Методы реабилитационной работы с правонарушениями и зависимым поведением несовершеннолетних

Обновлено: 01.05.2024

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Закирова Альфия Борисовна, Валишина Юлия Витальевна

В статье раскрывается проблема подростковой преступности ; рассмотрены факторы, способствующие формированию отклоняющегося поведения ребенка; раскрыты технологии социальной работы при работе с несовершеннолетними правонарушителями. Объект исследования несовершеннолетние правонарушители. Предмет работы рассмотреть методы работы с несовершеннолетними правонарушителями в России. Цель работы определить оптимальные методы работы с несовершеннолетними правонарушителями. Методы исследования: анализ литературы, моделирование процесса реабилитационно-профилактической работы.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Закирова Альфия Борисовна, Валишина Юлия Витальевна

Психологическая помощь подросткам с девиантным поведением, находящимся в центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей

Сравнительный анализ мотивационной структуры личности подростков, совершивших, не совершивших преступления, а также входящих в группу риска (по материалам исследования, проведенного в Архангельской области)

SOCIAL WORK WITH JUVENILE OFFENDERS

The article reveals the problem of juvenile delinquency ; factors contributing to the formation of deviant behavior of children; disclosed technology social work when working with juvenile offenders. The object of study juvenile offenders. The subject of this work is to consider methods of work with juvenile offenders in Russia. The aim of this work is to determine the best methods of dealing with juvenile offenders. Research methods: literature analysis, the modeling of the process of rehabilitation and maintenance work.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

SOCIAL WORK WITH JUVENILE OFFENDERS

Аннотация. В статье раскрывается проблема подростковой преступности; рассмотрены факторы, способствующие формированию отклоняющегося поведения ребенка; раскрыты технологии социальной работы при работе с несовершеннолетними правонарушителями.

Объект исследования — несовершеннолетние правонарушители. Предмет работы — рассмотреть методы работы с несовершеннолетними правонарушителями в России. Цель работы — определить оптимальные методы работы с несовершеннолетними правонарушителями. Методы исследования: анализ литературы, моделирование процесса реабилитационно-профилактической работы.

Abstract. The article reveals the problem of juvenile delinquency; factors contributing to the formation of deviant behavior of children; disclosed technology social work when working with juvenile offenders. The object of study — juvenile offenders. The subject of this work is to consider methods of work with juvenile offenders in Russia. The aim of this work is to determine the best methods of dealing with juvenile offenders. Research methods: literature analysis, the modeling of the process of rehabilitation and maintenance work.

Ключевые слова: преступность, несовершеннолетний, правонарушение, подросток, девиантное поведение.

Keywords: delinquency, juvenile, delinquency, teenager, deviant behavior.

Преступность подростков в настоящее время в нашей стране является актуальной проблемой. Подростки лишены жизненных установок, происходит увеличение числа случаев проявления форм девиантного поведения, преступности, беспризорности, аморального поведения — все это приводит к деградации населения, в частности, молодого. Это не может настораживать общество.

В России с каждым годом увеличивается численность подростков, для которых одной из главных целей является не ценность семьи, учебы, нравственность, а достижение материального благополучия.

Правонарушение — это поведение дееспособного лица, которое противоречит нормам права и влечет за собой юридическую ответственность.

Также правонарушением можно назвать противоправное деяние, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступления и его социальные отклонения проявляются на уровне несерьезных поступков, нарушений норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонения от учебы [1, с. 56].

Преступность подростков происходит наряду с социальными проблемами и с проблемами формирования личности. Те изменения, которые происходят в России — развитие рыночных отношений, снижение приоритета обучения в общеобразовательных учреждениях, отсутствие бесплатных культурно — образовательных и воспитательных учреждений, отсутствие семейного и школьного воспитания приводят к расслоению людей на классы, причем количество малообеспеченных семей растет с каждым годом. Это усиливается средой средств массовой информации — пропаганда псевдо культуры, жестокости, насилия. Также огромное отрицательное влияние на подростков оказывают неформальные группы сверстников [2, с. 106].

Одной из проблем, способствующих формированию отклоняющегося поведения ребенка, является влияние семьи. Можно выделить три типа семьи, которые способствуют девиантному поведению подростка: педагогически несостоявшаяся, конфликтная и асоциальная. Родители в семьях такого типа не занимаются воспитанием детей, либо неправильно воспитывают ребенка, в связи с отсутствием педагогического образования, опыта.

Чрезмерная гиперопека, навязчивый страх за детей, конфликты в семьях, тяжелая психологическая атмосфера, употребление алкоголя, наркотиков, проявление жестокости — все это отрицательно сказывается в первую очередь на ребенке.

Нравственная стабильность в обществе зависит от того, будут ли лишены вопросы отклоняющегося поведения на современном этапе.

Чтобы предупредить правонарушения несовершеннолетних, необходимо:

-проводить раннюю профилактику;

-установить обстоятельства, повлекших совершение правонарушений несовершеннолетними;

Особое место в предупреждении правонарушений несовершеннолетних занимает ранняя профилактика. Она эффективна больше, если сравнивать с другими уровнями профилактической деятельности. Профилактика направлена на устранение изменений личности подростков, не состоявшихся полностью. Если провести раннюю профилактику вовремя, можно получить положительные результаты и исключить применение других мер, в том числе уголовно — правового характера. Можно отметить, что именно на ранее стадии, когда личность не приобрела сформировавшегося взгляда, привычек, может быть достигнут успех.

Один из главных методов профилактики является профилактическая информационно — консультационная беседа. Необходимо установить контакт с собеседником, формировать новую модель поведения, которая позволила бы предотвратить негативное развитие событий [3, с. 14].

На всех уровнях профилактики нужно проводить работу по устранению недостатков в семейном, школьном, трудовом воспитании несовершеннолетних, организации их досуга и повышение эффективности органов, ведущих борьбу с правонарушениями несовершеннолетних. К ним можем отнести: прокуратуру, комиссию по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, школу.

В работе с несовершеннолетними подростками можно использовать такие технологии социальной работы, как: социальную диагностику, социальную профилактику, адаптацию, социальную реабилитацию, коррекцию, социальную терапию, ресоциализацию.

Социальная диагностика помогает изучить физическое и психическое состояние здоровья подростка, рассмотреть поведение ребенка, особенности развития личности, оказание помощи (включает медицинскую), выявление причин, которые приводят к безнадзорности. Диагностика как технология социальной работы позволяет получить информацию о семье, окружении несовершеннолетнего и о нем самом.

Социальная профилактика предусматривает различные мероприятия (государственные, социальные, медицинские, воспитательные), которые устраняют причины, вызывающие социальные отклонения. Можно использовать при работе такие методы, как: профилактическая беседа, наблюдение, поддержка, проведение профилактических тренингов.

Социальная адаптация — поддержка подростков в приспособлении к новым социальным условиям жизнедеятельности.

Социальная реабилитация — комплекс мер, направлен на восстановление общественных связей, нарушений функций организма и отклонений личности. Специалисты наблюдают за семьей, взаимоотношениями, за состоянием подростка. Специалисты разрабатывают программу реабилитации с учетом индивидуальных особенностей.

Коррекция как технология социальной работы направлена на устранение недостатков в психическом и физическом развитии. Коррекция необходима для преодоления реакций на стресс, психические расстройства.

При социальной терапии специалист по социальной работе должен уметь воздействовать на подростка эмоционально. Нужно быть максимально осторожным, чтоб не травмировать подростка. В основе терапии используется социальная помощь со стороны окружения, устранение отрицательных последствий взаимоотношений и препятствий, которые мешают социальному развитию несовершеннолетнего. При работе могут использоваться различные виды терапии (трудовая, самовоспитания, социотерапия и другие).

Ресоциализация — восстановление социального статуса, социальных навыков подростков, оказание помощи несовершеннолетним, которые утратили социальные связи. Цель — предотвращение рецидива, помощь в трудоустройстве, профориентации, выработка установок для подростков, для выхода из трудного состояния.

Таким образом, можно сделать вывод, что меры социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних должны быть направлены на то, чтобы защитить их от первоначальной стадии, предотвратив совершение преступления. Социальный работник, совместно с другими органами, ведет борьбу с правонарушениями несовершеннолетних.

1. Башкатов И. П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. М.: Прометей, 2013. 173 с.

2. Ветров Н. И. Профилактика нарушений среди молодежи. М.: Юридическая литература, 2005. 247 с.

3. Дремова Н. А. Влияние возрастных особенностей несовершеннолетних на мотивацию преступных действий. М.: Астрель, 2013. С. 44.

1. Bashkatov, I. P. (2013). Psychology of groups of juvenile offenders. Moscow, Prometei, 173. (in Russian)

2. Vetrov, N. I. (2005). Prevention of violations among young people. Moscow, Yuridicheskaya literatura, 247. (in Russian)

3. Dremova, N. A. (2013). Influence of age characteristics of minors on the motivation of criminal actions. Moscow, Astrel, 44. (in Russian)

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 17.11.2017 г. 26.11.2017 г.

Ссылка для цитирования:

Zakirova, A., & Valishina, Y. (2017). Social work with juvenile offenders. Bulletin of Science and Practice, (12), 550-553

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Профилактика правонарушение несовершеннолетних средствами инновационных технологий

Автор: Балабаева О.А.

педагог дополнительного образования

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы профилактики, планирования и прогнозирования воспитательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным требованиям системы образования РФ.

Методические рекомендации даны в виде простых и доступных алгоритмов, представленных в организационных, методических и содержательных материалах.

Представленные материалы имеют практическое значение, как для начинающих, так и для более опытных педагогов дополнительного образования, заместителей директоров ОУ по воспитательной работе.

2.Цель и задачи опорной площадки…………………………………….5

3.Содержательная деятельность площадки…………………………. 6

3.1Направление деятельности опорной площадки…………………….6

3.2Психолого-педагогические принципы организации работы………7

3.3Технологии и формы работы………………………………………. 8

4.Система оценки эффективности……………………………………..10

Приложения№1 Учебно-методический комплект …………………….14

Приложение №2Последовательность тренингов……………………….30

Приложения№3Диагностические методики…………………. 32

Профилактика преступлений среди детей, совершаемых ими или над ними, является приоритетной задачей социального направления политики государства. Она включает в себя воспитательные, правовые, организационные и другие меры воздействия, благодаря которым выявляются и ликвидируются обстоятельства и условия, приводящие к совершению правонарушений. Основной причиной преступлений, реализуемых детьми, является неосознанность ими всей серьезности выполняемых поступков. А условиями для учинения их несовершеннолетними и над ними чаще всего являются неблагополучное окружение, безнадзорность и беспризорность.

Основными причинами формирования правонарушений среди несовершеннолетних являются:

негативное влияние семьи, существенные изъяны в воспитании, минимальное количество денег, не позволяющее обеспечить основные потребности ребенка;

негативное влияние окружения со стороны, как взрослых, так и сверстников;

проникновение в сознание несовершеннолетнего путем СМИ, личными бытовыми контактами неверных стандартов поведения (жестокости, распущенности и т. п.);

отсутствие занятости ребенка

Для эффективной работы с несовершеннолетними правонарушителями необходим правильный подбор и эффективное использование определенных технологий.

Социально-педагогическая деятельность может реализовываться в виде социально-педагогической технологии - одного из сложившегося на основе предыдущего опыта или выявленного и обоснованного пути достижения определенной социально-педагогической цели.

осуществляется в соответствии с нормативно - правовыми документами:

1. Конвенция о правах ребёнка (принята 20.11.1989 г.).

2. Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г.).

3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в

4. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных

5. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах

системы профилактики безнадзорности и правонарушений

6. Указ президента от 01.06.2012 г. № 761РФ «О Национальной

7. Закон Тамбовской области от 03.10.2007 г. № 265-З «О

Цель: Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

предоставить несовершеннолетним широкий спектр дополнительных образовательных услуг;

вовлечь несовершеннолетних во внеурочную социально значимую деятельность; организовать содержательный досуг несовершеннолетних;

внедрить инновационные реабилитационные технологии в программы дополнительного образования детей и внеурочной деятельности;

привлечь к работе с несовершеннолетними группы социального риска общественные организации и коммерческие структуры;

организовать индивидуальную шефскую работу с несовершеннолетними группы социального риска;

обеспечить психолого-педагогическую, социально-психологическую и правовую консультационную помощь детям группы социального риска;

организовать межведомственное взаимодействие в процессе работы с несовершеннолетними группы социального риска;

обеспечить накопление, анализ и обобщение инновационного опыта в работе с несовершеннолетними группы социального риска

Содержательная деятельность площадки

Направления деятельности Опорной площадки :

1.1 предоставление образовательных услуг

Внедрение в деятельность площадки и реализация инновационных образовательных технологий;

реализация программ дополнительного образования детей с вовлечением несовершеннолетних целевой группы;

предоставление несовершеннолетним образовательных услуг в вариативных формах: молодёжного пресс-центра, школы правового просвещения, дискуссионного киноклуба, передвижного агиттеатра и др.,

организация обучения специалистов Опорной площадки технологиям работы с детьми группы социального риска.

1.2 организация содержательного досуга несовершеннолетних –

организация различных видов внеурочной деятельности несовершеннолетних, массовых мероприятий с участием несовершеннолетних целевой группы;

1.3. организация межведомственного взаимодействия в работе с несовершеннолетними группы социального риска, находящимися в конфликте с законом

взаимодействие с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, с органами и учреждениями заинтересованных ведомств;

привлечение общественности к работе с несовершеннолетними целевой группы;

организация индивидуального шефства над несовершеннолетними целевой группы;

1.4. содействие в организации оказания социально-педагогической, психолого-педагогической и правовой консультационной помощи

организация индивидуальных и групповых занятий с психологом и социальным педагогом;

организация правового консультирования несовершеннолетних и их родителей;

1.5. анализ и обобщение опыта работы площадки;

1.6. создание базы данных о несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом и группы социального риска.

Психолого-педагогические принципы организации работы

гуманного обращения с несовершеннолетними;

уважительного отношения к несовершеннолетнему и его родителям (законным представителям);

сохранения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем и его родителях (законных представителях);

поддержки семьи и взаимодействия с ней в вопросах защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Целевой группой муниципальной опорной площадки являются несовершеннолетние группы социального риска и несовершеннолетние, находящиеся в конфликте с законом.

Инновационные технологии в работе опорной площадки

Привлекательность игровых технологий для подростков состоит в разнообразной по характеру деятельности, позволяющей им реализовать себя в реальной или смоделированной деятельности, рассчитанной на конкретную ситуацию.

Система оценки эффективности

Содержание диагностики эффективности внедрения технологии

Методика определения общественной активности учащихся (составлена доцентом Е.Н. Степановым )

Самооценка лидерства( Фетискин Н.П. Козлов В.В.Мануйлов Г.М.)

Диагностика интерактивной направленности личности (Щуркова Н.Е. в модификации Фетискина Н.П.

Методика изучения мотивов участия обучающихся в действии (профессор БайбородовЛ.В .)

Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности( Бубнов С.С.)

(См. приложение №3)

Обобщение результатов диагностики

Вывод: Результатом реализации технологии стало снижение уровня тревожности и агрессивности у подростков, формирование адекватной самооценки и эмоциональной саморегуляции.

Вывод: в ходе реализации технологии у 78% снизился уровень детей с маргинальной ориентацией, итоговое диагностирование выявило 78% детей, у которых появилась ориентация на взаимодействие, сотрудничество с другими людьми, но этот показатель находится не на оптимальном уровне, т.к. у 22% детей преобладают личные эгоистические интересы.

Деятельность по реализации программ ДОД с участием детей целевой группы и их реабилитационного компонента.

За 2017 год услуга была внедрена в образовательные организации района.

Среди родителей воспитанников также было проведено анкетирование (приложение№5), которое показало степень удовлетворенности результатами применения инновационных технологий. В анкетировании приняло участие 65% родителей от общего количества. 98% опрошенных согласны с тем, что ребенок с радостью идет в Дом творчества, а после посещения занятий у него обычно хорошее настроение. 58% опрошенных ответили, что ребенок готов проводить в Доме творчества все свое свободное время. У 77% родителей выбор детей совпадает с их желанием, а 93% поддерживают ребенка, так как это ему интересно. Практически большинство родителей, со слов ребенка, считают, что у него хороший педагог.

Анализ эффективности реализации инновационных технологий

Применение технологий позволило у несовершеннолетних :

Развить адаптивные и волевые качества;

коммуникативные и творческие способности,

сформировать позитивного мироощущения и социального опыта, преодолеть проблемы в профессиональном самоопределении и социализации

формировать мотивации к здоровому образу жизни

Удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления или принявших в них участие, составляет 0,2% в общей численности несовершеннолетних.

Рецидивная преступность не отмечена

Увеличилось число несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, получивших реабилитационные услуги.

1.Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. – М., 1994.

2. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 2000г.

3. Директор школы // научно-методический журнал. – 2005. - №8

4. Жигарев Е.С. Административная деликатность несовершеннолетних: понятие, виды и профилактика. М.,1992.

5. Заместители директора школы по воспитательной работе // научно-методический журнал. – 2005. - №8

6. Ляпина Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений. Волгоград. 2008 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

(в рамках реализации профилактической услуги

Для старшеклассников 14-17 лет

Срок реализации — 1 год

Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы принятия и доверительности в общении; знакомство подростков друг с другом; установление правил работы в группе; предложение программы занятий.

- тест Р.Б.Кэттелла (многофакторный опросник личности)

- тест определения типа акцентуации характера Шмишека;

методика исследования самоотношения В.В.Столина

Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте три глубоких вдоха. Слушая музыку, нарисуйте мысленно какую-нибудь картинку.

Ведущий включает магнитофон с медитативной музыкой. Участники закрывают глаза и слушают музыку, мысленно представляя различные образы, какие им захочется. Тем, у кого не получается что-то предста вить, можно предложить рисовать под музыку.

Мой жизненный путь: мои основные успехи и неудачи.

Мои дружеские связи: с кем я дружен и почему.

Мои конфликты: в чем они состоят и чем я их объясняю.

Мои стимулы: что или кто контролирует мою жизненную активность.

Негативные воздействия: какие и как я хочу их устранить.

Позитивные воздействия: какие хочу использовать или поддержать.

Мои проблемы: что мне мешает жить и что я хочу в связи с этим изменить.

Ход занятия: Дорогие друзья! Наша задача заглянуть в свое Я, поскольку наше Я одна из самых больших загадок. Иногда Я обладает большим здравым смыслом, иногда в нем звучит голос обиды, а подчас это голос озарения и творческой фантазии. Мы будем выражать свое Я индивидуальными средствами; самовосприятие личности осуществлять через взгляд на себя, но как бы со стороны, через восприятие нас другими людьми; через самооценку своей деятельности, собственных внутренних состояний (эмоций, ощущений, мыслей); оценку своего внешнего облика. Проведем несколько упражнений.

Задание . Составьте рассказ о себе.

Инструкция . Нужно представить себя окружающим. Рассказать о том, где учились, где живете, какой вы человек, какие у вас интересы, сколько вам лет, какого вы роста. Имейте в виду, что это ваша заявка о себе, сделайте ее оригинальной, интересной, привлекательной для окружающих.

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Какие самые-самые приятные слова вы слышали о себе самом за всю свою жизнь?

Как можно доказать уникальность и неповторимость каждого человека?

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Поста райтесь расслабиться.

Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазий, во время которого вы услы шите много прекрасных и приятных слов в свой адрес.

Вы знаете о том, что в самой-самой глубине каждого человека скрывается неповто римая и чудесная звезда? Она любого из нас делает непохожим на всех остальных людей. Ведь у каждого звезда собственная. Звезды различаются между собой по цвету, по величине, по форме. Неся в своей душе свою звезду, человек обретает уникальность. Давайте разыщем для всех вас вашу звезду. Я буду обращаться ко всем вам одновремен но, при этом все мои слова будут звучать для каждого из вас в отдельности.

Отправимся на поиски. Может быть, эта особенная звезда находится в твоей голове. Возможно, она скрывается в твоем сердце, в животе или где-то еще. Как только ты обнаружишь свою чудесную звезду, тихонько подними руку. (Необходимо дождаться мо мента, когда дети подадут сигнал о том, что нашли свою чудесную звезду.)

Прекрасно! Ты нашел свою звезду. Посмотри на нее повнимательнее. Какого она цвета? Какого размера? А теперь представь себе, какое счастливое и довольное лицо у твоей звезды. Ты видишь широкую улыбку на всем ее лице? А может быть, ее улыбка тихая и маленькая? Когда ты разглядишь улыбку на лице твоей звезды, снова тихонько подними руку. (Дети снова должны подать этот сигнал.)

Твоя звезда смеется или улыбается, потому что она знает одну большую и важную тайну. (Голос ведущего становится более тихим и проникновенным.) Осторожно-осторожно возьми свою звезду на руки, поднеси ее к уху и внимательно послушай то, что она произнесет. Пусть она расскажет тебе, благодаря чему ты такой уникальный и неповто римый человек. После того как ты внимательно выслушаешь все, что скажет тебе твоя звезда, снова тихонько подними руку. (Ребята подают сигнал.)

Сейчас ты можешь потянуться, поочередно напрягая и расслабляя все мышцы твоего тела. Попрощайся со своей звездой и открой глаза.

Ведущий предлагает ребятам памятку о себе.

Всегда помни о том, что каждый человек неповторим и уникален. И ты в том числе!

Все люди по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию. Это не плохо и не хоро шо. Просто все мы разные, и понимание этого составляет основу хороших взаимоотно шений с окружающими.

Несмотря на то что люди очень разные, все мы в то же время в чем-то похожи. У ка ждого человека есть какие-то черты сходства и различия с другими людьми. Как бы выглядел мир, если бы каждый был похож на всех? Суть красоты — в ее разнообразии!

Задание . Нарисовать свой собственный образ в аллегорической форме.

Инструкция . Возьмите цветные фломастеры и листы формата А-4, постарайтесь нарисовать образ своего Я. Можно рисовать все, что хочется: это может быть пейзаж, натюрморт, подражание детским рисункам, нечто в стиле ребуса, фантастический мир, абстракция - в общем все что угодно, с чем вы ассоциируете, связываете, сравниваете себя, свое жизненное состояние, свою натуру. Не бойтесь, что у вас не получится или что вы не умеете рисовать.

Задание . Сформулировать свой девиз.

Инструкция . В старину у средневековых рыцарей был обычай – на воротах замка, гербе, щите воина писать девиз, то есть краткое изречение, выражающее идею, цель деятельности владельца. Ваш девиз должен заставить вас сконцентрироваться на главном, отражать ваше кредо, отношение к миру в целом, к самому себе - ответить на вопросы: что я умею в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Можете дать к девизу пояснения, приготовьтесь к оглашению девиза перед другими участниками группы.

Член кружка, секции

Разбейтесь по парам и проиграйте друг с другом все эти ваши роли.

Давай обратную связь только тогда, когда тебя об этом просят.

Говоря о своих мыслях и чувствах, скажи о том, какие конкретно слова, поступки их вызвали. Не говори о человеке в целом.

Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.

Внимание! Обратная связь — не повод свести счеты с тем, кто тебе давно не нравится. Если ты чувствуешь, что не можешь быть объективным, лучше промолчи. Обратная связь говорит о тебе столько же, сколько ты говоришь о другом. Говори о том, что тебе приятно, и о том, что тебе неприятно.

После выполнения задания участники и консультант по очереди показывают свои рисунки группе и объясняют, что на них изображено.

Затем попросите ребят разделить еще один лист вертикально на 2 части. В первой части им следует написать свои идеальные качества, т.е. описать то, каким он хочет быть. Во второй части напротив описанных в 1 части качеств следует указать, есть ли уже это качество у данного подростка, либо его необходимо сформировать (развить). Качества, которые подросток желает в себе развить, надо выделить цветной ручкой идалее – каждый участник вслух обозначает эти качества и объясняет, почему он хочет их сформировать у себя. Другие участники обсуждают, присущи ли эти качества успешной личности. Таким образом, список качеств может быть скорректирован с помощью других участников.

Читайте также: