Методы обеспечения надежности сотрудников силовых структур

Обновлено: 18.05.2024


Ключевые слова: представления, надежность, сотрудники, исследования, возраст, группа, духовность, наука, моральные качества, психология

Abstract:
The article is devoted to the analysis of ideas about personal reliability demonstrated by EMERCOM of Russia official. The researchers describe the importance of the problem, objective and methods of the research. The results of the research are of high practical importance. As a conclusion of the research, the author underlines the need to define personal reliability of EMERCOM officials. In the course of their research, the authors discover peculiarities of EMERCOM officials' ideas of what personal reliability means. The difference between groups of respondents participating in the research is that 20-30 year old officials base their idea of personal reliability on themselves while 30-45 year old officials care more about personal reliability of others. The research involved 40 officials of EMERCOM of Russia aged 20- 45 years. The main research method is the author's modified version of Sack's Sentence Completion Test. The scientific novelty of the research is caused by the fact that the author describes views and ideas of EMERCOM officials on personal reliability. The results of the research underline the importance of such research for psychologists who work as security agencies. The results of the research can be used in practical sessions with EMERCOM officials and personnel of EMERCOM divisions as well as diagnostics and psychological counselling performed by EMERCOM psychologists.

spirituality, group, age, researches, employees, reliability, representations, science, moral qualities, psychology

Введение

Научные труды о психологии надежности и ее значении в профессиональной деятельности человека, отражены в работах ведущих российских ученых гуманитарного знания, занимающихся данной проблемой (Ломов Б.Ф. [10] , Бодров В.А. [3] , Никифоров Г.С. [11] , Стрижов Е.Ю. [18] , Чувилин С.А. [23] и др.). Однако, мало изученным является проблема представлений о личностной надежности у сотрудников МЧС России.

В науке к настоящему времени не выработано пока еще единого психологического определения надежности. Это обусловлено, с одной стороны, широтой самой проблематики, а с другой – многообразием исследовательских подходов, которые наиболее часто выстраиваются с позиции:

- духовно-нравственного подхода, когда надежность рассматривается как основное нравственное качество личности проявляемое, прежде всего в ситуациях жизненного выбора, как способность следовать моральным требованиям; этики профессии, как умение вести себя ответственно и справедливо (Веселова Е.К, Стрижов Е.Ю., Коваль Н.А., Комаров В.В.);

- определенного способа существования, жизнедеятельности человека, когда надежность исследуется в качестве ведущей ценности индивида и входит в систему ценностей индивида (Слободчиков В.И., Леонтьев Д.А.);

- аксиологического подхода рассматривающего надежность как ценностное содержание сознания (Каган М.С., Холостова Т.В., Федотова В.Г.);

- деятельностного подхода, в котором надежность представлена как безошибочное выполнение человеком возложенных на него профессиональных обязанностей в течение требуемого времени и заданных условиях (Ломов Б.Ф., Небылицин В.Д.);

- психологической характеристики социального субъекта, когда надежность способствует высокой эффективности совместной деятельности (Чернышев А.С., Сарычев С.В.);

- гносеологического подхода, где надежность рассматривается как осознание определенной роли при необходимости выполнять ее безотказно и своевременно в любых условиях (Круг В.М., Осадчук О.Л.).

Во всех перечисленных подходах связующим звеном выступает внутренний мир человека, определяющий конкретные особенности его поведения, деятельности, профессионального взаимодействия с другими.

Крук В.М. [8] , Осадчук О.Л. [12] , Стрижов Е.Ю. [18] сходятся в целом в той мысли, что одним из основных показателей профессионализма является надежность сотрудника. Становится очевидным, что надежность – это значимое личностно-профессиональное качество, имеющее свое содержание. От уровня его сформированности зависит ход и результативность труда.

Профессиональная надежность сотрудников силовых ведомств, которая рассматривается в разных направлениях психологической науки, находится в большой зависимости от индивидуальных особенностей сотрудников, качества их профессиональной подготовки, а также от множества личностных факторов, что отмечено в работах Д.Е. Алексеева [1] , В.А. Бодрова [2] , Ильина Е.П. [6] , С.Н. Савинкова [17] ; Е.Ю. Стрижова [18] , О.В. Тихомировой [20] , А.Ю. Федотова [22] ; Шойгу Ю.С. [24] , D.E.Super [27] .

Ведущие механизмы личностной надёжности специалиста МЧС России представлены самоконтролем, нацеленным на своевременное предотвращение или устранение уже совершенных профессиональных ошибок; компенсацию, которая предполагает возмещение нарушенных психологических функций с помощью использования сохранённых или трансформации частично нарушенных когнитивных функций (в том числе недостаточную выраженность какого-то личного свойства).

На основании мнения Г.С. Никифорова [11] , специалисты во многом склоны к определению, которое описывает личностную надежность в профессиональной деятельности, как умение следовать личным и профессиональным требованиям профессионально-этического кодекса сотрудника, как умение вести себя нравственно, в том числе, в трудных ситуациях с дефицитом времени.

Анализ литературы позволил нам рассмотреть надежность как качество личности в структуре личностно-профессиональных качеств сотрудников МЧС России, позволяющее эффективно выполнять профессиональные функции в различных условиях.

В рамках инженерной психологии и психологии труда существует несколько теорий надежности оператора, а также сотрудника, однако, личное отношение специалиста, его внутреннее понимание и представление о надежности никем не рассматривалось. Актуальность научной проблемы изучения представлений о личностной надежности у сотрудников МЧС России, ее недостаточная разработанность и научное обоснование практической реализации, обусловили выбор темы, предопределили цель и методику проведения нашего исследования.

Цель исследования, таким образом, состоит в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально определить представления о личностной надежности у сотрудников МЧС России.

Материалы и методы

В исследовании участвовали испытуемые в количестве 40 человек (20 мужчин и 20 женщин) в возрасте от 20 до 45 лет, сотрудники различных подразделений МЧС России по г. Москве.

Целью методики является выявление представления о личностной надежности у сотрудников МЧС России. В опросном листе даны два предложения, которые необходимо закончить каждому респонденту. Также, респондентам, необходимо указать свой возраст.

1) Надежность – это…

2) Надежность для меня – это…

Результаты исследования представляют практическую значимость для сотрудников психологических служб силовых ведомств Российской Федерации, а также интерес для психологов, работающих с профессиональным контингентом МЧС России.

Результаты исследования

На основании результатов исследования личностную надежность сотрудников МЧС России, мы определили, как индивидуальный уровень развития самосознания человека, при котором жизненные цели личности и способы их достижения осознаны, упорядоче­ны и организованы в соответствии с этическими нормами морали.

Личностная надежность для большинства испытуемых представляется как уверенность в окружающих людях, своеобразная безопасность своей личности, а также связывали надежность с возможностью преодолевать сложности в условиях дефицита времени при выполнении трудных заданий.

Вторая группа испытуемых (лица 30-45 лет) в своем большинстве указали, что надежность представляется важным свойством личности, которое отражается на поступках человека, как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности. Личностная надежность для большинства испытуемых этой группы представляется как уверенность в собственных силах, принципах, морали и отношении к людям.

Таким образом, мы видим качественное смысловое отличие понимания личностной надежности у разных возрастных групп сотрудников МЧС России. Смысловая направленность надежности личности в выборке респондентов возраста 20-30 лет направлена на себя. Смысловая направленность надежности личности в выборке респондентов возраста 30-45 лет направлена на окружающих, точнее, свое собственное отношение к людям, в отличие от первых.

Рассмотрим результаты, полученные нами в ходе изучения структуры личностной надежности сотрудников МЧС России, которые представлены в таблице 1.

Структура представлений о надежности у сотрудников МЧС России

Представления о надежности у сотрудников МЧС

Возраст 20-30 лет

Возраст 30-45 лет

Активные социальные контакты

Высокое материальное положение

Сохранение собственной индивидуальности

Рассмотрим наглядно результаты (см. рис 1.).


Рис. 1. Графическое представление результатов по структуре представлений о личностной надежности у сотрудников МЧС России

В соответствии с таблицей 1, рисунком 1, у сотрудников МЧС России были выявлены следующие жизненные ценности.

1. Личная надежность.Данная жизненная ценность была выявлена у 85% респондентов 1 группы и 55% респондентов 2 группы. Выраженность этой ценности говорит о стремлении сотрудников приобретать объективную информацию об особенностях их способностей, характера и т.д. и характеристиках собственной личности; стремлении к саморазвитию, полагая, что надежность человека не исчерпываемая; стремлении добиться в жизни полной их реализации.

2. Духовное удовлетворение.Эта жизненная ценность была выявлена у 65% респондентов 1 группы и 71% респондентов 2 группы. Опираясь на эту ценность, такие люди стремятся получить моральное удовлетворение во всех сферах жизни. Они полагают, что самым важным в жизни является делать то, что приносит удовлетворение и интерес.

3. Безопасность. Такая жизненная ценность была выявлена у 49% респондентов 1 группы и 49% респондентов 2 группы. Эти сотрудники стремятся реализовать свои творческие возможности, вносить различные изменения в различные сферы жизни. Такие сотрудники отрицают размерный ход жизни и всегда вносят в нее проверенные временем решения.

4. Активные социальные контакты.Данная жизненная ценность была выявлена у 53% респондентов 1 группы и 68% респондентов2 группы. Эти сотрудники стремятся устанавливать благоприятные взаимоотношения с другими людьми.

5. Профессиональный престиж.Подобная жизненная ценность была выявлена у 80% респондентов 1 группы и 50% респондентов2 группы. Эти сотрудники стремятся признавать, уважать, одобрять профессии других и получать одобрение в ответ. Нуждаются в общественном одобрении своей профессиональной деятельности.

6. Стойкость характера.Данная жизненная ценность была выявлена у 49% респондентов 1 группы и 53% респондентов 2 группы. Такие сотрудники стремятся достичь ощутимых и конкретных результатов в различных периодах жизни.

7. Высокое материальное положение. Данная жизненная ценность была выявлена у 77% респондентов 1 группы и 71% респондентов 2 группы. Эти сотрудники стремятся к высокому материальному благосостоянию.

8. Сохранение собственной индивидуальности.Такая жизненная ценность была выявлена у 55% респондентов 1 группы и 85% респондентов 2 группы. Эти сотрудники стремятся к независимости от окружающих.

Анализ данных позволил выявить ряд статистически значимых различий между сравниваемыми группами (см. табл. 2).

Результаты сравнительного анализа жизненных ценностей сотрудников разного возраста

Уровень значимости (р)

Активные социальные контакты

Высокое материальное положение

Сохранение собственной индивидуальности

Примечание: * - различия значимы на уровне р≤0,05.

Бодров В.А. Проблема профессиональной и функциональной надежности оператора // Психологический журнал. – 1989. – № 4, с.142-149.

Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1998. 288 с.

Вавилов М.В. Оперативный психологический контроль и прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля: Автореф. дисс. … канд. психол. наук, СПб., 2003. 20 с.

Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М.: Институт психологии РАН, 2006. 400 с.

Коваль Н.А. Ценностная обусловленность развития духовности в онтогенезе // Известия Воронежского государственного педагогического университета, 2013. № 1, с. 73-75.

Крук, В. М. Психологическое обеспечение надежности специалиста силовых структур: автореф. дис. докт. психол. наук. М.: ИМЦ, 2013. 44 с.

Крук В.М. Психология надежности специалиста: история и современность // Вестник Московского государственного областного университета, № 1, 2011, с. 150-158.

Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности // Психология. Учебник. / Под ред. А.А. Крылова. Изд-во Проспект, 2015, с. 430-439.

Протанская Е.С. Моральная надежность – категория профессиональной этики // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя / Материалы науч. конференции 26-27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. – СПб.: СПб. философское общество, 2000. с. 130–132.

Психологическая диагностика в управлении персоналом: Учебное пособие для сотрудников кадровых служб / Под ред. Климова Е.А. М.: РПО, 1999. 184 с.

Савинков С.Н. Исследование проблемы формирования профессиональных качеств сотрудников МЧС России // Ученые записки Российского государственного социального университета. Т. 16. 2017. № 6 (145). С. 45–53.

Стрижов Е.Ю. Моральные и универсальные ценности в системе нравственной надежности личности // Вестник ТГПУ, 2009. Выпуск 1(79), с. 84-88.

Стрижов Е.Ю. Нравственная надежность личности как психологическая проблема // Вестник ТГУ. Сер.: Психологические науки. 2007. № 9 (53), с. 41–47.

Тихомирова О.В. Индивидуально-психологические особенности личности в профессиональной деятельности сотрудников МЧС (постановка проблемы) // Общество и право. № 1(19), 2008, с. 286-289.

Федотов А.Ю. Принципы и основные технологии психологического обеспечения профессиональной надёжности сотрудников силовых структур // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, № 3 (75), 2017, с. 216-219.

Чувилин С.А. Надежность персонала как один из факторов безопасности в условиях современного российского рынка // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. Т. 13, выпуск 1. 2013, с. 56-58.

Шойгу Ю.С. Психологическая служба МЧС России: актуальное состояние и перспективы развития // Профессиональное образование. Столица, № 3, 2016, с. 29-32.

Morosanova V.I., Gaidamashko I.V., Chistyakova S.V., Кondratyuk N.G., Burmistrova-Savenkova A.V. Regulatory and personality predictors of the reliability of professional actions // Psychology in Russia: State of the Art. Volume 10, Issue 4, 2017. p. 195-207.

Bodrov V.A. Problema professional'noi i funktsional'noi nadezhnosti operatora // Psikhologicheskii zhurnal. – 1989. – № 4, s.142-149.

Bodrov V.A., Orlov V.Ya. Psikhologiya i nadezhnost': chelovek v sistemakh upravleniya tekhnikoi. M.: Izd-vo Institut psikhologii RAN, 1998. 288 s.

Vavilov M.V. Operativnyi psikhologicheskii kontrol' i prognozirovanie nadezhnosti deyatel'nosti spetsialistov ekstremal'nogo profilya: Avtoref. diss. … kand. psikhol. nauk, SPb., 2003. 20 s.

Emel'yanova T.P. Konstruirovanie sotsial'nykh predstavlenii v usloviyakh transformatsii rossiiskogo obshchestva. M.: Institut psikhologii RAN, 2006. 400 s.

Koval' N.A. Tsennostnaya obuslovlennost' razvitiya dukhovnosti v ontogeneze // Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2013. № 1, s. 73-75.

Kruk, V. M. Psikhologicheskoe obespechenie nadezhnosti spetsialista silovykh struktur: avtoref. dis. dokt. psikhol. nauk. M.: IMTs, 2013. 44 s.

Kruk V.M. Psikhologiya nadezhnosti spetsialista: istoriya i sovremennost' // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta, № 1, 2011, s. 150-158.

Nikiforov G.S. Nadezhnost' professional'noi deyatel'nosti // Psikhologiya. Uchebnik. / Pod red. A.A. Krylova. Izd-vo Prospekt, 2015, s. 430-439.

Protanskaya E.S. Moral'naya nadezhnost' – kategoriya professional'noi etiki // Eticheskoe i esteticheskoe: 40 let spustya / Materialy nauch. konferentsii 26-27 sentyabrya 2000 g. Tezisy dokladov i vystuplenii. – SPb.: SPb. filosofskoe obshchestvo, 2000. s. 130–132.

Psikhologicheskaya diagnostika v upravlenii personalom: Uchebnoe posobie dlya sotrudnikov kadrovykh sluzhb / Pod red. Klimova E.A. M.: RPO, 1999. 184 s.

Savinkov S.N. Issledovanie problemy formirovaniya professional'nykh kachestv sotrudnikov MChS Rossii // Uchenye zapiski Rossiiskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta. T. 16. 2017. № 6 (145). S. 45–53.

Strizhov E.Yu. Moral'nye i universal'nye tsennosti v sisteme nravstvennoi nadezhnosti lichnosti // Vestnik TGPU, 2009. Vypusk 1(79), s. 84-88.

Strizhov E.Yu. Nravstvennaya nadezhnost' lichnosti kak psikhologicheskaya problema // Vestnik TGU. Ser.: Psikhologicheskie nauki. 2007. № 9 (53), s. 41–47.

Tikhomirova O.V. Individual'no-psikhologicheskie osobennosti lichnosti v professional'noi deyatel'nosti sotrudnikov MChS (postanovka problemy) // Obshchestvo i pravo. № 1(19), 2008, s. 286-289.

Fedotov A.Yu. Printsipy i osnovnye tekhnologii psikhologicheskogo obespecheniya professional'noi nadezhnosti sotrudnikov silovykh struktur // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii, № 3 (75), 2017, s. 216-219.

Chuvilin S.A. Nadezhnost' personala kak odin iz faktorov bezopasnosti v usloviyakh sovremennogo rossiiskogo rynka // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Sotsiologiya. Politologiya. T. 13, vypusk 1. 2013, s. 56-58.

Shoigu Yu.S. Psikhologicheskaya sluzhba MChS Rossii: aktual'noe sostoyanie i perspektivy razvitiya // Professional'noe obrazovanie. Stolitsa, № 3, 2016, s. 29-32.

Morosanova V.I., Gaidamashko I.V., Chistyakova S.V., Kondratyuk N.G., Burmistrova-Savenkova A.V. Regulatory and personality predictors of the reliability of professional actions // Psychology in Russia: State of the Art. Volume 10, Issue 4, 2017. p. 195-207.

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Стратегии первого уровня оценки эффективно реализуются однопроходной, совокупной, последовательной, отбраковочной, приемочной тактиками (И.Н. Носс). В стратегиях второго уровня их применение ограничено, так как не отражает миссию непрерывной оценки по установленным критериям и показателям личностной надежности как части целостной системы ее психологического обеспечения, направленной в конечном итоге на регулятивную оптимизацию поведения специалистов. Это может быть достигнуто сочетанием тактик сплошной (всеобщей) оценки; выборочной оценки по определенным показателям личностной надежности, категориям, группам специалистов, времени проведения и проч.; оценки по показаниям (прецедентной, внеплановой).

Комплексное использование рассмотренных тактик приводит специалиста к осознанию, что кроме известных ему предстоящих оценок, он может быть подвергнут любым другим установленным оценкам. Сочетание стратегий и тактик актуализирует психологические механизмы тестирования реальности и рефлексии, способствуя оптимизации обеспечения личностной надежности специалиста.

При рассмотрении проблемы оценки и анализа проводимой работы в интересах ее оптимизации проанализированы модели оценки надежности человека/персонала (Human/Personel Reliability Assessment, H/PRA). Их насчитывается более 300, они относятся к методам оценки безопасности (М. Everdij, Н. Blom, В. Kirwan, 2006). Некоторые из них используются в российских ведомствах. В общем плане они характеризуются как семиэтапный процесс с двумя обратными связями (рис. 6).

повторение совершенствование

Рис. 6. Процесс оценки безопасности (включая надежность специалиста)

(М. Everdij, Н. Blom, В. Kirwan, 2006)


Первая отражает потребность в постоянном обращении к исходному этапу, подчеркивая, что это непрерывный процесс. Вторая - объективную потребность не останавливаться на достигнутом. В ряде исследований она характеризуется как восьмой этап. Основной вопрос заключается в обеспечении бесперебойной и эффективной работы этого системного процесса за счет качественного выполнения каждой его стадии, что побуждает к постоянному поиску новых и совершенствованию существующих методов их оценки.

В целом каждая известная модель оценки надежности относится к одному из трех поколений. В моделях первого поколения реализованы методы, направленные на предсказание вероятности ошибки специалиста (типа THERP, APJ и др.); в моделях второго - позволяющие проникнуть в суть проблемы его надежности (типа CREAM, MERMOS и др.); в моделях третьего сочетаются подходы двух предыдущих (типа HEART).

Все модели весьма результативны, имеют определенные преимущества и ограничения, могут быть использованы в интересах оптимизации ведомственной программы психологического обеспечения личностной надежности специалиста, что требует специального рассмотрения и обоснования.

В заключении обобщены полученные результаты, сформулированы теоретические выводы и практические рекомендации.

Практические рекомендации. Для психологического обеспечения личностной надежности специалиста предлагается:

1. Руководителям заинтересованных ведомств и организаций ввести в практику деятельности кадровых и психологических органов (служб, подразделений) обеспечение личностной надежности специалиста требуемых категорий, основанное на разработанной концепции и апробированной модели ее реализации. С этой целью:

- создать рабочие группы в составе заинтересованных специалистов, которым поручить разработать программы обеспечения личностной надежности специалиста, предусматривающие обоснование ее сущности, содержания, нормативной правовой регламентации, научно-методического, квалификационного, организационного, материально-технического, информационно-пропагандистского сопровождения;

- рассмотреть создание штатного или действующего на постоянной основе нештатного научно-исследовательского и методического подразделения в составе компетентных в данной проблеме психологов, юристов, программистов и других специалистов, разрабатывающих перспективные для использования в обеспечении личностной надежности специалиста технологии и анализирующих их эффективность;

- нормативно закрепить организацию, управление, контроль, отчетность, анализ и обобщение данных о проводимой работе с целью ее планомерной реализации и выработки предложений по оптимизации.

2. Руководителям образовательных учреждений, внести необходимые изменения в программы, планы профессиональной подготовки и дополнительное профессиональное образование руководителей и должностных лиц, задействованных в реализации мероприятий психологического обеспечения личностной надежности специалиста.

3. Организаторам программ психологического обеспечения личностной надежности специалиста предусмотреть регулярный обмен опытом работы, повышение научного уровня и совершенствования методического мастерства реализующих эту деятельность лиц.

4. Руководителям и ответственным исполнителям программ психологического обеспечения личностной надежности специалиста предусмотреть постоянное разъяснение вовлеченным в это должностным лицам, специалистам, членам их семей и т.д. сущности, содержания, особенностей, целей и задач проводимой работы.

5. Организаторам обеспечения личностной надежности специалиста предусмотреть корректное освещение ее мероприятий в средствах массовой информации, а также постоянное функционирование посвященных этому профессиональных информационных ресурсов.

6. Заинтересованным исследователям продолжить научное изучение проблемы психологического обеспечения личностной надежности специалиста, а также разработку, апробацию и внедрение перспективных для повышения его эффективности устройств, методик, технологий и др.

7. Активнее изучать и анализировать отечественный и зарубежный опыт решения подобных проблем, организовывать на постоянной основе стажировки, обмены опытом специалистов, совместные научно-исследовательские программы.

Дальнейшее исследование психологического обеспечения личностной надежности специалиста целесообразно проводить по следующим направлениям:

поиск и обоснование современных технологий оценки показателей личностной надежности специалиста;

совершенствование научно-методического, материально-технического, организационного, квалификационного, информационно-пропагандистского сопровождения мероприятий обеспечения личностной надежности специалиста; развитие научных и прикладных основ оптимизации ее системы в целом.

Различные аспекты и положения диссертационного исследования изложены в более чем 100 публикациях.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНО В СЛЕДУЮЩИХ РАБОТАХ

Статьи в рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ

Монографии

  1. Крук В.М. Медицинские и психологические особенности биорезонансной диагностики и терапии в условиях пенитенциарных учреждений / С.И. Гусев, В.М. Крук, О.И. Трифонов. Москва, НИИ РЛ МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. (21/7,0 п.л.).
  2. Крук В.М. Психологический мониторинг здоровьесберегающими аппаратными средствами наркопотребления молодежи. Коллективная монография. М.:МГОУ, 2010. (8,6 / 7,0 п.л.).
  3. Крук В.М. Профилактика наркопотребления как фактор личностной надежности военнослужащего / В.М. Крук, Л.В. Кравцова. М.: МГОУ, 2011.(15,6/8,0 п.л.).
  4. Крук В.М. Психология обеспечения личностной надежности специалиста. Монография. М.: Изд-во НИИ радиоэлектроники и лазерной техники МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. (20 п.л.).


Научные публикации в других изданиях

Учебники и учебные пособия

Общий объем публикаций – около 200 п.л.

1 Далее - специалиста

2 (По результатам контент-, семантического, содержательного психологического анализа 160 документальных источников и 500 ситуаций личностной ненадежности специалиста с последующим факторным анализом методом главных компонент.

Читайте также: