Курсовая работа определение и классификация видов информации в судебных аис

Обновлено: 16.05.2024

Эффективное управление современной организацией представляет собой достаточно сложную задачу, учитывая многообразие используемых ресурсов и высокую скорость изменения операционного окружения. Основными функциями управления являются, как известно, планирование, организация, активизация, координация, контроль и анализ, которые осуществляются в многомерном пространстве различных областей деятельности организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1.Понятие информационных систем……………………………………..5
1.1 Определение информационных систем……………………………………. 5
1.2 Структура информационной системы……………………………………….8
Глава 2 Классификация информационных систем……………………………12
2.1 Типы информационных систем…………………………………………….12
2.2 Основные разновидности классификаций…………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………

Работа состоит из 1 файл

Реферат Информационные системы.doc

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Понятие и классификация информационных систем

Савушкин Иван Николаевич

Глава 1.Понятие информационных систем……………………………………..5

1.1 Определение информационных систем……………………………………. 5

1.2 Структура информационной системы……………………………………….8

Глава 2 Классификация информационных систем……………………………12

2.1 Типы информационных систем…………………………………………….12

2.2 Основные разновидности классификаций…………………………………14

Список использованной литературы…………………………………………. 2 6

Эффективное управление современной организацией представляет собой достаточно сложную задачу, учитывая многообразие используемых ресурсов и высокую скорость изменения операционного окружения. Основными функциями управления являются, как известно, планирование, организация, активизация, координация, контроль и анализ, которые осуществляются в многомерном пространстве различных областей деятельности организации.

Управленческие решения, формируемые в ходе выполнения перечисленных выше функций, служат отправным моментом для конкретных исполнителей. В рыночных условиях достичь конкурентного превосходства можно в первую очередь за счет владения полными, достоверными и своевременными сведениями, образующими единое информационное пространство данного экономического объекта. Такое пространство может быть создано лишь на базе электронного документооборота с привлечением средств автоматизации поддержки принятия управленческих решений.

Экономику в целом, а также ее отдельные компоненты (предприятия, фирмы, компании, учреждения и т.д.) можно отнести к динамическим системам. Работа таких систем сопряжена с воздействиями изменчивой внешней среды и обработкой огромных объемов информации.

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям.[1]

Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации компьютера. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.
Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

Глава 1.Понятие информационных систем.

1.1 Определение информационных систем

Информационная система (ИС) — это система, реализующая информационную модель предметной области, чаще всего — какой-либо области человеческой деятельности. ИС должна обеспечивать: получение (ввод или сбор), хранение, поиск, передачу и обработку (преобразование) информации.

В информационную систему данные поступают от источника информации. Эти данные отправляются на хранение либо претерпевают в системе некоторую обработку и затем передаются потребителю.

Между потребителем и собственно информационной системой может быть установлена обратная связь. В этом случае информационная система называется замкнутой. Канал обратной связи необходим, когда нужно учесть реакцию потребителя на полученную информацию.

Информационная система состоит из баз данных, в которых накапливается информация, источника информации, аппаратной части ИС, программной части ИС, потребителя информации.

По мнению одних авторов, ИС включает в себя персонал, её эксплуатирующий, по мнению других — нет.[1]

Хотя информационные системы являются обычным программным продуктом, они имеют ряд существенных отличий от стандартных прикладных программ и систем. В зависимости от предметной области информационные системы могут весьма значительно различаться по своим функциям, архитектуре, реализации. Однако можно выделить ряд свойств, которые являются общими.

1. Информационные системы предназначены для сбора, хранения и обработки информации, поэтому в основе любой из них лежит среда хранения и доступа к данным.

2. Информационные системы ориентированы на конечного пользователя, не обладающего высокой квалификацией в области вычислительной техники. Поэтому клиентские приложения информационной системы должны обладать простым, удобным, легко осваиваемым интерфейсом, который предоставляет конечному пользователю все необходимые для работы функции и в то же время не даёт ему возможность выполнять какие-либо лишни действия.

Таким образом, при разработке информационной системы приходится решать две основные задачи - разработка базы данных для хранения информации и разработка графического интерфейса пользователя клиентских приложений.[1]

Система управления базой данных (СУБД) является неотъемлемой частью любой информационной системы. Тип используемой СУБД обычно определяется масштабом информационной системы. Малые информационные системы могут использовать локальные СУБД, в корпоративных же информационных системах потребуется мощная клиент-серверная СУБД, поддерживающая многопользовательскую работу.
Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить состоящими из следующих блоков:
• ввод информации из внешних или внутренних источников;
• обработка входной информации и представление ее в удобном виде;
• вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему;
• обратная связь — это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.
В целом информационные системы определяется следующими свойствами:
1) любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;
2) информационная система является динамичной и развивающейся;
3) при построении информационной системы необходимо использовать системный подход;
4) выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения;
Внедрение информационных систем может способствовать:
- получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов;
- освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
- обеспечению достоверности информации;
- совершенствованию структуры информационных потоков (включая систему документооборота);
- предоставлению потребителям уникальных услуг;
- уменьшению затрат на производство продуктов и услуг (включая информационные).[1]

1.2 Структура информационной системы

Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

Подсистема - это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем.

Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение:

1. Информационное обеспечение - совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель - это обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства.

Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления.

Методология построения баз данных базируется на теоретических основах их проектирования. Для понимания концепции методологии приведем основные ее идеи в виде двух последовательно реализуемых на практике этапов:

1-й этап - обследование всех функциональных подразделений фирмы.

2-й этап - построение концептуальной информационно-логической модели данных для обследованной на 1-м этапе сферы деятельности. В этой модели должны быть установлены и оптимизированы все связи между объектами и их реквизитами. Информационно-логическая модель является фундаментом, на котором будет создана база данных.

2.Техническое обеспечение - комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Комплекс технических средств составляют:

- компьютеры любых моделей;

- устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;

- устройства передачи данных и линий связи;

- оргтехника и устройства автоматического съема информации;

- эксплуатационные материалы и др.

Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение. Документацию можно условно разделить на три группы:

- общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;

- специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;

- нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.

3. Математическое и программное обеспечение - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

Информационные технологии (ИТ) имеют широкий спектр применения: наука, промышленность, управление, экономика, финансы, образование, политика, искусства и частная жизнь.
Во время перехода к информационному обществу любая организационная структура все больше применяет информацию для повышения своей эффективности, стимулирует инновации, укрепляет конкурентоспособность. Информация становится предметом массового потребления у населения, вследствие чего постепенно формируется информационный сектор экономики, растущий быстрее остальных отраслей.
ИТ оказывают влияние на все аспекты деятельности человека, существенно увеличивая степень автоматизации всех информационных процессов, что является предпосылкой для ускорения темпов научно-технического прогресса. Играют важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, в системах подготовки, обработки и распространения информации, в процессах получения и накопления новых знаний.
Современные ИТ – это непрерывный процесс обработки, передачи, хранения, отображения информации, с целью эффективного использования информационных ресурсов, средств вычислительной техники и последующей передачи данных при управлении системами различного назначения и класса.
ИТ играют превалирующую роль в организации информационного взаимодействия между людьми, в системах подготовки, распространения и обработки информации, в процессах получения и накопления новых знаний.
Современное состояние ИТ включает:
1. Разнообразие емких баз данных (БД) для обработки информации о различных предметных областях.
2. Разработку технологии массового интерактивного доступа пользователя к разным информационным ресурсам.
3. Расширение функциональных возможностей информационных систем (ИС) и ИТ, включая одновременную обработку разноструктурных БД. Разрабатываются локальные, многофункциональные проблемно-ориентированные ИС на базе мощных компьютеров и локальных вычислительных сетей.
4. Включение в ИС элементов интеллектуализации интерфейса пользователя, экспертных систем, систем машинного перевода, автоиндексирования.
По моему мнению, современные ИТ позволяют снизить трудоемкость процессов использования информационных ресурсов, при этом они повышают их надежность и оперативность.
Объектом исследования данной работы являются ИС. Цель данной работы – получить концептуальное представление об ИС.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач:
1. ознакомиться с основными понятиями;
2. изучить историю развития ИС;
3. исследовать классификацию и структуру ИС;
4. рассмотреть категории пользователей ИС.

Нет нужной работы в каталоге?


Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы


Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

На современном этапе технического развития значительно выросло число специалистов, в своей деятельности сталкивающихся с необходимостью работы с правовой информацией. Получение необходимых нормативных правовых документов из средств массовой информации требует больших временных затрат. Эта задача становится еще более сложной, если речь идет о различных ведомственных нормативных актах, которые далеко не всегда издаются в периодической печати. С использованием информационно-поисковых систем задача быстрого подбора необходимых документов существенно упрощается.

Содержание

Введение
Глава I Основные свойства юридических информационных систем.
1.1. Полнота и структура информационного банка.
1.2. Различные подходы к разбиению массива правовой информации на отдельные базы.
1.3. Полнота и структура систем семейства Консультант Плюс по федеральному законодательству.
2. Достоверность текстов правовых актов в СПС.
3. Оперативность актуализации информационных банков
Глава II. Основные возможности юридических информационных систем.
2.1. Хранение и обработка больших объемов правовой информации
2.2. Основные поисковые и сервисные возможности
2.2.1. Поиск по реквизитам документа
2.2.2. Полнотекстовый поиск (автоматический поиск по словам из текста документа)
2.2.3. Поиск по специализированным классификаторам
2.2.4. Дополнительные сервисные возможности
Глава III . Перспективы использования Интернет.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

инф системы в юриспруденции.doc

Глава I Основные свойства юридических информационных систем.

1.1. Полнота и структура информационного банка.

1.2. Различные подходы к разбиению массива правовой информации на отдельные базы.

1.3. Полнота и структура систем семейства Консультант Плюс по федеральному законодательству.

2. Достоверность текстов правовых актов в СПС.

3. Оперативность актуализации информационных банков

Глава II. Основные возможности юридических информационных систем.

2.1. Хранение и обработка больших объемов правовой информации

2.2. Основные поисковые и сервисные возможности

2.2.1. Поиск по реквизитам документа

2.2.2. Полнотекстовый поиск (автоматический поиск по словам из текста документа)

2.2.3. Поиск по специализированным классификаторам

2.2.4. Дополнительные сервисные возможности

Глава III . Перспективы использования Интернет.

Правовая информатика как часть общей информатики дает знание и умение использовать те информационные средства и методы, которые необходимы любому полноценному члену информационного общества.

Юристу знание правовой информатики позволяет повысить свой профессиональный уровень. Сегодня лавинные потоки социально-правовой информации, обрушивающиеся на юриста, настоятельно требуют от него владения современными информационными технологиями - справочными правовыми системами, юридическими экспертными системами, современными программными и техническими средствами защиты информации, электронной цифровой подписи, информационными технологиями, лежащими в основе функционирования современных компьютерных сетей и глобальной сети Интернет, и т.п.

Наконец, информатика дает в руки юристу дополнительные методы исследования. Большинство правовых явлений, по сути, являются информационными системами, т.е. системами, основанными на процессах создания, хранения, распространения и обработки информации. Механизмы правотворчества, правового регулирования, правопорядка, правовой культуры, правового воспитания и др. являются информационными образованиями. Всестороннее изучение таких явлений и процессов невозможно без использования тех методов и средств, которые разработаны в информатике и правовой информатике.

Классифицировать информационные системы достаточно сложно из-за их разнообразия и постоянного развития структур и функций.

В качестве признаков классификации используются: область применения, охватываемая территория, организация информационных процессов, направление деятельности, структура и др.

По территориальному признаку Автоматизированные информационные системы (далее АИС) классифицируются на геоинформационные, международные, общегосударственные, областные, республиканские, окружные, городские, районные и т.д.

По сфере применения различают АИС в экономике, в промышленности, в торговле, на транспорте, в правовой сфере, в медицине, в учебных заведениях и т.п.

В рамках одной сферы АИС можно классифицировать по видам деятельности. Так, например, все правовые информационные системы можно условно разбить на АИС, используемые в правотворчестве, правоприменительной практике, правоохранительной деятельности, правовом образовании и воспитании. Конечно, следует понимать, что подобного рода классификация достаточно условна, так как одни и те же АИС могут использоваться в различных видах правовой деятельности.

Можно классифицировать правовые информационные системы с точки зрения правового образования, в рамках которого они сложились и задачи которого решают в процессе своего функционирования, - автоматизированные системы органов прокуратуры, юстиции, судов и др.

Один из основных подходов к классификации АИС в правовой сфере связан с видами обрабатываемой социально-правовой информации.

Так можно выделить АИС, основанные на системе нормативных правовых актов. Например, информационно-поисковые по законодательству и справочные правовые системы. Для этих систем проблемы систематизации информации связаны с вопросами классификации и систематизации нормативных правовых актов.

С другой стороны, можно выделить системы, аккумулирующие и обрабатывающие разнообразную социально- правовую информацию ненормативного характера: криминологическую, криминалистическую, судебно-экспертную, оперативно-розыскную, научную правовую и др.

Автоматизированные информационные системы принято также подразделять на полнотекстовые и фактографические.

В полнотекстовых АИС собираются и систематизируются тексты документов или их библиографическое описание. Поскольку документированная информация - это зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию, или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель, то указанные реквизиты являются основанием для классификации обрабатываемой информации.

Фактографическая информация - это описание выбранных характеристик, свойств объектов, информация о которых собирается, систематизируется и обрабатывается в данной информационной системе. Для каждой характеристики должна быть точно определена форма ее представления в системе (текстовая, графическая, звуковая и т.д.). Вид хранимой и обрабатываемой автоматизированной системой информации во многом определяет ее программно-техническое решение.

Всю документированную правовую информацию можно разбить на официальную и неофициальную. К официальной правовой информации относятся сведения и данные о праве или о законодательстве в широком смысле слова, т.е. обо всех действующих и уже прекративших действие нормативных актах. В автоматизированных системах, основанных на официальной правовой информации, большую роль играет ее классификация по источникам права: законы Российской Федерации, нормативные акты правительства страны и правительств республик, министерств и ведомств страны и республик и местных органов государственной власти и государственного управления, общественных организаций и др.

Большое значение, с точки зрения создания и функционирования АИС, имеет классификация информации по степени доступа на общедоступную и ограниченного доступа. Использование подобного рода информации в автоматизированных системах требует организации технической и программной защиты ее от несанкционированного доступа. Существуют классификации АИС по виду используемых технических (на каком классе вычислительных машин функционируют), программных (под управлением какой операционной системы работают, с помощью каких программных средств созданы), лингвистических средств, а также логико-математических методов, лежащих в основе процесса обработки информации. Кроме того, автоматизированные системы правовой информации можно классифицировать по требованию к уровню подготовки пользователей (для специалистов, для широкого круга пользователей).

Использование информационно-справочных систем правовой информации в различных областях деятельности имеет свои особенности и соответственно определяет специфические задачи и требования, которые позволяют говорить о них не только как о поисковом инструменте.

Выделяют четыре основные сферы применения этих систем:

а) систематизация и исследование проблем законодательства;

в) правоприменительная практика;

г) правовое образование.

Для успешного решения проблем систематизации законодательства необходима предварительная классификация правового материала. Особую роль при этом играет предметная классификация нормативных актов. Работа эта осуществляется на основе специальных тематических классификаторов (например, общеправовой классификатор отраслей законодательства).

В законотворческой деятельности использование автоматизированных информационно-поисковых систем также имеет большое значение. Эти системы играют роль незаменимого помощника для учета предшествующего законодательства на этапе разработки новых нормативных актов. Необходимость увязки всех вновь создаваемых нормативных актов с уже действующими, недопущение повторений одних и тех же норм в различных правовых актах, признание определенных нормативных актов утратившими силу - работа очень трудоемкая. Ручной отбор необходимых правовых документов может не только занять достаточно длительное время, но и привести к тому, что многие нормативные акты останутся вне поля зрения специалистов. Машинный поиск существенно повышает оперативность подготовки новых нормативных актов и перечней нормативных актов, утративших силу.

Наибольшее применение автоматизированные информационно-поисковые системы находят в правоприменительной деятельности.

На современном этапе технического развития значительно выросло число специалистов, в своей деятельности сталкивающихся с необходимостью работы с правовой информацией. Получение необходимых нормативных правовых документов из средств массовой информации требует больших временных затрат. Эта задача становится еще более сложной, если речь идет о различных ведомственных нормативных актах, которые далеко не всегда издаются в периодической печати. С использованием информационно-поисковых систем задача быстрого подбора необходимых документов существенно упрощается. Более того, среди людей, работающих с правовой информацией, в последнее время сильно выросло число специалистов, не имеющих специального юридического образования. При необходимости решения конкретного правового вопроса многие из них не знают, какие конкретно нормативные правовые акты регулируют этот вопрос. Такие проблемы нередко возникают и перед юристами, не являющимися специалистами в рассматриваемой правовой области. Этих трудностей можно избежать, воспользовавшись различными поисковыми возможностями, предоставляемыми современными автоматизированными системами правовой информации. Системы классификации (хронологические, тематические, по реквизитам документов и т.п.) таких компьютерных баз позволяют на хорошем уровне решать многие задачи.

Цель моей работы рассмотрение Справочной правовой системы с точки зрения полноты и достоверности правовой информации качество ее обработки и оперативность поставки.

I Основные свойства юридических информационных систем.

1.1. Полнота и структура информационного банка.

Полноту той или иной информационной базы следует оценивать прежде всего с точки зрения задач, решаемых разработчиком, и целей стоящих перед ним. Вместе с тем полнота информационного банка СПС — понятие относительное. (Далее под информационным банком СПС понимается множество всех документов, входящих в эту систему.) Например, полнота информационной базы (далее ИБ) системы нормативных правовых актов РФ будет измеряться отношением числа включенных в нее нормативных актов к числу реально существующих нормативных актов на момент создания базы, и тематическая подборка нормативных актов может превратиться из полной в неполную за считанные месяцы или даже недели вследствие изменения законодательства.

Достаточно часто потребителей интересует не только полнота отдельных баз, но и информационные ресурсы компании — разработчика СПС в целом. Дело в том, что если пользователь приобретает только одну или несколько баз, предлагаемых тем или иным разработчиком, иногда ему могут потребоваться документы самой разной направленности, не вошедшие в купленный им комплект. Также многие специалисты хотят быть уверенными в том, что по мере развития их компании и расширения круга интересов они смогут получить у компании — разработчика СПС всю необходимую дополнительную информацию.

Оценка общих информационных ресурсов и возможностей разработчика важна не только для того, чтобы проанализировать предлагаемый им информационный массив, но также и для того, чтобы попытаться спрогнозировать объем будущих поступлений в ИБ. Естественно, такой прогноз может быть только приблизительным.

Оценивать полноту информационных ресурсов компании-разработчика в целом можно двумя способами.

Название работы: Автоматизированные информационные системы (АИС), структура и классификация

Предметная область: Информатика, кибернетика и программирование

Описание: Лекция №2 Автоматизированные информационные системы АИС структура и классификация АИС комплекс автоматизированных информационных технологий предназначенный для информационного обслуживания организованного непрерывного технологического процесса подготовк.

Дата добавления: 2013-07-01

Размер файла: 127 KB

Работу скачали: 308 чел.

Лекция №2 Автоматизированные информационные системы (АИС), структура и классификация

АИС - комплекс автоматизированных информационных технологий, предназначенный для информационного обслуживания — организованного непрерывного технологического процесса подготовки и выдачи потребителям научной, управленческой и др. информации, используемой для принятия решений, в соответствии с нуждами для поддержания эффективной деятельности.

Компоненты и структуры АИС

Рис. 1.2 отображает структуру типичного совокупного технологического процесса АИС, или представление АИС как совокупности функциональных подсистем — сбора, ввода, обработки, хранения, поиска, распространения информации.


Некоторые элементы рис. 1.2 являются альтернативными (необязательными):

модель объекта может отсутствовать либо отождествляться с базой данных. В экспертных системах в качестве модели объекта фигурирует база знаний (БЗ);

модель объекта и БД могут отсутствовать (а соответственно и процессы хранения и поиска данных), если система осуществляет преобразование информации и формирование выходных документов без сохранения исходной, промежуточной, результирующей информации. Если преобразование данных также отсутствует, то подобный объект информационной системой не является (он не выполняет информационной деятельности), и должен быть отнесен к другим классам систем (например, канал передачи информации и т. п.);

процессы ввода и сбора данных являются необязательными, поскольку вся необходимая и достаточная для функционирования АИС информация может уже находиться в БД и составе модели и т. д.

В связи с тем, что АИС относятся к сложным системам, целесообразно рассмотреть различные основания для классификации АИС (табл. 1.4).

1. Отрасли применения связаны с понятием сектора информационного рынка, соответствуют в основном типам деятельности пользователей, на информационное обеспечение которых ориентирована та или иная АИС. Если использовать укрупненные категории, то можно сказать, что современный информационный рынок представляют три отрасли:

1) информация (базы данных и системы предоставления информационных ресурсов пользователям), в том числе:

научно-техническая и информация для специалистов;

потребительская и развлекательная;


  1. электронные сделки (системы электронной торговли, банковские, биржевые и финансовые операции, продажа билетов и резервирование мест и пр.);
  2. электронные коммуникации (электронная почта и передача данных).

2. Вид информации отражает структуру данных, поддерживаемую в БД АИС:

справочные БД (указатели);

графические БД — основную долю составляет растровая или векторная графическая информация.

3. Методы взаимодействия с пользователями определяют две группы информационных систем:

системы с разделением времени (СРВ), в которых каждый участник как бы пользуется собственной ЭВМ и основной задачей администраторов и разработчиков является защита данных от несанкционированного доступа и взаимная изоляция участников;

системы обеспечения групповых решений (СОГР), которые ориентированы на прямо противоположную задачу — обеспечить взаимодействие пользователей в процессе принятия решений. СОГР сочетают коммуникационную, вычислительную технологии и технологию принятия решений для облегчения формулирования и решения неструктурированных проблем группой лиц. Системы, рассматриваемые в настоящем пособии — Lotus Notes и АИС электронной коммерции, — в принципе относятся к данному разряду.

4. Типы принимаемых решений характерны для информационных систем, используемых в экономике и управлении. Под информационными системами управления (ИСУ) принято понимать основанные на компьютерной технологии системы, предназначенные для обеспечения руководителей всей необходимой информацией. Основные подходы к классификации ИСУ базируются на двух различных аспектах классификации управленческих решений: степени неопределенности и уровнях руководства.

По степени неопределенности могут быть выделены четыре способа решений в зависимости от неопределенности целей и структуры взаимосвязи элементов организации:

формально-логический вывод (вычисление или использование ЭС);

использование рыночного механизма;

По уровням руководства выделяют: стратегические, административные, оперативные решения. Отдельный класс составляют ИСУ, предназначенные для контроля за исполнением решений.

Среди систем обеспечения управления различают:

  • системы информационного обеспечения (СИО) на основе СУБД предоставляют доступ к данным независимо от типа принимаемых решений и предметной области;
  • СОПР (системы обеспечения принятия решений) и системы обеспечения руководства (СОР) обеспечивают принятие решений по специфическому классу проблем; СОР предназначены для руководителя или группы управляющих.

5. Масштаб АИС определяется уровнем организации и функционирования системы, спектром информационного обслуживания, объемом информационных массивов и потоков. Различают следующие классы АИС:

организации или ее подразделения;

локальные (региональные или отраслевые);

глобальные (межотраслевые и, как правило, межрегиональные). Основным типом глобальных АИС являются онлайновые службы (хост-службы), предоставляющие доступ удаленным пользователям по телекоммуникационным сетям к некоторому множеству БД.

6. Тип организации, использующей АИС, также является основанием для типизации систем; соответственно могут быть выделены следующие АИС:

различных видов производств;

библиотек и информационных центров (АИБС);

медицинских учреждений и пр.

7. Классификация по типу используемого программного обеспечения.

Во-первых, программные реализации БД различаются по типам БД и структурам данных, их образующих:

табличные, текстовые, графические БД, что соответствует основным видам данных в ЭВМ;

документальные и фактографические БД, что соответствует в принципе табличным и текстовым БД;

реферативные и полнотекстовые, как разновидности документальных БД.

Во-вторых, для реализации документальных БД могут быть использованы по крайней мере два альтернативных средства:

универсальные оболочки ( ISIS , Irbis ), относительно закрытые для расширения силами пользователей;

специальные разработки в среде реляционных или постреляционных СУБД (системы программирования Foxpro , ORACLE , ADABAS ), открытые для развития.

8. Классы интерфейсов конечного пользователя. Пользовательский интерфейс должен обеспечивать выполнение следующих функций:

получение справки о базах данных, доступных пользователю данной АИС;

получение информации о структуре БД (структура документа/записи, типы полей — доступ к словарю БД);

информирование пользователя о спектре значений данных в БД (доступ к частотному словарю БД);

формулирование запроса (поискового выражения, предписания, критерия) и выполнение поиска;

просмотр результатов поиска в различных представлениях (подсхемах) — фиксированных или произвольных;

использование полученных результатов для их статистической или содержательной обработки и/или их встраивания в документы, над которыми работает пользователь.

Эти возможности интерфейсов могут реализовываться в рамках следующих основных классов АИС (см. табл. 1.4):

с языковым интерфейсом — предусматривает взаимодействие с пользователем в рамках некоторой системы команд (является ранней формой интерфейсов и в настоящее время обычно используется в профессионально ориентированных системах, рассчитанных на высококвалифицированных пользователей);

с интерфейсом форматированного экрана (иногда именуется Query By Example — QBE — поиск по шаблону);

с интерфейсом системы меню, где фрагменты словаря данных и частотных словарей образуют рубрики меню, отмечая которые курсором или указывающим устройством, пользователь комбинирует поисковое выражение;

с комбинированными оконными интерфейсами, которые включают форматированный экран, меню, фрагменты командного языка, а также элементы графического пользовательского интерфейса или виджеты (кнопки, флажки, списки, полосы прокрутки, радиокнопки и др., см. [29]).

9. Применяемые в контуре АИС модели являются необязательной компонентой и могут использоваться для поддержки принятия решения пользователем. В зависимости от вида моделей выделяются специфические (интеллектуальные или интеллектуализированные) виды АИС:

• системы обеспечения принятия решений (СОПР) — системы, использующие модели объекта управления, опирающиеся на вычислительные или имитационные модели и расчетные методы. К данному классу относятся и так называемые интегральные корпоративные информационные системы (КИС), базирующихся на принципах методологии планирования потребности в материалах или планировании производственных мощностей. системы автоматизированного проектирования (САПР) — в отличие от СОПР содержат в качестве процедурной или описательной модели предметной области данные и связи, характерные для проектируемого класса объектов (машины и механизмы, электронные схемы, архитектурные сооружения и пр.);

экспертные системы — базируются на логической модели предметной области, реализованной в форме базы знаний и механизма логического вывода. В последнее время все чаще становятся средством обеспечения СОПР и САПР;

географические информационные системы (ГИС) — применяют цифровые модели местности (ЦММ) в различных разновидностях.

• АИС по законодательству (профессионально ориентированные, документальные, справочные или полнотекстовые, реализованные в универсальных оболочках или реляционных БД);

офисные АИС (универсально функциональные, интегрированные, документальные или табличные БД);

системы электронной коммерции (табличные БД, универсальные интерфейсы, специализированные оболочки);

библиотечные АИС (табличные и текстовые БД, универсальные и специализированные оболочки, поддерживают тип организации, интерфейсы типа меню).

Читайте также: