Может ли психолог помочь определиться с профессией

Обновлено: 28.05.2024

Подумываешь учиться на психолога? А придумала, каким именно психологом ты хочешь быть? Определиться поможет наша статья. Рассказываем, какие бывают профессии в психологии.

Обычно психологами называют людей, которые оказывают помощь и поддержку людям с психологическими трудностями, но это узкое понимание. Психолог — это специалист, который изучает явления психики в научных целях или для оказания профессиональной помощи. Да, тем самым, у которых психологические трудности 🙃

Сейчас популярность профессии интенсивно растет, и психологи требуются в самых разных сферах. Особенно в сфере детской психологии — у современных родителей есть тенденция к осознанному воспитанию, и им нужны как полезные знания, так и профессиональные консультации.

В чем разница между психологом, психиатром и психотерапевтом

Психолог — это специалист с высшим психологическим образованием, который занимается консультативной или научной деятельностью. Его специализация — психика. Психолог не врач, медицинского образования у него нет.

Психиатр — специалист с высшим медицинским образованием, который занимается диагностикой, профилактикой и лечением психических болезней, опираясь на физиологию. Психиатр — это врач, который может поставить диагноз и назначить медикаментозное лечение.

С профессией психотерапевта в России на сегодняшний день существует путаница. Ты можешь услышать о психотерапевтах как о врачах, которые совмещают медикаментозную и вербальную терапию (то есть в процессе общения), и это специалисты с высшим медицинским образованием.

Но психотерапевтами также называют специалистов с высшим психологическим, или педагогическим, или медицинским образованием, которые прошли подготовку в каком-либо психотерапевтическом подходе (гештальт, психоаналитическая терапия, экзистенциальная терапия, личностно-центрированная терапия, КПТ и так далее). Такая подготовка не подразумевает медикаментозного лечения, она позволяет оказывать профессиональную психологическую помощь (чаще всего это вербальная терапия) людям в сложных жизненных ситуациях.

Чем занимается психолог

Наука. Психолог-ученый занимается исследованиями различных явлений психики, пишет научные работы, выступает на конференциях, преподает в университетах.

Консультативная деятельность. Психолог-консультант оказывает консультативные услуги по определенным запросам. Чаще всего это одна или несколько консультаций по волнующей клиента теме. Работают как в индивидуальном, так и в групповом формате. Также психологи-консультанты работают на горячих линиях поддержки, оказывают помощь на телефонах доверия.

Психотерапия. Специалист, имеющий высшее психологическое, медицинское или педагогическое образование, который прошел подготовку в каком-либо психотерапевтическом подходе (гештальт, психоаналитическая терапия, экзистенциальная терапия, личностно-центрированная терапия, КПТ и так далее). Оказывают услугу, которая часто также называется личная терапия, длительная терапия, глубинная терапия.

Иногда психотерапевты работают в формате краткосрочной терапии. Но чаще всего это именно те специалисты, к которым люди ходят регулярно в течение долгого периода времени. Психотерапия — это долгосрочный процесс непрерывной психологической помощи и поддержки. Бывает индивидуальная, парная, семейная и групповая психотерапия.

Психодиагностика. Психолог, который владеет различными методами психодиагностики (тесты, проективные методики и пр.), делает заключения на основании проведенной психодиагностики.

Здесь отдельно можно выделить полиграфолога — это психолог, который специально обучен тестировать людей на полиграфе (то есть на детекторе лжи) и делать заключения. Кстати, хорошие полиграфологи очень востребованы на рынке труда.

Профориентация. Психолог, который владеет методами определения склонностей к той или иной профессии и консультирует с целью помочь найти наиболее подходящую работу. Чаще всего работают с подростками, но сегодня распространена профориентация и для взрослых.

Преподавание. Школьный психолог ведет уроки психологии для школьников, а также организует систему психологической помощи ученикам школы и их родителям. Часто в том числе занимается профориентацией и помогает старшим школьникам определиться с выбором будущей профессии для поступления в нужный вуз.

Детская психология. Психолог, который специализируется на помощи детям или подросткам (детский психолог). Часто можно встретить детских клинических психологов, которые работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Клиническая психология. Специалист, имеющий квалификацию клинического психолога, который занимается психикой не только в рамках нормы, но также работает с патологиями психики, психическими заболеваниями. Обычно трудится в команде с врачами-психиатрами, невропатологами и наркологами в клиниках, больницах, реабилитационных центрах, а также социальных учреждениях и центрах психологической помощи детям и взрослым.

Среди клинических психологов также можно выделить патопсихологов (занимаются патопсихологической диагностикой, которая дополняет медицинскую диагностику людей с ментальными заболеваниями), нейропсихологов (занимаются нейродиагностикой, нейрокоррекцией и нейрореабилитацией), психологов здоровья (занимаются изучением влияния психологических факторов на здоровье человека, работают над улучшением взаимодействия врача и пациента, ведут просветительскую работу), онкопсихологов (работают с онкобольными людьми и их близкими), геронтопсихологов (работают с пожилыми людьми и возрастными изменениями психики).

Управление персоналом (организационная психология). В департаментах управления персоналом психологи могут заниматься разными направлениями: подбор персонала; психодиагностика и оценка на профпригодность; оценка персонала по различным параметрам; обучение и тренинги.

Коучинг. Психолог, который помогает людям достигать определенных целей. Чаще всего встречаются бизнес-коучи: они владеют инструментами мотивации и обучают им своих клиентов, ведут их до определенных результатов.

Судебная экспертиза. Судебный эксперт-психолог — психолог, который прошел соответствующую подготовку (чаще всего, в клинической и юридической психологии) и участвует в судебно-психологической экспертизе, помогает в процессе судопроизводства (оценка вменяемости, психологического ущерба потерпевшим и др.).

Экстремальная психология. Психолог с подготовкой в экстремальной психологии оказывает помощь людям в чрезвычайных ситуациях (стихийные бедствия, теракты, аварии и пр.). Психологи МЧС — это как раз экстремальные психологи.

Часто психолог задействован сразу в нескольких сферах одновременно. Реже — работает узким и редким специалистом (например, полиграфологом).

Где учиться на психолога

Базовое психологическое образование можно получить:

на психологических факультетах вузов (МГУ, ВШЭ, СПбГУ и др.).

в психологических и педагогических вузах (МГППУ, МИП и др.)

на кафедрах психологии в медицинских вузах (Первый МГМУ им. Сеченова и др.).

В зависимости от выбранной специализации также необходимо будет получать дополнительное образование. Часто это можно сделать на базе вуза, но есть еще узкоспециализированные центры с программами для повышения квалификации или переподготовки психологов.

Личный опыт

Ульяна Скорнякова, клинический психолог, психотерапевт

Психология — моя вторая профессия. По первому образованию я журналист, но как только окончила факультет журналистики МГУ, сразу пошла учиться на психолога, так как эта сфера была интересна мне с детства: всегда нравилось искать причинно-следственные связи между личностями людей и их поступками, а также искать разные способы поддержать людей в трудную минуту. Теперь у меня две равноценные профессии, в которых я развиваюсь: редактор-копирайтер и профессиональный психолог. И они закрывают сразу две мои страсти: работа с текстами и глубинная работа с людьми.

Базовое психологическое образование я получила в Московском Институте Психоанализа (МИП), затем дополнительно обучалась арт-терапии, экспрессивной терапии искусствами (в т. ч. у преподавателей из США), коучингу, клинической психологии, канистерапии (это терапия с применением собак-терапевтов). Сейчас обучаюсь в Лиссабоне на магистерской программе по психологии межкультурных коммуникаций, а также параллельно изучаю юнгианскую аналитическую терапию на российской программе.

Практически с первого дня обучения в вузе я старалась искать себе подработки, связанные с психологией: участвовала в психологических проектах (например, помогала проводить тестирования), вела групповые занятия, проводила арт-терапию. У меня есть опыт работы и в психиатрической клинике, и в государственном центре психологической помощи, и все это было невероятно интересно и важно.

Но меня всегда привлекала перспектива заниматься частной практикой и работать психотерапевтом, причем именно со взрослыми людьми. Мне искренне нравится изучать вместе с человеком неизвестную вселенную, которая скрыта в нем, вместе с ним проживать то, что не было прожито, а также поддерживать человека на пути к самому себе и гармонии в жизни.

Для частной практики сначала я снимала кабинет в почасовую аренду, затем обзавелась собственным психологическим кабинетом, где несколько дней в неделю принимала клиентов. Сложнее всего было наработать репутацию, чтобы клиенты стали приходить по рекомендации: на это ушел не один год.

В какой-то момент я решила, что хочу продолжить обучение за границей, поступила на программу магистратуры (с обучением на английском языке) и переехала жить в Португалию. Всю свою психотерапевтическую деятельность я перенесла в онлайн и продолжаю успешно работать.

Карьерные перспективы психологов в России и за рубежом

Перспективы у психологов в России довольно интересные: можно построить карьеру в государственном учреждении, некоммерческой организации, в компании или выстроить частную практику. Все зависит от того, какое направление психологии наиболее интересно. Но нужно быть готовым к тому, что придется действительно много учиться, постоянно повышать квалификацию и расширять профессиональные компетенции (что, в общем, справедливо для любой профессии).

Что касается перспектив за рубежом, то для работы в других странах крайне желательно учиться психологии непосредственно в этих странах, так как подтвердить российские дипломы бывает крайне трудно. Кроме того, в большинстве западных стран психология — это лицензируемая деятельность (в России — нет), и заполучить эту лицензию весьма непросто.

Зато за рубежом гораздо больше перспектив идти именно в науку: в Европе и США образование психологов построено на изучении исследований и проведении исследований, стимулировании научной деятельности студентов. Престижно получить степень PhD в психологии, преподавать в вузах и заниматься научными исследовании, эта работа хорошо оплачивается. Если хочется заниматься именно наукой, лучше рассмотреть варианты обучения за рубежом.

Работа не волк. Почему подростки равнодушны к выбору будущего?

Причина первая. Люди вокруг не любят свою работу

На вопрос, что включает в себя профессия, школьники отвечают: любой человек стремится максимально реализовать себя, получать от своей профессии и удовольствие, и хорошие деньги. Однако, оглядываясь на окружающих, ребенок видит совершенно противоположную картину.

Причина вторая. Страх перед взрослой жизнью

Все дети хотят как можно быстрее повзрослеть. Зачастую страх перед неизвестностью оказывается гораздо сильнее. Непонятно, в каком направлении двигаться, и нужен ли он этому миру вообще. Ситуация обостряется, если подросток еще не понял, какая профессия ему интересна.

Причина третья. Непонимание, как и из чего выбирать

Причина четвертая. Боязнь поступления

Причина пятая. Нет желания и мотивации действовать

Во многих школах нет грамотной профориентации, которая помогла бы подростку определиться. Бывает, приходят студенты психолого-педагогических университетов, проводят тестирования, связанные с профориентацией, но результаты тестов дети никогда не увидят. Это тоже негативно сказывается на их мотивации. В итоге ребята так и остаются в недоумении, что же делать дальше.

Профориентация VS самоопределение

Эти понятия неотделимы. Самоопределение всегда направлено внутрь личности, здесь главную роль играют способности и стремления человека. Его можно охарактеризовать как план на 5-10 лет.

Профориентация — когда человек внимательно наблюдает за внешним миром и опытом других людей, после чего делает свой выбор.

1. Родители

Родственники часто навязывают детям собственное видение их будущего. Особенно это касается родителей, желающих, чтобы подросток достиг вершин, которые оказались им не по силам. Авторитетное мнение взрослого подавляет ребенка, и профориентация завершается его пассивным согласием.

2. Учителя

Случайно брошенная учителем фраза о том, что кто-то из ребят хорошо пишет сочинения, порой превращается в настойчивый совет: ему следует стать журналистом. Если подросток доверяет мнению педагога, то при выборе профессии оно может стать для него определяющим. При этом ребенок проигнорирует тот факт, что в мире на самом деле куда больше направлений, и, возможно, ему было бы интереснее заниматься чем-то другим.

3. Друзья

4. Кино/соцсети

Киноиндустрия формирует определенные образы и людей, и профобластей. Например, профессия адвоката в последнее время очень популярна. На экране ребята видят успешного, богатого и красиво одетого человека. Кажется, что его дело — красноречиво выступать в суде. Но кропотливая работа с документами, постоянная напряженность и жесткая конкуренция, как правило, остаются за кадром. Поступив на юридический, молодой специалист неожиданно сталкивается с рутинными задачами, сложностями и, разочаровавшись, уходит.

5. Установки окружающего мира

Блогерство и желание быть всегда актуальным также оказывают сильное влияние на подростка, сужая его представление о существующих профессиях.

За ними кроется огромное количество критериев. Их нужно разбирать с помощью уточняющих вопросов.

Слова взрослых, на которые необходимо наложить табу:

когда я был в твоем возрасте;

Не всегда дети нуждаются в экспертном мнении старших. Позиция взрослого должна исключать универсальные ответы. Профориентация и самоопределение — нелинейные процессы, в них нет четкого алгоритма действий. Ведь каждый новый опыт корректирует наши пожелания относительно профессии. Это нужно учитывать.

Как заинтересовать ребенка выбором будущего

Подумайте вместе, зачем вообще человеку требуется профессия. Рассмотрите на примерах, что включает в себя та или иная деятельность, созвучна ли она с желаниями и способностями ребенка.

Решает — подросток, взрослый — лишь помогает.

10 целей — 10 шагов. Попросите ребенка написать 10 целей, которые ему хотелось бы достичь к 25-ти годам. После он должен описать 10 шагов, способных помочь ему в их достижении. Важно регулярно формировать у подростка причинно-следственную связь: любое действие, направленное на достижение цели, будет иметь эффект.

Читайте, смотрите, пробуйте. В интернете есть информация обо всех компетенциях, анализируя ее, проще сделать правильный выбор. Можно устроить соревнования: кто соберет сведения о большем количестве профессий. Увлеченно обсуждая их, дети с удовольствием включатся в профориентационные мероприятия.

Сужаем круг. Как уже говорилось, изменения мира сказываются на всех профессиональных направлениях. Можно выделить восемь сфер деятельности: техника и устройства, творчество, общение и взаимодействие, сервис и помощь, управление и организация, информация, природа, спорт и туризм. Важно донести до подростка: все профессии сочетают в себе сразу несколько типов деятельности и требуют различных навыков.

То же самое касается и спикеров, которых приглашают школы в рамках профориентации. Обаятельный представитель профессии так красиво и емко может рассказать о своей работе, что дети с готовностью пойдут по его стопам. Но ведь понравился им конкретный обаятельный человек, а о самой профессии, ее подводных камнях они мало что знают. В результате сделанный выбор может обернуться разочарованием.

Фото: Pexels

Профессиональная ориентация дает возможность ответить на один из важных жизненных вопросов — в каком карьерном направлении развиваться. Чаще всего им задаются старшеклассники, и хотя выбор профессий на современном рынке труда широчайший, куда идти учиться после школы, подростки часто не представляют.

По данным международного проекта по оценке образовательных достижений учащихся PISA, более полумиллиона молодых людей в возрасте 15 лет из 79 стран выражают интерес к ограниченному количеству профессий. Треть из них хотят работать всего по десяти традиционным специальностям, среди которых врач, учитель, инженер, ученый, менеджер.

В каком возрасте стоит определиться с профессией

Чаще всего выбор профессии происходит в спешке, в 10 или 11 классе. Выпускники попадают под жесткий пресс: общество и родители требуют от ребенка как можно скорее определиться с будущим, выбрать вуз, начать готовиться к экзаменам. Отсюда и скорый выбор, который может стать ошибочным.

Фото:Pixabay

Однако в мае 2021 года в России был принят закон, по которому в университетах и колледжах теперь можно получить сразу несколько квалификаций. Студенты сначала учатся два года, получают общие знания по предмету, и только потом должны выбрать узкое направление и начать углубленно его изучать. Причем во время обучения будущий специалист сможет набрать себе дополнительные предметы, собрать собственный конструктор из знаний и навыков. Предполагается, что так вузы смогут предлагать рынку труда актуальных специалистов, в которых он действительно нуждается.

Тесты на профориентацию

Самый простой, удобный и быстрый способ понять, в каком направлении двигаться — это онлайн-тесты. Их много, они доступны, пройти исследования можно прямо из дома в любой момент. Тесты определяют темперамент, особенности мышления, склонности и профессиональные интересы. Правда, такие домашние опросники не вполне надежны, а в случаях с детьми и вовсе врут. У ребенка часто меняются вкусы и интересы, что не может не отразиться на его ответах.

  • Тест на профориентацию Холланда. Он популярен во всем мире. Из 43 пар профессий вы последовательно выбираете понравившуюся или хотя бы менее раздражающую. В результате получаете один из шести типов личности, под который можете подобрать специальность. Подходит для школьников, выпускников и взрослых. Основной недостаток — тест не учитывает современные профессии.
  • Дифференциально-диагностический опросник психолога Евгения Климова. Один из самых известных и распространенных профориентационных тестов в России и странах СНГ. Испытуемому предлагается 20 альтернативных высказываний. Каждое ближе к какой-то определенной профессии. После окончательного выбора выявляется профессиональная ориентация человека.
  • Карта интересов Голомштока. Простая, быстрая и достаточно авторитетная методика используется при работе со школьниками и взрослыми. Она состоит из 174 вопросов и 29 направлений профессиональной деятельности, которые карта ранжирует по степени выраженности.

Даже если тест поможет с выбором профессии, он не даст никакого понимания, как и где этому научиться. На все дальнейшие вопросы — об актуальности выбранной работы, ее интересности, ценности, зарплаты, о выборе учебного заведения — предстоит искать ответы самому человеку.

Фото:David Ramos / Getty Images

Как помочь ребенку выбрать профессию

Профориентация для взрослых

А что делать, если, отучившись в техникуме или вузе и начав работать по специальности, человек понял, что совершил ошибку? В каком возрасте не поздно переучиться?

Профориентологи считают, что в любом. Известный советский и российский профориентолог Евгений Климов считал, что человек обязательно должен иметь хобби. В какой-то момент оно может стать делом жизни. В 40 с лишним лет уйти с работы, которая приносит доход, непросто, даже если она нелюбимая. Найти себя, переучиться, отыскать новое место тоже тяжело. Хобби или деятельность, которой можно заниматься на досуге, может обеспечить плавный переход.

Фото:De_MAN / Shutterstock

Профориентация по-новому

В России о профориентации как о научном направлении заговорили в 1970-х годах. В индустриальном обществе и экономике она была необходима. Исследователи пытались придумать, как на определенные рабочие места найти подходящих людей. Тогда и родилась идея: узнаем сильные и слабые стороны человека, выясняем, что он знает и умеет, что у него хорошо получается — и предлагаем ему приемлемые специальности. И долгое время это работало. Однако с тех пор прошло почти полвека. Уже нет той страны, изменился рынок труда и экономика. Профориентация не могла остаться прежней. Карьеру больше не выбирают, а конструируют.

Екатерина Павленко, младший научный сотрудник Центра социологии культуры Института образования НИУ ВШЭ:

Профессии будущего

Фото:РБК Тренды

Сегодня на зарубежном рынке труда профессии, связанные с информационными технологиями и разработкой, еще более желанны, чем в России. В рейтинге социальной сети для поиска деловых контактов LinkedIn (на территории РФ сайт заблокирован Роскомнадзором с 4 августа 2016 года), среди 15 наиболее перспективных профессий 2020 года 12 позиций занимают эти направления. Список возглавляет специалист по искусственному интеллекту, дальше почти без отрыва идут инженер-робототехник, аналитик данных, full-stack разработчик, инженер-программист, специалист по компьютерным приложениям, дата-инженер, специалист по кибербезопасности, back-end разработчик, специалист по облачным технологиям, JavaScript-разработчик.

Фото:Unsplash

Однако это не значит, что так будет всегда. Компьютерные системы становятся все сложнее. Возможно, что такого количества разработчиков просто не понадобится, когда все нужное уже будет придумано.

Кирилл Кузнецов:

Никто не знает наверняка, каким будет мир через 15 лет. Мы можем угадать или нет с нашими предположениями. Однако дать ребенку не рыбу, но удочку и самому следить за трендами — вполне в нашей власти.


Пожалуй, один из самых сложных выборов в жизни. Кем быть? Куда пойти учиться? Какая профессия лучше для ребенка? Пусть делает, что хочет или родитель должен настаивать на правильном выборе? Рассказывает профессионал.


Автор и ведущая онлайн-тренингов Дария Шевченко - профессиональный тренер, работающий с детьми и подростками уже более 15 лет. Автор программы личностного развития "Лидерство - залог успеха", рекомендованной Министерством образования и науки Украины.

1. Мы постоянно сталкиваемся с растерянностью подростков перед лицом будущего. Им бы разобраться, кто они вообще, а тут надо выбирать "дело всей жизни". Как помочь им определиться, не вводя в перманентный стресс?

2. Когда вообще стоит задумываться о выборе?

В идеале пройти профориентацию 2 раза. Первый в возрасте 10-12 лет, чтобы определить направления, в которых лучше развивать ребенка и начинать поиск своей профессии, а в 15-16 лет пройти профориентацию второй раз, чтобы помочь с окончательным выбором будущей профессии и корректировкой курса.

3. Самый ранний возраст, который вы консультировали?

Обычно, я беру детей на профориентацию начиная с 10 лет. Это тот возраст, когда уже можно увидеть природные склонности и способности ребенка и основываясь на них, подобрать дополнительные занятия, которые помогу развивать ребенка. Дети смогут многое попробовать и к момент старшего подросткового возраста уже сделать осознанный выбор своей будущей профессии.

4. Как не допустить внутренней цензуры у ребенка (когда он знает, что хочет мама и о чем мечтает папа, что круто и денежно, и корректирует свои "хочу" под них)?

Все дети разные. Одни будут зависеть от мнения окружающих, другие будут настаивать и выбирать лишь то, что хотят лишь они. Я рекомендую объяснить ребенку, что он может сам выбирать свою будущую профессию, но они (родители) всегда рядом и, если ему понадобится помощь или совет – они готовы помочь.

Также я обратила внимание, что последние 5-6 лет родители довольно редко настаивают на своем выборе, так как мир стремительно меняется и большинство профессий, которые были престижными и гарантировали благополучие, сейчас не гарантируют его. Например, профессии юриста, финансиста, банковского работника. В будущем, не столь важна будет профессия, сколько личностные качества человека, его внутренний стержень и способность быстро адаптироваться. По этому, не проблема, если подросток выбрал не ту профессию, он всегда может ее сменить, проблема в том, что у него может не хватить достаточно мотивации или нужных личностных качеств для этого (например, ответственности). Родители подростков, которым предстоит выбрать профессию, сейчас это очень хорошо понимают.


5. Почему не стоит (или стоит) выбирать профессию в 13-15 лет, ориентируясь на внешние показатели?

Профессию стоит выбирать как можно раньше, как только ребенок будет достаточно хорошо понимать, человек какой профессии чем занимается. Как я писала выше, очень большой перечень профессий, которые в прошлом считались престижными, потеряли свою привлекательность. В любом случае, лучше ориентироваться на то, чем хочет заниматься ребенок, чем он горит. Если у ребенка нет таких сфер или он не может определиться, то ему поможет профессиональный тест.

6. Возможно ли достичь гармонии в выборе: выбрав то, что по душе, но при этом учитывая востребованность на рынке труда в будущем? каков алгоритм?

К сожалению, нельзя предугадать какие профессии будут актуальны в будущем. Всегда актуальны рабочие и технические специальности, профессии врача, учителя. Но не всегда это означает, что такие специалисты хорошо зарабатывают.

Профессии, связанные с финансовым сектором (например, менеджер, экономист, бухгалтер), очень зависят от экономической ситуации. Если идет продолжительный экономический рост, такие профессии очень востребованы. Но в период кризиса и когда экономика не растет, их востребованность резко падает. Поэтому не столь важно обладание престижным дипломом, сколько желание человека хорошо делать свою работу.

Такие специалисты всегда в цене, так как люди и компании-работодатели ищут для себя хороших врачей, хороших сантехников, хороших компьютерщиков, который могут качественно удовлетворить их потребности.

Поэтому желательно выбирать то, что по душе, но и при этом ответственно относиться к своему выбору. Необходимо заниматься самообразованием, искать возможности для получения профессионального опыта, улучшения качества своей работы.

7. Нужно ли учиться для корочки?

Учиться нужно для получения знаний и навыков, которые необходимы в данной профессии. Во многих случаях, наличие дипломов или сертификатов, будет иметь большое значение при устройстве на работу. Но в первую очередь, работодателей, или ваших клиентов (если у вас свой бизнес), интересует другое: можете ли вы делать необходимую для них работу и устраивает ли их соотношение цена/качество вашей работы. При этом вас сравнивают с другими кандидатами и если вы явно выделяетесь в лучшую сторону, то вы всегда сможете иметь работу и заработок.

Многие люди не готовы вкладывать усилия, чтобы повышать свои профессиональные качества, поэтому если вы постоянно повышаете свой уровень (в том числе и путем самообразования), то раньше или позже вы станете востребованным профессионалом.


8. Что вы посоветуете тем детям и их родителям, у которых ЗНО на носу, но они еще не определились с профессией. Что можно сделать прямо сейчас?

Прямо сейчас нужно обратиться к специалисту, который занимается профориентацией. Это поможет перечень профессий, которые стоит рассматривать в первую очередь. Это очень большая помощь и решает многие вопросы.

9. Обязательно ли проф деятельность должна радовать душу?

Если работа не приносит удовольствия, она, скорее всего, будет выполняться кое-как. Безусловно, нужно выбирать профессию, которая будет радовать душу.

Читайте также: