Могут ли являться страховыми агентами нештатные работники страховщика
Обновлено: 09.05.2024
Субъектами Федерального закона №115-ФЗ являются страховые организации, деятельность, которых подлежит лицензированию. Но, вместе с тем, не являются субъектами Закона 115-ФЗ страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования. Таким образом, страховые компании, которые занимаются исключительно обязательным медицинским страхованием, не обязаны исполнять требования Федерального закона №115-ФЗ. Однако, если страховая компания занимается одновременно несколькими видами страховой деятельности, то ей нужно в рамках другого вида деятельности отличного от обязательного медицинского страхования выполнять требования Федерального закона №115-ФЗ.
Наши специалисты осуществляют разработку правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ страховой компании в соответствии с требованиями Закона №4015-1 от 27.11.1992 г. "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г. "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и нормативных актов Банка России в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Для расчета стоимости разработки правил внутреннего контроля для Вашей компании заполните, пожалуйста, онлайн-анкету.
Обновления правил внутреннего контроля доступны в рамках абонентского обслуживания. Абонентское обслуживание - это ежемесячное юридическое сопровождение деятельности организации, которое включает в себя наиболее востребованные услуги, позволяющие организации не только находиться в курсе всех изменений в законодательстве, но и вести работу по актуальной документации.
Мы предоставляем гарантию прохождения проверки. В случае, если по результатам проверки правил внутреннего контроля, будут замечания к тексту ПВК наши специалисты бесплатно проведут работу с претензиями надзорных органов.
Правила внутреннего контроля, разработанные нашими специалистами включают в себя следующие шаблоны документов:
А. Первичные документы для идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца клиента.
- Анкета клиента физического лица.
- Анкета клиента индивидуального предпринимателя.
- Анкета клиента юридического лица.
- Анкета клиента физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
- Анкета клиента иностранной структуры без образования юридического лица.
- Анкета бенефициарного владельца.
- Мотивированное суждение о бенефициарном владельце клиента.
- Анкета представителя физического лица.
- Анкета представителя юридического лица.
- Анкета выгодоприобретателя физического лица.
- Анкета выгодоприобретателя индивидуального предпринимателя.
- Анкета выгодоприобретателя юридического лица.
- Анкета выгодоприобретателя иностранной структуры без образования юридического лица.
- Опросный лист клиента для анализа финансового положения и деловой репутации.
- Опросный лист клиента физического лица для выявления публичного должностного лица.
- Служебная записка сотрудника в случае выявления публичного должностного лица.
- План реализации программы обучения сотрудников в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
- План проверки знаний сотрудников в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
- Свидетельство о прохождении сотрудником обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
- Аттестационный лист.
В. Первичные документы для оформления отказа в выполнении распоряжения клиента в совершении операции:
- Служебная записка об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Распоряжение об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Журнал учета случаев отказа от выполнения распоряжения клиентов.
- Уведомление об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Журнал учета документов и (или) сведений об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, предоставляемых клиентами.
- Распоряжение об устранении оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Распоряжение об невозможности устранения оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Уведомление о невозможности устранения оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Уведомление об устранении оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Распоряжение о выполнении решения межведомственной комиссии, созданной при Банке России.
- Распоряжение о выполнении решения межведомственной комиссии, созданной при Банке России.
Г. Первичные документы для оформления приостановления операции клиента:
- Служебная записка о приостановлении операции клиента.
- Распоряжение о приостановлении операции клиента.
- Журнал регистрации распоряжений клиентов, операции которых приостановлены.
- Уведомление о приостановлении операции клиента.
Д. Первичные документы для оформления применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества:
- Служебная записка о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
- Распоряжение о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
- Журнал учета фактов применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
- Уведомление о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
Е. Первичные документы для оформления результатов проверки по перечням:
Отличительные особенности правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ страховой компании
1. В соответствии с п. 1.1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2011 №115-ФЗ идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении страховой организации операций по приему от клиентов - физических лиц страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей. За исключением случая, когда у работников страховой компании возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
2. Страховые организации, в соответствии с Положением о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. Банком России 15.12.2014 N 445-П, не соответствуют критериям малого предприятия и микропредприятия. По этой причине страховые компании обязаны создать самостоятельное подразделение по ПОД/ФТ либо определить входящее в структуру страховой организации подразделение, в компетенцию которого будут входить вопросы ПОД/ФТ. Подразделение по ПОД/ФТ (в случае создания такого подразделения) возглавляет ответственный сотрудник. Подразделение по ПОД/ФТ не может состоять менее, чем из двух сотрудников.
Кроме этого, требования к правилам внутреннего контроля страховой компании иные, чем к другим финансовым организациям, которые отвечают критериям малого предприятия и микропредприятия.
3. Страховые компании не имеют право поручать идентификацию третьим лицам.
4. Страховые компании обязаны проводить стандартную идентификацию страхователей, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев страхователей. При этом, страховые организации не вправе проводить упрощенную идентификацию.
5. Клиентами страховой организации, с точки зрения Федерального закона 115 ФЗ, являются страхователи. К которым, согласно ст. 5 Закона РФ от 27.11.1992 №4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", относятся юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие договоры страхования.
6. Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении страховой деятельности – код 31:
Правила идентификации страхователей
Кроме этого, страховые организации в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона №115-ФЗ обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев. Бенефициарный владелец – это физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента (статья 3 Закона №115-ФЗ).
Страховые организации обязаны идентифицировать как лиц (клиентов), которым оказываются услуги либо с которыми заключаются сделки (совершаются операции) разового характера (не предполагающие дальнейшего обслуживания клиента в организации, поскольку при их совершении обязательства сторон выполняются одновременно, вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг либо заключаемых сделок (совершаемых операций), так и лиц (клиентов), которые принимаются на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений.
Из вышесказанного, следует, что страховые организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма обязаны идентифицировать исключительно клиентов, то есть страхователей.
Клиент – это физическое или юридическое лицо которое обслуживают или которое пользуется услугами (покупатель, заказчик и т.п.). Например, в отношениях между страховой компанией и образовательной организацией клиентом является страховая компания, как заказчик образовательных услуг. Следовательно, обязанности предусмотренной пп. 1, 2 п. 1 ст. 7 Закона №115-ФЗ у страховой компании не возникает.
В должностной инструкции страхового агента закреплены требования к квалификации сотрудника, данные ему полномочия, параметры возможной ответственности и, самое важное, спектр его функциональных обязанностей. Грамотно написанная инструкция применяется не только в практике бизнеса, но и в разбирательствах по трудовым вопросам как внутри компании, так и в суде.
- Бланк и образец
- Бесплатная загрузка
- Онлайн просмотр
- Проверено экспертом
Образец должностной инструкции страхового агента
1. Общая часть
- Страхового агента нанимает и увольняет руководитель компании по рекомендации начальника отдела продаж.
- Страховой агент подчиняется начальнику отдела продаж.
- Кандидат на данную позицию обязан соответствовать следующим параметрам:
- среднее или средне-специальное образование;
- опыт работы в продажах от 0,5 года.
- При временном отсутствии агента (лечение, отпуск и т.д.) его функции исполняет другой сотрудник, назначенный начальником отдела продаж.
- Страховой агент должен разбираться в:
- действующей нормативной базе, регулирующей область личных продаж и страхования;
- правилах и техниках личных продаж;
- разновидностях страховых услуг и их особенностях;
- параметрах оценки цен на страховые услуги в зависимости от различных факторов (возраст, состояние здоровья и пр.);
- параметрах возможных скидок и льгот для клиентов;
- методах актуальных расчетов;
- правилах оценки рисков при расчете страховых тарифов;
- теоретических основах страхования, маркетинга, психологии;
- региональной специфике страхового рынка;
- методах ведения соответствующего документооборота, в том числе заключения договоров страхования;
- трендах развития страхового дела;
- корпоративных стандартах в сфере охраны труда, внешнего вида, работы с документами и других, указанных в соответствующей корпоративной документации;
- методах использования в работе компьютерных программ и оргтехники.
- Страховой агент опирается на:
- соответствующие нормы и законы;
- документы компании;
- параметры этой инструкции.
2. Функции
Страховой агент занимается следующими вопросами:
- Помощь клиентам в заключении и оформлении требуемой им страховки.
- Поиск потенциальных клиентов с использованием баз данных и других источников.
- Общение с потенциальными и действующими клиентами (созвон, личная и повторная встреча) с целью заключения и продления договоров по страховке.
- Оценка рисков, необходимых при разработке параметров страхового договора (здоровье, социальная группа и пр.).
- Обеспечение корректности начисления и расчета страховых платежей.
- Информирование действующих клиентов о новых предложениях.
- Выполнение утвержденных планов по реализации страховых предложений.
- Участие в анализе эффективности коммерческих предложений.
- Участие в корректировке коммерческих предложений в связи с изменившимися условиями.
- Участие в планировании продаж страховых продуктов на следующий период.
- Консультирование клиентов по интересующим их аспектам страхового дела.
- Рассмотрение причин, способствовавших нарушению страховых договоров.
- Рассмотрение и урегулирование поступивших от клиентов жалоб по различным аспектам страховых отношений.
- Информирование руководства по настроениям и намерениям потенциальных и действующих клиентов.
- Заключение договоров по страхованию и ведение сопутствующей документации.
- Отслеживание результативности маркетинговой и рекламной активности компании.
- Отслеживание ситуации с реализацией страховых услуг у конкурентов компании.
- Занесение результатов общения с клиентами в базу данных компании.
- Мониторинг ситуации с оплатой клиентами страховых услуг.
- Соблюдение корпоративных стандартов по охране труда, пожарной безопасности и прочим аспектам.
3. Ответственность
Страховой агент привлекается к ответственности за:
- Совершенные им нарушения законов и правил — в соответствии с параметрами, указанными в трудовом, административном либо уголовном законодательстве.
- Невыполнение профессиональных обязанностей, указанных в этой инструкции и трудовом договоре, — в тех границах, которые закреплены в трудовом законодательстве.
- Передачу третьим лицам конфиденциальных сведений о клиентах — в пределах, указанных в актуальных разделах законодательства.
- Ущерб, который получен компанией по его вине, — в соответствии с параметрами, указанными в действующем законодательстве.
4. Права
Полномочия страхового агента:
- Иметь доступ к внутренней информации, необходимой в его профессиональной деятельности.
- Получать от работодателя компенсацию расходов на транспорт и мобильную связь в соответствии с положениями внутренних документов.
- Предлагать руководству меры по оптимизации своих трудовых процессов.
- Требовать от руководства поддержания условий, необходимых для ведения профессиональной деятельности.
- Знакомиться с проектами решений руководства, относящихся к его области ответственности.
Параметры создания должностной инструкции
В бизнес-практике применяются два формата должностных инструкций: типовой и расширенный. Типовой формат, который является самым распространённым, включает 4 раздела:
- Общая часть.
- Функции работника.
- Данные ему полномочия.
- Возможная ответственность.
Если компания-работодатель желает документировать другие аспекты деятельности служащего, то она может добавить к этим обязательным разделам ещё несколько. Наиболее востребованы:
- Условия работы.
- Критерии должностных взаимодействий.
- Параметры изменений инструкции.
- Критерии оценки эффективности (KPI).
Расширенная структура особенно востребована в крупном бизнесе. Она позволяет формализовать отношения с многочисленными сотрудниками, снижая необходимость личных разъяснений по трудовым вопросам.
Внимание! Инструкция относится к официальным документам, а это значит, что в ней должны присутствовать такие атрибуты, как расшифровка подписей, реквизиты компании и пр.
Общая часть
Начальная часть инструкции посвящена документированию базовых параметров должности:
- Порядку найма, увольнения и временной замены сотрудника.
- Уровню требуемой от него квалификации.
- Правилам, которыми он должен руководствоваться.
- Прочим аспектам общего характера, которые считает нужным описать работодатель.
Особую значимость имеют требования к квалификации. Они должны соотноситься с функциями, указанными во второй части инструкции, а также обеспечить прием на должность кандидата требуемого уровня.
Внимание! Навыки страховых агентов могут несколько отличаться в зависимости от конкретного вида страхования: физических и юридических лиц, недвижимого и движимого имущества и пр. Подобные специфические навыки прописываются в этом разделе.
Функции
Перечень должностных функций может несколько отличаться в разных компаниях. Он зависит от их организационно-правовой формы, региональной специфики, трудовой политики и прочих факторов. Выделяют также отдельную группу функций, обязательных для большинства профессий: работа с документами, поддержание корпоративных стандартов, правил поведения, требований безопасности.
Ответственность
В данном разделе в общей форме описаны возможности по привлечению сотрудника к ответственности за его нарушения. Общий формат объясняется тем, что конкретная мера наказания определяется на базе действующего законодательства, сложность и объем которого выходят за рамки инструкции.
Права
Полномочия, закрепленные за сотрудником в этом разделе, зависят от важности должности, кадровой политики и особенностей деятельности работодателя. Чем значительнее круг задач, за которые отвечает сотрудник, тем больше у него должно быть прав, помогающих в решении этих задач. Дополнительно здесь могут прописываться и трудовые льготы: компенсация нанимателем каких-то расходов, возможность повышения работником квалификации и пр.
Должностная инструкция перед вступлением в действие обязана пройти несколько этапов утверждения.
На начальном этапе она исследуется на соответствие:
- Внутренним стандартам компании-работодателя.
- Действующей административно-правовой базе.
- Отраслевым правилам и нормам.
- Стандартам делопроизводства.
В этом исследовании участвуют:
- Специалист по трудовому праву.
- Начальник отдела персонала.
- Специалист по документообороту.
- Профильные руководители.
На втором этапе согласованный вариант инструкции отправляется на сбор подписей. Их ставят лица, ответственные за согласование её содержания, в том числе и глава компании.
Заключительным этапом является знакомство с инструкцией работника и его согласие с её положениями, что удостоверяется его подписью на документе.
Читайте также:
- Надо ли знакомить работников под роспись с графиком документооборота
- Как называется профессия врача который лечит печень
- Норма единовременного отпуска атропина сульфата
- Какие льготы в соответствии с законодательством о труде имеют несовершеннолетние
- Как доказать гражданско правовой характер отношений вместо трудовых