Кто такой вонмигласов из рассказа хирургия по профессии

Обновлено: 16.05.2024

Рассказ – художественное произведение небольшого объёма, в котором идёт повествование о каких-либо событиях.

Художественная деталь – (от франц. detail – подробность, мелочь, частность) – одно из средств создания образа: выделенный автором элемент художественного образа, несущий значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении.

Хирургия – отрасль медицины, изучающая заболевания, основной метод лечения которых – операции.

Земство – в России до революции: орган местного сельского самоуправления с преобладанием в нём дворянства.

Земская больница – медицинское или учебное учреждение, созданное и финансируемое на средства земства – органа местного самоуправления (с 1864 г.).

Фельдшер – здесь: помощник лекаря, врача.

Чечунчо́вый (устар.) – чечунча – плотная шёлковая ткань.

Трико́вые брюки – брюки из шерстяной ткани узорчатого плетения.

Дьячок – дьяк; низший служитель в православной церкви, не имеющий степени священства; то же, что пономарь, псаломщик, причетник.

Бельмо́ – беловатое пятно на роговице глаза (помутнение) после воспаления или травмы.

Карболовый раствор – раствор для дезинфекции (обеззараживания) медицинских инструментов.

Псалты́рь – часть Библии, книга псалмов (песнопений).

Наме́дни – на днях, совсем недавно.

Иере́й – священник.

Литурги́я – христианское церковное богослужение, церковная служба.

Гугни́в, гугни́вый – говорящий, поющий в нос; гнусавый.

Предрассудок – заблуждение, суеверие.

Помещик – в России конца XV – начала XX вв.: дворянин-землевладелец; владеющий поместьем.

Щипцы, козья ножка, ключ – инструменты, применявшиеся для удаления зубов и их корней.

Тракция – стоматол.: извлечение зуба из лунки.

Раде́тели – благодетели, проявляющие усердие к чему-либо.

Ока́зия – здесь: неожиданность, неудача, беда.

Бу́рса – духовное училище, семинария.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В. Я., Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 //В. Я. Коровина, В. П.Журавлев, В. И. Коровин – Москва, Просвещение, 2013 – 303 стр. с ил.

2. А. П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 3. М., "Наука", 1983

3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. М., Паритет, 2007 – 320 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Итак, рассказ начинается в тот самый момент, когда доктор земской больницы уезжает решать свои неотложные семейные дела. Ему предстоит женитьба. А вместо него, на беду пациентам, остается фельдшер Курятин. А у дьяка Вонмигласова, как назло, разболелся зуб. Это в наше время можно выпить таблетку и спокойно дождаться нужного доктора, а во времена Чехова обезболивающее ещё не изобрели.

Надо сказать, что до начала лечения и дьяк, и фельдшер были в прекрасных отношениях. Курятин долго рассуждал, как и какими инструментами, кого он лечил. А дьяк поддакивал, соглашаясь, какая это нелёгкая миссия – лечить людей. Курятин же вспоминает помещика Египетского, который остался доволен работой фельдшера. Правда, мнения помещика на этот счёт мы не знаем. Но едва фельдшер берётся за щипцы, как отношение дьяка к врачевателю резко меняется: он ругается, плачет, скулит и трясётся в кресле. Курятин продолжает орудовать во рту бедного дьяка щипцами, и вот казалось бы финал – зуб вырван, но… не тот. Больной зуб остался на месте.

Очередная попытка хирургического вмешательства не удалась, и Вонмигласов со сломанным, но не удалённым больным зубом, проклиная хирургию, уходит.

А что же фельдшер? Он продолжает философствовать на тему медицины и вспоминать успешно проведённую операцию господину Египетскому.

Рассмотрим образы героев рассказа. Стоит отметить, что в произведении Чехова нет героя, который бы вызывал симпатию читателя или сочувствие. Такова особенность сатиры: она демонстрирует только смешные и позорные качества своих жертв.

Итак, сатира – разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества.

Прежде всего, Чехов говорит о непрофессионализме людей, которые отвечают за жизнь и здоровье человека, а если брать шире, то и всего общества. Они готовы часами рассуждать, прикрывая своё невежество высокопарными словами, но на деле остаются недоучками, абсолютно равнодушными к своему делу.

Что высмеивает автор? С одной стороны, комичен фельдшер – типичный шарлатан, который больше болтает, чем делает. С другой – писатель смеётся над дремучестью пациентов. Будучи врачом, Чехов лично наблюдал людей, которые самолечением доводили себя до плачевного состояния и к врачу обращались лишь когда боль становилась нестерпимой.

Кроме того, автор широко использует историзмы, архаизмы и цитаты из церковных трудов, чтобы придать речи героев колоритную сатирическую окраску.

Сатира Чехова направлена на человеческие качества и пороки, которые мешают обществу развиваться и процветать. В произведении он обличает безответственность, хвастовство, невежество, непрофессионализм, равнодушие и грубость людей. Об этом говорят все смешные моменты, из которых состоит рассказ.

Примеры заданий из тренировочного модуля

Выбор элемента из выпадающего списка

Фамилии, которые автор используют как один из элементов характеристики персонажей, называются:

  1. Говорящие
  2. Описывающие
  3. Характеризующие
  4. Кричащие
  5. Смешные
  6. Правильные

Восстановление последовательности элементов

В задании предлагается восстановить последовательность событий в рассказе. Нужно вспомнить каков был сюжет рассказа, в какой последовательности всё происходило и правильно расположить предложенные словосочетания.

Рассказ – художественное произведение небольшого объёма, в котором идёт повествование о каких-либо событиях.

Художественная деталь – (от франц. detail – подробность, мелочь, частность) – одно из средств создания образа: выделенный автором элемент художественного образа, несущий значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении.

Хирургия – отрасль медицины, изучающая заболевания, основной метод лечения которых – операции.

Земство – в России до революции: орган местного сельского самоуправления с преобладанием в нём дворянства.

Земская больница – медицинское или учебное учреждение, созданное и финансируемое на средства земства – органа местного самоуправления (с 1864 г.).

Фельдшер – здесь: помощник лекаря, врача.

Чечунчо́вый (устар.) – чечунча – плотная шёлковая ткань.

Трико́вые брюки – брюки из шерстяной ткани узорчатого плетения.

Дьячок – дьяк; низший служитель в православной церкви, не имеющий степени священства; то же, что пономарь, псаломщик, причетник.

Бельмо́ – беловатое пятно на роговице глаза (помутнение) после воспаления или травмы.

Карболовый раствор – раствор для дезинфекции (обеззараживания) медицинских инструментов.

Псалты́рь – часть Библии, книга псалмов (песнопений).

Наме́дни – на днях, совсем недавно.

Иере́й – священник.

Литурги́я – христианское церковное богослужение, церковная служба.

Гугни́в, гугни́вый – говорящий, поющий в нос; гнусавый.

Предрассудок – заблуждение, суеверие.

Помещик – в России конца XV – начала XX вв.: дворянин-землевладелец; владеющий поместьем.

Щипцы, козья ножка, ключ – инструменты, применявшиеся для удаления зубов и их корней.

Тракция – стоматол.: извлечение зуба из лунки.

Раде́тели – благодетели, проявляющие усердие к чему-либо.

Ока́зия – здесь: неожиданность, неудача, беда.

Бу́рса – духовное училище, семинария.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В. Я., Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 //В. Я. Коровина, В. П.Журавлев, В. И. Коровин – Москва, Просвещение, 2013 – 303 стр. с ил.

2. А. П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 3. М., "Наука", 1983

3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. М., Паритет, 2007 – 320 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Итак, рассказ начинается в тот самый момент, когда доктор земской больницы уезжает решать свои неотложные семейные дела. Ему предстоит женитьба. А вместо него, на беду пациентам, остается фельдшер Курятин. А у дьяка Вонмигласова, как назло, разболелся зуб. Это в наше время можно выпить таблетку и спокойно дождаться нужного доктора, а во времена Чехова обезболивающее ещё не изобрели.

Надо сказать, что до начала лечения и дьяк, и фельдшер были в прекрасных отношениях. Курятин долго рассуждал, как и какими инструментами, кого он лечил. А дьяк поддакивал, соглашаясь, какая это нелёгкая миссия – лечить людей. Курятин же вспоминает помещика Египетского, который остался доволен работой фельдшера. Правда, мнения помещика на этот счёт мы не знаем. Но едва фельдшер берётся за щипцы, как отношение дьяка к врачевателю резко меняется: он ругается, плачет, скулит и трясётся в кресле. Курятин продолжает орудовать во рту бедного дьяка щипцами, и вот казалось бы финал – зуб вырван, но… не тот. Больной зуб остался на месте.

Очередная попытка хирургического вмешательства не удалась, и Вонмигласов со сломанным, но не удалённым больным зубом, проклиная хирургию, уходит.

А что же фельдшер? Он продолжает философствовать на тему медицины и вспоминать успешно проведённую операцию господину Египетскому.

Рассмотрим образы героев рассказа. Стоит отметить, что в произведении Чехова нет героя, который бы вызывал симпатию читателя или сочувствие. Такова особенность сатиры: она демонстрирует только смешные и позорные качества своих жертв.

Итак, сатира – разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества.

Прежде всего, Чехов говорит о непрофессионализме людей, которые отвечают за жизнь и здоровье человека, а если брать шире, то и всего общества. Они готовы часами рассуждать, прикрывая своё невежество высокопарными словами, но на деле остаются недоучками, абсолютно равнодушными к своему делу.

Что высмеивает автор? С одной стороны, комичен фельдшер – типичный шарлатан, который больше болтает, чем делает. С другой – писатель смеётся над дремучестью пациентов. Будучи врачом, Чехов лично наблюдал людей, которые самолечением доводили себя до плачевного состояния и к врачу обращались лишь когда боль становилась нестерпимой.

Кроме того, автор широко использует историзмы, архаизмы и цитаты из церковных трудов, чтобы придать речи героев колоритную сатирическую окраску.

Сатира Чехова направлена на человеческие качества и пороки, которые мешают обществу развиваться и процветать. В произведении он обличает безответственность, хвастовство, невежество, непрофессионализм, равнодушие и грубость людей. Об этом говорят все смешные моменты, из которых состоит рассказ.

Примеры заданий из тренировочного модуля

Выбор элемента из выпадающего списка

Фамилии, которые автор используют как один из элементов характеристики персонажей, называются:

  1. Говорящие
  2. Описывающие
  3. Характеризующие
  4. Кричащие
  5. Смешные
  6. Правильные

Восстановление последовательности элементов

В задании предлагается восстановить последовательность событий в рассказе. Нужно вспомнить каков был сюжет рассказа, в какой последовательности всё происходило и правильно расположить предложенные словосочетания.


Ковалевская Полина Анатольевна, МБОУ "СОШ №1 г. Новозыбкова имени Дважды Героя Советского Союза Д.А. Драгунского"

Описание разработки

Цели урока:

2. Формирование умений учащихся анализировать текст художественного произведения.

3. Формирование умений заниматься исследовательской деятельностью.

3. Воспитание культуры речи, культуры поведения.

Оборудование – плакаты с выписками из словаря С. И. Ожегова, презентация к уроку, карточки с заданием. Инсценировка.

Ход урока.

1. Слово учителя.

2. Объяснение нового материала.

Презентация «Жизнь и творчество А.П. Чехова.

Посмотрите на портрет писателя. Что Вы можете сказать об А.П.Чехове? (ответы: грустные глаза, серьезный, печальный). Как вы думаете, какую профессию выбрал этот человек? (ответ: врач). Как вы думаете, А.П.Чехов- интеллигентный человек? Что такое интеллигентность? (ответы: он образованный, воспитанный, уважает других людей). Молодцы, ребята. Вы все верно сказали о писателе.

Индив. зад. Биография А. П. Чехова

- Что нового вы узнали о А.П.Чехове?

- Что заинтересовало вас в биографии писателя?

Сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни. Послушайте одну такую историю.

ИНД, ЗАД. Однажды в земскую больницу, где работал друг Чехова, врач Архангельский, пришел больной с зубной болью. Архангельский был занят другим пациентом, и поручил студенту вырвать у больного зуб. Неопытный студент наложил щипцы и после некоторых истязаний вырвал у пациента не больной зуб, а здоровый. Вырвал и сам испугался. Студент стал рвать больной зуб и сломал на нем коронку. Пациент выругался и ушел.

- А сейчас давайте посмотрим, как этой жизненной ситуацией воспользовался А.П.Чехов.

- Как вы понимаете название рассказа? Что такое хирургия?

СЛАЙД СЛОВАРНАЯ РАБОТА

- Вспомните,что послужило темой рассказа? Разве это смешно, когда зуб болит? А рассказ смешной. Почему? (потому что герои ведут себя нелепо…)

- Смешно, потому что произведение юмористическое. Что такое юмор?

Слайд Юмор - это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка.

- Давайте попробуем разобраться в этом. Но сначала выясним, насколько внимательно вы прочитали рассказ как хорошо вы поняли прочитанное.

Конспект урока по литературе на тему Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова в рассказе Хирургия

Викторина на знание текста (раздаю листки с фамилиям) Отвечать ДА или НЕТ

Доктор уехал к пациенту, поэтому больных принимал фельдшер?

Дьячка Вонмигласова звали Ефим Михеич.

Дьячок лечил зуб водкой с хреном, теплым молоком.

Фельдшер хвастался, что вырвал зуб у помещика Александра Иваныча Египетского.

Курятин вырывал зуб дьячку щипцами.

Фельдшер забыл сделать тракцию пациенту.

Уходя, дьячок забрал просфиру, которую принес фельдшеру.

Курятину 52 года?

На носу у дьячка сидела муха?

Семь лет помещик Александр Иванович Египетский жил в Петербурге?

Ответы: 1) нет, 2) да, 3) нет, 4) да, 5) да, 6) нет, 7) да. 8) нет 9) нет 10) да

ВИКТОРИНА (мозговой штурм)

- Какими словами начинается рассказ? (земская больница…)

- Почему больных принимает фельдшер, а не доктор? (доктор уехал жениться)

- Как фамилия фельдшера? (Курятин)

- Как зовут фельдшера? (Сергей Кузьмич)

- Сколько лет Курятину? (лет сорока)

- Как фамилия дьячка? (Вонмигласов)

- Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову? (водку с хреном)

- Как помогала лечить зуб Гликерия Анисимовна? (ниточку с афонской горы и полоскать молоком)

- Почему дьячок не полоскал молоком? (пост)

- Какие инструменты называл Курятин? (Щипцы, козья ножка, ключ)

- Что было на глазу дьячка? (муха, бельмо, ячмень)

- На бутыль с каким раствором перекрестился дьячок? (нашатырным спиртом, карболовой кислотой, йодом)

- Где, по словам фельдшера, мало потчевали дьячка березой? (бурса, дом, школа)

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Оборудование – плакаты с выписками из словаря С. И. Ожегова, презентация к уроку, карточки с заданием. Инсценировка.

2. Объяснение нового материала.

Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова

Посмотрите на портрет писателя. Что Вы можете сказать об А.П.Чехове? (ответы: грустные глаза, серьезный, печальный). Как вы думаете, какую профессию выбрал этот человек? (ответ: врач). Как вы думаете, А.П.Чехов- интеллигентный человек? Что такое интеллигентность? (ответы: он образованный, воспитанный, уважает других людей). Молодцы, ребята. Вы все верно сказали о писателе.

Индив. зад. Биография А. П. Чехова

- Что нового вы узнали о А.П.Чехове?

- Что заинтересовало вас в биографии писателя?

Сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни. Послушайте одну такую историю.

ИНД, ЗАД. Однажды в земскую больницу, где работал друг Чехова, врач Архангельский, пришел больной с зубной болью. Архангельский был занят другим пациентом, и поручил студенту вырвать у больного зуб. Неопытный студент наложил щипцы и после некоторых истязаний вырвал у пациента не больной зуб, а здоровый. Вырвал и сам испугался. Студент стал рвать больной зуб и сломал на нем коронку. Пациент выругался и ушел.

- А сейчас давайте посмотрим, как этой жизненной ситуацией воспользовался А.П.Чехов.

- Как вы понимаете название рассказа? Что такое хирургия?

СЛАЙД СЛОВАРНАЯ РАБОТА

- Вспомните,что послужило темой рассказа? Разве это смешно, когда зуб болит? А рассказ смешной. Почему? ( потому что герои ведут себя нелепо…)

- Смешно, потому что произведение юмористическое. Что такое юмор?

Слайд Юмор - это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка.

.- Давайте попробуем разобраться в этом. Но сначала выясним, насколько внимательно вы прочитали рассказ как хорошо вы поняли прочитанное.

Викторина на знание текста ( раздаю листки с фамилиям) Отвечать ДА или НЕТ

Доктор уехал к пациенту, поэтому больных принимал фельдшер?

Дьячка Вонмигласова звали Ефим Михеич.

Дьячок лечил зуб водкой с хреном, теплым молоком.

Фельдшер хвастался, что вырвал зуб у помещика Александра Иваныча Египетского.

Курятин вырывал зуб дьячку щипцами.

Фельдшер забыл сделать тракцию пациенту.

Уходя, дьячок забрал просфиру, которую принес фельдшеру.

Курятину 52 года?

На носу у дьячка сидела муха?

Семь лет помещик Александр Иванович Египетский жил в Петербурге?

Ответы: , 1)нет, 2)да, 3)нет, 4)да, 5)да, 6)нет, 7)да. 8) нет 9) нет 10)да

ВИКТОРИНА ( мозговой штурм)

- Какими словами начинается рассказ? (земская больница…)
- Почему больных принимает фельдшер, а не доктор? ( доктор уехал жениться)
- Как фамилия фельдшера? (Курятин)
- Как зовут фельдшера? ( Сергей Кузьмич)
-Сколько лет Курятину? (лет сорока)
- Как фамилия дьячка? (Вонмигласов)
- Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову? (водку с хреном)
- Как помогала лечить зуб Гликерия Анисимовна? (ниточку с афонской горы и полоскать молоком)
- Почему дьячок не полоскал молоком? (пост)

- Какие инструменты называл Курятин? (Щипцы, козья ножка, ключ)
-Что было на глазу дьячка?( муха, бельмо, ячмень)

- На бутыль с каким раствором перекрестился дьячок? (нашатырным спиртом, карболовой кислотой, йодом)

- Где, по словам фельдшера, мало потчевали дьячка березой? (бурса, дом, школа)

Повторим определения: Герой литературного произведения- действующее лицо, персонаж произведения.

Персонажи рассказа – фельдшер Курятин Сергей Кузьмич, дьячок Вонмигласов Ефим Михеич.

- Как представляете себе земскую больницу?

- Что можете сказать о Курятине ( по его портрету, по фамилии)?

- Как выглядит пациент и как ведет себя, придя в больницу? А в процессе вырывания зуба? Какое решение и почему принимает дьячок в конце рассказа?

- Как характеризует героев их речь?

- В пьесах существуют замечания автора о деталях поведения или речи героев, называемые ремарками. Какие слова в этом рассказе выполняют функцию ремарок? ( слова автора)

Обратите внимание на выписку из словаря С. И.Ожегова. Кто такой фельдшер? (Лицо со средним медицинским образованием).

- А что означает слово доктор?( Лицо с высшим медицинским образованием)

- Доктор, как вы правильно поняли, уехал жениться. Фельдшер во время его отсутствия захотел сыграть роль доктора. Получилось это у него? Нет. Мы сегодня должны выяснить, почему Курятин не смог сыграть роль врача.

3. Играет роль врача, задается, тянет

4.Занимается не своим делом

Деталь. Смешной человек. ( Крестится на бутыль с карболкой)

Поведение. Кощунственное поведение, не соответствующее поведению священника. Доверяет фельдшеру удалить зуб.

Поведение. Глупость.
Речь. Старославянские слова. Хочет казаться культурным. Просторечные слова. . Бескультурный, малообразованный человек.

2. Глупый, смешной

3. Просит, жалуется, ругает фельдшера

4.Больной, несчастный, жалкий человек…

ВЫВОД: Вонмигласов – служитель церкви, Это обыкновенный человек, больной, несчастный и жалкий. Он смешон, потому что его кощунственное поведение не соответствует поведению священника. Кроме того, он глупый, бескультурный, малообразованный человек, но хочет казаться культурным, умным, образованным.

- Попробуем определить основную мысль рассказа. Именно Вонмигласов ее высказывает:

- Кто ее выразил? Как вы думаете, почему именно дьячок высказал ее? Вы затрудняетесь ответить.

- Как вы убедились, А. П. Чехов показывает своих героев смешными. Каким образом он это делает?

-Ребята, бывает ли так, что мы выглядим смешными? Хотите ли вы, чтобы над вами смеялись? Что для этого надо делать? Что бы вы посоветовали Курятину? Вонмигласову? Какой должна быть речь грамотного человека? ( Учащиеся отвечают).

3. Подведение итогов.

Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер.

СЛАЙД Сатира – смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло

ПОСТАНОВКА ДИАГНОЗА, Чехов был хорошим доктором. Доказательство тому и заполненная им “История болезни”. Чехов эти истории называл “Скорбными листами”. Попробуем и мы с вами составить такой “Скорбный лист” на героев рассказа “Хирургия”.

– Что такое нравственность?(отвечают)

- Итак, какой диагноз мы с вами поставим? (БОЛЕЗНЬ БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ)

О каких ее симптомах поведал писатель? (невежество, хвастовство, чинопочитание, грубость).

– Можем ли мы назвать причину заболевания? (низкий уровень воспитания, образования, культуры, медицины).

– Подумайте о лекарстве против болезни, об ее профилактике. (учеба, культура, знание своего дела, самовоспитание, анализ своих поступков).

Заключение. Значение Чехова. Доктор Чехов не только тогда, когда ездил и ходил к больным пешком за несколько верст, но и теперь лечит своими рассказами, юмором. Ведь все вы знаете, что смех продлевает нам жизнь, более того, он лечит многие пороки.

- Отдаленные от нас целым столетием рассказы А.П.Чехова все же во многом современны, даже злободневны. ТАК ли это?

СЛАЙД Подведение итогов урока.
- Что мы сегодня узнали нового? (Значение некоторых слов, приемы юмористического рассказа, на примере рассказа А. П. Чехова).
- Чему мы учились? ( Работать с текстом….

- Если мы захотим написать юмористический рассказ, нам нужно:
1. Придумать фамилию. 2. Описать лицо, одежду, обувь героя. 3. Показать речь героя.

Предлагаю ребятам заполнить лист самооценки Оценки.


-75%


В этом произведении мы знакомимся с двумя ге­роями — фельдшером Курятиным и дьячком Вон­мигласовым. Чехов изображает обычную ситуацию: дьячок обратился к фельдшеру с просьбой вылечить больной зуб. Но в этой жизненной истории писатель показывает нам, к чему приводит безответственность лекаря.

Курятин очень самоуверен, он считает себя хоро­шим врачом, а на самом деле не может даже удалить зуб. Буквально в каждой строчке рассказа Чехов по­казывает нам, что этого героя нельзя назвать не только врачом, но и воспитанным, культурным человеком.

Но и второго героя, Вонмигласова, нельзя назвать образованным человеком. Мы узнаём о смешных спо­собах, которыми он пытался самостоятельно вылечить зуб.

Взаимоотношения героев Чехов описывает с осо­бым юмором. Но нельзя не заметить и трагизм, который присутствует в рассказе, ведь по вине таких невежественных лекарей страдают люди.

Здесь искали:

  • сочинение по рассказу чехова хирургия
  • сочинение по рассказу хирургия
  • сочинение аргумент хирургия чехова


Герои рассказа — дьячок Вонмигласов и фельдшер земской больницы Курятин, который в отсутствие доктора, уехавшего жениться, принимает больных. Красноречиво говорит о Курятине его портрет: «…

Несмотря на незнание дела, этот светило медицины берется за удаление зуба, которое кажется ему пустяком. Между тем у уверенного поначалу в себе Курятина ничего не полу­чается, и он меняет свое мнение о хирургии: «Дело-то ведь нелегкое…

С течением дела меняются и взаимоотношения ме­жду героями. Смиренный дьячок вдруг превращается в агрессивное и злобное существо, способное произно­сить не самые лестные слова.

В небольшой сценке Чехов сумел великолепно рас­крыть характеры героев. Вонмигласов, не найдя у Ку­рятина иконы, крестится на бутыль с карболовым раствором. По сути, ему все равно, на что молиться.

Вера его условна, и соблюдение обрядов тоже. За от­сутствием истинной веры скрываются и нравствен­ные пороки. Дьячок жаден.

Разругавшись с фельдше­ром и несмотря на жуткую боль, он не забывает захва­тить со стола принесенную им в знак благодарности просфору.

Курятин не раз упоминает о своем авторитете — Александре Иваныче Египетском, человеке образо­ванном, один только костюм которого стоит рублей сто. И последнее — веский аргумент в отношении фельдшера к людям.

Писатель смеется и над народными суевериями: Ефим Михеич в надежде на исцеление носит на руке ниточку, привезенную с Афонской горы. Весьма со­мнительны и применяемые им до обращения к фельд­шеру методы лечения: водка с хреном, теплое молоко.

Рассказы Чехова и сегодня читаются с интересом. Они написаны более столетия назад, но не устарева­ют, не теряют своей свежести и новизны.

В каждом человеке Чехов стремится воспитать стремление к самосовершенствованию, к избавлению от недостат­ков, к повышению культуры.

Анализ рассказа А. П. Чехова “Хирургия”


Антон Павлович Чехов – величайший в мировой литературе мастер маленького рассказа, умеющий создавать законченные художественные типы посредством немногих выразительных деталей, штрихов, сюжетных обстоятельств. Эта грань его мастерства в полной мере проявилась и в рассказе “Хирургия”.

Всего два героя – фельдшер Курятин и дьячок Вонмигласов – предстают перед нами в сельской больнице. К фельдшеру, ведущему прием за отсутствием доктора, приходит дьячок с больным зубом и просит помочь – это завязка. Развитие действия продолжается до тех пор, пока фельдшер не приступает к активным действиям – удалению зуба.

Попытка Курятина вырвать зуб, пусть и неудачная, – это первая кульминация рассказа. Напряжение не спадает. Фельдшер пытается второй раз удалить больной зуб – это вторая кульминациярассказа. Развязка наступает, когда дьячок, обнаружив во рту два торчащих выступа сломанного зуба, удаляется восвояси.

События следуют одно за другим, сюжет хронологический, финал рассказа остается открытым – зуб не удален.

Одна из самых ярких характеристик чеховских героев – это их язык. Речь Вонмигласова изобилует церковной лексикой, даже обычные слова он переделывает на церковный манер. Фельдшер Курятин изо всех сил пытается показать свою значимость, употребляя медицинские термины. Речь его состоит из незаконченных предложений, он все время перескакивает с одного предмета на другой.

Обращает на себя внимание упоминание помещика Александра Иваныча Египетского. В первый раз фельдшер говорит о нем для придания значимости своей персоне, якобы он когда-то пользовал этого человека. Второй раз – для того, чтобы утихомирить разбушевавшегося дьячка после неудачной попытки удалить зуб.

А после третьего раза начинает казаться, что помещик был единственным пациентом фельдшера.

Создается впечатление, что фельдшер в больнице человек случайный, ему и прием-то доверить нельзя. Это впечатление усиливается, когда он перебирает инструменты и сомневается в правильности решения. Итог закономерен – случайный человек взялся за то, чего он делать не умел, а следовательно, нанес вред другому человеку.

Речевые характеристики героев меняются – от взаимноуважительных в начале рассказа до обвинений и ругательств в адрес друг друга в конце произведения.

Поразителен юмор Чехова – казалось бы, не претендующий ни на какое обобщение, связанный только с этим произведением, а всегда открывающий какую-то важную, типическую черту человеческих отношений.

На прием в сельскую больницу к фельдшеру Курятину приходит дьячок Вонмигласов и рассказывает о своем больном зубе. Фельдшер берется удалить больной зуб и выбирает инструменты. Попытка вырвать больной зуб заканчивается неудачей. Фельдшер решается попробовать еще раз. Вторая попытка заканчивается неудачей – зуб сломался на корню. Дьячок уходит, ругая фельдшера. Тот себя виноватым не считает.


Всего два героя — фельдшер Курятин и дьячок Вонмигласов — предстают перед нами в сельской больнице. К фельдшеру, ведущему прием за отсутствием доктора, приходит дьячок с больным зубом и просит помочь — это завязка. Развитие действия продолжается до тех пор, пока фельдшер не приступает к активным действиям — удалению зуба.

Попытка Курятина вырвать зуб, пусть и неудачная, — это первая кульминация рассказа. Напряжение не спадает. Фельдшер пытается второй раз удалить больной зуб — это вторая кульминация рассказа. Развязка наступает, когда дьячок, обнаружив во рту два торчащих выступа сломанного зуба, удаляется восвояси.

События следуют одно за другим, сюжет хронологический, финал рассказа остается открытым — зуб не удален.

Фельдшер Курятин изо всех сил пытается показать свою значимость, употребляя медицинские термины. Речь его состоит из незаконченных предложений, он все время перескакивает с одного предмета на другой.

Обращает на себя внимание упоминание помещика Александра Иваныча Египетского. В первый раз фельдшер говорит о нем для придания значимости своей персоне, якобы он когда-то пользовал этого человека.

Второй раз — для того, чтобы утихомирить разбушевавшегося дьячка после неудачной попытки удалить зуб. А после третьего раза начинает казаться, что помещик был единственным пациентом фельдшера.

Создается впечатление, что фельдшер в больнице человек случайный, ему и прием-то доверить нельзя. Это впечатление усиливается, когда он перебирает инструменты и сомневается в правильности решения. Итог закономерен — случайный человек взялся за то, чего он делать не умел, а следовательно, нанес вред другому человеку.

Речевые характеристики героев меняются — от взаимноуважительных в начале рассказа до обвинений и ругательств в адрес друг друга в конце произведения.

Поразителен юмор Чехова — казалось бы, не претендующий ни на какое обобщение, связанный только с этим произведением, а всегда открывающий какую-то важную, типическую черту человеческих отношений.

План

На прием в сельскую больницу к фельдшеру Курятину приходит дьячок Вонмигласов и рассказывает о своем больном зубе. Фельдшер берется удалить больной зуб и выбирает инструменты. Попытка вырвать больной зуб заканчивается неудачей. Фельдшер решается попробовать еще раз. Вторая попытка заканчивается неудачей — зуб сломался на корню. Дьячок уходит, ругая фельдшера. Тот себя виноватым не считает.


Всего в нескольких предложениях он раскрывает перед читателем проблему непрофессионализма и невежества, скрываемых под неуместной самоуверенностью, которые так часто встречаются у медицинских работников.

Рассказ в сокращении (204 слова): Основные события разворачиваются в обыкновенной больнице. Главный герой – Сергей Кузьмич Курятин, работающий фельдшером.

Доктор уехал на свадьбу, оставив подчиненного самостоятельно ухаживать за больными. На прием приходит дьяк Вонмигласов с жалобой на больной зуб. Ни чай с женой выпить, ни работать от ломящей боли совершенно невозможно.

В качестве платы за лечение на стол водружается просфора.

В больном зубе обнаруживается дупло. Дьяк рассказывает, как пытался заниматься самолечением, но лучше ему так и не стало, поэтому он решил обратиться в больницу к знающим людям. Курятин принимает решение зуб вырвать.

Подготавливая инструменты, фельдшер рассказывает про помещика Александра Ивановича Египетского, которому на днях тоже удачно вырвал зуб. Курятин демонстрирует свои познания о различных методах этой хирургической процедуры.

Остановив выбор на щипцах, фельдшер начинает удаление. Он уверяет дьячка в том, что дельце это совершенно для него простое. Вонмигласов кричит от боли, хватает Курятина за руки. Щипцы срываются, а зуб остается целехонек. Пациент ругает Сергея Кузьмича, они начинают обзывать друг друга.

Тут вспоминается Египетский, очень мужественно, в отличие от дьяка, перенесший ту же самую операцию. Фельдшер предпринимает вторую попытку и ломает зуб, на месте которого остаются два выступа. Однако Сергей Кузьмич не видит ничего страшного в произошедшем. Пациент не умрет, поэтому поводов для жалоб нет.

Вонмигласов, негодуя, забирает просфору и удаляется.

Главная мысль книги заключается в том, что не стоит обманывать себя и других, расхваливая способности, которых нет. Ложь все равно станет очевидной, как бы человек ни старался ее замаскировать. Вместо таких стыдных ухищрений нужно потратить время и силы на освоение необходимых профессиональных умений, тогда и врать не придется.

Особенно мне понравился персонаж, который пытался оплатить врачебные услуги церковной утварью. Юмор автора показался мне весьма оригинальным, ведь просфора служит на причастии жертвенным приношением. Дьякон принес фельдшеру в жертву просфору, а на деле сам стал жертвой его неумения.

Мне очень понравился данный рассказ, поэтому я всем советую прочитать его. Впечатление от прочтения точно запомнится надолго.


Короткие рассказы-аргументы ЕГЭ. Проблемы и темы:-глупость-хамство-хвастовство-истинная образованность

— Не тово… не тово… как его? Не хватайте руками! Пустите руки! (тянет). Сейчас… Вот, вот… Дело-то ведь не легкое…

Дьячок берет со стола свою просфору и, придерживая щеку рукой, уходит восвояси…

Предыдущая публикация Следующая публикация


Всего два героя — фельдшер Курятин и дьячок Вонмигла­сов — предстают перед нами в сельской больнице. К фельдшеру, ведущему прием за отсутствием доктора, приходит дьячок с боль­ным зубом и просит помочь — это завязка. Развитие действия продолжается до тех пор, пока фельдшер не приступает к ак­тивным действиям — удалению зуба.

Попытка Курятина вырвать зуб, пусть и неудачная, — это первая кульминация рассказа. На­пряжение не спадает. Фельдшер пытается второй раз удалить больной зуб — это вторая кульминация рассказа. Развязка насту­пает, когда дьячок, обнаружив во рту два торчащих выступа сло­манного зуба, удаляется восвояси.

События следуют одно за дру­гим, сюжет хронологический, финал рассказа остается откры­тым — зуб не удален.

Фельдшер Курятин изо всех сил пытается показать свою значимость, употребляя медицин­ские термины. Речь его состоит из незаконченных предложений, он все время перескакивает с одного предмета на другой.

Обраща­ет на себя внимание упоминание помещика Александра Иваныча Египетского. В первый раз фельдшер говорит о нем для придания значимости своей персоне, якобы он когда-то пользовал этого человека.

Второй раз — для того, чтобы утихомирить разбушевав­шегося дьячка после неудачной попытки удалить зуб. А после третьего раза начинает казаться, что помещик был единствен­ным пациентом фельдшера.

Создается впечатление, что фельдшер в больнице человек слу­чайный, ему и прием-то доверить нельзя. Это впечатление уси­ливается, когда он перебирает инструменты и сомневается в пра­вильности решения. Итог закономерен — случайный человек взялся за то, чего он делать не умел, а следовательно, нанес вред дру­гому человеку.

Речевые характеристики героев меняются — от взаимноува­жительных в начале рассказа до обвинений и ругательств в адрес друг друга в конце произведения.

Поразителен юмор Чехова — казалось бы, не претендующий ни на какое обобщение, связанный только с этим произведением, а всегда открывающий какую-то важную, типическую черту че­ловеческих отношений.

План

  1. На прием в сельскую больницу к фельдшеру Курятину при­ходит дьячок Вонмигласов и рассказывает о своем больном зубе.
  2. Фельдшер берется удалить больной зуб и выбирает инст­рументы.
  3. Попытка вырвать больной зуб заканчивается неудачей.
  4. Фельдшер решается попробовать еще раз.
  5. Вторая попытка заканчивается неудачей — зуб сломался на корню.
  6. Дьячок уходит, ругая фельдшера. Тот себя виноватым не считает.

Анализы рассказов чехов, хирургия чехов анализ


Краткость – сестра таланта. Очередной раз убеждаешься в этом, прочтя маленький рассказ Чехова “Хирургия”. Автор всегда утверждал, что талант и состоит в умении сокращать, оставляя лишь необходимое, важное, яркое, четко характеризующее.

Классик, предлагает читателю посмотреть на персонажей собственным взглядом, не навязывая своего мнения. Он просто рисует обстановку, словно создает декарации, а персонажи раскрывают свои характеры уже по ходу пьесы.

Читатель видит неопрятного фельдшера Курятина. Уже по одному его внешнему виду, выражению лица и зловонной сигаре читатель начинает подозревать специалиста очень низкого уровня. Когда фельдшер начинает осмотр пациента, это ощущение усиливается.

А когда лжемедик наугад выбирает рабочий

инструмент, у читателя не остается сомнений в том, что доктор совершенно не знает свое дело.

Дьячок Вонмигласов, с показной набожностью неверно цитирует священное писание, готов креститься даже на бутыль с карболовым раствором. Он лицемерно нахваливает фельдшера уже за то, что тот еще не сделал. Превозносит его способности и льстит авансом.

Однако в ходе развития событий его мнение быстро меняется. После неумелых врачеваний измученный болью Вонмигласов из кроткого раба Божьего превращается в обозленного, грешного смертного.

Теперь вместо молитвенных слов и слов почтения с его уст слетают ругательства.

В столь коротком произведении каждое слово автора имеет конкретный смысл, каждое предложение самодостаточно и четко отражает характер героев и действие.

Так, несколько раз повторяемая, история фельдшера о его довольном пациенте-помещике позволяет усомниться в своей правдоподобности.

Появляется вопрос, так ли уж на самом деле доволен остался этот расхваливаемый помещик, так ли замечательно его лечил горе-доктор, и был ли вообще такой пациент в реальности.

В результате Чехов очень кратко и ярко нарисовал картину сатирическими красками, давая читателю возможность проанализировать высмеиваемых героев. Но основная цель, как в любом произведении великого автора, высмеять невежество, хвастовство и другие отрицательные черты людей. Антон Павлович смеется не над дьячком или фельдшером, он показывает людям на их недостатки и неискренность отношений.

Врач по специальности, Чехов подошел к произведению как профессионал в квадрате. Со знанием врачебного дела и с увековеченным писательским талантом он смог вместить двух столь ярких героев с их целостными образами и законченным действием в столь короткое произведение, прожившее более 100 лет, и оставшееся популярным.

Читайте также: