Менеджмент что это за профессия спортивный

Обновлено: 12.05.2024

Какой из исходов турнира Кубка Стенли будет желанным для спортивного менеджера? Казалось бы, занять первое место. На самом деле – второе.

— Андрей Вадимович, чтобы работать спортивным менеджером, достаточно ли знания общих методов и принципов менеджмента?

— Придя в спорт, такой менеджер – менеджер-дженералист – автоматически становится спортивным менеджером: хорошим или плохим – это другой вопрос. Может хорошим – вникнув в специфику отрасли. Только времени на это потратит больше, чем предварительно обучаясь.

— В чем заключаются особенности подготовки спортивного менеджера?

— Методы и принципы маркетинга и менеджмента везде одинаковы. Однако будущего спортивного менеджера сразу учат применять их к спорту. Ведь то же понятие конкурента в спорте другое: конкурируют не просто спортивные клубы, а спортивные клубы и шоу-бизнес, спорт – это зрелище.

— Нужны ли спортивному менеджеру какие-то особые качества?

— Основополагающее – системное мышление. В спортивной индустрии восемь разных рынков, и рынок спортивных сооружений сильно отличается от рынка спортивных услуг и т.д. При этом все они тесно взаимосвязаны, изменения на одном влекут изменения на другом.

Нужно хладнокровие. Возьмем Кубок Стенли – один из самых известных турниров за хоккейное первенство в Северной Америке. Скажите, какой исход подобного турнира будет желанным для спортивного менеджера? Казалось бы, занять первое место. На самом деле – второе. Команде, занявшей первое место, полагаются большие бонусы, и это настолько снижает прибыль, что клуб может остаться в минусе. За второе место бонусы не полагаются, а вот внимания целевой аудитории и средств от спонсоров обе команды получили одинаково. То есть спортивный менеджер должен думать не столько о спортивной победе, сколько о результате в бизнесе. И конечно, он должен любить свою работу.

— Каких знаний чаще недостает сейчас спортивным менеджерам?

— Знания маркетинга – понимания продукта, с которым имеешь дело, умения продвигать его, совершенствовать, распространять.

Знания права. Спортивное право сегодня не гармонизировано, в каждой стране оно свое. Кстати, в следующем году в Москве состоится международный конгресс на данную тему.

Знания психологии: индивидуальной и групповой. Хороший менеджер должен понимать особенности того субъекта, с каким он работает, уметь предугадывать его поведение.

В хороших учебных заведениях недостаток личного опыта, контактов и коммуникативных навыков компенсируется качеством образования, связями в лице специалистов, возможностью проходить хорошие стажировки.

— Обучение идет в четырех формах – блоках.

Первый – традиционные лекции-семинары, их проводят преподаватели по менеджерским специальностям ГУУ и действующие специалисты из спортивной индустрии.

Второй – разбор кейсов и практических задач: как провести конференцию, разработать программу, рассчитать бюджет и др.

Третий – мастер классы звезд спортивного менеджмента.

Четвертый – стажировки и выездные занятия.

— Есть ли у профессиональных спортсменов какие-то преимущества в сфере спортивного менеджмента?

— Спортсмены, особенно хорошие, настроены побеждать, и есть много примеров, когда они действительно становятся хорошими менеджерами и предпринимателями.

Знание индустрии изнутри помогает, но здесь возможна ловушка: например, молодой человек участвовал в спортивных мероприятиях, организованных не самым лучшим образом, но в голове отложилось, что все было правильно. Приходится ломать прежние стереотипы.

Вообще – 50% наших студентов приходят к нам из других отраслей: банковской, риэлтерской и т.д.

В физкультурных вузах, например, Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма (РГУФК) или Московской государственной академии физической культуры (МГАФК) процент связывающих свою карьеру с профессиональным спортом на программах спортивного менеджмента больше.

— Многие ли еще вузы дают образование – и насколько хорошее – по спортивному менеджменту?

— В Москве специальность спортивного менеджера можно получить более чем в 10 вузах. Но должную подготовку при этом дают не все. Впрочем, это проблема не только спортивного менеджмента: массовое увлечение гуманитарными науками в 1990-е годы привело к тому, что в стране появилось много слабых юристов, экономистов, менеджеров.

В силу своей новизны спортивный менеджмент как профессиональная специализация оказался в более сложной ситуации. Мы можем отвечать за качество подготовки на собственной программе: Инновационно-образовательная компания RMA – бренд, хорошо зарекомендовавший себя в спортивной индустрии.

— Кто преподает на ваших программах? В советское время ведь не было специалистов с подобным образованием…

— Здесь ситуация такая же, как и в российском бизнесе: преподают практики, те, кто знания получал из своего опыта, на ошибках, тяжелым трудом, и это становится преимуществом в передаче знаний. У нас таких преподавателей около 70%. Но здесь очень важно их умение обучать других.

Два раза в год мы с ребятами сами ездим на стажировки: изучаем, как функционируют клубы, стадионы, слушаем мастер-классы.

— Могут ли российские выпускники конкурировать с западными коллегами?

— Где вообще работают ваши выпускники?

— Можно ли ожидать, что через несколько лет, когда будет выпущено определенное количество специалистов по спортивному менеджменту, ситуация в российском спорте серьезно изменится?

Конечно, не все пойдут до конца по избранному пути, но я уверен: наши выпускники смогут сделать российскую спортивную индустрию более эффективной. Впрочем, уже сейчас есть немало тому доказательств.

Был случай: к нам на программу пришла учиться замглавы департамента по спорту одного из муниципалитетов Московской области. За время ее учебы муниципалитет построил физкультурно-оздоровительный комплекс. Слушательница написала по нему дипломную работу и, когда обучение подошло к концу, возглавила новый объект. Результаты оказались блестящими, мы даже планируем провести там выездное занятие. Человек пришел как чиновник, но после окончания курса стал мыслить совсем по-другому – как менеджер.

Сейчас мы готовим специальную программу именно для чиновников, работающих в спортивной сфере. Надеюсь, федеральное и региональные министерства поддержат нас.

 Кто такие спортивные менеджеры и в каком колледже они учатся

Особенности деятельности

Нередко случается, что карьера профессионального спортсмена заканчивается внезапно – из-за травмы. Для фаната своего дела – это катастрофа и жизненная драма, пережить которую поможет только взаимодействие со спортом с другой стороны – тренерская или организаторская работа.

Спортсмены, которые часто выступают и получают за это гонорары, к концу карьеры накапливают определенные средства – часто немаленькие, что может помочь в открытии своей школы или клуба. Это потребует аренды здания или стадиона, выплаты зарплаты сотрудникам, первоначальные расходы на поездки спортсменов на соревнования. Если инвестировать свои деньги в развитие спорта, со временем проект окупится и начнет приносить доход. А вот как правильно и без риска это сделать – помогут и расскажут программы обучения в колледже , рассчитанные на инвесторов.

Другая сторона спортивного менеджмента – помощь клубу в получении прибыли. Здесь ценятся больше организаторские способности и коммуникабельность. Человеку должны верить, что его команда самая лучшая и говорить он должен убедительно. Такие вопросы также поможет освоить профессиональное обучение в колледже.

Как стать спортивным менеджером

Просто так, потому что человек решил связать свою карьеру со спортом, спортивными менеджерами не становятся. Обычно карьера начинается плавно – с личных занятий. Потом человек поступает учиться на юриста или экономиста и начинает понимать, как зарабатывать деньги в любой индустрии. А поскольку связи у него в спортивной среде остались, то специализироваться можно начинать именно в спорте – наблюдая, анализируя, выискивая новые возможности и пути получения прибыли.

Почему она так популярна:

  1. В данный момент в стране работает огромное количество детских секций самого различного направления – от массовых до индивидуальных: футбол, хоккей, гимнастика и другие виды спорта. Родители хотят видеть своих детей успешными отчасти потому, что в свое время не имели возможности заниматься спортом. Это психологический момент – взрослые хотят, чтобы их дети сделали то, чего они сами не смогли достичь. На этом успешно зарабатывают спортивные менеджеры, которые помогают устроить ребенка или подростка в лучшую секцию к лучшим тренерам, выступая в качестве спортивного агента.
  2. Развивается экономика. Это значит, что можно организовать спонсорскую помощь и получить с этого прибыль. Тем более что бизнесмены также когда-то занимались спортом и теперь готовы помочь кто чем – ремонтом, деньгами, помещением. К сожалению, в России государство плохо финансирует спорт, поэтому многие организации начинают с нуля. Как говорится – с мира по нитке.
  3. Многие спортсмены, которых знает весь мир, уезжают работать за границу. Помочь организовать выезд – также компетенция спортивного менеджера. Нужно узнать – куда предложить спортсмена и кто готов предложить лучшие условия.

Бывшие спортсмены не хотят оставлять спорт, но выступать уже не могут по причине пенсионного возраста, который в некоторых видах наступает очень рано. К примеру, гимнасты уходят в 18 – 20 лет. Некоторые – раньше.

Многие спортивные менеджеры собирают бывших спортсменов и устраивают показательные мероприятия, как например – шоу фигурного катания с участием звезд кино. Довести мероприятие до зрителя и получить за это деньги – задача спортивного менеджера.

Куда пойти учиться на спортивного менеджера

На западе схема обучения многоступенчатая. Минимальное образование можно получить, окончив подготовительные курсы, которые длятся от 3 до 6 месяцев. После этого человек идет на стажировку и постепенно учится разбираться в нюансах. Но проблема российского спорта в том, что он далек от бизнеса, а поэтому учиться данной специальности лучше в отечественных учебных заведениях. Там преподают бывшие спортсмены, которые столкнулись с российскими реалиями и могут остудить пыл любого идеалиста, которых захочет перестроить спортивный мир.

Если заканчивать колледж спортивного менеджмента за границей, то и работу нужно искать там. Но при желании работать в России, нужно знать экономические возможности своей страны по части спорта и заканчивать колледж спортивных менеджеров придется у себя на родине.

Прежде чем поступать учиться в колледж, нужно знать, что общаться придется не только на русском языке, но и на английском, или любом другом. Знание иностранного языка – второе обязательное условие после занятий спортом.

В Москве в 2016 году была основана первая международная школа спортивного менеджмента, которая явилась результатом слияния международной школы бизнеса и консалтинга Спорт Мар. В программе обучения только практические занятия, теоретического материала – минимум.

Плюс школы в том, что помимо очного образования в своей сфере они предлагают дистанционные программы, что очень выгодно работающим тренерам из дальних регионов страны. Поступить может любой желающий, независимо от возраста и опыта в спорте. В процессе обучения можно получить наглядный опыт организации спортивных мероприятий, а также принять участие в международных стажировках. После окончания руководство предлагает варианты трудоустройства, что является существенной помощью для людей, не имеющих опыта и связей.

Колледж университета Синергия также предлагает обучение данной специальности на базе 9 или 11 классов. Если ребенок занимался спортом, то может продолжать делать это дальше, одновременно обучаясь в колледже очно или дистанционно. Есть возможность пообщаться лично с бывшими известными спортсменами, которые на данный момент занимаются экономической или организаторской деятельностью в области спорта.

Найти учебное заведение, соответствующее профилю и имеющее сильные адаптированные программы по спортивному менеджменту, можно в Москве. Многие колледжи имеют дистанционную форму, поэтому место жительства абитуриентов не имеет значения.


Зарубежные учебники представляют нам менеджера как руководителя, занимающего постоянную должность в организации и наделенного полномочиями в области принятия решений по вопросам ее деятельности в рыночных условиях. О работе менеджера судят не по тому, что он делает, а по тому, как он побуждает к работе других людей. Менеджер - это наемный управляющий даже в тех случаях, когда мы говорим о Сергее Кущенко или Алексе Фергюссоне.

Управленческая деятельность - один из важнейших факторов функционирования и развития физической культуры и спорта. Исторически в нашей стране так сложилось, что управлением в спорте занимались тренеры, инструкторы, методисты. Они зачастую совмещали учебно-воспитательную работу с управлением клубом, спортивным обществом, спортивной федерацией, хотя их должностные инструкции не предусматривали выполнение ими таких обязанностей.

Спортивный менеджмент как особый вид профессиональной деятельности управленцев в спортивной отрасли возникает в результате разделения и кооперации их труда. Как мы уже отмечали, причиной появления спортивных менеджеров стала рыночная экономика, предъявившая особые требования к менеджерам в условиях экономической конкуренции.

Кто такие спортивные менеджеры и чем они занимаются?

Спортивная организация имеет определенную внутреннюю структуру, основанную на специфике того или иного вида спорта. В ней есть управления, департаменты, отделы, группы, команды. Иными словами, в спортивной организации существуют различные виды управленческой деятельности. Вместе с ними появляется структура взаимоотношений и подчиненности. Это значит, что менеджеры бывают разных уровней и задачи они решают разные. Менеджеров, как правило, принято подразделять на три основные группы:

- стратегический уровень (top manager) - это руководители спортивных школ, спорткомплексов, президенты спортивных клубов и федераций и т.п.;

- тактический уровень (middle manager) - руководители управлений, самостоятельных отделов и т.п.;

- исполнительский уровень (entry manager) – тернеры, начальники команд, медицинский персонал и т.п.

Спортивных менеджеров подразделяют и по видам профессиональной деятельности: генеральный менеджер, менеджер по персоналу организации, менеджер по рекламе, менеджер по маркетингу, менеджер-представитель спортсмена.

Функции спортивного менеджера.

Спортивные менеджеры, являясь субъектом управленческой деятельности, выполняют в организации ряд своеобразных функций. Среди них выделяются три ключевые функции.

1. Функция принятия решения . Именно менеджер определяет направление деятельности организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер, но он же и несет ответственность за последствия.

2. Информационная функция. Менеджер аккумулирует информацию о внутренней и внешней среде спортивной организации, в которой он работает, распространяет эту информацию в виде нормативных установок и разъясняет персоналу ближайшие и перспективные цели организации.

3. Функция руководителя. Менеджер выступает в качестве руководителя спортивной организации, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов спортивной организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации во взаимодействии с другими организациями.

Рынку свойственна неопределенность ситуации и предпринимательский риск. Они требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения. Профессионализм спортивного менеджера проявляется в знании технологии управления организацией и законов рынка, в умении организовать слаженную работу коллектива и прогнозировать развитие организации.

Обобщение опыта подготовки спортивных менеджеров в ВУЗе и рыночный спрос на специалистов такого профиля показывает, что все большему количеству организаций спортивной отрасли нужны менеджеры с определенным набором умений и навыков. Вот основные из них:

-владение современными компьютерными технологиями и программами;

-владение иностранным языком;

-умение формировать информационную политику организации;

-организация работы офиса организации;

-знание основных маркетинговых стратегий;

С сожалением пока приходится констатировать, что рыночный механизм спроса и предложения специалистов спортивного менеджмента в нашей стране еще не сформирован. Оптимизма добавляет внедрение профессиональных стандартов роботников спортивной отрасли и процедуры обязательной аттестации специалистов. Это позволит, с одной стороны, провести инвентаризацию управленческих кадров в отрасли, а с другой, выявить приоритеты управленческих специальностей в общем перечне должностей спортивного менеджмента.


Российскому спорту не хватает профессионалов, но в стране есть много молодых ребят и девушек, мечтающих попасть в индустрию. Специально для них руководитель Международной школы спортивного менеджмента МИРБИС Максим Белицкий рассказывает, как выбрать правильное образование и что необходимо для успешной работы спортивным менеджером.

Основы

Самое главное, что нужно будущему спортивному менеджеру, – любовь к спорту, а это предполагает некоторый уровень эрудированности. Почти все люди этой специальности изначально болельщики. Если у человека нет страсти, он надолго в спорте не задерживается.

С точки зрения внутренних коммуникаций, спортивный рынок очень непростой. В нашей стране это пока далеко не бизнес, а потому многое строится на особых, неформальных отношениях. Организациями часто управляют бывшие спортсмены, которые живут в своей системе координат. Обычному человеку сложно: знание основ менеджмента и бизнес-отношений, да и вообще общая образованность востребованы не всегда.


Важность

Успешному управляющему в спорте необходимы специфические знания. Да, должна быть разумная доля общих дисциплин, но с самого начала нужна и специализация. Людей надо сразу вводить в среду. Без этого те, кто обладает страстью к спорту, быстро заскучают. Они хотят практики.

Тем, кто пошел переучиваться, нужно давать знания не только спортивной специфики, но и системы взаимоотношений в индустрии. Чем лучше он их поймет, тем больше у него шансов избежать ошибок в работе.

Спортсменов в нашей стране вытаскивают во власть, потому что они известные и успешные. Это часто заканчивается неудачей. К сожалению, у нас пока нет специальных менеджерских, предпринимательских программ для завершающих карьеру атлетов.

Цена знаний

В России есть программы обучения спортивному менеджменту всех форматов: первое высшее образование (как бакалавриат, так и магистратура), второе, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, краткосрочные курсы.

Количество курсов длительностью в несколько дней не поддается исчислению. Их проводят и перечисленные выше учебные заведения, и многие другие организации. Конкретные темы и условия ограничены только фантазией организаторов.

Программа

Длительность обучения может быть любой. Хорошую программу с уклоном на спорт реально составить и для высшего образования. Полезными могут оказаться и курсы, и второе высшее, и перепрофилирование. Главное, что любой сотрудник, я считаю, должен иметь документальное подтверждение своих навыков. Часто это не требует больших затрат времени. Есть модульные программы, сертификаты. Например, если ты специалист по работе болельщиками, то добро пожаловать на модуль маркетинга, обязательно включающий в себя проведение исследований, позиционирование и основы маркетинговых коммуникаций. Главное не срок, а построение процесса.

Изучая учебную программу, в первую очередь стоит обращать внимание на маркетинг. Это основополагающая наука. Она учит искусству поиска потребителя и выстраивания отношений с ним. Маркетинг ориентирует на клиента, а именно это должно двигать любой коммерческой спортивной организацией. Многим нашим программам не хватает этой составляющей.

Должны быть в учебном процессе и основы предпринимательства. Потому что продукт, который мы предлагаем, часто уникален. Спортивный менеджер должен быть смелым, уметь анализировать рынок, находить неудовлетворенные потребности и учитывать прошлый опыт, в том числе негативный. Имидж клуба, коммуникации, проведение мероприятий, общение с поставщиками, поиск спонсоров – во всем этом надо разбираться.

Чем шире, разнообразнее контент в маркетинговом и, скажем так, коммерческом модулях, тем лучше.

Студенты МИРБИС слушают лекцию Максима Белицкого и хоккейного тренера Вячеслава Быкова

Стажировки

Россия и заграница

Учиться на Западе, конечно, имеет смысл, если человек знает языки. Лучшие примеры все-таки в Америке. А что особенно хорошо – в любом университете есть спортивные команды, работающие как полноценные клубы, с полными стадионами, с агрессивным маркетингом. Они продают себя как коммерческие организации. Ориентированность на бизнес в Штатах вообще беспрецедентна. Это все сказывается и на образовании. Но Америка – это далеко и долго, хотя я знаю людей, учившихся там и оставшихся довольными результатом.

Европейское образование не так далеко ушло о российского, ему тоже часто не хватает практики, но там есть хорошие и недорогие программы. На первом месте с большим отрывом с точки зрения маркетинга и успешности проектов стоит Германия. Это логично, потому что немецкая экономика сильнейшая в Европе, и количество кейсов для обучения безгранично. Еще отмечу Францию и, конечно, Великобританию.

У российского образования тоже есть сильные стороны. Во-первых, оно дает очень хорошие связи как с преподавателями, так и со студентами. Это, наверное, одна из самых больших ценностей спортивного менеджера. Иногда бывает, что приходит учиться восходящая звезда, которая занимает потом руководящую должность или создает свое агентство и приглашает знакомых. Таких примеров много. Нетворк – это очень важно.

Еще образование дает огромный стимул совершенствоваться. Потому что утоляет жажду человека, желающего работать в спорте. Люди часто идут на понижение зарплаты, даже готовы трудиться бесплатно, лишь бы проникнуть в эту отрасль. Не у всех получается, но учеба дает хорошую возможность хотя бы попытаться.

Отмечу ярких спикеров и преподавателей. Приходят практически все топы. Наше образование наладило отличные отношения с представителями передовых российских организаций. Зарубежных менеджеров не так много, но это связано с финансовыми возможностями. Если у тебя в программе много иностранных спикеров, то либо это не бизнес, либо у тебя очень дорого учиться.

Выпускники учебной программы баскетбольной Евролиги

Трудоустройство

В принципе, российский рынок постепенно поворачивается к образованию в сфере спортивного менеджмента. Люди открывают новые возможности, заряжаются уверенностью в своих силах. То, что везде берут только по блату, уже, скорее, миф. Да, надо иметь в виду такое препятствие, но оно не решающее. Люди с хорошими навыками всегда находят себе путь. Я сам даже без образования, на одном желании получил работу в спорте без каких-либо знакомств. Позже попал в крупную европейскую компанию буквально с улицы – просто продал себя, предварительно повисев в базе данных хедхантеров. Вытащил счастливый билет. Мне безумно повезло, и я всем студентам говорю: у вас есть шанс. Главное – страсть. Это самое важное. Ну и знание хотя бы английского языка.

Читайте также: