми документами, которые на них распространяются.

Один из самых важных документов при проверке — согласие на обработку персональных данных. Требования к содержанию, составу и форме согласия установлены ст. 9 Закона № 152-ФЗ. Как показывает практика, работодатели далеко не все и не всегда при оформлении получают согласие на обработку персональных данных. А штраф придется платить за каждое неоформленное или неверно оформленное согласие.

Важно на практике соблюдать цель обработки информации, которая указана в согласии. Работать с личной информацией другого человека можно:

  • в соответствии с требованиями действующего законодательства — согласия не нужно;
  • для достижения целей, которые ставит для себя работодатель как оператор персональных данных, — согласие обязательно.

Пример. Чтобы заключить трудовой договор не нужны ИНН, телефон, адрес проживания человека (ст. 57 ТК РФ), но работодатели чаще всего запрашивают эту информацию. Для чего, если по закону они не нужны? Для достижения своих внутренних целей: поздравлять с днями рождения, использовать в документах, делать визитки и пр. Речи об этом в законодательстве не идет, поэтому вы обязаны взять с сотрудника согласие, в котором будут указаны конкретные цели использования дополнительных данных. На это Роскомнадзор тоже обращает внимание.

Хранение и уничтожение персональных данных

Срок хранения информации определяет человек, когда подписывает согласие на их обработку. Работодатель обязан уничтожить персональные данные, если:

  • достигнуты цели;
  • истек срок хранения, указанный в согласии;
  • сам субъект попросил уничтожить персональные данные;
  • данные обработали неправомерно, например с другими целями.
  • субъект персональных данных отозвал согласие на обработку персональных данных полностью или частично.

В этих ситуациях вы должны уничтожить документы, содержащие персональные данные, а также данные из информационных систем и оформить документ, который защитит интересы компании перед Роскомнадзором, — акт. Формат акта законодательно не определен, но вы можете утвердить его ЛНА.

Создайте комиссию из тех сотрудников, которые будут фактически уничтожать персональные данные в информационных системах и на бумажных носителях.

Информационные системы

Специалисты Роскомнадзора имеют право доступа к информационным системам операторов персональных данных. При проведении проверок инспекторы работают парами: один проверяет документы, второй — информационные системы. Специалист, который специализируется на электронных ресурсах, обладает достаточным опытом и уровнем подготовки, чтобы уже на старте работы за вашим компьютером увидеть, как обрабатываются данные в вашей системе, соблюдают ли сотрудники требования к безопасности, начиная с парольной политики и блокировки экрана.

Как правило, около 20% времени инспекторы уделяют проверке документов, а 80% — изучению информационных систем, потому что эти источники наиболее подвержены незаконной передаче персональных данных, утечке информации.

Правила поведения сотрудников за компьютером вы найдете в нашей шпаргалке в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

Жалобы о нарушении прав субъектов персональных данных

Если в Роскомнадзор от сотрудников компании или других людей поступали подобные жалобы, инспекторы отдельно изучат:

  • проводились ли до этого проверки и какие нарушения были выявлены;
  • исправил ли их работодатель;
  • не увеличился ли масштаб этого нарушения, например, в прошлый раз пожаловался один человек, а сейчас нарушение касается уже всех сотрудников.

Инспектор может попросить доказать документально, что нарушение исправлено и прекращено, а не продолжает являться длящимся.

Вместо заключения

Узнать о плановой проверке можно двумя способами: найти план проверок на сайте Роскомнадзора или обратиться к сайту Генпрокуратуры, где публикуется сводный план по разным ведомствам. По названию организации или ИНН выпадет список инспекционных органов, которые к вам должны прийти.

Меры дисциплинарной ответственности применяются руководителем к конкретному работнику.

Так, в силу ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. увольнение по соответствующим основаниям.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Работодатель самостоятельно определяет вид дисциплинарного взыскания.

Замечание объявляется работнику за совершение дисциплинарного проступка небольшой тяжести.

Как правило, подделка подписи на внутренних организационных документах заключается в сокрытии от непосредственного руководителя какой-либо информации, касающейся деятельности юридического лица и его сотрудников, что прямо свидетельствует о фальсификации этих документов, поэтому дисциплинарное взыскание в виде замечания в данном случае применено быть не может.

Тем более за надлежащую организацию внутреннего документооборота несут ответственность руководители соответствующих структурных подразделений (например, отдел кадров; отдел материально-технического обеспечения; бухгалтерия и т.д.), соответственно, беспрепятственный доступ к этим документам имеют специально уполномоченные на то лица, в должностные обязанности которых входит контроль за соблюдением установленных правил и регламентов.

Так, руководитель организации, выявив подделку подписи, например, на кадровых документах, вправе объявить работнику выговор (Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 19.01.2016 по делу N 33-190/2016, Определение Приморского краевого суда от 14.10.2014 по делу N 33-8408) или более строгое взыскание исходя из размера ущерба и направленности умысла.

С позиции закона не оправдываются подобные действия с учетом их благих намерений, например, в связи с истекающими сроками сдачи отчетности (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 24.02.2016 N 33-3730/2016 по делу N 2-6394/2015).

Увольнение по соответствующим основаниям может быть произведено в случаях, когда работником совершаются действия по подделке подписей сторонних лиц, например подписи клиента в кредитном договоре, сопровождающемся соглашениями о предоставлении дополнительных платных услуг, или подписи должностного лица (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 09.08.2016 N 33-14821/2016 по делу N 2-455/2016, Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 26.08.2014 по делу N 33-2700/2014).

Подделка подписи клиента, например, в расходном ордере, а также внесение без ведома руководителя и клиента записи о расходной операции, которая фактически не совершалась, являются грубым нарушением служебной дисциплины, виновными противоправными действиями, дающими основания работодателю для утраты к нему доверия (Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 01.04.2015 по делу N 33-2762/2015). Утрата доверия является самостоятельным основанием для увольнения работника (п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

При этом работодателю при рассмотрении вопроса о наложении дисциплинарного взыскания следует исходить из характера возможных последствий при использовании подделанного документа в будущем (зависит от типа документа и его прямого назначения) и оценивать распространение действия этого документа за пределами юридического лица.

Уголовная ответственность за подделку подписи в официальных документах установлена ст. 327 УК РФ.

Статья 327 УК РФ (ч. 1) предусматривает уголовную ответственность за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа либо изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград РФ, РСФСР, СССР, штампов, печатей или бланков.

Подделка представляет собой незаконное изготовление удостоверения или иного официального документа. Способ подделки не влияет на квалификацию деяния и может быть любым: подчистка, дописка, подделка подписи, заверение поддельной печатью, переклеивание фотографии (Методические рекомендации по выявлению и пресечению преступлений в сфере экономики и против порядка управления, совершенных сторонами исполнительного производства (утв. ФССП России 15.04.2013 N 04-4)).

Отличительной особенностью диспозиции ст. 327 УК РФ выступают следующие характеризующие объективную сторону преступления признаки:

  • подделываемый документ должен быть официальным (предоставлять лицу какие-либо права либо освобождать от соответствующих обязанностей);
  • такой документ должен быть изготовлен в целях его использования либо сбыта.

Общим для всех предусмотренных названной статьей составов преступлений выступает то, что документ, предоставляющий те или иные права или освобождающий от обязанностей, является поддельным (квалифицирующий признак), причем, если документ не обладает данным свойством, он не может быть признан предметом преступления (Определение Конституционного Суда РФ от 19.05.2009 N 575-О-О; Определение Конституционного Суда РФ от 19.05.2009 N 534-О-О).

Тем самым законодатель наделил правоприменителя правом в каждом конкретном случае оценивать свойства документа и признавать его либо предоставляющим права (освобождающим от обязанностей), либо нет и в зависимости от этого привлекать или не привлекать к ответственности за использование документа как подложного.

Таким образом, сложившаяся правоприменительная практика наступление ответственности за подделку официальных документов связывает не с формой, а с содержанием соответствующего документа.

Судебная практика относит к составам преступления, например, подделку подписи в паспорте, медицинских книжках, документах об образовании, больничных листах и т.д.

Подобные документы наделяют лицо дополнительными правами при отсутствии на то законных оснований. Так, в подтверждение у лица права занимать определенные должности должен представляться диплом о соответствующем образовании (Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 22.01.2018 N 13-УД17-8). При отсутствии документа об образовании с надлежащей квалификацией лицо не может претендовать на замещение этих должностей.

Больничный лист в равной степени относится к официальным документам, предоставляющим лицу право на дополнительные выплаты за счет средств соответствующего фонда в виде пособия по временной нетрудоспособности.

Аналогичного подхода придерживаются судебные инстанции (Определение Верховного Суда РФ от 25.05.2006 N 46-Д06-16, Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 12.03.2020 N 77-147/2020).

В равной степени обязательным признаком объективной стороны преступления должны быть действия по использованию либо сбыту документа (ч. ч. 1 — 3 ст. 327 УК РФ) с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение (ч. 4 ст. 327 УК РФ), в том числе путем предъявления в соответствующее учреждение (организацию).

Следовательно, подделав подпись на официальном документе, лицо должно преследовать цель им воспользоваться в целях незаконного получения дополнительных преимуществ, которые при отсутствии такого документа получены быть не могли бы.

С учетом приведенных разъяснений следует, что состав указанного преступления отсутствует, если подделан, изготовлен и сбыт документ, который не предоставляет никаких прав и не освобождает от обязанностей.

В Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 24.09.2008 N 213-П08 указано, что само по себе выполнение подписи от имени другого лица, в том числе в кассовых ордерах, следует рассматривать как нарушение порядка оформления соответствующих документов, не влекущее уголовную ответственность при условии, что обвиняемым не преследовалась цель получить в результате указанных действий какие-либо права или освободиться от обязанностей.

При этом согласно абз. 1 п. 7 Постановления Пленума ВС РФ N 48 хищение лицом чужого имущества или приобретение права на него путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество), совершенные с использованием подделанного этим лицом официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, требует дополнительной квалификации по ч. 1 ст. 327 УК РФ.

А хищение лицом чужого имущества или приобретение права на него путем обмана или злоупотребления доверием, совершенные с использованием изготовленного другим лицом поддельного официального документа, полностью охватывается составом мошенничества и не требует дополнительной квалификации по ст. 327 УК РФ (абз. 4 п. 7 Постановления Пленума ВС РФ N 48).

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс
Статья: Подделка подписи документов (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)

Нарушение трудового законодательства — это действие или бездействие руководства предприятия, повлекшее за собой ущемление прав работника. Меры воздействия на нарушителей содержатся в статьях ТК, ГК, КоАП и УК РФ.

Директор, его заместители или другие уполномоченные лица, пренебрегающие своими обязанностями или превышающие свои полномочия в отношении прав сотрудников, отвечают за это в соответствии с Трудовым кодексом и другими Федеральными законами.

Давайте разбираться, что грозит работодателю за нарушение трудового законодательства , и в каких кодексах прописаны меры ответственности.

Самые распространенные нарушения в области трудового права

По сведениям Государственной инспекции по труду (ГИТ), наиболее часто работодателей привлекают к ответственности за следующие правонарушения:

  • нет штатного расписания;
  • разные оклады по одним и тем же должностям с одинаковыми обязанностями;
  • не заключен письменный договор или в договор не включены обязательные условия, установленные ст. 57 ТК РФ ;
  • должностной оклад меньше МРОТ;
  • несвоевременное перечисление зарплаты;
  • не выдают расчетные листки;
  • работник не использовал отпуск больше двух лет;
  • нет табеля рабочего времени;
  • не оплачивается сверхурочная работа;
  • не соблюдаются требования охраны труда.

Кто может применить взыскание

Директора могут оштрафовать органы государственного надзора:

  • Государственная инспекция труда;
  • Фонд социального страхования;
  • Пенсионный фонд;
  • Прокуратура;
  • Федеральная миграционная служба;
  • Противопожарная служба.

Виды ответственности

По нормам Трудового кодекса ( ст. 419 ТК РФ ), нарушение трудового законодательства работодателем влечет за собой привлечение его к ответственности. Выбор применяемого к нарушителям вида ответственности зависит от тяжести нарушения.

Дисциплинарная

Материальная

Применяется при нанесении прямого или косвенного ущерба имуществу сотрудника.

Она не предусматривает каких-либо штрафов или мер воздействия, а состоит лишь в обеспечении компенсационных выплат понесенного ущерба сотруднику.

Гражданско-правовая

В отличие от материальной, обязывает возместить сотруднику имущественный и моральный вред и упущенную выгоду ( ст. 1064 ГК ).

Административная

Наказания по Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) чаще всего применяются Государственной инспекцией труда во время плановой или внеплановой проверки, в случае получения письменной жалобы работника. Административная ответственность за нарушение законодательства о труде прописана в главах 28 и 29 КоАП РФ .

Принятые в КоАП меры воздействия:

  • предупреждение;
  • приостановка деятельности организации;
  • штраф за нарушение трудового законодательства 2020.

Уголовная

Наказание за самые тяжелые преступления регламентируется Уголовным кодексом. Для привлечения к уголовной ответственности суд должен доказать наличие следующих составляющих:

  • факт злоупотребления;
  • пострадавшее лицо от этого проступка;
  • прямая связь между действиями руководителя и случившейся ситуацией;
  • умысел в действиях директора.

Чаще всего уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства применяется:

  • при увольнении беременной сотрудницы;
  • за задержку денежных выплат дольше чем на 2 месяца;
  • в случае нарушения норм охраны труда.

Таблица штрафов и других взысканий

Опубликованная таблица штрафов за нарушение трудового законодательства 2020 по КоАП дана в сокращении. В приложении к статье можно скачать полную версию таблицы — со ссылками на нарушенные статьи Трудового кодекса и статьи КоАП, которыми установлены штрафы.

Читайте также: