Легальные трудовые мигранты это

Обновлено: 19.05.2024

Нужны ли России трудовые мигранты?

Опыт послевоенной Европы показал, что, зачастую, без рабочих рук трудовых мигрантов крайне сложно добиться впечатляющих результатов в индустриализации страны. Да и сегодня очень многие государства в разных частях света активно используют иностранную рабочую силу и честно признают, что без этого ресурса рост экономических показателей был бы куда скромнее. Современные страны используют совершенно различные модели миграционной политики: где-то трудовые мигранты получают возможность социализироваться и со временем стать полноправными членами общества (страны ЕС, Австралия, Канада), а где-то такая возможность в принципе отсутствует – там трудовые мигранты лишены каких-либо прав и никогда не смогут претендовать на гражданство (Катар, Саудовская Аравия и др.).

В Российской Федерации, занимающей 4-е место в мире по размерам трудовой иммиграции, реализуемая миграционная политика в отношении рабочих рук оценивается как достаточно мягкая. Здесь важно учесть, что трудовую миграцию в Россию составляют в большинстве случаев граждане соседних постсоветских государств, с которыми Россию связывают, кроме общей истории, русского языка, культуры, различные по интенсивности и плотности двусторонние и многосторонние отношения, что определяет и порядок нахождения трудовых мигрантов на территории нашей страны и ведения им трудовой деятельности. Например, гражданину Кыргызстана не требуется патент, а гражданину Узбекистана – требуется.

Общая картина миграционных потоков достаточно устойчива – самые крупные потоки трудовой миграции идут из стран Центральной Азии при весьма неравномерном распределении внутри самого региона, из стран Закавказья и из бывших советских республик на Западе – Молдовы, Украины и Беларуси. При этом снижение либо повышение показателей по миграции достаточно четко коррелируется с экономическими и политическими событиями на постсоветском пространстве и в прилегающих регионах.

Организация и обеспечение потоков для мегастроек

Конкретные потребности экономики нашей страны обусловливают и форматы присутствия трудовых мигрантов на нашей территории. И если Россия делает ставку на мощный экономический рывок, который позволит ей войти в топ-5 экономик мира, то, учитывая структуру национальной экономики, достичь такого результат можно за счет крупных проектов в строительной сфере. Для реализации значимых инфраструктурных и индустриальных проектов необходимы десятки и сотни тысяч рабочих рук.

Со своим уставом в чужой монастырь?

Если взглянуть на проблему трудовой миграции со стороны, справедливо отметить, что трудовая иммиграция нужна России как стране реципиенту не меньше, чем нужна трудовая эмиграция странам-донорам. Некоторые страны ближнего зарубежья все три десятка лет своей постсоветской истории переживают кризисные времена. Без средств, которые поступают в местные экономики из доходов трудовых мигрантов, эти страны давно переместились бы в нижние строчки экспертных рейтингов fail-states. Так, в отдельные годы денежные переводы таджикских трудовых мигрантов были практически равны годовому бюджету этой республики. То есть мы можем говорить, как минимум, о взаимной экономической заинтересованности России и стран-источников трудовых ресурсов.

При взаимном интересе, тем не менее, все чаще инциденты с участием трудовых мигрантов становятся новостным мейнстримом в федеральных и региональных СМИ. Разумеется, каждый случай уникален, требует анализа причин, разработки механизмов нейтрализации возникающей напряженности между местным населением и мигрантами и т.д. Однако все чаще можно встретиться с мнением, которое превалирует в общественном дискурсе: Россия в эти тяжелые кризисные времена дает мигрантам работу и доход - поэтому вправе требовать, чтобы в ответ они демонстрировали элементарное уважение и благодарность. Все чаще в общественном пространстве высказывается мнение о том, что трудовые мигранты должны придерживаться правил и норм, принятых в стране пребывания (и это на самом деле универсальное требование!), они приехали в Россию трудиться и их труд оплачивается и если что-то не устраивает (требования работодателя, нормы правопорядка, особенности местной культуры, погодные условия и т.д.), его может заменить любой из значительного числа тех, кто желал, но по каким-то причинам не смог выехать в Россию на работу.

Прецедент на стройке Амурского ГПЗ, как и другие подобные случаи не зря привлекают внимание российской активной общественности. Именно они во многом формируют дискурс по оптимизации миграционного законодательства России.

Новые тренды в стремительно меняющемся мире

Поиск вариантов оптимизации миграционного законодательства не может быть скорым делом. Мало диагностировать тенденции в сфере миграции, необходимо отслеживать те эффекты, которые проявляются через определенное время после внедрения законодателем инноваций в эту крайне чувствительную область. Главной задачей здесь видится не допустить политизации этничности, что может привести к серьезным кризисам в сфере общественных отношений даже в нашей многонациональной стране.

Рассуждая о вариантах оптимизации миграционной политики, нужно помнить о реальной и насущной потребности отечественной экономики в рабочих руках (в данном случае трудовая миграция должна рассматриваться как экономический инструмент), а также об обязательствах России, взятых в процессе реализации интеграционных проектов на постсоветском пространстве (здесь допустим угол зрения на трудовую миграцию как на политический инструмент). Одним из базовых элементов интеграционного взаимодействия выступает мобильность трудовых ресурсов. Этот элемент, как было показано выше, имеет критическую важность для наших партнеров по Евразийскому экономическому союзу. Самым простым решением здесь видится смягчение миграционной политики при уверенной прогнозируемости и приемлемости результатов в сочетании с жестким контролем соблюдения законов трудовыми мигрантами. Для реализации последнего необходимо создание выверенных механизмов предупреждения различных инцидентов, а также, возможно, ужесточение наказания за нарушение российского законодательства. Очевидно, что в пересмотре нуждаются и механизмы карантинных ограничений с тем, чтобы на крупных строительных объектах государственного значения, таких как Амурский ГПЗ, можно было обеспечить бесперебойность процесса.

Необходимость корректировки миграционной политики назрела и в свете пандемии COVID-19. 15 июля Верховный комиссар ООН по делам беженцев опубликовал отчет с прогнозом, согласно которому, ухудшение экономики из-за COVID-19 подтолкнет сотни тысяч человек к миграции в другие страны. Трудовые потоки неизбежно приходят в движение по всему миру. И если в последние десятилетия количество трудовых мигрантов в мире по разным данным составляло порядка 3% (по данным на начало 2019 г. - 164 млн чел.), то теперь оно может существенно увеличиться. Судя по мировым тенденциям, эпидемия COVID-19 подстегнет приток трудовых мигрантов и в Россию. Это еще один довод в пользу оптимизации законодательства в сфере трудовой миграции. Причем, целесообразно рассматривать варианты ее корректировки в тесном взаимодействии с нашими партнерами по ЕАЭС.

Причины трудовой миграции в Россию

Страны СНГ сильно дифференцированы по уровню жизни граждан, который определяется состоянием их экономик и нестабильностью политических систем. В большинстве из них в постсоветский период уровень жизни постоянно снижался, производство сворачивалось, а безработица росла. На этом фоне Россия выгодно выделяется стабильностью экономики (даже несмотря на трудности последнего периода), постоянной потребностью в трудовых ресурсах в определенных секторах народного хозяйства и довольно высоким по меркам СНГ уровнем зарплаты.

трудовые мигранты

Географическая близость стран Содружества к России, наличие безвизового режима с большинством из них, широкое распространение в них русского языка как средства межнационального общения, многочисленные родственные и деловые связи, признание дипломов о высшем и среднем техническом образовании – все это вкупе с вышеупомянутой экономической стабильностью России и способствует тому, что трудовые мигранты из стран СНГ устремляются в РФ.

Роль трудовой миграции

Трудовые мигранты в России – это социальное и экономическое явление со многими гранями. Их роль в развитии стран СНГ довольно противоречива. К позитивным аспектам можно отнести то, что благодаря трудовым мигрантам получили новое дыхание российская торговля, строительный и транспортный бизнес, сельскохозяйственное производство, так как они удовлетворяют спрос на неквалифицированный труд.

Кроме того, трудовая деятельность мигрантов в России генерирует приток в их страны существенного финансового ресурса за счет ежегодного перевода и вывоза из РФ до 15 млрд долларов.

Так, 49% ВВП Таджикистана составляют средства, переводимые таджиками, работающими за рубежом, в основном в России. По данным Всемирного банка это является абсолютным рекордом среди всех стран мира. Следом идет Киргизия с 32% ВВП, формируемыми из переводов мигрантов, за ней Молдова с 25% ВВП и Армения с 21%.

Таким образом, трудовые мигранты существенно сокращают дефициты платежных балансов своих стран.

Однако есть и негативные аспекты. Так, нелегальные мигранты подпитывают своим трудом теневую экономику, а легальные демпингуют на рынке труда России, снижая уровень зарплаты. По данным ФМС в последние годы более 4,3 млн иммигрантов находились в России нелегально.

Весьма опасную тенденцию приобрело формирование этнических анклавов со своими внутренними законами жизни, зачастую противоречащими российскому законодательству. К таким замкнутым общинам у местного населения формируется негативное отношение, как правило, в ответ на агрессию иностранцев по отношению к россиянам. В последние годы это привело к ряду эксцессов, вылившихся в стихийные протесты населения против роста числа иммигрантов в России.

трудовые мигранты в России

Что нового для трудовых мигрантов принес 2015 год

Все вышеперечисленное заставило российские власти принять срочные меры. Чтобы в страну не стремились все подряд трудовые мигранты, законодательство с 2015 г. довольно сильно изменилось. Теперь миграция из стран, на которые распространяется безвизовый въезд, больше не регулируется квотами для иностранной рабочей силы. Отказов в разрешении на работу по превышению квот для данного региона больше не будет. Взамен введены экономические меры регулирования численности иностранных рабочих – им нужно приобретать за собственные средства (или на деньги работодателей) патенты на право осуществлять трудовую деятельность в России. В целом же новый закон о трудовых мигрантах от 24.11.2014 г., изменивший ряд положений существовавшего закона о правах иностранцев в РФ, имеет целью создать современную и цивилизованную систему иммиграции.

Более 20 поправок к законодательству ужесточили и иммиграционный контроль. За тридцать дней после даты прибытия на место предполагаемой работы мигрант обязан встать на учёт в отделении ФМС, сделать нотариально заверенный перевод своего паспорта, пройти экзамен по русскому языку, истории и основам законодательства России, получить ИНН, пройти медобследование и купить медстраховку.

Ужесточилась и борьба с нелегальной миграцией: запрет нарушителям въезжать в страну увеличен до 5 или 10 лет, и эта мера коснулась уже 1,35 млн граждан стран СНГ.

трудовая деятельность мигрантов

Кого коснутся новые правила трудовой миграции?

Вышеуказанные правила обязаны соблюдать трудовые мигранты из стран СНГ, за исключением Беларуси, Казахстана и Туркменистана. Первые два государства входят в Таможенный союз, и их граждане могут работать в РФ без каких-либо специальных разрешительных документов, а граждане Туркменистана въезжают в страну по визам. Новые правила распространяются также на граждан Абхазии и Южной Осетии.

В связи с последними событиями на Украине в РФ в экстренном массовом порядке въехало около 1 млн ее граждан, в основном беженцы с Донбасса. Более полумиллиона из них оформили РВП и получили ВУ на территории России. Оформление трудовых мигрантов - беженцев из Украины - на работу производится без патентов. К сожалению, многие из них сталкиваются с проблемой регистрации (минимум на год) по месту жительства. Сейчас ФМС подготовлен ряд документов, направленных на то, чтобы, с одной стороны, трудовые права мигрантов из этой категории были защищены, а с другой - чтобы российский рынок труда не получил дополнительной нагрузки.

трудовые права мигрантов

Порядок действий при получении патента

  • постановка на миграционный учет в местном отделении ФМС;
  • медкомиссия в составе 4 врачей: инфекциониста (особое внимание уделяется ВИЧ-инфекции), нарколога, фтизиатра и дерматолога;
  • покупка полиса медстрахования (или заключение договора с медучреждением);
  • получение ИНН;
  • экзамен для трудовых мигрантов по русскому языку, истории и основам законодательства РФ;
  • уплата ежемесячного авансового платежа;
  • оформление патента.

Все эти мероприятия необходимо выполнить за месяц с момента прибытия на место проживания и работы, иначе патент не получить.

Граждан Беларуси, Казахстана, Армении, а также лиц, имеющих удостоверения на ВУ в России или РВП, оформляют на работу так же, как и россиян.

патент для трудовых мигрантов

Затраты на получение патента

Патент для трудовых мигрантов в этом году обойдется его получателям в 1568 руб. в месяц, при этом разрешены региональные надбавки к этой сумме. Так, для Москвы ежемесячный авансовый платеж равен 4000 руб. в 2015 году.

К этому нужно добавить еще и стоимость услуг. Полный их комплекс в Москве оказывает Единый миграционный центр, расположенный в деревне Сахарово, в 60 км от МКАДа. Медкомиссия здесь стоит 3300 руб., экзамен для трудовых мигрантов обойдется в 4900 руб. Можно пройти медкомиссию и в Москве (для этого аккредитовано 40 медучреждений), а также купить в страховой компании полис медстрахования, но все это можно сделать прямо в Сахарово за 14 000 руб., включая и первый платеж за патент.

Как сдают экзамен трудовые мигранты?

Тестирование трудовых мигрантов производится на ПК. Перед его началом экзаменующиеся заполняют от руки бланки анкет с личными данными. Сам тест на знание русского языка, основ истории и законов РФ включает несколько разделов.

Затем письменно ответить на вопросы о том, кто сегодня президент России, как называется столица России, какой документ удостоверяет личность и т. п.

Экзамен считается сданным, если набрано не менее 50 баллов из 100 возможных по всем трем частям теста: языку, истории, праву. Если не удается сдать с первого раза, то можно пересдавать неограниченное число раз в течение месячного срока первичного пребывания в РФ. Бывает и так, что претенденту на работу в России приходится сдавать экзамен по три раза.

По свидетельствам сотрудников специализированных центров сдачи таких экзаменов, русский язык для трудовых мигрантов зачастую является проблемой, хотя в процессе общения с работодателями они объясняются довольно связно. Бывают случаи, когда этот тест пересдают по несколько раз.

тестирование трудовых мигрантов

Китайцы могут русский не изучать?

Трудовые мигранты в России, которые прибыли на срок до года, скоро не будут обязаны сдавать вышеупомянутый экзамен. По словам Бориса Титова, являющегося уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, сказанным им корреспонденту ТАСС во время российско-китайского форума "Большие возможности малого и среднего бизнеса", на Дальнем Востоке много объектов строят вахтовые бригады китайских рабочих, приезжающие на календарный квартал. Нереально требовать от них знаний русского языка и истории России. Сейчас ФМС занята разработкой предложений по внесению соответствующих изменений в миграционное законодательство.

Что происходит на рынке труда

С начала года этот рынок сильно лихорадит. Из-за снижения курса рубля, ужесточения иммиграционного контроля и введения патентов на трудовую деятельность в начале текущего года численность въезжающих в Россию иностранцев была меньше на 70% по отношению к прошлому году. Российские регионы освобождаются от трудовых мигрантов. Начался строительный и туристический сезон, прошла посевная — и во всех этих сферах не хватало рабочих рук. С начала декабря прошлого года логистические и клининговые компании, традиционно нанимающие мигрантов, ощущают нехватку персонала.

Среди причин называют трудности с оплатой стоимости необходимых для получения патентов документов, а без него работодатели не нанимают сотрудников. Кроме того, определенные трудности у мигрантов из Средней Азии вызывает и сдача экзаменов.

ФМС России недавно (в мае) обнародовала данные по численности находящихся в РФ иностранцев. Сегодня в стране пребывают свыше 2,1 млн граждан Узбекистана, почти 1 млн таджиков, 0,6 млн граждан Казахстана, полмиллиона граждан Кыргызстана. Всего жителей Средней Азии находилось на начало мая в РФ более 4,2 млн человек. В то же время в России находится 2,5 млн украинских граждан.

Всего же, по словам директора ФМС, сказанным им на встрече с Президентом РФ 6 мая 2015 г., в России находится до 12,5 млн иностранцев, причем ФМС фиксирует некоторое снижение их числа.

трудовые мигранты законодательство

И происходит это не из-за сокращения въезда, а путем увеличения выезда, т. е. принятые властями меры экономического регулирования процессов иммиграции работают.

Уедут ли домой мигранты?

Около миллиона иностранцев уехали из России в конце 2014 г., и ряд экспертов считает это началом стойкой тенденции по сокращению их численности в нашей стране. По их мнению, до середины 2016 г. произойдет ещё больший отток, т. к. менее половины из тех, кто получит патент в текущем году, продлят его на следующий год. Останутся лишь имеющие РВП или ВУ.

Однако, по мнению других аналитиков рынка труда, отток иностранцев был сезонным, и ближе к лету их численность восстановится. По сути, мигрантам больше некуда ехать на заработки, кроме России. По этим оценкам рынок может ощутить лишь эпизодичную нехватку рабочей силы, а общее сокращение числа трудовых мигрантов не превысит 10–15%. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на длинные очереди из покупающих патенты в подмосковном Сахарово.

Некоторые эксперты высказывают мнение, что россияне заменят мигрантов на освобождающихся рабочих местах, как это уже наблюдается в Центральной России. Однако при этом возрастет и стоимость рабочей силы в целом, а значит, повысится и себестоимость производимой продукции. Как здесь не вспомнить опыт американского бизнеса, перенесшего свои основные производства (кроме оборонных) в 80-е годы прошлого столетия в Китай и страны ЮВА. Целью этой политики как раз и было снижение себестоимости производства за счет более низкой оплаты труда.

Хотя сегодня почти втрое сократилось количество легальных мигрантов, их общая численность сохраняется. Эксперты предполагают, что россияне могут занять часть освободившихся рабочих мест. Сейчас, в силу спада экономики, потребность в рабочей силе в России уменьшилась по сравнению с предыдущими годами. И в производственных компаниях всё больше освобождающихся мест занимают россияне. Итоги января-февраля текущего года отчетливо подтвердили эту тенденцию. Но рабочих рук всё равно недостаточно. Часть вакансий занимают граждане Украины, всё активнее интересующиеся возможностями российского рынка труда, тем более что для них сдача экзаменов не представляет особых трудностей.

При этом сферы ЖКХ и услуг, которые в прежние годы стимулировала трудовая деятельность мигрантов, будут испытывать дефицит рабочих рук. Так, эксперимент, ставящий целью привлечь россиян на места дворников, провалился. В его начале по стране было 4 тыс. подобных вакансий, а сейчас их уже 8 тыс.

Трудовая миграция — вид миграции, представляющий собой совокупность территориальных перемещений людей, связанный с занятостью и поисками работы. Трудовая миграция может быть вызвана стремлением изменить как параметры собственного рабочего места, так и внешними по отношению к месту жительства условиями: социокультурными, жилищно-бытовыми, экологическими, природно-климатическими и др. Различают внутреннюю трудовую миграцию — в пределах одного государства и международную — с пересечением государственной границы.

Внутренняя трудовая миграция регулируется национальным законодательством и подзаконными актами, в Российской Федерации — Трудовым законодательством, правительственными постановлениями и инструкциями по вопросам переселений, перевода работников на другую работу и др.

Цели политики в области трудовой миграции, вытекающие из общепризнанных международных норм: реализация права граждан на свободу перемещений; содействие сокращению безработицы и облегчению ситуации на национальных рынках труда; повышение благосостояния трудящихся; предотвращение утечки интеллектуального потенциала страны за границу; защита прав и интересов трудящихся-мигрантов в странах пребывания.

Конвенция трактует трудящихся-мигрантов не столько как экономических, сколько как социальных субъектов.

Причинами международной трудовой миграции являются: неравномерность мирового экономического развития; неравенство доходов и возможностей в разных странах, в частности между промышленно развитыми и развивающимися странами; дисбаланс населения, проявляющийся в избытке рабочей силы в развивающихся странах и в ее недостатке в определенных отраслях в развитых странах и др.

Мировыми центрами притяжения иммиграционной рабочей силы являются: США, Австралия, страны Западной Европы (Германия, Франция, Великобритания, Швейцария, Бельгия, Швеция, Нидерланды), нефтедобывающие страны Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, Кувейт, Оман), страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Бруней, с недавних пор Южная Корея).

Трудовая международная миграция осуществляется как в законной, так и незаконной формах.

Международная трудовая миграция является распространенным явлением — по данным МОТ, ежегодно в поисках работы в мире перемещается около 20 млн. легальных мигрантов, а в процессе международной миграции участвует более 100 стран мира. В середине 1990-х гг. численность экономически активных иностранцев в зарубежных странах составляла от 36 до 42 млн. человек, а с учетом членов их семей — 80 — 97 млн.

Миграция работников из развивающихся стран в развитые страны постоянно росла в послевоенный период и к концу 1980-х гг. составляла не более 4,2% от общего уровня рабочей силы промышленно развитых стран (на США приходилась основная масса этого роста — более 80% новых мигрантов из развивающихся стран, в то время как на Канаду и Австралию приходилось 10%). В Европейском союзе мигранты в основном были сосредоточены во Франции, Германии, Италии и Великобритании. В период после 1990-х гг. количество лиц, прибывающих из развивающихся стран, возрастало намного более высокими темпами, чем из других стран, и мигранты из них составляют почти 60% всех трудящихся-мигрантов в развитых странах.

Общие масштабы этих потоков трудно установить, так как не все страны осуществляют такой контроль и не все из них сообщают о потоках трудовой миграции, но это явление, несомненно, имеет существенные и растущие мае- штабы. Предполагается, что в настоящее время во всем мире насчитывается более 80 млн. экономически активных мигрантов, из которых примерно 30 млн. человек работают в развивающихся странах.

Тем не менее ведущее место в современных миграционных потоках занимают работники, меняющие место жительства с целью заполнения рабочих мест, не требующих квалификации, в тех нишах рынка труда, которые оставляют свободными работники принимающей страны, перемещающиеся на лучшие рабочие места.

Существует много способов определения категорий трудящихся-мигрантов на основе их мотивов, квалификации, возраста, специальности или расстояния от страны происхождения. Критерии, которые чаще всего при этом применяются, основаны на предполагаемой продолжительности пребывания, что отражает положение, в соответствии с которым контроль за въездом и пребыванием в стране является ключевым аспектом национального суверенитета. Большинство трудящихся-мигрантов въезжают в другую страну по одной из следующих трех причин:

- миграция в целях постоянного проживания, которая в первую очередь охватывает высококвалифицированных мигрантов, лиц, въезжающих в целях воссоединения семьи, и беженцев;

- миграция на определенное время для всех видов занятости. Обычно речь идет о приглашенных работников, въезд которых разрешается для заполнения вакантных рабочих мест, например медсестер;

-временная миграция для трудоустройства на определенный срок. Разрешается въезд мигрантов для заполнения сезонных рабочих мест, для выполнения работ в рамках определенного проекта вплоть до его завершения, например, в сфере строительства, а также лиц, оказывающих услуги, студентов и учащихся.

На другом конце этой шкалы находятся высококвалифицированные специалисты, которые выезжают в другие страны в поисках более высокой заработной платы или лучших возможностей. Большинство таких мигрантов- специалистов (три четверти) переезжают из одной богатой страны в другую, особенно через Атлантический океан, в то время как остальные перемещаются между более успешными новыми индустриальными странами в Восточной Азии, между странами Центральной и Восточной Европы, а также между странами Южной Америки. Многие также мигрируют в более бедные страны, причем это часто сопровождается иностранными инвестициями в их экономики, которые способствуют ускорению экономического развития.

Многие государства приветствуют приезд специалистов из других стран. Например, Австралия и Канада разработали системы, которые облегчают въезд специалистов из развивающихся стран в качестве иммигрантов. В США также принимают меры, которые позволяют специалистам относительно легко получать временные визы для въезда в страну, если их запрашивает местный работодатель. В течение 1990-х гг. многие развитые страны нанимали иностранных специалистов в области медицины. Так, в Великобритании почти треть врачей и 13% медицинских сестер имеют иностранное происхождение, а половина внештатного персонала, нанимавшегося Национальной службой здравоохранения за последнее десятилетие, получила квалификацию за рубежом.

Источники: Демографический понятийный словарь / Под ред. А.А. Рыбаковского; Центр социального прогнозирования. М., 2003. С. 307; Доклад VI. За справедливый подход к трудящимся-мигрантам в глобальной экономике / Международная конференция труда. 92-я сессия, 2004. С. 5— 10; Юдина Т.Н. Социология миграций: Учебное пособие. М., 2005. С. 255.

Миграция: словарь основных терминов: учебное пособие. — М.: Издательство РГСУ; Академический Проект . Т. Н. Юдина . 2007 .

Мигрантов стало меньше, но они чаще работают легально и реже жалуются на неприязнь местных жителей. Однако это еще не значит, что отношения российских граждан с мигрантами стали лучше: возможно, эти отношения просто перестают существовать — каждый живет в своей вселенной.


Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ / купить фото

Закон и порядок

Хотите, чтобы люди соблюдали законы,— сделайте так, чтобы их просто было соблюдать. Жителям РФ, правда, этот принцип может показаться атрибутом какого-то фантастического мира — того, где обитают маленькие принцы, или того, где боги запрещают верующим есть брокколи,— но, судя по данным обследований мигрантов, принцип этот иногда реализуется даже в российской практике.

Социологический опрос мигрантов из стран СНГ и Грузии, проведенный в феврале-марте 2017 года Центром этнополитических и региональных исследований для НИУ ВШЭ (выборка 8,7 тыс. человек, включая как временных трудовых мигрантов, так и иностранцев с разрешением на временное проживание или видом на жительство), показал, что

более 70% работающих в РФ мигрантов делают это на законных основаниях.

Напрямую сравнивать эти данные с данными предыдущего обследования, проводившегося в 2011 году, не рекомендуется — заместитель директора Института демографии ВШЭ Михаил Денисенко отмечает, что в этих двух обследованиях формулировки вопросов о легальности отличались и это могло повлиять на результат. Но разница все-таки существенная: раньше о своей легальности заявляли около 60% респондентов. И, кроме того, позитивный тренд подтверждается официальными данными.

У мигранта выходной

У мигранта выходной

Но чаще всего игнорируют закон совершенно обычные граждане РФ: обследование показало, что наибольшая доля нелегальной занятости наблюдается среди трудовых мигрантов, работающих в домашних хозяйствах: 50% — это существенно больше, чем в торговле или строительстве (примерно по 30%).

Трудовые доходы

Средняя заработная плата трудовых мигрантов в России в 2017 году
(тыс. руб.)

Источник: НИУ ВШЭ.

Никуда не делась и привычка предпринимателей к сверхэксплуатации иностранных работников. Отношение их средней зарплаты к средней зарплате граждан России с 2011 года, правда, выросло довольно заметно — с 72,8% до 84% (в 2011 году мигранты получали в среднем 17,7 тыс. руб., россияне — 24,3 тыс., в 2017-м — 30,1 тыс. и 35,8 тыс. руб. соответственно),— но нагрузка осталась несоизмеримо выше. По данным опросов,

средняя продолжительность рабочей недели у иностранных работников составляет сейчас 59 часов (в 2011 году — 59,6) против 39,6 у граждан России (в 2011-м — 39,9).

Нанимателями иностранцев чаще всего являются малые и средние предприятия (в 2017 году 40,3% респондентов были заняты на предприятиях с численностью работников до 10 человек, еще 35,7% — на предприятиях с количеством занятых от 10 до 49). Работа, которую мигрантам доверяют, остается неквалифицированной, вне зависимости от их реальных навыков: 60% указывают, что у себя на родине работали по более высокой квалификации, и почти две трети всех мигрантов работают здесь неквалифицированными рабочими или в торговле.

Экономический кризис последних лет на отраслевом распределении сказался не очень заметно. Доля занятых в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспорта и бытовых изделий — главной сфере деятельности мигрантов символически сократилась (с 35% в выборке 2011 года до 33,6% в 2017-м), в коммунальных, социальных и персональных услугах — еще более символически выросла (с 13,1% в 2011-м до 13,9% в 2017-м).



Иногда они возвращаются

в последние два года их численность, резко выросшая после начала военного конфликта, постепенно снижается (на 2 июня 2014 года — 1,6 млн человек, на 1 июня 2015-го — 2,6 млн, на 1 июня 2017-го — 2,2 млн).

По крайней мере, как страны, принимающей выходцев из стран Средней Азии и Азербайджана,— хотя объемы миграции из большинства этих стран пока не достигли уровня 2014 года. Исключение — Киргизия: количество ее граждан, находящихся в РФ, выросло с 545 тыс. до 622 тыс.



Доля выходцев из стран Средней Азии среди мигрантов, скорее всего, и дальше будет расти. «Миграция рассматривается как некая альтернатива, которая может смягчить проблему сильного сокращения в России численности населения в рабочих возрастах. Но миграционные потоки сами ослабли и могут ослабнуть в будущем, а если не ослабнут — их структура изменится,— рассуждает Денисенко.— Потоки с Украины, из Белоруссии, если в этих странах не будет никаких войн и кризисов, уменьшатся, потому что

там идут те же самые процессы, что и в России,— население в рабочих возрастах сокращается, а на Украине — еще и уезжает в дальнее зарубежье. Оттуда просто некому приезжать в Россию, чтобы работать и жить.

Однако есть проблема: в Центральной Азии плохо знают русский язык, что сводит практически к нулю шансы мигрантов на интеграцию в российское общество, даже если у них возникнет такое желание. К тому же сопоставление данных обследований за 2011 и 2017 годы заставляет предположить, что такое желание вряд ли возникнет: использование русского языка на работе и в кругу друзей снизилось практически во всех группах мигрантов, кроме разве что выходцев из Казахстана и Украины.

В наименьшей степени используют русский мигранты из Таджикистана и Узбекистана: даже на работе он является основным лишь для 53% из них.

Использование мигрантами русского языка как основного языка общения (%)

Источник: НИУ ВШЭ.

Параллельные вселенные

что дело может дойти до формирования целых кварталов, которые будут жить по своим законам, и до новой волны ксенофобии.

Инородный ресурс

Инородный ресурс

Российская Федерация входит в ТОП-5 стран по численности ежегодно принимаемых мигрантов. По разным источникам, иностранные граждане, приезжающие в РФ на заработки составляют от 7 до 12% от всего населения страны. В некоторых отраслях, доля иностранных рабочих доходит до 80%. Однако пандемия и возросшая в связи с ней безработица, вероятно, сильно повлияют на государственную политику в сфере трудовой миграции. О том, как повлиял коронавирус на миграционную статистику и что станет с трудовыми мигрантами в России, читайте в статье.

Сколько мигрантов приезжали в Россию каждый год?


Ежегодно в Россию приезжает около 12 миллионов иностранцев. Конечно, не все они едут сюда с целью работы. Говоря о легальных трудовых мигрантах, эксперты чаще называют цифру в 2 миллиона.

Эта цифра нерезко, но стабильно увеличивалась вплоть до прошлого, 2019 года. Тогда СМИ сообщали о том, что Россия заняла 4 место в мире по количеству принятых мигрантов — на учет было поставлено 13 миллионов иностранцев, из них порядка 1,28 миллиона получили патенты на работу. Подробнее о том, сколько мигрантов в России, читайте в предыдущей статье.

Сколько трудовых мигрантов в России сейчас?

До 30 марта 2020 года въезд в страну был открыт. МВД делало попытку подсчитать количество застрявших в РФ легальных мигрантов в апреле. Считали по действующим патентам — вышло 2,5 миллиона. Из них:

  • граждан Украины — 89,2 тысяч,
  • граждан Таджикистана — 507 тысяч,
  • граждан Узбекистана — 1 миллион 14,5 тысяч.

С гражданами Киргизии оказалось сложнее — ведь им патенты не нужны. Но судя по уведомлениям и договорам от работодателей граждан Киргизии в РФ на тот момент было 353,2 тысячи.

Однако эту информацию нельзя считать полной. По обновленным данным МВД РФ за период с января по июнь этого года в стране было поставлено на миграционный учет 5 328 887 человек. А снято с учета на полмиллиона меньше — 4 758 553. При этом, в целях въезда указали работу 1 534 429 человека, получили патенты 649 145 (для сравнения: в аналогичный период прошлого года патенты получили 1 024 451 иностранцев), а разрешения на работу — 24 862 ( в сравнении с 60 082 в 2019 году).

Кроме того, к общему числу мигрантов можно добавить тех, кто уже не первый год живет здесь по РВП — 338 499. Вид на жительство почти приравнивает в правовом статусе иностранцев с россиянами, но, в целом, их тоже можно отнести к мигрантам. Людей с ВНЖ на январь-июнь 2020 года в России — 620 974.

Новый указ Путина для мигрантов

После закрытия границ, президентом РФ Владимиром Путиным были подписаны Указ №274 и Указ №392, касающиеся прав иностранцев, оставшихся в России. Первый из них продлил действие регистраций, патентов, РВП и ВНЖ, сроки которых истекали, до 15 июня. Второй указ внес коррективы в эту дату, продлив ее до 15 сентября, но уточнив, что патенты продлевать все же нужно. Для части иностранцев эта новость стала настоящим благом. Однако тем, кто лишился жилья и работы, легче от нее не стало. Палаточный лагерь в Самарской области, основанный гражданами Узбекистана, Киргизии и Таджикистана, пытавшимися вернутся домой через Казахстан — лишь одно из доказательств. Власти республик пытались организовать транспортные коридоры с мая по август. По данным СМИ с начала пандемии на родину вернулись:

  • в Молдову – свыше 400 тысяч человек.
  • в Узбекистан – около 498 тысяч человек.
  • в Таджикистан около 90 тысяч человек.
  • в Киргизию – свыше 20 тысяч человек.

Что ждет трудовых мигрантов после пандемии?

Уже к началу лета эксперты заговорили о том, что безработица в России составила 4,5 миллиона человек, и угрожает достичь 11 миллионов к осени. В таких условиях государство обязано в первую очередь думать о собственных гражданах, которым не нужна лишняя конкуренция за рабочие места. В комментариях Российской газете, эксперт Института демографических исследований социологического центра РАН, советник Федерального агентства по делам национальностей Виктория Леденева поделилась своим мнение о том, что конкуренция за труд регулируема, и механизм регулирования запущен.

Читайте также: