Методические разработки пособия рекомендации по организации и проведению воспитательной работы в доу
Обновлено: 17.05.2024
Данная разработка содержит комплекс кратких и четко сформулированных указаний, способствующих внедрению в педагогическую практику алгоритма действий применительно к методическим рекомендациям. Автором подчеркивается, что методические рекомендации могут быть краткие и развернутые и даются четкие указания, как правильно оформить те и другие. При этом дается конкретный алгоритм оформления данного методического мероприятия.
Содержимое публикации
Методические рекомендации для педагогов ДОУ
«Написание методических рекомендаций
Подготовил:старший воспитатель МБДОУ
высшей квалификационной категории
Методические рекомендации содержат комплекс кратких и четко сформулированных указаний, способствующих внедрению в педагогическую практику наиболее эффективных методов и форм обучения, рациональных вариантов, образцов действий применительно к определенному виду образовательной деятельности.
В зависимости от целеполагания, изложение методической рекомендации может быть кратким или развернутым.
Краткие рекомендации называются памяткой и могут содержать советы для конкретной аудитории по выполнению каких-то конкретных операций или действий. Памятки содержат минимум информации, небольшие по объему (от одного листа и больше).
Памятки составляются без титульного листа по следующему алгоритму:
Основной текст (начинается с краткого описания сути вопроса, затем идут краткие и четкие указания, основной текст может содержать пронумерованные иллюстрации с кратким описанием).
Автор (ы) (ФИО полностью), должность, место работы.
Месяц и год создания.
Развернутые методические рекомендации, как правило, предназначены для оказания помощи тому, кому они предназначаются в восприятии логики одной или нескольких апробированных методик, выработанных на основе результативного педагогического опыта. В методических рекомендациях содержатся конкретные указания по организации и последовательности проведения одного или нескольких занятий, выполнению курсовых и дипломных работ или мероприятий, иллюстрирующих методику на практике.
Объем развернутых методических рекомендаций, как правило, занимает от трех листов и больше, в зависимости от количества информации. Алгоритм оформления методических рекомендаций:
1. Титульный лист:
Полное название учреждения
Вид методической продукции (методические рекомендации)
Должность педагога - автора
Квалификационная категория педагога - автора
ФИО педагога - автора полностью
Месяц и год написания
2. Второй лист: Аннотация (краткое описание сути работы, обозначение целевой аудитории).
Пояснительная записка (Вступительная часть, в которой обосновывается актуальность данных рекомендаций, разъясняется, какую помощь призвана оказать настоящая работа; указывается цель (цель должна быть одна); главный тезис и источник практического опыта; целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются методики, сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; можно охарактеризовать значимость предлагаемой работы; обязательно дается описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным направлениям; может способствовать повышению мотивации к обучению у студентов и т.п.).
Содержание (оно может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.д. и т.п. Поэтому само содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры, главное, что это проанализированный и переработанный материал, который излагается в логической последовательности. Можно, опираясь на состоявшийся педагогический опыт, поэтапно описать, что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу и как, т.е. с помощью каких форм и методов; дать советы по решению организационных вопросов (например, план работы; этапы проведения мероприятия, распределения поручений и т.д.); советы по материально-техническому обеспечению; по кадровому обеспечению. Методические советы по проведению массовых мероприятий с обучающимися могут содержать рекомендации по создания эмоционального настроя).
Заключение (выводы, подведение итогов в соответствии с вводной частью и содержанием).
Список использованной литературы (при необходимости можно разделить список рекомендуемой литературы по теме; список составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников; в список отдельно включаются электронные ресурсы).
Пояснительная записка
В настоящее время в дошкольных образовательных организациях города Москвы осуществляется введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Все педагогические коллективы работают над повышением качества дошкольного образования. Воспитателям предстоит освоить новые образовательные программы, принять участие в реализации примерной основной образовательной программы образовательной организации, в которой они работают. Особая роль отводится методическому сопровождению педагогов в дошкольной образовательной организации по введению ФГОС дошкольного образования. Переход на новое содержание работы с детьми дошкольного возраста требует вдумчивого отношения к планированию воспитательно-образовательной работы с детьми.
Цель методических рекомендаций – помочь воспитателям в планировании воспитательно-образовательного взаимодействия воспитателя с детьми в дошкольной образовательной организации по всем виды детской деятельности в течение месяца, недели.
В методических рекомендациях представлены структура рабочего журнала воспитателя, схема календарного планирования и приложения с пояснениями. Циклограмма планирования рабочего дня поможет воспитателям дошкольных образовательных организаций планомерно и последовательно организовать образовательную деятельность в течение всего времени пребывания детей в дошкольной образовательной организации.
Методические рекомендации разработаны на основе практического опыта работы нескольких дошкольных образовательных организаций и адресованы методистам, старшим воспитателям, опытным и начинающим воспитателям дошкольных образовательных организаций.
Актуальность данной формы планирования – практическая помощь педагогам в реализации образовательных областей, а также осуществлении интеграции всех видов детской деятельности в режиме дня.
В новом законе образовательные организации получили гораздо более широкие права в определении собственной образовательной деятельности.
Программа разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
Программа должна быть направлена:
– на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, его сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видам деятельности;
– создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа включает требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
При планировании не стоит забывать и о требованиях к результатам освоения Программы.
В Законе прописано, что требования к результатам – это не требования к ребенку, которые можно и нужно измерять. Аттестация ребенка, то есть оценивание ребенка в дошкольном возрасте, в законе запрещена, результат определяется как целевой ориентир. Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас стоит необходимость формирования компетентной, социально адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию. Если меняется механизм управления, то, как следствие, меняется механизм планирования.
Новый вид планирования позволит воспитателю планомерно и последовательно организовать образовательную деятельность в течение всего времени пребывания детей в дошкольной организации для создания условий появления нового образовательного продукта, в создании которого включены и педагоги, и дети, и родители.
Согласно ФГОС ДО, идет распределение видов деятельности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями (п. 2.7 ФГОС ДО). И в настоящее время перед дошкольной образовательной организацией поставлена задача – разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня, в котором будут объединены различные образовательные области. Это новый подход к дошкольному образованию. В дошкольной образовательной организации существовала предметная система обучения и воспитания, и получалось, что знания оставались разрозненными, разбитыми по предметному принципу. Обеспечение систематического интеграционного процесса позволяет создавать целостную систему развития у дошкольников познавательной активности и даёт возможность целостно воспринимать окружающий мир, не нарушая его природу.
Основным фактором интеграционного процесса выступает интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, конструкторской, игровой, коммуникативной, двигательной, музыкальной, изобразительной, чтения художественной литературы и фольклора. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и дети, и родители. Таким образовательным продуктом могут выступать новое знание, рисунок, танец, спектакль, составленный ребёнком текст и др.
В результате освоения интегративной деятельности у ребёнка формируются целостные социальные и психологические образования, легко переносимые из одной сферы в другую, и развитие творческих способностей.
Интегративными формами в дошкольной образовательной организации могут выступать совместные праздники, спектакли, досуги, экскурсии, творческие проекты, сюжетно-ролевые игры, эксперименты, и т.д. Особенность организации такого процесса в дошкольной образовательной организации такова, что все перечисленные формы не могут существовать сами по себе, выбор определённой темы предполагает их интеграцию. Некоторые темы могут рассматриваться через организацию проекта, где и будет прослеживаться интеграция всех образовательных областей развития и интеграция видов детской деятельности.
Таким образом, планирование воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста осуществляется в дошкольном образовании через интеграцию всего образовательного процесса, объединяющую образовательные области, разные виды детской деятельности, приёмы и методы в единую систему. Следовательно, педагог планирует свою деятельность, следуя за ребенком, наблюдая за его развитием, за его интересами.
В качестве ожидаемых результатов при условии использования данного способа планирования воспитательно-образовательной работы можно назвать возможности и способности педагога:
– планировать разные виды и содержание детской деятельности в соответствии с интересами воспитанников;
– рационально организовывать образовательный процесс, оптимально определять направление развития каждого ребенка;
– реализовывать творческий подход к осуществлению профессиональной деятельности;
– создавать необходимую свободу выбора воспитанниками способов общения и поведения;
– управлять образовательным процессом, использовать самостоятельно выбранные технологии и методы, способы, направленные на развитие детей, и осуществлять рефлексию профессиональной деятельности;
– видеть проблему и решать ее по собственному замыслу.
Вариант № 1
Планирование воспитательно-образовательной деятельности – это рабочий отчётный документ педагога, в котором заблаговременно определяется порядок, последовательность осуществления воспитательно-образовательной деятельности с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов.
Мы предлагаем рассмотреть систему планирования для педагогов с учётом современных тенденций и требований в дошкольном образовании. В основу нашего планирования мы положили основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Наши рекомендации содержат таблицы с примерным содержанием планирования. Следует помнить, что планирование непрерывной образовательной деятельности обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы (образовательные области), представляющие определенные направления развития и образования детей, с последующим закреплением материала утром или вечером в режиме дня.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил следующие образовательные области:
Планирование отражает решение воспитательных, развивающих и образовательных задач и направлено на приобретение воспитанником опыта в следующих видах деятельности:
– двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх;
– игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской и игры с правилами);
– коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);
– познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
– восприятия художественной литературы и фольклора;
– элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);
– конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т. д.);
– изобразительной (рисования, лепки, аппликации);
– музыкальной (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах).
Алгоритм составления планирования воспитательно-образовательной деятельности педагога
Наше планирование состоит из трех разделов: организационного, воспитательно-образовательного, методического.
I раздел. Организационная деятельность
1. Титульный лист: содержит название документа, название образовательной организации, название возрастной группы, учебный год, Ф.И.О. специалистов, работающих в данной группе.
Воспитатели: Прохорова Н.В., Зайцева Л.А.
2. Список воспитанников, сведения о них (представлен в виде таблицы). Содержит Ф.И. воспитанников, адрес и телефон, Ф.И.О. родителей, особенности воспитанников. Подробная информация важна для организации индивидуально-личностного подхода к каждому воспитаннику.
100-летие со дня открытия первого детского сада в г. Ставрополе
ВЕРНУТЬСЯ В ДЕТСТВО
Защити ребенка от гриппа
Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких – соблюдайте гигиену рук, используйте одноразовые маски в местах большого скопления людей, при контактах с людьми с симптомами вирусного респираторного заболевания
ПРОСИМ ОЦЕНИТЬ КАЧЕСТВО РАБОТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА, ДОРОГ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
качеством образовательных услуг, предоставляемых государственными муниципальными образовательными организациями дошкольного и общего образования
Методические рекомендации по реализации ФГОС ДО
В этом разделе представлены методические рекомендации в помощь педагогам и родителям по реализации ФГОС в детском саду
Организация двигательного режима в ДОУ в условиях реализации ФГОС
Электронные образовательные ресурсы
Информационный буклет "ФГОС Дошкольного образования"
Ознакомительный материал для родителей "ФГОС ДО"
Мы очень надеемся на ваше понимание и успешное сотрудничество!
ОСТОРОЖНО! КОРОНАВИРУС!
Коррекционно-развивающая деятельность
Обеспечение МБУ
Дом, где живёт здоровье
Актуально
"Волжские капельки" в Контакте
Нам важно ваше мнение
Приходилось ли Вам встречаться с фактами проявления коррупции в нашем учреждении?
Безопасность
Методические разработки педагогов
Урок на всю жизнь
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА УСЛУГ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ И КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПОМОЩИ
полезные ссылки
Регион
- Официальный портал Правительства Самарской области
- Официальный портал министерства образования и науки Самарской области минстерства образования и науки Самарской области
- Портал "Образование и наука Самарской области"
- Министерство образования и науки Самарской области ВКонтакте
Наш город
Контактная информация
Внимание! Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте детского сада № 23 "Волжские капельки" строго с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с "Политикой конфиденциальности".
Оздоровительные игры для детей дошкольников. Автор: Силантьева Ольга Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N 140, г. Пермь.
. . ... . ... .
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Автор: Силантьева Ольга Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N 140, г. Пермь.
Весёлые пальчики. Методическая разработка для развития мелкой моторики детей. Автор: Кирягина О.В., учитель-логопед МАДОУ N 62,Кировского района города Казани.
. . .. .. . .
. . . . .. . ..
Методическая неделя как одна из форм методической работы в ДОУ. Автор: Ганиева Ирина Хиндулловна - старший воспитатель. МДОУ детский сад "Золотой ключик" п. Игрим, Берёзовский район, ХМАО-Югра.
Руководство организации заведующей в работе с родителями Авторы: студенты заочного отделения, факультета дошкольной педагогики и психологии, педагогического института г. Набережные Челны. Поливанова Р.М., Прокопова Е.П., Хазиева Г.М.
ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ. ИГРОВОЙ ПРОЕКТ ВО ВТОРОЙ РАННЕЙ ГРУППЕ. Автор: Одинцова Татьяна Геннадьевна, воспитатель 1 категории, Новоуральск.
Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста со взрослыми в ходе игрового взаимодействия. Автор: Овчарова Инна Викторовна, воспитатель МДОУ, первая категория, МДОУ детский сад 57 "Радуга", г. Старый Оскол.
Самоанализ деятельности. Автор: Казачук Оксана Викторовна, воспитатель МБДОУ N13, города Стерлитамак.
"Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста" . Автор: Исмагилова Альфия Ризвановна, воспитатель I квалификационная категория, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 358 комбинированного вида с воспитанием и обучением на татарском языке" Приволжского района г. Казани Республики Татарстан.
..........
Методическое пособие "Педагогическая гостиная молодого педагога". Автор составитель: Алиева С.В. старший воспитатель, рецензент: Мошакова В.В. заведующий Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 13" городского округа, город Стерлитамак Республики Башкортостан.
"Методическое пособие, по валеологии для детей старшего дошкольного возраста" Авторы – составители: воспитатель Петаева Елена Григорьевна, воспитатель Ануфриева Светлана Поликарповна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 13" городского округа, город Стерлитамак Республики Башкортостан.
Авторская программа "Учимся работать с агрессивными детьми". Автор: Дубравина Светлана Александровна, педагог-психолог МДОУ "Детский сад N 70 "Ягодка", Набережные Челны.
Автор: Ибрагимова Гульнара Салиховна, воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ "Детский сад N42 комбинированного вида" Приволжского района г. Казани Республики Татарстан.
... . .. . . ...........
Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики. Методическая разработка концертмейстера II квалификационной категории детского образцового ансамбля танца "Радость" ОХВ Зенн Лилия Владимировна. "Городской дворец творчества детей и молодежи N 1", г. Набережные Челны.
Развитие и усвоение навыков полного звукового анализа. Игры и упражнения. Учебно-методическая разработка. Автор: Кашкаха Светлана Александровна, учитель-логопед МДОУ "Золушка" г.Ноябрьск Тюменской области.
"Формирование понятий и представлений о величине и форме у дошкольников с ЗПР". Коррекционно-развивающая работа. Автор: учитель-дефектолог д/с 84 г. Набережные Челны Нещерет Татьяна Юрьевна
Организация работы с родителями в современном ДОУ. Автор: Воспитатель МДОУ N 2 "Сказка", Кулундинского района, Алтайского края, Копцова Галина Александровна.
СТРУКТУРА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА. Автор: Старший воспитатель МДОУ "Детский сад N 43" комбинированного вида г Казани, Шлычкова Наталья Викторовна.
Проект сюжетно-ролевой игры "Туристическое агенство".Автор: Мутина Е.В., воспитатель 2 категории, муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 54", Северск.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТА ДЕТСКОГО САДА. Автор: Старший воспитатель МДОУ "Детский сад N 43 комбинированного вида" г Казани Шлычкова Наталья Викторовна.
Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности. Автор: Колесник Лариса Александровна, воспитатель МОУ СОШ N 47(МДОУ N 32), г. Тверь, п. Литвинки.
"Сюжетно-ролевая игра - как средство эмоционального, познавательного и коммуникативного развития дошкольников 5 - 7 лет". Проектная деятельность Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N25" Приволжского района г.Казани. Исполнитель: Ярусова Елена Александровна, старший воспитатель I квалификационной категории МАДОУ "ЦРР - д/с N25", г.Казань.
Читайте также: