Кто такой сергей павлович королев профессии

Обновлено: 15.05.2024

Литературно-исторические заметки юного техника

Cергей Павлович Королев - выдающийся конструктор и ученый, работавший в области ракетной и ракетно-космической техники. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР, он является создателем отечественного стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности и основоположником практической космонавтики. Его конструкторские разработки в области ракетной техники представляют исключительную ценность для развития отечественного ракетного вооружения, а в области космонавтики имеют мировое значение. Он по праву является отцом отечественной ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический приоритет и сделавшей наше государство передовой ракетно-космической державой.

С.П. Королев родился 12 января 1907 года (30 декабря 1906 г. по старому стилю) в городе Житомире в семье учителя русской словесности П.Я. Королева. Из-за распада семьи с двух до десяти лет воспитывался в городе Нежин (ныне Черниговская область) в большой купеческой семье родителей матери, Н.Я. Москаленко. С 1917 года жил с отчимом и матерью, Григорием Михайловичем и Марией Николаевной Баланиными, в Одессе, где с их помощью дома изучал школьную программу. В 1922-1924 годах учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

В 1921 году С.П.Королёв познакомился с лётчиками гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 лет - как автор проекта безмоторного самолёта К-5, официально защищенного перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.

Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, С.П.Королёв за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом.

В сентябре 1931 года в системе Осоавиахима создается Группа изучения реактивного движения (ГИРД) во главе с Ф.А.Цандером, в задачи которой входили разработка и испытание экспериментального ракетоплана РП-1 с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) ОР-2. Московская ГИРД стала называться Центральной, а С.П.Королёв возглавил её научно-технический совет. С этого времени он уделял разработке ракетного оружия первостепенное внимание, понимая, что укрепление обороноспособности страны является непременным условием и для выполнения программ использования ракетной техники в мирных целях. С.П.Королёв приступил к организации своего первого КБ, которое сформировал из членов ЦГИРД. Это КБ, сохранившее название ГИРД, вошло в историю ракетостроения.

В 1933 году на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) основывается Реактивный научно-исследовательский институт под руководством И.Т.Клейменова. С.П.Королёв был назначен его заместителем. Однако расхождения во взглядах с руководителями ГДЛ на перспективы развития ракетной техники заставили С.П.Королёва перейти на творческую инженерную работу, и ему как начальнику отдела ракетных летательных аппаратов в 1936 году удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную с жидкостным ракетным двигателем. Энциклопедические знания, системный подход, редкая интуиция позволяли С.П.Королёву применять самые выгодные для данного случая конструктивные схемы аппарата, типы двигателей и систем управления, виды топлив и материалов. В результате в его отделе к 1938 году была разработана экспериментальная система управляемого ракетного оружия, включающая проекты жидкостных крылатой и баллистической ракет дальнего действия, авиационных ракет для стрельбы по воздушным и наземным целям, зенитных твердотопливных ракет.

В 1938 году С. П. Королев был арестован по ложному обвинению во вредительстве и в списке осужденных шел по первой (расстрельной) категории. Во время допросов ему даже сломали челюсть (что впоследствии сыграло свою роковую роль во время операции, после которой Королев умер).

В сентябре 1940 года С.П.Королёв благодаря ходатайству А.Н.Туполева (хотя тот сам подвергся аресту в 1938 году) был вызван с Колымы для разработки в ЦКБ-29 нового бомбардировщика. С.П. Королёв сразу же занялся разработкой крыла самолёта и, кроме того, представил в НКВД проектные предложения по созданию для него ракетной аэроторпеды АТ, которая позволяла бы наносить удары, не входя в зону ПВО.

После того как коллектив А.Н.Туполева был эвакуирован в Омск, С.П.Королёв был направлен в Казань в ОКБ НКВД с задачей разработки применения ЖРД с тягой 300 кг. В июле 1944 года С.П. Королёва досрочно освободили из заключения со снятием судимости, после чего он ещё год проработал в Казани. Однако полностью реабилитирован – лишь в 1957 году.

С.П. Королев со свойственным ему энтузиазмом отдается идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины пробега самолета при взлете и повышения скоростных и динамических характеристик самолетов во время воздушного боя.

Вскоре все советские специалисты возвращаются в Советский Союз в научно-исследовательские институты и опытно-конструкторские бюро, созданные согласно упомянутому майскому постановлению правительства. В августе 1946 г. С. П. Королев был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и начальником отдела № 3 НИИ-88 по их разработке.

В истории освоения космического пространства с именем Королёва связана эпоха первых замечательных достижений. Выдающиеся организаторские способности и талант большого учёного позволили ему на протяжении ряда лет направлять работу многих научно-исследовательских и конструкторских коллективов на решение больших комплексных задач.

Научные и технические идеи Королёва получили широкое применение в ракетной и космической технике. Под его руководством созданы многие баллистические и геофизические ракеты, ракеты-носители и пилотируемые космические корабли "Восток" и "Восход", на которых впервые в истории совершены космический полёт человека и выход человека в космическое пространство.

Ракетно-космические системы, во главе разработки которых стоял Королёв, позволили впервые в мире осуществить запуски искусственных спутников Земли и Солнца, полёты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу, произвести мягкую посадку на поверхность Луны.

Юрий Алексеевич Гагарин и Сергей Павлович Королев

Королев воспитал многочисленные кадры учёных и инженеров. В 1957 году С.П. Королёву присуждена Ленинская премия, он был награжден 3 орденами Ленина, орденом "Знак Почёта" и медалями. Имя Королёва, как одного из основоположников практической космонавтики, присвоено крупнейшему образованию (талассоиду) на обратной стороне Луны.

С.П. Королев умер 14 января 1966 года. Он был похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены.

ЗЕМНЫЕ ОРБИТЫ АДА ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА СЕРГЕЯ ПАВЛОВИЧА КОРОЛЕВА, КОТОРЫЙ 55 ЛЕТ НАЗАД ОТПРАВИЛ ПЕРВОГО ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС

Лубянка — Бутырка — Новочеркасск

Владивостокский пересыльный пункт был, возможно, самым интеллектуальным в системе ГУЛАГа. Через него в разные годы прошли писатель Варлам Шаламов, филолог-пушкинист Юлиан Оксман, будущий народный артист СССР Георгий Жженов, последний из династии Рюриковичей литератор Дмитрий Святополк-Мирский, режиссер Леонид Варпаховский, поэт Владимир Нарбут, писатель Юрий Домбровский, зам. командира 6-го кавкорпуса, будущий генерал армии Герой Советского Союза Александр Горбатов, литератор Евгения Гинзбург. Среди тех, кто остался здесь навсегда, поэт Осип Мандельштам.

Тем страшнее был контраст, когда уже через несколько дней этап отправили морем на Колыму. В трюм впрессовали пять тысяч заключенных. Зловонная липкая духота, повальная морская болезнь — в Охотском море сильно штормило, под ногами грязные смердящие лужи. По скупым воспоминаниям Королева, ни до, ни после не было такого ужаса физической нечистоты. Но главные круги ада были впереди. Через неделю этап прибыл в Магадан — столицу колымского края.

Еще пять дней в кузове грузовика, и вот он —золотодобывающий прииск Мальдяк.

Прииск Мальдяк

Но Колыма убивала и самых сильных.

Как вспоминал он сам, в тот момент у него словно что-то оборвалось внутри: перед ним в немыслимых лохмотьях лежал страшно худой, бледный, безжизненный человек. Таким директор авиазавода увидел Сергея Королева, которого хорошо знал. Опоздай он на пару-тройку дней, мы вряд ли отмечали бы в эти апрельские дни 55-летие полета Юрия Гагарина в космос.

Магадан — Владивосток—Хабаровск

За колымского узника хлопотали многие. Его мать Мария Николаевна, прославленные пилоты Михаил Громов и Валентина Гризодубова…

Бесспорно, их письма наркому Лаврентию Берия сыграли свою роль. Но вопрос спасения Королева был уже согласован на самом верху: Берия получил от Сталина разрешение на пересмотр дел оборонных специалистов.

Потрясенный известием, уже в зоне, Сергей Павлович впервые в жизни заплакал.

Он был настолько плох, что начальник Хабаровской пересылки отпустил его без конвоя к докторше. Она приняла сердечное участие в судьбе никому не известного з/к. Отмыла и перевязала гниющие язвами ноги, снабдила витаминами и лекарствами. На следующий день послала в тюрьму два таза с сырой капустой и свеклой — лучшее лекарство от цинги.

Через много лет Сергей Павлович пытался разыскать свою спасительницу, собирался приехать в Хабаровск. Не успел. Лишь после смерти Королева, в конце 1960-х годов, хабаровские комсомольцы узнали фамилию врача — Днепровская.

Шарашка

До Москвы Сергей Павлович добрался только 28 февраля 1940 года. На дальних подступах к Ярославскому вокзалу его ждал черный воронок. Но на Лубянке не тронули и пальцем. Особым совещанием бывший лагерник был судим вторично и приговорен к восьми годам заключения, получив направление в московскую спецтюрьму-шарашку ЦКБ-29 НКВД (ул. Радио) под руководством з/к Андрея Туполева.

В шарашке Сергея Королева знали многие. И не удивительно: в 17 лет он стал автором проекта безмоторного самолета К-5, рекомендованного к постройке. С 1926 года, еще студентом Московского высшего технического училища им. Баумана, проявил себя как способный авиаконструктор. Еще в те безмятежные годы Андрей Николаевич Туполев, только познакомившись со студентом Королевым, согласился руководить его дипломной работой.

Вот так, за решеткой в шараге, встретились учитель и ученик. Но это уже другая история о нашем великом соотечественнике, не сломленного ГУЛАГом и проторившего дорогу человеку к звездам.

Сергей Королев не простил тех, кто ломал ему жизнь

С именем Сергея Королева у большинства в России ассоциируется развитие космонавтики и отечественные рекорды. Но, наверное, уже мало кто помнит, что Королеву пришлось стать "русским шпионом" - впрочем, несостоявшимся. Кроме того, именно этот упрямец сорвал саботаж Сталина – тот лично визировал расстрельный список, куда попал и конструктор, закрывая тем самым космическую программу. 14 января 1966 года Сергея Королева не стало. Сегодняшний "Повод для гордости" посвящен судьбе главного конструктора ракетно-космической промышленности СССР, "раздавленного" партийными шефами и ими же вознесенного.

Пожалуй, главные вехи биографии Королева известны всем. Один из основателей ракетно-космической отрасли нашей страны и, к слову, всего мира. Именно он обеспечил стратегический паритет, сделав нас передовой ракетно-космической державой. Ключевая фигура в освоении космоса, фактически создатель практической космонавтики. "Отец" первого искусственного спутника Земли, организовавший исторический полет Юрия Гагарина. А еще "вредитель", "русский шпион" и "не нобелевский лауреат". Удивительных изломов в судьбе Королева было множество, но он никогда не отступал от своей главной мечты – к сожалению, не реализованной.

Путь к Красной планете

Добраться до Марса – вот чем грезил Сергей Королев. К созданию космического корабля, на котором можно было бы совершать многолетние экспедиции, конструктор приступил в секретной лаборатории ОКБ-1.

"Люди будут летать в космос (и на Марс в том числе) по профсоюзным путевкам", - в этом был весь Королев.

Однако в 1933 году программа фактически была свернута, более важным посчитали ракетостроение. Следующие несколько лет Сергей Павлович работал в Реактивном научно-исследовательском институте, созданном Михаилом Тухачевским. А после расстрела последнего в 1937 году был арестован – по обвинению во вредительстве Королева приговорили к 10 годам лагерей.


Свой срок Сергей Королев отбывал на золотых приисках Колымы. Голод, цинга, ужасные условия существования, золотодобыча, которую Королев ненавидел всем сердцем – ничто не сломило конструктора. К слову, существует множество легенд, как именно ему удалось выжить в лагерях. Мы обратимся к сказанному дочерью конструктора Натальей Королевой в книге об отце. Опираясь на архивы, она рассказывает об удивительной встрече Сергея Павловича с бывшим директором Московского авиазавода Михаилом Усачевым. Его в лагеря отправили, обвинив в смерти Валерия Чкалова, хотя всем было ясно, что Усачев ни в чем не виноват. В лагере бывший директор авиазавода сумел закрепиться в ранге нового "старосты", "начистив морду" местному авторитету. И когда он обходил территорию вместе с проигравшим уголовником, тот небрежно указал на кучу тряпья в одном из бараков: "Здесь валяется Король – доходяга из ваших, из политических; он заболел и, наверное, уже не встанет". Приподняв тряпье, Усачев опешил – перед собой он увидел совершенно бледного, безжизненного человека. Кто знает, если бы не случилась эта встреча, может быть, и не случился бы первый полет человека в космос с участием Юрия Гагарина…

Несостоявшийся шпион

В 1940 году Королев смог вернуться в Москву, а спустя четыре месяца ему пришлось выслушать новый приговор, после чего конструктора направили уже в другую тюрьму – своего рода "бюро" при Казанском авиазаводе, где Королев будет работать под началом Туполева. Фактически Сергей Павлович уже был свободен, однако это не означало, что он может делать все, что угодно. Был конкретный заказ – ехать в Германию для изучения баллистической ракеты Фау-2. Королева засылали в качестве водителя одного из советских генералов, которые смогли добраться до вражеского вооружения с помощью англичан – поездку организовали для союзников, а Королев должен был подглядеть за Фау-2. Естественно, профессионалов в группе не ждали. А Сергею Павловичу, как оказалось, и не удалось выдать себя за артиллериста. Его "раскусил" один из английских разведчиков. Позже он рассказывал, что подозрения закрались из-за отсутствия орденов на груди "водителя" и "слишком высокого лба для капитана артиллерии".

Как бы там ни было, в 1946 году Королеву было поручено воссоздать Фау-2 в советском варианте. А еще через два года уже в статусе главного конструктора ОКБ-1 Сергей Павлович приступил к испытаниям баллистической ракеты Р-1. На вооружение она была принята в 1950 году.


Любимчик без нобелевской премии

Все говорит о том, что Никита Хрущев души не чаял в Сергее Королеве. Однако не стоит думать, что это была бескорыстная любовь. Хрущев прекрасно понимал, что прорывы конструктора – это его собственные активы. Потом можно будет "купаться" в лучах славы под ликование публики, устраивать пышные торжества, награждать и ученых, и себя заодно. Сергей Павлович был согласен на сделку, тем более, что Хрущев действительно поддерживал большинство его идей. Уже в 1960 году никто не сомневался, что Сергей Королев воплотит большой космический план с созданием лунного поселения, запуском экспедиции на Марс и последующим строительством базы на Красной Планете. Кроме того, прогнозировался облет Венеры и регулярные межпланетные экспедиции.

Сам Хрущев благодарил конструктора щедро, однако мировых деятелей не подпускал. Когда Королев запустил первый искусственный спутник Земли, ему хотели вручить Нобелевскую премию. Однако советские власти ответили, что достижение принадлежит народу и конкретного автора у него нет. Да и вообще, работа проведена под грифом секретно, а значит тайной останутся не только эскизы, но и личность самого конструктора.


"Лунная гонка" за два года до смерти

Марсианский проект Хрущев со всей своей любовью фактически потопил. Сократил финансирование, после чего Королев принял решение продолжать разработки на свой страх и риск. Точно также он не оставил работу над ракетой, которую когда-то саботировал Сталин. Упрямец был прав, потому и состоялся полет Гагарина. В 1964 году стало ясно, что и марсианская мечта живет не зря. Американцы запустили макет лунного корабля "Аполлон". Хрущев испугался проигрыша, а затем прозвучал приказ: "Луну американцам не отдавать".

Практически круглосуточная работа подорвала и без того севшее после лагерей и тюремных пыток здоровье Королева. За день до очередного дня рождения, 11 января 1966 года, Сергея Павловича отпустили из больницы, где ему должны были провести операцию по удалению саркомы. Оказалось, день рождения стал прощанием с близкими. Во время операции Королеву не смогли ввести в трахею интубационную трубку. Есть мнение, что причиной стал двойной перелом челюстей – результат пыток в Бутырской тюрьме. 14 января 1966 года Сергей Павлович Королев умер в результате сердечной недостаточности.

Сказано. Сергей Королев

"И как-то не верится, что такой тяжёлый кусок металла и дерева может летать. Но достаточно только оторваться от Земли, как чувствуешь, что машина словно оживает и летит со свистом, послушная каждому движению руля…" - из письма матери, 1927 год (после испытаний первого самолёта своей конструкции).

"Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой Планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества".

"Наступит и то время, когда космический корабль с людьми покинет Землю и направится в путешествие. Надежный мост с Земли в космос уже перекинут запуском советских искусственных спутников, и дорога к звездам открыта!"

"Порядок освобождает мысль".

"Критикуешь чужое, предлагай своё. Предлагая — делай".

"Ракета под водой — это абсурд. Но именно поэтому я возьмусь сделать это".

"Можно сделать быстро, но плохо, а можно — медленно, но хорошо. Через некоторое время все забудут, что было быстро, но будут помнить, что было плохо. И наоборот".


"Повод для гордости"

Каждый день Царьград рассказывает о событии в истории нашей великой страны. Хроники прошлых лет, безусловно, пересекаются с настоящим. Оглядываясь назад, мы понимаем, на кого стоит равняться, каких ошибок следует избегать и что сделать для счастливого будущего наших детей.

Сергей Павлович Королев

Кто такой Сергей Павлович Королев?

Сергей Павлович Королев широко известен как основатель советской космической программы. Занимаясь исследованиями ракетостроения в СССР до Второй мировой войны, Королев, как и многие его коллеги, был вынужден проходить через сталинские репрессии.

кем был сергей павлович королев в ссср

Детские годы и образование

Сергей Королев родился двенадцатого декабря тысяча девятьсот шестого в городе Житомир на территории современной Украины, в семье учителя русского языка. Год спустя семья переехала в Киев. В тысяча девятьсот десятом году родители Сергея расстались, и он переехал с матерью в дом ее родителей в городе Нежин. Родители Королева официально развелись в октябре шестнадцатого года, и вскоре мама Сергея снова вышла замуж. В семнадцатом году, в год большевистской революции, семья переехала в Одессу, крупный портовый украинский город.

сергей королев в детстве

В двадцать втором году, когда город все еще восстанавливался после гражданской войны, Сергей Королев сдал квалификационные экзамены на первый год обучения в Одесской профессиональной строительной школе. В ней он познакомился со своей будущей женой Ксенией Винцентини. Помимо первоклассного образования, Одесская строительная школа дала своим выпускникам возможность поступать в колледжи без вступительных экзаменов. В то время Сергей уже интересовался авиацией, вероятно, из-за его отчима, хорошо образованного инженера с бурной двойной карьерой в железнодорожной промышленности и техническом образовании. В июне двадцать третьего года Королев вступил во вновь созданное Общество друзей воздушного флота.

увлечение авиацией сергея королева в юности

В двадцать четвертом году Королев перевелся в Киевский политехнический институт, где присоединился к группе любителей планеров. Спустя два года он поступил в Московское высшее техническое училище имени Баумана, лучшее инженерное училище России.

Сергей окончил МВТУ в двадцать девятом году, а в тридцать первом году поступил в Центральный институт аэродинамики и гидродинамики. В июле тридцать второго года Королев был назначен руководителем Исследовательской группы по реактивному двигателю, одного из первых финансируемых государством центров по разработке ракет в СССР. В тридцать третьем году группа была реорганизована в Реактивный научно-исследовательский институт, где Сергей работал заместителем начальника. В РНИИ Королев руководил разработкой крылатых ракет и пилотируемого ракетного планера.

чем занимался сергей королев в молодости

Личная жизнь и семья

Карьера Сергея способствовала нестабильности в его личной жизни. В сорок шестом году брак Королева и Винцентини начал распадаться. Ксения была сильно занята своей собственной карьерой, и примерно в это время у ученого был роман с более молодой женщиной по имени Нина Ивановна Котенкова, которая работала переводчиком английского языка. Винцентини, которая все еще любила Сергея и была зла из-за его неверности, развелась с ним в сорок восьмом году. Королев и Котенкова поженились в сорок девятом году, но, как известно, у него были новые романы даже после этого второго брака.

За что Королева отправили в ссылку?

за что посадили академика королева

Интересные факты из жизни Королева

Вот несколько интересных фактов о советском ученом:

черты характера сергея королева

  1. В омской Шарашке Королев участвовал в разработке бомбардировщика Ту-2, крупного самолета советских ВВС во время Второй мировой войны.
  2. Спустя некоторое время Сергей был переведен в другую Шарашку в городе Казани, где он стал заместителем Валентина Глушко, его бывшего коллеги из НИИ-3 и будущего партнера и конкурента на заре космической эры.
  3. Королев, как известно, редко пил водку или другие алкогольные напитки, и предпочитал вести довольно строгий образ жизни.
  4. Страсть Королева к своей работе была характерной чертой, которая сделала его великим лидером. Он посвятил себя подготовке молодых инженеров, чтобы они могли приступить к своим космическим и ракетным проектам, несмотря на его занятость своей собственной работой.

Сергей Павлович Королев был выдающейся личностью. Мировая космонавтика все еще развивает идеи советского ученого, и без него космические триумфы СССР не состоялись бы.


Детство и юность, семья

В новогоднюю ночь 1906 года (по старому стилю), теперь уже 12 января 1907 года в Житомире, в семье учителя гимназии Павла Яковлевича Королева и дочери нежинского купца Марии Николаевны Москаленко, родился мальчик. Его назвали Сережей.

Семья вскоре распалась - у Королева был тяжелый характер, Маруся мужа не любила, на ее замужестве настояли родители, чтобы дочь не уехала учиться на курсы в Санкт-Петербург, как ей мечталось. Расставшись с мужем, она действительно поступила учиться на Высшие женские курсы, только в Киеве, а сына Сергея отвезла к деду и бабушке в Нежин.

В 1916 году Мария Николаевна вышла замуж за Григория Баланина: окончив петербургский Учительский институт, он работал в Финляндии и Германии, а затем, вернувшись из-за границы с дипломом инженера, закончил еще и Киевский политехнический институт. В 1917-м семья Баланиных переехала в Одессу, где Григорий Михайлович стал начальником портовой электростанции.

Здесь, в Одессе, Сергей Королев пошел в гимназию, здесь его застали революции 1917 года, гражданская война и интервенция, здесь он поступил в стройпрофшколу № 1, дававшую не только общее среднее образование, но и строительную профессию. В школе он встретил свою первую любовь - Ксению Винцентини (все называли девушку Лялей). И уже в Одессе всерьез заинтересовался авиацией.

Начало карьеры

Отправившись в Коктебель в сентябре 1929-го, Королев поставил рекорд: он парил на своем планере 4 часа 19 минут (полеты других планеристов продолжались не более 3 часов). В следующем году, уже работая в ЦКБ и вновь приехав в Крым, Сергей неожиданно заболел брюшным тифом.

Болезнь дала осложнение, потребовавшее сложной операции. Дело закончилось трепанацией черепа и временной инвалидностью. Но в ЦКБ он все равно вернулся - весной 1931 года. А летом школьная любовь Королева, Ляля Винцентини (после окончания Харьковского фармацевтического института она работала в Алчевске), наконец-то согласилась выйти за него замуж.

Ракетчиков поддерживал М.Н. Тухачевский, сделавший очень много для того, чтобы две группы - ленинградская ГДЛ (Газодинамическая лаборатория, созданная еще в 1921 году) и московская ГИРД объединились в единую структуру - Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Институт рождался в муках - но, наконец, в 1933 году был открыт.

Начальником института стал И.Т. Клейменов - партиец, кадровый военный с хорошим образованием, а его заместителем - Сергей Королев. Со своим заместителем Клейменов не сработался и заменил его на Г.Э. Лангемака - блестящего специалиста, человека высочайшей эрудиции. Сергей Павлович был переведен на должность старшего инженера, а через год, в 1935-м, его поставили во главе отдела, созданного под разработку его тематики по ракетоплану и крылатой ракете.

Арест

Как раз в это время на просьбу о помощи матери Королева, Марии Николаевны, откликнулся известный летчик И Громов, совершивший перелет через Северный Полюс в Америку. Он написал напрямую Берии: «Мною по депутатской линии получено ходатайство от гражданки Баланиной М.Н. (мать заключенного Королева) по пересмотру его дела.

Работа в КБ

- Где я вам возьму ресторанного повара?!

С началом Великой Отечественной специалистов из ЦКБ-29 эвакуировали в Омск - там развертывали авиазавод. Через некоторое время В.П. Глушко запросил Королева, своего бывшего сослуживца по РНИИ, к себе: Валентин Петрович руководил в Казани ОКБ, где проектировались ракетные двигатели. С 1942 по 1946 год Сергей Павлович работал заместителем Главного конструктора двигателей по летным испытаниям.

Освобождение

27 июля 1944 года был подписан указ о досрочном освобождении Сергея Королева со снятием судимости. Домой он не поехал - остался в Казани, написав жене, что его вряд ли отпустят, поскольку очень много работы. Но, похоже, он и не хотел возвращаться в Москву: что-то ушло из их отношений с Ксенией Максимилиановной - что-то, без чего нет настоящей семьи.

Создание баллистических ракет

В августе 1946-го министр вооружения Д.Ф. Устинов подписал приказ о назначении Королева одним из Главных конструкторов НИИ-88: здесь предполагалось собрать 10 образцов Фау-2. К июлю 1947 года были собраны ракеты первой серии. Одновременно на берегу Волги строился полигон Капустин Яр - для испытаний ракетной техники. Первый старт баллистической ракеты в СССР прошел 18 октября 1947 года.

Она внесла в повседневный быт Сергея Павловича тепло и душевность, превратила его холостяцкую квартиру в уютный дом. Разрыв с первой семьей был тяжелым: Ксения Максимилиановна долго не давала развода Королеву, против него ожесточилась 12-летняя Наташа. Но вот после смерти отца Наталья Сергеевна - доктор медицинских наук, лауреат Государственной премии СССР - сделает очень много для пропаганды жизни и деятельности Сергея Королева.

После XX съезда партии Сергей Павлович направил в Главную военную прокуратуру СССР заявление с просьбой о пересмотре своего дела. Он был на космодроме в ТюраТаме (шла подготовка к очередному пуску), когда Нине Ивановне принесли справку о его реабилитации.

Разработка спутника

Болезнь и смерть

У Королева была мерцательная аритмия сердца. Сильно беспокоили его и кишечные кровотечения. В конце декабря 1965-го, перед самым Новым годом, ему пришлось лечь в кремлевскую больницу. Врачи, обнаружив кровоточащий полип в кишечнике, назначили на 14 января операцию.

Уже во время нее хирурги нашли злокачественную опухоль - ангиосаркому, и тогда же выяснилось, что интубационная трубка не проходит через рот. Пришлось делать трахеотомию. Операцию довели до конца, но через полчаса произошла внезапная остановка сердца. 14 января 1966 года Сергей Павлович умер на операционном столе от остановки сердца, что и явилось причиной смерти ученого

Оказывается, в преисподнюю московского крематория спускался по просьбе Юрия Алексеевича Владимир Комаров - ему и отсыпали часть праха. Владимир Михайлович погиб еще раньше Гагарина.

С бывшей женой и дочкой



Сергей Королев с первой женой Ксенией Винцентини и дочкой Наташей

Личная жизнь

Сергей Королев был дважды женат. Первый раз он женился августе 1931 года на однокласснице Ксении Винцентини, в 1935 году она родила ему дочь Наташу. В 1948 году, после того, как академик вышел из заключения, семья распалась.

Королев со второй женой

Со второй женой – с Ниной Ивановной Котенковой, работавшей вместе переводчицей в НИИ-88, Сергей Королев познакомился на работе. Супруги жили счастливо до самой смерти Сергея Павловича.

Человек очень сложной и удивительной судьбы, именно так я могла бы описать жизнь Сергея Королева. Лететь на планере и не упасть, быть в числе осужденных и не встать у стенки на расстрел, выжить в Сталинских лагерях – это все он смог преодолеть. Наш величайший ученый остался жить, чтобы показать всему человечеству, какой сложный и тернистый путь, может пройти обычный человек, ради любви к своему делу. Я думаю, что мало есть людей на земле, которые также преданно любили космос, которому посвятили всю свою жизнь.

Детство

детство королева

Наш легендарный покоритель космоса, родился 12.01.1907 года, в Украинском городе Житомир. Отец – Павел Яковлевич, был родом из белорусского Могилева, где служил учителем филологии, а мать – Мария Николаевна Москаленко, была родом из Нежина и являлась дочерью Нижинского купца. Оба они были из Украины, так что национальность Королева – украинец. Когда Сережа достиг возраста трех лет, мама и папа развелись, и Мария Николаевна собрала его вещи и отправила к своим родителям в Нежин.

В Нежине Сережу опекали бабушка и нянюшка, которая полностью занималась его воспитанием. Она приучила его к порядку и прилежанию.

Бабушка и дедушка научили внука, как вести себя в обществе, аккуратному отношению к вещам и вежливости. Еще о Сереже очень заботился брат его мамы – дядя Вася. Он посадил Сережу на велосипед и научил и кататься на нем, играл с ним в активные игры, разрешал находиться с собой при работе с фотографиями, катал на качелях и приобщал к музыке.

Уже в 1916 году мама Сережи, решила устроить свою личную жизнь и стала супругой Георгия Михайловича Балавина. Вместе с мужем и сыном Мария Николаевна переезжает жить в Одессу. В 1917 г. Сережа начинает обучение первом классе при гимназии, но учился он там недолго, так как к этому времени уже началась революция. Потом он перешел в единую трудовую школу, для получения домашнего образования. Обучением на дому с Сережей занимались его мать и отчим. Новый муж матери, был не только учителем, еще и инженер по образованию. Будучи школьником, Сергей заинтересовался авиационной техникой и проявил к ней большие способности.

Начало карьеры

начало карьеры королева

С начала тридцатых годов Сергей Павлович увлекся изобретением и изучением реактивных двигателей, подтолкнул и направил его к этой идее Циолковский еще в двадцатых годах.

Испытания, а затем и запуск ракеты состоялся в августе 1933 г.

В тот год Сергею Павловичу дали должность руководителя отдела ракетных летательных аппаратов. Правда уже спустя год за разногласия с руководством, по ряду рабочих вопросов, его сняли с данной должности. Его работы быстро заметили и оценили, и первые высшие награды за выдающиеся заслуги, не заставили себя долго ждать. В это же время Королев начал издавать и публиковать свои первые работы про ракеты.

В 1934 г. была опубликована первая статья Сергея Королёва, под заголовком “Ракетный полет в стратосфере”. В этой книге Сергей Павлович писал о том, что ракеты – это не игрушки, а очень серьезное оружие. Один экземпляр он дал почитать Циолковскому, который дал книге отличную рецензию, назвал ее очень разумной и полезной. Королев уже тогда хотел поскорее начать строить ракетоплан, правда тогда его мечтам не суждено было исполниться.

Арест и дальнейшая научная деятельность

арест королева

В 1938 году, конструктора обвиняли в том, что он занимался совершенно никудышными проектами, не приносящими никакой пользы государству, с оцененным ущербом в 120 тысяч рублей.

Осудили Сергея Королёва на 10 лет, с полной конфискацией имущества.

Допросы проводили жестокие, заставляли признаться через пытки и сильнейшую боль.

Но при таких серьезных обвинениях ему удалось избежать расстрела.

Главного конструктора отправили копать золото на Колыму, где он едва не умер от голодной смерти.

Арест и нахождение в ГУЛАГе сделали свое дело и Королев на всю жизнь стал циником и пессимистом, по отношении к окружающей действительности. Из воспоминаний близких его людей, любимой поговоркой Сергея Павловича была фраза “Шлёпнут без некролога…”

Пока Сергей Павлович находился в лагерях, его семья и друзья в это время не бездействовали, они принимали соответствующие меры, стучали в “закрытые двери” и добились того, чтобы Сергея Павловича вернули в Москву, для дальнейшего расследования.

В столице Королев, был повторно судим, получил срок – 8 лет с отправкой в местную спец.тюрьму, где начал работать в своей сфере деятельности, под руководством осужденного Андрея Туполева. Вместе они занимались выпуском прогрессивных бомбардировщиков, а Королев по личной инициативе трудился над разработкой и построением ракет. В июле 1941 они были эвакуированы в Омск.

Там Сергей Павлович узнал, что в Казани есть авиазавод, где проектируют ракетные системы и главным их конструктором являлся его бывший коллега по РНИИ Валентин Глушко. Королев обратился с просьбой о переводе его в Казань.

Военное время

военное время

В 1942 г. С.П. Королёва переводят в режимный КБ в Казани, где он начинает работать по специальности, в качестве главного конструктора, разрабатывая жидкотопливные ракетные двигатели. В то время в Советском Союзе, как и в Германии, ученые умы пытались создать ракетные ускорители вроде тех, которыми был оборудован самый большой транспортный самолет Второй Мировой войны –” Ме-326”. Сергей Павлович, работая над совершенствованием “Ту-2,” одновременно входил в группу по разработке бомбардировщика “ДВБ-102”

Сергей Павлович на тот момент работал над проектом самолета с комбинированным реактивным и винтовым двигателем. Конструктор входил в активную группу ученых, которая создавала не имеющий в мире аналог, первый пикирующего самолета бомбардировщика. Первый самолет запустили в небо, в октябре 1943 г.

С Сергея Павловича сняли все обвинения и выпустили из лагеря по УДО, в июле 1944 г.

Уже в августе 1944 г. после досрочного освобождения академик стал членом комиссии по исследованию трофейной немецкой техники, в частности – баллистических ракет.

Вклад в науку

баллистические ракеты

В 1946 году Королев становится начальником конструкторского бюро, где разрабатывает и создает баллистические ракеты.

В 1948 году ученый начинает испытывать ракету “Р-1”, а в 1956 – создает двухступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету “Р-7”. Проведение испытаний с успехом прошли в 1957 году в Казахстане, на Байконуре (полигон №5).

И в этом же году ученый создает ракеты со стабильными компонентами топлива (с мобильным наземным и морским базированием).

Королев был новатором в важнейшем направлении, такого как ракетные вооружения. Благодаря ему в СССР появилось свое стратегическое ядерное вооружение.

ПЕРВЫЙ ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ

первый искусственный спутник земли

АППАРАТЫ ДЛЯ ПОЛЕТА НА ЛУНУ

аппараты дя полета на луну

В 1959 году советские ученые при руководстве Королева создали и запустили три автоматических космических аппарата к Луне. Первые два – доставили на Луну вымпел СССР, третий – отправили с одной целью, чтобы он сфотографировал невидимую (обратную) сторону Луны.

Первый аппарат, облетевший Луну, стал советский автоматический аппарат “Луна-1”. Действие это происходило 2.01.1959 года. А первый аппарат, который достиг Луны, стал “Луна-2” – датировалось это 13.09.1959 года. Благодаря Королеву и его разработкам Советский Союз был лидером в лунной гонке.

ЧЕЛОВЕК В КОСМОСЕ

человек в космосе

Королев решил, что пора уже и человеку заняться освоением космоса. Для этого он разработал и сконструировал единственный в своем роде космический корабль с названием “Восток-1” и этим самым снова взбудоражил все ученые умы мирового масштаба. Благодаря этим исследованиям и разработке, первый полет в космос совершил советский человек – Юрий Гагарин. Полет 12.04.1961 года стал возможен, только благодаря усердию Сергея Павловича. За внедрение и реализацию данного проекта в жизнь, Королеву присвоили повторное звание Героя Соц. Труда (без опубликования приказа).

ПРОЕКТ ОРБИТАЛЬНОЙ СТАНЦИИ

проект орбитальной станции

К сожалению, Сергей Павлович не смог воплотить все свои идеи при жизни. К таким идеям и относился проект орбитальной станции. Но ученый понемногу начинал реализацию и разработку пилотируемых Долговременных Орбитальных Станций. Прототип ее был новейший и во много раз совершеннейший, по сравнению с предыдущими, космический корабль “Союз”. Новые корабли были оснащены бытовыми отсеками, куда любой космонавт мог зайти без скафандра и находиться в нем продолжительное время. Так же на орбите могли стыковаться два корабля, и космонавты могли спокойно передвигаться между кораблями через открытый космос.

Семья

семья королева

Со своей женой Ксенией ученый познакомился еще в школьные годы. Это были его первые настоящие чувства. Девушка была очень хороша собой и имела вереницу из ухажеров вокруг себя. Для того, чтобы обратить внимание любимой девушки, Сергей изощрялся как мог, главной его задачей было, обратить на себя внимание.

Красивые ухаживания и сумасбродные поступки растопили сердце молодой девушки, и они начинают встречаться. Но когда Сергей Павлович делает ей предложение, то Ксения дает отказ, т.к. для начала хотела получить высшее образование и стать независимой девушкой.

Но Сергей не привык сдаваться просто так и добился от Ксении согласия. Летом 1931 года они сыграли свадьбу и вместе отправились в Москву. Но стать женой – это одно, а жить семейной жизнью – это совершенно другое. Ксения быстро разочаровалась в совместной жизни с Сергеем Павловичем. Не будучи мужем, он ухаживал за ней и добивался расположения, а после свадьбы стал остывать к ней. В его жизни стало появляться место для других женщин.

Догадываться о похождениях супруга на сторону, иметь на это все подтверждения и оставаться его супругой целых 17 лет, такова была учесть Ксении. При этом совместно они прожили чуть больше 8 лет, из-за того, что 1938 году Сергей Павлович был арестован и отправлен в лагеря.

Но что делать, через 17 лет Ксения решила, что дальше так больше продолжаться не может и что надо уходить от супруга. Их единственная дочь Наталья, очень рано узнала, что папа не был верен маме все это время. Она приняла эту информацию с горечью и большой обидой на отца. Сергея Павловича очень расстраивало такое отношение дочери, он тянулся к ней, а она противилась всякому общению. Наталья смогла простить отца, только когда выросла, она первая сделала решительный шаг в их отношениях, созвонилась с отцом и призналась, что очень любит и скучает по нему.

Но Сергей Павлович не долго оставался холостяком. Когда его супругой еще была Ксения, то он имел связь на стороне с девушкой Ниной, которая была переводчицей и помогала ему переводить иностранные статьи. Она то и стала ему второй женой, сразу после развода с Ксенией.

Нина оставила работу и ушла с головой в семейную жизнь с Королевым. Она была отличной хозяйкой, которая все время создавала уют в семье, но муж этого не замечал и не ценил, он находился в частых разъездах, и командировка, и дома бывал крайне редко. Своих детей у них не было, так что единственным ребенком ученого была Наташа. Дочь сумела наладить отношения с семьей отца и приезжала к ним в дом уже со своим супругом и сыном Андреем.

Почетные звания и награды

поыетные звания и награды королева

  • Дважды Герой Соц. Труда
  • В наградах имел три Ленинских ордена, и “Знак Почёта”
  • Член Академиков АН CCCP
  • Лауреат премии имени Ленина.
  • Назван почетным гражданином таких городов, как: Королев, Байконур и Калуга.
  • Звание - Полковник.

Памяти Сергея Королева

памяти сергея королева

В Москве есть дом-музей С.П. Королева. Он был создан по просьбе его второй супруги Нины. В доме находится все, чем владел и часто пользовался академик: это книги, фотографии, личные вещи, мебель. Все убранство музея осталось прежним, ничего старались не менять. Дом использовался в качестве декорации к фильму “Королев”, который снимался в 2007 году.

В память о великом ученом были выпущены марки, но дату рождения указывали по-разному, можно увидеть по-новому или по старому стилю.

В 2017 году Молдавская республика выпустила несколько видов монет с изображением Королева. Монеты вышли двух видов: первая серебряная – номиналом 20 рублей и вторая из никелевого покрытия – номиналом 1 руб.

Все памятники С.Н. Королёву.

  • Памятники в Москве и Королеве
  • Памятник С. Королёву и Ю. Гагарину в г. Королёв.
  • Памятник-бюст в г.Самара около национального исследовательского университета имени Королёва.
  • Памятник в г.Чебоксары
  • Памятник-бюст на пр-кт Королева в г.Санкт-Петербург
  • Памятник Королёву открыт в августе 2016 года в Омске к 300-летию города перед ДК Химик на проспекте Королёва.
  • Памятник в корпусе факультета СМ МГТУ им. Н. Э. Баумана.
  • Бюст во дворе школы имени С. П. Королёва в г. Тольятти (открыт 29 мая 2017 года).
  • Памятник в Железногорске Красноярского края

В других странах:

  • Памятник в Казахстане, на Байконуре
  • Памятник в Киеве (Украина)
  • Памятник в Житомире (Украина).
  • Памятник в Мадриде (Испания).

Заключение

Жить и творить Королев смог недолго, умер он в январе 1966 году на 59 году жизни. Причина смерти была указана врачами в медицинском заключении. У Сергея Павловича была обнаружена злокачественная опухоль и было принято решение проводить операцию. Во время хирургического вмешательства началось кровотечение, которое не смогли остановить и сердце его перестало биться прямо на операционном столе.

Сергей Королев – это не просто академик, инженер или конструктор. Это великий человек, благодаря которому были сделаны грандиозные открытия и достижения человечества!

Пройдя все тяготы и лишения на протяжении всей жизни, он остался преданным своей стране до конца своих дней! При жизни его имя было засекречено, но прошли годы и в его честь стали называть улицы и города. Это ли не признание его заслуг?!

Читайте также: