Кто такой кафедральный сотрудник

Обновлено: 01.05.2024

Первые недели учёбы в вузе для первокурсников проходят под знаком смущения и растерянности. Кто такой куратор, методист, декан? Адукар готов заранее объяснить будущим студентам все непонятные слова. А начнём мы, пожалуй, с самого простого — с людей. Чтобы избежать неловких ситуаций.

Студент — учащийся вуза.

Одногруппник — студент из твоей группы. Как правило, он учится на твоей специальности, но бывает и так, что в одну группу объединяют ребят со смежными специальностями (если набор на каждую из них был небольшой). Иногда одногруппники оказываются и соседями по комнате в общежитии, так что на ближайшие годы вы разделите тяготы и радости студенческой жизни.

Однокурсник, сокурсник — студент, который учится с тобой на одном курсе. С однокурсниками ты сможешь познакомиться на поточных лекциях, когда один предмет читается нескольким группам. У сокурсника всегда можно разведать, как тот или иной преподаватель принимает экзамены и зачёты.


Староста — это студент, который является формальной главой группы. Обычно человека на эту должность выбирают уже на первом собрании группы. У старосты группы есть свои обязанности и привилегии.

Пожалуй, больше всего сложностей вызывают названия должностей работников вуза, а также степеней и званий преподавателей. Поясняем:

Ректор — это руководитель высшего учебного заведения. Ректора обязательно нужно знать в лицо.

Проректор — заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах есть первый проректор и множество других, специализирующихся уже на более узких вопросах: учебная работа, международное сотрудничество, идеологическая работа, спорт


Декан — возглавляет факультет, руководит учебной, воспитательной и научной работой. Знать его имя и писать без ошибок — твой долг: все прошения и ходатайства на уровне факультета отправляются на его имя.

Заместитель декана по учебной работе — отвечает за успеваемость на факультете: учебный процесс, экзамены, зачёты, научная жизнь — его вотчина. Хочешь уехать домой посреди учебной недели — идёшь к нему.

Заместитель декана по воспитательной работе — держит руку на пульсе культурной жизни факультета. Есть идеи, как весело организовать какое-нибудь мероприятие? Обращайся к нему.

Заведующий кафедрой — руководит кафедрой на факультете. Если факультет — это отделение высшего учебного заведения, где преподаются научные дисциплины какой-либо одной отрасли знаний, то кафедра — это структурное подразделение вуза, которое осуществляет подготовку в рамках определённой специализации.


К примеру, на стоматологическом факультете БГМУ есть 14 кафедр, среди которых — кафедра ортодонтии, кафедра челюстно-лицевой хирургии, кафедра болезней уха, горла, носа и др.

Куратор — преподаватель, которого закрепляют за группой, как классного руководителя в школе. Он в курсе учебной, общественной, творческой и порой даже личной жизни каждого студента группы. Не удивляйся, если куратор приедет к тебе на чай в общежитие: в его обязанностях следить за условиями проживания своих подопечных.

Лаборант — научно-технический сотрудник, подчиняется заведующему кафедрой или лабораторией. Подготавливает приборы, препараты, оборудование, наглядные материалы для лабораторных, семинаров или к проведению экспериментов. С лаборантами лучше дружить, ведь они — источник информации о преподавателях (как они спрашивают на зачётах и экзаменах, на чём любят подловить, как к ним найти подход, где искать преподавателя, когда он будет не на кафедре ).

Методист — специалист, который занимается составлением учебных программ, а также ведёт документацию по учебной работе. В его компетенцию входит, к примеру, составление расписания и учёт сессии. Хороший методист — счастье для факультета. Обычно студент приходит к нему в нескольких случаях: взять справку с места учёбы или разобраться с расписанием занятий.

Ассистент — начальная преподавательская должность в вузах. Обычно её занимают аспиранты. Ассистент проводит семинарские и практические занятия, помогает принимать зачёт или экзамен.

Преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между ассистентом и старшим преподавателем. На этого специалиста возлагается проведение семинарских и лабораторных занятий. Как правило, на данную должность назначаются педагоги без учёной степени с опытом работы.

Старший преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между преподавателем и доцентом. Старшие преподаватели могут самостоятельно читать курсы лекций и принимать зачёты и экзамены. Как правило, ими становятся преподаватели, не имеющие учёной степени, но имеющие достаточный опыт работы (обычно не менее трёх лет).


Доцент — учёное звание преподавателей высших учебных заведений, выполняющих функцию университетских лекторов; должность в высших учебных заведениях.

Кандидат наук — учёная степень первой ступени. Звание кандидата наук может назначаться с указанием специализации (кандидат экономических наук).

Доктор наук — учёная степень второй, высшей ступени (после кандидата наук). Звание доктора наук может назначаться с указанием специализации (доктор экономических наук).

Профессор — учёное звание научно-педагогического работника высшего учебного заведения.

Академик — звание действительного члена организации учёных — академии наук, высшее учёное звание.

кафедральный собор

В светлый праздник Рождества Христова во всех столичных храмах пройдет праздничное богослужение. Его расписание зависит от конкретного прихода. В условиях города, где прихожан много, богослужения проходят и вечером, и ночью, и утром, — рассказал иерей Андрей Ломакин.

Вечерняя служба — всенощное бдение — в Свято-Духовом кафедральном соборе начнется 6 января в 17:30. Ночное богослужение — в 23:40.

Оно продлится примерно до 2 часов ночи. Но все зависит от количества причащающихся, — поясняет клирик Свято-Духова кафедрального собора. — Если желающих много, то мы разделяем Причастие на несколько чаш. Обычно до 5. Так люди проходят быстрее и не толпятся. Это особенно важно в период пандемии.

Иерей Андрей Ломакин рассказал, что на большие праздники на одной литургии может причащаться около 300 человек.

Но нужно понимать, что не все прихожане причащаются. Поэтому число прихожан в праздники больше примерно в два и даже три раза. Если мест недостаточно, то люди могут услышать службу и на соборной площади.

Для тех, кто не сможет попасть в храм на ночную службу, 7 января в 7:00 и 10:00 пройдут божественные литургии.

Смотрите также:

ТОП-3 О МИНСКЕ

Детская поликлиника, пожарное депо… Что еще строят во Фрунзенском районе


Пешеходный мостик в парк Горького со стороны ул. Купалы открыли после капремонта

Киевский сквер

Какие зеленые зоны в Центральном районе преобразятся в 2022 г.

Пьяный водитель в Минске скрылся с места ДТП и в итоге оказался в медвытрезвителе

алкоголь водитель пьяный за рулем

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos

К инспекторам ДПС отдела ГАИ Октябрьского РУВД Минска обратился горожанин. Он рассказал, что в его машину въехал автомобиль Hyundai, водитель которого скрылся с места происшествия. Инцидент произошел на пересечении ул. Аэродромной и Чкалова.

Спустя несколько минут сотрудники ГАИ задержали виновника ДТП в соседнем дворе. Гражданин спал в салоне легковушки. Милиционеры разбудили 55-летнего нарушителя и доставили его на освидетельствование. Результат экспертизы — 3,1 промилле алкоголя в организме мужчины. В отношении него составили протоколы об административном правонарушении и доставили его в медицинский вытрезвитель.

Госавтоинспекция призывает граждан сообщать о замеченных ими нетрезвых водителях по телефону 102.

Смотрите также:

БЖД за год на четверть нарастила объем контейнерных перевозок

Также в 2021 г. Белорусская железная дорога продолжила создавать необходимые условия для наращивания объемов экспортных поставок продукции белорусских предприятий в контейнерах.

За минувший год объем экспортных перевозок грузов в контейнерах увеличился на 14 % и превысил, по предварительным данным, 70 тыс. груженых контейнеров в ДФЭ. Из них в направлении Китая перевезено около 24 тыс. груженых контейнеров в ДФЭ (105 % к уровню 2020 г.).

В 2022 г. БЖД продолжит развивать транзитные перевозки, в том числе с задействованием инфраструктуры всех белорусско-польских погранпереходов.

Особое внимание уделят вопросам дальнейшего развития экспортных перевозок продукции субъектов хозяйствования Беларуси на внешние рынки сбыта, в первую очередь в Китай и страны ЕАЭС.

Фото предоставлено БЖД

Смотрите также:

В Минск отправлены россияне, выписанные из Витебской областной больницы после ДТП на трассе М8


Уточняется, что пациенты из числа пострадавших в аварии, оставленные в больнице для дополнительного наблюдения, в ближайшие дни будут транспортированы домой на долечивание. Уехавшие чувствуют себя удовлетворительно, некоторые даже планируют перед отъездом осмотреть достопримечательности белорусской столицы.

Фото Telegram-канал Здравоохранение Витебщины

Смотрите также:

До первой звезды нельзя? Можно ли начать поститься сейчас и как подготовиться к причастию

рождество пост каша

Фото Depositphotos

Для православных верующих Рождественский пост начался 28 ноября и завершится в Сочельник, 6 января. Самый строгий пост начинается за несколько дней до Рождества.

Традиция не употреблять пищу вплоть до восхода первой звезды в Сочельник больше народная. В современных условиях верующие стараются ориентироваться на свои силы и здоровье, — рассказал А. Ломакин.

Он пояснил, что ограничения в чем-то — не самоцель поста, а начать придерживаться его можно в любое время:

В духовной жизни есть принцип: никогда не поздно начать. Наоборот, такое желание очень приветствуется. Если решили придерживаться поста, то нужно ограничить себя в привычных ежедневных развлечениях, суете, во всем, что может отвлекать.

Если планируется причастие, то стоит выдержать трехдневный пост.

Человек смотрит на себя, вспоминает, где согрешил против ближнего, когда был черств, груб, невнимателен. До того, как идти на исповедь, по мере своих возможностей желательно помириться с человеком, с которым находишься в ссоре, — посоветовал клирик.

Он подчеркнул: бояться причащаться не стоит.

Священник только исповедует, он не анализирует поступки. Его задача в том, чтобы помочь человеку разобраться в какой-то сложной ситуации. Тайну исповеди разглашать нельзя, священник может использовать случаи, рассказанные людьми, только в своей пасторской практике, но не называя конкретных лиц. Я часто причащаю людей и могу сказать, что грехи у людей схожи, поэтому удивить нас чем-то сложно.

Тем, кто волнуется, иерей рекомендует перечислить грехи на бумаге.

Из-за волнения бывает, что даже то, что хорошо помнил, резко забывается на исповеди. Поэтому бумажка станет хорошим подспорьем. Те, кто часто исповедуются, привыкают и потом не испытывают такого волнения, — рассказал А. Ломакин.

Смотрите также:

Король и королева Швеции заразились коронавирусом после ревакцинации


Фото носит иллюстративный характер

По информации Королевского двора, у монаршей четы наблюдаются легкие симптомы, супруги чувствуют себя хорошо.

Смотрите также:

Закрепить в Конституции обязанность людей сохранять и укреплять здоровье просили медики — Радоман


По словам Н. Радомана, это уточнение не значит, что государство снимает с себя обязанность охранять здоровье населения. В документе закреплено, что Беларусь гарантирует это право, включая бесплатное лечение за счет государственных средств в установленном законом порядке. Государство также создает условия для того, чтобы медицинское обслуживание было доступно всем гражданам. Помимо этого, охрана здоровья обеспечивается в стране развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользоваться оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда.

Напомним, проект изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь вынесен на всенародное обсуждение в конце декабря 2021 г. В процессе его подготовки собирали также мнения людей.

Смотрите также:

В милиции заявили об обнаружении около 1 кг марихуаны у знакомых умершего жителя Речицы

Правоохранители продолжают устанавливать иных участников преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков. Фигуранты задержаны.

Смотрите также:

Проект обновлённой Конституции обсудили с коллективом МАЗа

Первые недели учёбы в вузе для первокурсников проходят под знаком смущения и растерянности. Кто такой куратор, методист, декан? Адукар готов заранее объяснить будущим студентам все непонятные слова. А начнём мы, пожалуй, с самого простого — с людей. Чтобы избежать неловких ситуаций.

Студент — учащийся вуза.

Одногруппник — студент из твоей группы. Как правило, он учится на твоей специальности, но бывает и так, что в одну группу объединяют ребят со смежными специальностями (если набор на каждую из них был небольшой). Иногда одногруппники оказываются и соседями по комнате в общежитии, так что на ближайшие годы вы разделите тяготы и радости студенческой жизни.

Однокурсник, сокурсник — студент, который учится с тобой на одном курсе. С однокурсниками ты сможешь познакомиться на поточных лекциях, когда один предмет читается нескольким группам. У сокурсника всегда можно разведать, как тот или иной преподаватель принимает экзамены и зачёты.


Староста — это студент, который является формальной главой группы. Обычно человека на эту должность выбирают уже на первом собрании группы. У старосты группы есть свои обязанности и привилегии.

Пожалуй, больше всего сложностей вызывают названия должностей работников вуза, а также степеней и званий преподавателей. Поясняем:

Ректор — это руководитель высшего учебного заведения. Ректора обязательно нужно знать в лицо.

Проректор — заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах есть первый проректор и множество других, специализирующихся уже на более узких вопросах: учебная работа, международное сотрудничество, идеологическая работа, спорт


Декан — возглавляет факультет, руководит учебной, воспитательной и научной работой. Знать его имя и писать без ошибок — твой долг: все прошения и ходатайства на уровне факультета отправляются на его имя.

Заместитель декана по учебной работе — отвечает за успеваемость на факультете: учебный процесс, экзамены, зачёты, научная жизнь — его вотчина. Хочешь уехать домой посреди учебной недели — идёшь к нему.

Заместитель декана по воспитательной работе — держит руку на пульсе культурной жизни факультета. Есть идеи, как весело организовать какое-нибудь мероприятие? Обращайся к нему.

Заведующий кафедрой — руководит кафедрой на факультете. Если факультет — это отделение высшего учебного заведения, где преподаются научные дисциплины какой-либо одной отрасли знаний, то кафедра — это структурное подразделение вуза, которое осуществляет подготовку в рамках определённой специализации.


К примеру, на стоматологическом факультете БГМУ есть 14 кафедр, среди которых — кафедра ортодонтии, кафедра челюстно-лицевой хирургии, кафедра болезней уха, горла, носа и др.

Куратор — преподаватель, которого закрепляют за группой, как классного руководителя в школе. Он в курсе учебной, общественной, творческой и порой даже личной жизни каждого студента группы. Не удивляйся, если куратор приедет к тебе на чай в общежитие: в его обязанностях следить за условиями проживания своих подопечных.

Лаборант — научно-технический сотрудник, подчиняется заведующему кафедрой или лабораторией. Подготавливает приборы, препараты, оборудование, наглядные материалы для лабораторных, семинаров или к проведению экспериментов. С лаборантами лучше дружить, ведь они — источник информации о преподавателях (как они спрашивают на зачётах и экзаменах, на чём любят подловить, как к ним найти подход, где искать преподавателя, когда он будет не на кафедре ).

Методист — специалист, который занимается составлением учебных программ, а также ведёт документацию по учебной работе. В его компетенцию входит, к примеру, составление расписания и учёт сессии. Хороший методист — счастье для факультета. Обычно студент приходит к нему в нескольких случаях: взять справку с места учёбы или разобраться с расписанием занятий.

Ассистент — начальная преподавательская должность в вузах. Обычно её занимают аспиранты. Ассистент проводит семинарские и практические занятия, помогает принимать зачёт или экзамен.

Преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между ассистентом и старшим преподавателем. На этого специалиста возлагается проведение семинарских и лабораторных занятий. Как правило, на данную должность назначаются педагоги без учёной степени с опытом работы.

Старший преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между преподавателем и доцентом. Старшие преподаватели могут самостоятельно читать курсы лекций и принимать зачёты и экзамены. Как правило, ими становятся преподаватели, не имеющие учёной степени, но имеющие достаточный опыт работы (обычно не менее трёх лет).


Доцент — учёное звание преподавателей высших учебных заведений, выполняющих функцию университетских лекторов; должность в высших учебных заведениях.

Кандидат наук — учёная степень первой ступени. Звание кандидата наук может назначаться с указанием специализации (кандидат экономических наук).

Доктор наук — учёная степень второй, высшей ступени (после кандидата наук). Звание доктора наук может назначаться с указанием специализации (доктор экономических наук).

Профессор — учёное звание научно-педагогического работника высшего учебного заведения.

Академик — звание действительного члена организации учёных — академии наук, высшее учёное звание.

Первый вывод: врачи — враги, которые пытаются замучить до смерти пациентов. Второй вывод: обращайтесь в суд и отсуживайте что угодно. Постоянно приходится сталкиваться с жалобами пациентов. Например, была такая жалоба: ребенок родился тяжелый, с кровоизлиянием внутрижелудочковым (в головном мозге). Мама слышит слово похожее на желудок, а дальше появляется жалоба, что врачи сделали постановку зонда настолько плохо, что проткнули желудок. Мама, не понимая, на что жалуется, уже пишет в Министерство. А врачам надо вот это всё комментировать.

— Проверяли бы документацию.

— Сказали бы, что подделка, потому что мама, являясь свидетелем, говорит, что на её глазах пытались это сделать. Понимаете, когда женщина родила очень тяжелого ребенка, который при смерти, её нельзя осуждать. У нее стресс, у нее мир рушится. А вот кому больше верить это вопрос.

Иногда, конечно, случаются какие-то осложнения при манипуляции. Доктора посадили за то, что при проведении пункции он, якобы, повредил вену. Якобы повредил! Мнения экспертов разошлись: одни говорят, что это невозможно, другие говорят, что даже если повредил, это входит в перечень осложнений при процедуре. У нас же почти все вслепую. Скажем, постановка какой-то подключичной вены. Вена спрятана за ключицей, чтобы ее поставить, мы заводим иглу, верхушка легкого тут же, мы стараемся верхушку опустить, но есть вероятность уколоть верхушку легкого — это осложнение при манипуляции. Сейчас получается, что, если доктор случайно уколол верхушку легкого, то за это надо посадить как за непредумышленное нанесение тяжкого вреда. Хотя это осложнение при манипуляции.

— Это не ошибка?

— Все сведено к тому, что осложнения, которые могут быть при той или иной манипуляции, приравняли к врачебной ошибке. Это беда, что докторов садят за то, что потенциально может происходить при оказании помощи.

— Это зависит от врача?

— От его квалификации.

— В какой степени?

— Если это доктор, скажем, многопрофильного стационара, где он проводит эту манипуляцию каждый день по два-три раза, у него рука набита.

— То есть манипуляция пройдет скорее всего без осложнений?

— В 99% все без осложнений. А если это доктор первый раз за год делает? Не было таких пациентов, но делать надо? Отказать он не может, вызвать другого нет времени — он один в стационаре. Он заведомо знает, что может быть это осложнение, он идет на процедуру, потому что надо спасать жизнь. И он получает это осложнение. Делает все, что необходимо, все манипуляции, чтобы избежать последствий, а ему все равно это вменяют за ошибку, его садят. Абсурд.

В принципе странно давать ход уголовному делу доктору при оказании помощи за любые осложнения даже ошибки, которые были допущены не по злому умыслу. По той простой причине, что доктор идет помогать.

Возьмите Национальное руководство и посмотрите, там прописаны все заведомые осложнения которые могут возникнуть. Вот за эти осложнения нельзя наказывать доктора, ни при каких условиях. Можно привлечь к административной ответственности, лишить категории, но никаких уголовных дел, в принципе, быть не должно.

— Я думал, что все проверяется перед операцией.

— Невозможно проверить аллергическую реакцию на все медикаменты. У нас операций только в одной больнице столько, что на все медикаменты проверить не хватит никаких денег, никаких лабораторий.

Если бы в медицинской документации были бы сведения о наличии у пациента анафилактической реакции на пенициллин, а врач бы всё равно ввел этот препарат, то это врачебная ошибка, потому что он был предупрежден, он знал, что пациент точно даст данную реакцию, но допустил ошибку. Но когда никто ничего не знал, а пациент отрицал, за что судить доктора?

— Я правильно понимаю, что это все может привести к тому, что врач может просто отказаться от проведения манипуляции, чтобы не брать на себя ответственность?

— Если можно отказаться от проведения какой-то манипуляции, зная риски, то уже сейчас отказываются. Если есть возможность отказаться, помощь никто оказывать не будет, уже сейчас! Уже к этому привели медицину.

— Из-за страха уголовного преследования?

— Чего больше всего боится врач, реаниматолог в том числе, — уголовного преследования или потерять пациента?

— От доктора зависит. Оба вопроса острые, зависит от личностных качеств. Если специалист сверхосторожный, тогда — уголовного преследования. А есть те, кто идут выполнять манипуляции, которые не входят в стандарт, спасают жизнь, потом за это получают. Провел врач трахеотомию задыхающемуся человеку на улице, потом этот же человек его засудил за то, что у него шрам на шее остался — и это реальный случай. Поэтому тут по-разному.

У меня тоже был случай. Проходил по гипермаркету, увидел, что девушке стало плохо, лежала в крови. Я помощь оказал, но первая мысль, которая у меня была — пока никто не знает, что я здесь, уйти. Я подошел, но мысль была. Вот до чего доведены специалисты.

— Ответственность врача за несоблюдение этих протоколов была и до нового года?

— Но они носили рекомендательный характер?

— Абсурдность заключается именно в этом. У нас есть ряд регламентов, которые противоречат друг другу, имеют разные нормы, разные показания.

— Это же проблема.

— Это проблема, мы привыкли к этой проблеме, мы ее уже не вскрываем — ее никто не слышит.

Про обучение специалистов

— Почему? Потому что они просто не доберутся до этих конференций?

— Да, не доберутся. Никто не оплачивает проезд. Все за свой счет. У больниц нет денег.

— Край, федерация?

— В этом и беда, что люди осуждают докторов за плохое оказание помощи, но при этом доктора не имеют возможности обучаться. А с учетом того, что зарплата у ряда докторов от 15 тыс. рублей (на ставку), а ставка это полный рабочий день…

— То есть у врачей либо нет возможности выехать, либо нет мотивации ездить за свои деньги?

— Естественно, на зарплату еще нужно дожить до следующего месяца. Если это крупный центр, Пермь, тут еще можно как-то изыскать средства и возможности съездить. Если это, например, Частые, Ныроб, если мы берем отдаленные районы, у специалистов нет ни физической, ни материальной возможности выехать.

Более того, им нужно каждые пять лет приезжать в Пермь на повышение квалификации. Тут я ничего не хочу сказать, у нас есть прекрасные специалисты. Но многие кафедральные работники не работают в практическом здравоохранении, однако учат тонкостям медицинской науки именно они.

— Что делать с этим?

— Нецелевое расходование?

— Да. Штрафуют за исправление орфографических ошибок в истории болезни, в том числе на лицевой стороне. За то, что доктор взял не в те сроки какой-нибудь анализ, даже если этот анализ для диагностики и лечения вообще не нужен, он ни на что не влияет, но он прописан в стандарте оказания помощи. Формально должен был сделан? Должен. Не сделал — все, штраф 200–400 тыс. с больницы. Кто-то может и выиграл, но не пациенты с врачами.

Дальше что происходит. Начинают загружать медицину бумагами. На самом деле эти бумаги никому не нужны, ни пациентам, ни докторам. У меня, скажем, операция 15–20 минут. Два часа я списываю наркотики после этой операции. Кому это надо? Неужели в медицине наркоторговля процветает? Разве есть кто-то здравомыслящий, кто так думает? Но ведь кто-то уже довел эту ситуацию до абсурда, разве врачи?

Списать какие-то медикаменты, наркотические анальгетики это большая волокита. К чему это приводит? К сожалению, бывают случаи, когда пациенты жалуются на недостаточное обезболивание, особенно в послеоперационном периоде. Некоторые доктора чтобы не списывать наркотические анальгетики, применяют ненаркотические анальгетики, в связи с чем, пациент становится недостаточно обезболенным. В это я поверю, потому что процедура списания наркотических анальгетиков усложнена. Зачем это все? Для чего? Я даже не говорю о том, что ввели множество никому не нужных документов, в том числе критериев качества оказания помощи. У нас есть протоколы для лечения, стандарты (МЭС) для страховых компаний и критерии качества для проверяющих, а самое смешное что эти документы никак не согласованы между собой. Каких только документов у нас нет. В 2012 году, если ребенок пролежал месяц, история болезни была толщиной в сантиметр. Сейчас, если ребенок пролежал 2–3 недели, история болезни уже 2 см, образно выражаясь.

— Это плохо?

— Это время, которое тратится на оформление. Когда мы одно и то же переписываем в три журнала. Есть даже журнал учета журналов — вот до такого абсурда доходит дело. Зачастую времени из-за этого катастрофически не хватает. Меньше времени становится на лечебный процесс, на осмысление анализов, на разговор с пациентом. Это то, на что пациенты жалуются: мало поговорили, мало объясняли, в основном, сидят и пишут. Как часто бывает в поликлинике: пришли, доктор толком не посмотрел, только писал. А почему доктор только писал? Не задавались вопросом? Кто доктора заставил столько писать? Это вопрос открытый. Доктор ли виноват в том, что его заставили писать? Ему на пациента выделяется 15 минут, а писать надо 20 минут, а еще посмотреть надо.

— Про историю болезни. Разве плохо, что она максимально подробно расписана: все симптомы, все лечение?

— Появление кучи бумаг — это ответная реакция медицинского сообщества, чтобы защититься от каких-то последствий?

— И это заслуга СМИ?

— А кого? Общественное мнение кто формирует? Я о том, что происходит. Сейчас в СМИ раздуваются эти конфликты и скандалы, когда за осложнения дают реальные сроки специалистам. К чему это все приводит? К тому, что опытные специалисты, видя то, что происходит, уходят, уезжают, меняют профессию, у нас и так уже много поликлиник не перекрыто специалистами.

Про статистику, которая не для врачей и о том, всегда ли нужно говорить пациенту о возможных последствиях

— Как вы считаете, врач должен говорить пациенту о возможных последствиях?

— Я считаю, что если специалист сертифицирован, если он хорошо обучен, должна быть степень доверия к нему. Серьезные осложнения, высокие риски должен озвучивать: высокий риск слепоты, инвалидности, паралича, серьезное осложнение — это надо озвучивать обязательно. Пациент должен знать, потому что это его жизнь, это риск. А то, что было из 10 тыс. человек у одного — зачем? Вероятность настолько низкая, что данная информированность приведет только к стрессу, перепугать легко, потом успокаивать приходится.

— Официальная статистика зачастую очень сильно отличается от реальности.

— Я немножко о другом. Официальная статистика — это извращенный особый вид лжи. Задумайтесь вот над чем, во всем мире колоссальный процент госпитальной инфекции, а в России ее не существует. Возьмите статистику, проверьте. Кто причина того, что не существует госпитальной инфекции в России, поищите, откуда ноги растут. Докторам статистика не нужна, на нас статистика никак не влияет, нам без разницы. Вот я как доктор отвечаю за конкретных пациентов. Я знаю, что в Калужской области у заведующего в отделении прошла целая серия сепсисов, его замучили проверками. Вероятней всего, он просто честно отражал свою статистику.

— Завотделением нужна статистика. Главврачу нужна статистика.

— Завотделением не нужна статистика.

— А у него не спросят статистику? Тот же главврач, у которого тоже спросят.

— Спросят, но завотделением общается с пациентами и смотрит им в глаза. Статистика нужна тем, кто не видит пациентов. Статистика нужна тем, кому без разницы, как будет заведующий или доктор выкручиваться в какой-то ситуации. Доктора или завотделением, это те кто на амбразуре, которые всё разгребают, которым надо удовлетворить одних и помочь пациенту.

Читайте также: