Кто такой работник инд

Обновлено: 18.05.2024

Человеку важно знать, что коллектив ценит и уважает его. Ты можешь сомневаться в собственной значимости, считая, что тебя недооценивают, игнорировать значимость своего опыта и обесценивать успехи. Но не спеши делать выводы, ведь отсутствие похвалы ещё не значит, что тебя не замечают. Мы составили список очевидных признаков того, что ты ценный сотрудник, даже если никто не говорит об этом вслух.

Ты одним из первых узнаёшь о новых правилах, чужих повышениях, конфликтах на рабочем месте, о предстоящих проектах, важных контрактах, переговорах. Ты всегда находишься в числе тех, кого информируют практически по любому вопросу.

Разумеется, речь идёт не о сплетнях и слухах, распространяемых в коллективе, а об официальных приказах и предстоящих событиях в жизни компании. Обычно подобной информацией делятся только с теми сотрудниками или коллегами, в чьей честности нет абсолютно никаких сомнений. Вряд ли среднестатистический работник, близкий к увольнению, был бы прекрасно осведомлён о том, что происходит внутри компании.

2. Тебе часто доверяют курирование новых сотрудников

Если тебе часто доверяют курирование и обучение новых сотрудников — будь уверен, что начальство замечает твой профессионализм и считает, что на тебя можно положиться. Работу с новыми кадрами в основном получают те, кто обладает лидерскими качествами и не боится приступать к выполнению дополнительных задач. Другими словами, в твоём умении брать на себя ответственность и находить общий язык с людьми на твоей работе никто не сомневается.

3. С тобой советуются коллеги и начальство

Если кому-то нужно экспертное мнение, комментарий касательно проекта, свежие идеи или нестандартный взгляд на ситуацию — обращаются первым делом к тебе. Причём с тобой советуются не только по вопросам, касающимся работы: коллеги часто обсуждают с тобой личные проблемы, делятся своими переживаниями, просят твоей помощи. Твоё мнение имеет вес — независимо от того, на какой должности ты работаешь.

4. Твои просьбы не остаются незамеченными

Если ты что-то просишь у начальства или своих коллег — ты обязательно получаешь желаемое. По крайней мере, тебе обещают, что сделают всё, что в их силах. Всё потому, что в тебе видят настоящего профессионала своего дела, который не станет пользоваться своим положением в корыстных целях и постарается принести компании максимум пользы.

Начальство и коллеги понимают, что все твои замечания или просьбы направлены на совершенствование твоего опыта и знаний, а следовательно и улучшение твоих результатов и результатов твоей команды.

5. Тебе дают всё больше новых задач

Сфера твоей деятельности постоянно расширяется, начальство подкидывает тебе всё больше новых и интересных задач, в которых ты можешь реализовать свой внутренний потенциал. Ты берёшься за сложные проекты и раз за разом оправдываешь ожидания босса. Разумеется, твоя активность и дополнительная нагрузка отражается на уровне твоей зарплаты. Ты часто получаешь бонусы и премии, тебе оплачивают сверхурочную работу и стараются поощрять твоё рвение развиваться любыми другими способами.

6. Начальство относится к тебе лояльно

Если вдруг у тебя случаются какие-то неприятности: ты переживаешь тяжёлую жизненную ситуацию, проблемы в семье и личной жизни — начальство относится к тебе лояльно. Никто не делает тебе выговор, не требует от тебя объяснительных записок и не стыдит тебя при всём коллективе. Тебе прощают 10-минутное опоздание, без лишних вопросов отпускают тебя на больничный; входят в твоё положение и не нагружают тебя работой в период, когда в твоей жизни начинается чёрная полоса. Начальство относится так только к тем, в чьём профессионализме оно уверено на 100%.

7. Критикуют не тебя, а твою работу

Если тебя считают ценным сотрудником и понимают, что твой вклад в развитие компании весом — тебя никогда не будут критиковать. Критика всегда будет направлена на твою работу и твои недочёты. Начальство понимает, что ошибки могут быть у всех, и поэтому не переходит на личности и старается указать тебе на неверные действия максимально аккуратно и вежливо.

8. Начальство вкладывает деньги в твоё обучение

Твоему начальнику нет смысла тратить деньги на обучение сотрудника, в котором он не уверен. Если бы твой босс думал, что ты близок к увольнению, что тебе нельзя доверять, что твои профессиональные навыки под большим вопросом, — он не стал бы вкладываться в твоё развитие. Так что один из самых действенных способов узнать, ценный ли ты сотрудник, — проанализировать, как часто ты проходишь различные мастер-классы, обучения, повышения квалификации и т. д.

9. Ты ни с кем не конфликтуешь на рабочем месте

Это один из неочевидных признаков того, что ты умеешь работать в команде и находишь общий язык с абсолютно разными людьми. Это ценное качество для любого сотрудника и профессионала своего дела. Начальство уважает тебя хотя бы за то, что ты не тратишь свои ресурсы на бессмысленные споры, ссоры, попытки доказать свою значимость и словесные перепалки. Вместо этого ты предпочитаешь вкладываться на все 100% в работу, добиваясь высоких результатов.

10. К тебе тянутся коллеги

Ты участвуешь во всех встречах после работы, празднованиях дней рождений коллег и начальства, профессиональных праздниках и корпоративах. С тобой с удовольствием общаются, над твоими шутками смеются, твои истории слушают с интересом. Если всё это про тебя — ты вполне можешь считать себя душой коллектива и просто хорошим человеком, к которому тянутся окружающие люди.

Работник vs работодатель: кому принадлежит интеллектуальная собственность?

Ценность информации напрямую связана с тем, насколько надежно она защищена от бесконтрольного распространения и использования. Чем лучше информация защищена и чем меньше лиц используют ее в своей предпринимательской деятельности, тем больше пользы она приносит тому, кто ей владеет. А значит, и выше ее ценность.

Причем речь идет не только о компаниях, специализирующихся на разработках IT-продуктов. Конфиденциальная информация и интеллектуальная собственность есть во многих других сферах: образовательных, оказания услуг, маркетинговых и так далее.

  • Информация, являющаяся конфиденциальной у данного работодателя — с ней работник знакомится или получает к ней доступ при выполнении своих служебных обязанностей;
  • Информация, которая является результатом интеллектуальной деятельности (РИД) — ее сотрудник создает сам в процессе выполнения служебных обязанностей.

От того, к какой из двух категорий относится информация, зависит многое. Например, выстраивание отношений между работодателем и работником.

Конфиденциальная информация — это то, что работник не создает, а получает от работодателя для выполнения служебных обязанностей. Это могут быть производственные, технические, экономические, организационные данные, а также сведения, имеющие реальную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам.

Самый очевидный пример — это клиентская база. Вряд ли найдется работодатель, который не задумывался бы о том, как ее защитить. А некоторые не понаслышке знают, что работники после увольнения могут забрать ее с собой, как личную кружку.

Чтобы защитить конфиденциальную информацию, целесообразно в ее отношении установить режим коммерческой тайны. Это означает, что нужно последовательно реализовать следующие меры:

  • Разработать и утвердить перечень конфиденциальной информации, которая будет составлять коммерческую тайну;
  • Разработать и утвердить положение о коммерческой тайне. Оно должно включать условия и меры ответственности за нарушение режима коммерческой тайны;
  • Ознакомить с положением под роспись всех работников;
  • Подготовить проекты дополнительного соглашения к действующим трудовым договорам с работниками, которые будут содержать условия о распространении обязательств по сохранению режима конфиденциальности в отношении коммерческой тайны;
  • Включить указанные условия в типовой трудовой договор работодателя, на основе которого готовятся документы для новых сотрудников.

На этапе увольнения важным является требование работодателя от работника передать все материальные носители информации, имеющиеся в пользовании работника и содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.

  • Ограничить доступ к информации, в отношении которой установлен режим коммерческой тайны, и ее неконтролируемое распространение;
  • Добиться от работника возвращения в неизмененном виде носителей информации и самой информации, которые были предоставлены работнику для исполнения трудового договора;
  • Определить размер ущерба и предъявить требования о возмещении убытков, в том числе после расторжения трудового договора — в срок действия режима коммерческой тайны.

В случае причинения вреда (важно: реального ущерба, а не упущенной выгоды) работник может быть привлечен во время действия трудового договора к дисциплинарной ответственности, а после его прекращения — к гражданско-правовой. Суды, как правило, взыскивают только убытки как возмещение реального ущерба. Различные иные санкции, например, штрафы не применяются.

Информация как результат интеллектуальной деятельности — это произведения, изобретения, полезные модели и промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау).

Еще один распространенный пример — это дизайн-макеты, созданные сотрудником во время работы. Многие работодатели сталкивались с тем, что уволившиеся сотрудники забирают с собой исходники всех разработанных рекламных материалов, аргументируя это тем, что это результат их интеллектуальной деятельности.

  • В рамках служебных обязанностей согласно трудовому договору или договору заказа на создание того или иного результата интеллектуальной деятельности;
  • В рамках договора подряда или научно-изыскательских, опытно-конструкторских и технологических работ, не имеющих в качестве своей цели создание РИД.

Сложность защиты интересов работодателя заключается в том, что интеллектуальные права на результаты интеллектуальной деятельности имеют двойственную природу, а именно: они бывают исключительными имущественными и личными неимущественными (это, прежде всего, право авторства).

Автором РИД по действующему Гражданскому Кодексу РФ признается гражданин, чьим творческим трудом создан результат интеллектуальной деятельности. Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы.

А вот принадлежность исключительных имущественных прав регулируется трудовым договором, договором заказа на создание объекта интеллектуальной собственности или договором подряда, договором НИОКР. Исключительные (имущественные) права на служебные РИД, как правило, принадлежат работодателю.

Анализ судебной практики показывает, что отсутствие регулирования принадлежности исключительных прав на служебные РИД вызывает большое количество споров и, как следствие, расходов.

  • Закрепить в трудовых договорах с работниками положение о том, что исключительные права на все результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении должностных обязанностей, принадлежат работодателю;
  • Формализовать выдачу заданий на создание служебного РИД, даже если работодатель выявил факт создания служебного произведения уже после того, как оно было создано работником;
  • Формализовать выплату авторских гонораров (вознаграждений) как дополнительных соглашений к трудовым договорам. Например, можно разработать положение об оплате труда таким образом, чтобы была прописана часть заработной платы, которая приходится именно на вознаграждение творческого труда работника.
  • Защитить права (притязания) и законные интересы работодателя на результаты интеллектуальной деятельности, созданные работниками при исполнении трудовых обязанностей;
  • Минимизировать риски оспаривания принадлежности прав и/или незаконного использования работниками-авторами результатов интеллектуальной деятельности.

Что касается исключительных имущественных прав на РИД, созданных в результате договора подряда или НИОКР, то они принадлежат автору. Получается, если заказчик таких работ допускает возможность создания подрядчиком при выполнении договора объекта интеллектуальной собственности и желает приобрести исключительные права на такой объект, то это нужно заранее прописать в договоре.

Организации принимают на работу сотрудников вне штата. Кто такой внештатный сотрудник? Эти люди выполняют поручения, которые даются на короткий срок, требуют узкой специализации, рассчитаны на работников другой квалификации, не входят в сферу деятельности компании.

Внештатный работник – новое явление в трудовых отношениях. По действующему Трудовому кодексу РФ понятия внештатный сотрудник не существует, хотя не противоречит установленным правилам.

Какой договор заключается с внештатным сотрудником

При приглашении на должность после предварительного собеседования оформляется письменное соглашение двух видов:

  1. Трудовой договор.
  2. Гражданско-правовой договор, или договор подряда.

Если работодатель не включает подчиненного в штат, то оформляется гражданско-правовой договор (ГПД).

Какой договор заключается с внештатным сотрудником

Соглашение заключается в письменной форме, где отражаются должность сотрудника, сроки, сумма оплаты труда. Оплата производится после выполнения и сдачи результатов работодателю. Действие длится в период выполнения и сдачи работы. Если человек в своей должности решает продолжить сотрудничество, то оформляется новое соглашение.

  • не отчисляются проценты в Пенсионный фонд,
  • не оплачиваются больничные листы, нет отпуска.
  • Если по ГПД часто оформляют граждан других государств, то работодатель ограждает себя от штрафов со стороны миграционной службы.

Частные случаи соглашений:

  • По совместительству. На работника организации возлагаются дополнительные обязанности.
  • Срочный. Подписывается на срок до оговоренной даты.
  • На выполнение сезонных работ. Заключается на срок до двух месяцев с разными правами и обязанностями в зависимости от продолжительности рабочего срока.
  • Аутстаффинг. Это новое направление на рынке труда. Говоря простым языком, аутстаффинг – наемный труд. В компанию по согласованию приглашаются работники другой организации. Таким образом, оформить человека становится проще, чем постоянного сотрудника. Соглашение происходит между работодателем и аутстаффинговой компанией.
  • Аутсорсинг. Передача сотрудников другой организации. Они выполняют задания в нужной области по договоренности между компаниями. Трудятся по распоряжению своего начальника под руководством лица, возглавляющего фирму-партнера. Вопросы оплаты труда, компенсаций, отпусков решает аутсорсинговая или аутстаффинговая компании.

Плюсы и минусы внештатного персонала

Плюсы для работодателей:

  1. Загруженность бухгалтерии снижается за счет минимизации документов. Если прием идет через аутсорсинговую компанию, то она занимается налоговыми выплатами, обучает персонал.
  2. Экономия ресурсов компании.
  3. Если оформление идет через аутсорсинговые компании, то подбираются работники нужной квалификации.
  4. Возрастание эффективности производства. Такие занимаются не относящимися к производственному процессу делами, поэтому рабочие штата не отвлекаются, занимаются только поставленными перед ними основными задачами.
  5. Прием граждан других государств. Мигранты в качестве внештатных сотрудников принимаются по ГПД. Работодатель не отвечает в случае проблем с миграционной службой.

Плюсы и минусы внештатного персонала

Плюсы для внештатных сотрудников:

  1. Официальное трудоустройство.
  2. Востребованность, самореализация в разных компаниях.
  3. Закрепляются гарантии, прописанные в гражданско-правовом соглашении.

Минусы работы внештатным сотрудником:

  1. При оформлении ГПД нет социального пакета
  2. По окончанию срока работник не получает компенсаций. При продлении деятельности персонала оформляется новый приказ.

Права и обязанности

В отличие от постоянного работника, сотрудник, нанимаемый по ГПД, предоставляет паспорт для подтверждения личности и СНИЛС.

Внештатный работник обязан:

  • соблюдать условия и отвечать за исполнение ГПД;
  • уважительно относится к членам компании;
  • беречь оборудование и инвентарь.
  • соблюдать условия соглашения; выполнять социальные гарантии, оговоренные в письменной форме;
  • обезопасить труд работника;
  • создать условия; предоставить оборудование.

Внештатный работник имеет право:

  • на выполнение задания вне учреждения;
  • выбор режима сотрудничества;
  • отчисления в ФСС на случай профессиональных болезней и получения травмы на рабочем месте совершаются, только если об этом сказано в трудовом соглашении.
  • досрочное выполнение задания; оформление окончание договоренности письменным приказом.

Права и обязанности работника и работодателя

В каких сферах можно работать внештатно

может ли ип нанимать работников

Кадры – один из главных ресурсов любого бизнеса. Часто индивидуальные предприниматели начинают деятельность самостоятельно, без привлечения работников. Но если говорить о настоящем предпринимательском успехе, то добиться его в одиночку очень сложно. Может ли ИП нанимать работников? Есть ли здесь какие-то ограничения?

Кто может быть работодателем

Работодателями в трудовых отношениях могут быть как юридические, так и физические лица. Причём, Трудовой кодекс различает обычное физическое лицо и индивидуального предпринимателя, наделяя их разными правами и обязанностями.

В 2021 году ответ на этот вопрос, конечно, положительный. Принимая сотрудника на работу в ИП, предприниматель несёт те же самые обязанности работодателя, что и организация, за небольшим исключением. Например, выплачивать компенсацию по сокращению штата обязаны только работодатели-юридические лица.


Обязанности работодателя

Знать про обязанности работодателя желательно еще до того, как ИП принять на работу сотрудника. Трудовое законодательство РФ достаточно жёсткое и больше направлено на защиту работников, чем на интересы бизнеса.

ИП с наёмными работниками должен:

  • заключить письменный трудовой договор;
  • довести до работника информацию о его должностных обязанностях и ознакомить с локальными трудовыми актами;
  • создать безопасное рабочее место и обеспечить работника всем необходимым для выполнения трудовой функции;
  • выплачивать заработную плату не реже двух раз в месяц;
  • за свой счёт перечислять страховые взносы за работника и предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • своевременно удерживать НДФЛ с зарплаты и других выплат персоналу и перечислять налог в бюджет;
  • сдавать отчётность по работникам в ИФНС и фонды;
  • вести кадровую документацию.

Чтобы снизить административную и финансовую нагрузку, некоторые ИП с работниками стремятся вместо трудового договора заключать договор ГПХ. По такому договору отношения сторон переходят из трудовых в гражданско-правовую плоскость.

Заказчик в этом случае платит за исполнителя меньше страховых взносов, не оформляет выплаты по временной нетрудоспособности и материнству, не оплачивает отпуск, не обязан создавать условия труда и т.д. Иногда это действительно оправдано. Например, вам в бизнесе требуется какая-то разовая услуга или определённый объём работ. Найм работника в штат в этом случае необязателен.

Но учитывайте, что госорганы (ИФНС, фонды, трудовая инспекция) будут тщательно проверять, были ли у вас основания заключить договор ГПХ. В статье 5.27 КоАП РФ есть даже специальная санкция за заключение гражданско-правового договора при наличии фактических трудовых отношений. Для ИП это штраф на сумму от 5 до 10 тысяч рублей.

Сколько работников может быть у предпринимателя

Сколько человек разрешено нанимать ИП с работниками в 2021 году? На этот вопрос можно получить очень разные ответы, чаще всего называют 100 человек. На самом деле ограничения по количеству работников связаны не с организационно-правовой формой работодателя (ИП или ООО), а с выбранным налоговым режимом.

Если предприниматель работает на УСН, то нанимать он может не больше 100 человек. На ПСН ограничения ещё жестче - не более 15 работников по среднесписочной численности. Рыболовецкие производства на ЕСХН могут принять до 300 человек. А для тех, кто выбрал общую систему налогообложения, ограничений по персоналу нет, поэтому теоретически среднесписочная численность у ИП с работниками может быть любой.

Кроме того, если предприниматель претендует на государственную поддержку субъектов малого и среднего бизнеса, то количество работников тоже имеет значение. Микропредприятие может иметь не более 15 сотрудников, малое предприятие - не более 100 человек, а численность среднего предприятия не должна превышать 250 работников.

Сдача отчётности онлайн

Надо ли оформлять на работу родственников ИП

Должен ли предприниматель оформлять договор, если у него работают родственники? Здесь всё зависит от характера отношений. Понятия семейного бизнеса для ИП нет, даже если речь идет о супругах, имеющих общий бюджет.

Если это действительно нерегулярная помощь, за которую предприниматель не платит, то здесь можно применять статью 37 Конституции РФ. Согласно этой норме каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, в том числе, оказывать кому-то услуги или выполнять работы безвозмездно.

Но чаще всего под якобы безвозмездной помощью родственников скрываются всё-таки трудовые отношения, имеющие регулярный характер, предполагающие выполнение конкретных обязанностей и получение определённого вознаграждения.

Даже если вы заключите письменный договор безвозмездного оказания услуг, решать, есть ли здесь признаки трудовых отношений, будет суд. ФНС и Роструд при обнаружении неоформленного работника, конечно, настаивают на том, что это нарушение трудового законодательства и прав самого сотрудника. Положительная судебная практика по вопросу привлечения к ответственности работодателя-ИП имеется, но разбирательство в суде будет очень тщательным.

В качестве примера можно привести постановление Нижегородского областного суда от 05.03.2013 по делу N 7-133/2013. Предпринимателя попытались оштрафовать за привлечение к труду родственника-иностранного гражданина уже только по факту его нахождения в помещении, арендованном ИП. Причём, добиться отмены штрафа удалось лишь во второй судебной инстанции.

Таким образом, деятельность ИП с работниками, которые являются его родственниками, тоже подпадает под нормы трудового законодательства. Кроме того, не забывайте, что неоформленный вами родственник не будет иметь трудового стажа и пенсионных накоплений. Будете ли вы за свой счет содержать его в пожилом возрасте? Не лучше ли заключить трудовой договор и обеспечить ему получение пенсии?

Как оформить работника ИП

А теперь краткая инструкция о том, как ИП принять на работу сотрудника. Оформление работника в 2021 году происходит по нормам Трудового кодекса.

Читайте также: