Может ли работник нести расходы по финансированию мероприятий по улучшению условий труда

Обновлено: 26.04.2024

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Комментарий к Статье 226 ТК РФ

Статья 226 Трудового кодекса РФ определяет: мероприятия по улучшению условий и охраны труда осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников. Порядок финансирования установлен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме того комментируемой статьей предусмотрено, что оплачивать расходы по улучшению условий и охраны труда можно за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансировать мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатели должны в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции. Это положение относится ко всем организациям, кроме госпредприятий.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Предельная сумма финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда законодательством Российской Федерации не определена. Поэтому работодатель вправе самостоятельно определить, сколько денег будет потрачено на подобные мероприятия. Лучше оформить это приказом руководителя. Суммы, израсходованные на охрану труда, можно учесть при налогообложении прибыли на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ как расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренные действующим законодательством. При этом помните о том, что такие расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными.

Статья 226 Трудового кодекса РФ определяет: мероприятия по улучшению условий и охраны труда осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников. Порядок финансирования установлен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме того комментируемой статьей предусмотрено, что оплачивать расходы по улучшению условий и охраны труда можно за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансировать мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатели должны в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции. Это положение относится ко всем организациям, кроме госпредприятий.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Предельная сумма финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда законодательством Российской Федерации не определена. Поэтому работодатель вправе самостоятельно определить, сколько денег будет потрачено на подобные мероприятия. Лучше оформить это приказом руководителя. Суммы, израсходованные на охрану труда, можно учесть при налогообложении прибыли на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ как расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренные действующим законодательством. При этом помните о том, что такие расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными.

Другой комментарий к Ст. 226 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств различных бюджетов, указанных в настоящей статье.

Кроме того, финансирование данных мероприятий осуществляется также за счет:

- средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством РФ;

- добровольных взносов организаций и физических лиц.

2. Средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и охране труда и используемые на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, распределяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2000 г. N 507 "О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и охране труда" (СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3095) в следующем порядке (в процентах):

30 - органу исполнительной власти субъекта РФ, ведающему вопросами охраны труда;

40 - на текущий счет Минздравсоцразвития России;

30 - Государственной инспекции труда.

Правила учета средств от штрафов, направления использования этих средств и отчетность об их использовании определены Порядком, утвержденным Постановлением Минтруда России от 14 февраля 2001 г. N 19 (БМТ РФ. 2001. N 3).

В отраслях экономики, субъектах РФ и организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

Организации ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или локальными соглашениями об охране труда. Средства, направляемые в фонды охраны труда организаций, должны расходоваться для проведения мероприятий по охране труда.

3. В соответствии с изменениями в ТК РФ от 30 июня 2006 г. изменен размер финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Раньше он составлял для всех организаций (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) не менее 0,1% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - не менее 0,7% от суммы эксплуатационных расходов. Теперь установлен единый размер - не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

От выполнения данной обязанности освобождены государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения.


По данным исследований Международной организации труда, ежегодно происходит около 270 млн несчастных случаев и 160 млн новых случаев профзаболеваний. Травмы и развитие болезней зачастую провоцируются самими работниками, не умеющими, часто не знающими, и порой не желающими выполнять технику безопасности.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложены на работодателя. Перечень этих обязанностей раскрывает статья 212 ТК РФ.

ОХРАНА ТРУДА — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 Трудового кодекса РФ).

Работодатель должен обеспечить безопасные условия и охрану труда, а работник обязан соблюдать установленные правила, нарушение которых может привести к несчастным случаям, травмам и профзаболеваниям. Соответственно с каждым сотрудником необходимо провести инструктаж по технике безопасности, в отдельных случаях — специальное обучение (ст. 214 ТК РФ). Организовать этот процесс должен работодатель, также как и нести связанные с ним расходы.

  • для юридических лиц от 110 до 130 тысяч рублей;
  • для индивидуального предпринимателя (ИП) от 15 до 25 тысяч рублей;
  • для руководителя, специалиста по ОТ или другого должностного лица, на которого возложены обязанности по организации обучения, от 15 до 25 тысяч рублей.

При повторном и последующих нарушениях санкции увеличиваются в 1,5-2 раза . Кроме того, штрафы по ОТ суммируются.

Организация охраны труда стоит денег, т.е. нужно определить перечень и рассчитать стоимость затрат. И учесть эти затраты.

Мероприятия по ОТ и их финансирование

Каждый работодатель обязан выделять на мероприятия по улучшению условий труда каждый год от 0,2% от всех затрат на производство. Затраты на охрану труда можно увеличить, но не уменьшить.

Если сумма затрат на ОТ будет меньше 0,2%, предприятие оштрафуют за нарушение требований ст. 226 ТК РФ. Оштрафовать работодателя могут и по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Не каждое мероприятие можно запланировать в бюджете на охрану труда. Например, не относят к затратам на охрану труда повышение квалификации сотрудников (бюджет отдела кадров), закупку и перезарядку огнетушителей (бюджет на пожарную безопасность и охрану здания), расходы на доставку к месту производства работ (расходы на основное производство), приобретение мебели для кабинета по охране труда (расходы на содержание зданий и сооружений).

Минтруд утвердил типовой перечень ежегодных мероприятий по охране труда приказом от 1.03.2012 года № 181н, включающий несколько десятков мероприятий, которые можно включить в годовой бюджет.

Если потребность возникает в проведении каждого мероприятия, то разумно вначале запланировать те расходы, которые можно будет возместить через Фонд социального страхования.

Профинансировать часть мероприятий по улучшению условий и охране труда можно за счет страховых взносов в ФСС от НС и профзаболеваний, но только в том случае, если у предприятия нет задолженности перед бюджетом.

Финансирование проводят согласно приказу Минтруда от 10.12.2012 г. № 580н. Чтобы претендовать на возмещение, нужно составить план затрат, и провести их в тот год, в котором подают заявление в ФСС. Чтобы получить возмещение затрат на спецоценку или обучение, необходимо, чтобы каждый акт приемки выполненных работ (оказанных услуг) был подписан в текущем году.

За счет бюджета ОТ можно профинансировать проведение таких обязательных для каждого работодателя мероприятий, (полный список в приложении к приказу Минтруда от 1.03.2012 года № 181н), как:

  • закупка СИЗ, дерматологических очищающих средств;
  • проведение СОУТ;
  • проведение оценки профрисков;
  • устранение замечаний по плану улучшающих мероприятий по результатам СОУТ и оценки профрисков;
  • установка систем автоматического и дистанционного управления производственным процессом (в том числе роботизация опасных процессов);
  • установка аварийной сигнализации на технологической линии, кнопок аварийной остановки, опасности;
  • затраты на проведение обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников и т.п.

Как подсчитать затраты на обучение по ОТ

В бюджете по ОТ отдельное место занимает обучение. В приказе Минтруда № 181н есть такая статья расходов, как приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.

К расходам на обучение относятся :

  • затраты на организацию и проведение вводного, инструктажей по ОТ на рабочем месте, стажировки, обучения первой помощи, обучению и проверке знаний по ОТ;
  • стоимость обучения руководителей и специалистов в учебных центрах (их обучение проводится не реже 1 раза в 3 года, является обязательным при приеме на работу, при переводе на другую работу);
  • расходы на тиражирование инструкций и программ инструктажа и обучения по ОТ.

Можно купить за счет бюджета на охрану труда :

  • обучающий комплекс, сборник тестов, обучающую литературу, плакаты, если эти программы и плакаты предназначены для подготовки по ОТ и стажировки работников рабочих профессий, а также тех руководителей и специалистов, которые обучаются внутри своей организации;
  • тренажер по оказанию первой помощи.

Важное условие: все эти покупки должны быть сертифицированы, а программы иметь лицензии.

Затраты на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством, включаются в состав прочих расходов (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

К таким расходам можно отнести затраты:

  • связанные с обеспечением работников спецодеждой, спецобувью и прочими средствами индивидуальной защиты;
  • на проведение периодических медицинских осмотров;
  • компенсационного характера, связанные с возмещением вреда пострадавшим в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;
  • связанные с приобретением мыла, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с нормами;
  • на приобретение молока и других равноценных продуктов.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ, затраты на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной защиты относятся к материальным расходам .

Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты для строителей утверждены приказом Минздравсоцразвития от 16 июля 2007 г. № 477*.

Расходы, связанные с приобретением спецодежды, могут быть учтены в налоговом учете в составе материальных расходов в полной сумме по мере передачи ее в пользование работникам в соответствии с нормами бесплатной выдачи спецодежды, установленными в организации (см. письмо Минфина России от 23 апреля 2007 г. № 03-04-06-01/128).

Некоторые виды работ связаны с применением вредных химических веществ. Статьей 222 Трудового кодекса РФ определено: на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

Выдача данных продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, установлены постановлением Минтруда России от 31 марта 2003 г. № 13.

В целях налогообложения прибыли затраты в виде суммы выданной компенсации могут быть учтены при соблюдении условий:

  • сумма определена исходя из норм количества молока (других равноценных пищевых продуктов;
  • сумма соответствует рыночной цене, действовавшей в период выплаты денежной компенсации.
  • данные затраты должны соответствовать требованиям статьи 252 Налогового кодекса РФ, быть обоснованы и документально подтверждены.

Все начисления компенсирующего характера, связанные с работой в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, относятся к расходам на оплату труда (п. 3 ст. 255 Налогового кодекса РФ).

При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы работника, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды.

Но, согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ, не подлежат налогообложению все виды законодательно установленных компенсационных выплат (в пределах норм) . Т.е. выплаты денежной компенсации взамен молока в пользу работников, занятых на работах с вредными условиями труда, не подлежат обложению НДФЛ.

По ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия. На данные выплаты не начисляются взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС).

В бухгалтерском учете расходы на оплату услуг, связанных с охраной труда, являются расходами по обычным видам деятельности. Они признаются на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг (п. 5, 7, 16 ПБУ 10/99). Данные расходы отражают по дебету счета 25 (26) в корреспонденции с кредитом счета 60. Предъявленная сумма НДС отражается по дебету счета 19 в корреспонденции с кредитом счета 60. Данную сумму НДС организация имеет право зачесть после принятия на учет оказанных ей услуг при наличии счета-фактуры контрагента (ст. 171, 172 Налогового кодекса РФ).

За нарушение правил охраны труда предусмотрена уголовная ответственность. Согласно статье 143 УК РФ, нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается:

Эксперт SRG-ECO Николай Сачков прокомментировал тему особенностей финансирования мероприятий по охране труда в специальной рубрике журнала “Охрана труда и пожарная безопасность”.

Николай Сачков, директор SRG-ECO, сертифицированный аудитор системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности стандарту ISO 45001:2018. Фото SRG-ECO.

Николай Сачков, директор SRG-ECO, сертифицированный аудитор системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности стандарту ISO 45001:2018. Фото SRG-ECO.

Два подхода к финансированию мероприятий по охране труда

Какие основные подходы в финансировании мероприятий по охране труда?

➡️ Можно выделить два принципиальных подхода к формированию плана мероприятий по охране труда.

Первый подход напрямую связан с исполнением обязательных по российскому законодательству мероприятий. К ним относятся:

• обеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты ( далее — СИЗ);

• проведение обучений для персонала и медицинских осмотров, а также ряд других процедур.

Такой подход позволяет сформировать минимальный бюджет на реализацию мероприятий и защитить работодателя от административной ответственности, которая может последовать за нарушения законодательства по охране труда.

Как правило, реализация плана, составленного по данному принципу, зависит от объема реально выделяемых средств из бюджета организации. И, как показывает практика, при выборе подхода, базирующемся только на законодательстве, отводится не выше установленных 0,2% и размеров выплат в ФСС.

В основе второго подхода заложена главная задача системы управления охраной труда ( далее — СУОТ) — нулевой травматизм или так называемый Vision Zero. План мероприятий по охране труда в данной системе начинается с проведения оценки профессиональных рисков .

Актуальность процедуры управления профрисками

Во-первых , сейчас происходит переход на риск-ориентированный подход, который предполагает предупреждение происшествий. Именно на это и направлена оценка рисков: выявить и устранить потенциальные опасности

Отходя от законодательных обязательств, важно отметить, что оценка рисков позволяет выделить основные категории мероприятий по степени важности (незамедлительные, срочные, среднесрочные, долгосрочные и др.) и, таким образом, грамотно разработать план необходимых мер именно для конкретного предприятия. Такой подход дает возможность идентифицировать и оперативно предотвратить наиболее опасные, с точки зрения здоровья и жизни работников, факторы.

Строительная организация провела оценку профессиональных рисков и выделила наиболее опасную деятельность внутри компании — работы на высоте. После выявления риска все работы будут незамедлительно остановлены. Параллельно с этим разрабатывается план мероприятий, включающий внесение изменений в технологический процесс, оснащение сотрудников СИЗ и средствами коллективной защиты, обучение и тестирование персонала, ежедневный контроль и другие необходимые меры. Функционирование возобновляется только после того, как будут проведены все ликвидирующие опасности мероприятия. Такой подход предполагает гибкое бюджетирование. В таких условиях работодатель готов выделять ресурсы, руководствуясь не просто требованиями законодательства, а реальными потребностями. Конечно, размеры затрат будут значительно превышать установленный стандарт 0,2%, но вложенные средства будут работать более эффективно, минимизируя все возможные риски и опасности.

Возврат денег через ФСС

Осуществляет ли компания возврат денег через Фонд социального страхования? Если да, то за какие именно расходы чаще возвращаются средства? Кто этим процессом занимается: служба охраны труда или бухгалтерия?

➡️ Возврат средств через Фонд социального страхования Российской Федерации ( далее — ФСС) актуален для крупных предприятий, так как страхователь направляет на финансовое обеспечение предупредительных мер лишь до 20 % от сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Как показывает практика, компании охотно пользуются этим инструментом для компенсации таких мероприятий, как СОУТ, обеспечение сотрудников СИЗ и проведение медицинских осмотров. На порядок реже возмещается обучение по охране труда с отрывом от производства.

Подача заявления на возврат денежных средств из ФСС — довольно трудоемкий процесс .

Процедуры до подачи заявления на возврат денежных средств из ФСС

Как правило, заявление в ФСС подготавливает и подает специалист по охране труда во избежание несоответствий. Бухгалтерия в данном случае следит только за суммами и сроками подачи документации. Процедура сопряжена со многими узконаправленными процедурами:

  • проверка лицензий оказывающих услуги организаций;
  • составление перечней СИЗ в соответствии с Типовыми нормами и перечня рабочих мест для СОУТ, списков на обучение;
  • формирование текстов договоров и ценообразования.

Финансирование дополнительных мероприятий по охране труда

На какие дополнительные мероприятия по охране труда компания выделяет деньги (помимо обязательных): санаторно-курортное лечение, дополнительные СИЗ, организация оздоровительных процедур и мероприятий, организация комнат отдыха, спортзалов, санитарно-бытовое обслуживание, дополнительное обучение (типа OHSAS), организация мероприятий по охране труда, праздников, конкурсов и т. д.

➡️ Когда речь заходит о дополнительных мероприятиях по охране труда, часто их ассоциируют с необязательными и (или) не особо важными инструментами.

Если же мы обратимся к международному опыту, то увидим, что для иностранных компаний вопрос добровольной сертификации по ISO 45001 стоит на одном из приоритетных мест. На подобные цели компании активно выделяют большие средства. Именно сертификация позволяет взглянуть на бизнес-процессы под другим углом, вскрывая недоработки компании, и улучшить благодаря этому результаты в области охраны труда. Кроме того, данный инструмент повышает репутацию компании на международном рынке и способствует развитию культуры безопасности, в целом.

В международной нефтяной компании произошел ряд несчастных случаев с повреждением органов зрения. Происшествия были зафиксированы не только среди работающего на производстве персонала, но и у сотрудников, которые использовали территорию предприятия в качестве прохода в офис. После установления факта массового травмирования компания приняла экстренное решение обеспечить защитными очками (в том числе с корригирующими диоптриями) 100 % персонала компании (60 000 человек) и все подрядные организации. Результат по обеспечению работников заложили в KPI финансового директора, директора по пожарной безопасности и охране труда, директора по МТС, главных инженеров и всех других линейных руководителей. На конец следующего отчетного периода не было зафиксировано ни одного случая травматизма органов зрения ни среди работников компании, ни среди сотрудников компаний-подрядчиков.

Эксперт SRG-ECO Николай Сачков прокомментировал тему особенностей финансирования мероприятий по охране труда в специальной рубрике журнала “Охрана труда и пожарная безопасность”.


Николай Сачков

сертифицированный аудитор системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности стандарту ISO 45001:2018

Два подхода к финансированию мероприятий по охране труда

Какие основные подходы в финансировании мероприятий по охране труда?

Можно выделить два принципиальных подхода к формированию плана мероприятий по охране труда.

Первый подход напрямую связан с исполнением обязательных по российскому законодательству мероприятий. К ним относятся:

• проведение специальной оценки условий труда (далее — СОУТ), оценки профессиональных рисков и производственного контроля (далее — ПК);

• обеспечение сотрудников средствами индиви- дуальной защиты (далее — СИЗ);

• проведение обучений для персонала и медицинских осмотров, а так- же ряд других процедур.

Такой подход позволяет сформировать минимальный бюджет на реализацию мероприятий и защитить работодателя от административной ответственности, которая может последовать за нарушения законодательства по охране труда.

Как правило, реализация плана, составленного по данному принципу, зависит от объема реально выделяемых средств из бюджета организации. И, как показывает практика, при выборе подхода, базирующемся только на законодательстве, отводится не выше установленных 0,2% и размеров выплат в ФСС.

В основе второго подхода заложена главная задача системы управления охраной труда (далее — СУОТ) — нулевой травматизм или так называемый Vision Zero. План мероприятий по охране труда в данной системе начинается с проведения оценки профессиональных рисков.

Актуальность процедуры управления профрисками

Во-первых, сейчас происходит переход на риск-ориентированный подход, который предполагает предупреждение происшествий. Именно на это и направлена оценка рисков: выявить и устранить потенциальные опасности

Отходя от законодательных обязательств, важно отметить, что оценка рисков позволяет выделить основные категории мероприятий по степени важности (незамедлительные, срочные, среднесрочные, долгосрочные и др.) и, таким образом, грамотно разработать план необходимых мер именно для конкретного предприятия. Такой подход дает возможность идентифицировать и оперативно предотвратить наиболее опасные, с точки зрения здоровья и жизни работников, факторы.

Пример:

Строительная организация провела оценку профессиональных рисков и выделила наиболее опасную деятельность внутри компании — работы на высоте. После выявления риска все работы будут незамедлительно остановлены. Параллельно с этим разрабатывается план мероприятий, включающий внесение изменений в технологический процесс, оснащение сотрудников СИЗ и средствами коллективной защиты, обучение и тестирование персонала, ежедневный контроль и другие необходимые меры. Функционирование возобновляется только после того, как будут проведены все ликвидирующие опасности мероприятия. Такой подход предполагает гибкое бюджетирование. В таких условиях работодатель готов выделять ресурсы, руководствуясь не просто требованиями законодательства, а реальными потребностями. Конечно, размеры затрат будут значительно превышать установленный стандарт 0,2%, но вложенные средства будут работать более эффективно, минимизируя все возможные риски и опасности.

Возврат денег через ФСС

Осуществляет ли компания возврат денег через Фонд социального страхования? Если да, то за какие именно расходы чаще возвращаются средства? Кто этим процессом занимается: служба охраны труда или бухгалтерия?

Возврат средств через Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС) актуален для крупных предприятий, так как страхователь направляет на финансовое обеспечение предупредительных мер лишь до 20 % от сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Как показывает практика, компании охотно пользуются этим инструментом для компенсации таких мероприятий, как СОУТ, обеспечение сотрудников СИЗ и проведение медицинских осмотров. На порядок реже возмещается обучение по охране труда с отрывом от производства.

Подача заявления на возврат денежных средств из ФСС — довольно трудоемкий процесс.

Процедуры до подачи заявления на возврат денежных средств из ФСС

Как правило, заявление в ФСС подготавливает и подает специалист по охране труда во избежание несоответствий. Бухгалтерия в данном случае следит только за суммами и сроками подачи документации. Процедура сопряжена со многими узконаправленными процедурами:

  • проверка лицензий оказывающих услуги организаций;
  • составление перечней СИЗ в соответствии с Типовыми нормами и перечня рабочих мест для СОУТ, списков на обучение;
  • формирование текстов договоров и ценообразования.

Финансирование дополнительных мероприятий по охране труда

На какие дополнительные мероприятия по охране труда компания выделяет деньги (помимо обязательных): санаторно-курортное лечение, дополнительные СИЗ, организация оздоровительных процедур и мероприятий, организация комнат отдыха, спортзалов, санитарно-бытовое обслуживание, дополнительное обучение (типа OHSAS), организация мероприятий по охране труда, праздников, конкурсов и т. д.

Когда речь заходит о дополнительных мероприятиях по охране труда, часто их ассоциируют с необязательными и (или) не особо важными инструментами.

Если же мы обратимся к международному опыту, то увидим, что для иностранных компаний вопрос добровольной сертификации по ISO 45001 стоит на одном из приоритетных мест. На подобные цели компании активно выделяют большие средства. Именно сертификация позволяет взглянуть на бизнес-процессы под другим углом, вскрывая недоработки компании, и улучшить благодаря этому результаты в области охраны труда. Кроме того, данный инструмент повышает репутацию компании на международном рынке и способствует развитию культуры безопасности, в целом.

Пример:

В международной нефтяной компании произошел ряд несчастных случаев с повреждением органов зрения. Происшествия были зафиксированы не только среди работающего на производстве персонала, но и у сотрудников, которые использовали территорию предприятия в качестве прохода в офис. После установления факта массового травмирования компания приняла экстренное решение обеспечить защитными очками (в том числе с корригирующими диоптриями) 100 % персонала компании (60 000 человек) и все подрядные организации. Результат по обеспечению работников заложили в KPI финансового директора, директора по пожарной безопасности и охране труда, директора по МТС, главных инженеров и всех других линейных руководителей. На конец следующего отчетного периода не было зафиксировано ни одного случая травматизма органов зрения ни среди работников компании, ни среди сотрудников компаний-подрядчиков.

Источник: Журнал “Охрана труда и пожарная безопасность” N 11 (71) ноябрь 2020

Читайте также: