Может ли ип платить себе зарплату

Обновлено: 18.05.2024

Когда индивидуальный предприниматель нанимает одного или нескольких работников, он получает те же обязанности, что и организации-работодатели. Рассмотрим, какие виды платежей нужно будет вносить за сотрудника и в какие сроки.

Обязанности работодателя

Для оформления наемного работника предпринимателю нужно:

  • Заключить трудовой договор, согласно которому выплачивать зарплату не меньше чем дважды в месяц. Размер оплаты труда должен соответствовать установленному МРОТ.
  • Встать на учет в ФСС как работодатель – прийти с документами не позже чем через 30 дней после подписания первого трудового договора. В пенсионный фонд сведения о работодателе поступят автоматически.
  • Перечислять налог с зарплаты сотрудника и делать взносы на такие виды страхования: пенсионное, медицинское, при временной нетрудоспособности, несчастных случаях на производстве.

После выплат в установленные сроки предприниматель должен сдавать соответствующие отчеты.

Подоходный налог за работников

Налог с доходов физических лиц государство взимает с зарплаты каждого сотрудника. В итоге человек получает деньги за минусом этого платежа. Ставка налога составляет 13%. НДФЛ удерживают из последней части ежемесячной зарплаты.

Пример расчета НДФЛ

У ИП есть менеджер с зарплатой в 30000 руб. Согласно договору, аванс выплачивается 5 числа, а вторая часть заработной платы – 25 числа. По итогам месяца работнику была начислена премия в размере 6 000 рублей.

Работодатель должен перечислить менеджеру 5 числа первую часть зарплаты – 15000 рублей, а 25 числа остальную часть минус подоходный налог:
(15000 + 6000) – 13% × (30000 + 6000) =16320 рублей.

НДФЛ 4680 рублей работодателю нужно будет перевести на счет налоговой в день выплаты заработной платы работнику или в следующий за ним.

Страховые взносы за работников

Эти платежи оплачивает предприниматель за свой счет, удерживать их из зарплаты работника запрещено.

В 2021 году ИП и компании должны были перечислять в ФНС за сотрудника:

  • на пенсионное страхование – ставка 22%;
  • на медицинское страхование – ставка 5,1%;
  • на социальное страхование – ставка 2,9%.

В Фонд социального страхования необходимо переводить оплату на страхование от несчастных случаев – ставка 0,2-8,5%. Размер зависит от класса опасности труда, определяется по главному коду ОКВЭД предпринимателя. Срок отправки страховых взносов – до 15 числа каждого месяца, следующего за месяцем начисления.

В сумме минимальный размер всех страховых взносов составлял 30,2% от величины зарплаты работника.

Согласно Статье 6 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ, представители малого и среднего бизнеса перечисляют взносы на сотрудников, чья заработная плата выше МРОТ (на 2021 год 12 792 рубля), по следующим ставкам:

  • на пенсионное страхование – ставка 10%;
  • на медицинское страхование – ставка 5%;
  • на социальное страхование – ставка 0%.

В 2021 году субъекты малого бизнеса должны будут ежемесячно делить зарплату сотрудников на две части – МРОТ и сумму его превышения. После этого к каждой сумме применять свой расчет тарифа: к первой — общий, а ко второй — пониженный.

Льготы для ИП в сфере ИТ

Предприниматели, которые ведут свою деятельность в отрасли современных технологий, получили с 2021 года сниженные ставки по тарифам (закон № 265-ФЗ):

  • пенсионное страхование – 6%;
  • медицинское страхование – 0,1%;
  • социальное страхование – 1,5%;

Для того чтобы получить право применения льготных ставок, работодатель должен:

  • вести основную деятельность в отрасли информационных технологий – разрабатывать и сопровождать свои компьютерные продукты;
  • изготавливать электронику и нужные для нее компоненты.

Подробные условия для применения сниженных тарифов мы описывали в статье.


Внимание! Для того, чтобы воспользоваться пониженной ставкой, необходимо подходить под критерии малого и среднего предприятия

Амелина Татьяна Владимировна, генеральный директор компании

Критерии МСП

Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ)

  • 15 человек – для микропредприятий;
  • 16–100 человек – для малых предприятий;
  • 101–250 человек – для средних предприятий

Доходы за год по правилам налогового учета не должны превышать (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, постановление Правительства от 04.04.2016 № 265):

  • 120 млн руб. – для микропредприятий;
  • 800 млн руб. – для малых предприятий;
  • 2 млрд руб. – для средних предприятий

Пример расчета страховых взносов по пониженной ставке

Если взять все данные из предыдущего примера (оклад + премия работника = 36000 рублей) и учитывать, что согласно ОКВЭД класс профессионального риска менеджера соответствует значению тарифа 0,2%, то:

  • пенсионное страхование = 36000 × 10% = 3600 рублей.
  • медицинское страхование = 36000 × 5% = 1800 рублей
  • социальное страхование = 0 рублей.
  • страхование от несчастных случаев = 36000 × 0,2% = 72 рубля.

Суммарно индивидуальный предприниматель должен будет оплатить в ИФНС 5400 рублей, а в ФСС – 72 рубля.

Отчеты за своих работников

Кроме своевременной оплаты всех взносов, предприниматель обязан сдавать отчеты об этом:

Отчет Даты сдачи
6-НДФЛ в ИФНС ежеквартально до 30 апреля, 2 августа, 1 ноября и общий годовой отчет до 1 марта
2-НДФЛ в ИФНС (в качестве приложения к 6-НДФЛ) ежегодно до 2 марта
4-ФСС в ФСС в бумажном виде до 20 числа апреля, июля, октября и января
4-ФСС в ФСС в электронном варианте до 25 числа апреля, июля, октября и января
по страховым взносам и среднесписочной численности сотрудников в ИФНС до 30 числа в апреле, июле, октябре и январе
данные о среднесписочной численности сотрудников (в составе расчета по страховым взносам) ежегодно до 20 января

Предприниматель обязан сдавать все перечисленные отчеты, даже если у него будет 1 наемный работник.

Сотрудники на других условиях

В некоторых случаях для ИП удобнее и дешевле пользоваться работой специалистов без найма в штат. Подробнее о таких ситуациях:

Физическое лицо по гражданско-правовому договору. Работодателю придется рассчитывать и выплачивать в бюджет почти столько же, как и за обычного сотрудника. Необходимо перечислить НДФЛ, медицинское и пенсионное страхование.

Индивидуальный предприниматель или самозанятый. Этот специалист обязан сам выплачивать налоги за себя, нужно будет только оплатить вознаграждение за работу согласно договору.

Второй вариант явно выгоднее для ИП-работодателя. Но он грозит большими штрафами и доначислением от контролирующих органов неоплаченных сумм налогов.

Максимальные размеры начислений за сотрудников ИП

Ставки по социальным и пенсионным взносам могут меняться для работодателей, которые хорошо оплачивают труд своих подчиненных. Существуют максимальные суммы доходов работников, при которых изменяются тарифы:

пенсионные взносы до конца года составят всего 10%, если работник получает от 1 465 000 рублей за год;

взносы на социальное страхование не начисляются, если годовая сумма дохода работника больше 966 000 рублей..

Каждый год размеры этих ставок пересматриваются.

Как ИП экономить на взносах?

За счет суммы страховых взносов уменьшить налоги при определенных системах налогообложения:

Альтернативой является вынос некоторых задач компании на аутсорсинг.

Аутсорсинг бухгалтерии - это колоссальная экономия ср-в на штате бухгалтеров. Если вы хотите оптимизировать свои расходы, наша компания возьмет все заботы о вашем учете и отчетности в ФНС на себя. Подробнее о наших услугах по ссылке

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Деятельность ИП и ЮЛ существенно отличается. Отличия затрагивают и распоряжение финансами. ЮЛ обязано открыть р/с для ведения бизнеса. ИП же открывать счет не обязан. То есть он не должен уведомлять налоговую об открытии счета. В законах нет никаких запретов касательно использования ИП личных средств в рамках коммерческой работы. Следовательно, личные деньги ИП могут быть задействованы в бизнесе. Но что будет с налогами в этом случае? Рассмотрим в этой статье.

Особенности распоряжения средствами на р/с

ИП для осуществления предпринимательской деятельности может открыть р/с. Из статьи 128 и пункта 2 статьи 130 ГК РФ можно сделать вывод о том, что деньги предпринимателя – это его имущество. В постановлении Конституционного суда №20-П от 17 декабря 1996 года указано, что имущество может использоваться ИП не только в целях бизнеса, но и в личных целях. То есть отсутствует разграничение личного и предпринимательского имущества. Следовательно, даже если ИП открыл р/с, он может использовать деньги в личных целях.

Вопрос: Организация получила заем от физического лица, в договоре указаны его данные. Может ли организация вернуть полученную сумму займа на расчетный счет этого физического лица, но открытого ему как индивидуальному предпринимателю?
Посмотреть ответ

Лицо может распоряжаться финансами по собственному усмотрению. С деньгами могут совершаться любые действия, если они не запрещены законом и не нарушают прав третьих лиц. Основание – пункт 2 статьи 209 ГК РФ. То есть допускается снятие денег с р/с в личных целях, перевод финансов на личный счет. Рассмотренная позиция подтверждается письмом Минфина №03-11-11/24221 от 2 августа 2012 года. Аналогичное мнение изложено в письме ЦБ №29-1-2/5603.

Но нужно обратить внимание на один момент. В нормативных актах говорится об использовании денег, которые остались на р/с после выплаты налогов. Указание на это содержится в письме Минфина №03-04-05/39905 от 11 августа 2014 года. Но это не значит, что до перечисления налогов нельзя использовать финансы в личных целях. Подобного ограничения нет в нормативных актах.

В пункте 1 статьи 845 ГК РФ указано, что банк должен исполнять распоряжение лица о выдаче денег с р/с. Банковское учреждение не в праве вводить ограничение по использованию счета.

Но предприниматель должен учитывать необходимость уплаты налогов. Если денег для уплаты не будет в положенный срок, предприниматель привлекается к ответственности. Основание для наложения наказания – статья 122 НК РФ. То есть ИП привлекается к ответственности именно за неуплату налогов, а вовсе не за использование денег в личных целях. Следовательно, предприниматель может использовать средства в личных целях практически без ограничений. Главное — уплачивать налог своевременно.

Вопрос: Если ИП (плательщик НПД), занимающийся репетиторством, получит плату от родителей на личную карту предпринимателя, приведет ли получение денег предпринимателем к утрате права на применение налога на профессиональный доход?
Посмотреть ответ

Особенности использование р/с в качестве личного счета

Следует различать налоговое и банковское законодательство. В налоговом законе практически нет разграничения на личные и предпринимательские счета ИП. Законодательство не отражает различные нюансы. Но есть банковское законодательство. В нем как раз есть и разграничения, и нюансы.

Так следует изучить главу 2 Инструкции ЦБ №153-И от 30 мая 2014 года. В ней содержатся эти правила:

  • Счета открываются ФЛ для действий, не связанных с бизнесом (пункт 2.2).
  • Р/с открываются ИП для действий, нужных для осуществления предпринимательской работы (пункт 2.3).

Риски

Смешивание предпринимательских и личных денег чревато многочисленными рисками. Дело в том, что все поступления на р/с могут быть признаны доходом, облагаемым налогом. В этом случае производится доначисление налогов. Попутно начисляются также пени, штрафы.

И под этим риском есть основания. Средства, поступающие на р/с, не считаются доходом. Они не соответствуют критериям, оговоренным в статье 41 НК РФ. То есть для признания денег налогооблагаемым доходом просто нет оснований. Но нужно учитывать, что пополнение р/с автоматически не обозначает, что вносимые средства будут признаваться личными.

Рассмотрим все риски использования личного счета в коммерческих целях:

Предприниматель практически неограничен в использовании личных средств. Однако применение личного счета сопровождается многочисленными рисками.

Судебная практика по налогообложению личных средств ИП

Налогообложение личных средств ИП – вопрос, который пока не полностью урегулирован законами. А потому стоит ориентироваться на судебную практику.

ИП в Волгоградской области доначислили налог по УСН на деньги, помещенные на р/с его женой. Но предприниматель начал оспаривать это решение. Судебные органы 3 инстанций пришли к выводу о необоснованности решения налоговой. Аргументация судов:

  • Налоговая ничего не сделала для выяснения причин расхождения дохода по р/с и данных из книги доходов.
  • ИП не был вызван в налоговую для дачи показаний.
  • Не было предоставлено доказательств того, что деньги, поступившие на р/с, можно считать выручкой.
  • Необходимость в налогообложении возникает только в том случае, когда присутствует факт получения дохода от определенной деятельности. Факт того, что средства внесены на р/с, не может сам по себе считаться основанием для начисления налогов.

Арбитражный суд в своем постановлении №А12-25005/2017 от 1.06.18 отказал налоговой в ее требованиях.

Однако в теории дело могла выиграть и налоговая. Для этого ей требовалось выполнить детальный анализ работы ИП, собрать данные о доходах предпринимателя. Решение по делу во многом обусловлено неверной стратегией представителей налоговой. То есть полностью рассчитывать на решение суда при возникновении споров нельзя.

Облагаются ли налогом личные деньги ИП?

Деньги, оставшиеся после выплаты налогов, снятые с р/с для личных целей налогом не облагаются. Связано это с тем, что данные средства не являются доходом. То есть они не могут считаться налогооблагаемой базой.

Рассмотрим другую ситуацию. ИП, использующий УСН, внес в кассу личные деньги. Будут ли они считаться доходом в рамках начисления налога на доход ФЛ и единого налога? Нет, доходом они не признаются. Следовательно, и налогооблагаемой базы не возникает.

К СВЕДЕНИЮ! Несмотря на то что личные деньги налогом не облагаются, ИП должен учитывать сопутствующие риски. В частности, риск того, что налоговая примет решение о доначислении налога. В этом случае придется, скорее всего, решать вопрос в судебном порядке.

Как ИП платить себе зарплату в 2021 году

Возьмем учёт на аутсорс, снизим налоги и учтём льготы от 1666 руб/мес.

Возьмем учёт на аутсорс, снизим налоги и учтём льготы от 1666 руб/мес.

Существует заблуждение, что собственник предприятия может свободно распоряжаться полученными деньгами. Однако на деле все не так просто. Рассмотрим, как индивидуальному предпринимателю правильно платить себе зарплату, чтобы это не вызывало вопросов у налоговой инспекции.

Может ли ИП начислять себе заработную плату?

Согласно законодательству, предприниматели имеют право принимать людей на работу и платить им заработную плату. Также не существует прямого запрета на начисление зарплаты себе, но есть один очень важный момент — выплаты могут осуществляться только в соответствии с трудовым договором. В статье 56 Трудового кодекса четко прописано, что заключить трудовое соглашение с самим собой невозможно, поскольку в этом случае нет второй стороны сделки. То есть, предприниматель одновременно и наниматель, и сотрудник. Кроме этого, запрещается начислять себе иные расходы, выплату которых предусматривает трудовое право, а именно: командировочные, компенсации, социальные пособия.

Однако это не означает, что ИП не может самостоятельно распоряжаться доходами от своего бизнеса. Все финансовые средства, которые остались у него после оплаты налогов и других выплат, принадлежат ему, и он свободен распоряжаться ими как хочет.

Можно ли делать в своей трудовой книге запись о том, что гражданин ведет предпринимательскую деятельность? Нет, потому что ИП не может сам себя взять на работу, и, соответственно, сделать пометку в трудовой он не имеет права.

Как индивидуальному предпринимателю платить себе зарплату

Получить заработанные средства законным путем ИП может одним из способов:

Независимо от того, каким способом владелец бизнеса будет забирать свои деньги, ему необходимо давать отчет о своих действиях контролирующим инстанциям.

Как часто можно брать деньги и в каком количестве

Не существует никаких ограничений относительно взятия средств на свои нужды, то есть владелец бизнеса может это делать в любой момент и с любой периодичностью. Также в законодательной базе не прописаны ограничения по сумме изымаемых средств, можно брать хоть все деньги, которые на данный момент есть в кассе. С юридической точки зрения для ИП нет разницы между личными деньгами и средствами компании.

Начинающие бизнесмены по незнанию могут перепутать доход и прибыль, поэтому забирают и тратят все средства, которые поступают на счет. Это серьезная ошибка, которая в будущем может привести к разорению бизнеса. Рекомендуется забирать в личное пользование только те средства, которые остаются после уплаты всех налогов и сборов. Также следует некоторую часть прибыли инвестировать в развитие дела.

Бухгалтерский учет и налоги

Со всех полученных доходов ИП должен платить налоги. Их размер зависит от того, какую систему налогообложения выбрал предприниматель.

Как уже говорилось, владелец бизнеса не должен вести бухгалтерский учет. Но если он все же принял решение дополнительно контролировать свои поступления, то проводки по бухгалтерии будут выглядеть так:

Также следует выплачивать государству страховые взносы в размере, установленном законом. В 2021 году размер страховых выплат фиксирован суммой 40 874 рубля Из них:

  • 32 448 рублей на ОПС (пенсионное страхование);
  • 8 426 рублей на ОМС (медицинское страхование).

Если предприятие крупное, с доходами, превышающими 300 тысяч рублей, то вводится дополнительный налог в размере 1%. Платить какие-либо налоги при взятии средств из кассы не требуется.

Как ИП оформить справку о доходах

При оформлении социальных пособий, визы для выезда за границу, взятии кредита и в других подобных ситуациях не обойтись без справки о доходах. Если ИП нужен такой документ, он может оформить его самостоятельно. Справку можно составить в свободной форме, но некоторые сведения должны быть указаны обязательно:

  • фамилия, имя, отчество;
  • номер налогоплательщика (ИНН);
  • адрес прописки;
  • величина доходов за интересующий промежуток времени (например, за последние 3 месяца и так далее).

Подкрепляется документ подписью предпринимателя, а также печатью (если она есть). Есть и другой способ подтвердить свои доходы — налоговой декларацией. Но имейте в виду, что в ней заработки будут отражены только за прошедший год. К тому же для ИП, работающего на патентной системе, такой способ не подойдет.

Можно ли ИП работать по найму в другой компании?

В законодательной базе нет ограничений по этому вопросу, поэтому владелец бизнеса может совмещать его ведение с работой в другой организации. Есть некоторые ограничения, связанные с трудоустройством на государственных должностях.

Например, военным, сотрудникам госкорпораций, служащим силовых ведомств и прочих госструктур запрещается оформлять предпринимательство.

Помимо этого, некоторые учреждения не разрешают своим сотрудникам, работающим по договору, заниматься кроме своей работы еще и предпринимательской деятельностью. Нужно тщательно изучить свой трудовой договор, чтобы знать наверняка о возможности такого совмещения.

Как платить зарплату ИП на УСН 15%

Владельцу бизнеса нужно принимать во внимание следующие моменты:

  1. Предприниматель не может начислять себе заработную плату, поскольку не имеет права оформлять трудовой договор с самим собой.
  2. Средства с расчетного счета ИП может снять в любое время, в любом количестве. В налоговых отчетах денежные средства, потраченные на личные нужды гражданина, никак не отображаются.
  3. Те деньги, которые ИП снял с расчетного счета и потратил на свои потребности, не облагаются никакими дополнительными налогами.

За других сотрудников нужно отчитываться, а также платить все соответствующие взносы и налоги.

Итоги

Индивидуальный предприниматель не имеет возможности сам себе выплачивать зарплату, поскольку не может заключить договор с самим собой. Однако у него есть несколько способов получить средства из кассы — забрать их наличными или же перевести со счета на банковскую карточку. При этом не нужно платить какие-либо дополнительные налоги.

Макс Борисов

Предприниматель — физическое лицо, которому государство разрешило вести бизнес. ИП свободно распоряжается своими деньгами, но у налоговой и банка могут возникнуть вопросы. В статье расскажем, как тратить и снимать деньги с расчётного счёта, чтобы всё прошло гладко.

Личные расходы — это когда предприниматель покупает продукты в супермаркете, берёт кофе по дороге в офис или оплачивает детский сад. Личное — значит, не для бизнеса, а для себя и близких. Личные расходы не уменьшают налоги.

Нужен ли вообще расчётный счёт ИП

Закон не запрещает работать без расчётного счёта, но на практике банки редко позволяют использовать личный счёт для бизнеса. Лучше открыть предпринимательский счёт и не переживать, что банк заблокирует личную карту.

На расчёты наличкой между юрлицами и предпринимателями есть ограничение — 100 тысяч рублей на один договор. Контрагентам тоже удобнее, когда у вас есть расчётный счёт.

Можно ли тратить на личные нужды с расчётного счёта ИП

ИП могут оплачивать личные покупки прямо с расчётного счёта или с бизнес-карты, но есть подводные камни. Самое очевидное — расчёт налога.

У предпринимателя сервис по ремонту ноутбуков и телефонов, по вечерам он с женой смотрит Игру престолов. Нетфликс нельзя признать в расходах, потому что сериалы не помогают ремонтировать технику, а паяльную станцию можно, она для бизнеса.

Менее очевидный момент. Закон о защите прав потребителей не распространяется на покупки для бизнеса. Если платите с расчётного счёта ИП, запаситесь доказательствами, что покупка для личных нужд: пропишите это в договоре, закажите доставку на домашний адрес, вызовете мастера на дом для установки, сохраните все бумаги.

Например, купили холодильник, а он через какое-то время сломался. Магазин по гарантии вовремя не отремонтировал. Купили для себя — по претензии можете требовать возврат денег с пенями и компенсацию за моральный вред, потому что работает закон о защите прав потребителей. Купили для бизнеса — магазин вернёт только стоимость холодильника. По этой же причине не стоит покупать крупными партиями, будет сложнее доказать, что купили для себя.

Как выводить деньги с расчётного счёта ИП

Перевести на личную карту. Переводить деньги с помощью интернет-банка или мобильного приложения проще всего. А уже с личной карты можно свободно тратить или снимать наличку в банкомате без комиссий. Лимит переводов зависит от банка.

Снять наличные в банкомате с бизнес-карты. Ещё её называют кэш-картой, картой для бизнеса или корпоративной картой. Это удобно: деньги не надо заказывать заранее и ждать, когда нужная сумма появится в отделении. Условия у всех разные — уточните в банке комиссию и лимит на снятие.

Перевести на личный банковский вклад. Способ подойдет, когда деньги не нужны прямо сейчас. Если закрыть вклад раньше срока, банк не начислит проценты, смысл вклада потеряется. Комиссию возьмут по тарифу.

Снимать наличные — с осторожностью

Всё дело в финмониторинге. Это подразделение банка, которое отслеживает подозрительные операции. Банки обязаны следить за переводами и поступлениями из-за Федерального закона N 115-ФЗ. Финмониторинг нужен, чтобы бороться с отмыванием денег и финансированием запрещенных организаций.

Банк может запросить акты, договоры, счета и накладные, чтобы проверить реальность сделки. Документы нужно предоставить в течение нескольких дней. Если проигнорировать запрос, банк заблокирует счёт. Тогда деньги можно будет вывести только на счёт ИП в другом банке с комиссией от 10 до 20%.

Вот простые советы, как не прослыть обнальщиком:

По возможности не снимайте наличку, платите с расчётного счёта ИП или переводите на личную карту. Чем меньше налички снимаете, тем меньше оснований подозревать вас в обнале.

Не обналичивайте всё сразу. Пришло 200 тысяч от клиента — не снимайте всё сразу. Если очень нужны наличные, лучше подождать несколько дней и снять нужную сумму, но опять же не всю сразу.

Дольше держите деньги на счёте. Чем дольше деньги лежат на счёте, тем больше банк доверяет вам. Это еще и выгодно, потому что банки начисляют проценты на остаток.

Если есть сотрудники, перечисляйте зарплату через зарплатный проект, а не наличными. Чем больше налички снимаете, тем больше беспокоится банк.

Никогда не участвуйте в сомнительных схемах.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Можно ли брать деньги из кассы?

Наличные можно брать прямо из кассы, не оформляя документы. ИП не обязаны соблюдать кассовую дисциплину — им не нужно вести кассовую книгу, создавать приходные и расходные ордера.

Если еще не купили онлайн-кассу, пройдите наш короткий курс и почитайте про отсрочку до 1 июля 2021 года

Статья актуальна на 02.02.2021

Иногда собственник компании работает директором, но не оформляет в штат. И вроде ничего страшного, закон этого прямо не требует. Зато Минздравсоцразвития считает, что оформлять всё-таки надо, Минфин не согласен, а налоговая может оштрафовать, если собственник не получает зарплату.

Дмитрий Гудович

Дарья Кашкевич

Надежда Калашникова

Почему собственник себе не платит

Единственный собственник, хоть и работает директором, не всегда оформляет себя в штат по разным причинам. Жалко денег, экономит на налогах, не хочет возиться с отчетностью. Вместо этого сам себе платит в конверте. Некоторые считают, что это нормальная практика, а другие — настроены радикально:


Иногда собственники не получают зарплату, но получают дивиденды. Так меньше тратятся деньги компании, а по сути — собственника, потому что с зарплаты надо заплатить взносы, а с дивидендов — нет.

Оклад
Дивиденды

Компания платит сверху: 90 600 рублей

Компания платит сверху: 0 рублей

О дивидендах мы писали статью на Деле. Теперь пора поговорить о зарплате.

Это условный пример, потому что если компания на упрощенке 15%, она может снизить налог за счет зарплаты и взносов, а с дивидендами так не получится. Возможно, зарплата для компании выгоднее, чем дивиденды, и собственник решит обойтись зарплатой.

И всё равно в обоих случаях есть риск получить штраф.

Риски для компании

Законодательство прямо не говорит, что единственный собственник-директор обязан подписать трудовой договор и платить себе зарплату. Но если отказаться от зарплаты, есть риск потерять деньги.

Штраф и шанс лишиться права быть директором. По закону каждый сотрудник обязан получать зарплату.

22 статья Трудового кодекса: работодатель обязан получать зарплату

Собственник стал директором — всё, он сотрудник, компания обязана платить зарплату. Иначе трудовая инспекция вправе оштрафовать: 30 000-50 000 рублей с компании, и 1000-1500 с директора.

5.27 статья КОАП: штрафы, если нет зарплаты

Если компания еще раз нарушит закон, трудовая инспекция дисквалифицирует директора-собственника. Дисквалификация — это большая тема, но если по сути, собственник не сможет быть директором от полугода до трех лет.

Доплата налогов и штраф. Вместе с зарплатой компания платит налоги и взносы. Если зарплаты нет и трудовая инспекция об этом узнает, компании придется доплатить налоги и взносы. Сумма зависит от размера зарплаты. Как минимум — это официальный размер зарплаты или МРОТ.

137 статья Трудового кодекса: работодатель обязан платить минимум МРОТ

Чтобы обхитрить налоговую, собственники пишут отказ от зарплаты, типа они сами решили работать бесплатно, потому что это их компания. Но отказ от зарплаты не спасает от штрафов, потому что штраф получает не сотрудник, а работодатель.

По закону работодатель обязан платить не меньше минимальной зарплаты, не важно, что решил сотрудник. Для налоговой это значит, что компания обязана платить налоги и взносы с размера минимальной зарплаты.

37 статья Конституции и 2 и 78 статьи Трудового кодекса гарантируют сотрудникам зарплату в размере не меньше минимальный размер оплаты труда.

Налоговая доказала, что сотрудники работают в штате, поэтому компания обязана платить зарплату — судебное решение

Компании пришлось платить НДФЛ, страховые взносы и штраф за зарплату.


Новые правила проверки компаний

Проблемы с банком. Банки обязаны выполнять требования 115 ФЗ. Если банк подозревает мошеннические схемы, он вправе снизить лимиты на переводы физлицам и снятие наличных с карты, заблокировать один перевод или все переводы себе через личный кабинет.

Для банка подозрительно, если директор не получает зарплату. Так часто поступают компании, которые уходят от налогов.

Нужен ли трудовой договор

Нет закона, в котором четко сказано, что единственный собственник-директор обязан подписывать трудовой договор. Обратного тоже нет.

Можно посмотреть письма Минфина, Минздравсоцразвития или Роструда. Кажется, они могут помочь, но мнение ведомств меняется и они противоречат друг другу. Непонятно, какое важнее в этом вопросе и насколько важна дата письма.

В 2006 году Роструд написал, что единственный учредитель не может быть работником, поэтому трудовой договор заключать не надо.

В 2009 году Министерство здравоохранения и социального развития подтверждает — договор заключать не надо.

В 2010 году Минздравсоцразвития передумал и пишет, что договор всё-таки нужен.

В 2013 году Роструд — договор не нужен.

В 2014, 2015 И 2016 годах Минфин тоже написал, что договор заключать нельзя.

У противников трудового договора логика такая: для договора должно быть две стороны — работник и работодатель. А если человек сам себя нанимает — это одна сторона. Значит, трудовой договор заключать нельзя.

Есть гипотеза, почему ведомства спорят на эту тему. Возможно, спор — из-за экономии на налогах, но это касается только компаний на упрощенке 15%. Если собственник-директор работает по трудовому договору и получает зарплату, он вправе сократить налог на зарплату и страховые взносы. А если нельзя подписывать договор, значит, выплачивать зарплату нельзя и сокращать налог тоже.

Компания платит оклад 100 000 рублей директору, и с них — 30 600 рублей на страховые взносы и 13000 на НДФЛ. Компания вправе вычесть 43 600 рублей из налога.

5.27 статья КоАП: штрафы за нарушение трудового законодательства

У бухгалтеров и кадровиков нет единого мнения, что делать. По мнению экспертов статьи, самое безопасное — подписать договор, платить зарплату, налог и взносы с зарплаты.

При вопросе о договоре можно ссылаться на Трудовой кодекс, он важнее писем любых ведомств. Письмо — это мнение, а не закононодательный акт.

Если директор не подписывает трудовой договор, он не получает зарплату, а тогда компания лишает его права на больничные и отпускные. По Трудовому кодексу это незаконно.

Сколько платить

Если собственник-директор подписал трудовой договор, он обязан получать зарплату — не меньше минимального размера зарплаты или МРОТа. Сумма может быть разной в зависимости от региона.

В Москве — 17 561 рублей, Смоленской области — 7800 рублей, Псковской — от 7800 до 11 450 рублей.

По закону нет планки для максимального размера зарплаты. Директор может получать хоть десять тысяч, хоть миллион.

Письмо налоговой: у кого проверяет зарплаты и как

Для налоговой зарплата на уровне минимально возможной — это подозрительно. Чтобы разобраться, налоговая может вызывать на зарплатную комиссию. Это встреча, на которую налоговая приглашает директора: директор обосновывает зарплату, а налоговая слушает и задает вопросы.

Штрафы: 75 и 123 статьи Налогового кодекса

Если зарплату не получится обосновать, налоговая может решить, что это серая зарплата: часть зарплаты собственник получает официально, а остальное — в конверте. Если налоговая докажет зарплату в конверте, придется платить штраф до 40% от налогов. Даже если штрафа не будет, придется поднять зарплату и доплатить налоги.

Чтобы избавиться от зарплатных комиссий и вопросов налоговой, надежнее платить среднюю зарплату по рынку в вашем регионе. Зарплату можно смотреть на сайте правительства региона, Росстате или Хэдхантере.

12,2 млн рублей заплатили компании — по итогам зарплатной комиссии

Правительство области определила размер зарплаты для производственных компаний на 2016 год — не менее 20 000 рублей. Если компания платит меньше, ее приглашают на комиссию.

Комиссия заинтересовалась 237 работодателями и пригласила на встречу. По итогам встречи 167 работодателей повысили зарплату, и бюджет получил 12,2 млн рублей в качестве налога на доходы физических лиц.

Ситуация с зарплатой для единственного собственника-директора запутанная. Мы советуем подписывать трудовой договор и платить зарплату на уровне средней по отрасли в вашем регионе. Это дороже по налогам, зато не надо тратить время на разбирательства с налоговой.

Короче

Что делать

Подписать трудовой договор

Платить зарплату не ниже МРОТа

Платить НДФЛ и страховые взносы с зарплаты

Как подстраховаться

Читайте также: