Материнский капитал как фактор стимулирования рождаемости курсовая работа

Обновлено: 26.04.2024

Демографическая ситуация в России является сегодня одной из самых острых социально-экономических проблем, затрагивающих интересы национальной безопасности. Ежегодно население России сокращается на 700 800 тыс. человек.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года только 15% из 41 млн российских семей воспитывают двух несовершеннолетних детей, трех и более несовершеннолетних детей воспитывают менее 3% семей и почти у половины семей в России в составе семьи несовершеннолетних детей нет. С каждым годом растет число неполных семей.

Введение с 1 января 2007 года материнского (семейного) капитала направлено на стимулирование рождаемости в стране, укрепление престижа института семьи. Важно, чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства и была спокойна за будущее своей семьи.

Размер материнского капитала в 2010 году для тех, кто им еще не воспользовался, составит 343 тысячи 378 рублей 80 копеек и эта сумма ежегодно пересматривается с учетом темпа инфляции. Для владельцев сертификата, которые уже распорядились частью средств, размер оставшейся части суммы будет увеличен с учетом темпов роста инфляции.

Глава 1 Понятие порядок и условие для назначения

1.1 Понятие материнского капитала

Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Здесь названы только те принципы, проявление которых в нормах о материнском капитале вызывает наибольший интерес.

Всеобщность социального обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей. В соответствии с российским законодательством каждая семья независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения. В свою очередь, принцип дифференциации социального обеспечения реализуется путем установления социально значимых критериев как объективного (природно-климатические условия, вредные условия труда и т.д.), так и субъективного (состояние здоровья, возраст и т.д.) характера.

Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на двух обстоятельствах: рождение (усыновление) второго и последующего ребенка и период времени, в течение которого это произошло, с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г. При этом иные обстоятельства не учитываются, например нуждаемость семьи в мерах дополнительной государственной поддержки. Иными словами, поддержка в том смысле, в котором это предполагает социальное обеспечение, не будет оказана: суть социального обеспечения - это компенсация дохода, недополученного по уважительным причинам, сближение уровня жизни различных слоев населения. При этом у семьи, в которой родились двое детей до указанной даты, право на такие дополнительные меры поддержки не возникает, и в отношении этой семьи появляется "узаконенное неравенство", так как у нее уровень социального обеспечения будет ниже, чем у семьи, в которой ребенок родился на несколько дней позже. На этот недостаток Закона N 256-ФЗ уже обращали внимание в юридической литературе. По мнению К.В. Бубона, положения Закона противоречат Конституции РФ, согласно которой граждане России от рождения приобретают равные права, в том числе в сфере социальной поддержки; кроме того, нет возможности объяснить, почему один ребенок имеет преимущество при оплате образования перед другими детьми, более того, родиться в той или иной семье и (или) срок отнюдь не его заслуга Бубон К.В. Узаконенное неравенство, или Кому нужен закон о материнском капитале Адвокат. 2007. N 5.. Согласно Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР в 1991 г., граждане при наступлении определенных обстоятельств имеют право на социальное обеспечение (ст. 26). Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционный Суд РФ уже высказал свою позицию по этому вопросу: гражданка Г., родившая третьего ребенка в 2004 г., в жалобе оспаривала конституционность отдельных положений Закона N 256-ФЗ, в том числе и применение Закона N 256-ФЗ к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г.. По мнению заявительницы, ограничение ее права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал объективно не оправдано и нарушает принцип равенства всех перед законом, что не соответствует ст. 19, 38, 55 Конституции РФ. Конституционный Суд отказал в принятии к рассмотрению жалобы по причине не подведомственности поставленного в ней вопроса. По его мнению, решение вопроса о действии закона во времени, в том числе о придании ему обратной силы, является прерогативой законодателя, а конкретные меры социальной поддержки семьи и детей в соответствии со ст. 39 Конституции РФ устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ. Таким образом, в настоящее время этот вопрос закрыт.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющих гражданство Российской Федерации независимо от места их жительства:

• женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

• женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом;

мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

При возникновении права не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

Право у женщин прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случае смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право не возникает у указанного лица, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок с рождением (усыновлением) которого возникло право признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.

В случаях, если отец (усыновитель) ребенка или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка умер, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленно преступления, относящееся к преступления м против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло прав, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях) , не достигших совершеннолетия, и (или) обучающего по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида не зависимо от ее организационно-правовой формы (за исключением образовательного учреждения дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях) указанного в части 4 Федерального Закона, в случае , если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям указанным в части 3 статьи 3 настоящего Закона, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственно поддержки по основаниям указанным в части 3 статьи 3.

Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона ( заявлении о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего и последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, по 31 декабря 2010 года включительно).

1.3 Условия получения сертификата

Лица (или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия) у которых возникло право на дополнительные меры государственной поддержки вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке) по месту регистрации, по месту пребывания или по месту фактического проживания. Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства (пребывания) на территории Российской Федерации, подают заявление со всеми необходимыми документами непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации . Для подачи заявления на выдачу материнского (семейного) капитала необходимо заполнитьбланк заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал ,сделать необходимые действия:

· оформить в ЗАГСе свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка;

· в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства заполнитьбланк заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, предоставить необходимые документы:

- заявление установленного образца (см приложение к курсовой работе №1);

-документ, удостоверяющий личность, место жительства, российское гражданство лица, имеющего право на получение материнского (семейного) капитала, т.е. паспорт или заменяющий его документ;

-документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей: свидетельства о рождении всех детей (для усыновленных - свидетельство об усыновлении и вступившее в законную силу решение суда об усыновление);

Целью исследования курсовой работы является анализ и обобщение нормативных актов, регулирующих получение материнского капитала в РФ.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие материнского (семейного) капитала и его правовое регулирование;
- рассмотреть порядок и условия получения материнского капитала;
- раскрыть проблемы получения материнского капитала;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….5
1 Материнский (семейный) капитал: понятие и его значение………. 7
1.1 Понятие материнского (семейного) капитала и его правовое регули-рование……………………………………………………………………. 7
1.2 Порядок и условия получения материнского (семейного) капита-ла………………………………………………………………………………….19
1.3 Распоряжение средствами материнского (семейного) капита-ла…..23
2 Гражданско-правовое регулирование получения материнского (се-мейного) капитала в РФ………………………………. ……………………….33
2.1 Гражданско-правовое регулирование получения материнского (семейного) капита-ла……………………………………………………………….33
2.2 Правовое регулирование предоставления материнского (семейного) капитала многодетным семьям в субъектах Российской Федерации……39
3 Гражданско-правовая ответственность за нарушение федерального законодательства при расходовании средств материнского (семейного) капи-тала……………………………………………………………………………….43
Заключе-ние………………………………………………………………..49
Список использованных источни-ков……………………………………52

Вложенные файлы: 1 файл

Materinsky_kapital (1).doc

Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на двух обстоятельствах:

- рождение (усыновление) второго и последующего ребенка;

- период времени, в течение которого это произошло, - с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г.

Конституционный Суд РФ высказал свою позицию по этому вопросу: гражданка Г., родившая третьего ребенка в 2004 г., в жалобе оспаривала конституционность отдельных положений Закона о поддержке семей, в т.ч. и применение Закона о поддержке семей к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. По мнению заявительницы, ограничение ее права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал объективно не оправдано и нарушает принцип равенства всех перед законом, что не соответствует ст.ст. 19, 38, 55 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы по причине неподведомственности поставленного в ней вопроса. По его мнению, решение вопроса о действии закона во времени, в том числе о придании ему обратной силы, является прерогативой законодателя, а конкретные меры социальной поддержки семьи и детей в соответствии со ст. 39 Конституции РФ устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ [1; с. 3].

Отметим также, что на настоящий момент никак не определен вопрос о судьбе материнского капитала в случае распада семьи. Например, супруги расторгли брак, возникают вопросы о том, с кем будут проживать дети, и о разделе совместно нажитого имущества. В частности, сертификат выдан матери детей, а дети согласно соглашению либо судебному решению будут проживать с отцом.

Здесь могут быть, по крайней мере, такие пути решения проблемы:

- при установлении режима средств материнского капитала как меры поддержки женщины супруг не может претендовать на них,

- если же рассматривать их как средство поддержки семьи, то он может поднять вопрос и о его доли, в частности при направлении капитала на улучшение жилищных условий.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщины, родившей (усыновившей) 2-го ребенка начиная с 1 января 2007 г., и может быть реализовано не ранее чем по истечении 3-х лет со дня рождения (усыновления) 2-го ребенка. Из этого следует, что право на материнский капитал зависит только от количества рождений (усыновлений) детей, а не от реального количества живых детей. На практике это может привести к ситуациям, когда будут поддерживаться семьи, которые в соответствии с целями Закона о поддержке семей не должны иметь права на поддержку.

По словам заместителя председателя думского Комитета по вопросам семьи, женщин и детей И. Соколовой, отмена материнского капитала снова поставит Россию в сложную демографическую ситуацию. Ввиду этого, в Государственной Думе РФ сегодня разрабатывается предложение по продлению действия материнского капитала хотя бы еще на 9 лет, до 2025 г. И. Соколова не отрицает, что средства, выделяемые на материнский капитал, наносят значительный ущерб областным бюджетам, поэтому распорядилась о подготовке альтернативных способов стимуляции рождения 2-го и 3-го ребенка.

Проект федерального бюджета на 2014 г. не обошел стороной индексацию материнского капитала. На 2014 г. в бюджет заложено более 140 млрд. рублей на эти цели [21; с. 359].

Региональный материнский капитал в республике Мордовия выплачивается в случае рождения в семье после 1 января 2012 г. третьего и последующего ребенка. Размер регионального капитала составляет 40 789 рублей. Выплачиваться региональный материнский капитал будет в виде единовременной выплаты по достижении третьего или последующего ребенка двухлетнего возраста.

Пособия будут ежегодно индексироваться. Использовать региональный материнский капитал семья может на свое усмотрение. В данном случае администрация области не наложила ограничений на области применения регионального родового сертификата. В областном бюджете на 2012 - 2013 гг. заложена сумма в размере 181 608.6 тыс. рублей на выплаты пособий и регионального материнского капитала, аналогичная сумма планируется и на 2014 г., именно на этот год придутся первые выплаты регионального материнского капитала в Волгоградской области.

Итак, материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Законом о поддержке семей. Это форма государственной поддержки семей, имеющих детей. Осуществляется с 2007 г. при рождении (усыновлении) 2-го (3-го или последующего - только если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки) ребёнка в период с 01.01.2007 по 31.12.2016, имеющего российское гражданство. В соответствии с действующим законодательством, право на получение материнского капитала имеют: женщина, имеющая гражданство РФ, родившая (усыновившая) 2-го или последующих детей начиная с 01.01.2007; мужчина, имеющий гражданство РФ, являющийся единственным усыновителем 2-го или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2007; отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства РФ в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, смерти, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении ребенка (детей) умышленного преступления; несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребенок до достижения им 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем). В подтверждение права на получение средств материнского капитала выдается сертификат государственного образца.

    1. Порядок и условия получения материнско го (семейного) капитала

    Анализируя положения Закона N 256-ФЗ, определяющие субъекта, имеющего право на материнский (семейный) капитал, и порядок использования средств капитала, можно выделить ряд проблем как теоретического, так и практического характера, что в первую очередь связано с недостаточно проработанной концепцией Закона N 256-ФЗ, также можно отметить и недостатки юридической техники. Все это позволяет сделать ряд критических замечаний и дать предложения по совершенствованию Закона N 256-ФЗ.

    Государственная поддержка оказывается женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.; женщинам, родившим (усыновившим) третьего и последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчинам, являющимся единственными усыновителями второго, третьего или последующих детей, ранее не воспользовавшимся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г. Если указанные лица умерли либо их право на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по иным основаниям, то право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает соответственно у отца (усыновителя) ребенка либо у ребенка (детей в равных долях) (ч. 3, 4, 5 ст. 3 Закона N 256-ФЗ).

    Исходя из вышеуказанных положений, можно сделать вывод, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает первоначально у женщины, родившей или усыновившей детей, и только в случае прекращения права у нее (смерть, лишение родительских прав) это право возникает у других лиц.

    Несмотря на название Закона N 256-ФЗ, на указание в его ст. 3 субъектов, имеющих право на меры государственной поддержки, считаем, что вопрос о действительном адресате мер дополнительной государственной поддержки не является решенным. Это могут быть дети, родившиеся (усыновленные) после 1 января 2007 г., женщина, родившая или усыновившая детей, или, судя по названию и преамбуле Закона N 256-ФЗ, семья. Согласившись с тем, что поддержка семьи с детьми, несомненно, необходима, следует вспомнить, что когда было предложено понятие материнского капитала, то речь шла о поддержке женщины. Однако при реализации этого предложения законодатель отошел от первоначального замысла, что может повлечь в будущем определенные трудности в применении Закона N 256-ФЗ. Это, во-первых, касается установленных направлений использования средств материнского капитала, а во-вторых, на настоящий момент никак не определен вопрос о судьбе материнского капитала в случае распада семьи. Например, супруги расторгли брак, возникают вопросы о том, с кем будут проживать дети, и о разделе совместно нажитого имущества. В частности, сертификат выдан матери детей, а дети согласно соглашению либо судебному решению будут проживать с отцом. Здесь могут быть по крайней мере следующие пути решения этой проблемы: при установлении режима средств материнского капитала как меры поддержки женщины супруг не может претендовать на них, если же рассматривать их как средство поддержки семьи, то он может поднять вопрос и о его доли, в частности при направлении капитала на улучшение жилищных условий. Здесь может быть и третье решение проблемы: право на семейный капитал следует за детьми, т.е. с кем проживают дети, тому и принадлежит право на распоряжение им.

    Дипломная работа

    Введение 3
    Глава 1 Понятие материнского (семейного) капитала, его роль и место в системе поддержки материнства и детства и социальной политики государства 7
    1.1. Поддержка материнства и детства как цель государственной социальной политики 7
    1.2.Понятие материнского капитала и его правовое регулирование 14
    Глава 2. Статус субъектов и порядок реализации права на матерински капитал 23
    2.1. Статус субъектов правоотношений по реализации права на материнский капитал. возникновение права на материнский капитал 23
    2.2. Порядок получения материнского капитала и его использования 28
    Глава 3. Проблемы правового регулирования реализации права на материнский капитал и пути их решения 36
    3.1. Проблемы правового регулирования и правоприменительной практики получения и использования материнского (семейного) капитала 36
    3.2. Пути совершенствования правового регулирования института материнского капитала для достижения целей социальной политики государства 42
    Заключение 54
    Литература и нормативный материал 57
    Приложение 63

    Введение

    Актуальность темы данного исследования определяется рядом практических и теоретических факторов. В первую очередь, актуальность темы исследования самого института материнского (семейного) капитала связанна с демографическими и социально-экономическими сферами. Проблемы демографии, недостаточный жизненный уровень населения, обуславливают необходимость создания и реализации политики государства в социальной сфере, направленной на поддержку семьи, материнства и детства. Проблемы, связанные с демографией, а именно – старение население и его естественная убыль, касающаяся сегодня всех развитых государств, определяет необходимость разработки политики по стимулированию рождаемости.

    Решить существующие проблемы возможно только в комплексе, прибегая как к экономическим, так и к правовым средствам.

    Длительное время в России смертность превышала рождаемость более чем на 40 тысяч человек. Изменение данного показателя и проявление положительной динамики, которые появились в последние несколько лет, как отмечают специалисты, является временным явлением, связанным с увеличением рождаемости, которое пойдет на спад, ввиду того, что во взрослую жизнь войдет поколение начала 90-х, численность которого, ввиду нестабильной политико-экономической обстановки данного периода, значительно меньше поколения конца 80-х.

    Старение населения и критическое положение с воспроизводством, подтолкнули государство к различным попыткам изменить ситуацию. Одним из направлений, в данной сфере, является такой институт как материнский капитал.

    Значимость поддержки молодой семьи, повышение уровня благосостояния, как подтверждают многочисленные исследования, является важнейшим фактором увеличения рождаемости. Именно невозможность улучшить свои жилищные условия, материальные расходы, которые ложатся на молодые семьи в связи с рождением детей, являются одним из важных факторов, который оказывает влияние на решение о рождении второго и последующего детей.

    Большое негативное влияние имеет и изменение морально-ценностных ориентиров. Не затрагивая данную проблему в настоящей работе, ввиду того, что она не может относиться к правовому регулированию, отметим, что отношение общества к многодетным семьям и семейным ценностям, отражает государственную политику в данной сфере. Поэтому, направленность государственной социально-экономической политики на реализацию конституционных положений о ценности семьи, правах ребенка, обязанности государства оказывать поддержку такому важнейшему институту как семья, имеет большое влияние и на изменения в сфере морально-ценностных ориентиров общества вообще и молодого поколения в частности.

    Институт материнского капитала представляет собой актуальную тему исследований ввиду того, что, во-первых, он является одним из стимулирующих факторов повышения рождаемости, во-вторых, реализует государственную политику по поддержке материнства и детства, в третьих, вызывает неоднозначные оценки практиков ввиду ограниченного его использования, в-четвертых, правовое регулирование получения и использования материнского капитала, вызывает ряд трудностей практического характера, что, безусловно, требует совершенствования правового регулирования.

    Актуальность темы исследования подтверждается и недостаточной ее разработанностью в правовой литературе. Исследованиям демографии, проблем поддержки материнства и детства уделялось достаточно внимания. Данные вопросы рассматривались как с экономической, так и с правовой точек зрения. Однако, непосредственно материнскому капиталу, его правовому регулированию – получения, использования — должного внимания правоведами уделено не было.

    При отсутствии монографических исследований, отдельные вопросы затрагивались в научных статьях, такие как мошенничество с материнским капиталом, история его развития, проблемы правоприменения, особенности правового регулирования и ряд других. Среди авторов работ, увидевших свет в последние годы можно отметить Л.А. Емалину, А.П. Савельеву, В.Н. Федорчук, Н.Н. Ханкову, и др.

    Отдавая должное проведенным исследованиям российскими учеными, отметим, что данная тема не исчерпана ввиду того, что многие вопросы теории и практики остались не решенными.

    Объектом исследования являются общественные отношения возникающие при определении оснований и реализации права на материнский капитал.

    Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, регулирующие отношения в данной сфере, труды современных исследователей и правоприменительная практика.

    Целью исследования является анализ проблем теории, правового регулирования и правоприменительной практики прав на получение материнского капитала и его реализации, формулирование предложений по совершенствованию действующего законодательства.

    Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

    — рассмотреть поддержку материнства и детства как цель государственной социальной политики

    — определить понятие материнского капитала и его правовое регулирование

    — рассмотреть статус субъектов правоотношений по реализации права на материнский капитал. возникновение права на материнский капитал

    — рассмотреть порядок получения материнского капитала и его использования

    — рассмотреть проблемы правового регулирования и правоприменительной практики получения и использования материнского (семейного) капитала

    — определить пути совершенствования правового регулирования института материнского капитала для достижения целей социальной политики государства

    Методы исследования. Для достижения поставленной цели в процессе исследования использованы система общенаучных и специальных методов исследования. Метод историко-правового анализа позволил исследовать развитие института поддержки материнства и детства. С помощью диалектического метода поставленные проблемы исследованы в динамике, в их взаимосвязи, выяснена сущность института материнского капитала, условий его получения. Метод системно-структурного анализа дал возможность исследовать связь и соотношение понятий. Применение метода системного анализа правовых норм позволило выявить пробелы и противоречия в нормативно-правовых актах и ​​сформулировать предложения по совершенствованию действующего законодательства. Сравнительно-правовой метод применялся в процессе сравнения норм конституционного, гражданского права, права социального обеспечения. Статистический метод применялся при изучении и обобщении судебной практики, формировании и обосновании выводов по их результатам. Все методы исследования использовались в их диалектической взаимосвязи.

    Теоретической основой исследования являются научные положения, содержащиеся в трудах отечественных исследователей по теории государства и права, конституционного, гражданского права, права социального обеспечения, философии.

    Список литературы

    Демографическая ситуация в России является сегодня одной из самых острых социально-экономических проблем, затрагивающих интересы национальной безопасности. Ежегодно население России сокращается на 700 800 тыс. человек.

    По данным Всероссийской переписи населения 2002 года только 15% из 41 млн российских семей воспитывают двух несовершеннолетних детей, трех и более несовершеннолетних детей воспитывают менее 3% семей и почти у половины семей в России в составе семьи несовершеннолетних детей нет. С каждым годом растет число неполных семей.

    Введение с 1 января 2007 года материнского (семейного) капитала направлено на стимулирование рождаемости в стране, укрепление престижа института семьи. Важно, чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства и была спокойна за будущее своей семьи.

    Размер материнского капитала в 2010 году для тех, кто им еще не воспользовался, составит 343 тысячи 378 рублей 80 копеек и эта сумма ежегодно пересматривается с учетом темпа инфляции. Для владельцев сертификата, которые уже распорядились частью средств, размер оставшейся части суммы будет увеличен с учетом темпов роста инфляции.

    Глава 1 Понятие порядок и условие для назначения

    1.1 Понятие материнского капитала

    Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Здесь названы только те принципы, проявление которых в нормах о материнском капитале вызывает наибольший интерес.

    Всеобщность социального обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей. В соответствии с российским законодательством каждая семья независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения. В свою очередь, принцип дифференциации социального обеспечения реализуется путем установления социально значимых критериев как объективного (природно-климатические условия, вредные условия труда и т.д.), так и субъективного (состояние здоровья, возраст и т.д.) характера.

    Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на двух обстоятельствах: рождение (усыновление) второго и последующего ребенка и период времени, в течение которого это произошло, с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г. При этом иные обстоятельства не учитываются, например нуждаемость семьи в мерах дополнительной государственной поддержки. Иными словами, поддержка в том смысле, в котором это предполагает социальное обеспечение, не будет оказана: суть социального обеспечения - это компенсация дохода, недополученного по уважительным причинам, сближение уровня жизни различных слоев населения. При этом у семьи, в которой родились двое детей до указанной даты, право на такие дополнительные меры поддержки не возникает, и в отношении этой семьи появляется "узаконенное неравенство", так как у нее уровень социального обеспечения будет ниже, чем у семьи, в которой ребенок родился на несколько дней позже. На этот недостаток Закона N 256-ФЗ уже обращали внимание в юридической литературе. По мнению К.В. Бубона, положения Закона противоречат Конституции РФ, согласно которой граждане России от рождения приобретают равные права, в том числе в сфере социальной поддержки; кроме того, нет возможности объяснить, почему один ребенок имеет преимущество при оплате образования перед другими детьми, более того, родиться в той или иной семье и (или) срок отнюдь не его заслуга Бубон К.В. Узаконенное неравенство, или Кому нужен закон о материнском капитале Адвокат. 2007. N 5.. Согласно Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР в 1991 г., граждане при наступлении определенных обстоятельств имеют право на социальное обеспечение (ст. 26). Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционный Суд РФ уже высказал свою позицию по этому вопросу: гражданка Г., родившая третьего ребенка в 2004 г., в жалобе оспаривала конституционность отдельных положений Закона N 256-ФЗ, в том числе и применение Закона N 256-ФЗ к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г.. По мнению заявительницы, ограничение ее права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал объективно не оправдано и нарушает принцип равенства всех перед законом, что не соответствует ст. 19, 38, 55 Конституции РФ. Конституционный Суд отказал в принятии к рассмотрению жалобы по причине не подведомственности поставленного в ней вопроса. По его мнению, решение вопроса о действии закона во времени, в том числе о придании ему обратной силы, является прерогативой законодателя, а конкретные меры социальной поддержки семьи и детей в соответствии со ст. 39 Конституции РФ устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ. Таким образом, в настоящее время этот вопрос закрыт.

    Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющих гражданство Российской Федерации независимо от места их жительства:

    • женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

    • женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом;

    мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

    При возникновении права не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

    Право у женщин прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случае смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право не возникает у указанного лица, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок с рождением (усыновлением) которого возникло право признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.

    В случаях, если отец (усыновитель) ребенка или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка умер, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленно преступления, относящееся к преступления м против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло прав, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях) , не достигших совершеннолетия, и (или) обучающего по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида не зависимо от ее организационно-правовой формы (за исключением образовательного учреждения дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

    Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях) указанного в части 4 Федерального Закона, в случае , если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям указанным в части 3 статьи 3 настоящего Закона, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственно поддержки по основаниям указанным в части 3 статьи 3.

    Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.

    Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона ( заявлении о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего и последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, по 31 декабря 2010 года включительно).

    1.3 Условия получения сертификата

    Лица (или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия) у которых возникло право на дополнительные меры государственной поддержки вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке) по месту регистрации, по месту пребывания или по месту фактического проживания. Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства (пребывания) на территории Российской Федерации, подают заявление со всеми необходимыми документами непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации . Для подачи заявления на выдачу материнского (семейного) капитала необходимо заполнитьбланк заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал ,сделать необходимые действия:

    · оформить в ЗАГСе свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка;

    · в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства заполнитьбланк заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, предоставить необходимые документы:

    - заявление установленного образца (см приложение к курсовой работе №1);

    -документ, удостоверяющий личность, место жительства, российское гражданство лица, имеющего право на получение материнского (семейного) капитала, т.е. паспорт или заменяющий его документ;

    -документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей: свидетельства о рождении всех детей (для усыновленных - свидетельство об усыновлении и вступившее в законную силу решение суда об усыновление);

    Материнский капитал - мотивация для поднятия рождаемости. Так ли это?

    С 2007 года государство приняло программу материнского капитала для того, чтобы поднять уровень рождаемости. Прошло уже достаточно времени, чтобы можно было рассуждать на эту тему и анализировать итоги.

    Вопрос рождаемости очень серьезный, его можно отнести к проблемам экономического характера. Каждый год государство тратит огромные деньги на эту программу.

    За это время рождаемость выросла незначительно и если анализировать причины, то на эффективность от внедрения данной программы приходится всего лишь 0,15 %.

    С точки зрения демографов

    главной проблемой низкой рождаемости является число поколений, которые имеют детородный возраст. В настоящее время должны рожать женщины поколения 90-х. Так откуда ждать рекордной рождаемости, если поколение 90-х немногочисленное? Для продуктивного воспроизводства, женщина должна родить (среднее значение) 2,1 ребенка. На сегодня, этот показатель для нас просто не реален. Если перевести вопрос в числовую плоскость, то коэффициент рождаемости не может быть идеальным, так как формула расчета применима в случае, когда календарь рождаемости не меняется. Однако, за последние 15-20 лет женщины стали рожать в более позднем возрасте, а то и вовсе отказываются становиться матерями — что, соответственно, искажает подсчеты.

    Обязать женщин рожать пока никто не решился, но вот мотивировать их на то, чтобы они становились матерями вполне реально.

    Подробности

    Задумка хорошая, но почему не работает

    В Америке воспитание ребенка, в среднем, составляет порядка 200 тысяч долларов (не считая образования). В других странах, цифры тоже весомые, но все-таки подъемные. Это относится к прямым затратам, но есть еще и альтернативные. К примеру, рождение малыша и уход требует от матери больших усилий физического плана, а также времени, что влияет на возможность трудиться в это время. Деньги, которые женщина могла бы заработать тоже относятся к издержкам. К тому же, чем больше упущено финансовых возможностей, тем дороже женщине обходятся дети. Даже если мама выходит на работу намного раньше, чем заканчивается отпуск по уходу за ребенком, это все равно влияет на ее карьерный рост и, соответственно, заработок.

    Для государства данная программа тоже довольно затратная

    в том плане, что материнский капитал предусмотрен для каждой матери независимо от того, рожала бы она в любом случае либо только при материальном стимулировании. То есть, если бы дети рождались только в случае финансовой выплаты, то это была бы совершенно другая статистика.

    В настоящее время каждая десятка младенцев

    Надо сказать, что в странах Запада количественные характеристики относительно рождаемости выглядят аналогично российским.

    Люди не торопятся создавать семьи и максимального коэффициента рождаемости (2,1 %) нет ни водной стране, за исключением Израиля, где он составляет 3,1 %. Это объясняется религиозной направленностью. Практически во всех странах разработаны программы поддержки рождаемости.

    Для большинства граждан, принять решение о рождении ребенка довольно сложно, так как оно влияет практически на все области жизни, а основным является рынок труда. В нашей стране заработные платы женщин намного ниже, чем мужчин — это наследие еще СССР. Надо заметить, что наши женщины трудятся ничуть не меньше, нежели женское население западных стран, а там этот разрыв менее заметен.

    С 2020 года материнский капитал (на первого ребенка)

    главной проблемой низкой рождаемости является число поколений, которые имеют детородный возраст

    составляет 466 617 рублей, а на второго дополнительно выплачивается еще 150 тысяч рублей. При этом, материнский капитал ежегодно будет индексироваться. Для того, чтобы оформить его молодым семьям не требуется самостоятельно готовить пакет документов — эту функцию выполняет Пенсионный фонд. Инвестировать выделенные государством денежные средства, помимо прочего, можно в строительство либо реконструкцию недвижимости на садовом участке.

    Россия, как и США занимает лидирующие позиции не только по брачности, но и по разводам. Надо отметить, что в нашей стране, по сравнению с другими, женщины более всего не защищены. Это касается выплаты алиментов, мужской смертности (женщина должна изначально, заботиться о необходимости заботиться о детях самостоятельно).

    Что касается денежных накоплений, то 50 процентов населения их не имеют вовсе. Незащищенность материнских прав – это реальная проблема в нашей стране. Поскольку в случае развода, чаще всего, права отцов ограничены.

    Следовательно, и их ответственность за детей тоже невелика, поэтому рожать от российских мужчин можно при уверенности, что дама сама сможет обеспечить ребенка всем необходимым. На Западе вопрос равноправия матерей и отцов был решен еще в 70-80-е годы.

    На сегодняшний день для большинства активных эмансипированных женщин важнее карьера, нежели вынашивание ребенка и деторождение, результатом которого, станет снижение качества жизни. Многие женщины даже не считают нужным выходить замуж, поэтому даже материнский капитал они не рассматривают как стимул, выбирая, скорее, прерывание незапланированной беременности, чем роды. Мнение мужчин в этом вопросе очень расходятся: одна часть поддерживает стремление женщин реализовать себя в жизни, но большинство все же считает, что дамы забыли свою роль в обществе и перестали быть хранительницами домашнего очага.

    Читайте также: