Курсовая работа уголовная ответственность несовершеннолетних

Обновлено: 17.05.2024

Самсонова Марина Вениаминовна

ВложениеРазмер
ugolovnaya_otvetstvennost_nesovershennoletnih_-_pushnaya_a.d_-_final.doc 375 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г.о. Чехов Московской области

Исследовательская работа
на тему

Уголовная ответственность несовершеннолетних

ученица 10 А класса

Самсонова Марина Вениаминовна

Конфликты являются неотъемлемой частью жизни человека в социуме и его взаимодействия с другими людьми. Конфликты возникают повсеместно и могут, где угодно подстерегать каждого из нас – на работе, в институте, школе, магазине или даже дома. Умение распознавать и нейтрализовать конфликтные ситуации является важным навыком для любого человека.

Дело в том, что на биологическом уровне в человеке заложено появление недовольства, если с его точкой зрения кто-то не согласен. Так рождается агрессия, которая перерастает в физическую, а затем и, возможно, в преступление. Если взрослые в ответе за свои поступки, ведь могут оценить свое поведение более объективно, менее эмоционально, чем дети, то несовершеннолетние легко поддаются ей.

Проблема : возможно ли регулировать уровень подростковой преступности посредством профилактики?

Цель работы : разработка профилактики для разных категорий подростков с целью уменьшения уровня совершения преступлений среди несовершеннолетних.

Гипотеза : профилактиканесовершеннолетних может снизить уровень преступности в этой возрастной группе

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

  • Изучить особенности преступлений несовершеннолетних
  • На основе этого создать систему профилактики

Необходимо изучить причины, источники, обусловливающие правонарушения, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности. Важным направлением в системе предупреждения преступности является комплексная разработка проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Предупредить правонарушение подростков можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.

1. Конфликтные ситуации в механизме совершения преступления

Все конфликты можно разделить на три большие группы: внутриличностные (внутри одного человека), социальные (между группами людей), межличностные (между отдельными людьми). Рассмотрев каждый вид конфликтов индивидуально, можно сделать вывод о различных разрешениях возникших противоречий. Итак, конфликтные ситуации по исходу можно разделить на два вида: конструктивные (стимулирующие развитие взаимоотношений – положительный исход) и деструктивные (тормозящие развитие взаимоотношений, несущие разрушения – негативный исход). Именно после деструктивного конфликта возможно появление преступления. Мы не можем знать, что в голове каждого из нас. Взрослый человек–сформировавшаяся личность, тяжело поддающаяся изменениям. Взрослые в ответе за свои поступки, ведь могут оценить свое поведение более объективно, менее эмоционально, чем дети. Несовершеннолетние и школьного, и подросткового возраста находятся в стадии формирования. Тем не менее люди всех возрастов совершают преступления. О чем думают и не думают, чем руководствуются, что движет несовершеннолетними при совершении уголовного преступления?

2. Преступное поведение и его элементы

Преступное поведение – понятие более широкое, чем преступление. Криминолога, изучающего причины преступности, интересует не столько сам акт общественно опасного деяния, но и предшествующие ему объективные и субъективные обстоятельства, с которыми были связаны возникновение мотивов преступления, постановка целей, выбор средств, принятие решений и т.д. Все эти обстоятельства еще не образуют состава преступления как завершенного акта. Однако они могут быть включены в понятие преступного поведения, которое в криминологическом понимании охватывает формирование преступного намерения и его осуществление.

Таким образом, преступное поведение – есть процесс, развертывающийся в пространстве и времени и включающий внешние объективные действия, образующие состав преступления, а также внутренние, предшествующие им психологические явления.

Механизм преступного поведения – определенная последовательность развития преступных намерений, принятие решения совершить преступление, планирование своих поступков и, наконец, осуществление их преступником. То есть это процесс взаимодействия личности и внешней среды, формирующей преступное поведение человека и реализующий его. В нем участвуют психические компоненты (интеллект, воля, предвидение, эмоции и т.д.), которые присущи и правомерному поступку, и преступному поведению, ведь они наполнены специфическим содержанием – антиобщественной направленностью.

Основными звеньями механизма преступного поведения являются.

  • мотивация,
  • планирование,
  • исполнение.

Первое звено характеризуется рождением мотивов преступного поведения, то есть внутренних побуждений, вызывающих решение совершить преступление под воздействием конкретной жизненной ситуации.

Процессу возникновения мотива предшествуют такие психические элементы человеческой личности, как потребности, влечения, эмоции, интересы, ценностные ориентации.

Главную роль в формировании мотивов преступного поведения играют потребности субъекта. Потребности человека отражают его зависимость от внешнего мира, его нужду в чем-либо. Можно выделить пятьосновных групп потребностей:

  • материальные потребности,
  • потребность в безопасности,
  • потребность в социальном общении (уважении, признании, одобрении),
  • потребность в знаниях,
  • мировоззренческие потребности.

Источником преступного поведения могут быть не всякие потребности. В большинстве случаев это материальные потребности.

Потребности, интересы, влечения, эмоции, ценностные ориентации – это внутренние компоненты личности, под действием которых формируется мотив преступления. Но есть еще и внешний фактор – конкретная жизненная ситуация.

Когда потребности, интересы, влечения, эмоции, ценностные ориентации сформировали мотив преступления, наступает время реализации этого мотива. То есть вторым звеном умышленного преступления является планирование преступной деятельности. По мнению специалистов, достаточно тщательное планирование встречается примерно в 50 % уголовных дел. В остальных случаях планирования нет, либо оно примитивно.

В умышленных преступлениях налицо неполнота и дефектность планирования, которая объясняется следующими причинами: ненадежностью имеющейся информации, плохим прогнозированием событий, низким интеллектуальным уровнем и состоянием стресса преступников. Однако сказанное не относится к организованной преступности.

Третье звено характеризуется непосредственным совершением преступления, которое охватывает как преступное деяние, так и его последствие. Криминологов на этом этапе интересуют прежде всего изменения, происходящие в конкретной ситуации, в которой действует преступник. Эти изменения могут, следующим образом сказаться на поведении лица, совершившего преступление:

  • лицо, может прервать преступную деятельность окончательно или применительно к конкретному преступлению;
  • виновный может изменить способ совершения преступления; (например, хищение, начатое как кража, под влиянием изменившейся жизненной ситуации может перерасти в грабеж или даже в разбой);
  • лицо может совершить новое преступление;
  • виновный может укрепиться в своих антиобщественных установках, углубить их, перейти от плана совершить одно преступление к плану совершать преступления периодически.

Итак, антиобщественные свойства личности являются причиной преступления, конкретная жизненная ситуация – его условием. Динамичное взаимодействие этих причин и условий создает механизм индивидуального преступного поведения.

3.Преступление и проступок

Важнейшим критерием деления правонарушений на виды является степень общественной опасности. Степень общественной опасности характеризуется следующими показателями:

  • значимость регулируемых правом общественных отношений;
  • размер причинённого вреда или ущерба;
  • способ, время и место совершения правонарушения;
  • личность правонарушителя.

В зависимости от степени общественной опасности правонарушения делятся на два вида:

Преступлением признаётся деяние, ответственность за которое предусмотрена уголовным законодательством. Преступление отличается максимальной степенью общественной опасности (вредности). Они посягают на наиболее значимые, существенные интересы общества, охраняемые уголовным законодательством. Объектами преступлений являются общественный и государственный строй, существующая система хозяйства, разнообразные формы собственности, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан. Перечень преступлений, установленный уголовным законодательством, является исчерпывающим, и расширенному толкованию не подлежит.

Проступками признаются правонарушения, ответственность за которые устанавливается любой иной – не уголовной – отраслью законодательства.

Проступки отличаются меньшей (по сравнению с преступлением) степенью общественной опасности (вредности). Проступки, в отличие от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности нарушителя.

Проступки подразделяются на

  • административные – представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права противоправные деяния;
  • гражданско-правовые – отличаются от прочих специфическим объектом посягательства, каковым выступают имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, а также некоторыми нормами семейного, трудового, земельного права;
  • дисциплинарные – представляют собой деяния, нарушающие внутренний распорядок деятельности, предприятий, учреждений, организаций.

4. Возраст уголовной ответственности

Преступность несовершеннолетних – совокупность преступлений, совершенных лицами в возрасте от 14 до 18 лет. На сегодняшний день это одна из самых актуальных проблем, стоящих перед обществом и государством. Многие ученые и сотрудники органов внутренних дел заняты изучением и поиском решения данной проблемы, но уровень преступности среди подростков неуклонно растет. Я тоже отношусь к данной категории граждан, ежедневно общаюсь с ребятами своего возраста, и мне захотелось разобраться в причинах, которые скрываются за цифрами в статистических данных о преступности несовершеннолетних.

Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещённое.

Но в разных странах по-разному обозначается минимальный возраст уголовной ответственности. В Англии и Швейцарии с 10 лет, в Египте, Ираке и Ливане – с 7, в Иране для девочек – с 9 лет, для мальчиков – с 15. В настоящее время также существуют правовые системы, в законодательстве которых минимальный возраст лица, совершившего преступное деяние, вообще не определен. Соответственно, привлечение несовершеннолетнего к уголовной ответственности зависит в каждом конкретном случае от усмотрения суда. В частности, такое положение существует в 37 штатах США.

5. Статистические данные подростковой преступности по РФ

Сегодняшнее состояние дел с подростковой преступностью в России вызывает тревогу общества в целом и правоохранительных органов в частности. Криминальная ситуация в молодежной среде ежегодно обостряется, это вызвано тем, что прежние методы профилактики не эффективны в современных социально-экономических условиях.

Современные подростки сталкиваются с множеством различных проблем, решить которые самостоятельно не могут. Ежегодно становится все сложнее сдать обязательные школьные экзамены, а значит и продолжить учебу в средне-специальных или высших учебных заведения, найти работу. Жизненные неурядицы заставляют часть молодежи становиться на путь совершения уголовно-наказуемых деяний. Известно, например, что в последнее время наркокурьерами наряду с женщинами и пожилыми людьми все чаще становятся несовершеннолетние.

В последние годы все более широкий размах обретает корыстная преступность несовершеннолетних, обусловленная, с одной стороны, социально-экономическими преобразованиями, развитием и укреплением рыночных отношений в стране, ростом благосостояния и повышением уровня жизни, с другой – увеличением числа слабо обеспеченных семей и возникающими, в связи с этим, социально-классовыми противоречиями. Стремление к материальному благополучию стало одним из основных мотивов многих, если не большинства, поступков современного человека.

Криминальный способ добычи средств к существованию во все времена был и остается сегодня одним из основных среди несовершеннолетних беспризорных. Это не только попрошайничество, но и совершение преступлений. В основном, это карманные кражи, хищения из дачных кооперативов, хищения на вокзалах, совершаемые в отношении нетрезвых пассажиров и др.

Серьезную озабоченность вызывают и результаты анализа повторной преступности несовершеннолетних. Официальная статистика демонстрирует тенденцию устойчивого роста удельного веса подростков, ранее совершавших преступления. Приведенные данные свидетельствуют о явно недостаточной эффективности мер предупреждения повторных преступлений и ненадлежащей деятельности органов и учреждений, в обязанности которых входит профилактика преступности несовершеннолетних.

6. Статистические данные подростковой преступности по МО

Благодаря порталу правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации я смогла узнать количество преступлений среди подростков.

Читайте также: