Личностно ориентированная модель построения педагогической работы с детьми определена в каком законе

Обновлено: 04.05.2024

Сегодня в условиях разработки федеральных стандартов дошкольного образования опыт педагогического общения с ребенком вынужден пересматриваться под новым углом зрения: в частности, это касается организации ситуаций педагогического взаимодействия с детьми, исходя из принципов комплексно-тематического планирования образовательного процесса и интеграции. Поэтому педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют разнообразные инновационные технологии работы. При этом одной из основных задач является формирование активного, деятельного отношения педагогов к познанию мира и педагогической действительности и себя в них, вынесение оценки им и сосредоточенным в них ценностям.

Сущность современных педагогических технологий выражается в организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса, предложении новых форм и методов формирования и развития профессиональных знаний и умений, комплексной оценки достижений педагогов в логике компетентностного подхода, а также способов развития качеств личности педагога, необходимых ему для самообразования, творческой самоорганизации самопрезентации своих компетентностей на рынке труда. Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций педагогов-новаторов, результатов психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия “технология” к педагогическим процессам.

Существуют различные группы педагогических технологий, а поскольку весь образовательный процесс направлен не на обучение детей дошкольного возраста (которое имеет в своей основе передачу определенных знаний, умений, навыков), а на развитие и воспитание детей, то, следовательно, целесообразно вести разговор о педагогических технологиях не как о технологиях обучения, которые конечной своей целью ставят формирование у детей знаний, умений, навыков, а как, о технологиях, которые помогают эти знания, умения, навыки сделать средством развития личностных качеств ребенка (активности, инициативности, самостоятельности, креативности и др.)

Одним из направлений таких технологий являются технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Они представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании – понимание и взаимопонимание.

При объяснении – только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании – два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение – всегда взгляд “сверху вниз”, всегда назидание. Понимание – это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования. Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных Ш.А.Амонашвили:

очеловечить среду, в которой он живет;

прожить в ребенке свое детство.

Следовательно, можно предположить, что для педагогических технологий, ориентированных на развитие личностных качеств ребенка, его индивидуальности, характерно следующее:

смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие; изменение направленности педагогического “вектора” - не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому;

основной доминантой является выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъекта познания и других видов деятельности;

содержание образования не должно представлять собой только лишь набор социокультурных образцов в виде правил, приемов действия, поведения, оно должно включать содержание субъектного опыта ребенка как опыта его индивидуальной жизнедеятельности, без чего содержание образования становится обезличенным, формальным, невостребованным.

При рассмотрении сущности личностно-ориентированного подхода во взаимодействии педагога с детьми необходимо остановиться на ряде понятий, понимание которых при осуществлении педагогических действий является главным инструментом мыследеятельности педагога.

Важно признать, что основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность, которая с позиций личностно-ориентированного взаимодействия не может не быть партнерской. Дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним. Именно в рамках взаимодействия ребенка с другими людьми, строящегося на основе отношений взаимного уважения, закладываются начала умения взглянуть на вещи, события с разных сторон, а также умения увидеть вещи глазами другого, встать на его позицию, понять его желание. Ведь именно взгляд на ребенка как на партнера, уважение и принятие личности ребенка, сотрудничество с ним, обеспечение чувства защищенности, опора на его интересы, формирование базиса личностной культуры с сохранением индивидуальности ребенка – все это существенные компоненты личностно-ориентированного взаимодействия.

Следовательно, можно предположить, что сущность личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста заключается в умении выстраивать партнерское общение. Программное содержание образования при этом органично вплетается в стиль взаимодействия взрослого с ребенком и выполняет обслуживающую функцию в процессе образования. Необходимо организовать такую совместную деятельность с детьми, в которой ребенок и взрослый приобретает общее искомое – новый способ её организации:

для ребенка неизвестным выступает принцип решения поставленной перед ним задачи – новый общий способ действия;

для взрослого искомым являются конкретные пути поиска и открытия этого принципа детьми – непредсказуемый маршрут путешествия через зону ближайшего развития ребенка.

Задачами совместной деятельности в личностно-ориентированном взаимодействии взрослого с детьми соответствуют такие образовательные ситуации, в которых идет равноправный поиск субъектами решений проблемы (задачи) в ходе совместных наблюдений, рассказов, экскурсий, дискуссий, экспериментирования и др. Эти ситуации можно с полным правом назвать развивающими, так как они являются таковыми как для детей, так и для взрослых: и у тех и у других развивается опыт взаимодействия с миром – расширяется круг средств и способов познания.

Создаваемые педагогом в процессе взаимодействия с детьми ситуации, ориентированные на личностное развитие (ситуация успеха; ситуация, обращенная к личному опыту ребенка; ситуации выбора задания, способа выполнения задания, оборудования, партнера по деятельности и т.д.), должны предоставлять ребенку возможность реализовать себя как личность и ставить ребенка перед необходимостью самостоятельно принимать решения о выборе, проявлять волевое усилие для достижения цели, выражать свою индивидуальность. В процессе личностно-ориентированного взаимодействия ребенку предоставляется право выбора (возможность избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности). Предлагая ребенку совершить осознанный выбор, педагог помогает ему формировать свою неповторимость. Создаваемая ситуация выбора – это спроектированная педагогом деятельность, когда детям предоставляется возможность (для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля поведения) отдать свое предпочтение одному из вариантов задания, тому или иному оборудованию, способу действия, партнеру по деятельности. Ситуация выбора при правильном построении позволяет поставить ребенка в позицию субъекта деятельности, оказывает успешное влияние на развитие его личностных качеств (активности, инициативности, самостоятельности).

Существует три важнейших интегрированных свойства личности педагога, которые в основном определяют его успешность в личностно-ориентированном взаимодействии.

Социально-педагогическая ориентация – осознание педагогом необходимости отстаивания интересов, прав и свобод ребенка на всех уровнях педагогической деятельности.

Рефлексивные способности, которые помогут педагогу остановиться, оглянуться, осмыслить то, что он делает: “Не навредить!”

Методологическая культура – система знаний и способов деятельности, позволяющих грамотно, осознанно выстраивать свою деятельность в условиях выбора образовательных альтернатив; одним из важных элементов этой культуры является умение педагога мотивировать деятельность своих воспитанников.

Одной из технологий, направленных на личностное развитие ребенка дошкольного возраста, на развитие его неповторимой индивидуальности, является педагогическая технология целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта специфических детских видов деятельности.

В основе технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми лежит модель субъект-субъектного взаимодействия, позволяющая воспитателю как субъекту педагогической деятельности творчески использовать весь арсенал педагогических приемов для постановки ребенка, в позицию субъекта детской деятельности исходя из его индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей, половой принадлежности, уровня развития.

Сущность педагогической технологии личностного развития ребенка как субъекта специфических детских видов деятельности состоит в:

конструировании единого процесса социализации (приобщение к современному миру, первые социальные ориентировки, азы социальной компетенции); раскрытии индивидуализации (осознание ребенком своих способностей, раскрытие творческого потенциала, его первых проявлений); создании педагогических условий для освоения детьми позиции субъекта разнообразных видов детской деятельности;

инициировании совместно с родителями активности ребенка, помощи ему в овладении рациональными способами практического осуществления простейших видов детской деятельности, предоставлении ребенку права в пределах возрастных возможностей самостоятельно делать выбор, принимать решения в игровых и бытовых ситуациях.

Существуют основные составляющие педагогической технологии целостного развития ребенка как субъекта специфических детских видов деятельности.

Построение субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми, которое требует от педагога высокого профессионального мастерства, развитой педагогической рефлексии, способности конструировать педагогический процесс на основе педагогической диагностики.

Построение педагогического процесса на основе педагогической диагностики, которая представляет собой набор специально разработанных информативных методик и тестовых заданий, позволяющих воспитателю в повседневной жизни детского сада диагностировать реальный уровень развития ребенка, находить пути помощи ребенку в его развитии (задания направлены на выявление успешности освоения содержания различных разделов программы, на определение уровня владения ребенком позиции субъекта, на возможность отслеживания основных параметров эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников, на выявление успешности формирования отдельных сторон социальной компетентности (экологическая воспитанность, ориентировка в предметном мире и др.)).

Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода, при котором воспитатель дифференцирует группу на типологические подгруппы, объединяющие детей с общей социальной ситуацией развития, и конструирует педагогическое воздействие в подгруппах путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций (цель индивидуально-дифференцированного подхода помочь ребенку максимально реализовать свой личностный потенциал, освоить доступный возрасту социальный опыт; в старших группах конструирование педагогического процесса требует дифференциации его содержания в зависимости от половых интересов и склонностей детей).

Творческое конструирование воспитателем разнообразных образовательных ситуаций игровых, практических, театрализованных и т.п.), позволяющих воспитывать гуманное отношение к живому, развивать любознательность, познавательные, сенсорные, речевые, творческие способности.

Наполнение повседневной жизни группы интересными делами, проблемами, идеями, включение каждого ребенка в содержательную деятельность, способствующую реализации интересов и жизненной активности.

Нахождение способа педагогического воздействия для того, чтобы поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности (использование игровых ситуаций, требующих оказание помощи любому персонажу, использование дидактических игр, моделирование, использование в старшем дошкольном возрасте занятий по интересам, которые не являются обязательными, а предполагают объединение взрослых и детей на основе свободного детского выбора, строятся по законам творческой деятельности, сотрудничества, сотворчества).

Создание комфортных условий, исключающих “дидактический синдром”, заорганизованность, излишнюю регламентацию, при этом важны атмосфера доверия, сотрудничества, сопереживания, гуманистическая система взаимодействия взрослых и детей во взаимоувлекательной деятельности (этим обусловлен отказ от традиционных занятий по образцу, ориентированных на репродуктивную детскую деятельность, формирование навыков).

Предоставление ребенку свободы выбора, приобретения индивидуального стиля деятельности (для того используются методика обобщенных способов создания поделок из разных материалов, а также опорные схемы, модели, пооперационные карты, простейшие чертежи, детям предоставляется широкий выбор материалов, инструментов).

Сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями (выделяются три ступени взаимодействия: создание общей установки на совместное решение задач воспитания; разработка общей стратегии сотрудничества; реализация единого согласованного индивидуального подхода к ребенку с целью максимального развития его личностного потенциала).

Организация материальной развивающей среды, состоящей из ряда центров (сенсорный центр, центр математики, центр сюжетной игры, центр строительства, центр искусства и др.), которая способствовала бы организации содержательной деятельности детей и соответствовала бы ряду показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей (включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность; низкий уровень шума в группе; низкая конфликтность между детьми; выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей; положительный эмоциональной настрой детей, их жизнерадостность, открытость).

Интеграция образовательного содержания программы.

Таким образом, педагогическая технология целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта специфических детских видов деятельности должна помочь дошкольнику войти в современный мир, приобщиться к его ценностям, осознать свое “я”, научиться строить на гуманистической основе взаимоотношения с взрослыми и детьми в реальных, привычных бытовых ситуациях повседневного общения.

Список литературы.

Баркова Н.Н. Понятие “личность” в российской педагогике// Педагогика. 2002. №3

Бунеев Р.Н. Еще раз о личностно-ориентированном образовании// Начальная школа до и после. 2006. №12. С. 3 – 5.

Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности/Под ред. Е.Н.Степанова. М.: ТЦ “Сфера”, 2003. 128 с.

Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение: Учебное пособие. М.: Педагогика-ПРЕСС, 1999. 144 с.

Паршукова И.Л. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду// Дошкольная педагогика. 2006. №1. С.19 – 22

Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2012. – 80 с.

Чистякова Н.Д. Развивающее взаимодействие педагога и детей дошкольного возраста в условиях совместной деятельности// Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч.1/ Под ред. Л.В.Коломийченко, Л.С.Половодовой, О.Р.Ворошниной, Н.А.Зориной. Пермь: Пермский государственный педагогический университет ,2005. С. 254 – 259.

В настоящее время дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами, так как все уровни образования стандартизируются. ФГОС выравнивает дошкольное образование с другими образовательными системами непрерывного образования Российской Федерации.

В то же время ФГОС преследует цель создания равенства возможностей для каждого ребѐнка в получении качественного дошкольного образования. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. В стандартах говорится о том, что необходим отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий. Стандарт требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

В современных условиях наблюдается переход на гибкие модели организации педагогического процесса, который ориентирован на личность обучающихся, отход от жестоко регламентированных форм воспитания и обучения детей.

Поэтому сегодня мне хотелось бы поговорить о личностно – ориентированном подходе при обучении дошкольников.

Личностно-ориентированное обучение и воспитание – это такое обучение и воспитание, где во главу угла ставится личность ребёнка, её самоценность, самобытность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Ребенок признаётся главной действующей фигурой.

Целью обучения и воспитания является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления личности ребёнка. В процессе обучения и воспитания отношения воспитатель – ребенок построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Принципы личностно – ориентированного подхода:

  • Отношение к ребенку как субъекту деятельности.
  • Диалоговый стиль отношений с ребенком.
  • Организация активного взаимодействия.
  • Создание положительного эмоционального фона.
  • Oпора на игровые элементы в обучении.

Для того чтобы понять сущность личностно-ориентированного подхода, рассмотрим

отличительные особенности личностно-ориентированной и учебно-дисциплинарной

моделей, которые представлены в следующей таблице

Учебно-дисциплинарная модель

Личностно-ориентированная модель

Детство - это этап подготовки к будущей жизни. Основная функция учреждения

дошкольного образования - подготовка

ребёнка к школе

Признание самоценности дошкольного детства как уникального периода в жизни

человека. Основная функция учреждения

дошкольного образования - охрана жизни

и здоровья ребёнка

Приоритетом дошкольного образования

является образовательная программа.

Основная задача педагогических работников -

реализовать образовательную программу

Приоритетом дошкольного образования

является взаимодействие педагогических

работников с детьми. Основная задача -

содействовать максимальному раскрытию

и самораскрытию потенциальных

возможностей развития личности

Ребёнок рассматривается как объект

приложения сил воспитательной системы.

Активность детей подавляется в угоду

внешнему порядку и формальной дисциплине

Ребёнок - главное действующее лицо

образовательного процесса, субъект

деятельности, которого характеризуют

Манипулятивный подход к ребёнку. Лозунг

взрослого "Делай, как я!"

Ребёнок рассматривается как

равноправный партнёр в условиях

сотрудничества. Взрослый исходит из

интересов ребёнка и перспектив его

Воспитание сводится к исправлению

поведения или предупреждению возможных

отклонений от правил посредством

Воспитывать - значит содействовать

приобщению ребёнка к миру человеческих

ценностей. Поощрение хорошего в

поведении и игнорирование оценки

Приоритетные способы общения: наставления,

нотации, ограничения, наказания. Тактика

взаимодействия: диктат и опека

Способы общения предполагают умение

стать на позицию ребёнка, учесть его

точку зрения и внимательно относиться к

его чувствам и эмоциям.

Тактика взаимодействия - сотрудничество

Взрослый сам разрешает возникающие

конфликты между детьми: поощряет правых и

Взрослый побуждает детей обсуждать

возникающие между ними конфликтные

ситуации и самостоятельно искать пути их

Взрослого не интересуют способы познания, а

важны конечные или промежуточные

Взрослый помогает детям осознать

способы познания мира, организует

обсуждение и обмен способами познания

Воспитатель обычно проводит с детьми игру

так же, как и занятие: определяет тему,

отводит каждому участнику место и даёт роль,

предписывает и регламентирует действия

Развивающие игры, свободные от

навязанной взрослыми "сверху" тематики

и регламентации действий

Создаваемые педагогом в процессе взаимодействия с детьми ситуации, ориентированные на личностное развитие (ситуация успеха, ситуация, обращенная к личному опыту ребенка, ситуация выбора задания, оборудования, партнера по деятельности и т.д.), должны предоставлять ребенку возможность реализовать себя как личность. Педагог и ребенок должны работать совместно, сообща достигая поставленных перед собой задач, что собственно и будет способствовать развитию личности, личностному росту ребенка.

Индивидуальные особенности, которые воспитатель должен выявить и на которые следует реагировать: семейная культурная среда, потребности и способности, интересы, темперамент и характер, уровень развития, стиль обучения. В группе всегда есть дети, отличающиеся от сверстников быстротой и креативностью мышления, умением организовать свою деятельность, готовностью помочь другим детям. Для них нужны сложные задания, требующие творческого подхода. Один ребёнок сразу приступает к выполнению заданий, другому необходимо подумать; одному нужна поддержка взрослого, другой работает автономно; одного достаточно приободрить, помочь советом, другому необходимо оказать практическую помощь. Это признаки различия в стилях обучения, в организации работы. Умение распознавать различия в поведении детей и индивидуальные особенности их личности позволят воспитателю лучше понять и принять каждого ребёнка, помочь детям решить их проблемы такими путями, которые соответствовали бы их индивидуальному стилю обучения. Личностно-ориентированный подход к обучению обеспечивает баланс между потребностями личности и группы. Элементы общих знаний доводятся до детей косвенно, когда они делают выбор, реализуя собственные интересы, решая свои задачи. Свободный выбор - это возможность пробовать новое, действовать одному или в сотрудничестве с другими, работать молча или включиться в диалог, ориентироваться на результат либо сосредоточиться на процессе. Делая свой собственный выбор (содержания и способа деятельности, партнёрства, материалов, места работы и др.), каждый ребёнок действует по своему усмотрению, в своём темпе, получая свои результаты. Право выбора раскрепощает детей, снимает у тревожных детей чувство страха. От воспитателя требуется умение создать развивающую среду, стимулирующую активность детей, готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны. Вместо привычных указаний, что и как дети должны делать, педагог помогает им реализовать их собственные планы в организованном обучении, совместной и самостоятельной деятельности. Воспитателю необходимо не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес и умение самостоятельно добывать и применять знания, необходимо таким образом организовать образовательный процесс, чтобы, с одной стороны, сохранялась возможность для самостоятельности и активной самореализации детей, с другой - целенаправленно наполнить его развивающим образовательным содержанием, которое ребёнок осваивает под руководством воспитателя. Всё это возможно при использовании личностно-ориентированных технологий в педагогическом процессе.

Сущность и технологические подходы личностно-ориентированной модели образовательного процесса. Основные обязанности педагога. Задачи и формы организации воспитательно-образовательного процесса. Критерии оценки в личностно-ориентированной модели общения.

Рубрика Педагогика
Вид практическая работа
Язык русский
Дата добавления 23.04.2015
Размер файла 25,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

"Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования"

по учебной дисциплине: Педагогика детей раннего возраста

Тема: Особенности личностно-ориентированного образовательного процесса

1. Сущность личностно-ориентированной модели образовательного процесса в дошкольном учреждении

Острая потребность современного общества в людях с самостоятельным, творческим мышлением, свободных от догматизма и приспособленчества, побудила ученых (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) к разработке модели обучения, в основе которой лежит личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка.

В личностно-ориентированной модели, которая альтернативна учебно-дисциплинарной модели, воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: "Не рядом и не над, а вместе!"

Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Это предполагает решение следующих задач:

- развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье);

- формирование начал личности (базис личностной культуры);

- развитие индивидуальности ребенка.

Ожидаемые результаты - расширение степеней свободы развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, формируется коллектив. Их воображение и мышление, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, раскрепощаются. Развиваются познавательные и творческие способности.

Эта модель способствует становлению ребенка как личности, обретению им самого себя как неповторимой индивидуальности, обеспечивает чувство психологической защищенности, предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития, т.е. способствует гуманизации целей и принципов педагогической работы с детьми.

В личностно-ориентированной модели утверждается личностно-гуманный взгляд на ребенка (Ш.А. Амоиашвили). Сущность этого взгляда в том, что ребенок хочет и может учиться, что важно поддерживать его "хочу" и укреплять его "могу".

Главная обязанность педагога - организовать детей и вовлечь их в активный процесс решения познавательных и практических задач, в ходе которого обучаемые ощущают свой рост, радость творчества, совершенствования.

Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка к определяемым канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей; исходя из задач, максимально полно развернуть возможность их роста.

Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности.

В личностно-ориентированной модели своя педагогическая технология: переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению.

Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества. Обучение реализуется в совместной деятельности, сотрудничестве педагога и детей, в котором педагог - помощник, советчик, старший друг.

Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения - сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

личностный образовательный общение

2. Технологические подходы личностно-ориентированного образования детей раннего возраста

Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание - это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

1.Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ, школы.

2.Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.

3.Приоритет личностных отношений.

4.Индивидуальный подход к воспитанникам.

1.Игры, занятия, спортивные досуги.

2.Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность.

3.Упражнения, игры, гимнастика, массаж.

4.Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.

Критерии оценки в личностно-ориентированной модели общения с детьми, которые помогут педагогу в его взаимоотношениях с детьми:

Личностно-ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:

-обращаться с детьми ласково, с улыбкой, поглаживать, обнимать: утром при встрече, во время еды, подготовки ко сну, одевании и т. д;

- стремиться установить доверительные отношения, проявлять внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;

- поощрять самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);

- чутко реагировать на инициативу в общении, потребность в моей поддержке;

- слушать детей внимательно и уважением;

- вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы, обсуждаю проблемы;

- успокаиваю и подбадриваю расстроенных детей, стремятся помочь в устранении дискомфорта;

- разговаривая с детьми, выбираю позицию "на уровне глаз" - общаясь с ребенком, присаживаюсь рядом или беру его на руки;

- в течение дня общаться не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.

Находясь рядом с детьми, создавать условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками:

- собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям;

- знакомя детей друг с другом, называть их имена, ласково поглаживая рукой ребенка руку сверстника, стимулировать взгляды в глаза, проявление положительных эмоций, в то же время, не навязывая детям контакты, если они уклоняются от них;

- привлекать внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого;

- при организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных игр помогать координировать свои действия, учитывать желания друг друга, выступаю в качестве доброжелательного участника игр;

- стремиться разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;

- помогать овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т.д.

Взять за правило:

- не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор);

- голос не доминирует над голосами детей;

- приучать разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям играть и общаться, используя мотивацию игровые приемы;

- служить примером спокойного общения: разговаривать с детьми спокойным, но не монотонным голосом.

Воспитательно-образовательный процесс выстраивать таким образом, что:

- в ходе организованной образовательной деятельности учитывать возрастные возможности и интересы детей;

- организовывать образовательную деятельность в форме совместной игры;

- организовывать игру в совместной деятельности преимущественно с одним ребенком или небольшой группой детей таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребенок;

- обучение проводить в мягкой форме, без насилия: обучая ребенка пользоваться ложкой, расческой или заводить машину, мягко направлять его движение своей рукой, а затем дать ему возможность выполнить действие самостоятельно, при необходимости помогая ему, но, не принимая всю инициативу на себя;

- откликаться на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объяснять причину и попросить подождать;

- организуя совместные игры или организованную образовательную деятельность, не заставлять участвовать в них всех детей: если ребенок отказывается слушать сказку или смотреть спектакль, разрешать ему заняться чем-либо другим, не мешая остальным детям

- организовывать игры детей, стремясь заинтересовать ребенка сюжетом игры, вызвать у него желание играть;

- стараться пробудить инициативу, вовлекая ребенка в игру, предлагая и обсуждая с ним разные варианты развития сюжета с учетом его желания;

- помогают наделить персонажи игр именами, характерами, разговаривать от их имени, стимулирую развертывание диалога;

- увлекать поисками предметов-заместителей, открывая для ребенка новые возможности игры;

- проявлять интерес к самостоятельной игре детей, выражать одобрение, радуюсь находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей;

- помогать разнообразить игру ребенка ненавязчиво, не нарушая замысла;

- организуя совместные игры, помогать распределить игрушки, роли, наладить взаимодействие.

Поддерживая положительное самоощущение детей, способствовать формированию у них знаний о себе:

- предоставлять детям самостоятельность в выборе игрушек, занятий, партнеров по игре;

- время от времени подводить ребенка к зеркалу для рассматривания частей тела (обычно невидных - ушки, прическа и т.д.), соотносить отражение в зеркале с соответствующими деталями одежды ребенка (рассматривают рисунок на карманчиках);

- обращаться к ребенку по имени, подчеркивая его достоинства;

- поощрять высказывание детьми их чувств и мыслей, рассказывание о событиях, участниками, которых они были (о своей семье, друзьях, предпочтениях, мечтах, переживаниях и т.д.);

- чаще пользоваться поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением, порицание относится только к отдельным действиям ребенка, не адресуется его личности; неудачи обыгрываются в шутливой форме, чтобы не формировать у малыша неуверенности в своих силах;

- не прибегать к физическим наказаниям или к другим негативным дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей, если ребенок отказывается есть или идти в туалет, стараться мягко уговорить его перевести нежелательные действия в игровую форму, а в случае неудачи дать малышу побыть одному; если ребенок высказывает явное неповиновение, идет на открытый конфликт, мешает другим детям или обижает их, спокойно объяснять ему причину нежелательного поведения;

- после разрешения конфликта ласково обнимаю малыша, говорю о своей любви к нему и выражаю уверенность в том, что плохой поступок больше не повторится.

Формируя положительное отношение к сверстникам:

- собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям;

- привлекать внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощрять проявления сочувствия, сопереживания сверстникам;

- поддерживать эмоциональный комфорт непопулярных детей в группе, создаю условия для их принятия сверстниками;

- организуя совместные игры, обучать детей координировать свои действия, учитывать желания друг друга;

- чутко относиться к жалобам детей, обучая их социально приемлемым формам взаимодействия.

Взаимодействуя с детьми, учитывают их возрастные и индивидуальные особенности:

- в ходе режимных процедур терпимо относиться к затруднениям детей: позволять им действовать в своем темпе, не акцентируя внимание на неуспехах ребенка, оказывать ему необходимую помощь и поддержку и т.д.; - предлагая детям образцы деятельности, не настаивать на их точном воспроизведении;

-указывая на ошибки детей, делать это мягко, не унижая перед сверстниками и, не ущемляя достоинства ребенка;

- контролируя усвоение материала, учитывать такие особенности ребенка, как смущение, застенчивость, не допуская возникновения у него негативных переживаний;

- предоставлять детям возможность самим выбрать деятельность по интересам: во время прогулки, в нерегламентированных видах деятельности, в свободное время;

- в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности обращаться к ребенку по имени, смотреть ему в глаза, вести себя заинтересованно и доброжелательно, помогая освоить трудное действие;

- откликаться на любую просьбу ребенка о совместной деятельности, а в случае невозможности их осуществления спокойно объяснять причину;

- поддерживать положительное самоощущение детей, способствуя формированию у них знаний о своих возможностях и способностях.

Каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Индивидуальность педагогическая определяется уровнем осмысления содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания личность ребенка, обеспечение ему комфортных условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии не только субъект, но и субъект приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.

Подобные документы

Феномен личностно-ориентированного развивающего обучения. Принципы построения личностно-ориентированной системы обучения. Технология личностно-ориентированного образовательного процесса. Функция, анализ, диагностика эффективности и разработка урока.

курсовая работа [54,6 K], добавлен 18.10.2008

Особенности подросткового возраста и их значение для организации образовательного процесса на личностно-ориентированной основе. Методические аспекты уроков биологии. Принципы организации, проведения и анализ результатов педагогического эксперимента.

дипломная работа [300,3 K], добавлен 02.02.2018

Обзор моделей преподавания в начальных классах. Сопоставление различных видов личностно-ориентированного обучения. Оценка эффективности технологической модели в образовательном процессе младших школьников. Разработка методических указаний по применению.

дипломная работа [165,2 K], добавлен 25.05.2015

Сущность и участники образовательного процесса. Установки и ценности педагога. Стили педагогической деятельности. Особенности управления образовательным учреждением. Обязанности классного руководителя. Формы организации взаимодействия школы и семьи.

контрольная работа [15,7 K], добавлен 28.04.2015

Идеи личностно-ориентированного образования в работах отечественных и зарубежных исследователей, его проблемы и значение в современной системе школьного образования в России. Обучение в школе как элемент личностно-ориентированной системы образования.

А) Обеспечивает правовую защиту детей во время организация педагогического процесса.

Б) Определяет проблемы всестороннего развития личности ребенка.

В) Обеспечивает целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям общества.

3. Какой документ определяет цели, задачи и содержание преемственности дошкольного и начального образования?

А) Концепция дошкольного воспитания.

В) Концепция содержания непрерывного дошкольного и начального школьного образования.

4. Личностно – ориентированная модель построения педагогической работы с детьми определена в:

А) Конвенции о правах ребенка.

Б) Концепции дошкольного воспитания.

5. В каком году была утверждена Концепция дошкольного воспитания?

6. Современный этап дошкольного образования характеризуется:

А) Связью с родителями детей.

Б) Вариативностью существующих программ и технологий.

В) Умением администрации ДОУ находить спонсоров.

7.Какая из перечисленных программ является комплексной?

8. К образовательной программе ДОУ предъявляется определенное требование:

Б) В программе должен соблюдаться светский характер образования.

В) Программа должна строиться на принципе личностно – ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.

Г) Все ответы верны.

9. На основании санитарно – эпидемиологических правил и норм Сан ПиН 2.4.1. 1249-03 продолжительность занятий для детей 5-го года жизни (средняя группа) не более:

10. Количество занятий в неделю для детей 6-го года жизни (старшая группа) не более:

11. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребенка?

А) Право на жизнь, гражданство, образование.

Б) Право на жизнь, семейные связи, образование.

В) Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

12. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, в котором закреплены новые вариативные модели дошкольного образования, было утверждено:

13. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года (от 11.02.02г.) исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит:

А) Дошкольному учреждению.

Обязаны ли в связи с этим детские дошкольные учреждения консульти­ровать родителей, обратившихся к ним, например, за методической помощью?

а) Да, это обязанность всех дошкольных учреждений, возложенная на них законом;

б) Нет, ни при каких условиях;

в) Да, но только те дошкольные учреждения, в которых органы местного самоуправления организуют эту работу;

г) Да, но только на платной основе.

Если в дошкольном образовательном учреждении случится единичный факт проявления физического и психического насилия со стороны педагоги­ческого работника в отношении воспитанника, то имеет ли право руководи­тель этого образовательного учреждения уволить этого работника?

б) К педагогическим работникам, использующим методы физического и психического насилия, в соответствии с законом применимы лишь меры административного воздействия, но не расторжение трудового договора;

в) Да, руководитель образовательного учреждения, безусловно, имеет право уволить работника, который хотя бы раз использовал метод физического или психического насилия в отношении воспитанника (ов);

г) Да, руководитель образовательного учреждения, безусловно, имеет право уволить работника, который хотя бы раз использовал метод физического или психического насилия в отношении воспитанника (ов), но только при согласии профсоюза.

а) Договор, заключенный образовательным учреждением с родителями воспитанников;

б) Устав образовательного учреждения;

в) Устав образовательного учреждения и заявление родителей воспитанников;

г) Виды документов, регулирующие отношения родителей воспитанников и дошкольного образовательного учреждения, устанавливаются самим образовательным учреждением.

Относится ли к дошкольному образованию норма Закона, вводящая в рос­сийское образование государственные образовательные стандарты?

а) Относится в полной мере;

б) Дошкольного образования эта норма не касается;

в) Закон допускает установление государственных образовательных стандартов для дошкольного образования, но не предусматривает обязательную стандартизацию содержания дошкольного образования;

г) Закон определяет, что решение по этому вопросу должны принять федеральные органы управления образованием.

18. Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем че­рез каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года.

Кто или какой документ определяет порядок и условия предоставления этого отпуска?

а) Руководитель образовательного учреждения на основании соответствующего локального нормативного акта;

б) Правительство Российской Федерации в соответствующем положении о предоставлении педагогическим работникам длительного отпуска сроком до одного года;

в) Учредитель и (или) устав данного образовательного учреждения;

г) Данная норма закона не относится к педагогическим работникам дошкольного образовательного учреждения.

19. Педагогические работники образовательных учреждений пользуются пра­вом на получение различных льгот.

а) Педагогические работники, в том числе работающие в дошкольных образовательных учреждениях, не имеют права на сокращенную продолжительность рабочего времени, и должны работать не менее 40 часов в неделю.

б) Да, для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю;

в) Для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю, но на педагогических работников дошкольных образовательных учреждений это не распространяется;

г) Да, для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени, но конкретно количество рабочих часов в неделю устанавливает руководитель дошкольного образовательного учреждения.

а) Да, за пределами утвержденных дошкольным образовательным учреждением основных образовательных программ;

б) Да, но только с разрешения учредителя;

в) Да, если это установлено уставом дошкольного образовательного учреждения;

I I . Дошкольная педагогика

1. Сформулируйте основную цель дошкольной педагогики.

а) воспитать послушного ребенка;

б) воздействовать на дошкольников методом внушения;

в) научно обосновать технологию и методику образователь­но-воспитательной работы с дошкольниками различных возрастных групп;

г) исследование конфликтов;

д) воспитать у детей желание учиться.

а) процесс и результат обучения;

в) результат обучения;

г) результат воспитания;

д) цель воспитания.

3. Разработкой теоретических основ методики физического воспитания дошкольников в России занимались.

а) Р.С. Буре, Т.А. Маркова, В.И. Нечаева, Л.А. Пеньевская, Э.К. Суслова, А.В.Запорожец, С.А. Козлова;

б) В.Г. Алямовская, М.Ю. Кистяковская, В.Т. Кудрявцев, Н. Н. Кожухова, Э.Г.Степаненкова, С.Е. Шукшина;

в) Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Т. Н. Доронова;

г) Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Л. Я. Гальперин, С.Л. Но­воселова, Н. Н. Поддьяков;

д) Т.Г. Казакова, О.П. Радынова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина.

4. Дайте определение понятию умственного воспитания
дошкольников.

а) целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;

б) педагогически организованный процесс передачи от по­коления к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования;

в) процесс философского осмысления жизни;

г) развитие активной мыслительной деятельности дошкольников, включающее формирование интеллектуальных уме­ний и навыков, воображения, восприятия, памяти, мышле­ния, любознательности и умственных способностей;

д) организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию их эстетических чувств, формированию представ­лений, знаний и оценок о прекрасном в жизни и искусстве.

5. Назовите новые формы дошкольного образования.
Варианты ответа:

а) детский сад — начальная школа;

б) группы подготовки детей к школе;

г) детские фильмотеки;

д) группы кратковременного пребывания детей в ДОУ.

6. Какие уровни управления дошкольным образованием
существуют на современном этапе?

Читайте также: