Кто такой зачинщик профессия

Обновлено: 14.05.2024

Согласно социологическим исследованиям , каждый второй школьник в России сталкивается с буллингом – групповой травлей в школе. Это довольно сложный социальный феномен со своей ролевой структурой – в ситуацию с травлей тем или иным образом вовлечена вся группа детей. Как же происходит распределение ролей, кто чаще становится зачинщиком, и какие затяжные последствия имеет буллинг в коллективе? Рассказывает психиатр и психотерапевт Василий Шуров.

Статистика и схема школьного буллинга

По статистике, травля наиболее распространена в начальной и средней школе. А к последним классам же классам она сходит на нет – благодаря процессам созревания мозговых структур у учеников повышается способность к эмоционально-поведенческой саморегуляции и критическому мышлению.

Вероятность проявления травли от начальных до старших классов по исследованию норвежского психолога Дана Ольвеуса. Источник: Яндекс-картинки

Вероятность проявления травли от начальных до старших классов по исследованию норвежского психолога Дана Ольвеуса. Источник: Яндекс-картинки

При этом в ситуацию травли вовлечен весь коллектив – весь класс. Можно выделить 5 ключевых ролей:

Буллеры – агрессоры, зачинщики конфликта.

Жертвы – терпят нападки.

Последователи – выступают на стороне агрессора.

Защитники – выступают на стороне жертвы.

Наблюдатели – равнодушные или пассивно одобряющие одну из сторон.

И распределение по этим ролям далеко не случайно – на него влияет психологическое состояние и особенности характера каждого отдельного ребенка. При этом последствия конфликтной обстановки ощущает на себе не только жертва, но и другие участники конфликта – и им всем требуется помощь.

Рассмотрим особенности и предпосылки основных ролей.

Зачинщики травли

Как правило, это 1-2 ребенка в классе, негласные лидеры группы, обладающие популярностью и влиянием на других детей. Чаще это физически крепкие дети, обладающие хорошими коммуникативными навыками и завышенной самооценкой.

Интересно, что основной причиной травли редко становится личная обида. В основе мотивации буллера лежит стремление закрепить свой авторитет, самоутвердиться, выделиться.

Какие школьники становятся буллерами?

Характерные черты буллера – низкая стрессоустойчивость и низкий эмоциональный самоконтроль, импульсивность, демонстративность в поведении, а также низкая способность к эмпатии – сопереживанию. Очень часто это дети из семей, где:

Процветает физическое/психологическое насилие. Ребенок с детства привыкает к тому, что власть и авторитет отстаивается силой, оскорблениями, унижением. Или ты сильный (и тебя бояться=уважают), или ты слабый (и к тебе можно плохо относиться).

Родители привыкли к холодному, отстраненному общению друг с другом и с ребенком. В такой семье ребенок не учится эмпатии, не умеет выражать словами свои чувства и потребности. А еще – испытывает необходимость совершать какие-то яркие действия, чтобы привлечь к себе внимание родных.

Последствия буллинга для зачинщика

Если травля остается безнаказанной для ее инициатора, его психологические установки закрепляются еще прочнее, ощущение вседозволенности растет. В будущем это может привести к развитию криминальных наклонностей.

Кроме того, в какой-то момент зачинщик может осознать тяжесть своего проступка – например, при своевременной проработке травли педагогами, или столкнувшись с аналогичной ситуацией уже в роли жертвы или стороннего наблюдателя. В этом случае буллер может испытывать мучительное чувство вины, даже ненависть к себе – и ему потребуется помощь специалиста.

Буллерами могут становиться не только дети. Нередки случаи, когда травлю ученика провоцируют сами педагоги – например, выделяют одного ученика и делают ему едкие замечания на тему внешнего вида, социального статуса семьи, успеваемости и умственных способностей. Если о таком учителе стало известно – крайне важно обратиться к руководству школы и поставить этот вопрос на общественное обсуждение с другими родителями.

Жертва травли

Бытует мнение, что жертва школьной травли – это ребенок с особенностями или дефектами внешности, из семьи с низким достатком.

Действительно, эти факторы увеличивают риск травли, но на деле все гораздо тоньше – при поиске потенциальной жертвы агрессор обычно неосознанно обращает внимание на его психологические особенности.

Жертвами травли чаще становятся дети с низкой самооценкой, излишне чувствительные и эмоциональные, или замкнутые и застенчивые, с неразвитыми коммуникативными навыками, социальными страхами и комплексами.

Как и агрессоры, жертвы – нередко выходцы из дисфункциональных семей, где процветает физическое и психологическое насилие, непоследовательное воспитание, отстраненное и холодное отношение к ребенку.

Но если агрессор перенимает черты сильной стороны домашнего конфликта (например, жестокого отца или властной матери), то жертва − наоборот, соотносит себя со слабой стороной и перенимает ее характеристики. Или − если насилие в семье направлено на ребенка – вынужденно смиряется с участью жертвы и транслирует этот образ и в школе.

Например, такой ребенок не может выстраивать личные границы и защищаться от нападок, боится дать отпор в страхе еще большего наказания, привыкает терпеть насилие по отношению к себе. И не просит о помощи – ведь не может доверять даже самым близким людям, родителям.

Есть и другие характерные типажи детей, которые чаще других подвергаются травле:

Есть и типажи, которые редко подвергаются физическому или психологическому буллингу напрямую – их чаще бойкотируют:

Подробнее о том, как распознать в ребенке жертву травли и как ему помочь, мы писали здесь .

Последователи агрессора

Это дети, которые активно помогают инициатору травли или обеспечивают ему пассивное одобрение. Причин для такого поведения несколько:

Попытка заслужить расположение лидера. Такие дети травят жертву в попытке стать ближе к лидеру, получить его одобрение и поддержку.

Страх стать жертвой. Ребенок может принимать участие в травле из страха пойти против большинства и навлечь на себя недовольство агрессора.

Самоутверждение. Обычно это дети, которые и сами имеют склонности зачинщика. Они не решаются первыми проявить агрессию, но с радостью ее поддерживают.

Последователей зачинщиков отличают общие черты: они не уверены в себе, безынициативны, легко поддаются манипуляциям окружающих, стремятся следовать общим правилам и подстраиваться под внешние обстоятельства, обладают низкой эмпатией. Нередко это дети из семей с излишне строгими и требовательными родителями.

Последствия травли для последователей

Защитники

Эти дети выражают активную или пассивную поддержку жертвам:

Активные защитники – имеют лидерские задатки и высокую самооценку, не боятся противостоять общим настроениям коллектива, имеют высокий уровень эмпатии.

Пассивные защитники (поддерживают активных) – имеют низкую самооценку, но высокий уровень эмпатии.

Чаще это дети из благополучных семей со здоровыми методами воспитания, или же те, кто сам переживал травлю или находился в позиции домашней жертвы.

Последствия травли для защитников

Для дальнейшего развития этих детей крайне важен исход травли. Если жертва не получает помощи и поддержки со стороны учителей и руководства школы, и социальная справедливость не восстанавливается – защитники получают крайне негативный жизненный опыт, который может пошатнуть здоровые ценности и жизненные ориентиры.

Наблюдатели

Последствия травли для свидетелей

Читайте также: