Может ли работник требовать

Обновлено: 16.05.2024

При приеме сотрудников на работу важно учитывать множество моментов, игнорирование которых может привести к штрафам.

Процедура затрагивает различные направления — работу с документацией, внесение информации в трудовую книжку, представление отчетной формы СЗВ-ТД, подготовку трудового договора и др.

При приеме работника нужно учитывать изменения, которые произошли в 2021 году. В частности, с 1 сентября изменились правила ведения трудовых книжек, а также появились электронные трудовые и работодатели должны формировать СЗВ-ТД.

Поможем настроить заполнение форм СЗВ в 1С:ЗУП. Звоните!

Бумажная трудовая не проверяется

Электронные трудовые действуют не первый год. Если человек впервые устраивается на работу в 2021 году, для него оформляется трудовая книжка только в электронном формате. В таком случае работодатель не обязан оповещать нового работника, что бумажной трудовой для него не будет (Письмо Роструда от 15.09.2021 г. № ПГ-26715-6-1).

Остальные сотрудники должны были в 2020 году выбрать, какой вариант трудовой книжки по ним будет вестись — бумажный или электронный. При выборе электронной трудовой бумажный вариант выдается ему, и именно он отвечает за его сохранность. Он должен предъявлять эту трудовую при новом устройстве на работу, чтобы подтвердить стаж до 2020 года.

При оформлении сотрудника в 2021 году работодатель должен проверить его бумажную трудовую. Отсутствие записей в ней о ее закрытии показывает, что сотрудник выбрал бумажный вариант ведения трудовой книжки, и, соответственно, новый работодатель должен и дальше заполнять ее в таком виде. Если в трудовой стоит отметка, что работник выбрал электронный вариант, то тогда нужно вести ее в этом формате.

Чтобы подтвердить трудовой стаж сотрудника, выбравшего электронный вариант, ему выдается справка по форме СТД-Р.

Сотрудник принимается на работу без паспорта

В ст. 65 ТК РФ указан перечень документов, обязательных для предъявления при трудоустройстве. Первым из них указан паспорт или документ, удостоверяющий личность.

К примеру, у сотрудника нет при себе паспорта — утерян или переоформляется. Может ли работодатель принять на работу сотрудника, если он предъявит справку от ФНС?

Нет, этого делать нельзя. Справка — это не документ, который удостоверяет личность. В такой ситуации работодатель вправе требовать временное удостоверение личности.

Определенные категории сотрудников допускаются к выполнению работы без обязательных медосмотров

Такие категории работников указаны в ст. 213 ТК РФ. Также Приказом Минздрава от 28.01.2021 г. № 29Н регламентирован порядок проведения медосмотров сотрудников.

При допуске сотрудников к выполнению профессиональных обязанностей без медосмотра выписывается штраф — до 130 тыс. руб. (п. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Трудовой договор подписывается до ознакомления сотрудника с важными документами

Работник должен быть ознакомлен с внутренней документацией компании до подписания трудового договора (ст. 68 ТК РФ). В частности, к таким документам относятся правила внутреннего трудового распорядка, колдоговор и иные локальные документы.

Сотрудник ставит подпись под каждым из документов, с которыми он ознакомлен.

В трудовом договоре нет обязательных сведений или условий

При заполнении трудового договора работодатель ориентируется на ст. 57 ТК РФ. Если какие-то сведения отсутствуют, то их нужно указать прямо в тексте соглашения.

Недостающая информация оформляется в виде допсоглашения или приложения к трудовому договору. Оно подготавливается только в письменном виде и подписывается обеими сторонами.

В трудовом договоре фиксируется дополнительное условие — рабочее место, а не обязательное — место работы

В ст. 209 ТК РФ сказано, что понимается под рабочим местом — это место, где человек находится или куда прибывает для выполнения профессиональных обязанностей. Оно прямым или косвенным образом контролируется работодателем.

По ст. 57 ТК РФ работодатель обязан зафиксировать структурное подразделение. Когда сотрудник оформляется на работу, указывается название компании и населенный пункт.

В трудовом договоре не содержатся условия труда

В трудовом соглашении непременно нужно фиксировать условия труда на рабочем месте. В Законе от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ указано четыре класса условий труда — оптимальные, допустимые, вредные, опасные.

В трудовом договоре не указываются такие условия как характер работы и режим рабочего времени, когда это требуется

Если режим рабочего времени и отдыха для определенного работника отличается от общепринятого в компании, этот момент нужно фиксировать в трудовом договоре.

Упоминание в договоре характера работы важно в ситуации, когда в организации трудятся водители, курьеры, экспедиторы и т.п.

Дата заключения трудового договора перепутана с датой его составления

В трудовом договоре требуется проставлять именно дату его заключения.

Заключение срочного трудового договора, когда нет на это права

Если оформлен срочный договор в случае, не регламентированном трудовым законодательством, условие о срочности не имеет юридической силы.

Работодателю нужно учитывать ст. 59 ТК РФ и верно указывать срок действия срочного соглашения — дату или срок наступления события, а также указывать причины и обстоятельства его заключения.

При указании оплаты труда в трудовом договоре допущены неточности

Одно из обязательных условий трудового договора — оплата труда. Необходимо в каждом договоре прописывать размер тарифной ставки или оклада. Кроме того, требуется прописывать доплаты и надбавки при их наличии.

Испытательный срок — это понятие из Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Термин срока испытания указан в ст. 70 ТК РФ.

Приказ о приеме на работу не соответствует условиям трудового договора

Согласно ст. 68 ТК РФ содержание приказа о приеме должно быть аналогичным условиям трудового договора.

Работника требуется ознакомить с приказом под подпись не позже трех дней с даты фактического начала работы.

В трудовую книжку проставляется запись о приеме с указанием неверной даты

В трудовой книжке требуется проставлять запись о приеме на работу именно той датой, которая уже указана в приказе о приеме и в трудовом договоре.

Отчет СЗВ-ТД не направляется в ПФР

При трудоустройстве нового сотрудника на него нужно подать отчет СЗВ-ТД в ПФР. Документ передается не позже следующего дня, идущего за днем издания приказа о приеме на работу.

ТК РФ Статья 22. Основные права и обязанности работодателя

Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 22 ТК РФ

Работодатель имеет право:

заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;

поощрять работников за добросовестный эффективный труд;

С 01.03.2022 в абз. 5 ч. 1 ст. 22 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 311-ФЗ). См. будущую редакцию.

требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них;

создавать производственный совет (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) - совещательный орган, образуемый на добровольной основе из числа работников данного работодателя, имеющих, как правило, достижения в труде, для подготовки предложений по совершенствованию производственной деятельности, отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и новых технологий, повышению производительности труда и квалификации работников. Полномочия, состав, порядок деятельности производственного совета и его взаимодействия с работодателем устанавливаются локальным нормативным актом. К полномочиям производственного совета не могут относиться вопросы, решение которых в соответствии с федеральными законами отнесено к исключительной компетенции органов управления организации, а также вопросы представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников, решение которых в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами отнесено к компетенции профессиональных союзов, соответствующих первичных профсоюзных организаций, иных представителей работников. Работодатель обязан информировать производственный совет о результатах рассмотрения предложений, поступивших от производственного совета, и об их реализации;

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 95-ФЗ)

реализовывать права, предоставленные ему законодательством о специальной оценке условий труда.

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

С 01.03.2022 ч. 1 ст. 22 дополняется новым абзацем (ФЗ от 02.07.2021 N 311-ФЗ). См. будущую редакцию.

соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;

обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;

обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;

обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;

выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;

вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом;

предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;

знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;

своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;

создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;

обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;

осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;

возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

Обязан ли работодатель требовать от работников письменное согласие на обработку персональных данных, в том числе при заключении трудового договора? Необходимо ли брать данное согласие с работников, трудовой договор с которыми заключен до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"? Существуют ли установленные перечни объемов обрабатываемых работодателем персональных данных, которые нельзя превышать?

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (далее - Закон N 152-ФЗ) обработка персональных данных может осуществляться только в установленных данной статьей случаях. Одним из таких случаев является получение от субъекта персональных данных согласия на их обработку (п. 1 ч. 1 указанной статьи). Буквальное толкование данной нормы позволяет заключить, что в иных случаях получение согласия на обработку персональных данных не требуется. В частности, п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ допускает обработку персональных данных в случаях, когда такая обработка необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.

Если же работодатель все-таки планирует обрабатывать такую информацию, ему необходимо получить согласие работника. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 152-ФЗ согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. Из данной нормы следует, что в общем случае согласие работником может быть дано в том числе и в устной форме, однако работодателю в любом случае необходимо обеспечить возможность подтвердить факт получения такого согласия (ч. 3 ст. 9 Закона N 152-ФЗ). Кроме того, для отдельных категорий персональных данных законом прямо установлена необходимость получения именно письменного согласия на их обработку (ч. 1 ст. 11, п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона N 152-ФЗ). Такой вид обработки персональных данных, как их передача, также возможен только с письменного согласия работника, за исключением установленных законом случаев (ст. 88 ТК РФ).

Требования к содержанию письменного согласия для случаев, когда такое согласие необходимо в силу закона, установлены ч. 4 ст. 9 Закона N 152-ФЗ. Так, согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению опе

ратора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

9) подпись субъекта персональных данных.

В иных случаях специальных требований к содержанию согласия на обработку персональных данных, если такое согласие дается в письменной форме, законом не установлено. Однако к такому согласию применяются общие требования ч. 1 ст. 9 Закона N 152-ФЗ, в соответствии с которыми согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Это значит, что работодателю в любом случае необходимо указать, какой конкретно объем информации, в какой форме и для каких целей он планирует обрабатывать (абзац третий п. 5 разъяснений Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 14.12.2012; далее - Разъяснения Роскомнадзора).

Отметим, что в качестве формы получения письменного согласия на обработку персональных данных можно рассматривать и включение соответствующего пункта в трудовой договор, если его содержание будет отвечать требованиям, предъявляемым к содержанию указанного согласия (абзац четвертый п. 5 Разъяснений Роскомнадзора).

Законодательством не установлено требований к объемам персональных данных, которые работодатель вправе обрабатывать с согласия субъекта персональных данных. Субъект персональных данных вправе передать оператору любые персональные данные, которые стороны данных правоотношений посчитают нужными. В зависимости от вида передаваемых данных будут различаться лишь требования, предъявляемые законодателем к форме согласия на обработку таких данных и к самому порядку такой обработки.

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел

8 октября 2015 г.

Служащий крупной торговой компании отказался делать прививку. Он не смог объяснить свой отказ объективными причинами, и наниматель отстранил его от работы. Тем не менее этот служащий продолжает приходить в офис, выполнять свои обязанности, писать письма коллегам и т. д. Хотя по графику он должен находиться в ежегодном отпуске. Это лишь один из многих случаев, связанных с вакцинацией, которые могут поставить работодателей в тупик. Что делать работодателю и о чем он должен помнить, предлагая сотрудникам сделать прививку?

Отстранить от работы сотрудника означает не допускать его к ней. А значит, выполнение трудовых обязанностей в это время недопустимо и противоречит закону. Поэтому у компании есть несколько вариантов действий. Первый – не допускать человека в офис, используя законные меры: не пускать на территорию, исключить возможность выполнять обязанности – например, заблокировать компьютер, не платить за работу в эти дни и соответствующим образом отметить их в табеле учета. Еще лучше потребовать от сотрудника дополнительных объяснений, почему он не соблюдает приказ и ходит на работу. Другой вариант – оплатить отработанные дни, а затем не пускать в офис. Наконец, наниматель может перевести сотрудника на удаленный режим.

И тогда придется вспомнить об особых категориях персонала, для которых действуют отдельные правила при вакцинации.

Что ждет работодателей после 15-го августа

В одном из писем Роспотребнадзор рассматривал дистанционный режим как альтернативу отстранению при отказе от вакцинации. Тем не менее и это ведомство, и оперштаб Москвы еще 24 июня заявили, что сотрудники, работающие дистанционно, учитываются при определении тех самых 60% работников, подлежащих вакцинации. То есть перевод на удаленный режим не освобождает от прививки, а может быть альтернативой отстранению. Если дистанционный работник числится в штате филиала компании в Москве, он учитывается как работающий в столице, даже если в трудовом договоре в качестве места выполнения трудовых обязанностей указан другой регион. Другими словами, простой перевод его на дистанционный режим проблему не решает: он должен привиться или попасть в 40% сотрудников, для которых прививки необязательны.

Этот же документ позволяет отказаться от прививки и в других случаях, в том числе при гиперчувствительности к компонентам вакцины, тяжелых аллергических реакциях, ОРВИ и других имеющихся в конкретный момент заболеваниях, а также если сотруднику не исполнилось 18 лет. Сотрудники, которых это касается, попадают в те 40% персонала, кого прививать необязательно. Но чтобы не применять санкции, их также надо попросить предоставить справку или медицинский отвод. Лишь на этом основании можно не применять к ним отстранение.

Обязательная вакцинация: что делать работодателям

А вот с сотрудницами, находящимися в декретном отпуске, история иная. В указе мэра Москвы от 16.06.2021 № 32-УМ и постановлении главного санитарного врача по Москве от 15.06.2021 № 1 нет исключений для работников, находящихся в декрете. Поэтому наниматель может получить у них отказ от вакцинации (если они не хотят) и подготовить документы о том, что они находятся в отпуске по уходу за ребенком. В спорных ситуациях это поможет доказать, что они не работали в тот период, когда появились требования об обязательной вакцинации, и их не надо было отстранять. Ровно так же нужно поступать и с сотрудниками, взявшими другие отпуска (ежегодный, за свой счет, учебный и т. д.), и даже с теми работниками, которые долго и по неизвестным причинам не появляются в офисе. Несмотря на отсутствие, сотрудник числится в штате, и требование о вакцинации на него распространяется в полной мере.

Наличие антител в крови также не повод отказываться от прививки. Его нет в списке медицинских противопоказаний, кроме того, сейчас нет единой методики измерения, доказывающей достаточный иммунитет у человека и необязательность вакцинации.

Так или иначе, вряд ли удастся просто поделить сотрудников на два эшелона: 60% подлежащих обязательной вакцинации и 40%, которых прививать необязательно. Фактически компаниям потребуется новая база данных по каждому эшелону, где будут указаны и статусы сотрудников, и медицинские отводы, и другая информация, необходимая для вакцинации. Значит, обязанности служб персонала пополнились новой задачей – создать и вести эту базу данных.

Читайте также: