Могут ли являться страховыми агентами нештатные работники страховщика

Обновлено: 09.05.2024

Субъектами Федерального закона №115-ФЗ являются страховые организации, деятельность, которых подлежит лицензированию. Но, вместе с тем, не являются субъектами Закона 115-ФЗ страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования. Таким образом, страховые компании, которые занимаются исключительно обязательным медицинским страхованием, не обязаны исполнять требования Федерального закона №115-ФЗ. Однако, если страховая компания занимается одновременно несколькими видами страховой деятельности, то ей нужно в рамках другого вида деятельности отличного от обязательного медицинского страхования выполнять требования Федерального закона №115-ФЗ.

Наши специалисты осуществляют разработку правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ страховой компании в соответствии с требованиями Закона №4015-1 от 27.11.1992 г. "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г. "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и нормативных актов Банка России в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Для расчета стоимости разработки правил внутреннего контроля для Вашей компании заполните, пожалуйста, онлайн-анкету.

Обновления правил внутреннего контроля доступны в рамках абонентского обслуживания. Абонентское обслуживание - это ежемесячное юридическое сопровождение деятельности организации, которое включает в себя наиболее востребованные услуги, позволяющие организации не только находиться в курсе всех изменений в законодательстве, но и вести работу по актуальной документации.

Мы предоставляем гарантию прохождения проверки. В случае, если по результатам проверки правил внутреннего контроля, будут замечания к тексту ПВК наши специалисты бесплатно проведут работу с претензиями надзорных органов.

Правила внутреннего контроля, разработанные нашими специалистами включают в себя следующие шаблоны документов:

А. Первичные документы для идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца клиента.

  1. Анкета клиента физического лица.
  2. Анкета клиента индивидуального предпринимателя.
  3. Анкета клиента юридического лица.
  4. Анкета клиента физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
  5. Анкета клиента иностранной структуры без образования юридического лица.
  6. Анкета бенефициарного владельца.
  7. Мотивированное суждение о бенефициарном владельце клиента.
  8. Анкета представителя физического лица.
  9. Анкета представителя юридического лица.
  10. Анкета выгодоприобретателя физического лица.
  11. Анкета выгодоприобретателя индивидуального предпринимателя.
  12. Анкета выгодоприобретателя юридического лица.
  13. Анкета выгодоприобретателя иностранной структуры без образования юридического лица.
  14. Опросный лист клиента для анализа финансового положения и деловой репутации.
  15. Опросный лист клиента физического лица для выявления публичного должностного лица.
  16. Служебная записка сотрудника в случае выявления публичного должностного лица.
  1. План реализации программы обучения сотрудников в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
  2. План проверки знаний сотрудников в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
  3. Свидетельство о прохождении сотрудником обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
  4. Аттестационный лист.

В. Первичные документы для оформления отказа в выполнении распоряжения клиента в совершении операции:

  1. Служебная записка об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  2. Распоряжение об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  3. Журнал учета случаев отказа от выполнения распоряжения клиентов.
  4. Уведомление об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  5. Журнал учета документов и (или) сведений об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, предоставляемых клиентами.
  6. Распоряжение об устранении оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  7. Распоряжение об невозможности устранения оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  8. Уведомление о невозможности устранения оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  9. Уведомление об устранении оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  10. Распоряжение о выполнении решения межведомственной комиссии, созданной при Банке России.
  11. Распоряжение о выполнении решения межведомственной комиссии, созданной при Банке России.

Г. Первичные документы для оформления приостановления операции клиента:

  1. Служебная записка о приостановлении операции клиента.
  2. Распоряжение о приостановлении операции клиента.
  3. Журнал регистрации распоряжений клиентов, операции которых приостановлены.
  4. Уведомление о приостановлении операции клиента.

Д. Первичные документы для оформления применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества:

  1. Служебная записка о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
  2. Распоряжение о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
  3. Журнал учета фактов применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
  4. Уведомление о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества

Е. Первичные документы для оформления результатов проверки по перечням:

Отличительные особенности правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ страховой компании

1. В соответствии с п. 1.1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2011 №115-ФЗ идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении страховой организации операций по приему от клиентов - физических лиц страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей. За исключением случая, когда у работников страховой компании возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

2. Страховые организации, в соответствии с Положением о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. Банком России 15.12.2014 N 445-П, не соответствуют критериям малого предприятия и микропредприятия. По этой причине страховые компании обязаны создать самостоятельное подразделение по ПОД/ФТ либо определить входящее в структуру страховой организации подразделение, в компетенцию которого будут входить вопросы ПОД/ФТ. Подразделение по ПОД/ФТ (в случае создания такого подразделения) возглавляет ответственный сотрудник. Подразделение по ПОД/ФТ не может состоять менее, чем из двух сотрудников.

Кроме этого, требования к правилам внутреннего контроля страховой компании иные, чем к другим финансовым организациям, которые отвечают критериям малого предприятия и микропредприятия.

3. Страховые компании не имеют право поручать идентификацию третьим лицам.

4. Страховые компании обязаны проводить стандартную идентификацию страхователей, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев страхователей. При этом, страховые организации не вправе проводить упрощенную идентификацию.

5. Клиентами страховой организации, с точки зрения Федерального закона 115 ФЗ, являются страхователи. К которым, согласно ст. 5 Закона РФ от 27.11.1992 №4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", относятся юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие договоры страхования.

6. Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении страховой деятельности – код 31:

Правила идентификации страхователей

Кроме этого, страховые организации в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона №115-ФЗ обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев. Бенефициарный владелец – это физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента (статья 3 Закона №115-ФЗ).

Страховые организации обязаны идентифицировать как лиц (клиентов), которым оказываются услуги либо с которыми заключаются сделки (совершаются операции) разового характера (не предполагающие дальнейшего обслуживания клиента в организации, поскольку при их совершении обязательства сторон выполняются одновременно, вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг либо заключаемых сделок (совершаемых операций), так и лиц (клиентов), которые принимаются на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений.

Из вышесказанного, следует, что страховые организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма обязаны идентифицировать исключительно клиентов, то есть страхователей.

Клиент – это физическое или юридическое лицо которое обслуживают или которое пользуется услугами (покупатель, заказчик и т.п.). Например, в отношениях между страховой компанией и образовательной организацией клиентом является страховая компания, как заказчик образовательных услуг. Следовательно, обязанности предусмотренной пп. 1, 2 п. 1 ст. 7 Закона №115-ФЗ у страховой компании не возникает.

В должностной инструкции страхового агента закреплены требования к квалификации сотрудника, данные ему полномочия, параметры возможной ответственности и, самое важное, спектр его функциональных обязанностей. Грамотно написанная инструкция применяется не только в практике бизнеса, но и в разбирательствах по трудовым вопросам как внутри компании, так и в суде.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Образец должностной инструкции страхового агента

1. Общая часть

  1. Страхового агента нанимает и увольняет руководитель компании по рекомендации начальника отдела продаж.
  2. Страховой агент подчиняется начальнику отдела продаж.
  3. Кандидат на данную позицию обязан соответствовать следующим параметрам:
    • среднее или средне-специальное образование;
    • опыт работы в продажах от 0,5 года.
  4. При временном отсутствии агента (лечение, отпуск и т.д.) его функции исполняет другой сотрудник, назначенный начальником отдела продаж.
  5. Страховой агент должен разбираться в:
    • действующей нормативной базе, регулирующей область личных продаж и страхования;
    • правилах и техниках личных продаж;
    • разновидностях страховых услуг и их особенностях;
    • параметрах оценки цен на страховые услуги в зависимости от различных факторов (возраст, состояние здоровья и пр.);
    • параметрах возможных скидок и льгот для клиентов;
    • методах актуальных расчетов;
    • правилах оценки рисков при расчете страховых тарифов;
    • теоретических основах страхования, маркетинга, психологии;
    • региональной специфике страхового рынка;
    • методах ведения соответствующего документооборота, в том числе заключения договоров страхования;
    • трендах развития страхового дела;
    • корпоративных стандартах в сфере охраны труда, внешнего вида, работы с документами и других, указанных в соответствующей корпоративной документации;
    • методах использования в работе компьютерных программ и оргтехники.
  6. Страховой агент опирается на:
    • соответствующие нормы и законы;
    • документы компании;
    • параметры этой инструкции.

2. Функции

Страховой агент занимается следующими вопросами:

  1. Помощь клиентам в заключении и оформлении требуемой им страховки.
  2. Поиск потенциальных клиентов с использованием баз данных и других источников.
  3. Общение с потенциальными и действующими клиентами (созвон, личная и повторная встреча) с целью заключения и продления договоров по страховке.
  4. Оценка рисков, необходимых при разработке параметров страхового договора (здоровье, социальная группа и пр.).
  5. Обеспечение корректности начисления и расчета страховых платежей.
  6. Информирование действующих клиентов о новых предложениях.
  7. Выполнение утвержденных планов по реализации страховых предложений.
  8. Участие в анализе эффективности коммерческих предложений.
  9. Участие в корректировке коммерческих предложений в связи с изменившимися условиями.
  10. Участие в планировании продаж страховых продуктов на следующий период.
  11. Консультирование клиентов по интересующим их аспектам страхового дела.
  12. Рассмотрение причин, способствовавших нарушению страховых договоров.
  13. Рассмотрение и урегулирование поступивших от клиентов жалоб по различным аспектам страховых отношений.
  14. Информирование руководства по настроениям и намерениям потенциальных и действующих клиентов.
  15. Заключение договоров по страхованию и ведение сопутствующей документации.
  16. Отслеживание результативности маркетинговой и рекламной активности компании.
  17. Отслеживание ситуации с реализацией страховых услуг у конкурентов компании.
  18. Занесение результатов общения с клиентами в базу данных компании.
  19. Мониторинг ситуации с оплатой клиентами страховых услуг.
  20. Соблюдение корпоративных стандартов по охране труда, пожарной безопасности и прочим аспектам.

3. Ответственность

Страховой агент привлекается к ответственности за:

  1. Совершенные им нарушения законов и правил — в соответствии с параметрами, указанными в трудовом, административном либо уголовном законодательстве.
  2. Невыполнение профессиональных обязанностей, указанных в этой инструкции и трудовом договоре, — в тех границах, которые закреплены в трудовом законодательстве.
  3. Передачу третьим лицам конфиденциальных сведений о клиентах — в пределах, указанных в актуальных разделах законодательства.
  4. Ущерб, который получен компанией по его вине, — в соответствии с параметрами, указанными в действующем законодательстве.

4. Права

Полномочия страхового агента:

  1. Иметь доступ к внутренней информации, необходимой в его профессиональной деятельности.
  2. Получать от работодателя компенсацию расходов на транспорт и мобильную связь в соответствии с положениями внутренних документов.
  3. Предлагать руководству меры по оптимизации своих трудовых процессов.
  4. Требовать от руководства поддержания условий, необходимых для ведения профессиональной деятельности.
  5. Знакомиться с проектами решений руководства, относящихся к его области ответственности.

Параметры создания должностной инструкции

В бизнес-практике применяются два формата должностных инструкций: типовой и расширенный. Типовой формат, который является самым распространённым, включает 4 раздела:

  • Общая часть.
  • Функции работника.
  • Данные ему полномочия.
  • Возможная ответственность.

Если компания-работодатель желает документировать другие аспекты деятельности служащего, то она может добавить к этим обязательным разделам ещё несколько. Наиболее востребованы:

  • Условия работы.
  • Критерии должностных взаимодействий.
  • Параметры изменений инструкции.
  • Критерии оценки эффективности (KPI).

Расширенная структура особенно востребована в крупном бизнесе. Она позволяет формализовать отношения с многочисленными сотрудниками, снижая необходимость личных разъяснений по трудовым вопросам.

Внимание! Инструкция относится к официальным документам, а это значит, что в ней должны присутствовать такие атрибуты, как расшифровка подписей, реквизиты компании и пр.

Общая часть

Начальная часть инструкции посвящена документированию базовых параметров должности:

  • Порядку найма, увольнения и временной замены сотрудника.
  • Уровню требуемой от него квалификации.
  • Правилам, которыми он должен руководствоваться.
  • Прочим аспектам общего характера, которые считает нужным описать работодатель.

Особую значимость имеют требования к квалификации. Они должны соотноситься с функциями, указанными во второй части инструкции, а также обеспечить прием на должность кандидата требуемого уровня.

Внимание! Навыки страховых агентов могут несколько отличаться в зависимости от конкретного вида страхования: физических и юридических лиц, недвижимого и движимого имущества и пр. Подобные специфические навыки прописываются в этом разделе.

Функции

Перечень должностных функций может несколько отличаться в разных компаниях. Он зависит от их организационно-правовой формы, региональной специфики, трудовой политики и прочих факторов. Выделяют также отдельную группу функций, обязательных для большинства профессий: работа с документами, поддержание корпоративных стандартов, правил поведения, требований безопасности.

Ответственность

В данном разделе в общей форме описаны возможности по привлечению сотрудника к ответственности за его нарушения. Общий формат объясняется тем, что конкретная мера наказания определяется на базе действующего законодательства, сложность и объем которого выходят за рамки инструкции.

Права

Полномочия, закрепленные за сотрудником в этом разделе, зависят от важности должности, кадровой политики и особенностей деятельности работодателя. Чем значительнее круг задач, за которые отвечает сотрудник, тем больше у него должно быть прав, помогающих в решении этих задач. Дополнительно здесь могут прописываться и трудовые льготы: компенсация нанимателем каких-то расходов, возможность повышения работником квалификации и пр.

Должностная инструкция перед вступлением в действие обязана пройти несколько этапов утверждения.

На начальном этапе она исследуется на соответствие:

  • Внутренним стандартам компании-работодателя.
  • Действующей административно-правовой базе.
  • Отраслевым правилам и нормам.
  • Стандартам делопроизводства.

В этом исследовании участвуют:

  • Специалист по трудовому праву.
  • Начальник отдела персонала.
  • Специалист по документообороту.
  • Профильные руководители.

На втором этапе согласованный вариант инструкции отправляется на сбор подписей. Их ставят лица, ответственные за согласование её содержания, в том числе и глава компании.

Заключительным этапом является знакомство с инструкцией работника и его согласие с её положениями, что удостоверяется его подписью на документе.

Читайте также: