Кто применяет научные методы для анализа человеческого поведения профессия

Обновлено: 06.05.2024

Прикладной анализ поведения (англ. Applied behavior analysis, ABA) — это научная дисциплина, которая предполагает использование современной поведенческой теории научения для изменения поведения. Поведенческие аналитики отвергают использование гипотетических конструктов, но фокусируются на объективно наблюдаемых отношениях (зависимостях) поведения от окружающей среды. Методы АВА могут быть использованы для изменения поведения только после функциональной оценки связей (зависимостей) между целевым поведением и окружающей средой. ABA включает в себя как прикладные методы поведенческого вмешательства, так и фундаментальные исследования принципов, формирующих и поддерживающих человеческое поведение.

Область применения

В основном, применение ABA более всего известно как метод терапии для людей с нарушениями развития, прежде всего терапии расстройств аутистического спектра. Однако этот метод имеет широкий спектр применения, включая профилактику заболевания СПИДом, сохранение природных ресурсов, образование (в том числе для систематического повышения школьной успеваемости), геронтологию, поддержание здорового образа жизни и физическую культуру, промышленную безопасность, изучение языков, загрязнение природы, медицинские процедуры, воспитание детей, использование ремней безопасности, терапию при тяжёлых психических нарушениях, спорт, управление зоопарками и уход за животными.

Определение

ABA — это прикладная отрасль науки, в которой принципы бихевиоризма планомерно применяются для улучшения социально значимого поведения и где используется экспериментальное определение значимых переменных для изменения поведения. Это одна из областей применения поведенческого анализа. Оставшиеся две — это бихевиоризм, как область научной философии, и экспериментальный анализ поведения, то есть базовые экспериментальные исследования.

Статья Байера, Вольфа, и Ризли за 1968 до сих пор используется как основное описание метода прикладного анализа поведения. В ней описывается семь определяющих характеристик ABA: прикладной, поведенческий, аналитический, технологический, концептуальный, эффективный и общий.

Характеристики метода

  • Прикладной: ABA уделяет внимание, в первую очередь, социально значимым формам поведения. При этом поведенческие аналитики должны принимать во внимание не только кратковременное изменения поведения, но так же учитывать то, как эти изменения могут повлиять на клиента, его окружение и на взаимодействие между ними.
  • Поведенческий: ABA работает с поведением, то есть меняется само поведение, а не то, что испытуемый о нём говорит. Для поведенческого аналитика целью является не прекращение жалоб на поведение от клиента, а изменение самого проблемного поведения. К тому же, поведение может быть объективно измерено. С тем, что поведением не является, поведенческие аналитики не работают.
  • Аналитический: Поведенческий аналитик может так или иначе влиять на то поведение, которой следует изменить. В лабораторных условиях запустить или прекратить целевое поведение по желанию экспериментатора, естественно, легче, чем в натуральной среде. Тем более, что на практике это может быть не всегда этично или легко сделать. Байер, Вольф и Ризли считали, что трудности не должны заставлять науку отклоняться от силы её принципов.

Таким образом, они представляли два варианта, которые лучше всего использовать на практике для осуществления контроля над поведением и, одновременно, соблюдением этических норм. Первое — это постоянное отслеживание результата, а второе — это использование нескольких базовых техник одновременно. Отслеживание результата означает, что перед каждым возможным вмешательством со стороны поведенческого аналитика необходимо измерить параметры целевого поведения. Как только определена чёткая картина поведения, производится внешнее воздействие и необходимые параметры поведения вновь измеряются. Если поведении меняется после интервенции, то производится замер новых параметров до тех пор, пока не установится новый стабильный паттерн поведения. Затем, когда вмешательство в поведение прекращается или снижается, то поведение снова измеряется и оцениваются его изменения. Если вмешательство ученого действительно воздействовало на целевое поведение, то параметры поведения должны поменяться одновременно с этими внешними воздействиями.

Основные понятия в ABA

Поведение

"Если мёртвый может сделать это, значит, это не поведение. И если мёртвый это сделать не может, значит это поведение".

Поведение — это взаимодействие организма или его частей с окружающей средой, которое характеризуется перемещением в пространстве или во времени, в результате которого происходит изменение в любом из измеряемых аспектов окружающей среды. . Часто термин поведение используется для обозначения широкого класса реакций, которые объединены физически или функционально. В этом случае термин реакция означает единичный ответ в целой цепочке поведения. Если группа реакций имеет одну и ту же функцию, то эта группа называется функциональным классом реакций. Для обозначения набора различных поведений одного человека используется термин — поведенческий репертуар. Он может относиться только к определённому классу реакций, которые имеют отношение к конкретной ситуации, или к каждому виду поведения, которое человек в состоянии совершить.

Оперантное научение (обусловливание)

Окружающая среда

Стимулы могут быть описаны через такие качества:

  • Формальные — физические характеристики стимула.
  • Временные — то, когда они возникают по отношению к поведению.
  • Функциональные — через тот эффект, который они оказывают на поведение.

Подкрепление (усиление)

Подкрепление — один и важнейших принципов возникновения поведения и ключевой элемент в большинстве поведенческих программ. Это процесс, с помощью которого целевое поведение усиливается; если подкрепление следует сразу после поведения, то это приводит к увеличению частоты такого поведения в будущем.

Положительное подкрепление — после поведения добавляется некоторое событие, и такое добавление приводит к увеличению возникновения этого поведения в будущем.

Отрицательное подкрепление — после поведения в окружающей среде что-то исчезает, и это также приводит к увеличению частоты появления этого поведения в будущем. Есть несколько различных схем подкрепления, которые по разному влияют на возникновение поведения в будущем.

Наказание (ослабление)

Ослабление — это процесс, который следует сразу за поведением, и уменьшает вероятность возникновения этого поведения в будущем. Как и с усилением, существует положительное ослабление (после поведения что-то добавляется в окружающей среде) и отрицательное ослабление (после поведения в окружающей среде что-то исчезает). В общем и целом, существует три типа наказания: возникновение неприятных последствий поведения, стоимость реакции и тайм-аут. На практике применение наказания часто может сопровождаться нежелательными эффектами, поэтому используются только вместе с процедурами подкрепления (например, подкрепления поведения, альтернативного нежелательному), в одиночку, как таковые, они плохо работают. Нежелательные последствия применения процедур наказания могут заключаться, например, в том, что возрастают различные другие нежелательные формы поведения (не те, за которые наказывали) и при этом снижается желательное поведение. Некоторые другие потенциальные нежелательные эффекты включают в себя избегание и действия в обход нежелательных последствий (уклонение), разного рода эмоциональные реакции и даже, наоборот, к временному усилению поведения.

Угасание реакции

Речевое поведение

Система классификации анализа поведения Скиннера была применена для лечения целого ряда коммуникативных расстройств. Скиннер выделил несколько видов вербальных оперантов:

Для оценки речевого поведения с помощью системы Скиннера можно посмотреть статью Оценка базовых речевых навыков и навыков обучения.

Повторяемость

Это свойство реакции. Реакция может происходить неоднократно в течение времени. Подсчитать и записать это свойство можно по таким параметрам:

  • Счётность — сколько раз происходила определённая реакция/поведение.
  • Периодичность/частота — количество реакций в промежуток времени.
  • Ускорение — то, как меняется частота реакций со временем.

Временная протяжённость

Это свойство указывает на то, что каждый акт поведения занимает некоторое количество времени, то есть как долго он происходит. Измерить его можно по такому параметру как:

Продолжительность — сколько по времени длилось конкретное поведение.

Временное местоположение

Любая реакция/поведение происходит в определённый момент времени. Параметры временного местоположения таковы:

  • Быстрота реакции — время между предшествующим стимулом и началом ответной реакции на него.
  • Время между реакциями — количество времени, которое проходит между двумя следующими друг за другом реакциями

Не относятся к каким-то конкретным свойствам.

  • Процентное соотношение — отношение двух одноразмерных величин друг к другу.
  • Количество попыток до достижения критерия качества (англ. Trials-to-criterion) — число реакций, которое нужно, чтобы достигнуть заданный уровень качества выполнения задания.

Анализ изменений в поведении

Метод формирования реакции

Этот метод подразумевает под собой постепенное изменение существующей формы поведения в ту, которая нам нужна. Например, если обучаемый играет с собакой очень грубо (не гладит, а бьёт, например), то мы, работая методом формирования реакции, будем подкреплять только то поведение, при котором обучаемый касается собаки более мягко.

Эффективность при аутизме

Методы ABA очень часто применяются для коррекции поведения при расстройствах аутистического спектра, причём настолько часто, что сами по себе методы ABA часто считают только методами коррекции поведения при аутизме.

В рамках прикладного анализа поведения выделилось несколько подходов, ориентированных именно на детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра: обучение методом отдельных попыток (англ. discrete trial training), тренировка ключевого ответа (англ. pivotal responce treatment), спонтанное обучение и прикладное речевое поведение (англ. applied verbal behavior).

Профайлинг представляет собой набор инструментов психологического характера для анализа поведения человека и понимания, каким образом он будет вести себя в той или иной ситуации. Данное направление психологии считается относительно новым. Обученный специалист обладает навыками анализа признаков личности как вербальных, так и невербальных. Он может выявить фальшивые эмоции и ложь, не используя детектор, а также предвидеть поведение человека.


Подробнее о том, что такое профайлинг

Практический профайлинг – это достаточно интересная и эффективная наука. Пусть некоторые люди до сих пор и относятся к ней скептически, известно немало случаев, когда именно профайлинг помогал успешно решить сложнейшие проблемы. Для того чтобы лучше разобраться в особенностях науки, нужно погрузиться в историю.

Мало кто знает, что методы профайлинга активно использовались еще в IX веке. Впервые методика была применена известным на то время хирургом Томасом Бондом. Он использовал профайлинг при создании характеристики серийного маньяка Джека Потрошителя. То есть история науки начинается с криминалистики. Но тогда это были, скорее, единичные случаи, активно наука не применялась. Позже, через столетие, профайлинг снова использовали в криминальной сфере, на этот раз для того, чтобы поймать преступников. Технология профайлинга и сегодня активно применяется сотрудниками правоохранительных органов.

Далее отрасль начали активно использовать сотрудники авиакомпаний. Часто именно аэропорт становится средой злодеяний террористов. С помощью методов профайлинга удалось избежать множества терактов, что в совокупности спасло огромное количество человеческих жизней.

Что касается современной жизни, то опытный специалист может определить ложь не только при живом общении, но даже по телефону. Но чтобы научиться с ходу распознавать ложь, требуется серьезная практика. Сейчас профайлинг регулярно используют, как в сферах безопасности, так и при найме сотрудников на работу, при налаживании психологического климата в коллективе. Да и повысить эффективность конкретного работника можно при помощи таких психологических методов.

Это направление действительно важное и эффективное, пользу, которую оно приносит, переоценить сложно. Его можно задействовать в разных сферах: в охране, в различных компаниях, где постоянно проводятся важные деловые мероприятия, в торговле, в психологии.

Особенности разных видов профайлинга

Существуют разные виды профайлинга:

  • Авиационный – анализ поведения пассажиров, который дает возможность выявить террориста или хулигана.
  • Железнодорожный – предотвращение преступлений на железнодорожном транспорте или на вокзалах.
  • Гостиничный – набор техник, которые позволяют избежать разного рода преступлений в гостиницах.
  • Криминальный – составление профиля личности преступника для розыска.
  • Кадровый – помогает найти подходящих сотрудников, которые будут идеально соответствовать требованиям компании. В данном случае нужно ориентироваться не только на поведение в режиме реального времени, но и на прошлое конкретного кандидата.
  • Банковский – нужен для того, чтобы свести к минимуму потери в процессе оформления кредитов.
  • Семейный – дает возможность понять, можно ли доверять партнеру.

8 психотипов личности с точки зрения профайлинга

  1. Истероид. Активным образом демонстрирует окружающим его людям совершенно все элементы своего действия. Такие люди часто навязывают свое общение, редко отмалчиваются в сторонке и остаются незаметными. Они любят подчеркивать свои достоинства и активно демонстрировать их. В то же время в душе такие люди часто чувствуют себя одинокими и даже обделенными, хотя внешне этого часто и не заметишь. Они добиваются внимания разными методами, нередко в ход идет манипуляция или агрессия. Поднять настроение такому человеку максимально просто, достаточно всего лишь сделать ему несколько комплиментов.
  2. Эпилептоид. Такой тип личности желает всегда быть первым, он всеми силами стремится к власти. Такие люди просто обожают все держать под своим контролем. Правда, зачастую они редко отходят от строгих рамок и правил, обычно действуют четко по плану. Такие люди считаются надежными, они дорожат своей репутацией, но мало зависят от мнения других.
  3. Паранойяльный тип. Такие люди пытаются постоянно повышать личную эффективность. Отличаются высоким уровнем энергичности.
  4. Эмотивный тип. Проявляет заботу к другим людям, радует ответственностью, часто пропускает чужое горе через себя.
  5. Гипертим. Оптимист и душа любой компании. Такие люди редко грустят, у них часто хорошее настроение, они живут достаточно активной жизнью.
  6. Шизоид. Если говорить простыми словами, то это люди, склонные к чрезмерному анализу каждого своего действия, редко пускают ситуацию на самотек.
  7. Тревожно-мнительный тип. Остро реагируют на внешние условия и критику, подвержены чужому влиянию.
  8. Депрессивно-печальный тип. Сдержанные люди, которые предпочитают проводить время в одиночестве.

Как научиться профайлингу?

Вы узнали, что такое профайлинг, и почему его методы и основы важно знать. Разбираться в людях хотят все, но как стать профайлером? С помощью специальных обучающих материалов можно узнать методы, которые позволят за несколько минут составить портрет личности.

Прикладной анализ поведения: что это, зачем он нужен и кому без него жизни нет?

Что такое прикладной анализ поведения, поведенческая терапия, поведенческий анализ, ПАП, АВА и АБА

ПАП (прикладной анализ поведения, от англ. applied behavior analysis, АВА) представляет собой практическое приложение науки о поведении – бихевиоризма.

За последние 5-6 лет в России устоялись следующие сокращенные названия этого метода: АВА (англ.), АБА и ПАП, так что не стоит удивляться, что в Москве прикладной анализ поведения называют ЭйБиЭй, в Новосибирске и Воронеже – ПАП, а в Самаре или Нижнем Новгороде – АБА. Одни специалисты переводят термин applied behavior analysis как прикладной поведенческий анализ, а другие как прикладной анализ поведения. Это происходит из-за того, что поведенческая наука и ее прикладные аспекты сфера для нас новая, и среди ученых и практиков консенсус по поведенческой терминологии пока не выработан. Поведенческий анализ – также один из вариантов обозначения прикладного анализа поведения, а термин поведенческая терапия означает психолого-педагогическую или коррекционную работу, основанную на методе прикладного анализа поведения.

Итак, основателем бихевиоризма в начале XX века был американский психолог Джон Уотсон, а Беррес Фредерик Скиннер в 60-х гг. XX века развил это научное направление и дополнил его. К слову сказать, за вклад в развитие науки о поведении Б.Ф. Скиннер признан Американской ассоциацией психологов самым влиятельным ученым и психологом своего века.

Прикладной анализа поведения, будучи практическим приложением науки о поведении, ставит своей задачей изучение и анализ причин того или иного поведения; определение и, при необходимости, изменение стимулов, которые вызывают это поведение.

Как работает прикладной анализ поведения

В России ПАП в силу объективных причин пока используется не так широко, однако Министерство образования и науки Российской Федерации приводит его в перечне наилучших методов коррекции и обучения детей в рекомендациях по вопросам внедрения федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (п. 5, стр. 42).

Как же работает ПАП?

Конечно, можно сказать, что у Максима диагноз, и это все объясняет! Возможно, наличие диагноза что-то и объясняет нам про Максима, но если такой мальчик сидит в вашем классе, и Виктор Павлович в данный момент – вы, вам нужно срочно что-то делать с поведением Максима, ведь помимо того, что в виду проблемного поведения Максим расстраивается сам, он нарушает порядок в классе, что плохо отражается на учебном процессе в целом.

Что бы мы сделали в этом случае, используя прикладной анализ поведения?

В первую очередь, нам предстояло бы определить, что мы хотим изменить в отношении Максима – чтобы его плохое поведение на уроке природоведения прекратилось полностью, или нам будет достаточно, если Максим перестанет кричать, но продолжит разбрасывать учебники? Или же наша цель в том, чтобы Максим наполовину снизил частоту крика и разбрасывания учебников? Определив цель нашей работы (поведенческие аналитики и терапевты применяют термин вмешательство, т.е. нам нужно определить цель нашего вмешательства), мы можем перейти к изучению обстоятельств, при которых у Максима возникает проблемное поведение.

Далее, если в целом на уроках природоведения Максим ведет себя хорошо, однако кричать и разбрасывать учебники начинает в тот момент, когда нужно заполнять таблицу с заданием, то скорее всего нам удалось еще немного уточнить обстоятельства, в которых происходит проблемное поведение Максима, и еще на шаг приблизиться к тому, чтобы выявить причину такого поведения.

Прикладной анализ поведения призывает нас определить, почему Максим не хочет заполнять таблицу, и сделать это в конструктивном ключе, то есть не объясняя его нежелание заполнять таблицу заболеванием.

Может быть, Максиму сложно заполнять таблицу?

Давайте посмотрим, какого рода задания он ранее успешно выполнял, и проанализируем, в связи с чем его ученические показатели ухудшались. Если мы увидели взаимосвязь между возрастанием учебной нагрузки и интенсивностью проблемного поведения Максима, скорее всего, мы приблизились к одному из возможных решений: а что, если специально для Максима упростить таблицу?

Учитель природоведения Виктор Павлович, как и мы с вами сейчас, предположил, что таблица слишком трудна для Максима, и попросил мальчика заполнять только часть полей на выбор. После этого проблемное поведение Максима на уроках природоведения прекратилось, он перестал кричать и разбрасывать учебники.

Разумным было бы возразить, что Максим таким образом не освоил часть программы, которую освоили другие дети – что правда. Однако, во-первых, поскольку Максим ребенок с особыми потребностями, его учитель вовремя понял проблему и скорректировал свои требования к мальчику. Во-вторых, часть заполненной таблицы (причем без крика и истерик) намного лучше, чем незаполненная таблица и сорванный урок, правда?

Следующий шаг в работе учителя природоведения Виктора Павловича – научить Максима заполнять таблицу целиком, и сделать это сейчас, когда поведение мальчика перестало быть проблемным, Виктору Павловичу будет легче.

Мы рассмотрели пример, когда принципы прикладного анализа поведения использовались для того, чтобы проблемное поведение Максима прекратилось. Обратите внимание – учитель не тратил время и силы на увещевание Максима и его родителей, чтобы они каким-то образом (никому до конца не понятным) повлияли на него, и не выслушивал их ответные оправдания или агрессивные высказывания. Он видоизменил фактор окружающей среды – само задание, повысив вероятность его выполнения. Ему осталось сделать еще один шаг – вернуть сложность задания на прежний уровень.

Учитель Максима не рассуждал таким образом, что проблемное поведение его подопечного должно прекратиться только потому, что оно проблемное.

Пожалуй, это еще одна из центральных идей бихевиоризма – никакое поведение не может быть изменено, если мы не ответим на вопросы: для чего оно возникает? что его вызывает?что нам нужно изменить в среде, чтобы изменилось это поведение? какие последствия нам лучше всего предоставлять, чтобы сделать хорошее поведение характерно устойчивым, а плохое свести на нет?

Прикладной анализ поведения работает не только с преодолением проблемного поведения, хотя именно это представляет собой наибольшую головную боль для учителя, – ПАП отлично справляется с обучением детей (и взрослых) как нормативных, так и с особенными потребностями.

Прикладной анализ поведения в частности учитывает, что именно для каждого ученика в классе является большим подкрепляющим стимулом – своеобразной наградой за его хорошее, или же проблемное поведение.

Для большинства детей в классе похвала учителя, а также выставляемые оценки (эквивалент наград) – это подкрепляющий стимул. Те ученики, кто хорошо освоили материал, заслуженно получили похвалу учителя и хорошую оценку, которой они будут гордиться сами перед собой, друг перед другом и перед своими родителями.

Родители тоже похвалят детей за хорошие оценки и высокую успеваемость, а это в свою очередь поддержит стремление детей прилежно заниматься и получать хорошие оценки в дальнейшем. Проще говоря, для таких детей похвала учителя и родителей ­– это настолько мощный стимул, что они стремятся хорошо учиться, чтобы их продолжали хвалить.

Однако есть дети (или периоды в детской жизни), для которых похвала учителя не является подкрепляющим стимулом.

Большим и лучшим стимулом для них будет смех и внимание со стороны одноклассников: каждый учитель, по-видимому, сталкивался с тем, что один-два ученика в классе склонны к эксцентричному (вызывающему) поведению, которое встречается окружающими смехом, гулом, повышенным вниманием – что в конченом счете означает одобрение эксцентричного поведения, а это, как и в случае с похвалой за хорошие оценки, является сильным подкреплением и увеличивает шансы эксцентричного поведения на повторение. Такие ученики не будут стремиться к хорошей учебе, поскольку свою порцию подкрепления они получают вовсе не от хороших оценок.

В этой ситуации мудрому учителю предстоит выработать такую систему взаимодействия с классом, которая позволит ученикам с эксцентричным поведением получать подкрепляющие стимулы от одноклассников не за эксцентричное поведение, а за выученный урок и хороший ответ. Например, учитель может предложить классу отреагировать на, пусть и незначительный, но правильный ответ эксцентричного ученика одобрениями и аплодисментами, что предложит ему как минимум еще одну модель поведения – зарабатывать внимание одноклассников не только вызывающими выходками, но успехами в учебе.

Как можно понять из приведенных примеров, прикладной анализ поведения подходит к вопросу оценки и модификации поведения как к математической задаче с неизвестными слагаемыми, которые необходимо определить. Вместе с тем, при решении таких задач у специалиста – будь то школьный учитель, коррекционный педагог или психолог, всегда есть огромное пространство для творчества, ведь чтобы найти подкрепляющий стимул, зачастую приходится моделировать множество ситуаций, пока не будет найдено лучшее решение.

Определенно, такой математический взгляд на поведение, которое мы хотели бы изменить, позволяет нам не тратить нервы, силы и время на эмоциональные оценки кого бы то ни было – люди поступают так, как поступают, поскольку имеют для этого свои причины.

Ученики, которые не слушаются нас, вовсе не обязательно не уважают нас или плохо ведут себя нам назло – они просто прибегают к тому поведению, которое позволяет им:

а) избежать дискомфорта, который мы им причиняем

б) получить то, что мы не хотим (или не можем) им дать.

Важно помнить, что даже самое неразумное поведение может преследовать вполне разумную цель, и подлинный вызов для учителя не в том, чтобы любыми средствами сломать сопротивление ученика, а в том, чтобы найти ключ к позитивным изменениям его поведения.

Где обучают ПАП, и как стать поведенческим аналитиком

Несмотря на то, что в России такой специальности как поведенческий аналитик нет ни в Общероссийском классификаторе занятий, ни в едином квалификационном справочнике, ни в перечнях направления подготовки и специальностей профессионального образования, обучение поведенческих аналитиков у нас в стране активно ведется.

Как такое возможно?

Если вы хотите получить консультацию поведенческого аналитика – проверьте, указан ли он в международном реестре сертификационной комиссии поведенческих аналитиков. Если вы хотите учиться на курсе по подготовке поведенческих аналитиков – проверьте, получил ли этот курс аккредитацию ВАСВ.

Поведенческий аналитик, сертифицированный по всем правилам, может самостоятельно вести практику, обучать других и супервизировать работу специалистов, пока не получивших сертификат международного поведенческого аналитика: тех, кто не прошел весь курс обучения или не сдал экзамен. Последние назывются помощниками супервизора и не могут самостоятельно вести практику.

А как же базовое образование?

Еще несколько лет назад стать поведенческим аналитиком мог любой человек, имевший интерес к поведенческим технологиям, и способный сдать экзамен борду на английском языке. Но затем Международная сертификационная комиссия ввела ряд требований к квалификации тех, кто хочет стать поведенщиком – они должны иметь высшее педагогическое или психологическое образование.

Почти все российские поведенческие аналитики по базовому образованию педагоги, психологи или учителя-дефектологи. Они работают в различных коррекционных центрах, занимаются частной практикой, дают супервизии, проводят обучающие курсы, ведут программы детей с ОВЗ в ресурсных классах, получивших широкое распространение среди общеобразовательных школ.

Обучение в России

Вовсе нет. Сегодня на рынке образовательных услуг появились программы повышения квалификации для педагогов, психологов и учителей-дефектологов, которые объясняют специалистам системы образования и социальной защиты, как оценивать и успешно модицифировать проблемное поведение их подопечных с различными нарушениями развития, используя метод прикладного анализа поведения.

Такие программы (курсы повышения квалификации) пользуются неизменным успехом как у директоров общеобразовательных школ и руководителей специализированных центров или детских садов, так и у специалистов-практиков по ряду причин:

— курсы разработаны с учетом профессиональных стандартов и ФГОСов, а это немаловажно для руководителей образовательных учреждений, поскольку по закону они просто обязаны обучать своих сотрудников в соответствии с различными стандартами.

— курсы действительно учат – слушатели получают объемное представление об инструментах работы с разными видами поведения, и начинают использовать их в повседневной практике.

— эти курсы, в отличие от других, можно оплатить по договору оферты, что также исключительно важно для школ.

— по окончании курсов слушатели получают удостоверение о повышении квалификации, которое учитывается системой (образования, социальной защиты и др.).

Безусловно, за 72 часа невозможно стать поведенческим аналитиком, но вполне возможно освоить базовые приемы и принципы работы с проблемным поведением, чтобы как Виктор Павлович (учитель Максима, помните?) не тратить время и силы на эмоциональную оценку и переживание такого поведения, а сосредоточиться на его постепенной нормализации.

Ресурсный класс для детей с нарушениями развития и прикладной анализ поведения

Ресурсный класс для детей с нарушениями развития – не просто отдельная классная комната, в которой могут находиться особенные ученики, но в первую очередь это укомплектованное технологиями обучения и коррекции особенных детей образовательное пространство: в нем есть специалисты, обладающие необходимыми знаниями и навыками, в нем есть индивидуальные программы обучения, развития и коррекции, а оборудование такого класса максимально учитывает потребности учеников как в обучении, так и в отдыхе.

Если совсем просто – в ресурсном классе должны быть ресурсы для того, чтобы в нем могли учиться дети с особыми образовательными потребностями.

Некоторые ученики могут учиться в ресурсном классе постоянно, некоторые могут проводить в нем лишь часть своего времени, а некоторые могут заглядывать в него, чтобы отдохнуть, или получить поддержку в какой-то сложный для себя период.

Как организована работа в ресурсном классе?

Организацией работы в таком классе занят учитель – как правило, это сертифицированный поведенческий аналитик, но могут быть и исключения, когда специалист полностью освоил поведенческий курс, но на сдачу экзамена по какой-то причине пока что не вышел.

Учитель – важная фигура в ресурсном классе, поскольку учит он не детей, как можно подумать, но тьюторов, которые занимаются с детьми. Учитель ресурсного класса тестирует детей, определяет дефициты каждого ребенка, разрабатывает для каждого ребенка индивидуальную образовательную программу, согласовывает эту программу с родителями, следит за работой тьюторов и вносит коррективы в программы детей, если что-то идет не по плану.

Тьютор – у каждого ребенка свой. Тьютор может не быть поведенческим аналитиком, но должен понимать особенности работы с поведением и неукоснительно соблюдать предписания учителя в отношении работы с каждым ребенком. Чтобы достичь лучших результатов, тьюторы у детей меняются – это позволяет избежать привыкания и ошибок, которые с ним связаны. Если ребенок показывает положительный результат в обучении с разными тьюторами, это свидетельствует о том, что данный пункт программы им освоен.

У ресурсных классов бывает свой супервизор – поведенщик с очень высокой квалификацией, который может наблюдать за работой учителя, если учитель еще не является сертифицированным поведенщиком, либо может помогать учителю в решении сложных задач.

Существует около десятка различных пособий по организации ресурсных классов для детей с ОВЗ (или только для детей с аутизмом), с которыми можно ознакомиться, чтобы подробней педставлять, какие ресурсы необходимы вашему учреждению, если вы хотите создать ресурсный класс у себя в школе. Одно из пособий составлено специалистами Московского государственного психолого-педагогического университета, где в 2013-2014 учебном году была запущена пилотная модель ресурсного класса по подготовке к школе пятерых детей с тяжелыми расстройствами аутистического спектра. В 2014-2015 учебном годы все пятеро детей поступили в первый класс общеобразовательной школы, где в последующем показали хорошие результаты в части развития коммуникативных и социально-бытовых навыков.

В разных школах страны профессиональный уровень специалистов в ресурсных классах может сильно отличаться – проблема, как мы помним, кроется в том, что в России профессиональная подготовка поведенческих аналитиков пока еще не ведется, а специалистов, получивших сертификат международного борда, критически не хватает как для коррекционных центров, так и для ресурсных классов. Вместе с тем, зачастую энтузиазм директоров или завучей по инклюзии настолько велик, что они внедряют масштабные программы по обучению всего штата сотрудников, поскольку для них это единственная возможность преодолеть кадровый дефицит поведенщиков.

В заключение

Во всем мире прикладной анализ поведения применяют в самых разных профессиональныъ сферах, где одной из основных задач является изменение поведения человека – в спортивном менеджменте, в маркетинге и рекламе, в политологии, социологии и политике, в управлении человеческими ресурсами, в организационном менджменте, в кампаниях по охране окружающей среды и сопровождении пожилых людей. В нашей же стране поведенческий анализ только становится одним из ключевых методов обучения и воспитания детей с нарушениями развития, тогда как о других сферах его применения речь вообще не идет. Мы искренне надеемся, что еще через 3-5 лет в России будут приняты соответствующие профессиональные и образовательные стандарты, которые позволят технологии прикладного анализа поведения активно развиваться и становиться опорной для всех направлений, в которых управление поведением, включая и проблемное поведение, является ежедневной задачей.

Занятия педагога с детьми-аутистами

На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis).

На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis).

АВА‑терапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.

Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.

При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.

В рамках обучающей программы по методике АВА ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два‑три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.

Конечная цель АВА - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, "покажи, как ты. ", местоимения, ответы на вопросы "Что?", "Кто?", "Где?", "Когда?", "Как?", употребление "да" и "нет", и других. Среди программ более высокого уровня - "Скажи, что будет, если. " (предугадывает исход действия), "Расскажи историю", "Делай как (имя сверстника)", "Позови (имя сверстника) играть".

В АВА‑терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,5‑3,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.

Программа раннего вмешательства должна быть интенсивной - от 30 до 40 часов в неделю, чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии.

Специалист по АВА первоначально определяет поведенческую проблему ребенка, затем проводит "измерения" (изучает и наблюдает поведение), в результате которых производится оценка и вырабатывается стратегия обучения ("вмешательство").

Во время обучения по системе АВА с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт), а контроль осуществляет супервизор - специалист по методике. Специалисты последовательно занимаются с ребенком на протяжении двух‑трех часов (делая за это время пять‑шесть программ), на протяжении одного дня с ребенком могут последовательно работать два‑три специалиста, и ребенок получает пять‑шесть часов в день. Все действия по программам записываются в общий журнал работы с ребенком, координируя действия специалистов.

AВА может выполняться на дому, в учебном заведении, в детском кружке. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми - в маленьких группах (два‑три человека) и больших (пять‑десять человек).

Количество часов в учебной программе может варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей. Среднее количество часов в программе АВА - 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВА‑программе - шесть часов в неделю, максимальное - 40.

Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он выучил в программе.

Для детей дошкольного возраста вне зависимости от уровня развития навыков рекомендуется обучение в системе спецобразования. Обучение на дому может быть ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми.

Частично обучение может остаться индивидуальным, в особенности для детей с низким уровнем речевых навыков или для детей, которые ранее не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми.

При всей строгости обучающей программы методика АВА подходит для тяжелых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжелых форм интеллектуальной недостаточности.

Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания.

Читайте также: