Кто такой николай григорьевич рубинштейн профессии

Обновлено: 19.05.2024

Братья Рубинштейны: Таланты, которые положили основу музыкального образования

Подобно А.С.Пушкину, явившемуся основоположником литературного русского языка, эти личности в XIX веке положили начало развитию музыкального искусства России. Они были родными братьями, а музыкальной грамотой овладели даже раньше, чем научились чтению и письму. Впоследствии, слушая их выступление, сам российский император Николай I благословил молодых людей, заявив, что своими стараниями они сделают честь всем русским. В дальнейшем так и произошло. Эти люди действительно принесли славу России, воспитали множество талантливейших музыкантов и стали основателями первых консерваторий – Санкт-Петербургской и Московской. Звали этих великих россиян Антон и Николай Рубинштейны.

Родителями братьев-музыкантов были Григорий Романович и Калерия Христофоровна Рубинштейны евреи, проживавшие поначалу в Подольской губернии в местечке Выхватинец. Отец по табели о рангах являлся купцом первой гильдии, хотя и не слишком удачливым. Мать имела прусское происхождение, живя до замужества в Силезии, в те времена входившей в состав Пруссии. Она получила весьма приличное образование, в том числе и музыкальное.


Учитывая данные факты, было ясно, что братьям Рубинштейнам было на роду написано стать музыкантами. Так и случилось. Первые уроки им давала мать, а потом специально нанятые учителя: пианист-педагог А.И.Виллуан и теоретик музыкального искусства Э.Дэн. Это был довольно тяжелый труд. Мальчики вставали в шесть часов утра даже в зимнее время и садились за инструмент выполнять необходимую программу. Когда же хотя бы один из них останавливался, и гаммы переставали звучать, немедленно слышался стук в окошко из соседней комнаты, в которой находилась мать, как напоминание продолжать работу. Неповиновение наказывалось палками либо пощечинами.

Старшим из братьев был Антон. Он увидел свет 28 ноября 1829, когда семейство еще проживало в Подольской губернии. Спустя 5 лет Рубинштейны перебрались в Москву. Там родители взяли в аренду большой дом за рекой Яузой. Грамотная и жесткая школа обучения музыке привела к тому, что уже к 10 годам Антон прилично играл на фортепиано. Впервые мальчик дал публичный концерт в Петровском парке. Для повышения качества игры учитель повез мальчика в заграничное турне.

Ездя по западноевропейским странам, Антон давал множество концертов, в том числе и в королевских дворах. Перспективный пианист был представлен самым известным музыкантам, одним из которых был Ференц Лист, назвавший мальчика преемником своей игры. После возвращения на родину Антон Рубинштейн был уже вполне оформившимся и опытным музыкантом.


Увидев в возможностях своих сыновей финансово перспективный проект, Калерия Христофоровна в 1844 году решила поехать с ними в новое заграничное турне. Заработанные таким образом деньги можно было потратить на дополнительное образование юных музыкантов. Дорога лежала через Санкт-Петербург. Там мальчиков удостоил своим вниманием сам император Николай I. Перед царем Николай Рубинштейн сыграл собственноручно написанный ноктюрн. Самодержец был в восторге от игры еврейских подростков и благословил их на дальнейшую работу, заявив, что она принесет пользу, как самим музыкантам, так и России.

Из Петербурга семейство направилось в Берлин, потом в Париж. Во время гастролей ребята общались с выдающимися композиторами того времени: Мендельсоном, Шопеном, Мейербером. К сожалению, смерть отца вынудила Калерию Христофоровну забрать Николая и вернуться в Москву. Старший же брат остался за границей. Он уехал в Вену, где сделал карьеру музыканта. Благодаря твердости характера и выработанному с детства трудолюбию Антон превратился в гениального пианиста. Его приглашали на самые знаменитые концертные площадки не только стран Европы, но и США. Фактически Антон Рубинштейн стал первым российским музыкантом, добившимся мировой известности, демонстрируя слушателям достижения русской музыкальной школы.

Впоследствии он вновь совершал долговременные зарубежные гастроли, из которых в 1858 году возвратился на родину гениальным пианистом-виртуозом. Однако было бы ошибкой считать, что Рубинштейн-старший был только прекрасным пианистом. Он сочетал в себе еще талант дирижера и композитора. После себя маэстро оставил огромное музыкальное наследство, включающее оперы, симфонии, фортепианные пьесы и романсы. Однако главное его достижение было впереди. А произошло это благодаря сотрудничеству Антона со своим не менее гениальным музыкантом, его младшим братом.

Николай, как и Антон, он с малолетства был приобщен к музыке, добился значительных успехов в игре на фортепиано. Однако не игра на музыкальном инструменте стала делом его жизни, а развитие музыкальной культуры России. А началось все в 1858 году, после того как старший брат Антон вернулся на родину из последней творческой поездки. Тогда в подмосковном селе Богородском на отдыхе братья серьезно обсудили вопросы создания в стране некоего общества, в задачи которого входило бы распространение музыки и развитие вкуса к данному виду искусства путем организации обучения талантливых исполнителей и всевозможных общественных мероприятий.


Идея принадлежала старшему из братьев, но детально ее проработал младший. Рубинштейны разделили между собой и места приложения усилий. Антону досталась Северная Пальмира, а Николаю – Москва. Уже начиная со следующего года, их план начал реализовываться. В 1859 Антон Рубинштейн основал Русское музыкальное общество. В его задачу входило развитие в стране музыкального образования и поощрение талантливых исполнителей. Николай Григорьевич, в свою очередь, открыл в 1860 в Москве его отделение. Впоследствии на базе Санкт-Петербургского и Московского отделений Русского музыкального общества возникли соответствующие консерватории, первой из которых руководил Антон, а второй – Николай.

Интересно, что часть средств на строительство здания столичной консерватории дал лично старший брат, а один из первых ее выпускников П.И.Чайковский впоследствии стал преподавателем консерватории в Москве, живя в одной из ее комнат. Впоследствии Николай Рубинштейн выезжал за границу, правда, не только в качестве простого исполнителя. Он был организатором концертов русской музыки на Всемирной выставке, которая проходила в 1878 в Париже. Параллельно в них же он выступал в качестве дирижера. Маэстро даже поступали предложения уехать из России в Америку, однако будучи патриотом своей страны, он отказался, и до конца своих дней оставался верным своей стране


Николай Рубинштейн умер рано. Он ушел из жизни ранней весной 1881 года во Франции, куда поехал на лечение, был перевезен в Москву и похоронен в Даниловом монастыре близ могилы Гоголя. Впоследствии, уже в 1939, прах этого великого человека был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Антон пережил Николая на 13 лет. До конца своих дней он занимался делами консерватории, совершал поездки с концертами по России и зарубежным странам, пока эти огромные нагрузки не подкосили его здоровье. Он скончался в 65-летнем возрасте 8 ноября 1894 года, находясь на своей Петергофской даче неподалеку от Санкт-Петербурга.

Николай Рубинштейн – основатель Московской консерватории

Николай Рубинштейн foto www.tez-rus.net

Николай Григорьевич Рубинштейн родился 2 (14) июня 1835г. в Москве в состоятельной еврейской семье. По отцовской линии семья Рубинштейнов происходила из Житомира и Бердичева, по материнской — из Восточной Пруссии. Музыкой занимался с 4 лет под руководством матери, а с семи лет концертировал вместе с братом Антоном. Учился в Берлине у Т.Куллака игре на фортепиано и у З.Дена теории музыки. Затем занимался у А.И.Виллуана.

В 1866 году он стал во главе московского отделения Русского Музыкального общества. А в 1866г. стал директором вновь учрежденной московской консерватории, с которой не расставался до самой смерти. Рубинштейн был выдающимся педагогом по игре на фортепиано, прекрасным капельмейстером и мощным пианистом-художником.

Дом на Сретенке, в котором жил Рубинштейн и где в 1863-64гг. находились его музыкальные классы foto http://www.classicalmusicnews.ru/

“Каким был основатель Московской консерватории – Николай Григорьевич Рубинштейн? Сегодня ответить на этот вопрос не так-то легко: с одной стороны, слишком скудные сведения, разбросанные в основном по мемуарным источникам, с другой, – слишком богатая и сложная натура. В словарях и энциклопедиях Н. Г. Рубинштейну отводится, как правило, несколько строк. Сам он предельно сдержан и закрыт даже в письмах, адресованных матери Калерии Христофоровне.

Памятник Рубинштейну, который хотели еще до революции поставить во дворе консерватории, так и не был поставлен: власти посчитали, что можно ограничиться бюстом в фойе. Музей Н. Г. Рубинштейна, открытый в 1912 году на пожертвования друзей и почитателей, со временем был преобразован в Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки и т. д. и т. д. Лишь сравнительно недавно появилась монография Л. А. Баренбойма (1982 г.), но и она известна сравнительно узкому кругу специалистов.

Братья Антон и Николай Рубинштейны foto www.dev.daily_hero.idefa.ru

Слава Н. Г. Рубинштейна достигла апогея в 1870-е годы. В 1877 году состоялось его благотворительное турне по русским городам, результатом которого стало пожертвование огромной суммы в 30000 рублей раненым в русско-турецкой войне. В 1878 г. Рубинштейн с триумфом участвовал как дирижер и пианист в концертах Всемирной выставки в Париже.

Отреставрированный дом на Сретенке, в котором жил Н.Рубинштейн foto http://www.classicalmusicnews.ru/

Дом Черкасских на Воздвиженке, где с 1866г. по 1871г. консерватория снимала помещения foto http://www.classicalmusicnews.ru/

П.И.Чайковский foto www.stihi.ru

Письмо Чайковского – лишь одно из многочисленных свидетельств неразрывности судеб Московской консерватории и ее основателя. Тем интереснее для нас личность Н. Г. Рубинштейна.

Юрист по образованию (окончил Московский университет), Рубинштейн некоторое время служил в канцелярии Московского гражданского губернатора. С 1857 г. – учитель музыки в Николаевском сиротском институте, одном из привилегированных учебных заведений Москвы, но работал там недолго. По призванию – музыкант, причем музыкант разносторонний – пианист, дирижер, хормейстер, музыкальный режиссер (активно участвовал вместе с артистами Малого театра в разработке постановочной линии консерваторских спектаклей), наконец, композитор. От композиторской деятельности, однако, рано отказался, самокритично относясь к своим возможностям в этой области.

1894г., консерватория до строительства нового здания foto http://www.classicalmusicnews.ru/

Рубинштейну был не чужд богемный образ жизни, и в студенческие годы он испытал прелести жизни коммуной, обитая вместе с другими бездомными студентами в доме некоего князя В.. В то же время все отмечали в нем огромную собранность, самодисциплину, трудоспособность, и жизнь в его скромной квартире была организована продуманно и со вкусом.

Московская консерватория сейчас foto www.old.stroi.mos.ru

Ответ на эти вопросы мог бы дать ключ к личности Н. Г. Рубинштейна и той уникальной роли, которую он, наряду с братом Антоном, сыграл в истории русской музыкальной культуры. Однако искать такой ответ в биографических данных было бы бесполезно. Хотя Николай Рубинштейн в детстве и ранней юности получил хорошую музыкальную школу, он, строго говоря, был таким же дилетантом, как и многие русские музыканты, например, тот же Балакирев. Специального музыкального учебного заведения не оканчивал. Подобно Балакиреву, Рубинштейн был, что называется, прекрасным практическим музыкантом, гениальным самоучкой. Он сам, упражняясь перед зеркалом, овладел искусством дирижера, сам научился управлять хором. Для поступления в университет сам прошел весь гимназический курс.

Первый этап обучения проходил под строгим контролем матери согласно старой методе, где львиную долю составляли изнурительные технические упражнения. Детей поднимали даже зимой в 6 часов утра и заставляли заниматься в темной, холодной комнате. Небрежность в занятиях грозила наказанием вплоть до розог.

Здесь стоит вспомнить, что Рубинштейн обладал еще и удивительным даром общительности, умея объединять и воодушевлять людей, зачастую очень разных. Музыкально-просветительскую деятельность он начал с организации в 1860-х годах хора, куда записались разночинцы, аристократы, купцы, чиновники, художники, музыканты, студенты, – всего около 100 человек, преимущественно любителей. И уже через небольшое время новый хор по качеству звучания стал конкурировать с хором Большого театра. Тогда же Рубинштейн ввел обычай устраивать у себя дома музыкальные собрания для исполнения классической и новой музыки, на которых присутствовали, помимо музыкантов, художники, литераторы, артисты.

Когда в конце 1850-х годов Л. Н. Толстой, Ю. А. Оболенский и В. П. Боткин составляли проект московского Общества камерной музыки, руководителем его планировался Николай Рубинштейн.

Г.А.Ларош foto www.liveinternet.ru

И в этом, и в других своих личностных особенностях, Н. Г. Рубинштейн оказался чуть ли не идеальным основателем консерватории как своего рода музыкального университета, как центра музыкального образования и культуры.”


Младший брат композитора и пианиста Антона Рубинштейна, Николай Григорьевич оставил свой яркий след в истории русской музыкальной культуры – друг Петра Ильича Чайковского и первый исполнитель многих его произведений, основатель Московской консерватории, один из крупнейших пианистов второй половины XIX века, прекрасный дирижер, заложивший основы русской дирижерской школы…

Николай Рубинштейн родился 2 (14) июня 1835 г. К этому времени небогатая еврейская семья уже четыре года обитала в Москве близ Большой Ордынки. Отец семейства, Григорий Романович Рубинштейн, был владельцем небольшой карандашной фабрики. Рубинштейны смогли перебраться в Москву из Подольской губернии лишь потому, что решились принять православие. Решение изменить вере отцов далось им очень нелегко, и не удивительно, что крещению семейства Рубинштейнов в бердичевском храме Святого Николая предшествовали долгие споры и сомнения. Но другого выбора не было: жестокий указ императора Николая I обрекал их малолетних сыновей Антона и Якова на отправку в кантонистскую школу, откуда дорога была одна – в солдаты. Не такой судьбы хотела для своих детей Калерия Христофоровна…

Родилась и выросла она в Германии, получила там прекрасное образование, в совершенстве владела немецким и французским языками, отлично играла на фортепиано. Все это позволило ей стать для сыновей первой учительницей не только языков, но и музыки. Сначала она принялась за старшего – Якова, потом за Антона. Наконец подрос Николенька – с четырехлетнего возраста он начал учиться игре на фортепиано под руководством матери. Атмосфера в доме была шумная, веселая, музыкальная. У Рубинштейнов постоянно были гости – студенты, чиновники, учителя. Звучала музыка, все пели и танцевали…

Однажды в дом Рубинштейнов зашел сам Ференц Лист. Он рассказал Калерии Христофоровне об успешных выступлениях Антона в Париже и поинтересовался, не становится ли Николенька таким же вундеркиндом-пианистом. Малыш был тут же усажен за инструмент и начал играть. До педалей он не доставал, и Лист стал ему помогать. Затем великий композитор сам сел за пианино и устроил небольшой концерт для хозяев. После этого состоялся разговор, решивший судьбу братьев. Лист настоял на том, что двенадцатилетний Антон и – чуть позже – Николай должны серьезно обучаться музыке в Германии.

В письме сообщалось о тяжелой болезни отца. После возвращения в Москву выяснилось, что Григорий Романович скончался, оставив дела в полном расстройстве. Чтобы расплатиться с долгами и выжить, всем членам семейства пришлось трудиться изо всех сил. Калерия Христофоровна стала преподавать языки и музыку, а Николенька начал свою концертную деятельность. Когда он отправился вместе с Виллуаном в двухлетнюю гастрольную поездку по России, ему было всего 11 лет.

Гастроли прошли с большим успехом. По возвращении Николай Григорьевич (именно так его теперь именовали) решил пойти по стопам брата Якова – поступить на медицинский факультет Московского университета. За обучение он собирался платить сам. Необходимый доход обеспечивали уроки фортепиано и участие в концертах. Выступать приходилось часто: Николай побывал в Англии, Франции, Германии, объехал с гастролями пол-России.

Николай Григорьевич поступил на службу в канцелярию генерал-губернатора и до самой смерти числился в чиновничьем звании. Семейная жизнь не сложилась – женился он чуть ли не на пари. Встретив на одной из вечеринок девушку из семьи Крушевых, Николай Григорьевич влюбился и сделал предложение. Отец невесты навел справки – и потребовал, чтобы Рубинштейн отказался от всяких платных выступлений: в глазах помещика-землевладельца пианист, выступающий на эстраде, не был солидным женихом для дочери. Но все это только раззадорило молодого человека: Николай отказался от приданого и женился на Крушевой, заявив, что без труда сможет содержать ее сам. Невесту свою он едва знал, и не удивительно, что из этого брака ничего хорошего не вышло. В 1857 г. Рубинштейн уволился из канцелярии, и в этом же году супруги расстались: молодая жена заявила, что видела мужа лишь по воскресеньям.

Через некоторое время, когда оба брата уже вернулись в Россию, в Петербурге по инициативе Антона Рубинштейна было создано Русское музыкальное общество. Антон предложил брату создать такое же общество и в Москве. Николай Григорьевич сразу загорелся этой идеей. Он посвятил в замысел всех своих влиятельных друзей. В январе 1859 г. он получил от Антона только что принятый Устав Русского музыкального общества. Сыграв на давнем соперничестве между Москвой и Петербургом, Николай Рубинштейн увлек своей идеей не только друзей, но и московского генерал-губернатора князя Долгорукова. Московское музыкальное общество было учреждено и стало знакомить жителей древней столицы с произведениями великих европейских композиторов и отечественных авторов, поддерживать молодые таланты. Оркестр общества был составлен из музыкантов оркестра Большого театра и частной оперы.

Николай Григорьевич дирижировал оркестром на концертах общества, исполнял партию фортепиано в камерных ансамблях. Одним из самых активных посетителей его концертов был граф Лев Толстой, шумно аплодировавший после исполнения своих любимых произведений. У Николая Рубинштейна было множество учеников; приходилось заниматься и с участниками концертов, для чего музыкант использовал собственный дом.

После возвращения в 1860 г. из очередной зарубежной поездки он вплотную занялся своими музыкальными учебными классами. Вскоре было найдено и помещение (невдалеке от Румянцевского музея). Классы с оплатой 1 рубль в месяц могли посещать все желающие… Эти классы Николая Рубинштейна в 1866 г. стали называться Московской консерваторией. На посту директора консерватории Николай Григорьевич проявил себя требовательным педагогом, неумолимым администратором и коллег подобрал таких же. Отбор студентов и преподавателей был очень строгим. Николай Григорьевич пригласил в качестве профессоров лучших европейских и российских музыкантов-исполнителей. Московская консерватория переживала стремительный взлет.

Несмотря на фанатичную преданность музыке, Николай Григорьевич не чурался и других радостей жизни. Он любил выпить, дни и ночи проводил за карточным столом, двери его дома были все время открыты для друзей и знакомых. Но при этом в доме почти все время звучало фортепиано, и Рубинштейн никогда не опаздывал на занятия или репетиции. В него влюблялись, из-за него стрелялись, о его романах говорила вся Москва. И все же основой его жизни было не это кипение страстей, а творчество.

Одним из главных событий в жизни Николая Григорьевича стала встреча с Петром Ильичом Чайковским… Молодой выпускник Петербургской консерватории по рекомендации Антона Рубинштейна получил место преподавателя теории музыки. Николай Рубинштейн поселил Чайковского на своей квартире, где тот прожил почти шесть лет. Отношения с Чайковским не всегда были гладкими (самая значительная размолвка произошла, когда Николай Григорьевич не оценил Первый фортепианный концерт); тем не менее именно Рубинштейн стал первым – и лучшим, по словам самого Чайковского, – исполнителем его произведений.

Рубинштейн не только преподавал, но и давал сольные концерты, выступал в роли капельмейстера, причем был очень требователен и к слушателям, и к музыкантам. Он не допускал опозданий на свои концерты; пюпитры приходилось менять по нескольку раз – так он стучал по ним дирижерской палочкой! За границей Николай Григорьевич концертировал редко, и все же именно он стал первым серьезным пропагандистом русской музыки во Франции. Популярность его в России была очень велика, и связана она была не только с его концертным творчеством, но и с помощью молодым талантам, с благотворительной деятельностью.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Антон Григорьевич Рубинштейн (1829–1894)

Антон Григорьевич Рубинштейн (1829–1894) Многогранный талант Рубинштейна — пианиста, дирижера, композитора, педагога, организатора музыкальной жизни страны — сделал его имя легендарным. Тем обиднее, что он не мог быть вполне счастлив, так как постоянно при жизни его

Николай Яковлевич Мясковский (1881–1950)

Николай Яковлевич Мясковский (1881–1950) Николай Мясковский родился в семье военного инженера 20 апреля 1881 года в крепости Новогеоргиевская близ Варшавы. Детство он провел в постоянных разъездах — Оренбург, Казань, Нижний Новгород. В 1893 году, после окончания двух классов

Антон Григорьевич Рубинштейн

Антон Григорьевич Рубинштейн Антон Рубинштейн появился на свет в 1829 году в деревне Вихватинец Бессарабской губернии. Когда мальчику исполнилось шесть лет, его семья перебралась в Москву, где Рубинштейн-отец открыл карандашную фабрику.На необыкновенные музыкальные

Антон Григорьевич Рубинштейн

Антон Григорьевич Рубинштейн (1829—1894 гг.) композитор, пианист, дирижер, педагог Клевета – столь же опасное оружие, как и огнестрельное.Не забывай делать невозможное, чтобы достигнуть возможного.Развод при несчастном браке, кажется мне, нравственнее, чем неразрывность

Рубинштейн Николай Григорьевич

Рубинштейн Николай Григорьевич Рубинштейн (Николай Григорьевич) – брат предыдущего, пианист-виртуоз (1835-1881). Семи лет уже концертировал вместе с братом. Учился в Берлине у Куллака игре на фортепиано и у Дена теории музыки, затем занимался у Виллуана. Окончив курс в

Пирогов Николай Иванович (род. 1810 г. – ум. в 1881 г.)

Пирогов Николай Иванович (род. 1810 г. – ум. в 1881 г.) Выдающийся хирург, анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии, новой медицинской дисциплины – топографической анатомии. В Виннице не так уж много достопримечательностей. Одна из них –

Читайте также: