Кто управляет бтр профессия

Обновлено: 13.05.2024

Глава вторая
СОСТАВ И ОБЯЗАННОСТИ ЭКИПАЖА ТАНКА

Состав и размещение экипажа

23. Экипаж танка Т-34 состоит из 4 человек (рис. 1): командира ганка, помещающегося на сиденье левее орудия, у приборов и механизмов наводки; механика-водителя, помещающегося в отделении управления; командира башни, помещающегося на сиденье правее орудия, и радиотелеграфиста-пулеметчика, помещающегося в отделении управления, правее механика-водителя (в танке без радиостанции правее пулеметчика).

24. Заместителем командира танка является командир башни.

Обязанности личного состава экипажа

Командир танка

25. Командир танка подчиняется непосредственно командиру взвода. Он является начальником экипажа танка и отвечает за танк, его вооружение и экипаж во всех отношениях.

26. Командир танка обязан:

а) поддерживать среди экипажа танка строгую воинскую дисциплину; всемерно добиваться знания и выполнения экипажем своих обязанностей;

б) знать и содержать танк, его вооружение и оборудование в полной и постоянной боеготовности, уметь отлично стрелять из танкового оружия и пользоваться радиостанцией;

в) лично присутствовать при разборке и сборке механизмов танка и руководить ею;

г) перед каждым выходом танка проверять исправность танка, вооружения, прицельных приборов и специальных приборов связи и управления;

д) следить за постоянной исправностью огнетушителей;

е) наблюдать за танковым и шанцевым инструментом, маскировочным и химическим имуществом и запасными частями, обеспечивая их комплектность и полную исправность;

ж) вести формуляр танка.

27. На походе командир танка обязан:

а) изучить перед началом) марша маршрут движения, его особенности и наиболее трудные участки;

б) принимать и исполнять сигналы и команды, передаваемые командиром взвода, регулировщиками и впереди идущими танками;

в) управлять работой механика-водителя (изменение скорости и дистанции, перемена направления и т.п.);

г) организовать непрерывное наземное наблюдение и по указанию командира взвода - воз-душное; быть в постоянной готовности к отражению танковой и воздушной атаки противника;

д) поддерживать маршевую дисциплину;

е) на всех остановках останавливать танк с правой стороны дороги, на расстоянии не менее 15 м от впереди идущего танка, замаскировать его и доложить командиру взвода о состоянии танка (давление масла, температура, наличие горюче-смазочных материалов и пр.);

ж) в случае аварии вывести танк на правую обочину дороги, подать сигнал об аварии и принять меры к быстрому устранению неисправностей, вызвавших аварию.

28. Перед боем командир танка обязан:

а) получить от командира взвода задачу, уяснить ее и знать свое место в боевом порядке;

б) изучить поле боя, боевой курс и объекты действия; при наличии времени составить танковую карточку с нанесением противотанковых препятствий, целей и ориентиров;

в) поставить экипажу боевую задачу на местности; указать по местным предметам боевой курс взвода и первый объект атаки;

г) установить наблюдение за сигналами командира взвода перед боем и в бою;

д) расположить танк на исходной позиции в соответствии с полученной задачей, окопать его и замаскировать от наземного и воздушного наблюдения, обеспечить беспрепятственный выход его в бой; быть в постоянной готовности к отражению внезапного нападения противника;

е) обеспечить своевременное приведение танка в боевую готовность, проверить наличие боеприпасов, горюче-смазочных материалов и продовольствия и принять меры к их пополнению;

ж) проверить боевую слаженность экипажа и знание сигналов связи с командиром взвода, с соседними подразделениями; установить для экипажа (если нужно) особые секторы и объекты наблюдения.

29. В бою командир танка обязан:

а) сохранять место в боевом порядке, управлять движением танка и выполнять поставленную задачу;

б) непрерывно разведывать поле боя, отыскивать цели, принимать доклады о наблюдении от экипажа, в движении применяться к местности, используя укрытия для ведения огня и маневра; при обнаружении труднопроходимых участков местности и минных заграждений обходить их и сигналами предупреждать о них соседние танки;

в) вести огонь из пушки и пулемета по обнаруженным целям, а также по местам их вероятного нахождения;

г) наблюдать за танком) командира взвода, его сигналами и знаками, помогать соседним танкам огнем при непосредственной угрозе со стороны противника;

д) при обнаружении ОВ приказать экипажу танка надеть противогазы;

е) в случае выхода из строя других танков взвода присоединиться к другому взводу роты и продолжать бой, не прекращая огня;

ж) при вынужденной остановке принять меры к восстановлению танка и донести об этом командиру взвода;

з) в тех случаях, когда невозможно вывести с поля боя аварийный или подбитый танк, обо-

ронять его огнем с места, пользуясь помощью соседних танков и совместно действующих подразделений других родов войск; ни при каких обстоятельствах танк не покидать и не отдавать его противнику;

и) выходить из боя только по приказанию старшего начальника; при выходе под огнем противника стремиться вывести танк задним ходом до ближайшего укрытия; при обнаружении аварийного или подбитого танка отбуксировать его с поля боя.

30. После боя (марша) командир танка обязан:

а) по указанию командира взвода (если не было указания, то самостоятельно) расположить и замаскировать танк и организовать наблюдение;

б) привести танк и его вооружение в полную боевую готовность; в случае заражения танка ОВ произвести дегазацию его;

в) доложить командиру взвода о своих боевых действиях, о состоянии танка, экипажа, вооружения и боеприпасов.

Механик-водитель

31. Механик-водитель подчиняется командиру танка, непосредственно управляет движением танка и отвечает за полную готовность его к движению. Он обязан:

а) отлично знать материальную часть танка и уметь водить его в различных условиях;

б) содержать танк и все его агрегаты в чистоте, исправности и постоянной готовности к движению;

в) содержать положенный набор инструмента и запасных частей танка в полном комплекте и исправности;

г) своевременно заправлять танк горюче-смазочными материалами;

д) вести учет расходуемых горюче-смазочных материалов и запасных частей танка;

е) своевременно производя осмотры, предупреждать поломки и неисправности, устранять их и докладывать командиру танка;

ж) лично участвовать в ремонте танка;

з) вести учет работы двигателя танка (в моточасах).

32. На походе механик-водитель обязан:

а) изучить маршрут следования;

б) вести танк по указаниям командира танка, учитывая условия местности и стремясь к максимальному сохранению его для боя;

в) следить за работой двигателя, трансмиссии, ходовой части и контрольных приборов;

г) вести наблюдение вперед, принимать сигналы и команды от впереди идущего танка, о всем замеченном докладывать командиру танка;

д) соблюдать дисциплину марша, дистанции и интервалы, держаться правой стороны дороги;

е) выходить из танка только по команде командира танка;

ж) на остановках осматривать материальную часть и проверять наличие горючего, температуру масла и воды и о результатах осмотра докладывать командиру танка, немедленно устраняя все замеченные неисправности.

33. Перед боем механик-водитель обязан:

а) знать задачу взвода и роты, определить характер предстоящих препятствий и наметить способы их преодоления;

б) окончательно убедиться в полной готовности танка к бою;

в) при всякой возможности дозаправлять танк горюче-смазочными материалами:

г) изучить сигналы, установленные для связи с командиром взвода и подразделениями других родов войск.

34. В бою механик-водитель обязан:

а) вести танк по указанному боевому курсу, соблюдать дистанции и интервалы, применяться к местности и обеспечивать наилучшие условия для ведения огня;

б) непрерывно разведывать поле боя, докладывать командиру танка о всем замеченном, о выгодных местах для ведения огня и о результатах его;

в) внимательно наблюдать за впереди лежащей местностью с целью своевременного обнаружения естественных и искусственных препятствий: болот, минных полей и пр., быстро находить способы и средства для их обхода и преодоленияГ

г) при аварии танка на поле боя принимать меры к быстрому его восстановлению, несмотря на опасность.

35. После боя механик-водитель обязан:

а) осмотреть танк, установить его техническое состояние, определить способы устранения неисправностей, доложить командиру танка о всех замеченных неисправностях и быстро привести танк в полную боевую готовность;

б) определить наличие горюче-смазочных материалов и принять меры к немедленной заправке танка.

Командир башни

36. Командир башни подчиняется командиру танка и отвечает за состояние и постоянную боевую готовность всего вооружения. Он обязан:

а) отлично знать все вооружение танка (пушку, спаренный и запасный пулеметы, боеприпасы, оптику, оборудование боевого отделения, инстру-

мент, запасные части к вооружению и др.) и содержать его в полной боевой готовности;

б) уметь отлично стрелять из оружия танка, сноровисто и быстро подготовлять боеприпасы к стрельбе, заряжать пушку и пулеметы и устранять задержки в стрельбе;

в) систематически проверять состояние оружия, приборов прицеливания и наблюдения и противооткатных приспособлений;

г) всегда знать количество имеющихся ббг-припасов и порядок их размещения, производить их подготовку и укладку; вести учет израсходованных боеприпасов, немедленно пополняя их при всякой возможности;

д) немедленно принимать меры к устранению всех замеченных неисправностей вооружения и докладывать об этом командиру танка;

е) содержать в чистоте и порядке боевое отделение танка внутри и снаружи;

ж) вести формуляр оружия.

37. На походе командир башни обязан:

а) вести наблюдение в своем секторе, докладывая немедленно командиру танка о всем замеченном;

б) принимать и докладывать командиру танка команды и сигналы, подаваемые командиром взвода, регулировщиками и впереди идущими танками;

в) совместно с остальным составом экипажа маскировать танк на привалах по указанию командира танка;

г) выходить из танка только по команде командира танка. 38. Перед боем командир башни обязан:

а) знать задачу взвода и роты;

б) окончательно убедиться в готовносги к бою пушки, спаренного и запасного пулеметов и бое-

припасов танка и доложить об этом командиру танка;

в) подготовить боеприпасы, для того чтобы обеспечить более удобное заряжание во время боя;

г) совместно с остальным составом экипажа окопать и замаскировать танк от наземного и воздушного наблюдения;

д) изучить сигналы, установленные для связи с командиром взвода и совместно действующими подразделениями.

39. В бою командир башни обязан:

а) быстро заряжать пушку и спаренный пулемет в соответствии с командами командира танка и докладывать о готовности;

б) следить за работой пушки и спаренного пулемета во время стрельбы, докладывать командиру танка о замеченных неисправностях, устраняя задержки при стрельбе из пулемета, и помогать командиру танка устранять задержки при стрельбе из пушки;

в) вести непрерывное наблюдение за полем боя в своем секторе, отыскивать цели, следить за танком, командира взвода и докладывать командиру танка о всем замеченном;

г) подготовлять боеприпасы для стрельбы, предварительно извлекая их из наиболее отдаленных мест боевого отделения, освобождать от гильз гильзоулавливатели пушки и пулемета;

д) вести учет расхода снарядов и патронов, докладывать командиру танка об израсходовании 25, 50 и 75% боевого комплекта;

е) подавать сигналы по приказанию командира танка.

40. После боя командир башни обязан:

а) привести в порядок вооружение, приборы

наводки, наблюдения, прицеливания и боевое отделение танка;

б) учесть остаток боеприпасов, собрать и сдать гильзы, пополнить боеприпасы до нормы;

в) доложить командиру танка о состоянии вооружения и боеприпасов.

Радиотелеграфист-пулеметчик

41. Радиотелеграфист-пулеметчик подчиняется командиру танка. Он обязан:

а) отлично знать радиоаппаратуру и приборы внутренней связи танка, поддерживать их в постоянной готовности;

б) содержать всегда в порядке и в исправности весь положенный инструмент и запасные части для радиоаппаратуры и приборов связи;

в) постоянно знать схему связи, уметь быстро входить в радиосвязь и вести работу в радиосетях; соблюдать дисциплину радиообмена;

г) знать сигналы связи с другими родами войск;

д) знать пулемет и уметь отличию вести огонь из него; содержать пулемет всегда в чистоте, исправности и полной боевой готовности,

42. На походе радиотелеграфист-пулеметчик обязан:

а) следить за тем, чтобы радиостанция постоянно работала "на прием", и непрерывно дежурить у нее с надетыми наушниками (если не было особого приказания);

б) докладывать все принятые сигналы и команды командиру танка;

в) переходить "на передачу" только с разрешения командира танка;

г) наблюдать за работой внутренней связи, при обнаружении неисправности быстро принимать меры к исправлению;

д) выходить из танка на остановках только с разрешения командира танка и после передачи по его приказанию наушников одному из лиц экипажа танка.

43. Перед боем радиотелеграфист-пулеметчик обязан:

а) знать задачу взвода и роты;

б) окончательно убедиться в полной готовности радиостанции и приборов внутренней связи;

в) изучить схему и сигналы радиосвязи с совместно действующими частями, иметь таблицу сигналов постоянно при радиостанции;

г) проверить готовность переднего пулемета к стрельбе, наличие и укладку магазинов в отделении управления.

44. В бою радиотелеграфист-пулеметчик обязан:

а) непрерывно дежурить у радиостанции с надетыми наушниками; поддерживать бесперебойную связь с радиостанциями согласно схеме радиосвязи;

б) передавать по указанию командира танка донесения и приказания и докладывать ему о всех полученных донесениях и приказаниях;

в) вести наблюдение вперед и докладывать о всем замеченном командиру танка;

г) постоянно быть готовым к открытию огня из пулемета по обнаруженным целям.

45. После боя радиотелеграфист-пулеметчик обязан:

а) привести в полный порядок радиоаппаратуру, приборы внутренней связи танка и пулемет;

б) доложить командиру танка о состоянии радиостанции, средств связи и пулемета.

Итак, нас привезли в учебный центр подготовки младших специалистов мотострелковых войск. Что же это за войска и что они из себя представляют?
Мотострелковые войска - это "матушка пехота". Основной род войск, от которого зависит исход любого сухопутного сражения и любой войны. Все остальные рода войск предназначены для того, чтобы помочь пехоте выполнить поставленные задачи. Антипример мы сейчас наблюдаем в Сирии (наша авиация и артиллерия наносят многочисленные удары по террористам, но те до сих пор не разгромлены и оказывают упорное сопротивление).
В России пехота всегда была главным родом войск. Еще до известной речи Сталина

"Во всех войнах главным родом войск, обеспечивавшим победу, была пехота. Артиллерия, авиация, бронетанковые силы защищали пехоту, обеспечивали выполнение задач, поставленных перед пехотой. Крепости, города и населенные пункты врага считали занятыми только тогда, когда туда вступала нога пехоты. Так было всегда, так будет в будущей войне. Первый тост я предлагаю за пехоту. За царицу полей — пехоту!"

пехота была признана основой армии. Теперь немного истории.
Точная дата появления такого рода войск, как пехота, определить невозможно. Она появилась тогда, когда у нескольких человек в руках появились палки или каменные топоры. На Руси исход битв решали, сначала, дружинники и пехотные полки, вооруженные мечами, копьями, луками и арбалетами. Значительно позже, уже во времена ордынского ига, начало появляться первое огнестрельное оружие - пищали. Что характерно, пищалями называлось любое огнестрельное оружие от ружья до пушки.
Примечание: существовало огнестрельное оружие, которое называлось тюфяк. Не знаю, почему именно это слово стало применяться по отношению к людям. По некоторым версиям, тюфяки были очень тяжелыми, неповоротливыми и ненадежными при стрельбе (это версия моя, поэтому вероятность того, что она правдива, 50 на 50 - либо да, либо нет).
До 1550 года регулярной армии в нашей стране не существовало. Существовали малочисленные конные дружины закованных в броню рыцарей и городовые полки (необученные толпы мужиков с дубинами, рогатинами и топорами). Первые использовались для нападения, вторые сидели за городскими стенами, а в мирное время городовой полк не собирался вовсе. После избавления от ига Иван Третий провел военную реформу. От дорогих и тяжеловооруженных рыцарей пришлось отказаться, потому что они стоят очень дорого, расходы на армию растут, а боевая эффективность мала, потому что таких "броненосцев" получается мало, а для защиты большой территории целого русского государства их очень не хватало.
Примечание: в настоящее время этот принцип упорно не понимается руководством вооруженных сил нашей страны. Проследить это возможно на примере появления таких образцов техники, как "знаменитый" (так говорят в СМИ) танк "Армата". Танк этот более дорогой, чем тот же Т-90, которого в армии почти нет (если, конечно, эта армия не индийская - примечание автора), более длинный (вероятность получения снаряда в борт выше). Говорить о массовости этого танка не приходится. Дело в том, что под него нужно будет перестраивать боксы, изменять технологию производства и даже создавать производство новых снарядов, с чем в России туго. На мой взгляд, "Армата" - это показной танк демонстрации мощи (в свое время таким был Т-35). В войска он, скорее всего не попадет, хотя вполне может привлечь заказы из Индии. Но главное даже не это. Танк в общевойсковом бою, по статистике, живет около 8 минут. И вот тут эффективность "легендарного танка" умножается на ноль. Дело в том, что Т-64, Т-72 и Т-80 - унифицированные машины. Большинство узлов и агрегатов этих танков взаимозаменяемые, поточное производство машин отложено в Советском Союзе было хорошо. В любом случае, три Т-72/64/80 в бою будут лучшим средством, чем одна "Армата". Да и менять всю систему производства ради одной сомнительной машины - дело тяжелое и очень затратное.
Так вот, во времена Ивана Третьего армия была значительно увеличена за счет меньших трат и отказа от закованных в броню рыцарей. Численность вооруженных сил выросла в несколько раз. При Иване Четвертом (более известном как Грозный) было создано регулярное стрелецкое войско (по образу и подобию турецких янычар, бывших на тот момент самым сильным войском в мире). После стрельцов пошли мушкетеры (при Петре), потом линейная пехота (во времена Наполеоновских войн), просто пехота , стрелковые войска (в Великую Отечественную войну) и, наконец, мотострелковые войска.

Самая маленькая тактическая единица мотострелковых войск - это мотострелковое отделение. Отделение делится на три части:
1. Огневую группу
2. Маневренную группу
3. Экипаж машины боевой

Огневая группа это пулеметчик, гранатометчик, помощник гранатометчика и командир отделения. Гранатометчика учат стрелять из РПГ по отдельной программе (в некоторых частях у особо ретивых офицеров, есть шанс в случае промаха по мишени из положения "лежа", получить нехилый удар ногой по голове через каску),
помощник гранатометчика при этом заряжает гранатомет "морковками" (снарядами ПГ-7В). Пулеметчиком назначают кого покрупнее, командиром - кого понаглее (хотя некоторых выпускают из сержантских учебок). Специальности огневой группы раздаются в армии. На поле боя огневая группа прикрывает огнем действия маневренной группы.

Маневренная группа это старший стрелок, и два стрелка, вооруженных автоматами. Маневренная группа предназначена для передвижения на поле боя. Специальностей бойцов маневренной группы в армии не так уж и много. Если старший стрелок может быть худо-бедно назначен, то должности стрелков остаются вакантными. Дело в том, что численность мирного времени не всегда равна численности военного времени. Например, мотострелковая рота, имея в мирное штат около 75 человек, в военное время может быть развернута до 150 человек. Возникает вопрос: за счет чего можно произвести развертывание до штатов военного времени? И тут есть два варианта:
1) пополнять личный состав личным составом из других родов войск (отправлять в пехоту связистов, саперов и военнослужащих других родов войск)
2) пополнять личный состав за счет призыва гражданских лиц, не проходивших службу и не имеющих военных специальностей (поскольку на войне обученный солдат ценится выше, чем необученный, бросать в гущу боя выгоднее все-таки вторых).

Примечание: солдат-автоматчик российской армии посимо обмундирования носит на себе:
1) брезентовый подсумок на 2/3/4 магазина (спереди, на правом боку)
2) стандартную круглую армейскую флягу на 0,8л (сзади, на правом боку)
3) малую пехотную лопату (более известна под неправильным названием "саперная") в чехле (за спиной, справа)
4) чулки от ОЗК (общевойскового защитного комплекта) (за спиной, слева)
5) противогаз в сумке (на левом боку, висит в чехле через правое плечо)
6) подгранатник брезентовый для двух гранат (спереди на левом боку)
7) штык-нож в ножнах ("в двух сантиметрах от яиц, кольцом к ним")
8) бронежилет ("броник") 6Б23 (все вышеперечисленное, кроме противогаза ("газика" на сленге) висит на ремне, а ремень крепится к "бронику". Бронежилет имеет твердый воротник для защиты от осколков, и крепится на бойца с помощью липучек. В задней и перед ней секциях вставлены кевларовые пластины (которые иногда вынимаются, если надо в бронике куда-то бежать). Прямую пулю автомата Калашникова броня не держит (а если и держит - обеспечен перелом ребер), зато здорово снижает мобильность одетого в него бойца. Этим объясняется и специфику применения данного предмета одежды в войнах от Афганистана до Сирии - их вешают на двери грузовиков, люки бронетехники, окна, сильно реже - на себя (как раз из-за резкого снижения мобильности и увеличения вероятности гибели бойца).
9) кевларовый шлем (6Б26) - русская версия американской каски. От прямого выстрела из автомата Калашникова не защитит, от пистолета еще может быть, но в целом предназначен для защиты от осколков (например, если обвалится потолок). В отличии от предыдущей версии каски - стального шлема СШ-68, для крепления на голову существует система подтяжек, разобраться в которой сложновато, что ухудшает использование каски для тех, у кого большой размер головы. Советский СШ-68 крепится с помощью двух связывающихся между собой ремешков.
10) вещевой мешок (вещмешок "Сидор") - см. Воспоминание об армии. Глава 1.
11) "берцы", официальное название "полуботинки с высоким берцем" (если я не ошибаюсь). Это солдатская обувь. О ней нужно сказать отдельно. В нашу армию данная обувь попала из армии потенциального противника, заменив собой кирзовые сапоги ("кирзачи").
Примечание: считаю необходимым сравнить берцы и кирзовые сапоги. Чем они лучше и чем хуже? Ответ прост: преимущество берцев в том, что 1) они красивее смотрятся в городе, и в том, что 2) к ним не нужны портянки (хотя мы на КМБ пару недель проходили в портянках и берцах). Всё. В остальном "новейшая суперобувь" с треском проигрывает кирзачам. И дело вот в чем:
1. Берцы завязываются шнурками. В условиях длительного использования, шнурки либо рвутся, либо с них сползает черный слой и они становятся белыми, что недопустимо. Примерно раз в месяц нужно покупать новые шнурки.
2. К берцам нужны носки (в кирзовых сапогах носки рвутся на второй день носки, сам неоднократно проверял - примечание автора). С одной стороны, для только что призванного на войну новобранца, носки привычнее и удобнее. Для конфликтов малой интенсивности это плюс. Но в тяжелых условиях носки пропитываются потом и требуют специальной сушки (портянки же достаточно намотать другой стороной, чтобы они высыхали прямо на ноге, и продолжать службу).
3. Несмотря на название "с высоким берцем", берец, как часть обуви, намного короче, чем голенище сапога. Это обеспечивает бОльшую проходимость по грязи (сам как-то раз неудачно попал в грязь - и она полилась в обувь, в кирзачах этого бы не произошло).
4. Внешний вид. Части обуви из-за воздействия шнурков, большего количества мелких деталей, быстрее изнашиваются и превращают обувь в труху. Ржавеют металлические ободки дырок для шнурков.
Это все будет нагружено на парня, который ни дня не служил в армии, но был мобилизован и попал в маневренную группу. И ВОТ ТУТ РАЗНИЦА МЕЖДУ СЛУЖИВШИМ И НЕСЛУЖИВШИМ СРАЗУ БУДЕТ ВИДНА. Только что попавший в "доблестные ряды" парень почувствует себя человеком в скафандре. Броник будет сильно давить на плечи, штык-нож крутиться во все стороны и цепляться за все, что можно, каска вызывать головную боль, а противогаз болтаться и с каждым шагом стукаться в бок. Повесить автомат в положение "на ремень" будет легко, а вот применить его по команде "К бою" - намного сложнее.
По команде "К бою" солдат должен быстро распластаться по земле, изготовиться к стрельбе из положения "Лежа" (чтобы максимально уменьшить силуэт цели противнику) и приготовить автомат к применению (перезарядить и прицелиться). Со стороны кажется, что это просто, но я лично учил этому приему других, и скажу, что это не так уж и просто. У среднего человека на это уходит от десяти попыток. Солдат должен изготавливаться к бою за 3 (ТРИ. ) секунды. Необученный солдат или только что попавший в строй боец будет изготавливаться к бою не менее 10 (ДЕСЯТИ. ) секунд. 10:3=3. То есть вероятность погибнуть у необученного этому простейшему приему бойца В ТРИ РАЗА ВЫШЕ, чем у подготовленного. Почему именно эти цифры? Элементарно. По команде "к бою" знающий солдат просто выбрасывает правую руку вперед, и знает, что через секунду автомат прилетит ровно в левую руку прямо цевьем. Необученный боец вместо элементарной подачи руки вперед, начинает совершать самые разные комбинации совершенно ненужных действий (пытается стащить автомат левой рукой, стряхнуть автомат в плеча, отпускает ремень так, что автомат съезжает вниз, и нужно всему изворачиваться и так далее). А все это - лишнее время, лишние секунды прицеливания для врага и, соответственно, более точный вражеский выстрел. И смерть. Исключительно из-за незнаний элементарнейших приемов, обучить которым даже самого недалекого солдата возможно в течение двадцати минут максимум. Вот так простейший, доступный каждому военнослужащему, прием повышает шансы на выживание в три раза.
Есть и другие элементарные правила, например - держать автомат в положении "на плечо" при движении на броне. Нет ничего проще, чем повесить ремень на плечо. И тогда, в случае подрыва или нападения противника, во время полета от взрывной волны, ты не окажешься на поле боя безоружным и не будешь взят в плен, подвергнут пыткам и отравлен в рабство. А ведь такие случаи были. И это ТОЛЬКО из-за того, что автомат не был повешен на плечо, а находился в руках. Поэтому при душманском нападении автомат и стрелок разлетелись в разные стороны, после чего безоружный боец был взят в плен. Это еще раз подтверждает, что НА ВОЙНЕ МЕЛОЧЕЙ НЕТ. Не повесил автомат на плечо, на пару секунд замешкался при изготовке к бою - И ВСЁ. Тебя нет.
Вот так и новобранец, попавший в маневренную группу, скорее всего будет убит. Его отличие от солдата не в том, что солдат не может умереть. А в том, что солдат не совершит элементарнейших ошибок, а новобранец, к сожалению, может.

И третье звено МСО - это экипаж машины боевой. К этому звену отношусь и я. Сначала нужно объяснить, что же такое эта самая аббревиатура "БМП". Дело вот в чем, во времена Великой Отечественной Войны скорость танков значительно выросла по сравнению с танками первой мировой. Теперь главная ударная сила армии - средние и тяжелые танки - двигались очень быстро. Они совершали глубокие охваты, выходили на тылы вражеских войск, стремительно атаковали ключевые объекты противника. Но, как пехота не может без танков, так и танк не может без пехоты. Дело в том, что против пехоты эффективнее всего работал пулемет (по сути, немецкое пехотное отделение строилось вокруг знаменитой "косторезки" МГ-42), а против танка - противотанковая пушка (позже - гранатометчики "фаустники").
Поэтому для прорыва обороны нужно было одновременное воздействие на обе составляющие: советские танкисты первым делом огнем танковой пушки уничтожали пулемет МГ-42, после чего в бой шла пехота и уничтожала противотанковую пушку. Чтобы вражеская пехота не перестреляла этих бойцов, по этой самой вражеской пехоте работал танковый пулемет (да и пушка тоже). Без пехотной поддержки танк или забрасывался гранами вблизи окопов, или попадал под огонь вражеской пушки (к концу войны - фаустников). То же самое произошло и в Новогоднюю ночь 1995 года в Грозном, когда танки пошли в бой почти без пехотной поддержки.
Для транспортировки пехоты на поле боя в Великой Войне применялся грузовой автотранспорт. Кое-где пехоту возили американские бронетранспортеры, полученные по Ленд-Лизу. У немцев дело с этим обстояло лучше - применение собственных БТР было массовым. В большинстве случаев на само поле боя пехота приезжала в составе танковых десантов (бойцы садились на танк и ехали так до рубежа развертывания. Там спрыгивали - и наступали как пехота). Собственно, БТР, как класс боевых машин, предназначен для доставки пехоты на поле боя. Быстро подвезли - высадили пехоту за танками - и уехали в тыл. После войны в СССР появились свои БТРы. Сначала - копии американских (БТР-40, БТР-152), а затем и свои, оригинальные, плавающие (БТР-60, БТР-60ПБ, БТР-70, БТР-80 и тд). Из вооружения у них были, как правило, крупнокалиберные пулеметы (ДШК, КПВТ).
Однако у БТРов были и свои минусы. И самым главным из них была проходимость. Даже наличие восьми колес не позволяло ехать по бездорожью. А танк мог ехать и по болоту, и по оврагам. Поэтому решили сделать такое средство перевозки пехоты, чтобы оно везде поспевало за танком, да еще и плавало и могло сражаться на поле боя (а не уезжать на это время в тыл, как БТР). И такая машина появилась. В 1965 году. В других странах в то время подобных машин не было, да и класса такого не существовало. Американский БТР М-113 (который стоит на вооружении армии США до сих пор) представлял из себя гусеничную коробку с установленным пулеметом. Да и сейчас представляет. Поэтому БМП-1 стала машиной, намного усилившей боевую мощь Советской Армии. Ее пушка обеспечивала пробитие брони всех основных танков противника того времени. Но время шло, танки модернизировались, и пушка БМП-1 уже не могла пробить броню. Поэтому в конце 70-х ее решили заменить. Провели несколько испытаний, и по их результатам приняли на вооружение БМП-2. От БМП-1 она отличалась только башней (поэтому мы ездили и на тех, и на других - ходовая часть практически одинаковая), которая вместо одноместной стала двухместной, а пушку калибра 73мм заменили на автоматическую пушку калибра 30мм (эта пушка, естественно, не могла уже пробить лобовую броню танков, но зато у нее сильно увеличился угол подъема, что очень пригодилось в Афганистане. Если из БМП-1 стрелять по склонам гор было проблематично, то из БМП-2 это было сделать очень просто, хотя изначально пушка рассматривалась как средство борьбы с вертолетами).
Так вот, экипаж состоит из трех человек (механик-водитель, наводчик-оператор и командир). Командир является и командиром отделения, которому приписана эта БМП (на сленге "бэха"), поэтому он членом экипажа по-сути не является. Наводчик-оператор может быть обучен и в учебке, но в нашей части такой был один, а остальные были назначены так же, как и пехотные должности - от балды. Да и прошедший учебку наводчик стрелять после нее не умел. Так вот. И, наконец, механик-водитель БМП. Это единственная должность в МСО, которую невозможно получить без обучения в специальном учебном подразделении (учебке). Все механики-водители ("механы") являются младшими специалистами мотострелковых войск. Они не могут быть переведены в другие рода войск или назначены на другую должность. В некоторых частях они не могут даже ходить в наряды в будний день. Есть и возможность под видом обслуживания БМП поспать в ней (пехотинцам доступ в боксы закрыт, они в это время подметают территорию рядом с боксами). И это очень удобно - при открытом люке ты видишь в триплексах отражение близлежащей территории и снующих по ней офицеров, что позволяет немного отдохнуть, а в случае опасности - изобразить активную деятельность.
Поэтому с первых дней службы в учебке нас заставляли учить следующее: "БМП - это легкобронированная, авиатранспортируемая, гусеничная машина, предназначенная для доставки мотострелкового отделения к переднему краю обороны противника и поддержки его огнем на поле боя". Как щас помню. Лучше и не скажешь.

Чтобы получить права на вождение транспортного средства, необходимо пройти специальное обучение и сдать экзамен. Имея удостоверение, вы станете законным участником дорожного движения. Существуют разные типы транспортных средств. Следовательно, категории прав на них также отличаются. Каждая из них предусматривает отдельный курс обучения. В данной статье речь пойдёт о правах на вождение специализированной техники.

Категории спецтехники в Гостехнадзоре. Какими транспортными средствами можно управлятьОсновные особенности прав на спецтехникуКатегории прав для вождения спецтехникиКомбайнБТР ГрейдерМанипуляторТракторПроцесс получения прав на спецтехнику Список необходимых документов Нужна ли медицинская справкаПорядок замены водительского удостоверения на спецтехникуvar index=document.getElementsByClassName('index-post');if (index.length>0)0)>>

Категории спецтехники в Гостехнадзоре. Какими транспортными средствами можно управлять

Каждая модель самоходной техники имеет свои особенности и требования к управлению, поэтому существуют разные категории водительских удостоверений. Ниже в таблице вы их можете увидеть.

Категория Мощность двигателяТип техникиA I–IVне более 4 кВтАвто- и мото-внедорожники (снегоход, мотосани, снегоболотоход, квадроцикл и т. д.)Bот 4 до 25,7 кВтАгрегаты на гусеничном и колёсном ходу (мини-экскаватор, лёгкий трактор и т. д.)Cот 25,7 до 110,3 кВтТехника на колёсах (трактор-погрузчик и т. д.)Dмощнее 110,3 кВтТехника на колёсах (кран пневмоколёсный и т. д.)Eмощнее 25,7 кВтТехника на гусеничном ходу (экскаватор, бульдозер и т. д.)F

Зерноуборочная техника (комбайн)

Основные особенности прав на спецтехнику

Для того чтобы управлять данной техникой, необходимо иметь навыки и опыт. Как правило, скорость таких транспортных средств не высокая, если сравнивать её с легковыми и грузовыми машинами. Имея такие права, вы легко сможете найти себе работу. Сегодня спрос на водителей данных автомобилей растёт. Управлять бульдозером, комбайном, манипулятором, трактором или погрузчиком — очень ответственная работа, поэтому права на них имеют свои особенности.

Отличают данное удостоверение от обычного:

возрастные ограничения; содержание учебного курса и срок его проведения; стоимость теоретических и практических занятий; категории транспортных средств, которыми можно управлять; справка о состоянии здоровья, которую необходимо предоставить для получения удостоверения; вопросы на экзамене и т. д.

Важно! Права действительны в течение 10 лет, после чего необходимо получить новое удостоверение. Экзамен в этом случае не требуется.

Категории прав для вождения спецтехники

Перед тем как начать обучение, вам следует выяснить, для каких именно задач и действий вам нужны тракторные права.

Самоходные транспортные средства выполняют функции:

промышленные; сельскохозяйственные; строительные и т. д.

Управлять агрегатом можно с 17 лет, при этом в правах должна быть открыта категория F. Чтобы получить данное удостоверение комбайнёра, необходимо знать:

как управлять техникой; как заправляется агрегат; как смазывать прицепные устройства; как обслуживать навесное оборудование и все узлы; как выполнять мелкий текущей ремонт; как работает мотор и как регулировать показания датчиков и т. д.

Управлять бронетранспортёром можно при наличии открытой категории С и если вам исполнилось 17 лет. Чтобы получить удостоверение машиниста БТР, вам необходимо знать:

устройство грузовых машин; как обслуживать такие агрегаты; основы дорожного движения и технику безопасности; как управлять устройством и т. д.

Данный вид транспорта имеет специальное назначение. Как правило, его используют на строительных объектах. Двигатель автогрейдера может быть с разной мощностью, поэтому управлять агрегатом разрешено машинистам, у которых есть права на вождение спецтехникой категорий: B, C, D, E, F. При этом необходимо учитывать показатель лошадиных сил транспортного средства.

В документе должна быть отметка о том, что владелец удостоверения допускается к определённому виду транспорта. Управлять грейдером можно с 17 лет. Исключение действует для категории D, так как допустимый возраст в этом случае — 18 лет.

Для сдачи экзамена нужно знать:

принципы работы грейдера; как управлять агрегатом; строение автомобиля; ПДД и технику безопасности.

Рекомендуем для прочтения:

Расшифровка категорий водительского удостоверения

ОСАГО на трактор: сколько стоит полис

Штраф за управление ТС без соответствующей категории

ПТС и СТС: в чём разница, что это такое

Допускается к данному автомобилю машинисты с категорией С. Если транспортное средство с прицепом, то здесь необходима категория Е. Садиться за управление агрегатом можно с 18 лет. Работа на манипуляторе требует особой внимательности.

Машинист должен знать:

как устроена машина; как правильно управлять краном; правила техники безопасности; как обслуживать техническое состояние агрегата и т. д.

Видов тракторов очень много. В них может быть разная ходовая часть (гусеничная, колёсная) и отличаться мощность двигателя, поэтому для управления данным видом транспорта могут подойти категории B, C, D, E, F. Следовательно, возраст также будет от этого зависеть.

Программа обучающего курса включает:

изучение устройства; эксплуатацию специализированной техники; обслуживание агрегата; изучение ПДД; практические занятия.

Процесс получения прав на спецтехнику

Для начала вам необходимо обратиться в органы Гостехнадзора, где вы сможете пройти обучающий курс. Стоит отметить, что до 2015 года предоставлялась возможность самостоятельной подготовки к экзамену. Сегодня учёба должна проходить исключительно в вышеуказанном органе.

После окончания учений вам нужно будет сдать:

Теоретический экзамен. Принимают его инспектора Гостехнадзора. Как правило, на вопросы необходимо ответить в электронном виде с помощью компьютера.Практический экзамен. Будущий машинист должен показать свои умения на том самоходном транспорте, на который хочет открыть категорию.

Список необходимых документов

В пакет документов для получения прав на управление спецтехникой входит:

паспорт; документ, подтверждающий, что вы прошли учебный курс; фотографии размером 3×4 см; имеющееся обычное водительское удостоверениепри наличии удостоверения машиниста с вышеуказанными категориями для самоходных машин;справка с медицинского учреждения, что ваше состояние здоровья позволяет управлять спецтехникой;заявление о желании пройти обучающий курс.

Стоит отметить, что до 2015 года предоставлялась справка об уплате госпошлины. Сегодня сотрудники Гостехнадзора её не требуют.

Нужна ли медицинская справка

Наличие данного документа является обязательным условием для получения прав на специализированную технику. Медсправка нужна:

если вы впервые получаете права; когда необходимо открыть новую категорию; если срок действия прав закончился; при возвращении удостоверения, после того как вас его лишили за нарушение ПДД; когда вы по собственному желанию решили досрочно заменить права.

Если вам необходимо получить права на несколько категорий сразу, то предупредите об этом врача, так как от этого зависит количество обследований. Из-за отсутствия какого-то врачебного заключения медицинскую справку могут не принять.

Действует документ в течение 12 месяцев. После окончания этого срока необходимо предоставить новую справку. Не пытайтесь получить заключение врачей без медосмотра. В случае, если выяснится, что документ выдан фиктивно, ваши права будут признаны незаконными.

Важно! Проверить подлинность документа можно по данным из базы Гостехнадзора или на портале Минсельхоза России.

Порядок замены водительского удостоверения на спецтехнику

Ситуации, которые могут заставить вас заменить документ:

закончился срок действия; у вас украли права; изменилась квалификация водителя или самоходной машины; изменилось состояние здоровья; документ потерялся;удостоверение было повреждено (например, намокло).

Знаете ли вы? Самый маленький трактор, который может приводиться в движение, находится в Музее народного искусства в Ереване. Его размер сопоставим с головкой булавки.

Алгоритм действий для замены документа выглядит так:

Если вы потеряли права, то вам следует обратиться в правоохранительные органы, чтобы данное происшествие зарегистрировали.Если срок действия прежнего медицинского заключения закончился, вам нужно обратиться к врачам за новым документом.Необходимо собрать такой же пакет документов, что и при первом получении прав (выше в статье указано).После сбора всех документов нужно обратиться в Гостехнадзор. Если с предоставленными документами будет всё нормально, то новое удостоверение вы получите в день обращения. Экзамен сдавать повторно не придётся.

Категории тракторных прав включают в себя огромное количество видов самоходной техники, которая способна для вас открыть широкие возможности в поиске работы. Процедура получения данного документа мало чем отличается от обычных прав на легковые автомобили, однако содержит свои особенности.

Глава вторая
СОСТАВ И ОБЯЗАННОСТИ ЭКИПАЖА ТАНКА

Состав и размещение экипажа

23. Экипаж танка Т-34 состоит из 4 человек (рис. 1): командира ганка, помещающегося на сиденье левее орудия, у приборов и механизмов наводки; механика-водителя, помещающегося в отделении управления; командира башни, помещающегося на сиденье правее орудия, и радиотелеграфиста-пулеметчика, помещающегося в отделении управления, правее механика-водителя (в танке без радиостанции правее пулеметчика).

24. Заместителем командира танка является командир башни.

Обязанности личного состава экипажа

Командир танка

25. Командир танка подчиняется непосредственно командиру взвода. Он является начальником экипажа танка и отвечает за танк, его вооружение и экипаж во всех отношениях.

26. Командир танка обязан:

а) поддерживать среди экипажа танка строгую воинскую дисциплину; всемерно добиваться знания и выполнения экипажем своих обязанностей;

б) знать и содержать танк, его вооружение и оборудование в полной и постоянной боеготовности, уметь отлично стрелять из танкового оружия и пользоваться радиостанцией;

в) лично присутствовать при разборке и сборке механизмов танка и руководить ею;

г) перед каждым выходом танка проверять исправность танка, вооружения, прицельных приборов и специальных приборов связи и управления;

д) следить за постоянной исправностью огнетушителей;

е) наблюдать за танковым и шанцевым инструментом, маскировочным и химическим имуществом и запасными частями, обеспечивая их комплектность и полную исправность;

ж) вести формуляр танка.

27. На походе командир танка обязан:

а) изучить перед началом) марша маршрут движения, его особенности и наиболее трудные участки;

б) принимать и исполнять сигналы и команды, передаваемые командиром взвода, регулировщиками и впереди идущими танками;

в) управлять работой механика-водителя (изменение скорости и дистанции, перемена направления и т.п.);

г) организовать непрерывное наземное наблюдение и по указанию командира взвода - воз-душное; быть в постоянной готовности к отражению танковой и воздушной атаки противника;

д) поддерживать маршевую дисциплину;

е) на всех остановках останавливать танк с правой стороны дороги, на расстоянии не менее 15 м от впереди идущего танка, замаскировать его и доложить командиру взвода о состоянии танка (давление масла, температура, наличие горюче-смазочных материалов и пр.);

ж) в случае аварии вывести танк на правую обочину дороги, подать сигнал об аварии и принять меры к быстрому устранению неисправностей, вызвавших аварию.

28. Перед боем командир танка обязан:

а) получить от командира взвода задачу, уяснить ее и знать свое место в боевом порядке;

б) изучить поле боя, боевой курс и объекты действия; при наличии времени составить танковую карточку с нанесением противотанковых препятствий, целей и ориентиров;

в) поставить экипажу боевую задачу на местности; указать по местным предметам боевой курс взвода и первый объект атаки;

г) установить наблюдение за сигналами командира взвода перед боем и в бою;

д) расположить танк на исходной позиции в соответствии с полученной задачей, окопать его и замаскировать от наземного и воздушного наблюдения, обеспечить беспрепятственный выход его в бой; быть в постоянной готовности к отражению внезапного нападения противника;

е) обеспечить своевременное приведение танка в боевую готовность, проверить наличие боеприпасов, горюче-смазочных материалов и продовольствия и принять меры к их пополнению;

ж) проверить боевую слаженность экипажа и знание сигналов связи с командиром взвода, с соседними подразделениями; установить для экипажа (если нужно) особые секторы и объекты наблюдения.

29. В бою командир танка обязан:

а) сохранять место в боевом порядке, управлять движением танка и выполнять поставленную задачу;

б) непрерывно разведывать поле боя, отыскивать цели, принимать доклады о наблюдении от экипажа, в движении применяться к местности, используя укрытия для ведения огня и маневра; при обнаружении труднопроходимых участков местности и минных заграждений обходить их и сигналами предупреждать о них соседние танки;

в) вести огонь из пушки и пулемета по обнаруженным целям, а также по местам их вероятного нахождения;

г) наблюдать за танком) командира взвода, его сигналами и знаками, помогать соседним танкам огнем при непосредственной угрозе со стороны противника;

д) при обнаружении ОВ приказать экипажу танка надеть противогазы;

е) в случае выхода из строя других танков взвода присоединиться к другому взводу роты и продолжать бой, не прекращая огня;

ж) при вынужденной остановке принять меры к восстановлению танка и донести об этом командиру взвода;

з) в тех случаях, когда невозможно вывести с поля боя аварийный или подбитый танк, обо-

ронять его огнем с места, пользуясь помощью соседних танков и совместно действующих подразделений других родов войск; ни при каких обстоятельствах танк не покидать и не отдавать его противнику;

и) выходить из боя только по приказанию старшего начальника; при выходе под огнем противника стремиться вывести танк задним ходом до ближайшего укрытия; при обнаружении аварийного или подбитого танка отбуксировать его с поля боя.

30. После боя (марша) командир танка обязан:

а) по указанию командира взвода (если не было указания, то самостоятельно) расположить и замаскировать танк и организовать наблюдение;

б) привести танк и его вооружение в полную боевую готовность; в случае заражения танка ОВ произвести дегазацию его;

в) доложить командиру взвода о своих боевых действиях, о состоянии танка, экипажа, вооружения и боеприпасов.

Механик-водитель

31. Механик-водитель подчиняется командиру танка, непосредственно управляет движением танка и отвечает за полную готовность его к движению. Он обязан:

а) отлично знать материальную часть танка и уметь водить его в различных условиях;

б) содержать танк и все его агрегаты в чистоте, исправности и постоянной готовности к движению;

в) содержать положенный набор инструмента и запасных частей танка в полном комплекте и исправности;

г) своевременно заправлять танк горюче-смазочными материалами;

д) вести учет расходуемых горюче-смазочных материалов и запасных частей танка;

е) своевременно производя осмотры, предупреждать поломки и неисправности, устранять их и докладывать командиру танка;

ж) лично участвовать в ремонте танка;

з) вести учет работы двигателя танка (в моточасах).

32. На походе механик-водитель обязан:

а) изучить маршрут следования;

б) вести танк по указаниям командира танка, учитывая условия местности и стремясь к максимальному сохранению его для боя;

в) следить за работой двигателя, трансмиссии, ходовой части и контрольных приборов;

г) вести наблюдение вперед, принимать сигналы и команды от впереди идущего танка, о всем замеченном докладывать командиру танка;

д) соблюдать дисциплину марша, дистанции и интервалы, держаться правой стороны дороги;

е) выходить из танка только по команде командира танка;

ж) на остановках осматривать материальную часть и проверять наличие горючего, температуру масла и воды и о результатах осмотра докладывать командиру танка, немедленно устраняя все замеченные неисправности.

33. Перед боем механик-водитель обязан:

а) знать задачу взвода и роты, определить характер предстоящих препятствий и наметить способы их преодоления;

б) окончательно убедиться в полной готовности танка к бою;

в) при всякой возможности дозаправлять танк горюче-смазочными материалами:

г) изучить сигналы, установленные для связи с командиром взвода и подразделениями других родов войск.

34. В бою механик-водитель обязан:

а) вести танк по указанному боевому курсу, соблюдать дистанции и интервалы, применяться к местности и обеспечивать наилучшие условия для ведения огня;

б) непрерывно разведывать поле боя, докладывать командиру танка о всем замеченном, о выгодных местах для ведения огня и о результатах его;

в) внимательно наблюдать за впереди лежащей местностью с целью своевременного обнаружения естественных и искусственных препятствий: болот, минных полей и пр., быстро находить способы и средства для их обхода и преодоленияГ

г) при аварии танка на поле боя принимать меры к быстрому его восстановлению, несмотря на опасность.

35. После боя механик-водитель обязан:

а) осмотреть танк, установить его техническое состояние, определить способы устранения неисправностей, доложить командиру танка о всех замеченных неисправностях и быстро привести танк в полную боевую готовность;

б) определить наличие горюче-смазочных материалов и принять меры к немедленной заправке танка.

Командир башни

36. Командир башни подчиняется командиру танка и отвечает за состояние и постоянную боевую готовность всего вооружения. Он обязан:

а) отлично знать все вооружение танка (пушку, спаренный и запасный пулеметы, боеприпасы, оптику, оборудование боевого отделения, инстру-

мент, запасные части к вооружению и др.) и содержать его в полной боевой готовности;

б) уметь отлично стрелять из оружия танка, сноровисто и быстро подготовлять боеприпасы к стрельбе, заряжать пушку и пулеметы и устранять задержки в стрельбе;

в) систематически проверять состояние оружия, приборов прицеливания и наблюдения и противооткатных приспособлений;

г) всегда знать количество имеющихся ббг-припасов и порядок их размещения, производить их подготовку и укладку; вести учет израсходованных боеприпасов, немедленно пополняя их при всякой возможности;

д) немедленно принимать меры к устранению всех замеченных неисправностей вооружения и докладывать об этом командиру танка;

е) содержать в чистоте и порядке боевое отделение танка внутри и снаружи;

ж) вести формуляр оружия.

37. На походе командир башни обязан:

а) вести наблюдение в своем секторе, докладывая немедленно командиру танка о всем замеченном;

б) принимать и докладывать командиру танка команды и сигналы, подаваемые командиром взвода, регулировщиками и впереди идущими танками;

в) совместно с остальным составом экипажа маскировать танк на привалах по указанию командира танка;

г) выходить из танка только по команде командира танка. 38. Перед боем командир башни обязан:

а) знать задачу взвода и роты;

б) окончательно убедиться в готовносги к бою пушки, спаренного и запасного пулеметов и бое-

припасов танка и доложить об этом командиру танка;

в) подготовить боеприпасы, для того чтобы обеспечить более удобное заряжание во время боя;

г) совместно с остальным составом экипажа окопать и замаскировать танк от наземного и воздушного наблюдения;

д) изучить сигналы, установленные для связи с командиром взвода и совместно действующими подразделениями.

39. В бою командир башни обязан:

а) быстро заряжать пушку и спаренный пулемет в соответствии с командами командира танка и докладывать о готовности;

б) следить за работой пушки и спаренного пулемета во время стрельбы, докладывать командиру танка о замеченных неисправностях, устраняя задержки при стрельбе из пулемета, и помогать командиру танка устранять задержки при стрельбе из пушки;

в) вести непрерывное наблюдение за полем боя в своем секторе, отыскивать цели, следить за танком, командира взвода и докладывать командиру танка о всем замеченном;

г) подготовлять боеприпасы для стрельбы, предварительно извлекая их из наиболее отдаленных мест боевого отделения, освобождать от гильз гильзоулавливатели пушки и пулемета;

д) вести учет расхода снарядов и патронов, докладывать командиру танка об израсходовании 25, 50 и 75% боевого комплекта;

е) подавать сигналы по приказанию командира танка.

40. После боя командир башни обязан:

а) привести в порядок вооружение, приборы

наводки, наблюдения, прицеливания и боевое отделение танка;

б) учесть остаток боеприпасов, собрать и сдать гильзы, пополнить боеприпасы до нормы;

в) доложить командиру танка о состоянии вооружения и боеприпасов.

Радиотелеграфист-пулеметчик

41. Радиотелеграфист-пулеметчик подчиняется командиру танка. Он обязан:

а) отлично знать радиоаппаратуру и приборы внутренней связи танка, поддерживать их в постоянной готовности;

б) содержать всегда в порядке и в исправности весь положенный инструмент и запасные части для радиоаппаратуры и приборов связи;

в) постоянно знать схему связи, уметь быстро входить в радиосвязь и вести работу в радиосетях; соблюдать дисциплину радиообмена;

г) знать сигналы связи с другими родами войск;

д) знать пулемет и уметь отличию вести огонь из него; содержать пулемет всегда в чистоте, исправности и полной боевой готовности,

42. На походе радиотелеграфист-пулеметчик обязан:

а) следить за тем, чтобы радиостанция постоянно работала "на прием", и непрерывно дежурить у нее с надетыми наушниками (если не было особого приказания);

б) докладывать все принятые сигналы и команды командиру танка;

в) переходить "на передачу" только с разрешения командира танка;

г) наблюдать за работой внутренней связи, при обнаружении неисправности быстро принимать меры к исправлению;

д) выходить из танка на остановках только с разрешения командира танка и после передачи по его приказанию наушников одному из лиц экипажа танка.

43. Перед боем радиотелеграфист-пулеметчик обязан:

а) знать задачу взвода и роты;

б) окончательно убедиться в полной готовности радиостанции и приборов внутренней связи;

в) изучить схему и сигналы радиосвязи с совместно действующими частями, иметь таблицу сигналов постоянно при радиостанции;

г) проверить готовность переднего пулемета к стрельбе, наличие и укладку магазинов в отделении управления.

44. В бою радиотелеграфист-пулеметчик обязан:

а) непрерывно дежурить у радиостанции с надетыми наушниками; поддерживать бесперебойную связь с радиостанциями согласно схеме радиосвязи;

б) передавать по указанию командира танка донесения и приказания и докладывать ему о всех полученных донесениях и приказаниях;

в) вести наблюдение вперед и докладывать о всем замеченном командиру танка;

г) постоянно быть готовым к открытию огня из пулемета по обнаруженным целям.

45. После боя радиотелеграфист-пулеметчик обязан:

а) привести в полный порядок радиоаппаратуру, приборы внутренней связи танка и пулемет;

б) доложить командиру танка о состоянии радиостанции, средств связи и пулемета.

Читайте также: