Кто строит самолеты профессия

Обновлено: 17.05.2024

Часто кажется, что те или иные профессии при всей их интересности будто недосягаемы для обычного человека. Например, что нужно сделать, чтобы создавать новые модели авиалайнеров или автопилот для них? Наверное, это так же сложно, как стать разработчиком нового космического корабля, и легко в такую специальность не попадешь. Однако в жизни все далеко не столь сложно, как кажется. Сегодня мы расскажем о том, как стать тем, кто создает самолеты.

Разумеется, чтобы начать этот путь, нужны самые базовые предпосылки. Во-первых, следует окончить школу, уделяя внимания таким предметам, как физика и математика (и не забывая об информатике, если в вашей школе ее преподавали нормально!). Во-вторых, нужно окончить вуз по специальности, связанной с серьезным изучением аэродинамики. Все это уже есть? Тогда текст ниже — для вас.

Кто такой аэроинженер и почему эта профессия шире, чем кажется

Одни аэроинженеры работают с самолетами, другие — с вертолетами. Третьи приводят технику перед полетом в состояние готовности: осматривают летальный аппарат, настраивают его отдельный механизмы, оборудование и приборы. Четвертый авиационный инженер может специализироваться исключительно на радиоэлектронном оборудовании самолетов или вертолетов (впрочем, есть еще БПЛА).

И это разнообразие скорее хорошо. Очевидно, всем не может нравиться одно и то же: кому-то ближе программирование, другому — конструирование, третьему — что-то еще. Возможность выбора между множеством конкретных специализаций максимально снижает шансы на то, что заниматься придется не совсем тем, чем хочется.

Почему она так востребована именно сегодня

Пара десятков лет затишья в местной авиаиндустрии создали серьезнейший дефицит молодых кадров. Их приходило так мало, что резкое развертывание производства самолетов в России в 2010-х натолкнулось на удушающую нехватку специалистов. Те, кто работал в отрасли раньше, часто уже на пенсии, а на смену им остро не хватает людей.


Сочетание большого спроса от авиаиндустрии с нехваткой кадров означает уникальную ситуацию: перспективные профессионалы в этой области так нужны, что производственные компании готовы вкладываться в их обучение. Более того, во время такого обучения отраслевые игроки предоставляют обучающимся не просто площадку для практики, но и выплачивают высокую стипендию — до 80 тысяч рублей. Именно столько компания-партнер предлагает тем, кто учится в магистратуре на аэроинженера при МФТИ.

Что это за курсы, кто их ведет

Следует отметить, что теоретические курсы проходят дистанционно, а стажировка в EPFL — Федеральной политехнической школе Лозанны (Швейцария), одном из крупнейших и наиболее престижных европейских вузов в этой области. Кстати, он занимает 14-е место в мировом рейтинге QS, опережая знаменитые Йельский и Колумбийский университеты.

Площадку для практики и стипендии предоставляет компании-партнеры, в которых вам предстоит вести настоящий проект в области разработки летательных аппаратов. Он и станет основой дипломной работы. Кстати, проект вы будете вести под руководством наставника, предоставленного компанией.

Не сказки ли это про бесплатную магистратуру? В чем интерес компании-партнера ее оплачивать?

Обучение в магистратуре действительно бесплатное. И да, компания-партнер, кроме этого, еще субсидирует обучающихся, выплачивая им стипендию до 80 тысяч рублей в месяц. Разумеется, при определении ее конкретного размера играют роль результаты практики и учебы. Также компания покрывает и расходы, связанные с выездными стажировками и офлайн-воркшопами с научными группами из состава компании.

Что нужно, чтобы попасть на такие курсы

Во-первых, надо быть выпускником технического вуза. Во-вторых, важно глубоко понимать аэродинамику, знаеть Python и любить математику. Как и во многих других отраслях сегодня, необходимо владеть английским на уровне не ниже С1.

Если это про вас — точно стоит подать заявку на обучение. После этого с вами свяжется менеджер заботы о поступающих и ответит на все дополнительные вопросы.

Важно: чтобы попасть в магистратуру, не нужно предоставлять сертификаты о знании английского или рабочие кейсы, над которыми вы работали до этого. Здесь ищут не тех, кто уже что-то сделал в авиаиндустрии, а тех, у кого есть знания и желание учиться.

Всего в магистратуре десять мест, причем претендовать на них могут только граждане России. Более подробно о плане обучения, наставниках и перспективах по окончании курсов можно прочитать на сайте магистратуры.

Чем это лучше других программ такого рода

Во-первых, партнерство с компанией. Для вас это означает получение опыта решения текущих задач компании в научных группах и возможность реализации собственного проекта. Трудоустройство и бесплатное дистанционное обучение — за счет компании-партнёра.


Во-вторых, стажировка в европейском университете EPFL. Все магистранты пройдут дополнительную подготовку по фундаментальной физике, математике и инженерии. С третьего семестра вы сможете выбрать специализацию, в которую захотите углубиться.

Какие специализации можно получить по окончании курсов


Как успеть подать заявку и когда начнется учеба

C сентября 2021-го по май 2023-го студенты прослушают дистанционные онлайн-лекции. С октября 2021 года начнутся реальные проекты с наставником из компании, работающей в авиаиндустрии. Попутно каждый семестр будут проходить выездные офлайн-воркшопы. В июле 2023 года должна состояться защита магистерской диссертации. И, наконец, в августе 2023-го начнется трудоустройство лучших студентов.

Что входит в учебный план


Присутствуют и дисциплины по выбору, особенно актуальные на этапе специализации. Это и суперкомпьютерное моделирование, и разработка программного обеспечения для разработки и проектирования цифровых моделей, а также автоматическое регулирование и управление, схемотехника, теория управления пилотируемыми системами, математическая статистика и вероятностные процессы, системный инжиниринг.

Кроме этого, запланированы факультативы: машинное обучение, программирование и проектирование на ПК. Наконец, своего рода практический итог всего учебного плана — производственная практика в виде научно-исследовательской работы, связанной с реальной работой в компании из авиандустрии.

А после курсов?

Абсолютно всех учащихся бесплатной магистратуры ждут выездные стажировки и воркшопы , оплачиваемые компанией-партнером. И хотя у выпускников программы будет возможность продолжить работу, обязательная отработка в компании, оплатившей обучение, не входит в условия участия. Это выгодно отличает ее от ряда других магистратур, оплачиваемых производственными компаниями из индустрии

Производственный процесс: Как конструируют самолёты





Дальность и скорость полёта во многом определяются мощностью двигателя, разработкой которого занимаются двигателисты. Сейчас в массовых перевозках используются турбореактивные двигатели с тягой порядка 40 тонн. Ещё 15 лет назад считалось, что самые надёжные самолёты летают на четырёх двигателях, но сейчас производство таких самолётов во всём мире завершается, уступая место аппаратам, летающим на двух двигателях. Это связано с повышением их надёжности. Сейчас, если один из двух двигателей в самолёте отказывает, пассажиры об этом не узнают. Современные самолёты могут продержаться в воздухе на одном двигателе в течение трёх часов. Это относится и к другим системам самолёта, у каждой из них есть свой близнец, который поддержит в случае отказа. Сейчас двигатели настолько совершенны, что придумать в них что-то принципиально новое очень сложно. Главное, в чём конкурируют конструкторы, — это параметр двухконтурности. Чем больше воздуха проходит за пределами, а не через двигатель, тем лучше (экологичнее и экономичнее).


После надёжности самый важный показатель качества самолёта — это топливная экономичность. Авиакомпании охотнее приобретают самолёты, которые тратят минимум топлива. Сейчас стандарт расхода топлива для пассажирских самолётов равен 25 граммам на перемещение одного пассажира на 1 километр. Интересно, что показатель для автомобилей практически такой же. Только вот средняя скорость у самолётов почти в 10 раз выше.



После определения общих показателей самолёта к его разработке подключается каркасное подразделение. Сотни специалистов вычерчивают фюзеляж и крылья, то есть оболочку самолёта. За последние десятилетия конструкция этих элементов (стрингера, нервюры, лонжероны, шпангоуты) практически не меняется. Кстати, все эти элементы перекочевали в авиацию из судостроения.




Подборкой материалов для производства будущего самолёта занимается подразделение прочности. Экономия топлива происходит не только за счёт мощности двигателя, но и лёгкости материалов. Долгое время в индустрии доминировали алюминиевые сплавы, которые отличаются особенно высокой прочностью. Так, толщина обшивки обычного самолёта составляет всего 1,5 мм. Сейчас на смену алюминию приходят суперлёгкие композиционные материалы, в основе которых — сплетение углеродных нитей (пластмасса). Первый самолёт, на 95% созданный из таких материалов, — Boeing 787 Dreamliner — появился в 2007 году, но в массовое производство поступил лишь спустя четыре года. В течение этого времени компания устраняла неполадки. В Европе вслед за ним появился свой самолёт из композитов — Airbus A350. Остальные страны (например, Россия и Япония) пока присматриваются к тому, как эти самолёты поведут себя на практике, и в конкурентную борьбу не включаются.




В самолёте не один, а более 30 различных компьютеров, каждый из которых отвечает за свой участок: крылья, двигатель, подача топлива. Все показатели затем поступают в центральный компьютер. Системы управления самолётом, обеспечивающие устойчивость и манёвренность самолёта, долгое время были исключительно гидравлическими (гидроцилиндры, сервоагрегаты). Постепенно её стала вытеснять электрическая система. Мечта самолётчиков — чтобы гидравлической системы на летательных аппаратах не было вовсе, потому что электрическая легче в эксплуатации, надёжнее и меньше весит.



После того как чертежи самолёта готовы, отдельные его части воссоздаются в деревянных макетах. Потому что одно дело — самолёт нарисованный, и совсем другое — в реальную величину. Благодаря макетам можно понять, что в нём недостаточно удобно, чего явно не хватает.







В ОКБ также проходит обучение пилотов, штурманов, радистов и бортинженеров. Обычно приходят специалисты, которые раньше работали с самолётами других марок. Переподготовка пилота занимает всего 23 дня. За это время он проходит теоретический курс, тренажёрную и аэродромно-лётную подготовку, в течение которой ему нужно налетать не менее 100 часов. На тренажёре отрабатываются не только экстренные ситуации, но и взлёты/посадки в условиях реально существующих аэропортов. Их в базе тренажёра более 20 000.

В планах развития промышленного сектора страны и тяжелого машиностроения в частности реанимация авиационно-космической отрасли стоит на одном из первых мест. Планируется многое. Например, строительство исследовательского и опытно-конструкторского центра в г. Жуковском, объединение наиболее значимых конструкторских бюро в единое формирование, но без утраты самостоятельности в творчестве, без потери конкуренции - и с увеличенным государственным финансированием.

В этом свете весьма перспективным выглядит и авиационное образование. Что же могут предложить отечественные вузы?

* - по данным Федеральной службы государственной статистики за 2017 год.

** - экспертная оценка редакции портала по шкале от 0 до 100. Где 100 - максимально востребованная, наименее конкурентная, с низким входным барьером по знаниям и доступности их получения и наиболее перспективная, а 0 наоборот.

Воздушные задачи

Быть просто инженером и быть авиационным инженером - это несколько разные вещи. У второго профессионала другие задачи, поскольку он работает с авиационной техникой. Основным отличием ее от наземной являются малая масса, высокая надежность и прочность. Также для силовых установок крайне актуален более высокий, чем для наземных аналогов, КПД. Есть даже шутка - идеальный самолет должен быть сделан из бумаги: полетит всегда и никогда не разобьется.

На самом деле проблема подбора материалов для самолетостроения из уже имеющихся крайне сложна. Также для авиации и космоса активно используются и разрабатываются новые материалы. В первую очередь - композитные, поскольку возможности известных металлов и их сплавов уже используются по максимуму. Современная конструкторская мысль упирается в несоответствие имеющихся в наличии материалов возрастающим требованиям по массогабаритным характеристикам и прочностным качествам.

Однако основное русло подготовки всё-таки другое.

Специализации

Авиационное образование включает в себя комплекс весьма специфических областей подготовки.

  • Авиационная техника - конструкции самолетов, вертолетов, других летательных аппаратов плюс технология производства, сборки и испытаний.
  • Силовые установки летательных аппаратов, а также технологическое обеспечение сборки, производства и испытаний.
  • Авионика - приборы, системы ориентирования и навигации, бортовое радиооборудование, бортовые вычислительные комплексы.
  • Прикладные науки - механика, математика, физика и т. д.

Процесс обучения

Зато с 3-го (а то и 2-го курса) начинается авиационное образование в полном смысле этого слова - аэродинамика, динамика полета летательных аппаратов, проектирование и расчет авиакомплексов, конструирование самолета, вертолета, расчеты на прочность, оснащение, системы оборудования летательных аппаратов, продажа авиабилеты. И звучит заумно, и по сути своей далеко от романтики покорения неба.

Однако в это же время становятся известны ответы на каверзные специфические вопросы: например, почему у дозвуковых самолетов нос тупой и округлый, а у сверхзвуковых - заостренный? Для ответа достаточно в общих чертах знать основы аэродинамики. Если самолет летит на дозвуковой скорости, то набегающий поток воздуха должен плавно обтекать профиль, чтобы не было областей возмущения, где воздушные вихри будут только мешать полету. На сверхзвуковой же скорости газ (то есть воздух) ведет себя иначе: из-за больших скоростей полета воздушный поток при срыве с профиля создает дополнительное разряжение, что только упрощает движение самолета.

Где учат

Авиационных вузов в России немало. Кроме того, в некоторых технических университетах есть аэрокосмические факультеты или как минимум кафедры авиационной направленности. В Советском Союзе авиационные вузы создавались, как правило, в крупных областных центрах, где уже существовали предприятия авиационной или аэрокосмической промышленности. Это Воронеж, Харьков, Самара, Казань, Красноярск, Байконур, Москва.

В современной России, разумеется, пальму первенства держат московские вузы:

При этом вузы в Самаре и Казани не только не потеряли своего значения, но и оказались лидерами по качеству образования на довольно больших территориях. Прибавьте к этому ряд военных училищ и университетов, где есть авиационные и аэрокосмические специальности - академия ракетных войск им. Петра Великого, училища в Егорьевске, Жуковском, Кубинке. И это только в Подмосковье.

Результаты каких экзаменов нужны для поступления? Согласно опубликованному Минобрнауки России перечню экзаменов в форме ЕГЭ, которые надо сдавать для поступления в авиационные вузы, необходимы сертификаты по следующим предметам: по всем специальностям - математика и русский язык, по остальным (за некоторыми исключениями) - физика или информатика и ИКТ. Будущие экологи (есть и такая специальность, преимущественно на аэрокосмических факультетах) вместо физики сдают биологию, а будущие специалисты по прикладной информатике - обществознание.

Как учат

Учат в авиационных вузах хорошо - эта аксиома известна еще с советских времен. Авиация - одна из наиболее науко- и трудоемких отраслей машиностроения и промышленности в целом. Если для обучения менеджера достаточно снять несколько классов в школе и иметь оборудованный компьютерный класс, то для обучения авиационного инженера (независимо от его специальности) необходимы хорошо оборудованные лаборатории и проведение сложных лабораторных и практических работ. Именно поэтому МАИ, МГТУГА, МАТИ, КАИ, ВАИ занимают огромные площади - 60-70 % отводится именно лабораториям. Профессорско-преподавательский состав, как правило, довольно солидный (большинству преподавателей за 60, а то и за 70 лет), профессионализм этих людей вне всяких сомнений. Это авторы признанных учебников и научных трудов, создатели научных школ с мировым именем, владельцы патентов на различные изобретения. Многие из них работали с конструкторами первых советских авиационных агрегатов и космических аппаратов. Аэрокосмический факультет МАИ гордится тем, что из его стен вышло несколько летчиков-космонавтов СССР и РФ.

У большинства таких вузов есть собственные сайты и даже интернет-порталы, в том числе и студенческие. Зайдите, посмотрите: информации здесь бывает достаточно для того, чтобы составить более или менее правильное мнение о будущей альма-матер и преподавателях. На таких сайтах можно встретить и ссылки на научно-популярные работы мэтров. Но если подобных ссылок не найдется, поможет палочка-выручалочка: серия ЖЗЛ. Если есть время и желание, то почитайте книги про Туполева, Яковлева, Стечкина, Королева, Жуковского. Также во времена СССР выпускались научно-популярные книги для школьников - и по радиотехнике, и по авиации, и по освоению космического пространства. Хоть и писались они в далекие 80-е, но многие их страницы до сих пор не утратили своей актуальности.

Учеба в авиационном вузе - задача непростая, но и плоды усиленных трудов не заставят себя долго ждать. Выпускников ждут не только в авиации и аэрокосмической промышленности - подготовка позволит работать в самых разных сферах.

Это и проектирование легкосплавных конструкций, и защита холодильных и нагревательных агрегатов, и проектирование устройств для работы в агрессивных средах, и программное обеспечение для проектных и конструкторских работ, и телекоммуникации, и радиооборудование, и робототехника, и системы безопасности, и радионавигация. Список можно продолжать еще очень долго.


Эти профессии появятся до 2030 года в авиации:Разработчик интеллектуальных систем управления динамической диспетчеризацией.Проектировщик инфраструктуры для воздухоплавания.Технолог рециклинга летательных аппаратов.Проектировщик интерфейсов беспилотной авиации.Проектировщик дирижаблей.Аналитик эксплуатационных данных.Инженер производства малой авиации.В этой книге о том, какие профессии в авиации будут востребованы в ближайшем будущем и актуальны сейчас.До встречи в будущем! Группа ТаисВик.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Атлас новых профессий. Авиация. Профессии, которые появятся до 2030 года предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Составитель Татьяна Александровна Тонунц

Составитель Виктор Геннадьевич Суханов

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Профессия ближайшего будущего

Где учится. Как освоить. Как добиться успеха. Преимущества. Востребованность на рынке труда. Материальный интерес.

При выборе профессии Вы решили связать свою жизнь с Авиация. Может быть, Вы только что закончили школу или решили сменить профессию.

В этой книге мы подробно расскажем, какие профессии в сфере авиации будут востребованы в ближайшем будущем и какие актуальны сейчас.

Итак, приглашаем Вас в ближайшее будущее Авиации!

Летательные аппараты позволяют быстро перемещаться на огромные расстояния и помогают попасть в зоны, недосягаемые для наземного транспорта, что бесценно в масштабах такой огромной страны, как Россия. Наша страна традиционно была одним из лидеров в сфере авиастроения и использования авиатранспорта, но утратила эти позиции. Однако в последнее время началось постепенное восстановление отрасли, в том числе, системы малой авиации, региональных аэропортов и т. д. В этой сфере ожидаются значительные технологические прорывы, и она будет играть возрастающее значение в будущем. Авиатранспорт станет более доступным и разнообразным — уже сейчас активно развивается малая гражданская авиация, а в ближайшие 10—15 лет могут появиться летательные аппараты, по стоимости сопоставимые с автомобилем.

Кроме того, будет активно развиваться беспилотная авиация. В городах автономные летательные аппараты смогут применяться для доставки грузов, при строительстве, для контроля за движением и безопасностью в районах.

В строительстве летательных аппаратов также происходят изменения. В первую очередь — применение композитов, позволяющих уменьшить вес и увеличить прочность аппаратов. Например, Boeing 787 Dreamliner уже наполовину состоит из композиционных материалов. Другими важными факторами станут развитие интеллектуальных систем управления (в том числе для крупных аппаратов, например, грузовых самолетов), комплексы активной защиты от угроз, а также применение экотоплива и переход на электродвигатели. Летательные аппараты позволяют быстро перемещаться на огромные расстояния и помогают попасть в зоны, недосягаемые для наземного транспорта, что бесценно в масштабах такой огромной страны, как Россия. Наша страна традиционно была одним из лидеров в сфере авиастроения и использования авиатранспорта, но утратила эти позиции. Однако в последнее время началось постепенное восстановление отрасли, в том числе, системы малой авиации, региональных аэропортов и т. д. В этой сфере ожидаются значительные технологические прорывы, и она будет играть возрастающее значение в будущем. Авиатранспорт станет более доступным и разнообразным — уже сейчас активно развивается малая гражданская авиация, а в ближайшие 10—15 лет могут появиться летательные аппараты, по стоимости сопоставимые с автомобилем.

Кроме того, будет активно развиваться беспилотная авиация. В городах автономные летательные аппараты смогут применяться для доставки грузов, при строительстве, для контроля за движением и безопасностью в районах.

В строительстве летательных аппаратов также происходят изменения. В первую очередь — применение композитов, позволяющих уменьшить вес и увеличить прочность аппаратов. Например, Boeing 787 Dreamliner уже наполовину состоит из композиционных материалов. Другими важными факторами станут развитие интеллектуальных систем управления (в том числе для крупных аппаратов, например, грузовых самолетов), комплексы активной защиты от угроз, а также применение экотоплива и переход на электродвигатели.

Если Вы стоите на пороге выбора профессии, обучения или смены рода деятельности, то предупреждаем Вас!

В ближайшее время многие профессии потеряют свою актуальность.

Атлас Новых Профессий

В самое ближайшее время исчезнут и станут невостребованными 57 профессий.

Однако появятся новые 186.

Атлас Новых Профессий создан для того, чтобы новое рабочее поколение смогло правильно и рационально развивать навыки для необходимой адаптации в будущем. По прогнозам 34 отрасли пройдут через крайне радикальные перемены, что послужит созданию новых профессий и исчезновению старых. Ниже вы можете изучить список устаревающих и новых профессий.

Читайте также: