Медицинские сестры недовольны графиком отпусков высказывают претензии старшей сестре это конфликт

Обновлено: 13.05.2024

Автор: Сухинина Анна Викторовна
Должность: преподаватель " Сестринского дела"
Учебное заведение: ГБПОУ" Сочинский медицинский колледж"
Населённый пункт: Россия, Краснодарский край, г. Сочи
Наименование материала: Методическая разработка практического занятия
Тема: "Философия Сестринского дела"
Раздел: среднее профессиональное

Рабочая тетрадь «Выполнение работ по профессии

Специальность «ПМ04 младшая медицинская сестра

1. Этические обязанности это - правила и действия которые находятся в

рамках профессиональной компетенции

2. Этические ценности:

-здоровая окружающая среда

3. Добродетели это: личные качества (терпение , сострадание,

4. Философия сестринского дела основана на : общечеловеческих принципах

этики и морали в центре этой философии стоит человек.

5. Принцип милосердия означает: делать добро

6. Лидер сестринского дела в России: Бакунина Екатерина Михайловна

7. Процесс общения с помощью языка – это вербальное общение

8. Тип медсестры по Харди, механически выполняющий свои обязанности –

это рутинер

9. Первое научное определение сестринского дела сформулировала: Флоренс

10. Медалью Ф. Найтингейл награждают: медицинских сестёр и братьев за

исключительную преданность своему делу и храбрость при оказании помощи

раненым и больным, как в военное, так и в мирное время.

11. Индивид, который нуждается в сестринском уходе - это: пациент

1.К медицинским - профилактическим учреждениям относятся:

2. МПУ, предназначенное для оказания медицинской помощи определенным

группам пациентов называется: диспансер

3. Основным принципом работы поликлиники является:

является участковый принцип оказания медицинской помощи

4. К санаторно-курортным МПУ относятся:

5. В больничные учреждения пациентов госпитализируют в случае:

- направления лечащим врачом

- доставки бригадой скорой неотложной медицинской помощи

- самостоятельного обращения больного по экстренным показаниям

6. Родильные дома относятся к:

7. В женских консультациях осуществляется:

амбулаторная гинекологическая помощь

8. Стационар, в котором осуществляется лечение пациентов с каким - либо

одним заболеванием называется:

1.Общение - это:

это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между

людьми, происходящий с помощью словесной (вербальной) и бессловесной

2. К вербальному типу общения относятся:

3. Основная, цель общения в СД:

помощь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью

4. К функциям общения относятся информационная, эмоциональная и

5. Терапевтические средства общения: пристальное внимание,

терапевтическое прикосновение и контакт глаз

6. К невербальному типу общения относятся:

7. К видам общения относятся:

8.Различают пять стилей общения: авторитарный, уступки, избегания,

компромисс и сотрудничество

9.Факторы, способствующие и препятствующие организации

терапевтического общения:

- адекватное освещение, отопление и вентиляция

- предшествующая информация о человеке;

- личный жизненный опыт общения, например, с категорией медицинских

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

№1. Участковая медсестра, доброжелательная, чуткая, общительная

24 года. Пришла к пациенту 78 лет. У пациента хроническая пневмония. По

назначению врача медсестра делает ежедневно в течение семи дней, инъекции

антибиотиков. Пациент одинокий, по вечерам после работы приходит сын, 51

год. Иногда внучка 22лет. У пациента резко снижен слух. Пациент каждый раз

интересуется: какое лекарство ему вводят? Сколько? Какая погода на улице?

Какие элементы общения будет использовать медсестра? Как бы Вы ответили

пациенту на интересующие его вопросы?

Учитывая возраст пациента и снижение слуха у него, медсестре необходимо

разговорную

сопровождать

использовать

прикосновения

(успокаивающее поглаживание, одобрительное похлопывание).

достоинства,

самоуважения.

доброжелательной

вопросы пациента.

№2. Вы понервничали дома, по дороге на работу, а больной придя на

конфликт. Что делать?

№3. У Вас плохое настроение. Вы дежурите в районной больнице.

Женщина, находящаяся на лечении по поводу гипертонической болезни, просит у

Вас препарат, не назначенный врачом. Вы измерили артериальное давление и

требовать лекарство. Как быть?

А. Вызвать в отделение врача, объяснив больной, что Вы не можете без

артериальное

больной не повышено и после консультации врача Вы сразу выполните все

Самовольная

состояние больной.

4. Пациентку

подруга. М/с этого отделении была знакома подруге, и та поинтересовалась,

что на самом деле у пациентки. Этот диагноз она рассказала своей подруге. В

Медсестра не должна была рассказывать подруге об истинном заболевании

пациентки. Это должен делать лечащий врач и то только родственникам.

дежурного врача.

5. В онкологии находится пациент с подозрением на

злокачественную опухоль, ему сделали анализы. Утром

м/с попросила этого

пациента сходить в лабораторию за результатами анализов. Возвращаясь,

он прочитал результат своего анализа и узнал о злокачественном заболевании у

себя. У пациента началась депрессия, он не хочет больше жить. Как должна

была поступить м/с в этой ситуации?

М/с обязана ходить за результатами анализов сама или, в крайнем случае,

послать санитарку. В этой ситуации она обязана поговорить с больным о

его состоянии, успокоить его, убедить его в том, что он нужен семье и

родным, в том, обязательно побеседовать с родственниками больного.

6. В отсутствие врача в кабинет заходит мужчина в нетрезвом

состоянии и требует выписать больничный лист, угрожая м/с. Ваши действия.

М/с должна объяснить ему невозможность исполнения его просьбы. Если

мужчина не успокоится, вызвать милицию.

1.Сестренская педагогика включает в себя:

-коррекцию существующего образа жизни

-адаптацию пациента к хронической болезни

2. Установите соответствие:

А) демонстрация слайдов, медицинских атласов;

Б) набор дозы пенициллина в шприц;

В) изложение материала в виде беседы:

Г) беседа с демонстрацией видеофильма

сестринской педагогикой.

4. Готовность пациента к усвоению информации зависит от состояния

здоровья, умственных способностей, состояния сознания и возраста

5. В случае невозможности обучить самого пациента м/с должна обучить его

определённых

показателей

пациента вести дневник

1. Деонтология это

совокупность этических норм выполнения медицинскими работниками своих

2. Важнейшими качествами медицинской сестры считаются:

- профессионализм

- сострадание

- ответственность

- уважение прав пациента

3. Четыре этических принципа:

-полнота медицинской помощи

4.В отношениях с коллегами медицинская сестра должна:

1) соблюдать общепринятые

2) быть вежливой и корректной;

3) не отказывать в помощи и

самой обращаться за советом к коллегам;

3) не ставить публично под сомнение профессиональную

квалификацию другого медицинского работника

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача № 1. В вытрезвитель поступил мужчина в нетрезвом состоянии после

оказания первой помощи медсестрой, он попросил её не отмечать ни в каких

документах этот случай и не сообщать на работу о случившемся. Обещал

медсестре вознаграждение. Действия медсестры?

Медсестра должна сообщить на работу и отметить в документах, так как

это её обязанность.

Задача № 2. Медсестра входит в палату, чтобы раздать таблетки. Пациентка

Н. спит после тяжёлой процедуры, а по времени она должна принять лекарство.

возможность

Посоветоваться

необходимости принятия лекарства больной в этот раз.

Задача № 3. Во время обхода в палате в присутствии пациентов и студентов

врач в грубой форме делает Вам замечание по поводу того, что Вы не выполнили

его назначение (об этом только что сказала пациентка). Действия медсестры?

В данной ситуации врач нарушил этические правила взаимоотношения с

подчиненными.

отреагировать

замечание, а после обхода непременно объясниться с врачом.

медсестры и узнал о том, что его состояние намного хуже, чем он предполагал.

В лечебное учреждение на должность главной медицинской сестры, которая ушла на заслуженный отдых, приняли выпускницу факультета высшего сестринского образования, не имеющую достаточного опыта работы с сестринским персоналом. Коллектив медицинских сестер настороженно отнесся к новому руководителю. Возникла напряженная обстановка во взаимоотношениях между сестринским персоналом и главной медицинской сестрой.

Как наладить отношения в коллективе и сохранить микроклимат, необходимый для эффективной деятельности сестринского персонала?

Задача №33

Ранняя весна. Главный врач отдал распоряжение о проведении субботника по уборке территории. Сотрудники с неохотой приняли информацию и постепенно стали находить всевозможные причины, чтобы не участвовать в данном мероприятии. В итоге, в назначенный день на уборку территории вышли восемь человек вместо 46.

Как избежать такой ситуации в следующем году?

Задача №34

Медицинская сестра опоздала на работу на 15 минут, в связи с чем задержала прием пациентов к врачу-стоматологу. Эта задержка отразилась не только на несвоевременной подготовке к работе с пациентами (не накрыт стерильный стол, отсутствовали необходимые лекарственные препараты и т. п.), но и на психологическом состоянии людей, идущих на прием к стоматологу. Пациенты проявили недовольство и потребовали объяснений.

Как должна поступить медицинская сестра стоматологического кабинета?

Какую роль в данной ситуации может сыграть сестра-руко­водитель?

Задача №35

Центральная стерилизационная функционирует в две смены. В первую смену работают опытные медицинские сестры, имеющие стаж трудовой деятельности в данном лечебном учреждении более 30 лет. Во вторую смену работает только недавно сформированная бригада медицинских сестер, самой старшей из них 27 лет. Нередко между двумя сменами медицинских сестер возникают разногласия, чаще не имеющие серьезного обоснования, которые переходят в конфликты и требуют вмешательства главной медицинской сестры.

Как поступить сестре-руководителю, чтобы устранить факторы, провоцирующие конфликтные ситуации в коллективе ЦСО?

Задача №36

В травматологическое отделение на вакантную должность санитарки приняли интеллигентную женщину, которая в силу сложившихся обстоятельств осталась без достойной работы. Санитарка мыла полы в коридоре отделения. Вошли два посетителя в грязной обуви и направились в палату. Санитарка сделала вежливое замечание, на что посетители ответили довольно грубо, обозвав при этом бедную женщину. Она пришла к старшей медицинской сестре с просьбой уволить ее по собственному желанию в связи с неоднократными случаями оскорбления со стороны посетителей.

Ваша тактика в решении данной ситуации.

Задача №37

По штатному расписанию в травматологическом отделении должно работать в дневную смену 5 палатных медицинских сестер. В реальности работают две медицинские сестры. Желающих занять вакантную должность практически нет, так как заработная плата достаточно низкая. Работающие медицинские сестры грозятся, в недалеком будущем, также уволиться.

Как старшей медицинской сестре решить проблему с кадрами?

Задача №38

Права ли процедурная сестра в данной ситуации?

Как должна поступить сестра-руководитель?

Задача №39

Пациентка подходит к палатной медицинской сестре и с возмущением требует выполнения назначений, сделанных лечащим врачом во время обхода. Медицинская сестра, просмотрев лист назначений в истории болезни, отмечает, что никаких назначений сделано не было. Женщина стала возмущаться еще больше, чем вызвала ответную реакцию со стороны медицинской сестры в виде раздраженного ответного тона. Между сестрой и пациенткой возникла конфликтная ситуация. К посту подошла старшая медицинская сестра.

Как могла бы разрешить возникший конфликт сестра-руко­во­дитель?

Задача №40

В коллективах структурных подразделений крупного лечебно-профи­лактического учреждения в результате сложных условий работы нарастает психологическая напряженность. Она сопровождается ухудшением испол­нительской дисциплины сотрудников, снижением количественных и качественных показателей работы отделений. В связи с недостатками в работе персонала увеличилось число обоснованных и необоснованных жалоб от пациентов и их родственников. Несколько сотрудников уволились по собственному желанию. Все это повлекло за собой формирование конфликтной ситуации, направленной против администрации медицинского учреждения. Стремясь не допустить дальнейшее развитие конфликта, она принимает меры для смягчения создавшейся ситуации.

Какие действия может принять администрация для разрешения возникшего в медицинском учреждении организационного конфликта? Обоснуйте целесообразность использования того или иного способа урегулирования данного конфликта (достоинства и недостатки).

Задача №41

Руководитель медицинского учреждения должен принять важное решение по назначению нового заведующего структурным подразделением больницы взамен ранее уволившегося. При отборе и принятии на работу нового сотрудника главным требованием являлась компетентность специалиста в своей области. Основная задача заключалась в привлечении на замещение вакантной должности компетентных работников. В результате на данное вакантное место имеется несколько претендентов.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Статья демонстрирует необходимость диагностики поведения в конфликтной ситуации и формирования коммуникативных навыков, в широком понимании этого слова, в процессе медицинской деятельности. А также предложена программа обучения эффективному общению с пациентами, предназначенная для работников среднего звена учреждений здравоохранения.


1. Шилина С.В., Михальченко В.Ф. Актуальные вопросы экспериментальной, клинической и профилактической стоматологии: сборник научных трудов Волгоградского государственного медицинского университета. – Волгоград, 2008. – 346 с.

2. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты. Учебник для студентов вузов – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 287 с.

4. Блюм М.А., Молоткова Н.В. Управление конфликтами в коммерческой деятельности: Учебное пособие, 2011.

В настоящее время проблеме отношений уделяют большое практическое значение, поэтому тема общения является одной из центральных. Специальность медсестры имеет свои профессиональные особенности. Одной, из которых является постоянное и длительное общение с пациентом, поэтому вопросы общения с пациентом и разрешение конфликтных ситуаций имеют огромное значение. Пациент это личность с определѐнными характерологическими и психологическими особенностями, поэтому и подход к нему должен быть индивидуальным.

Конфликтные ситуации сопутствуют нам на протяжении всей жизни. Однако не каждая из них перерастает в конфликт. Конфликт начинает развиваться, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой [1].

Любая профессия, связанная с постоянным общением с разными людьми, требует компетентного поведения в конфликтных ситуациях. Конфликтные ситуации с непосредственным участием медицинской сестры могут возникать по всему спектру профессионального общения. Это могут быть конфликты с пациентами или их родственниками, врачом, с младшими коллегами или руководством

Существуют различные точки зрения в определении понятия конфликт и его классификации. Но в любом случае можно выделить а) конфликтную ситуацию, включающую альтернативные взгляды, противоречивые позиции, противоположные цели или средства их достижения и б) собственно конфликт как осознанное противоречие между общающимися личностями или группами при наличии попыток их разрешения на фоне эмоциональных отношений. Конфликт или конфликтная ситуация нередко является причиной возникновения стрессовых ситуаций в процессе коллективной трудовой деятельности [1].

Конфликтная ситуация – это возможность, а не действительность конфликта, который не возникает на пустом месте, а вызревает постепенно, по мере развития и обострения противоречий, его вызывающих[2].

Таким образом, адекватное и своевременное осознание и оценка конфликтной ситуации является важнейшим условием наиболее оптимального разрешения и предотвращения возможного конфликта.

Если намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить не удается, рано или поздно конфликтная ситуация переходит в открытый конфликт. Наличие противоборства становится очевидным всем. Противоречие интересов достигает такой степени зрелости, что их уже невозможно не замечать или скрывать. Они становятся фактором, мешающим нормальному взаимодействию. На этой стадии развития конфликта его оппоненты начинают апеллировать к третьей стороне, обращаться в юридические органу для защиты или утверждения своих интересов [4].

На стадии открытого конфликта становится также очевидным, что ни одна из сторон не хочет идти на уступки или компромисс, напротив, доминирует установка на противоборство, на утверждение собственных интересов. При этом на объективные противоречия в группах часто накладываются межличностные трения и различия, усугубляющие ситуацию [5].

Цель нашего исследования заключалась в выявлении тактики поведения медицинской сестры в конфликтной ситуации, то есть владение коммуникативными навыками, необходимыми для разрешения конфликтной ситуации. Как известно, выбор стиля поведения в конфликтных ситуациях связан с индивидуально-поведенческими особенностями, такими как темперамент, коммуникативные и организаторские способности, уровнем агрессивности в отношениях.

Материалы и методы исследования

Для проведения дальнейшей работы были разработаны:

2. Различные экспериментальные конфликтные ситуации (ситуационные задачи).

Оценка коммуникативных навыков проводилась в ситуации с симулятивным пациентом, которая максимально была приближена к реальной. Во время разрешения конфликтной ситуации экспертом оценивалась тактика медицинской сестры с помощью видеозаписи. В исследовании принимали участие 46 медсестер, работающих в двух разных лечебных учреждениях.

Результаты исследования и их обсуждение

В ситуации предконфликта:

  • навыком активного слушания 40 %
  • навыком отражения высказываний и претензий 15 %
  • навыком выявления истинных причин конфликтной ситуации – 2 %
  • навыком снятия напряжения 18 %

По полученным результатам можно сделать следующий вывод: разрешить конфликтную ситуацию на этапе предконфликта могут только 8 медицинских сестер, что составляет 17 %.

В ситуации конфликта: Использование навыка:

  • совладания со своими эмоциями – 23 %;
  • навыком отреагирования на высказанное недоразумение, критику – 23 %;
  • умение переводить разговор, вовремя прервать разговор – 8,6 %;
  • навык конкретизации (умение задавать вопросы), для уточнения причины конфликтной ситуации – 13 %;
  • умение держать соответствующую пространственную дистанцию в зависимости от ситуации – 47 %;

В ситуации конфликта навыками правильного поведения в конфликтной ситуации владеют 14 медицинских сестер, т.е. 30 %.

В завершении конфликтной ситуации:

  • Навык продуктивного общения – 13 %;
  • Навык представления ожидаемой информации по спорному вопросу – 17 %;
  • Навык выработки положительного эмоционального состояния – 32 %;
  • Навык сближения (понимания друг друга) – 30 %;

Были предприняты попытки использования навыка исправления КС – 40 %:

Нерешенные или решенные неконструктивно конфликты не только ухудшают профессиональное взаимодействие и психологический климат в медицинском учреждении, но и подрывают доверие пациентов, как медсестре, так и лечащему врачу, ухудшают их эмоциональный настрой, могут снизить комплаентность, то есть приверженность пациента к терапии.

При проведении тестирования медицинских сестер на стратегию поведения и урегулирование конфликтной ситуации было выявлено, что подавляющим большинством выбрана стратегия – приспособление и избегание. Данное действие характеризуется отсутствием навыков отстаивания своих интересов, согласием делать то, что хотят другие.

Таким образом, необходима актуализация коммуникативно-значимых ценностей медицинского работника среднего звена, способствующая динамике ценностных ориентаций:

1. от значимости утилитарных ценностей к присвоению ценностей медицинского общения (здоровье, стрессоустойчивость, толерантность, ответственность, милосердие);

2. профессиональная практика, направленная на формирование субъектной позиции личности будущего медицинского работника среднего звена, обеспечивала освоение опыта терапевтического взаимодействия с пациентом.

Для развития данных коммуникативных навыков была разработана программа обучения эффективного общения с пациентами. Программа тренингов следует принципам этапности и последовательности. Общая продолжительность составляет 36 часов. Цель программы: развитие коммуникативных навыков в конфликтной ситуации.

Задачи: совершенствовать навыки межличностных отношений. Сформировать навыки определения, прогнозирования и разрешения конфликтов.

Основные темы программы тренингов:

  • Навыки межличностных отношений медицинской сестры стационара.
  • Конфликты, причины возникновения, их характеристика.
  • Навыки, необходимые для управления конфликтами.
  • Коммуникативные навыки, способствующие эффективному разрешению конфликтов.

После проведения исследования в одном из лечебных учреждений были проведены мероприятия для улучшения психологического климата в коллективе (смена руководителя коллектива, повышение квалификации и т.д). Во втором учреждении проводились тренинги по данной программе с участием всех сотрудников подразделения. Занятия проводились в течение 6 месяцев, так как учитывался полный охват сотрудников, график работы и т.д.

Выводы

1. Необходима актуализация коммуникативно-значимых ценностей медицинского работника среднего звена, способствующая динамике ценностных ориентаций

2. Совершенствовать навыки межличностных отношений.

3. Формировать навыки определения, прогнозирования и разрешения конфликтов.

5. Проведение мероприятий для улучшения психологического климата в коллективе.

5. Организация и проведение обучающих программ по формированию коммуникативной компетентности медицинской сестры стационара.

Практикующему медицинскому работнику просто необходимо уметь правильно анализировать конфликтные ситуации и владеть приемами их успешного разрешения. Это самый эффективный способ сохранения времени, денежных средств и психического здоровья медицинской сестры.

Обучение, путем внедрения комплекса поэтапно усложняющихся коммуникативно-ориентированных терапевтических задач обеспечивает эффективное формирование профессионально-коммуникативных умений медицинских работников среднего звена.

Стерхова Наталья Анатольевна


Ангарский медицинский колледж

Аннотация методического пособия

Высокий уровень взаимоотношений медицинских работников в стационаре, высокая дисциплинированность, культура и качество обслуживания благоприятно влияют на лечебный процесс. В этих условиях больной начинает чувствовать, что он на пути к выздоровлению.

Средний медицинский работник, который постоянно находится среди больных, непосредственно общается с ними, должен всегда учитывать психические особенности, чувства, переживания пациентов и их психосоматическое состояние. Для лучшего понимания состояния больного и характера его переживаний медработнику необходимо знать социальное, семейное и должностное положение больного.

При беседе с больным нельзя забывать, что во время обследования больной сам исследует медицинского работника. Беседа с больным дает представление о его культурном уровне, интеллекте, образованности, личных особенностях. Эти знания помогают установить контакт и найти индивидуальный подход к больному.

При беседе больной нередко насторожен и тревожен, поэтому медработник должен контролировать свои высказывания. Медперсонал должен стремиться вселить в больного уверенность в благоприятный исход болезни, поднять настроение.

- дать определение общению, описать его функции, виды, уровни;

- дать определение стратегии сотрудничества и барьеров общения;

- раскрыть эффекты общения.

Студент должен уметь:

- отличать уровни общения и барьеры общения медработника и пациента;

- определять этапы и эффекты общения медработника и пациента;

- использовать вербальные и невербальные средства общения;

- определять способность к самоуправлению в общении, уровень самоконтроля в общении, умение слушать.

При изучении учебного материала студент использует:

- методическое пособие для самостоятельной работы.

1. Последовательно выполняются все этапы работы, согласно карты основ ориентировочных действий (карта ООД).

2. Заполняется дневник практических занятий.

Карта ООД для самостоятельной работы студентов

Самостоятельная

Содержание работы

Психология общения медицинского работника и пациента

- психологические явления происходящие во время общения

- средства вербального и невербального общения

Выпишите характеристику психологических явлений, уровней и средств общения.

Выполните задание, ответы запишите в дневник. Проверьте себя по эталону.

- направления психокоррекционной работы

- ознакомьтесь с рекомендациями по психологической работе с пациентами.

Выполните задание, ответы запишите в дневник. Проверьте себя по эталону.

Психология общения медицинских работников в сложных (конфликтных) ситуациях

- понятие и уровни конфликта

- конфликтогенные факторы (барьеры) общения

Выполните задание, ответы запишите в дневник. Проверьте себя по эталону.

Изучить эффекты общения:

Выполните задание для самоконтроля, ответы напишите в дневник. Проверьте себя по эталону.

Определение способности к самоуправлению и самоконтролю в общении

Исследовать свои способности к самоуправлению и самоконтролю в общении, умение слушать с помощью психологических методик.

Результаты самотестирования запишите в дневник, проведите их обработку, ознакомьтесь с интерпретацией.

Ознакомиться с психологическими методиками

Приложение № 1

Психология общения медицинского работника и пациента

Выполните упражнения. Проверьте по эталону.

В данном упражнении перечислены основные психологические явления, уровни и средства общения, каждому психологическому утверждению соответствует определённое слово. Выберите последовательно все правильные ответы в схеме. В результате выполнения задания получится кодовое слово.



Эталон ответа

Кодовое слово ЭМПАТИЯ

Э - Средство вербального канала общения - Темп речи

М - Сторона общения, характеризующаяся организацией взаимодействия между людьми - Интерактивная

П - Средство невербального канала общения - Разговорная дистанция

А - Психологическое явление, при котором характер отношений занятых в совместной работе людей определяется их личностными качествами - Совместная работа

Т - Уровень общения, который по­зволяет решать любые проблемы, глубже понимать душевное состоя­ние партнера - Конвенциональный

И - Психологическое явление в общении, когда каждый готов принять другого, как уни­кальную и автономную личность - Эмоциональное переживание

Я - Уровень общения, при котором общающиеся стремятся разрешить деловые вопросы, затра­гивающиеся интересы каждого из них, коллектива - Деловой

Приложение № 2

Стратегия сотрудничества

В данном упражнении установите соответствие



Эталон ответа

А. I – 3, 4, 6, 7; II – 1, 2, 5, 8

Б. I – 1, 3, 4, 6; II – 2, 7, 5

Приложение № 3

Психология общения медицинского работника в сложных (конфликтных) ситуациях

В палату к пациенту вошла медсестра и с возмущением говорит пациенту, что он до сих пор не приготовился и не подошел на процедуру, которую ему назначил врач. Пациент, читая книгу и не поняв в чем его обвиняют, отказывается идти на процедуру.

В приемное отделение поступила девушка 27 лет с подозрением на О. аппендицит. Врач, осмотрев ее решает госпитализировать девушку в хирургическое отделение. Медсестра приемного отделения просит пациентку пройти в соседнюю комнату для санитарной обработки. В процессе раздевания в сан. комнату вошли санитарки и стали обсуждать планерку. Пациентка не стала дальше раздеваться, высказав свое возмущение поведением санитарок, и отказалась от проведения манипуляции.

Задача № 1 - Барьер – последовательность взаимодействий.

Задача № 2 - Барьер – правил общения

Задача № 3 - Барьер – репертуар действий

Приложение № 4


Пациент 45 лет находится в течении месяца на лечении в кардиологическом отделении. Он очень сомневается во всех процедурах, которые ему проводят по назначению врача, не верит в успех лечения. При проведении процедур спорит с медсестрой, на лице часто ухмылка, может не явиться на назначенные исследования. Медсестра попыталась побеседовать с пациентом, но он не слушает ее, грубит, прячет глаза. Медсестре удалось выяснить в ходе беседы, что пациент имеет негативный опыт общения с медперсоналом.

В неврологическом отделении находится одинокая пациентка 75 лет, которая при беседе со знакомой рассказала, что постовая медсестра К. относится к ней не так, как к другим пациенткам. В палате часто присаживается к ней, рассказывает ей о своей дочки, оберегает ее от негативной информации, угощает ее собственной выпечкой.

Во время совместного чаепития медсестра К. рассказала, что 2 недели назад у нее умерла мама и она очень тяжело переживает потерю близкого человека, а в пациентки она видит черты своей мамы и ей после общения с ней легче смирится с утратой.

В терапевтическом отделении на лечении находится женщина 50 лет. Женщина замужем, имеет двух дочерей, которые живут в другом городе и не имеют возможности часто навещать ее. Женщина очень чутко относится к своему здоровью, на процедуры приходит за 30-40 минут до назначенного срока, внимательно слушает и записывает все, что ей говорит медсестра. Делится с ней своими семейными проблемами. Ежедневно после процедур пытается отблагодарить ее небольшим подарком (шоколадкой, конфеткой).

Задача № 1 - Эффект общения – отрицательный трансфер

Задача № 2 - Эффект общения – контртрансфер

Задача № 3 - Эффект общения – положительный трансфер

Приложение № 5

Исследовать свои способности к самоуправлению и самоконтролю в общении, умение слушать с помощью психологических методик.

Результаты самотестирования запишите в дневник, проведите их обработку, ознакомьтесь с интерпретацией.

Приложение № 6

Проведение элементов коммуникативного тренинга (взаимодействие медицинского персонала и пациентов).

Используемая литература:

1. Большая энциклопедия психологических тестов – М, Изд-во ЭКСМО, 2006.

3. Островская И.В. Психология – М: Гэотар-Медиа, 2008.

4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева – СПб: Питер, 2005, 713 стр.

Читайте также: