Могут ли не взять на работу из за административного правонарушения за распитие

Обновлено: 02.07.2024

Справка об отсутствии привлечения к административной ответственности за употребление наркотических средств — это документ, необходимый при устройстве на работу на определенные должности, на которые не допускается прием работников, имеющих наказания за подобные правонарушения.

С 2017 года работодатель в определенных случаях обязан требовать у гражданина при приеме на работу такой документ, как справка об отсутствии административного наказания за употребление наркотических и психотропных средств. Она подтверждает, что гражданин не привлекался к административной ответственности за употребление таких веществ без назначения врача. Соответствующее изменение внесено в Трудовой кодекс .

Нормативная база

По сути, справка — это подтверждение того факта, что у гражданина нет действующего административного взыскания за ряд соответствующих правонарушений, а именно — употребление:

  • наркотических препаратов и средств;
  • психотропных веществ;
  • новых потенциально опасных психоактивных средств и веществ.

Образец справки

Статья 6.9 КоАП РФ , предусматривающая наказание за это правонарушение, указывает на существенный признак объективной стороны: отсутствует назначение врача. Лицо признается подвергнутым наказанию на период его действия. Таким образом, нельзя принимать на работу лицо только в период действия санкции.

Указание на этот документ содержится в Трудовом кодексе РФ, в ст. 65 он перечислен в списке документов, которые кандидат на должность предоставляет администрации предприятия, куда поступает на работу. Это обязательное требование с 01.01.2017 (для ряда должностей), введенное Федеральным законом № 230-ФЗ от 13.07.2015 (вступили в силу поправка с первого дня 2017 года). В некоторых случаях требуется и справка об отсутствии судимости за наркотики, но в этой статье речь идет о документе, который подтверждает непривлечение к административной ответственности.

В каких случаях требуется

В ст. 65 ТК РФ указано, что документ о непривлечении к ответственности за употребление наркотических или психотропных средств требуется при поступлении на должности или работу, которая связана с деятельностью, несовместимой, в соответствии с законодательством, с наличием у гражданина действующего наказания за подобные правонарушения. То есть лица, подвергнутые наказанию по ст. 6.9 КоАП РФ, к такой деятельности просто не допускаются в течение срока этого наказания.

При приеме на работу справка об отсутствии наркотических средств (так в обиходе называют обсуждаемый документ) потребуется:

  • работникам подразделений на транспорте, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности, в соответствии со ст. 10 ФЗ № 16 от 09.02.2007;
  • работникам, деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работы, по ст. 25 ФЗ № 17 от 10.01.2003;
  • лицам, принимаемым на работу на судах внутреннего плавания или на морских судах, в соответствии со ст. 27 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ и ст. 57 Кодекса торгового мореплавания РФ ;
  • лицам, претендующим на должность в службе авиационной безопасности, на основании ст. 52 Воздушного кодекса ;
  • частным охранникам, в соответствии со ст. 11 закона № 2487-1 от 11.03.1992.

Где получить и сколько стоит

Такой документ, как справка об отсутствии употребления наркотических веществ, выдается бесплатно подразделениями МВД РФ. Заявление по форме, утвержденной в Административном регламенте по предоставлению услуги по выдаче этого документа, утвержденном Приказом МВД России от 24.10.2016 № 665.

Образец заявления

Срок действия

Срок, в течение которого справка об отсутствии наркомании (все тот же документ о непривлечении к ответственности за потребление) является действующей, законом не определен.

Ваюкин Василий

В последнее время участились случаи привлечения должностных лиц к административной ответственности в виде дисквалификации. Это новая попытка законодателя повысить эффективность административной ответственности, цель которой – уменьшение количества правонарушений в сфере экономики, поскольку прежние виды административного наказания оказались недостаточно эффективны.

В целом составы нарушений, для которых установлена данная санкция, немногочисленны, однако по степени общественной опасности они зачастую граничат с преступлениями, отсюда и столь строгое наказание.

Практика показывает, что дисквалификация как вид административной ответственности пока используется не очень часто. При этом в большинстве случаев суды применяют ее по делам о невыполнении или ненадлежащем выполнении в установленный срок законного предписания органа регионального государственного жилищного надзора, осуществляющего в том числе лицензионный контроль в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований – по ч. 24 ст. 19.5 КоАП.

Мы проанализировали дела о нарушении норм трудового законодательства и законодательства о банкротстве за 2016–2019 гг. Данный выбор продиктован тем, что руководителю крайне важно соблюдать нормы трудового законодательства вследствие не только социальной значимости общественных отношений в сфере труда, но и сложившейся в результате принятия мер по предотвращению распространения пандемии COVID-19 обстановки с соблюдением трудовых прав работников. Закрытие организаций или приостановление их работы, сокращение персонала, простои, переводы на удаленную работу, функционирование некоторых предприятий в период объявленных президентом нерабочих дней, сокращение зарплат, неоплачиваемые отпуска и т.д. могут с высокой степенью вероятности повлечь увеличение количества жалоб на нарушения трудового законодательства в государственные инспекции труда, а также в прокуратуру и суды.

Отдельно отмечу, что прекращение трудовых отношений с руководителем предприятия, осуществлявшим организационно-распорядительные функции, не исключает возможность возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении этого лица и привлечения его к ответственности.

Наказание в виде дисквалификации предусмотрено широким перечнем положений КоАП РФ. В частности, она может быть назначена за нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27), незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (ст. 5.53), нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (ст. 5.63); нарушение установленных законодательством о физкультуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним (ст. 6.18), нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (ст. 7.23.3), нарушение порядка ценообразования (ст. 14.6), ограничение конкуренции органами власти и местного самоуправления (ст. 14.9), фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12), нарушение законодательства о госрегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 14.25), незаконное получение или предоставление кредитного отчета (ст. 14.29) и т.д.

Дисквалификация заключается в лишении права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления общества, входить в совет директоров (наблюдательный совет), вести предпринимательскую деятельность по управлению юрлицом, а также управлять организацией в иных случаях (ст. 3.11 КоАП РФ). Часть 3 данной статьи содержит список субъектов ответственности в виде дисквалификации. Так, могут быть дисквалифицированы:

  • лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юрлица, члены совета директоров (наблюдательного совета), предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие;
  • специалисты (по отдельным отраслям);
  • лица, замещающие должности государственной гражданской службы различных уровней.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушения, влекущие дисквалификацию, лицо может быть привлечено к ответственности не позднее года со дня совершения правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – не позднее года со дня его обнаружения.

Дисквалификация за нарушение трудового законодательства

Организационно-распорядительные функции включают руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям относятся, в частности, полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организации, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении зарплаты, премий, контроль движения материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Среди наиболее частых нарушений норм трудового законодательства можно выделить:

  • отсутствуют локальные нормативные акты (либо они содержат нормы, ухудшающие положение работников по сравнению с нормами, установленными законодательством);
  • не заключаются трудовые договоры в письменной форме и в двух экземплярах;
  • не соблюдается порядок ведения и хранения трудовых книжек (не производятся записи о приеме на работу, трудовые книжки хранятся не в сейфе, отсутствуют журналы их учета и движения, трудовые книжки не выдаются работникам в день увольнения и т.п.);
  • необоснованно заключаются срочные трудовые договоры;
  • работников несвоевременно знакомят с приказами о приеме на работу, о привлечении к дисциплинарной ответственности;
  • вместо трудовых договоров с работниками заключаются гражданско-правовые;
  • не производится окончательный расчет в день увольнения;
  • командировочные выплачиваются не в полном объеме;
  • зарплата выплачивается один раз в месяц и без выдачи расчетных листов;
  • не осуществляется ознакомление работников с требованиями охраны труда;
  • не обеспечивается учет сверхурочных работ и работ за пределами нормативной продолжительности рабочего времени;
  • не предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска более двух лет подряд;
  • отпускные выплачиваются позднее, чем за три дня до начала отпуска.

Наказание в виде дисквалификации предусмотрено ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергавшимся административному наказанию за аналогичное правонарушение. То есть за первое нарушение руководитель может быть привлечен к ответственности только по ч. 1 ст. 5.27, не предусматривающей дисквалификацию в качестве меры ответственности. Совершение такого же нарушения повторно влечет дисквалификацию. Например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении работника, а впоследствии также не произвело расчет при увольнении другого работника 1 .

Важно учитывать, что руководитель, ранее привлеченный к ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда (ч. 1 ст. 5.27) в одной организации, а затем в течение того же года совершивший аналогичное нарушение в другой организации, будучи ее руководителем, может быть привлечен к ответственности на основании ч. 2 ст. 5.27 и дисквалифицирован.

Исходя из анализа судебной практики, наиболее часто основаниями для наступления ответственности в виде дисквалификации выступают (следует иметь в виду, что для привлечения к ответственности суду необходима совокупность условий):

  • факт нарушения ТК РФ, а именно:
    • нарушены сроки выплаты зарплаты, не указаны дни ее выплаты, наличие задолженности по зарплате (ст. 136);
    • не проведены обучение и проверка знаний по охране труда (ст. 225), а также нарушаются внутренние документы по охране труда;
    • не обеспечено санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников (ст. 223);
    • отсутствуют нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда и с загрязнением (ст. 221);
    • не проводятся аттестация рабочих мест и медосмотры (ст. 212, 213);
    • отсутствуют отметки о выдаче трудового договора (ненадлежащее оформление договоров);
    • отсутствует письменный трудовой договор;

    Неправомерные действия при банкротстве

    Норма ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ предусматривает возможность дисквалификации при повторном нарушении обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве). Объективной стороной правонарушения является неисполнение, в том числе арбитражным управляющим, обязанностей, предусмотренных Законом о банкротстве и входящими в систему законодательства о несостоятельности (банкротстве) нормативными правовыми актами.

    Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении конкурсного управляющего к исполнению его публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

    Исходя из анализа судебной практики, основаниями для дисквалификации по ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ являются:

    • нарушение требований Закона о банкротстве и иных взаимосвязанных с ним законодательных и подзаконных актов (например, Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2003 г. № 299) в ходе осуществления процедуры банкротства, а именно:
      • несоблюдение очередности расчетов с кредиторами по текущим платежам (п. 2 ст. 35, ст. 134 Закона о банкротстве), выражающееся в непогашении платежей должником;
      • в нарушение п. 5 ст. 18 Закона о банкротстве отсутствие в материалах дела документов, являющихся предметом рассмотрения заседания комитета (в частности, отчеты конкурсного управляющего о его деятельности и об использовании денежных средств, реестр, решения КЧС, выписки о движении денежных средств);
      • нарушение арбитражным управляющим п. 8 ст. 213.9 Закона о банкротстве путем ненадлежащего осуществления обязанности по контролю за своевременным исполнением гражданином текущих требований кредиторов, а именно: удержание переданных им денежных средств;

      Регулирующий орган недостаточно, на мой взгляд, использует такой повод к возбуждению дела об административном правонарушении, как непосредственное обнаружение уполномоченными должностными лицами убедительных данных, указывающих на наличие события правонарушения, допускает процедурные нарушения при составлении протокола, не устанавливает наличие фактов, которые могут быть квалифицированы как обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность.

      Последствия дисквалификации

      Дисквалификация относится к кругу длящихся административных санкций и устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет. Правом назначать данный вид наказания, применяемого только в качестве основного, обладают исключительно судьи.

      С момента вступления в силу постановления о дисквалификации руководитель обязан немедленно прекратить управление организацией 4 . Такое постановление вступает в силу:

      • если не обжаловалось – по истечении 10 дней со дня, когда директор получит копию постановления (п. 1 ст. 31.1, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ);
      • если обжаловалось – в день вынесения районным судом решения по жалобе (п. 3 ст. 31.1 КоАП РФ).

      Замечу: если руководитель, будучи дисквалифицированным, заключит договор от имени организации, этот договор нельзя будет признать недействительным на том основании, что руководитель как орган юрлица превысил свои полномочия. В этом случае налицо заключение сделки неуполномоченным лицом. Договор будет считаться заключенным от имени и в интересах дисквалифицированного директора, если только организация впоследствии не одобрит эту сделку 5 .

      Если дисквалифицированное лицо в течение срока дисквалификации ведет деятельность по управлению организацией на прежней работе либо на новом месте, то в соответствии со ст. 14.23 КоАП РФ руководителю грозит штраф в размере 5000 руб.

      Норма ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ возлагает на работодателя обязанность делать запрос о дисквалификации до заключения трудового договора с физлицом в реестре дисквалифицированных лиц, который ведет ФНС России 6 . Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление организацией, равно как и неприменение последствий прекращения его действия, влечет для организации штраф в размере до 100 тыс. руб.

      В связи с этим во избежание негативных для организации последствий, в том числе признания недействительными в силу ничтожности всех юридически значимых действий, совершенных в период руководства дисквалифицированным руководителем, рекомендуем не затягивать с расторжением трудового договора с недобросовестным руководителем. При оформлении трудовых отношений с новым представителем исполнительного органа советуем запрашивать соответствующую информацию в реестре дисквалифицированных лиц.

      Кроме того, остается открытым вопрос о контроле за дисквалифицированным лицом (отдельные полномочия за каким-либо органом не закреплены), что является слабым звеном для обнаружения неправомерных действий с его стороны.

      Отстранение арбитражного управляющего, к которому применено административное наказание в виде дисквалификации, от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и утверждение нового управляющего осуществляются арбитражным судом не позднее дня, следующего после дня принятия ходатайства СРО, без вызова лиц, участвующих в деле о банкротстве (п. 3 ст. 20.4 Закона о банкротстве).

      Нужно иметь в виду и такие последствия применения дисквалификации арбитражного управляющего, как принятие решения о неучете при выборе СРО арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа в арбитражный суд о признании должника банкротом в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам 7 .

      Срок действия такого решения составляет год с даты принятия уполномоченным органом решения о неучете СРО, а в случае привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности в форме дисквалификации на срок менее года – три месяца с даты принятия уполномоченным органом решения о неучете СРО.

      Например, в связи с вступлением в силу решений АС Республики Башкортостан от 26 января 2017 г. по делу № А07-25142/2016, АС Ставропольского края от 14 октября 2016 г. по делу № А63-9427/2016 , АС Удмуртской Республики от 13 января 2017 г. по делу № А71-16555/2016, подтверждающих привлечение арбитражных управляющих к ответственности по ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ в виде дисквалификации за ненадлежащее исполнение обязанностей в делах о банкротстве, ФНС было принято решение о неучете СРО Ассоциации при выборе СРО для указания в заявлении о признании должника банкротом в отношении федерального и всех региональных списков для организаций и региональных списков для граждан на три месяца с даты принятия уполномоченным органом указанного решения о неучете 8 .

      В заключение хотелось бы отметить, что количество административных правонарушений, за которые предусмотрено наказание в виде дисквалификации, постоянно увеличивается. Тем не менее расширения практики применения дисквалификации не происходит. Дисквалификация как безальтернативное наказание предусмотрена лишь в некоторых статьях КоАП РФ и чаще всего используется как альтернатива штрафу. Причиной этого является низкая эффективность применения данной меры ответственности и сложности при осуществлении контроля за ее исполнением. Однако если сравнивать последствия от применения штрафа и от дисквалификации, то от последней они гораздо более серьезные. Тем не менее как вид административного взыскания дисквалификация, на мой взгляд, имеет положительное значение для предотвращения нарушений должностными лицами требований законодательства – в частности, о труде и о банкротстве.

      2 Причины привлечения были выявлены на основании анализа следующих судебных актов: Постановления ВС РФ от 29 января 2016 г. № 20-АД16-1; Постановления ВС Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2019 г. № 4а-19-19; Постановления Московского городского суда от 12 февраля 2015 г. № 4а-4062/14; Постановления ВС Республики Татарстан № 4а-486м; Постановления Ставропольского краевого суда от 9 января 2018 г. № 4а-72/2018.

      3 Анализ проведен на основании судебных актов: определений ВС РФ от 21 марта 2019 г. № 304-ЭС19-1171, Московского городского суда от 28 февраля 2019 г. № 4г/1-1904; Постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2019 г. по делу № А43-43733/2018.

      4 Часть 1 ст. 32.11 КоАП РФ; Постановление 13 ААС от 10 февраля 2011 г. по делу № А26-7335/2010.

      6 Пункт 1.2 Регламента ФНС России, утвержденного Приказом ФНС России от 17 февраля 2014 г. № ММВ-7-7/53@; п. 5.5.13 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506.

      7 Порядок выбора органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, СРО арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 19 октября 2007 г. № 351.


      Гуляя в парках или скверах, находясь в других местах отдыха, мы нередко наблюдаем людей (часто – молодежь, реже – пожилых), распивающих спиртное – пиво, джин-тоник, а иногда и водку. Законопослушным гражданам неприятно увиденное — многие делают замечания, кто-то равнодушно проходит мимо, третьи просто не знают, что распитие алкогольной продукции в людных местах влечет ответственность. В каких случаях употребление алкоголя наказуемо? Информация в данной статье.

      Федеральный закон № 171

      распитие спиртных напитков в общественных местах

      Так, не разрешается розничная продажа алкогольной продукции:

      На вышеперечисленных территориях и объектах запрещена не только продажа, но и потребление спиртных напитков. Кроме того, нельзя распивать алкоголь:

      1. На улице — в том числе во дворах домов, на детских площадках;
      2. В парках, скверах, садах, на территории возле прудов, озер, водохранилищ, на пляжах;
      3. На лестничных площадках многоквартирных домов, в лифтах, в подъездах;
      4. В иных общественных местах.

      Понятие общественного места законом не регламентировано. Между тем, оно используется во многих нормах административного и уголовного законодательства.

      С учетом сформированной судебной практики и основ терминологии, общественным местом можно считать территорию, где потенциально могут появиться люди. При этом данный участок не относится к месту индивидуального пользования или к объектам частной собственности. Один и тот же объект может быть отнесен к общественному месту при некоторых условиях, в отсутствие которых он перестает быть публичным. Например, частный стадион в период показа матча, безусловно, является местом общественным. По окончании мероприятия, в отсутствие посетителей, он перестает быть таковым.

      Ответственность граждан за несоблюдение Закона № 171

      Нетрезвые люди в обществе могут спровоцировать совершение преступлений, чаще всего вызванных хулиганским мотивом. Поэтому в КОАП РФ есть две статьи, по которым наступает ответственность за нарушение запрета потребления спиртосодержащей продукции:

      1. статья 20.20 КОАП РФ – за распитие алкоголя на территориях, которые перечислены в законе;
      2. статья 20.21 КОАП РФ – за появление гражданина в нетрезвом виде в общественных местах.

      По обеим статьям протокол о правонарушении составляют сотрудники полиции. В большинстве случаев ими являются полицейские патрульно-постовой службы, работа которых как раз и заключается в выявлении и пресечении правонарушений в открытых для нахождения людей местах.

      Ответственность по указанным нормам несут лица, достигшие 16-летнего возраста.

      Статья 20.20 КОАП РФ

      Ответственность по данной статье КОАП РФ наступает за распитие спиртных напитков в общественном месте (часть 1). Под запретом все виды алкогольной продукции, виды которой определены в Федеральном законе № 171, о котором мы упомянули ранее:

      • пиво, а также все виды напитков, изготовленных на его основе;
      • сидр, медовуха;
      • вино — фруктовое, игристое (шампанское), а также винные напитки;
      • водка, коньяк.

      Таким образом, любой напиток с содержанием этилового спирта более 0,5 % относится к алкогольной продукции, употреблять которую на виду у прохожих запрещено. Особое внимание обратим на распитие пива в общественных местах: есть мнение, что это не запрещено, но это далеко не так. Исключение составляет безалкогольное пиво, не содержащее этилового спирта вообще.

      Возможно, такое ошибочное мнение сложилось из-за предыдущей редакции статьи, где прямо говорилось о запрете потребления пива. Статья 20.20 КОАП РФ в действующей редакции не подразделяет алкоголь на виды и крепость, отсылая к терминам Федерального закона № 171, но это не означает, что пивные напитки вне запрета.

      Как происходит процедура привлечения к ответственности? Сотрудники полиции, выявившие факт употребления, подходят к нарушителю, представляются (по просьбе гражданина показывают удостоверение), выясняют обстоятельства и данные лица, затем составляют протокол об административном правонарушении, в котором содержится:

      • ФИО сотрудника полиции, составившего протокол;
      • ФИО и адрес проживания гражданина (сверяется с паспортом, если такого нет- записывается со слов. Кроме того, полицейский вправе для установления личности оформить доставление лица в отдел);
      • суть правонарушения, статья КОАП РФ;
      • объяснения лица, его подпись и отметка о вручении ему копии.

      Затем в отношении гражданина выносится постановление о назначении административного наказания в виде штрафа, виновный обязан оплатить его в течение 60 дней. Постановление может быть обжаловано в суд в течение 10 суток со дня получения (в случае, если копия постановления вручена была датой за пределами этого срока, можно ходатайствовать о восстановлении права обжалования).

      Обязательно ли, чтобы полицейские застигли на месте лицо, непосредственно в этот момент пьющего напиток из бутылки (стакана, банки)? Практика показывает, что необязательно.

      Пример. Компания из трех человек постоянно собиралась в одном из подъездов многоквартирного дома, жильцы которого устали от постоянных ночных посиделок и громких разговоров. Когда терпение лопнуло, пожилая соседка вызвала наряд полиции. Приехавшие полицейские увидели, что на подоконнике подъезда стоят 3 пустые бутылки из-под пива, в руках одного из нарушителей спокойствия находится четвертая бутылка, наполненная наполовину. В отношении всех троих лиц были составлены протоколы об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.20 КОАП РФ. Двое из присутствующих на месте (в руках которых бутылок не было) впоследствии обжаловали свои постановления, указывая, что не распивали спиртное. Их жалобы остались без удовлетворения, несмотря на то, что полиция не застала данных лиц за непосредственным процессом потребления. Были приняты во внимание объяснения соседей об участии в распитии пива всех трех мужчин, а также количество пустых бутылок, находящихся в общественном месте.

      Наказание за распитие спиртного в общественном месте не менялось с 2013 года и может заключаться только в виде штрафа в размере от 500 до 1500 рублей. Исходя из практики, впервые привлеченному к ответственности гражданину за потребление слабоалкогольных напитков назначается к уплате минимальный штраф. Лицам, которые неоднократно привлекались по данной статье ранее или, к примеру, употребляющим в парке водку обычно приходится платить по 1500 рублей.

      Наказание в виде административного ареста и более крупного (до 5000 рублей) штрафа предусмотрено в частях 2 и 3 ст. 20.20 КОАП РФ за потребление в общественных местах наркотических или психотропных веществ, а также за отказ пройти медицинское освидетельствование на предмет наркотического опьянения.

      Статья 20.21 КОАП РФ

      Данная статья применяется к тем, кто находится в общественных местах в явно нетрезвом виде. Гражданин мог выпить спиртное в людном месте или дома – место употребления неважно для привлечения к ответственности по ст. 20.21 КОАП РФ, поскольку эта норма предусматривает запрет самого появления пьяного в местах потенциального нахождения других людей.

      Понятно, что все мы иногда возвращаемся из гостей и можем быть при этом нетрезвыми – будет абсурдом назначение административного наказания каждому выпившему за появление на улице. Поэтому законодатель конкретизировал: наказуемо только такое опьянение, которое оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность.

      В данной статье, прежде всего, речь идет о сильном опьянении, когда лицо теряется в ориентирах — не понимает, куда и где идет, ложится на асфальт, принимает непристойные позы и т.д.; вид такого гражданина неопрятный, зачастую грязный, одежда может быть расстегнута, порвана и т.д.

      Наказание за нахождение в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения суровее, чем за распитие алкоголя:

      • штраф от 500 до 1500 рублей;
      • административный арест до 15 суток – назначается только постановлением суда, при этом к гражданину применяется административное задержание (читайте о задержании подробнее здесь –ССЫЛКА).

      Как устанавливается, действительно ли правонарушитель нетрезв? Результатами освидетельствования, на которое направит гражданина полицейский – применение такой меры предусмотрено ст. 27.12.1 КОАП РФ. Сотрудник полиции обязан составить протокол (отдельно от протокола по ст. 20.21 КОАП РФ), в котором будет указано направление, и вручить его правонарушителю. В протоколе должно быть указано:

      • ФИО гражданина и должностного лица, составившего документ;
      • дата, время и место составления;
      • основания направления на освидетельствование (невнятная речь, шаткая походка, запах спиртного, дезориентация и т.д.).
      • подпись сотрудника полиции и гражданина (при отказе последнего проставить подпись об этом делается отметка).

      Акт медицинского освидетельствования, в котором зафиксировано состояние опьянения, является бесспорным доказательством употребления гражданином спиртного. Но как быть, если правонарушитель отказывается проходить освидетельствование, сдавать анализ и выполнять тестовые движения, на которых настаивает врач? Тогда ему грозит привлечение по ч. 1 ст. 19.3 КОАП РФ за неповиновение законного требования представителя правоохранительных органов, что может повлечь административный арест до 15 суток.

      В целом процедура привлечения за появление в общественном месте в состоянии опьянения аналогична привлечению за распитие: также составляется протокол об административном правонарушении, затем выносится постановление (если назначен арест – судом, если штраф – полицией), которое можно обжаловать в срок 10 дней со дня получения.

      Распитие алкогольных напитков подростками

      В соответствии со ст. 16 ФЗ № 171, несовершеннолетним продажа алкогольной продукции запрещена. Продавец во избежание нарушения закона вправе потребовать у покупателя предъявить паспорт или иной документ, в котором указана дата рождения.

      Прежде всего, алкоголизация детей встречается в неблагополучных семьях, где родители сами злоупотребляют спиртным и являются плохим примером для младшего поколения. Такие семьи ставят на учет в ПДН, инспекторы проводят с ними профилактические мероприятия.

      Если полиция установила факт употребления алкогольной продукции несовершеннолетним, которому еще не исполнилось 16 лет (не имеет значение, в каком месте – общественном или ином), то за него несут ответственность родители (попечители, опекуны, законные представители) по ст. 20.22 КОАП РФ. Им может быть назначено наказание в виде штрафа от 1500 до 2000 рублей. В отношении несовершеннолетнего решается вопрос о постановке на учет в отделе по делам несовершеннолетних полиции.

      Если взрослые (необязательно родители) выпивают вместе с детьми (и такое, к сожалению, встречается), для них может наступить ответственность по ст. 6.10 КОАП РФ за вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртосодержащей продукции – наказание в виде штрафа в размере до 5000 рублей.

      Напомним родителям, что нахождение в общественных местах в ночное время детей до 18 лет без сопровождения взрослых также является основанием для привлечения к ответственности по другим статьям КОАП РФ.

      Административные дела в отношении детей и их родителей рассматриваются комиссией по делам несовершеннолетних по месту жительства с участием представителя прокуратуры и инспектора отдела полиции.

      Последствия признания виновным по ст. 20.20, 20.21 КОАП РФ

      Многие считают, что нет ничего страшного в том, что в биографии был факт привлечения к административной ответственности. Может быть, это и так, если речь идет о мелких нарушениях из главы 12 КОАП РФ (нарушения ПДД) – например, штраф за непристегнутый ремень безопасности, за превышение скорости и т.д. Но если гражданин нарушил общественный порядок (ст.20.20 и ст. 20.21 КОАП РФ относятся именно к такой категории), негативные последствия с высокой вероятностью могут быть:

      Как избежать штрафа за распитие

      У законопослушных граждан такого вопроса возникнуть не должно, поскольку ответ известен: не распивать в общественных местах и не появляться в парках пьяным. Вместе с тем, есть люди, которые не желают ограничивать себя в желании посидеть за бутылкой пива на скамейке в сквере. На форумах с участием таких граждан часто предлагается спрятать тару в бумажный или полиэтиленовый пакет и таким способом скрыть от глаз полиции спиртное. Мы не советуем прибегать к такому методу – удовольствия от распития мало, с учетом постоянных оглядываний по сторонам и беспокойства по поводу появления полиции. Полицейские могут применить такую меру, как досмотр (с участием понятых или видеозаписи) – при наличии запаха из замаскированных бутылок избежать протокола не удастся. И потом, скрыто распивая алкоголь, вы не сумеете скрыть свою нетрезвость, а это уже потенциальное привлечение по ст. 20.21 КОАП РФ, где наказание, напомним, может быть и в виде ареста.

      Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней.

      Распитие пива

      Распитие спиртных напитков в общественных местах находится под запретом, о чем знает подавляющее большинство россиян. Однако это знание почему-то не всегда способствует соблюдению гражданами такого ограничения.

      В статье мы поговорим о том, какой правовой нормой закрепляется запрет на распитие спиртных напитков в общественных местах и какая ответственность следует за правонарушения подобного рода.

      Законопослушным гражданам неприятно увиденное — многие делают замечания, кто-то равнодушно проходит мимо, третьи просто не знают, что распитие алкогольной продукции в людных местах влечет ответственность. В каких случаях употребление алкоголя наказуемо?

      Распитие спиртного в общественных местах

      Распитие спиртного в общественных местах

      Об ответственности, предусмотренной за распитие спиртных напитков в общественном месте,говорится в ст. 20.20 административного кодекса. Согласно ч. 1 указанной статьи, за употребление алкоголя в не предназначенных для этого местах предусматривается наложение штрафных санкций (размеры их обсудим чуть дальше).

      Степень ответственности лица определяется уполномоченным представителем госорганов в зависимости от конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, в т.

      Где употребление алкоголя под запретом?

      Согласно вышеназванному нормативно-правовому акту, употреблять спиртосодержащие напитки запрещено:

      • в образовательных учреждениях (вне зависимости от того, о каком образовательном учреждении идет речь);
      • в общественном транспорте, а также в местах отправления и заправки общественного транспорта (автобусных остановках, автобусных и железнодорожных вокзалах, аэропортах, речных вокзалах, автозаправочных станциях и т. п.);
      • на рынках, в нестационарных торговых объектах, местах массового скопления людей и местах повышенной опасности, которые определяются законами субъектов РФ;
      • на территории объектов военной инфраструктуры;
      • в пределах жилых зон: в лифтах, на лестницах, лестничных площадках, в подъездах, подвалах, на прилегающих к жилым домам территориях, детских площадках;
      • в пределах общественных мест, предназначенных для массового отдыха (парках, городских лесах, пляжах, скверах), на территориях, предназначенных для туризма и т. п. (при этом допускается распитие спиртных напитков, приобретенных в организациях общественного питания, расположенных на таких территориях (ч. 3 ст. 16 171-ФЗ)).

      Штраф за употребление спиртных напитков?

      Распитие спиртного в общественных местах

      Если существует запрет, то в любом случае должна предусматриваться и ответственность за его нарушение. Ответственность за распитие спиртного в не предусмотренных для этого местах, как уже говорилось, предусматривается ст. 20.20 КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 данной статьи, уполномоченный представитель государственного органа вправе привлекать нарушителей к административной ответственности, предполагающей наложение штрафа размером от 500 до 1500 рублей.

      Налагаются административные штрафы за распитие алкоголя в не предназначенных для этого местах только после совершения уполномоченным лицом предусмотренных законом действий. В частности, им составляется протокол об административном правонарушении; если рассмотрение дела требует проведения дополнительного расследования, тогда принимается решение о его возбуждении.

      По итогам проводимого расследования принимается решение относительно того, будет ли привлечено виновное лицо к административной ответственности. Важно сказать, что если принимается решение о наложении штрафа, то гражданин должен заплатить его не позднее чем через 60 дней после вступления в силу соответствующего решения.

      Распитие спиртных напитков несовершеннолетними

      За распитие спиртных напитков несовершеннолетними статья 20.22 КоАП также предусматривает наказание в виде штрафа. При этом важно отметить, что административная ответственность наступает только для лиц старше 16 лет, таким образом, привлечь несовершеннолетних младше этого возраста к ответственности невозможно. За действия детей младше 16 лет ответственность возлагается на их родителей или иных законных представителей (например, опекунов).

      На последних (родителей, опекунов и т. д.) может налагаться административный штраф в размере от 1500 до 2000 рублей. Порядок привлечения к административной ответственности и уплаты штрафа остается аналогичным тому, который был описан ранее.

      Пребывание в состоянии алкогольного опьянения в местах, признанных общественными

      КоАП предусматривает ответственность граждан не только за распитие алкоголя в не предназначенных для этого местах, но и за нахождение в таковых в состоянии алкогольного опьянения.

      Об этом свидетельствует ст. 20.21 КоАП РФ. Согласно положениям вышеуказанной статьи, появление лиц в таких местах после употребления алкоголя может квалифицироваться как поведение, порочащее человеческое достоинство либо оскорбляющее общественную нравственность, что грозит привлечением виновного лиц к административной ответственности в форме штрафа в размере 500–1500 рублей.

      Кроме того, такое лицо может быть подвергнуто административному аресту на срок до 15 суток. К слову сказать, административный арест применяется довольно редко и обычно нарушители отделываются штрафом.

      Распитие алкоголя:статья 20.20 КОАП РФ

      Распитие пива

      Ответственность по данной статье КОАП РФ наступает за распитие спиртных напитков в общественном месте (часть 1). Под запретом все виды алкогольной продукции, виды которой определены в Федеральном законе № 171, о котором мы упомянули ранее:

      • пиво, а также все виды напитков, изготовленных на его основе;
      • сидр, медовуха;
      • вино — фруктовое, игристое (шампанское), а также винные напитки;
      • водка, коньяк.

      Таким образом, любой напиток с содержанием этилового спирта более 0,5 % относится к алкогольной продукции, употреблять которую на виду у прохожих запрещено. Особое внимание обратим на распитие пива в общественных местах: есть мнение, что это не запрещено, но это далеко не так. Исключение составляет безалкогольное пиво, не содержащее этилового спирта вообще.

      Возможно, такое ошибочное мнение сложилось из-за предыдущей редакции статьи, где прямо говорилось о запрете потребления пива. Статья 20.20 КОАП РФ в действующей редакции не подразделяет алкоголь на виды и крепость, отсылая к терминам Федерального закона № 171, но это не означает, что пивные напитки вне запрета.

      Как происходит процедура привлечения к ответственности? Сотрудники полиции, выявившие факт употребления, подходят к нарушителю, представляются (по просьбе гражданина показывают удостоверение), выясняют обстоятельства и данные лица, затем составляют протокол об административном правонарушении, в котором содержится:

      • ФИО сотрудника полиции, составившего протокол;
      • ФИО и адрес проживания гражданина (сверяется с паспортом, если такого нет- записывается со слов. Кроме того, полицейский вправе для установления личности оформить доставление лица в отдел);
      • суть правонарушения, статья КОАП РФ;
      • объяснения лица, его подпись и отметка о вручении ему копии.

      Затем в отношении гражданина выносится постановление о назначении административного наказания в виде штрафа, виновный обязан оплатить его в течение 60 дней. Постановление может быть обжаловано в суд в течение 10 суток со дня получения (в случае, если копия постановления вручена была датой за пределами этого срока, можно ходатайствовать о восстановлении права обжалования).

      Обязательно ли, чтобы полицейские застигли на месте лицо, непосредственно в этот момент пьющего напиток из бутылки (стакана, банки)? Практика показывает, что необязательно.

      Наказание за распитие спиртного в общественном месте не менялось с 2013 года и может заключаться только в виде штрафа в размере от 500 до 1500 рублей. Исходя из практики, впервые привлеченному к ответственности гражданину за потребление слабоалкогольных напитков назначается к уплате минимальный штраф. Лицам, которые неоднократно привлекались по данной статье ранее или, к примеру, употребляющим в парке водку обычно приходится платить по 1500 рублей.

      Наказание в виде административного ареста и более крупного (до 5000 рублей) штрафа предусмотрено в частях 2 и 3 ст. 20.20 КОАП РФ за потребление в общественных местах наркотических или психотропных веществ, а также за отказ пройти медицинское освидетельствование на предмет наркотического опьянения.

      Данная статья применяется к тем, кто находится в общественных местах в явно нетрезвом виде. Гражданин мог выпить спиртное в людном месте или дома – место употребления неважно для привлечения к ответственности по ст. 20.21 КОАП РФ, поскольку эта норма предусматривает запрет самого появления пьяного в местах потенциального нахождения других людей.

      Понятно, что все мы иногда возвращаемся из гостей и можем быть при этом нетрезвыми – будет абсурдом назначение административного наказания каждому выпившему за появление на улице. Поэтому законодатель конкретизировал: наказуемо только такое опьянение, которое оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность.

      В данной статье, прежде всего, речь идет о сильном опьянении, когда лицо теряется в ориентирах — не понимает, куда и где идет, ложится на асфальт, принимает непристойные позы и т.д.; вид такого гражданина неопрятный, зачастую грязный, одежда может быть расстегнута, порвана и т.д.

      Наказание за нахождение в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения суровее, чем за распитие алкоголя:

      • штраф от 500 до 1500 рублей;
      • административный арест до 15 суток – назначается только постановлением суда, при этом к гражданину применяется административное задержание (читайте о задержании подробнее здесь –ССЫЛКА).

      Как устанавливается, действительно ли правонарушитель нетрезв? Результатами освидетельствования, на которое направит гражданина полицейский – применение такой меры предусмотрено ст. 27.12.1 КОАП РФ. Сотрудник полиции обязан составить протокол (отдельно от протокола по ст. 20.21 КОАП РФ), в котором будет указано направление, и вручить его правонарушителю. В протоколе должно быть указано:

      • ФИО гражданина и должностного лица, составившего документ;
      • дата, время и место составления;
      • основания направления на освидетельствование (невнятная речь, шаткая походка, запах спиртного, дезориентация и т.д.).
      • подпись сотрудника полиции и гражданина (при отказе последнего проставить подпись об этом делается отметка).

      Акт медицинского освидетельствования, в котором зафиксировано состояние опьянения, является бесспорным доказательством употребления гражданином спиртного. Но как быть, если правонарушитель отказывается проходить освидетельствование, сдавать анализ и выполнять тестовые движения, на которых настаивает врач? Тогда ему грозит привлечение по ч. 1 ст. 19.3 КОАП РФ за неповиновение законного требования представителя правоохранительных органов, что может повлечь административный арест до 15 суток.

      В целом процедура привлечения за появление в общественном месте в состоянии опьянения аналогична привлечению за распитие: также составляется протокол об административном правонарушении, затем выносится постановление (если назначен арест – судом, если штраф – полицией), которое можно обжаловать в срок 10 дней со дня получения.

      Ответственность граждан за несоблюдение Закона № 171

      Нетрезвые люди в обществе могут спровоцировать совершение преступлений, чаще всего вызванных хулиганским мотивом. Поэтому в КОАП РФ есть две статьи, по которым наступает ответственность за нарушение запрета потребления спиртосодержащей продукции:

      1. статья 20.20 КОАП РФ – за распитие алкоголя на территориях, которые перечислены в законе;
      2. статья 20.21 КОАП РФ – за появление гражданина в нетрезвом виде в общественных местах.

      По обеим статьям протокол о правонарушении составляют сотрудники полиции. В большинстве случаев ими являются полицейские патрульно-постовой службы, работа которых как раз и заключается в выявлении и пресечении правонарушений в открытых для нахождения людей местах.

      Ответственность по указанным нормам несут лица, достигшие 16-летнего возраста.

      Последствия признания виновным по ст. 20.20, 20.21 КОАП РФ

      Многие считают, что нет ничего страшного в том, что в биографии был факт привлечения к административной ответственности. Может быть, это и так, если речь идет о мелких нарушениях из главы 12 КОАП РФ (нарушения ПДД) – например, штраф за непристегнутый ремень безопасности, за превышение скорости и т.д. Но если гражданин нарушил общественный порядок (ст.20.20 и ст. 20.21 КОАП РФ относятся именно к такой категории), негативные последствия с высокой вероятностью могут быть:

      Как избежать штрафа за распитие алкоголя

      Распитие пива

      У законопослушных граждан такого вопроса возникнуть не должно, поскольку ответ известен: не распивать в общественных местах и не появляться в парках пьяным. Вместе с тем, есть люди, которые не желают ограничивать себя в желании посидеть за бутылкой пива на скамейке в сквере.

      На форумах с участием таких граждан часто предлагается спрятать тару в бумажный или полиэтиленовый пакет и таким способом скрыть от глаз полиции спиртное. Мы не советуем прибегать к такому методу – удовольствия от распития мало, с учетом постоянных оглядываний по сторонам и беспокойства по поводу появления полиции. Читайте ещё: Льготы многодетным семьям.

      Полицейские могут применить такую меру, как досмотр (с участием понятых или видеозаписи) – при наличии запаха из замаскированных бутылок избежать протокола не удастся. И потом, скрыто распивая алкоголь, вы не сумеете скрыть свою нетрезвость, а это уже потенциальное привлечение по ст. 20.21 КОАП РФ, где наказание, напомним, может быть и в виде ареста.

      Употребление наркотиков и психотропных веществ

      В отдельную группу законодатель выделяет правонарушения, связанные с употреблением лицами наркотических, психотропных и иных одурманивающих веществ. В данном случае ответственность будет более строгой. Так, нарушителю может быть назначен:

      • административный штраф размером от 4000 до 5000 рублей;
      • или арест сроком до 15 суток.

      Если аналогичное правонарушение совершается иностранным гражданином, то помимо штрафа/ареста к нему применяется также административное выдворение за пределы России.

      Следует помнить о том, что для привлечения лица к ответственности уполномоченному представителю государственных органов вовсе не обязательно непосредственно видеть, как такое лицо употребляет наркотики или психотропные вещества, — достаточно иметь достаточные основания полагать, что человек употребил наркотические/психотропные средства или отказался от медицинского освидетельствования. При этом КоАП предусматривает ответственность за употребление таких веществ только в общественных местах.

      Читайте также: