Курсовая работа аудит налогообложения

Обновлено: 14.05.2024

На сегодняшний момент времени возникла острая необходимость в правильном и грамотном проведении аудита по специальным аудиторским заданиям, а именно налогового аудита, так как от произведенных налоговых расчетов зависит не только финансовая составляющая предприятия, но и его репутация в деловом мире.

Налоговый аудит в настоящее время является одной из наиболее востребованных сопутствующих аудиту услуг и занимает ведущее место на рынке аудиторских и консалтинговых услуг.

Востребованность в проверке налогов обусловлена рядом причин:

- во-первых, налоги являются важной формой экономических отношений государства с субъектами хозяйствования и составляют 90 % всех поступлений в консолидированный бюджет государства. Это обусловливает ужесточение контроля со стороны государственных органов и повышения их внимания к аудиторским заключениям, содержащим выражение мнения о правильности исчисления и уплаты налоговых обязательств предприятиями;

- во-вторых, спрос на налоговый аудит, как самостоятельную услугу формируется со стороны небольших предприятий, не подлежащих обязательному аудиту, а также со стороны средних и крупных предприятий, отчетность которых аудируется по зарубежным моделям (МСФО, GAAP), не предусматривающих аудит налоговых обязательств;

- в-третьих, субъекты хозяйствования стремятся заплатить минимальное количество налогов, балансируя при этом на грани закона, что влечет за собой осознаваемую ими угрозу наступления последствий в виде значительных штрафов, налоговой, административной и уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов. Обращение к специалистам для таких субъектов служит средством снижения риска наступления негативных последствий, так как внешний специалист может выявить ошибки или недоработки применяемых налоговых схем;

- в-четвертых, неясность, двоякое толкование, сложность практической реализации некоторых норм налогового законодательства, в частности отраслевого законодательства, вызывающее сложность при исчислении налоговых обязательств даже у самых законопослушных налогоплательщиков формируют спрос на налоговый аудит, который обеспечивает большуюуверенность в правильности составления налоговых деклараций В этой связи налоговый аудит проводят многие предприятия, учрежденные иностранными гражданами и организациями

Актуальность исследования данной темы заключается в том, что налоговые поступления бюджетов муниципальных образований формируются за счет различных налогов (приложение 1): налога на доходы физических лиц (51,4%); земельного налога (19%); налогов, относящихся к специальным налоговым режимам (15,4%); налога на имущество организаций (7,6%), транспортного налога (4,7%). Одним из основных налогов, рассчитываемых на предприятиях различных форм собственности, является налог на доходы физических лиц (НДФЛ) именно по этой причине в данной статье будет представлена методика проведения проверки расчетов по НДФЛ.

Цель работы – проведение всестороннего анализ аудита налога на доходы физических лиц.

- рассмотреть методику аудита налога на доходы физических лиц;

- изучить законодательное регулирования аудита налога на доходы физических лиц;

- определить этапы аудита налога на доходы физических лиц;

- рассмотреть аудиторскую проверку предприятия.

Объект исследования – ООО УК Управдом.

Предмет – аудиторская проверка ООО УК Управдом.

Список литературы

2. Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ //СПС К+.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта, 14,26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта 2003 г.) //СПС К+.

4. Правило (стандарт) №1 Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности//СПС К+.

8. План счетов бухгалтерского учета Финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению (Утверждены приказом Минфина РФ от 31.1 0.2000 г. №94H.) //СПС К+.

9. Положение по бухгалтерскому учету Доходы организации ПБУ9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 32н (в ред. приказов Минфина РФ от 30.12.99 107н, от 30.03.01 27н). //СПС К+.

10. Положение по бухгалтерскому учету Расходы организации ПБУ10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 33н (в ред. приказов Минфина РФ от 30.12.99 107н, от 30.03.01 27н).

12. Арефкина Е. Право вые основы бухгалтерского и налогового учета и аудита в Российской Федерации: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Приор, 2014.

15. Безруких П.С. Бухгалтерский учет. М.: Финансы и статистика, 2012. 325 с.

16. Ерофеева В.А., Пискунов В.А. Аудит: конспект лекций. - М.: Юрайт- Издат, 2012. -191 с.

18. Иванова И.Г. Аудиторская проверка налоговых обязательств // Бухгалтерский учёт. - 2015. №2 с. 47-58.

19. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. и др., Аудит // Учебник для вузов // - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2013. - 583 с.

20. Рогуленко Т.М. Аудит: учебник. - М.: Экономистъ, 2011.

21. Табалина С.А., Ремизов Н.А. Аудит. Современная методика: Проверка разделов отчетности согласно МСА и федеральным ПСАД / Под ред. Н.А. Ремизова. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2013.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отноше­ний в обществе с момента возникновения государства.

К настоящему времени в России сформировалась экономическая система, основанная на рыночных отношениях, для управления которой потребовались качественные изменения во всех без исключения областях экономической деятельности, в том числе в бухгалтерском учете и аудите. Последнее десятилетие характеризуется частыми корректировками налогового законодательства, внесением изменений в изначально принятые налоговые законы, созданием для налогоплательщиков области повышенного риска при ведении финансово-хозяйственной деятельности.

В настоящее время на территории России собирается свыше 40 налогов и сборов. В связи с этим налоги занимают значительную долю в расходах обязательствах организаций. В связи с этим проверка правильности и своевременности уплаты налогов и сборов является актуальной и важной не только для организаций, но и для государства.

Как известно, налоговая система основывается на принципах:

- обязательности уплаты налога всеми лицами, определенными в качестве субъектов налогообложения.

- индивидуальности определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика;

-безвозмездности уплачиваемых сумм, что означает отсутствие факта непосредственного предоставления налогоплательщику благ, продукции, прав, документов взамен уплачиваемой суммы налога;

- отчуждения доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу.

Финансовое положение любой организации особенно чувствительно к изменениям в налогах. От четкости и стабильности налоговой системы непосредственно зависит планирование и прогнозирование в организации, зависят взаиморасчеты с бюджетом, в правильности, быстроте и своевременности которых государство, на мой взгляд, заинтересовано не меньше предприятий.

Несовершенство, противоречивость налогового законодательства, отсутствие необходимой информации и квалифицированной помощи со стороны налоговых органов приводят к возникновению ситуаций, когда сложно найти правильное решение конкретного вопроса по исчислению налога. С выходом новых нормативных актов, разъяснений по вопросам налогообложения растет потенциальный риск допущения ошибок при исчислении налоговых платежей. Поскольку неправильное определение налогооблагаемой и налоговой (по НК РФ) базы приводит к финансовым санкциям, а принятие нормативных документов по налогообложению опережает все допустимые для их изучения сроки, требуется проведение аудиторских проверок налоговых платежей, что обеспечит своевременное исправление расчетов по налогам. сходя из актуальности, выбрана тема дипломной работы.

Целью курсовой работы является описание действующих методов отражения в бухгалтерском учете предприятия расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.

При написании данной работы были использованы законодательные акты, регулирующие учет и аудит расчетов с бюджетом, методическая литература разных авторов, в основном В.И. Подольского, И.Н. Богатой, В.П. Шеремета, статьи из периодических изданий – Аудиторские ведомости, Бухгалтерский учет, Аудитор и др.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

1.1 Нормативная база аудита учета расчетов с бюджетом по налогу на прибыль

В процессе аудиторской проверки расчетных операций по налогам и сборам следует руководствоваться следующими основными нормативными документами. Аудитором используются следующие нормативные акты, приведенные в таблице 1.1:

Таблица 1.1 – РД 1 - Нормативная база аудита

Внешняя нормативная база

Наименование нормативного правового акта

Конституция Российской Федерации

Налоговый кодекс РФ (часть первая)

Налоговый кодекс РФ (часть вторая)

Федеральный закон о внесении изменений в части гл. 21 и о признании утратившим силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах

Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ

Приказ МНС РФ от 21.01.2002 № БГ-6-06/25 “Об утверждении Инструкции по заполнению деклараций по налогу на добавленную стоимость”

Продолжение таблицы 1.1

Приказ Минфина РФ «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 21 “Налог на добавленную стоимость” Налогового кодекса РФ

Приказом МНС РФ “Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 25 “Налог на прибыль организаций ” части второй Налогового кодекса РФ

Приказом МНС РФ “Об утверждении Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль”,

Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности

Постановление Правительства РФ «О внесении дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Внутренняя нормативная база

- Положение об учетной политике организации,

- расчеты, справки, сведения,

- договоры с контрагентами,

- протоколы решений общего собрания учредителей, акцио­неров,

-протоколы решений совета директоров,

- приказы исполнительной дирекции,

учредительные документы, протоколы собраний учредите­лей;

Первичная документация для расчета налогооблагаемых баз:

- унифицированные документы, служащие основанием для отражения в учете операций по продаже (оказанию) услуг, по учету затрат на производство (оказание) услуг и другие первичные доку­менты, служащие основанием для одобрения и отражения в учете хозяйственных операций,

- отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходные и расход­ные кассовые ордера, платежные ведомости, квитанции и др.),

- выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложенными первичными документами (счета, платежные поручения, авизо и др.),

- платежные поручения, счета-фактуры, накладные, приходные и расходные кассовые ордера, авансовые отчеты подотчетных лиц

Регистры синтетического и аналитического учета:

- журнал хозяйственных операций;

- журналы-ордера, ведомости, машинограммы по счетам 20,26, 68, 90, 91, 99 и др.,

- оборотно-сальдовые ведомости по счетам 20,26, 68, 90, 91, 99 и др.

Финансовая (бухгалтерская) отчетность:

Регистры налогового учета, первичные налоговые документы (счета-фактуры и др.), налоговые расчеты, декларации по налогам

1.2 Цель, задачи аудита учета расчетов с бюджетом по налогу на прибыль

− правильность определения налогооблагаемой базы;

− правильность применения налоговых ставок;

− правомерность применения льгот при расчете и уплате налогов;

− правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей;

− правильность составления налоговой отчетности [9, с.349].

Задачи могут быть расширены в зависимости от особенностей деятельности организации, в которой осуществляется проверка и требований аудируемого лица.

Андреев В.Д. предлагает выделить следующие задачи проверки:

Независимо от организации работ в ходе ауди­та расчета с бюджетом необходимо:

- Охватить все налоги, плательщиком которых яв­ляется проверяемая организация, уделив осо­бое внимание тем, удельный вес которых наи­больший в общей величине уплачиваемых организацией налогов.

- Ознакомиться с актами по результатам про­верок организации со стороны налоговой ин­спекции за предшествующий год и перепис­кой организации с налоговой инспекцией (ин­спекциями).

- Ознакомиться с расчетами по налогам. Убе­диться в том, что все суммы, указанные в них, соответствуют данным бухгалтерского учета.

- Проверить полноту и правильность определе­ния облагаемого оборота.

- Проверить правильность применения ставок налогов и других платежей.

- Убедиться в обоснованности применения на­логовых льгот.

- Проверить правильность ведения бухгалтерс­кого учета по налогам; соответствие органи­зации синтетического и аналитического учета требованиям налогового законодательства.

- Удостовериться в том, что расчеты (декларации) по налогам своевременно представляют­ся в налоговую инспекцию; налоги уплачива­ются своевременно и в полном объеме [8, с.328].

1.3 Экономическая сущность налога на прибыль

1.4 Аудиторские услуги в деятельности организаций

Важную роль в правильной постановке учета на предприятиях малого бизнеса призваны сыграть аудиторские организации.

Закон "Об аудиторской деятельности" № 307 – ФЗ определяет правовые основы аудиторской деятельности в РФ. Согласно закону, аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухучета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Аудиторская деятельность включает и независимую постановку бухгалтерского учета по заказу организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица). Это составляет сопутствующие аудиту услуги. Кроме того к ним относят:

1) восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование;

3) анализ финансово - хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

6) автоматизация учета и внедрение информационных технологий;

7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

8) разработка и анализ проектов, составление бизнес - планов;

9) проведение маркетинговых исследований;

10) проведение научно - исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

11) обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

При любых видах деятельности аудитору необходимо получить представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, достаточное для планирования аудита и разработ­ки эффективного подхода к его проведе­нию. Такая работа выполняется в форме аудиторской проверки.

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:

1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;

2) проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово - хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;

3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе проверки вопросам;

4) отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях: непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации; выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах РФ, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или аудитора;

3) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг;

5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

1) получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах РФ, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

2) получить от аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:

1) заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством;

2) создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;

3) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;

4) оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;

5) своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам;

6) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторскими организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.

При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.

Уклонение от проведения внешней проверки качества или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора.

В случае выявления при проведении проверки качества работы фактов систематического нарушения аудитором аудиторской организации или индивидуальным аудитором при проведении аудиторской проверки требований нормативных правовых актов и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, проверяющие обязаны сообщить о таких фактах федеральному органу.

На виновных в таких нарушениях может быть наложено в установленном настоящим Федеральным законом порядке, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности индивидуального аудитора.

Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами по крайней мере одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения.

1.5 Составление плана и программы аудита

Аудиторская проверка налога на прибыль является основным этапом проведения аудиторской проверки всех налогов. Поэтому целесообразно составить общий план и программу аудиторской проверки всех налогов, выделив в нем проверку налогу на прибыль.

Планирование аудиторской проверки расчетов по налогам и сбо­рам завершается составлением сводного общего плана и сводной программы аудита экономического субъекта.

Общий план проверки должен учитывать направления аудита данного участка. В качестве направлений проверки можно выделить следующие:

1) проверка начисления и уплаты федеральных налогов;

2) проверка начисления и уплаты региональных налогов;

3) проверка начисления и уплаты местных налогов.

Содержание общего плана и программы аудита приведены в таблицах 1.3 и 1.4.

Читайте также: