Медицинская биофизика что это за профессия

Обновлено: 17.06.2024

Я уже рассказывала в своих постах о специальности "медицинская физика", по которой я успешно получила диплом инженера и сейчас продолжаю обучение на магистратуре. В комментариях интересующиеся спрашивали о том, стоит ли поступать и я решила оформить небольшой пост на эту тему, вдруг кого-то смогу уберечь от ошибок своей юности.

Итак, если вы хотите работать по специальности, получать хорошие деньги, не хотите сидеть в университете аж до получения докторской степени, не имеете стартового капитала для открытия собственной фирмы, связей, которые гарантируют вам рабочее место по окончании учёбы и прочих профитов типа миллионого наследства, то поступать на медицинскую физику не надо.

Поясню, почему. Дело в том, что специальность достаточно узкая и не особо популярная на данный момент. В Европе чуть лучше с рабочими местами, в СНГ чуть хуже, но везде - плохо. Особенно для бакалавров и магистров, докторам чуть проще. Врачи-радиологи, техники на томографах, рентгенах, УЗИ, МРТ и тд (в Польше для работы техником на вышеперечисленном обучают в техникуме на специальность электрорадиология) - ваши прямые конкуренты, которых на работу будут брать гораздо охотнее, потому что врачи имеют более широкую квалификацию и качественно иной диплом, а техники, кроме ежедневных обязанностей, могут ещё и пересобрать технику, если будет такая необходимость. Ни врачом, ни техником по окончании университета вы не станете. Да, есть определённое количество больниц, где всё работает согласно "плану", который даётся студентам медфиза в начале обучения - тандем из врача-радиолога и медфиза или тандем техника и медфиза, но таких больниц единицы, там зачастую уже работают медфизы, которые увольняться не планируют. А в остальных врачи и техники прекрасно справляются без вас.

Действенный метод работать по специальности по окончании обучения - открыть ИП по контролю качества мед оборудования и ездить с аудитом по больницам, но открытие ИП и выдерживание конкуренции с остальными такими же умными - геморрой, который не каждому по плечу.

Да, обучение имеет кучу плюсов, зачастую маленький поток, дружная атмосфера, огромный объем знаний по самым разным дисциплинам и тд, но если после окончания хочется не только быть умным, но ещё и кушать каждый день - подумайте ещё раз, прежде чем поступать, хорошо? :)

Скажите, вы в РФ находитесь или нет?

Простов РФ совершенно не так. Дело в том, что специальность достаточно узкая и не особо популярная на данный момент. В Европе чуть лучше с рабочими местами, в СНГ чуть хуже, но везде - плохо. Особенно для бакалавров и магистров, докторам чуть проще. Врачи-радиологи, техники на томографах, рентгенах, УЗИ, МРТ и тд (в Польше для работы техником на вышеперечисленном обучают в техникуме на специальность электрорадиология) - ваши прямые конкуренты, которых на работу будут брать гораздо охотнее, потому что врачи имеют более широкую квалификацию и качественно иной диплом, а техники, кроме ежедневных обязанностей, могут ещё и пересобрать технику, если будет такая необходимость.


В РФ мндицинский физик должен иметь специальность не "техник", не "электрорадиолог", и не врач-радиотерапевт. И вышеперечисленные специалисты - не конкуренты физикам. Потому что на ставку медицинского физика, согласно законодательству, подходит человек только с соответствующей специальностью.
В ннедавнем времени во многих городах РФ проведена замена парка техники для лучевой терапии, открылись центры. Знакомые мне медицинские физики разънхалимь по крупным городам и пьют шампанское. Специальность востребованная и нужная.

Интересно. Ты значит свою фирму планируешь?

Не прошло и года!


Первый коллоквиум - первый автомат

Поступил я после школы на радиофак УПИ (Уральский политехнический институт им. С.М.Кирова, г. Свердловск). В институте все не так, как в школе: лекции, семинары, лабораторные, никто к доске не вызывает, домашку не проверяют. Хочешь учись, не хочешь - никто не заставляет.

И всех пугало одно слово - сессия. И для подготовки к экзаменационному стрессу наш преподаватель физики (Зиновьев Владислав Евгеньевич, биография есть в Энциклопедии Урала) устроил в ноябре коллоквиум (мини-экзамен, но все как на настоящем: билеты, подготовка, оценки в зачетку).

Как назло в день коллоквиума я затемпературил, больше 38, но начинающему студенту пропустить контрольное мероприятие невозможно (а вдруг отчислят, ужас-ужас. ). Закинулся аспирином и поехал на троллейбусе в институт. По закону подлости троллейбусы встали, пришлось пешком добираться. А ноябрь в Свердловске - это уже настоящая зима, холоднее -20, снег и ветер. Добрался до родного факультета на грани времени, и узнаю, что коллоквиум проходит на кафедре физики, на другом факультете и в другом корпусе.

Я других вариантов не вижу, спорить ни сил, ни желания нет. Получаю задачу, сажусь решать.

Задача оказалась не очень сложная. Решил, но вижу, что ответ неправильный, а ошибку найти не могу. В голове гудит, то в жар, то в холод бросает, но виду не показываю. Минут через 10 преподаватель подходит, спрашивает:

Я - решил, но ответ неправильный, не могу ошибку найти.

П (берет листок) - а в чем ответ неправильный?

Я - результат должен быть на 7 порядков меньше.

Владислав Евгеньевич уходит с листком. Проходит пару кругов по аудитории. Подходит к столу, что-то пишет. Возвращается ко мне:

П - на сколько порядков ошибка?

П - точно, уверен?

П - вот твоя зачетка, свободен.

Сердце уходит в пятки, он меня к коллоквиуму не допустил. Придется идти на пересдачу.

Смотрю в зачетку, а там первая запись: предмет - физика, оценка - зачет и подпись.

Уже на втором курсе я узнал, что именно точность определения величины ошибки "на глазок" и определила мой зачет.

А группа на следующий день меня подкалывала, что последний пришел - первый ушел. Все видели, что я билет даже не брал. И очень удивлялись, что ушел с зачетом.

Для ЛЛ: ошибка на 7 порядков - это в 10 миллионов раз. Итоги решения задач от нас требовали вести в нормальном формате, а именно * 10 ^ .

О преподавателях


Медицинская физика. Что это такое и с чем это едят?

Для начала я очень прошу не относиться к моим словам как к истине в последней инстанции, напоминаю, что учусь я на польском языке и, хотя я прочитала некоторое количество необходимой для поста информации по-русски, всё равно могут быть неточности, так как я не всё могу стопроцентно правильно рассказать и объяснить на русском языке.

В комментариях к моему предыдущему посту @OzzVeriN1985 предположил, что мы, медицинские физики (у меня защита через 9 месяцев, но можно я уже себя к ним припишу?), истязаем людей током во славу науке и был не так уж и не прав и немного ошибся с определением.
На самом деле, у медицинских физиков достаточно много практических применений, я тут видос на ютюбе раскопала, он довольно ёмко описывает специальность.

Для ЛЛ: обычно медфизы работают по двум основным отраслям: дозиметрия и медицинская визуализация. Кратко и своими словами: в дозиметрии медфиз отмеряет больному (чаще всего онкологически) необходимое количество излучения, целесообразность радиотерапии и всякое сопутствующее, в медицинской визуализации занимается расшифровкой и переводом в нечто более удобочитаемое, изображений, полученных с рентгена, томографа, УЗИ, эхоскопии и тд. Конечно, ещё можно уйти в разработку медицинского оборудования или начать учиться дальше на обычной медицине.

Теперь немного по самому обучению. В Польше есть несколько учёных степеней: обучение на гуманитарные специальности длится шесть семестров (3 года) и студент получает звание Лиценциат. Далее, по желанию, может стать Магистром и тогда во всех официальных инстанциях может подписываться как mgr Ivanov. Обучение на специальностях технических длится 7 семестров, заканчивается в феврале и студент получает звание Инженер и уже на этом этапе может везде писать, что он inz Borisov. Окончив магистратуру, inz Borisov плавно переходит в mgr inz Borisov'a.

Так вот, медицинская физика относится к техническим специальностям, обучение длится от 7 до 10 семестров, соответственно. Первые два года обучения мы учимся по одинаковому расписанию, все предметы обязательны, в программе общая медицина, физика, статистика, математика и программирование. На третьем году (5 семестр) выбирается специализация из двух возможных : дозиметрия и электроника в медицине, и медицинская визуализация (моделирование биообъектов) и биометрия. При желании не спать, не есть и не иметь личной жизни можно ходить на предметы обеих специализаций, но на моём потоке таких оригиналов нет. Теперь расписание у всех разное, кроме того, на третьем учебном году открывается ачивка в виде списка дополнительных предметов, из которых можно выбрать интересующие и на них ходить (а можно и не ходить). Если интересно подробнее о предметах, методах обучения кафедрах и тд, могу написать отдельно, а то в один пост всё не влезет :)

После 6 семестра нас ожидает первая практика, на которой мы наконец-то узнаем, чем, собственно, занимается конкретный медфиз в конкретной больнице. Да, собственно, это большой минус обучения: большинство полученных знаний исключительно теоретической направленности, а практику, которую студенты других специальностей начинают уже после первого/второго курса, мы получаем непосредственно перед дипломным семестром. Практика меня ждёт через два месяца, поэтому прокомментировать её на данный момент не могу :)

Пост снова отличается некоторой сумбурностью, поэтому, пожалуйста, если что-то интересно, задавайте вопросы, я постараюсь либо ответить, либо более структурировано написать новый пост.

Если захочется что-то поменять, можно стать:

  • ученым, уйти в фундаментальную науку (например, проводить исследования в лаборатории, выступать на научных конференциях);
  • преподавателем естественных наук в медицинских вузах.

Квалификация

Высшее физико-техническое образование. Дополнительное образование в области медицины

Высшее физико-математическое образование. Дополнительное образование в области медицины

  • Специалитет (6 лет);
  • Бакалавриат (4 года);
  • Магистратура (2 года);
  • Аспирантура (очно — 3 года, заочно — 4 года).

Предметы, необходимые для поступления в вуз

  • физика;
  • русский язык;
  • биология;
  • химия;
  • математика;
  • информатика;
  • иностранный язык.

Высшее физико-техническое образование. Дополнительное образование в области медицины

  • математика;
  • русский язык;
  • физика;
  • химия;
  • информатика;
  • иностранный язык.

Высшее физико-математическое образование. Дополнительное образование в области медицины

  • математика;
  • русский язык;
  • физика;
  • химия;
  • информатика;
  • иностранный язык.

Полезные ссылки

Научные порталы, сообщества, журналы

На английском языке

    Подборка интересных видео, посвященных биологии Подборка интересных видео, посвященных физике

Интервью с экспертами

Cтатьи

Видео

Кружки и дополнительные курсы для старшеклассников

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Биофизический кружок.

Для кого? 9–11 классы.
Что дает? Навык выполнения проектных и лабораторных работ.
Преподаватели. Сотрудники кафедры биофизики биологического факультета МГУ.
Когда? Есть возможность отслеживать даты начала набора.
Стоимость. Необходимо уточнять.
Условия участия. Предварительная запись.
Подробная информация.

Для кого? 11 класс.
Что дает? Знание математики, биологии, физики, английского языка, информатики.
Преподаватели. Профессора НИУ ВШЭ.
Когда? Есть возможность отслеживать даты начала набора.
Стоимость. Необходимо уточнять.
Условия участия. Предварительная запись.
Особые условия. Предусмотрены скидки на оплату обучения.
Подробная информация.

Для кого? 5–11 классы.
Что дает? Базовые знания в области медицины.
Преподаватели. Профессора МГУ.
Когда? Есть возможность отслеживать даты начала набора.
Стоимость: бесплатно (лекции), 1 100 р.–6 500 р.(практика).
Подробная информация.

Для кого? 10–11 классы.
Что дает? Знания по биологии, химии.
Когда? Ежегодно. Есть возможность отслеживать даты набора.
Обязательные требования. Набор по результатам тестирования.
Стоимость. 10 000 — 75 000 р. (есть пробное занятие).
Подробная информация.

Лаборатория биологии Политехнического музея. Юный медик.

Для кого? 7–18 лет.
Что дает?

  • знания по биологии;
  • навык работы на профессиональных лапароскопических тренажерах;
  • знания о тенденциях развития медицины в XXI веке.

Преподаватели. Преподаватели Политехнического университета, практикующие врачи.
Когда? Есть возможность отслеживать даты начала набора.
Стоимость. 10 000 р. / 10 занятий.
Подробная информация.

Для кого? Школьники, студенты.
Что дает?

  • знания в области физики элементарных частиц, химии, медицины, математики, нейрофизиологии, генетики, социологии, компьютерных наук;
  • знание о том, как научные разработки применяются в реальной жизни.

STEM-центр Петрозаводского государственного университета.

Для кого? 1–11 классы.
Что дает? Навыки проектной, научно-исследовательской деятельности в области программирования, биологии, химии, физики.
Когда? Есть возможность отслеживать даты начала набора.
Стоимость. Необходимо уточнять.
Условия участия. Учащиеся петрозаводских школ.
Подробная информация.

Открытый университетский лицей Петрозаводского государственного университета.

Для кого? 10 класс.
Что дает?

  • техническое направление (физика, математика, информатика, русский язык);
  • медико-биологическое (химия, биология, русский язык).

Когда? Есть возможность отслеживать даты начала набора.
Стоимость. Необходимо уточнять.
Условия участия. Гражданство РФ, заявление, оплата обучения.
Подробная информация.

Мастер-классы

Для кого? 9–18 лет.
Что дает? Понимание сути физических явлений и их взаимосвязи, знания об особенностях, радиусе действия, силе гравитационного, электромагнитного, сильного и слабого ядерных взаимодействий.
Когда? Необходимо уточнять.
Стоимость. 188 р.- за ребенка.
Продолжительность. 1 час.
Особые условия посещений. Последняя среда нечетного месяца — санитарный день.
Как записаться? Оставить заявку на сайте.
Подробная информация.

Живой урок химии.

Для кого? 14–17 лет.
Что дает? Навык применения знаний по химии на практике в крупной лаборатории.
Когда? Необходимо уточнять.
Стоимость. 600–800 р., в зависимости от времени посещения (за ребенка).
Продолжительность. 90 минут.
Как записаться? Оставить заявку на сайте.
Подробная информация.

Для кого? 12–18 лет.
Что дает? Знания об устройстве, функции белков.
Когда? Необходимо уточнять.
Стоимость. Сдвоенное занятие (2 группы по 15 человек) — 16 000 р.
Продолжительность. 90 минут.
Как записаться? Оставить заявку на сайте.
Подробная информация.

Лагеря

Москва и Московская область

Для кого? 8–16 лет.
Что дает? Углубленные знания по химии, навыки проведения экспериментов, умение написать химическую сказку.
Когда? Необходимо уточнять
Стоимость. Необходимо уточнять.
Продолжительность. 2 недели.
Как записаться? Оставить заявку на сайте.
Подробная информация.

Для кого? 9–11 классы.
Что дает?

  • знания по химии;
  • навыки работы с реактивами.

Примечание. Учебные программы меняются каждую смену, поэтому необходимо уточнять их содержание у организаторов.
Преподаватели. Высококвалифицированные практикующие медики разных специализаций, профессиональные биологи, ученые.
Когда? Ежегодно. Зимние каникулы.
Стоимость. 32 000 р.
Как записаться? Подать заявку на сайте.
Подробная информация.

Для кого? 10–17 лет.
Что дает?

  • углубленное знание профильных предметов;
  • расширение кругозора и личностное развитие.

Преподаватели. Ученые, педагоги ведущих вузов, физико-математических и химико-биологических школ, тренеры национальных и региональных сборных по математике, физике, химии и биологии.
Когда? Ежегодно. Есть возможность отслеживать даты набора.
Обязательные требования. Глубокие знания профильных предметов, уровень всероссийских, международных олимпиад.
Стоимость. Бесплатно.
Как записаться? Подать заявку на сайте. Возможен конкурсный отбор. Подробности необходимо уточнять у организаторов или отслеживать на сайте.
Подробная информация.

Московский физико-технический университет (МФТИ).

Факультет биологической и медицинской физики.
Год создания: 1946.
Что дает? Готовит специалистов в области химии, физики, биологии, обладающих медицинскими знаниями.
Квалификация: бакалавр, срок обучения — 4 года, магистр, срок обучения — 2 года.
Подробная информация.

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова.

Лечебный факультет. Кафедра медицинской и биологической физики.
Год создания: 1758.
Что дает? Готовит специалистов в области химии, физики, биологии, обладающих медицинскими знаниями.
Квалификация: специалист, срок обучения — 6 лет.
Подробная информация.

Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого.

Факультет медицинской физики и биоинженерии. Кафедра медицинской физики.
Год создания: 1997.
Что дает? Готовит междисциплинарно образованных специалистов мирового уровня, востребованных на рынке высоких технологий.
Квалификация: бакалавр, срок обучения — 4 года, магистр, срок обучения — 2 года.
Подробная информация.

Ростовский государственный медицинский университет.

Медико-профилактический факультет. Кафедра медицинской и биологической физики.
Год создания: 1930.
Что дает? Готовит специалистов в области химии, физики, биологии, обладающих медицинскими знаниями.
Квалификация: специалист, срок обучения — 6 лет.
Подробная информация.

Онлайн-курсы

На русском языке

Для кого? Старшеклассники, студенты.
Что дает? Базовые знания о функционировании биологических молекул и физико-химических принципах их формирования и функционирования, знание о методах исследования физико-химических превращений в биологических молекулах.
Когда? Есть возможность отслеживать начало курса.
Преподаватели. Доктор биологических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова.
Стоимость. Бесплатно.
Продолжительность. 13 недель.
Условия участия. Зарегистрироваться на курс на сайте.
Подробная информация.

Для кого? 5–9 классы.
Что дает? Углубленное знание математики.
Когда? В любое время.
Преподаватели. Кандидаты физико-математических, педагогических наук, доценты, профессора и преподаватели ведущих вузов страны.
Условия участия. Необходима регистрация.
Подробная информация.

Виртуальная химическая лаборатория. Марийский государственный технический университет.

Для кого? 8–11 классы.
Что дает? Навык работы в химической лаборатории, навык выполнения опытов в режиме реального времени.
Стоимость. 3 500 — 9 000 р.
Условия участия. Оформить заказ на сайте.
Подробная информация.

Mark Zentrum. Международный образовательный онлайн-центр.

Для кого? С 11 лет.
Что дает? Программы обучения по биологии, химии, математике, иностранным языкам.
Когда? Индивидуальные занятия согласовываются с преподавателем. Групповые занятия проходят в соответствии с расписанием.
Преподаватели. Лингвисты, практикующие преподаватели профильных предметов.
Стоимость. Пробный урок — бесплатно. Индивидуальные занятия: один урок — 450–1200 р., в зависимости от количества занятий (минимум 5) и от продолжительности урока. Групповые занятия: один урок — 280–640 р.
Стоимость занятий по иностранному языку. Пробный урок с носителем языка — платный: 10 евро. Стоимость одного занятия: 15–35 евро, в зависимости от продолжительности урока.
Продолжительность. Зависит от формы занятий. Индивидуальное занятие — 45–90 минут, занятие в группе — 90 минут, вебинар — 120 минут. Первое пробное занятие — 30–40 минут.
Условия участия. Заполнить заявку-анкету на пробный урок.
Особые условия. Необходимые материалы и учебники высылаются преподавателем в электронном виде (есть возможность приобрести учебные материалы в печатном виде).
Подробная информация.

На английском языке

Виртулаб по химии на английском языке. Есть возможность настроить русский язык.

Для кого? Школьники.
Что дает? Навык работы в лаборатории с сотнями реагентов в режиме реального времени.
Когда? В любое время.
Стоимость. Бесплатно.
Подробная информация.

Детективно-химический виртулаб. Расследование преступления с помощью знания химии.

Для кого? Школьники, студенты.
Что дает? Навык применения знаний по химии в игровой форме.
Когда? В любое время.
Продолжительность квеста: 40–50 минут.
Стоимость. Бесплатно.
Условия участия. Загрузить программу на компьютер.
Подробная информация.

2017 учебный год

Молодежная исследовательская школа Химико-биологического института БФУ им. И. Канта.

Когда? В течение всего 2017 учебного года.
Для кого? 8–11 классы.
Что дает?

  • углубленные знания по химии и биологии;
  • навык проведения лабораторных работ;
  • умение работать в команде;
  • развитие коммуникабельности.

Преподаватели. Профессора химико-биологического института БФУ им. Канта, ученые.
Стоимость. Групповые занятия — 10 000 р./семестр, групповые и индивидуальные индивидуальные занятия — 15 000 р./семестр, индивидуальный проект —30 000 р./семестр.
Как записаться? Оставить заявку по ссылке
Подробная информация

Июль — август 2017

Когда? Июль — август.
Для кого? 8–11 классы.
Что дает?

  • знания в области биологии;
  • знания о нюансах поступления и обучения в ведущих вузах страны, о способах получения льгот, о профессиональных перспективах после окончания вуза;
  • навык работы в команде.

Преподаватели. Студенты старших курсов ведущих вузов страны.
Обязательные требования. Отбор по результатам тестирования для тех школьников, которые участвуют впервые.
Стоимость. Необходимо уточнять.
Как записаться? Подать заявку на сайте.
Подробная информация

Биофизики исследуют функцию и развитие биологических систем с использованием принципов и подходов физики и применяют результаты своих исследований в различных областях экономики.

Обязанности Биофизика

Биофизики могут работать в разных областях. В научных исследованиях они исследуют физические законы, лежащие в основе живых систем. Они имеют дело, например, с радиационной биофизикой, исследуют биологические эффекты электромагнитных полей или механические свойства биоматериалов. Биофизики публикуют результаты своих исследований. В высших учебных заведениях они учат студентов, готовятся к лекциям и семинарам, проверяют письменную работу и принимают экзамены. Самостоятельная научная деятельность возможна только после получения степени магистра и докторантуры.

Биофизики могут быть востребованы там, где необходимы физико-технические и биологические ноу-хау. Например, они развиваются в биотехнологических, фармацевтических или медицинских коммерческих областях, технологиях или процессах. В случае необходимости, биофизики также работают над новыми биоматериалами или разработкой биосенсоров. Их знания используются также в управлении проектами и в обеспечении качества. Как независимые эксперты, биофизики предоставляют экспертные мнения или консультируют компании.

Где работают Биофизики

Биофизики находят занятость в первую очередь:

  • в исследовательских институтах
  • в университетах
  • в университетских клиниках
  • в биотехнологических и фармацевтических компаниях

Кроме того, биофизики также находят работу:

  • в компаниях-производителей медицинских приборов или лазеров
  • в области технологии чипов ДНК в промышленных компаниях

Зарплата Биофизика

Уровень зарплаты, которую получают Биофизики в Германии составляет

(по данным различных статистических бюро и служб занятости в Германии)

Задачи и обязанности Биофизика в подробностях

В чем суть профессии Биофизик

Биофизики исследуют функцию и эволюцию биологических систем посредством принципов и подходов физики и применяют свои исследования в различных секторах экономики.

Биофизики в науке и образовании

Биофизики изучают и преподают в университетах и институтах. Они используют физику (особенно лазерную физику и современную оптику), материаловедение и науку о поверхности и другие технологии. Биофизики следуют, например, сложным метаболическим процессам, чтобы получить представление об образовании и деградации веществ в организме или понять систему общения или локации живых существ. Одним из наиболее важных направлений является медицинское исследование. Вместе с клиническими врачами, биофизики отслеживают механизмы респираторных и легочных заболеваний у курильщиков. Они изучают новые способы наблюдения за действиями лекарств или имеют дело с взаимодействием физических сил с живыми системами.

Биофизики-преподаватели формируют лекции и готовят семинары, упражнения и практические задания. Для этого они разрабатывают учебные материалы, инструкции по обучению и экспериментальные установки. Им также приходится разрабатывать, проводить и корректировать учебные и экзаменационные мероприятия. Биофизики изыскивают средства для исследовательских проектов в государственных учреждениях и промышленных предприятиях, реализуют исследовательские проекты и публикуют результаты проведенных исследований. На конференциях и конгрессах они рассказывают о своих результатах и выводах.

Для самостоятельной научной деятельности требуется степень магистра и докторская степень.

Биофизики в НИОКР (исследованиях и разработках)

На промышленных предприятиях биофизики развивают, например, продукты и процедуры. В случае необходимости, они также работают над разработкой новых биоматериалов или биосенсоров, которые могут использоваться в фундаментальных исследованиях клеточной биологии, в терапии опухолей или в экологическом анализе. Как отвечающие за развитие компании, биофизики также могут отвечать за организацию исследований и управление проектами. В клиниках и диагностических центрах биофизики разрабатывают, например, новые методы исследований для биологии и медицины.

Поскольку биофизика представляет собой междисциплинарную науку, биофизики работают вместе с другими учеными и специалистами. Это могут быть физики, молекулярные биологи, генетики или эмбриологи.

Мы продолжаем знакомить с лабораториями нашего института, и сегодня у нас необычный гость. Елена Румянцева учится на 6 курсе медицинской биофизики. Мы задали ей несколько вопросов, чтобы поподробнее узнать о том, как строится обучение на этом направлении, какие есть лаборатории и на какую кафедру можно пойти писать свою первую курсовую работу или диплом. Интересно? Тогда устраивайся удобнее, сейчас мы все расскажем.


- Привет! В школе я увлекалась физикой, участвовала в олимпиадах. Но получать техническое образование не хотела. Поэтому выбрала смежную специальность – медицинскую биофизику. К тому же, для поступления сюда не требовали ЕГЭ по химии, что меня очень радовало!

- Биофизика – это смежная наука, она стоит на стыке медицины, биологии и физики. Мы одновременно изучаем, как работает аппарат и как работает человек. И с помощью корреляции физических данных с биологическими мы получаем более глубокое понимание процессов в человеческом организме. Следовательно, мы можем делать выводы, на каком уровне организации что-то с человеком не так, или же те данные, которые мы получаем, не связаны с пациентом, а с техникой. В этом, наверное, и есть самый большой плюс биофизиков. Пока что это не все понимают, но я считаю, что будущее стоит за смежными науками.

- Чем биофизики отличаются от лечебного дела?

- Наши программы первые три года практически полностью совпадают. С четвертого курса так же, как и у лечебного факультета, у нас начинаются циклы: в начале семестра мы слушаем курс лекций по всем дисциплинам, а затем предметы идут по очереди. После 3 курса мы углубляемся в лучевую и лабораторную диагностику, при этом изучаем не только клинические аспекты, но и устройство различной медицинской техники, разбираемся в физике рентгеновского, радиоактивного излучения.

- Кем ты можешь работать после окончания университета?

- Сдав аккредитацию и получив диплом, я могу быть врачом функциональной диагностики. Это те специалисты, которые интерпретирует данные ЭКГ, ЭЭГ, исследуют функцию внешнего дыхания и т.д. К слову, лечебникам, чтобы работать таким врачом, необходимо сначала окончить ординатуру. Но зато они являются лечащими врачами, а выпускники “медицинской биофизики” – нет. У нас сильно ограничен список направлений ординатуры по сравнению с лечебным делом. Можно выбрать рентгенологию, радиологию, бактериологию, вирусологию и лабораторную генетику. При желании развиваться в научной сфере или поступить в аспирантуру. Кстати, в отличие от лечебников, мы пишем дипломную работу и можем пойти в магистратуру, например, чтобы получить дополнительно экономическое или юридическое образование.

- У вас есть курсовые работы?

- С четвертого года обучения мы начинаем писать курсовые и на 6-ом у нас дипломная работа. Сейчас мы прикреплены к кафедре фундаментальных основ клинической медицины. Большинство медицинских исследований (в рамках курсовой), так или иначе, связаны с этой кафедрой. Но можно выбрать и другую.

- А ты занимаешься научной деятельностью? Если да, то в какой лаборатории?

- Занимаюсь, но у нас нет как таковых лабораторий, как на кафедре общей морфологии и патологии или на кафедре биохимии. Исследования проходят на базе университетских клиник. Например, я пишу работу о связи между висцеральным ожирением и сердечными заболеваниями. Сегодня в интернете очень часто можно встретить такое выражение, как skinny fat (“жирный дрыщ”, прим.редактора). С одной стороны, человек выглядит очень стройным, и его индекс массы тела входит в норму, но у него может быть избыточное количество висцерального жира, что как раз и приводит к различным заболеваниям. Опасность такого жира состоит в том, что он не обособлен и окружает внутренние органы. Некоторые исследователи рассматривают его как активный эндокринный орган с различными биологическими и метаболическими функциями. Например, он активирует продукцию и секрецию некоторых атерогенных провоспалительных цитокинов. Таким образом, он является признанным маркером кардиоваскулярного риска и метаболического синдрома.

- Видишь ли ты совместную работу биолога и врача биофизика? И возможна ли она?

- Конечно! Если говорить про науку, то после выпуска можно пойти на кафедру физиологии и работать с биологами-физиологами. Это будет прекрасный тандем, так как мы, как врачи, можем работать с медико-биологическими данными и материалами людей, что заметно облегчит некоторые исследования. А биологи – это тот фундамент, который необходим медицине.

- Вам уже предлагали работу?

- Нас очень ждут в ядерной медицине. Как говорят преподаватели – это именно то место, где биофизики нужны как воздух. Ядерная медицина – это применение радиоактивных веществ для диагностики и лечения онкологических заболеваний. Правда, в моей группе все хотят пойти в ординатуру на рентгенолога.

- Наука или врачевание?

- На данном этапе моей жизни возможность пойти в науку меня не привлекает. Работать в лаборатории и что-то исследовать мне интересно, но нужно понимать, что придется отдавать науке всего себя. Я пока не готова к такому, мне больше импонирует перспектива быть врачом. Хотя биофизика, как наука, очень интересная, и большинство биофизических методов, например, спектроскопию, используют именно в медицинской практике.

- Какие наставления ты дашь первокурсникам?

- Большое спасибо, что уделила нам время! Теперь у меня сложилась цельная картинка, что из себя представляет студент “медицинской биофизики”!

Читайте также: