Может ли быть трудовая и учебная зависимость

Обновлено: 18.05.2024

Я - молодой специалист. С 1 октября работаю преподавателем математики в колледже. Нагрузка 1047 (ставка 720 часов) часов. Руководство заставляет находиться на работе до 16:30 вне зависимости от того, есть пары или нет. Занятия начинаются в 8:20 утра. Правомерно ли такое требование администрации, оплачиваются ли отсиженные на работе часы?

Согласно ст. 333 Трудового кодекса РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 утверждены Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников (приложение № 1 к приказу) и Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (приложение № 2 к приказу).

Согласно п. 1 приложения № 1 продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В п. 2 приложения № 1 устанавливается продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам.

Согласно п. 2.8 приложения № 1 за норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, перечисленных в пп. 2.8.1 и 2.8.2 данного пункта, принимается норма часов учебной (преподавательской) работы, являющаяся нормируемой частью их педагогической работы (далее – норма часов учебной (преподавательской) работы).

Согласно пп. 2.8.1 приложения № 1 норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается, в частности, учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным).

Согласно пп. 7.1.1 приложения № 2 в зависимости от занимаемой должности учебная нагрузка педагогических работников ограничивается верхним пределом в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, преподавателям, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год, верхний предел учебной нагрузки устанавливается в объеме, не превышающем 1440 часов в учебном году.

Согласно п. 1 примечаний к приложению № 1 в зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

Согласно п. 4 примечаний к приложению № 1 за педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы, за исключением случаев выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемых согласно п. 2.2 приложения № 2 учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю.


В деятельности организации может возникнуть ситуация, когда необходим новый сотрудник, но объём работы не предполагает полную занятость, или в связи с производственными изменениями отпала возможность обеспечить работника достаточным объёмом работы. Оптимальный выход из ситуации – приём или перевод персонала на неполную ставку, например 0,75 или 0,5 ставки. Подробнее об этом – в статье нашего эксперта Анастасии Чекмаревой.

Рассмотрим особенности работы на условиях неполного рабочего дня. Для начала разберёмся, чем отличается неполное рабочее время от сокращённого.

Сокращённая продолжительность рабочего времени ( ст. 92 ТК РФ ) – уменьшенная продолжительность рабочего времени по сравнению с нормальной. Это гарантия, которая устанавливается федеральными органами власти для определённых категорий работников (например, для несовершеннолетних, инвалидов I и II группы).

прием на работу на пол ставки

Отличие от неполного рабочего времени состоит в том, что сокращённая продолжительности рабочего времени не влияет на оплату. То есть работник получит столько же, сколько получил, если бы работал полное рабочее время (за исключением работников в возрасте до 18 лет). О сокращённой продолжительности не надо договариваться. Эта гарантия закреплена законом для определённых категорий.

При неполном рабочем времени оплата производится пропорционально отработанному времени. По соглашению сторон его можно устанавливать любому работнику.

При приёме/переводе на неполное рабочее время возможны следующие варианты:

  • неполный рабочий день (например, 4 часа в день 5 дней в неделю);
  • неполная рабочая неделя (например, работник работает 3 дня в неделю по 8 часов);
  • смешанный режим (например, по 5 часов 4 дня в неделю);
  • разделение рабочего дня на части (например, 2 часа утром и 2 часа вечером).

При выборе варианта учтите следующие особенности:

  1. если работник работает менее четырёх часов в день, то работодатель имеет право не предоставлять ему перерыв для отдыха и питания ( ст. 108 ТК РФ );
  2. ненормированный рабочий день работнику с неполным рабочим временем может устанавливаться, если у него неполная рабочая неделя.

Избежать ошибок в установлении сотруднику неполного рабочего времени поможет справочно-правовая система КонсультантПлюс

Приём на работу на неполное рабочее время, например 0,5 ставки, аналогичен приёму на работу на полное время, но есть ряд особенностей, которые затрагивают оформление трудового договора и приказа о приёме на работу.

В трудовой договор необходимо внести условие о работе в режиме неполного времени ( ст. 57 ТК РФ ): начало и окончание рабочего дня, обеденный перерыв (если он есть), рабочие дни. Данная информация также отражается в приказе о приёме на работу.

Оклад указывается полностью. Но при этом не забудьте написать, что оплата производится пропорционально отработанному времени. Издавать отдельный приказ об установлении неполного рабочего времени при приёме на работу по закону не нужно. Вся информация отражается в трудовом договоре и приказе о приёме на работу.

Работники на неполной ставке имеют те же права, что и другие работники (ч. 4 ст. 93 ТК РФ). Они имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого из-за уменьшения отработанного времени не меняется. Трудовой стаж таких работников исчисляется в обычном порядке. Иные трудовые права соблюдаются в полном объёме.

Зарплата при таком режиме рассчитывается пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного им объёма работ (ч. 3 ст. 93 ТК РФ).

Обратите внимание, введение режима работы с неполной занятостью не влечёт за собой изменения оклада в штатном расписании.

Что касается перевода на режим неполного рабочего времени, то особенности оформления зависят от того, кто является инициатором таких изменений.

Изъявить желание перейти на неполное рабочее время может сам работник. И в некоторых случаях работодатель не сможет ему отказать (ч. 1, 2 ст. 93, ч. 2, 3 ст. 256 ТК РФ, абз. 3 п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1).

По закону работодатель обязан установить неполное рабочее время по просьбе:

  • беременной женщины;
  • женщины в отпуске по уходу за ребёнком;
  • одного из родителей (опекуна, попечителя) с ребёнком в возрасте до 14 лет (ребёнком-инвалидом – до 18 лет);
  • работника, который ухаживает за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.

В этом случае неполное рабочее время устанавливается на тот срок, на который хочет работник, но не более чем на период наличия обстоятельств, которые послужили причиной.

Для установления рабочего времени необходимо получить заявление от работника. Документами, подтверждающими обстоятельства, по которым работнику устанавливается неполное рабочее время, могут являться: справка из женской консультации о беременности, свидетельство о рождении ребёнка, документ о назначении опекуном и т. д. В соответствии с Письмом Минтруда России от 17.11.2017 № 14-2/В-1012 для установления факта неиспользования вторым родителем ребёнка в возрасте до 14 лет права на неполное рабочее время по этому же основанию работодатель вправе запросить справку о его режиме работы.

Иногда инициатором установления неполного рабочего времени является работодатель. Если работник трудится полную ставку, но объёмы работы уменьшились или пропала производственная необходимость, то работодатель может перевести его на неполное рабочее время, например на 0,5 ставки. В случае если работник согласен на такой перевод, то просто заключите с ним дополнительное соглашение к трудовому договору и издайте приказ. Отразите в нём новое время труда и оплату.

Сложнее обстоит дело с несогласными. Перевод возможен, если вы обоснуете, что режим работы меняется в связи с изменением организационных или технологических условий труда и что такие изменения могут повлечь массовые увольнения. Что же относится к данным условиям?

Технологические изменения:

  • внедрены новые технологии производства;
  • переход на работу на новое оборудование;
  • усовершенствованы рабочие места;
  • разработаны новые виды продукции.

Организационные изменения:

  • изменена структура управления организацией;
  • изменена форма организации труда;
  • изменён режим труда и отдыха;
  • введены или пересмотрены нормы труда;
  • изменена организационная структура организации;
  • перераспределена нагрузка на подразделение или конкретные должности.

Порядок изменения трудового договора в таком случае установлен частью 5 статьи 74 ТК РФ . Режим неполного рабочего времени вводится с учётом мнения профсоюза на срок до 6 месяцев.

Уведомить работника об изменениях и их причинах необходимо как минимум за два месяца до нововведений. Если он согласен работать в новых условиях, то оформляется дополнительное соглашение к трудовому договору. Если отказывается – предложите ему перевод на другую подходящую работу. Если у вас нет такой работы или он откажется от перевода – оформите увольнение.

При изменении работодателем условий трудового договора в одностороннем порядке главная сложность состоит в том, что необходимо обосновать, что такие изменения действительно произошли, а также документально подтвердить этот факт ( п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 ), иначе возможны негативные последствия.

Например: Апелляционное определение Московского городского суда по делу № 33-419338/2020, 2-1517/2020 . Работник трудился в испытательной лаборатории. Действие аккредитации лаборатории было приостановлено, соответственно, часть работ лаборатория была проводить не вправе. Это отразилось на загрузке персонала. Работодатель принял решение перевести работника на режим неполного рабочего времени, обосновав перевод изменениями технологических условий труда, а именно сменой основного вида экономической деятельности. Работать на новых условиях работник отказался, и был уволен на основании пункта 7 части 1 статьи 77 ТК РФ . Смена основного вида экономической деятельности работодателя не произошла. Работник обратился в суд и был восстановлен на работе.

Суд отметил, что доказательств изменения технологических условий труда работодатель не представил, а приостановление действия аккредитации само по себе не влечёт изменения технологических условий труда и не может расцениваться как законное основание для изменения трудового договора. А поскольку изменения условий труда были осуществлены в целях предотвращения массового увольнения, отказ истца от продолжения работы в новых условиях влечёт расторжение трудового договора по пункту 2 части 1статьи 81 Трудового кодекса РФ, а не по пункту 7 части 1 статьи77 ТК РФ с предоставлением работнику соответствующих гарантий и компенсаций, что в данном случае работодателем сделано не было.

Обратите внимание, ухудшение финансового положения также не является основанием для перевода персонала на неполное рабочее время.

Если обе стороны не против установления неполного рабочего времени, то в таком случае можно его ввести по соглашению сторон. В этом случае необходимо оформить дополнительное соглашение к трудовому договору. В нём прописываются новые условия (продолжительность рабочей недели, время начала и окончания рабочего дня), указывается дата, с которой изменения вступают в силу. А если они установлены на какой-то срок, то его также необходимо отразить в дополнительном соглашении.

В некоторых случаях при переводе работников на неполное рабочее время необходимо уведомить службу занятости. Это касается переводов по инициативе работодателя ( п. 2 ст. 25 Закона о занятости , Письмом Роструда от 17.05.2011 № 1329-6-1 ).

Если такой режим вводится по соглашению сторон, то уведомлять службу занятости не требуется ( Письмо Роструда от 17.05.2011 № 1329-6-1 ).

В случае ошибки в процедуре приёма или перевода работников на неполное рабочее время возможны негативные последствия в виде административной ответственности по статье 5.27 КоАП .

Ответственность может наступить в том числе в следующих случаях:

  • в трудовом договоре не указан режим работы сотрудника, в то время когда он уникален и отличается от общего в организации;
  • вы отказали работнику в переводе на неполное время, когда не имели на это право по закону;
  • вы не соблюли процедуру перевода работников на неполное время по статье 74 ТК РФ , например не уведомили о переводе за два месяца;
  • вы не уведомили службу занятости в случаях, когда это было необходимо.

Помимо административной ответственности, нарушение процедуры может привести к трудовому спору. Например, в случае увольнения в связи с несогласием работника перейти на 0,5 ставки он может заявить в суде, что фактически изменений не было. Если он докажет свою правоту, то может восстановиться на работе и взыскать с работодателя компенсацию за вынужденный прогул, моральный вред и судебные расходы.

Смотрите по этой теме видео на нашем YouTube-канале

Ранее мы разъясняли, оплачивать ли больничный отстранённому от работы сотруднику.

Вместе с экспертами разбираемся, что такое учебный отпуск, кому он предоставляется и как оплачивается в 2022 году. А также подробно рассмотрим, как оформить заявление и какие документы для этого нужны



Эксперт в сфере социальной политики и трудового права, глава администрации Волховского муниципального района Ленинградской области

Сегодня быть квалифицированным специалистом – значит постоянно повышать уровень своего образования. Но как найти время на обучение и экзамены, если работаешь по 40 часов в неделю? Один из способов – взять учебный отпуск.

Кому предоставляется учебный отпуск

Учебным отпуском могут воспользоваться штатные сотрудники, которые работают и в то же время проходят обучение в вечерней школе, колледже, техникуме или вузе. Он нужен, чтобы лучше подготовиться к сессии, защите выпускных работ и диссертаций. Право на учебный отпуск закреплено в статьях 173-177 Трудового кодекса РФ¹.

Отпуск предоставляется при соблюдении нескольких условий. Во-первых, сотрудник должен получать образование такого уровня в первый раз. Например, если работник закончил магистратуру и решил пойти в аспирантуру, он имеет право на учебный отпуск, а если захочет пойти на второе высшее, то уже нет. Конечно, бывают и исключения. Если начальник сам направил сотрудника получать образование уже пройденного уровня, условия отпуска будут зависеть от личной договоренности. Их прописывают в трудовом или ученическом договоре.

Во-вторых, учиться нужно по программе с действующей государственной аккредитацией. Если аккредитации у программы и образовательного учреждения нет, получить оплачиваемый отпуск можно, только если это оговорено в трудовом или коллективном договоре.

В-третьих, учебный отпуск дается только по основному месту работы. Если места работы два – основное и по совместительству, то на втором придется взять отпуск за свой счет.

При соблюдении этих условий отпуск получают все работники, независимо от формы обучения, – бюджетники, платники, очники, вечерники и заочники. Однако форма обучения влияет на его оплату и длительность. Так, у студентов заочной или очно-заочной (вечерней) формы обучения отпуск в несколько раз длиннее, чем у очников. Также короткий отпуск можно получить и для прохождения вступительных испытаний, то есть когда сотрудник является только абитуриентом.

Как оплачивается учебный отпуск

Всем студентам очной формы обучения, а также абитуриентам и слушателям подготовительных курсов учебный отпуск не оплачивается. Оплата предусмотрена только для студентов-заочников и вечерников. В Трудовом кодексе объяснения такому распределению нет, но можно предположить, что это связано с разницей в приоритетах. По закону не запрещено учиться очно и работать, но считается, что для студентов-очников приоритетами должны быть учеба и личное посещение занятий. Конечно, жизненные обстоятельства у всех разные, и некоторым студентам-очникам приходится искать подработку, но обычно они выбирают вакансии с частичной занятостью.

И все же одна категория очников может рассчитывать на оплачиваемый учебный отпуск – это аспиранты и докторанты. Им, как и заочникам, оплачивают 3 или 6 месяцев отпуска для подготовки к защите кандидатской или докторской диссертаций соответственно.

Продолжительность оплачиваемого отпуска для всех разная. Например, для подготовки к экзаменам по программе общего основного образования дается 9 дней, а на сессии на первом курсе бакалавриата – 40 дней. Сумма выплат зависит от длительности отпуска и средней зарплаты за день, которая рассчитывается за предыдущие 12 месяцев.

Допустим, сотрудник заочно учится на первом курсе бакалавриата и просит предоставить ему оплачиваемый отпуск на 20 календарных дней с 1 декабря 2022 года. Бухгалтер рассчитывает его среднюю зарплату в период с 1 декабря 2021 по 30 ноября 2022 года, а потом вычисляет среднюю зарплату за день. Среднюю зарплату за день нужно умножить на 20, результат студент и получит в качестве отпускных.

Также для разных категорий учащихся существуют дополнительные выплаты и компенсации.

Общее образование. Сотрудникам, получающим основное общее или среднее общее образование по очно-заочной форме, во время всего учебного года можно работать на один день в неделю меньше или сократить неделю на соответствующее этому дню количество часов. Свободные дни оплачиваются в размере 50% от среднего заработка.

Среднее профессиональное образование. У студентов заочного и очно-заочного отделений колледжей и техникумов есть право сократить рабочую неделю на 7 часов, но сделать это можно только в течение 10 учебных месяцев до государственной итоговой аттестации. Сокращенные часы оплачиваются в размере 50% от среднего заработка. Заочники в дополнение получают еще и компенсацию проезда, но лишь в размере 50% от стоимости билетов до вуза. На эту выплату можно рассчитывать один раз в учебном году.

Высшее образование. Студентам заочникам и вечерникам бакалавриата, специалитета и магистратуры тоже можно сократить рабочую неделю на 7 часов в течение 10 учебных месяцев до итоговой аттестации. Платить за них будут, как и студентам ссузов, половину среднего заработка. Кроме того, заочникам работодатель раз в год оплачивает дорогу до вуза и обратно, если вуз находится в другом городе.

Подготовка кадров высшей квалификации. Для работающих заочников-аспирантов и ординаторов в трудовом кодексе прописаны отдельные условия. Работодатель дополнительно оплачивает им проезд до места учебы в полном объеме, при этом время на проезд тоже учитывается и прибавляется к отпуску. Также им выделяют один свободный день в неделю на время всего обучения, за который начисляется 50% от зарплаты.

⏱ Время прочтения — 12 минут

Когда мы говорим про рынок труда, то мы выделяем сторону предложения. На стороне предложения находятся люди, которые предлагают в данном случае свои трудовые услуги. И сторону спроса, на которой действуют компании, которые запрашивают труд определенного качества и в определенном количестве. Когда мы говорим о предложении, то в дело вступают демография и численность населения в соответствующем возрасте.

Нас интересуют качество работников, их возраст, образование, квалификация и навыки. Дальше нас интересует, насколько работники, которые у нас есть, доучиваются, переучиваются, повышают свою квалификацию, то есть наращивают свой человеческий капитал. Ну а также нас интересует, что люди умеют делать и как они готовы себя вести.

Первый параметр — это уровень занятости. Если все население в определенном возрасте взять за 100%, то какая часть этого населения занята? И на этом слайде как раз эти уровни показаны.

Второй важный параметр — численность населения, то есть демография. Если мы перемножим численность населения на уровень занятости, мы получаем численность занятых сегодня и в перспективе. Уровни занятости очень стабильны и почти не меняются со временем. Уровень занятости мужчин во всех основных трудовых возрастах — от 25 до 55 лет — достаточно высок и выше уже быть не может. Уровень занятости женщин чуть ниже мужского, но тоже достаточно высокий. Эти уровни занятости говорят о том, что резервов работоспособного населения в популяции практически нет.

Следующий вопрос — население. Мы можем взять прогноз Росстата до 2030–2035 года, и здесь есть целый веер прогнозов. Если мы возьмем средний вариант прогноза, он наиболее вероятный, то получим с очень большой точностью численность занятых в 2030–2035 годах. И, согласно этому прогнозу, занятость практически не изменится. Но это не означает, что здесь нет никаких проблем. Если мы от этого общего прогноза перейдем к возрастам и посмотрим, как занятость будет меняться там, мы увидим, что численность занятых в группе 20–39 лет (основной рабочий возраст — люди уже вышли на рынок труда, они получили опыт, они закончили свое образование, у них максимум производительности труда) — будет сжиматься.

К 2030 году группа 20–39 лет (самая производительная и продуктивная группа, очень важная для экономики) сократится на 25% (если за 100% принять численность этой группы в 2020 году). Если говорить в абсолютных терминах, то у нас в 2017–2018 годах численность группы 20–39 лет составляла примерно 35 миллионов человек, и она в результате сократится до 25 миллионов. Это очень большой шок для экономики, для рынка труда в целом и, конечно же, для работодателей, тех, кому в первую очередь нужны молодые работники.

Когда мы говорим про возраст применительно к рынку труда, мы одновременно думаем и про производительность. На графике ниже показано, как с возрастом меняется заработная плата в странах Организации экономического сотрудничества и развития. Это все западноевропейские страны, США, Канада, Япония, Корея и еще ряд более развитых экономических стран. Эти данные говорят об одном и том же: примерно к 40 годам заработная плата и производительность оказываются максимальными, а потом они практически не меняются — либо чуть-чуть растут, либо в самом конце трудовой карьеры есть сокращение, но совсем небольшое.

В правой части — данные по России. Мы видим ранний пик, а потом быстрое снижение — и у мужчин, и у женщин, особенно у мужчин. У мужчин пик заработной платы (а заработная плата примерно соответствует производительности) приходится на 30–40 лет. А потом быстрое снижение. Это означает, что, если у нас будет меняться структура занятости, у нас будет меняться структура заработков, произойдет перераспределение фонда заработной платы от одной группы к другой — от молодых к более пожилым.

Какие риски несет сокращение занятости молодых?

  • Меньше молодых людей, меньше производительность, меньше экономический рост.
  • Меньше предпринимателей, идей, инноваций, стартапов, энергии, драйва.
  • Меньше мобильности, меньше поиска работы и меньше новых наймов (наиболее активны в поиске и смене работы молодые люди). Если какой-то ресурс становится редким и становится из-за этого особо ценным, то за ростом цены падает спрос, и это ведет нас в начало к проблемам экономического роста.

Особое значение приобретает профессиональное до- и переобучение.

Новые технологии требуют новых знаний и навыков, соответственно, необходимо непрерывное обучение. Сегодня у нас это непрерывное обучение имеет место в крайне незначительных масштабах. Связано это с тем, что и люди не очень склонны переобучаться, и у компаний спрос на переобучение очень низкий. В российских компаниях, согласно данным Росстата, величина затрат на переобучение составляет 0,3% от всех затрат на труд. В Европейском союзе — 3%, то есть в 10 раз больше.

Образование, полученное до 25 лет, затем плохо обновляется и в итоге обесценивается. Оно обесценивается как по причинам биологическим — потому что с возрастом когнитивные способности не увеличиваются, а сокращаются. Оно обесценивается, потому что технологии меняются, а к новым технологиям нужны новые знания и новые навыки. Если их нет, то от технологий толку мало.

Как меняется переобучение с возрастом? Очень большая вариация между странами. Охват профессиональным переобучением в России низкий и с возрастом быстро снижается. Данные на графике ниже основаны на международном сопоставительном исследовании, но если мы возьмем данные Росстата, то показатели для нашей страны будут еще более скромные.

Охват профессиональным переобучением в России низкий и с возрастом быстро снижается. Особая проблема — переобучение взрослых: после 40 лет охват переобучением очень мал:

Следствия:

Потеря человеческого капитала. Если не предпринимать никаких мер, то мы столкнемся с масштабной потерей человеческого капитала.

Меньше молодых и образованных. Понятно, что если молодежная когорта сжимается на 25%, то сильно сжимается численность тех молодых, которые имеют образование.

Профессии и навыки: изменения происходят очень медленно

Есть много спекуляций о том, какие профессии перейдут в будущее. Часто говорят, что профессии, которые есть сегодня, через 10 лет исчезнут. На мой взгляд, здесь в основном гадание на кофейной гуще. Никаких оснований для таких прогнозов, что все поменяется и будет иначе, я не вижу. Весь опыт 20-го столетия показывает, что профессиональные изменения происходят очень медленно. Известно, что есть только одна профессия, которая в течение 20-го столетия исчезла, — это лифтер. Все остальные профессии в том или ином виде сохранились. Естественно, их наполнение меняется. Те задачи, которые в рамках профессии решаются, тоже обновляются, но сами профессии никуда не уходят.

Наша профессиональная структура очень концентрирована. 50% всей занятости приходится на 29 массовых профессий (из 450 по классификации ISCO-88). Это массовые профессии. Профессии, которые есть везде, в любом городе. Судьба профессий зависит не только от технологий, но и от регуляторного режима. Мы можем придумать беспилотный автомобиль, но он не может ездить по дорогам, потому что регуляторный режим ему не позволяет и еще долго не позволит. И многие профессии, в том числе массовые, существуют не только потому, что они удовлетворяют потребность, а чтобы удовлетворять определенным регуляторным требованиям. Кадровое делопроизводство, бухгалтерию можно было бы невероятно упростить, возможно, нам нужно было бы гораздо меньше корпоративных юристов, но все это упирается в регуляторные требования, которые предполагают, что нужно решать те или иные задачи, а для этого нужны люди.

Каждая профессия — это пучок задач. Когда мы говорим про отмирание профессий или изменение профессий, мы в первую очередь должны говорить, как меняются задачи, входящие в профессию. Одна отмирает, другие появляются.

Есть восемь групп массовых профессий, на которые приходится 21 миллион занятых, что чуть больше четверти от всех занятых в России. Это программисты и ИТ-специалисты, инженеры на производстве, продавцы и кассиры, врачи, учителя школ, охранники, водители и бухгалтеры.

ДолжностьЧисленность, млн% от всех занятых
Программисты и ИТ1,01,4
Инженеры на производстве2,23,4
Продавцы и кассиры5,47,6
Врачи1,62,2
Учителя школ3,94,5
Охранники1,42,0
Водители2,63,6
Бухгалтеры2,62,6
Итого:20,727,3

Как ре(формировать) навыки?

Разные навыки формируются в разном возрасте. Личностные навыки формируются в детстве, социальные — в детстве и юности, профессиональные — в младшем взрослом возрасте. Чем человек старше, тем труднее ему менять навыки, и тем труднее его обучать и переобучать.

Если мы говорим о том, что должна меняться система образования, что она должна учитывать проблематику навыков, спрос работодателей на навыки — это вопрос не только к системе высшего образования, это вопрос ко всей системе образования и в значительной степени это призыв к семье. Чем больше мы вкладываем в наших детей, когда они совсем маленькие, тем больше шансов на то, что они будут успешны в жизни.

Как навыки меняются с возрастом? Пик приходится на младшие рабочие возрасты в районе 30 лет. Навык решения проблем в технологически сложной среде — 25–30 лет. Навыки работы с текстовой и количественной информацией тоже скошены в сторону молодых возрастов.

Читайте также: